Собеседование перед крещением - храм иконы божией матери "знамение" в ховрино. Катехизация перед Крещением

Окрестить новорождённого ребёнка сегодня становится чуть ли не модой. Подчас родители и сами не знают, зачем это нужно и какое это важное таинство.

Церковь укрепляет статус крёстных родителей

Крещение - важнейшее событие в человеческой жизни. С погружением в воду и призыванием Отца, Сына и Святого Духа наступает смерть для греха и рождение в жизнь святую, духовную. Православная церковь с давних пор совершает это таинство над младенцами, хотя они ещё не в состоянии понять важность того, что над ними совершается. Поэтому в церковной практике установилось правило подыскивать для ребенка взрослых поручителей. Насколько крестные родители готовы к новой роли, должно выяснить собеседование перед крещением, на которое Русская православная церковь в последнее время обращает особое внимание.

Кто такие оглашенные

В самом начале существования церкви, когда крестились в веру только взрослые, которые чаще всего становились мучениками, подготовка к этому таинству была серьёзной и длительной. В течение 1-3 лет такие люди "оглашались", т. е. знакомились с основами вероисповедания, проходили не одно собеседование перед крещением. Долгое время они изучали Евангелие, участвовали в совместных молитвах и даже в изгнании злых духов. Но их участие в богослужении имело границы: после возгласа священника: "Оглашенные, изыдите!" они должны были покинуть помещение, где начиналась Литургия верных, Таинства Исповеди и которое, как правило, происходило на Пасху, люди, прошедшие столь длительное испытание, становились настоящими христианами и за свои убеждения готовы были идти на смерть.

Роль крёстных родителей при оглашении

Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: "Отреклся ли еси сатаны?" - "Отрекохся". Затем подтвердить свою веру: "Сочетался ли еси Христу?" - "Сочетался". Поклониться Ему и прочитать

Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещением ребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.

Распоряжение патриарха

В конце прошлого-начале нынешнего века Русская православная церковь испытала наплыв взрослых, желающих воцерковиться, и родителей, стремящихся окрестить своих детей. Причем многие из них имели весьма отдаленное представление о вере, о Христе, о духовной жизни. Этим людям был необходим хотя бы минимум религиозных знаний и представление об обязанностях, которые накладывает на них Таинство Крещения.

С этой целью патриаршество РПЦ в 2013 году особым распоряжением вводит требование, чтобы обязательно проводилось собеседование в церкви перед крещением. Оно предназначено как для родителей, так и для восприемников их детей. Дважды приходят они на огласительную беседу, чтобы получить необходимые знания о предстоящем событии. Без этих бесед священник совершать таинство не вправе.

Катехизация родителей

Катехизис - свод основных правил церкви. Если родители приносят ребенка креститься не в силу своей веры, а потому, что все так делают, то их будет тревожить вопрос, что спрашивают на собеседовании перед крещением. Задав несколько вопросов о том, часто ли они бывают в церкви, исповедуются ли регулярно, приступают ли к причастию, священник просветит их в основных вопросах веры. Они узнают о церковных таинствах, об обязанности регулярно причащать своё чадо, молиться за него. Лектор-катехизатор расскажет им о том, что главным авторитетом в семье и воспитании должен стать Христос. предполагает решение практических вопросов: дата, время крещения, необходимая одежда.

Сами родители в таинстве крещения не участвуют и остаются простыми зрителями. Но на последнем этапе этой службы происходит введение новокрещённых в храм. Пока священник заносит мальчика в алтарь, а девочку прикладывает к святым иконам, родная мать кладет земные поклоны и молится за своего ребенка. Чтобы иметь возможность участвовать в обряде воцерковления, ей нужно быть в чистоте, поэтому дату события надо согласовать и с этим естественным обстоятельством.

Наречение имени

Во время собеседования перед крещением с родителями обговаривается имя, которое примет младенец после таинства. Особенно важен этот вопрос, если в свидетельстве о рождении записано пусть красивое имя, но не входящее в святцы. Родители Эдуардов и Станиславов, Олесь и Викторий по совету священника заранее подбирают ребенку православное имя и вместе с ним - небесного покровителя. Этот защитник и молитвенник сопровождает человека на всем протяжении жизни. Обычно крещаемому дается имя святого, чья память празднуется в день его крещения.

Раньше наречение имени происходило на 8-й день после рождения - день именин был важнее дня рождения. Судьба человека связывалась с тем, как его нарекли. Теперь же, к сожалению, многие не знают, как они по-православному зовутся. А ведь церкви человек известен под своим христианским именем. Хорошо будет подарить крестнику икону с изображением его покровителя, чтобы она была его спутницей во всю жизнь.

Огласительная беседа для крёстных

Восприемник от купели - это человек, принимающий на свои руки только что освящённого младенца. Главная роль в этом таинстве отводится крестным родителям. Папа или мама малыша могут быть и нецерковными или исповедовать другую веру - это не помешает их ребенку стать христианином. А вот восприемники просто обязаны быть религиозными людьми. Все, что произойдет на таинстве с младенцем, произойдет только по их вере.

Поэтому собеседование крестных перед крещением - очень ответственный момент подготовки к этому событию. Священник объясняет им роль, какую они будут играть в самой службе, говорит об ответственности за душу младенца, которого они берутся вести к Богу. Дает задание, чтобы они выполнили его ко второму занятию.

Требования, предъявляемые к восприемникам

Для крестного родителя важно знать, если ему предстоит собеседование передкрещением ребёнка, что спрашивает батюшка. А восприемник от купели должен многое:

  1. Знать, понимать и применять в своей жизни десять заповедей Ветхого Завета и семь заповедей-блаженств Иисуса Христа. Это основа христианской нравственности, которую он будет формировать в будущем крестнике.
  2. Регулярно участвовать в богослужениях, исповедоваться и причащаться.
  3. Знать и "Богородице Дево". Уметь четко, без запинки читать "Символ Веры", понимать и объяснять его.
  4. Знать, из чего состоит Новый Завет, а Евангелие от Марка прочитать от корки до корки.
  5. Накануне таинства выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься, чтобы с чистой душой и помощью Божией принять ответственность за новую душу.

Кто не может быть крёстным

  1. Человек, находящийся под церковным наказанием, на которого наложена епитимия, и он отлучен от причастия, не может стать восприемником от купели.
  2. Близкие родственники: родители, брат или сестра тоже не имеют на это права.
  3. Муж и жена не могут крестить одного и того же ребёнка.
  4. Монахи и те, кто готовится к монашеству - это не крёстные.
  5. Люди с нарушенной психикой в таинстве крещения не участвуют.

Как видим, довольно широкий круг вопросов затрагивает первое собеседование перед крещением с восприемниками от купели. На этом же занятии заполняется анкета на ребенка и его крестных родителей, дается задание, выполнение которого может занять 3-4 недели.

Зачем причащаться перед таинством крещения

Чтобы подготовиться к предстоящему событию, должны основательно потрудиться именно восприемники от купели. Причем не круг материальных вопросов важен в этом деле. Купить крестильную сорочку, полотенце, крестик, цепочку, пожертвовать в церковь деньги и накрыть праздничный стол - все это внешняя суета. За ней может укрыться страшная вещь: таинство не состоялось, обручения с Богом не произошло. И все потому что младенец сам за себя отвечать не может, а восприемник за него не хочет. Ну не считает он важными эти вопросы, нет у него для них времени!

Поэтому очень важным этапом подготовки к предстоящему событию является второе собеседование батюшкой перед крещением. Помимо проверки теоретических знаний ("Символ веры", Евангелие, заповеди) оно обязательно включает исповедь. Это таинство раскроет искренность и подлинность веры тех, кто будет главными фигурами в будущем крещении. Нежелание крестных исповедаться и причаститься свидетельствует о том, что надо их поменять, нельзя портить ребёнку еще не начавшуюся духовную жизнь. И священник в таких случаях вправе отложить крещение, пока восприемник не будет соответствовать требованиям, которые диктует таинств.

Заветная справка

Родители, уже окрестившие детей, знают, как тяжело найти момент, когда в семье все готово, ребенок не болеет, оба восприемника на месте и оба свободны, и в церкви нет препятствий для совершения обряда. С этой точки зрения требование об обязательной катехизации является дополнительным препятствием: заветное крещение откладывается еще на месяц-полтора, до тех пор, пока священник не примет экзамен и не выдаст справку об успешном оглашении. Никакие ссылки на занятость и отсутствие времени не имеют силы.

Если крестные родители живут в другом городе, они могут пройти собеседование перед крещением ребенка по месту жительства и привести в день совершения таинства всё ту же справку об оглашении, заверенную подписью и печатью.

Возможно, ребенку повезет, и его восприемник действительно воцерковленный человек. Но и в этом случае он должен взять письменную рекомендацию у священника своего прихода и предоставить её по месту крещения. Для человека, согласившегося взять ответственность за душу маленького христианина, обходные пути исключаются: или отказаться, или воцерковляться.

Последнее слово остаётся за батюшкой

Священник как никто иной понимает роль крестных родителей в жизни малыша: это и введение его в молитвенную жизнь, и чтение с ним Библии. Случись что-нибудь с родителями, и останься ребенок один - усыновляют его восприемники от купели.

От священника, проводящего катехизацию, во многом зависит, перед крещением. Один задаст пару вопросов, махнет рукой и - окрестит малыша. Другой же спросит по всей строгости, и только убедившись, что ребенок попадет в надежные руки, даст разрешение на таинство. Возможно, оба будут правы: пути Господни неисповедимы.

Ну, а если решение креститься принял уже взрослый человек, тогда ему лучше бы знать следующее:

«Кто будет веровать и креститься,
спасен будет
» (Мк. 16, 16)

Крещение – это духовное рождение человека!

Это таинство , которое совершается Самим Господом ! И священник в крещении (как собственно и в любом другом таинстве) является лишь посредником между Богом и человеком.

После крещения, тот, над кем совершилось это таинство – становиться полноправным членом православной Церкви, становиться ее частью.

Крещение не должно приниматься только лишь в силу традиции, национальной принадлежности или по какой-то другой причине (все крестятся, а я чем хуже!!!).
Единственное основание для крещения – это ИСКРЕННЯЯ ВЕРА крещаемого в Иисуса Христа и другой причины быть не может! Именно поэтому будущий христианин должен знать (по крайней мере, не впервые слышать о ней уже на крещении) молитву Символ Веры, уже по названию которой понятно, о чем она. А еще лучше будет если, готовясь к крещению, участник таинства заранее прочитает книгу Закон Божий, где уже более подробно и развернуто изложены основы православного вероучения.

Есть все основания полагать, что крещение принятое человеком без веры, просто по традиции, не просто не принесет пользы, но может пойти во вред, так как таинства, установленные Самим Богом – это не игрушки и не какие-то магические примочки, и такая «игра » с Господом ни к чему хорошему не приведет.

Ну, а если вера во Христа искренняя, то, само собой разумеется, крещеный должен СТАРАТЬСЯ вести христианский образ жизни, соблюдая заповеди Божии. Стараться жить по совести, не делая другим того, чего не желаешь себе или своим близким!

Здесь я с вашего позволения позволю себе небольшое, но очень, на мой взгляд, важное отступление…
Удивительное дело. Мы все с юных лет знаем эту, казалось бы «банальную» истину. Действительно, что может быть проще – как ты, так и тебе. Но при этом мы с удивительным постоянством нарушаем или вовсе забываем об этой истине, не понимая или не желая понять – к каким страшным последствиям приводят подобные нарушения. В самом деле, ведь эта заповедь дана Богом не просто так для красного словца, нет!!! Это ЗАКОН Божий и исполняется он с еще большей точностью, чем любой закон физики. И если ты причинил зло другому человеку, то это зло РАНО или ПОЗДНО – но НЕОТВРАТИМО отразиться на тебе или на твоих близких. И не потому что Бог требует отмщения, конечно нет. Напротив, если человек не кается в содеянном зле, то есть не просит прощения за него, не желает исправиться, то единственный способ снять с него грех (а значит и его последствия) – это страдания, скорби, боль. А теперь внимание вопрос?! ПОЧЕМУ мы, прекрасно зная об этом, все равно, с редкостным постоянством поступаем с другими не так как нужно, не так как правильно, а так как выгодно для нас? На кой ляп нам нужна такая «выгода »?
Не знаете?… Я тоже не знаю. Но если чаще задумываться над этим, то таких «выгод » в нашей жизни однозначно будет меньше.

Итак, продолжим…
Непременным условием искренней веры является участие христианина в церковных таинствах. В особенности в таинствах исповеди и причащения . Невозможно, считая себя православным христианином, при этом не причащаться. Причащаясь, мы под видом хлеба и вина принимаем Плоть и Кровь Христову, от Самого Господа получаем надежду на спасение, на вечную жизнь, веруем, что воскреснем как Христос воскрес! Соответственно, не причащаясь, мы добровольно лишаем себя помощи Божией, отвергаем (так как не принимаем) Крестную Жертву Христову, принесенную Им ради каждого из нас. Этим самым мы совершаем мистически тяжкий грех, так как (снова повторюсь) ДОБРОВОЛЬНО отказываемся от Христа, делаем Его жертву ради нас – НАПРАСНОЙ!

Именно поэтому причащаться после совершенного над человеком таинства крещения не просто желательно, а НЕОБХОДИМО!!! Нельзя этого не делать. Это все равно что, посадив зерно в землю, не поливать его, при этом надеясь, что оно прорастет и даст обильные плоды.

Еще одно важное дополнение: Взрослому человеку, готовящемуся к таинству крещения нужно приложить все усилия к тому чтобы узнать - не был ли он все-таки крещен в детстве. Почему это важно? Да потому что повторно участвовать в этом таинстве категорически запрещено. Дело здесь в том, что если человек (зная, что крещен) креститься повторно, получается он не верит, что таинство совершилось над ним в прошлый раз. а поскольку, как я уже неоднократно говорил, любое таинство совершает Сам Господь , значит человек Ему и не верит. А какой смысл тогда в крещении вообще?

И лишь когда будущий христианин удостоверился, что не был крещен в прошлом (либо приложил к тому все усилия) - можно смело готовиться к крещению, т.е. ко своему духовному рождению, в котором, по милости Божией, человеку прощаются все грехи , сотворенные им до этого.

В заключение (как назидание для нового христианина) хотелось бы привести притчу, рассказанную Христом вместо ответа на важнейший для всякого разумного человека вопрос о ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ :

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить ». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе ».

Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же ».
Евангелие от Луки 10 (25-37).

Доклад на пастырском семинаре духовенства Калужской епархии 2 мая 2011 г.

Разговоры о необходимости катехизации перед Крещением идут давно. Не знаю, согласятся ли со мной достопочтенные отцы, но этот вопрос – один из важнейших в жизни Церкви.

Мы все стали свидетелями внешнего возрождения церкви и церковной жизни. Мы видели, как за последние 20 лет открывались храмы, монастыри, семинарии. Как рукополагались во множестве священнослужители, как умножалась паства. Все это не может не радовать, но есть одно «но». И все мы прекрасно об этом «но» знаем.

Крестили мы за эти годы в масштабах страны – миллионы. Сколько же людей должно быть у нас в храмах? Хотя бы на большие праздники?

Сводки ГУВД по 2011 году, дают цифру по Москве - 292 000.

Т.е. в Пасхальные дни храм посетил только каждый 30-ый русский житель Столицы (я специально считал не от общего числа, а от количества русских). Это значит 3,3 %.

И это на Пасху, когда народ не помещается в храмы, когда в храмах полно людей, которые больше в течение года в храм не придут, которые не постятся, не молятся и вообще церковной жизнью не живут.

Можно представить, сколько у нас людей в храмах в обычные воскресные дни. Вообще церковных людей в стране чуть больше процента. Это на фоне полного крещения всех «этнических русских». И эта тенденция усиливается.

Меду тем пик интереса и моды на православие давно схлынул. Более того, положение Церкви, в плане отношения к ней обычных «среднестатистических» россиян ныне близко к критическому. Рейтинги, если такое слово применимо к Церкви, падают катастрофически и не год от года, а месяц от месяца. Ругать Церковь стало хорошим тоном почти на всех Интернет-ресурсах. На любом новостном сайте, любая новость о Церкви неизменно вызывает бурю негативных комментариев. И оставляют их не иноверцы, а те самые крещеные нами люди, которых мы не катехизировали. Можно сказать, что уже выросло поколение людей не просто индифферентных к Церкви, но потенциально враждебных. Это во многом напоминает ситуацию начала 20-го века. Чем закончилась та ситуация, мы знаем.

Причин всему этому много, но в рамках этого доклада нет смысла все их перечислять. Одна из весомых причин - наши миллионные Крещения. Вернее, их неправильность.

Мы отступили от правильной, канонической практики подготовки к Крещению. Мы десятилетиями игнорируем голос Святых Отцов. Этот путь не может нас не привести к провалу, возможно, по разрушительности не уступающему 17-му году.

Нечто подобное непременно нас ждет, если мы срочно не исправим ситуацию пока не поздно (дай Бог, чтобы уже не было поздно), если мы не вернемся к Святоотеческим принципам и правилам Церковной жизни. И не только по причине циркулярного письма Митрополита, а сами по своей пастырской совести.

Катехизация взрослых

Хочу напомнить, что катехизация перед Таинством Крещения – не есть какое-то нововведение. Разговоры о том, что, дескать, давно уже крестим без подготовки и это уже традиция – совершенно безосновательны. Катехизация в Церкви была всегда и никогда никакой Святой Отец или Церковный Собор ни высказывался против нее.

Необходимость подготовки к Крещению совершенно ясно озвучена Самим Господом: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ».

Совершенно однозначно Господь говорит о том, что научение предшествует Крещению, а повеление учить повторяется дважды.

Во времена гонений Русская Церковь была насильно лишена возможности проповеди и катехизации. Сам факт принятия Крещения часто был актом исповедничества. Но это совсем не значит, что теперь, получив свободу, мы должны продолжать нарушать Церковные Каноны и продолжать порочную практику, порожденную богоборческим режимом.

Канонические правила

Есть ли канонические правила, которые говорят об обязательности катехизации перед Таинством Крещения? Их предостаточно:

2 правило I Вселенского Собора говорит о следующей порочной практике, которая, очевидно, имела место в те времена:

«... людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время , и по крещении дальнейшее испытание.» .

Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «...ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать» .

О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора : «По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению» . В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере» .

7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их» .

46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают:

«Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам» . В толковании на сие правило Зонара отмечает: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками» .

Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора : «В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися» . Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру..., ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати» .

Мотивы Крещения

Многие утверждают, что если человек декларирует свою веру во Христа и выражает желание принять Крещение , это уже делает его готовым к Таинству. Следовательно, готовить тут уже нечего, остальное, дескать, Господь Сам управит.

К сожалению, в наше время утверждение человека о том, что он «верит во Христа» совершенно не означает не только то, что это православный человек, но даже и то, что он верит именно во Христа – Бога, пришедшего во плоти. Любой оккультист в наше время заявит, что он любит Христа больше всех христиан.

Так же и желание принять Крещение может быть мотивировано совершенно недуховными причинами: модой, традицией, болезнью и т.д. вплоть до желания зарядиться духовной энергией перед походом к экстрасенсу.

При подготовке к Таинству Крещения необходимо начать разговор с желающим его принять именно с выяснения мотивов. Надо сказать, что и канонические правила этот вопрос считают важным.

Это видно из 12-го правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни:

«Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды: разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.... А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства - скудость в достойных людях и его подвиги после крещения» .

Это то, что касается взрослых людей, принимающих Таинство сознательно. Крещение таковых без научения есть каноническое преступление. Священнослужитель, если совершает таковое, должен знать, что он нарушает Соборные решения Церкви, противится Святоотеческой традиции и теперь уже – нарушает прямое благословение своего правящего Архиерея.

Крещение младенцев

Все вышесказанное касается и Крещения младенцев, с той разницей, что катехизироваться должны родители младенца и крестные.

Церковь никогда не крестила детей в языческих семьях или в семьях людей, отпавших от нее. Большинство нынешних «крещеных» православных по сути являются таковыми. Они отпали от Церкви или, точнее, никогда в нее по настоящему не входили, так как не разделяют сознательно ее веры, ее жизни и не участвуют в ее Таинствах.

Поэтому прежде крещения детей, необходимо не просто катехизировать, но желательно и воцерковить их родителей и крестных.

Мы не можем попускать даже родителям окрадывать ребенка самой страшной кражей: похищать у него Дар, данный Самим Богом. А именно это происходит, когда мы отдаем новокрещеного в руки неверующих и невоцерковленных родителей и крестных. Полученная святыня кладется под спуд безбожного воспитания, зерно Новой Жизни попирается, как брошенное при дороге мирской жизни.

Крестными могут быть не просто крещеные люди, а лишь те, кто сам преуспел в церковной жизни и может научить другого. Как может учить тот, кто сам не знает? Как покажет дорогу тот, кто не сделал и шага?

Нельзя также допускать становится восприемниками при Таинстве Крещения людей, отпавших от Церкви неприятием Православной веры, неучастием в ее Таинствах, не умеющих правильно прочитать Символ Веры и живущих в смертных грехах (имеется в виду столь модный ныне «гражданский брак» - попросту – блудное сожительство).

Порядок огласительных бесед

Циркулярное письмо предусматривает две катехизические беседы как минимум. В них должны быть изложены самые основы веры, минимальные знания евангельской истории, основы духовной жизни. После первой беседы желательно раздавать материалы для того, чтобы человек перед второй беседой мог что-то изучить самостоятельно.

После Крещния необходимо снабдить крещеного минимальным набором духовной литературы: Евангелием, молитвословом, желательно какой-либо книгой или диском об основах духовной жизни.

В случае решительного отказа от оглашения допускать к Крещению отказавшихся нельзя.

Церковь – не бюро ритуальных услуг, а раздаятельница Даров Духовных. Ее цель - не обеспечить спрос и извлечь выгоду, а сделать человека достойным и способным эти Дары принять.

Плата за Крещение

Позорнейшим и совершенно недопустимым явлением является сохранение в отдельных храмах фиксированной платы за Таинство Крещения.

Я прошу правильно понять мои слова. Я не против самого факта пожертвования за Крещения, а против взимания фиксированной суммы.

Правило 23 VI Вселенского Собора гласит:

«Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства ».

Поскольку в Крещении и других Таинствах так же подается освящение Духа, толкователи распространяют это правило на все Таинства.

Действительно, сложно вообразить апостола Петра, требующего денег за крещение от Корнилия сотника или Симона волхва, или апостола Павла, вывешивающего где-нибудь в Эфесе прейскурант цен за Таинства…

Более анти-миссионерского явления, чем фиксированные цены за Таинства, просто сложно вообразить.

Участие мирян в катехизической подготовке

Катехизацию совершенно не обязательно проводить лично священнослужителям. Главное – наладить ее механизм. В определенный день в храме собираются желающие принять Крещение, родители и крестные. Учиненный катехизатор или священнослужитель проводит занятие. Через какое-то время – следующее. В установленный день совершается Крещение. Так, например, уже много лет обстоят дела в Юхнове.

В городах, где храмов несколько, целесообразно централизовать катехизическую подготовку – проводить ее совместными усилиями в одном месте, а Крещение совершать в разных храмах. Так, например, уже много лет происходит в городе Малоярославце.

Методические пособия

Пока методическое пособие по катехизации находится в стадии доработки. Но каждый священник, несомненно, может использовать свои знания и опыт для самостоятельного катехизирования.

Объяснить основы веры и духовной жизни совсем несложно. Это будет полезным не только для крещаемых, но и для самих катехизаторов. Любая беседа с людьми, живое общение с будущими прихожанами всегда приносит пользу.

Следует избегать формализма в проведении катехизации. Надо помнить, что именно в этих беседах, в их качестве и есть самое настоящее пастырство.

Что может быть для священника выше этого служения: люди пришли в храм, ко Христу. Вот он - самый важный момент: надо рассказать им о Христе, о спасении, о Церкви. Не для этого ли мы все призваны в священническое служение?

Объявления о катехизации

Необходимо разместить объявления о катехизических беседах при храмах, возможно, присовокупив цитаты из вышезачитанного циркуляра. Это поможет и людям заранее рассчитывать свое время и избавит священников от лишних объяснений.

А объяснения неизбежны, т.к. основная масса нашего общества не готова смотреть на Церковь как-то иначе, чем как на бюро ритуальных услуг. Отказ в услугах по каким-то непонятным для обывателя «духовным» соображениям, вполне возможно, будет воспринят как нарушение незыблемого закона рынка: «я плачу – ты делаешь».

Придется некоторое время ломать обывательскую психологию, внедрять в сознание людей мысль, что Церковь – не лавка, в ней далеко не все можно купить за деньги.

Со временем это, несомненно, принесет благие плоды. Необходимо сделать этот решительный шаг. Это - вопрос нашего духовного выживания.

Катехизация обязательна, но должна быть бесплатной

Я часто пишу, что крестить без катехизации (т.е. оглашения, предварительного научения) нельзя.

Но мне даже в голову не могло прийти , что какие-то маньяки сребролюбия будут катехизировать за деньги! (см. ниже)
Впрочем, преподание таинств за деньги - это ведь ещё страшнее. Однако, к этому многие привыкли.
А ведьт это называетсчя грехом симонии.
it

По ссылке samurfila важный материал

Во многих епархиях Русской православной церкви теперь нельзя прийти в храм с улицы и немедленно принять крещение. Сначала нужно познакомиться с основами веры, пройти оглашение. Это непривычно: в прежние годы не было ничего подобного. О том, что такое катехизация и почему без нее нельзя обойтись, "Правде.Ру" рассказали в Московском Патриархате.

Отец Игорь, в редакцию рубрики "Религия" "Правды.Ру" поступали от читателей жалобы на то, что в ряде епархий ввели обязательную и в то же время платную катехизацию перед крещением. Из-за этого малоимущие люди не могут креститься. Как Вы это прокомментируете?

Священник Игорь Киреев, заведующий сектором катехизации и воскресных школ синодального Отдела религиозного образования и катехизации:

Брать деньги за катехизацию - это совершенно не в традициях нашей Церкви. Если такое происходит, это самочиние на местах.

На Ваш взгляд, катехизация перед крещением нужна обязательно?

Да, безусловно.

А что можно ответить тем людям, которые не понимают, зачем нужны огласительные беседы, и стремятся найти такой храм, где их крестят без катехизации?

Крещение - это ответственный выбор в жизни, и его нужно делать с открытыми глазами. Иногда человек крестится и не знает, во что крестится, не знает элементарных вещей церковной жизни. Но ведь он берет на себя ответственность, которую должен понести. В итоге получается, что спрос с него, как с крещеного, а он - наивный младенец, если не прошел катехизацию.

Как Вы думаете, будет ли катехизация перед крещением признана обязательной во всех епархиях Русской православной церкви постановлением Синода?

Пока такого постановления еще не было, но оно готовится.

А в отдельных епархиях могли быть приняты постановления об обязательной катехизации?

Да. В отдельных епархиях властью правящих архиереев это могло быть принято.

Что делать человеку, если от него потребовали денег за оглашение?

Можно просто пойти в другой храм. Как вариант - обратиться к благочинному, выяснить у него ситуацию.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, член Межсоборного Присутствия:

Мы давно перегнали все православные Церкви и по количеству народа, и по храмам и монастырям. Теперь бы догнать по качеству. Мы продолжаем считать себя наследниками Визанитии и Третьего Рима - у нас все православные, ну, или 80%. Поэтому нужно кропотливо, но бесповоротно вводить катехизацию: подготовку ко крещению, и к венчанию, и к исповеди и причащению, и даже, быть может, и к соборованию. К любому таинству нужно приступать через подготовку, а не просто формально: поговел, сосисок не поел, "вычитал" какие-то там молитвы без понимания что там за молитва.

Нужно определить приход как центр церковной жизни, а не только как хозяйствующий субъект, который дает доход, ввести членство и ответственность прихожан.

Возможно, следует пойти на серьезный шаг - мягко вывести за границы церкви всех, кто не причащался год-два-три-десять, и возвращать их в церковь, вести среди них миссию.

Катехизировать священников тоже надо - такой опыт есть в нашей епархии. Всех, кто не имеет богословского образования или окончил духовные учебные заведения более 10 лет назад, владыка Георгий послал на курсы повышения квалификации. Раз в год месяц с отрывом от прихода отцы учатся и сдают экзамен - причем все это не является формальностью и проходит достаточно жестко. Квалификацию священники обязаны подтверждать до 60 лет по возрасту. Архиерей с ними встречается, отвечает на вопросы.

Не следует забывать, что центр катехизации, то, что нас объединяет - это евхаристия, а не партии и не православно-общественные организации.

Юрий, почему в Москве тема катехизации очень непопулярна?

Юрий Белановский, штатный катехизатор Свято-Данилова монастыря, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи:

Пока нет общего правила об обязательной подготовке к вступлению в Церковь, храмы предлагающие катехизические беседы, останутся почти без крестящихся. Люди будут уходить туда, где достаточно заплатить деньги. А это значит, что священники, предлагающие подготовку к крещению, останутся без ощутимой прибавки к жалованию. Многие священники содержат свои семьи (где, как правило, несколько детей и неработающая жена) во многом с этой статьи доходов - совершение треб. Получается, что для духовенства катехизация по желанию - это не только забота о людях, но и урезание им дохода.

Вы уверены, что желающие креститься в большинстве своем выберут тот храм, где катехизация не проводится?

Многие священники свидетельствуют, что людям лень не только пройти несколько огласительных бесед. Один знакомый батюшка у себя в деревне говорит людям, пришедшим креститься: "Я не буду от вас требовать ничего лишнего, давайте только договоримся, что Вы прочтете Евангелие от Марка. И если после прочтения Евангелия от Марка Вы скажете, что по-прежнему хотите креститься, я Вас крещу". Из десяти после этого во второй раз пришел один, а остальные отправились креститься в соседнюю деревню. При этом люди готовы платить за требы большие деньги. Думаю, тысяч пять, - это не вопрос: как же, это ведь как свадьба, рождение ребенка, надо как следует отметить!

А какое лично у Вас отношение к катехизации?

Моя позиция сложная. Надо быть, прежде всего, ответственными за то, что сделано за 20 лет постсоветской жизни. Скажу категорично, безответственно крестили полстраны. В этом смысле, со стороны Церкви должно быть (и часто есть) снисхождение по отношению к тем, кого крестили. Но по отношению к новым крещаемым я категорически за то, чтобы повсеместно ввести пусть даже минимальные, но требования. Ведь это же вступление в Церковь! Чтобы человек перед крещением прочел Евангелие от Марка и прослушал как минимум две-три беседы, и уже после этого принял решение креститься или нет. Я думаю, от людей, которые были крещены без катехизации, мы не имеем права жестко требовать "канонической" жизни, потому что их о ней не предупредили до крещения. Например, если человеку ничего не рассказывали про супружеские посты, а потом, после того, как он крестился, скажут: "Ну вот, дорогуша! Все, теперь давай, соблюдай". Это нечестно. Я считаю, так нельзя. В то же время для людей, которых когда-то крестили без подготовки, нужно разрабатывать специальные просветительские программы.

Согласно Указу Патриарха и по благословению
священноначалия Северного викариатства, в нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино проводятся огласительные беседы с желающими принять Святое Крещение взрослыми, а также с родителями и будущими восприемниками (крестными) имеющих крестить младенцев и детей, не достигших 15-ти летнего возраста. Целью бесед, проводимых штатным катехизатором прихода, является проверка и возможное повышение уровня сознательной готовности как к принятию Таинства со стороны крещаемых, так и к участию в нем в качестве восприемников – крестных. При отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью желающих креститься, прохождение собеседований считается обязательным. В нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино решение по назначению даты Крещения принимается настоятелем храма или заменяющим его служащим священником, исходя из результатов собеседования. Посещение не менее двух бесед обязательно.

Для крещающихся взрослых признаются обязательными следующие требования :

2. Осознание необходимости для каждого православного христианина регулярного и постоянного участия в таинственной жизни Церкви.

3. Приобретение начальных навыков посещения православных богослужений (присутствие на Божественной Литургии).

4. Знание основополагающих христианских молитв, таких как «Отче наш …» и «Символ веры».

5. Предварительное знакомство с текстом Священного писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

Крещению взрослых также должна предшествовать беседа со священником покаянного (исповедального) характера.

В случае крещения младенцев, а также детей, не достигших возраста 15-ти лет, признается обязательным наличие хотя бы одного восприемника (крестного) общего пола с крещаемым ребенком. Если указанный человек является постоянным прихожанином какого-либо иного прихода Русской Православной Церкви, то он может быть освобожден от прохождения собеседования по предъявлении соответствующего подтверждающего документа (справки за подписью настоятеля или духовника с печатью указанного храма). Также крестные имеют право воспользоваться возможностью прохождения огласительной беседы в любом храме подчинения Московского Патриархата при условии последующего предоставления соответствующим образом (см. выше) оформленного подтверждающего документа.

Для крестных родителей (восприемников) крещаемого ребенка обязательно :

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Сознательное и регулярное участие в церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Покаяния и Святого Причащения), а также молитвенной жизни Церкви.

3. Кроме удовлетворительного чтения вслух таких молитв, как «Отче наш …» и Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся …»), на собеседовании особое внимание уделяется научению крестных ясному прочтению и должному осмыслению догматически важной молитвы «Символ веры».

4. Достаточное знакомство с текстом Священного Писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

5. Незадолго до Крещения крестным родителям необходимо исповедаться и Причаститься святых Христовых Тайн .

6. Отсутствие неснятых церковных прещений (отлучение от Причастия, как правило, означает также и запрет на восприемничество).

При выборе крестных родителям следует учитывать некоторые уставные ограничения, а именно :

Восприемниками (крестными) не могут являться родители крещаемых, а также родные и сводные братья и сестры.

Супруги не должны быть крестными родителями одного и того же ребенка; молодые люди, ставшие кумом и кумой, не смогут быть между собой повенчаны.

Крестными не могут становиться монашествующие.

Лица, страдающие психическими заболеваниями, к участию в Таинстве в качестве восприемников (крестных) не допускаются.

Для крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников (крестных родителей) обязательное участие не менее, чем в двух огласительных беседах. На первой беседе в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания , которые все необходимо выполнить до начала второй беседы.

Собеседования в нашем Знаменском приходе проводятся :
каждый четверг в 18:20,
каждую субботу в 15:00
в помещении Никольского (нижнего) храма.

Желающим посетить данные огласительные беседы, просьба приходить заблаговременно, без опозданий .

Внимание! В назначенные дни собеседования могут быть отменены, если они накануне или в сам день двунадесятых и великих праздников.

Если Вы прошли собеседование в другом храме, то Вам необходимо принести к началу наших собеседований в субботу в 15:00 оригинал Свидетельства (справки) о прохождении огласительных бесед с подписью ответственного лица и обязательно с печатью того храма, где Вы эти беседы проходили.

Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня. Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос : У нас уже в ближайший день назначено Таинство Крещения в другом храме. Можно пройти в вашем храме одно собеседование и сразу получить справку?
Ответ : Нет, это невозможно; так как это является прямым нарушением патриаршего распоряжения. Обязательно нужно достойно подготовиться к Таинству и пройти, как минимум, две огласительные беседы. На первой беседе, после лекции, в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания. На второй беседе данные выполненные Вами указания проверяются и по итогам принимается решение о допуске. В Вашем случае, Таинство Крещения лучше перенести.

Вопрос : Сколько времени нужно, чтобы пройти все беседы и подготовиться стать крестным на Таинстве Крещения?
Ответ : Необходимо пройти не менее двух собеседований, на которых проходят лекции о основах христианской жизни; а также выполнить индивидуальные рекомендации и указания, которые Вам будут даны. Как правило, для полной подготовки стать крестным нужно 2-4 недели.

Вопрос : Я занятой человек. Можно ли пройти собеседования заочно или в другое время?
Ответ : Нет, это невозможно. Нужно лично присутствовать на всех собеседованиях, и только в указанное время.

Вопрос : Мы хотим крестить младенца в Вашем храме, крестный прошел собеседование в другом храме. Ему там выдали справку о прохождении огласительных бесед, на ней стоит подпись катехизатора, но на ней нет печати храма. Можете ли Вы принять такую справку?
Ответ : Нет, не можем. Справку, на которой отсутствует печать храма, где проходились беседы, принять не можем. Так как печать подтверждает подлинность подписи катехизатора выдавшего справку, и без печати справку нельзя считать надлежащим образом оформленным документом. По мимо этого в патриаршем Распоряжении ясно написано, что документ заверяется печатью храма. В Вашем случае, необходимо подойти в администрацию прихода того храма, где проходили собеседования, и попросить чтобы поставили печать на Вашу справку.

Вопрос : Наш крестный живет в другом городе, и он прошел собеседование в храме по месту жительства. В настоящее время у нас есть только копия этой справки. Можно ли для оформления Крещения в Вашем храме принести копию справки о прохожении собеседования, вместо оригинала?
Ответ : Нет, нельзя. Для оформления нам нужно принести за один день до Таинства Крещения, а именно в субботу в 15:00 только оригинал справки, который остается у нас. Причем принести данную справку может любой из доверенных Вами лиц.

Вопрос : Я прошел собеседование в другом храме, но справку о прохождении огласительных бесед мне там не выдали. Что мне делать?
Ответ : Если после успешного прохождения огласительных бесед в другом храме Вам не выдали справку, то это является основанием для подачи жалобы в местную епархию или патриархию. Так как это является прямым нарушением патриаршего Распоряжения № Р-01/12 от 03.04.2013 г.

Вопрос : Мы уже успешно прошли собеседование. Как нам назначить день крещения?
Ответ : Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня (точное время назначается катехизатором). Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).