Иерей Александр Волков: у России есть всё для духовного развития. Волков: отчет Константинополя по истории УПЦ вызывает сочувственные улыбки

Константинопольский патриархат представляет недостоверные сведения об истории церкви на Украине, для утверждения истины нужна серьезная научная дискуссия с использованием архивных документов, заявил РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

"Против правил". Эксперт о ситуации вокруг украинской автокефалии Глава УПЦ отказался встречаться с экзархами Константинопольской церкви. В эфире радио Sputnik профессор ВШЭ, доктор юридических наук Александр Домрин прокомментировал ситуацию.

Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" ранее также начал публикацию документов, связанных с воссоединением Киевской митрополии с Русской православной церковью в XVII веке и историческими предпосылками этого. По оценке Московского патриархата, собран "огромный массив документов, около 900 страниц".

"Публикация в последнее время ряда материалов, касающихся данного вопроса, представителями Константинополя делает возможной хотя бы заочную дискуссию по вопросу о данном комплексе документальных источников, и Русская церковь к этой дискуссии готова", - сказал Балашов.

Протоиерей отметил, что РПЦ считает научную дискуссию крайне важной, "поскольку на недостоверных исторических основаниях Константинопольская церковь предполагает принять решение огромного значения для всей православной церкви".

В ходе встречи в Стамбуле 31 августа патриарх Кирилл предложил константинопольскому патриарху Варфоломею "провести встречу ученых и иерархов, на которой можно было бы обсудить исторические документы, касающиеся вопроса о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году", отметил Балашов.

Священник: решение РПЦ по Константинополю – последнее предупреждение РПЦ прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата и приостанавливает сослужение с его иерархами. Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков в эфире радио Sputnik объяснил смысл принятых мер.

"В некоторых комментариях представителей Константинопольского патриархата, включая и константинопольского патриарха Варфоломея, звучала трактовка документов 1686 года как якобы представляющих только временное право патриархов Московских рукополагать митрополита Киевского. На самом деле документы свидетельствуют об обратном - никакой речи о временном характере этого решения в них не содержится, так же, как и представлений о неполном характере юрисдикции Московского патриархата над Киевской митрополией", - сказал протоиерей.

В минувшее воскресенье Константинопольский патриарх Варфоломей I заявил, что Украина вскоре получит автокефалию, потому что "у нее есть право на получение статуса". Против подобного решения выступили РПЦ, а также другие патриархи и митрополиты.

В эфире радио Sputnik священник, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков отметил, что Константинопольский патриархат интерпретирует историю церкви на Украине.

"Это их интерпретация истории, интерпретация событий… Все это они подверстывают под то представление, которое им сейчас выгодно. Им выгодно представлять все в таком свете, вот они и поручили своим подчиненным людям создать некую историческую картинку, ее они и опубликовали. Эта картинка никакого отношения к реальной истории не имеет, а вызывает только сочувственные улыбки у людей, которые занимаются историей профессионально. По этой публикации можно судить о качестве их полемики, их аргументов и тех претензий, которые сейчас Константинопольский патриархат предъявляет к Украинской православной церкви и в целом к православию на Украине", - сказал Александр Волков.

Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, Церковь активно занимается делами благотворительности: воспитывает сирот, спасает от абортов одиноких женщин, ухаживает за тяжёлыми больными... Но не обязанность ли государства помогать всем этим людям?

Александр Волков: Все социальные обязательства государства, несомненно, должны исполняться. Но у нас такая большая страна и в ней так много людей, которым нужна помощь, что, каким бы ни было мощным с социальной точки зрения государство (а оно сейчас отвечает всем необходимым критериям), остаётся очень много людей, лишённых внимания, заботы, обездоленных и требующих помощи. И слава Богу, что есть люди, которые готовы эту помощь оказывать. Церковь тут выступает в качестве некоего менеджера, который направляет потоки благотворителей и волонтёров в ту или иную сферу. Государство глобально и масштабно, порой ему бывают не очевидны какие-то небольшие проблемы. И здесь Церковь приходит на помощь. Вот, к примеру, патриарх Кирилл открыл в московской больнице святителя Алексия паллиативное отделение, в котором принимают не только москвичей и не только людей с онкологическими диаг-нозами. Отделений с этими двумя условиями до сих пор не было. Церковь это слабое место заметила. И такого рода примеров очень много. Скажем, замерзают бездомные на вокзалах. Государство готово применить к ним карательные меры - и в этом его функция, но должен же быть кто-то, кто их пожалеет. Вот Церковь этим и занимается, а тем самым подаёт пример людям. В социальных инициативах установился очень правильный баланс между государством, обществом и Церковью.

Помощь записана на подкорке

- Не только верующие становятся благотворителями...

Безусловно, и это отрадно! Сейчас много групп в социальных сетях, привлекающих к работе в хосписах, детских домах, больницах, домах престарелых. И слава Богу, что люди проявляют человеческий интерес. Но если копнуть, то мы увидим, что каждая из этих инициатив так или иначе связана с церковным присутствием. Это говорит о том, что Церковь в России занимается правильным, нужным и свойственным ей делом, призывая людей через дела добра к спасению и к очищению своих душ и сердец. Один из главных показателей состояния общества - это его отношение к тем, кому плохо. И когда мы видим, с какой готовностью люди откликаются, можем с уверенностью говорить: у страны есть всё для правильного духовного развития.

- Несмотря на экономический кризис?

Да, людям живётся всё труднее и труднее, но тем не менее очень многие готовы жертвовать своим временем, усилиями, здоровьем и даже день-гами, чтобы помочь другим. Люди замыкаются в себе потому только, что их никто не встряхивает, не говорит: «Слушай, дружище, тебе плохо, а другим ещё хуже. Пойдём поможем». Русский человек так устроен: у него в душе, в сердце, на подкорке записана готовность помочь ближнему. Стоит немножко расчистить эту подкорку, чтобы вся глубина русской души засияла удивительным божественным светом.

Куда идти молиться

- Исаакиевский собор передаётся РПЦ. Многие против...

Передачей Исаакия мы констатируем факт: это здание является в первую очередь храмом, а не музеем. Но никто не настаивает на том, чтобы туда не водили китайских туристов. Наоборот, очень важно, чтобы китайские туристы приходили в православный храм. Церковь в первую очередь заинтересована в том, чтобы иностранцы больше знали о православной вере...

- Недавно патриарх открыл православные храмы в Париже, в Лондоне... Кто будет их прихожанами? Европейцы?

Количество православных верующих в Европе на самом деле немалое. И не только среди семей эмигрантов - людей исторически относящих себя к русской традиции, но мы знаем и много случаев того, как европейцы выбирали православие в качестве своего целеполагания. Плюс эти храмы - место, куда идут многочисленные эмигранты волны 2000-х гг. из Молдавии, Украины. Те, кто вынужденно уезжает с родины на заработки. Они чувствуют утешение в том, что у них есть куда прийти и где среди своих помолиться Богу.

Настоятельницу монастыря убила сумасшедшая, которую она сама же и приняла в обитель. Может быть, по примеру врачей и полиции священнослужители нуждаются в дополнительной законодательной защите?

Любой священно-служитель, да более того - любой православный христианин, когда выбирал свою веру, отчётливо и сознательно принимал решение о том, что он становится воином Христовым. Церковь жила и живёт в самых разных исторических обстоятельствах. Сейчас по большей части именно в нашей стране они благоприятны. Но в других регионах мира мы знаем, как тысячи истребляются только за то, что они носят имя христианина. Помним начало ХХ в. и те тысячи новомучеников, которые в нашей стране претерпели смерть за Христа от своих же соплеменников. Каждый должен быть готов к тому, чтобы пострадать за Христа. Это не пустые слова и не красивая формулировка. Всегда есть люди, которые агрессивно относятся к Христу и к его последователям. Дай Бог, чтобы такого рода выбора не было в жизни, но если он возник, то что тут скажешь? Это одно из свидетельств того, что мы исповедуем истинную веру, против которой ополчаются силы зла, и эти силы зла часто воплощаются в конкретных людях, в психических заболеваниях.

Не хамимы будете

На Крещение народ массово лез в проруби, а в разгар Рождест-венского поста так же массово отметил Новый год. Нужны ли Церкви «захожане», которые вспоминают о своей вере пару раз в год?

По-моему, это очень хорошо, что у народа есть хотя бы минимальная религиозная мотивация. И я знаю множество примеров, когда люди начинали свою активную религиозную жизнь именно с купания в проруби, с освящения куличей и т. д.

А мы, люди Церкви, должны делать всё, чтобы такой «захожанин» помнил, что в храме ему было хорошо. Тогда он будет готов сюда вернуться... Пусть не через неделю, так через год. Тема их воцерковления на совести священнослужителей и вообще людей, которые служат в церкви. Необходимо, чтобы они почувст-вовали - им здесь рады.

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Сергей Пятаков
  • © РИА Новости / Максим Богодвид

  • © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

  • © РИА Новости / Антон Денисов

  • © РИА Новости / Константин Чалабов

  • © РИА Новости / Евгения Новоженина

  • © РИА Новости / Виктор Толочко

  • © РИА Новости / Александр Кряжев

Начинал алтарничать в 1994 году Заиконоспасском монастыре. Пробыл там несколько месяцев, перешёл в январе 1995 года в общину возрождавшегося храма святой мученицы Татианы при МГУ. С февраля того же года становится алтарником Татьянинского храма.

В 1999 году поступил на дневное отделение Филологического факультета МГУ имени Ломоносова, на кафедру византийской и новогреческой филологии.

В том же году становится старшим алтарником и ризничим того же храма. Как он сам вспоминал: «У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой. Я понял, что церковное служение - это то, в чем я вижу себя.
<…> На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать - ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто - мы этому сами долго учились и других учили».

В 2001 году управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым) был благословлён на ношение подрясника.

За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма, общецерковных мероприятий в стенах храма - Съездов православной молодёжи, Конференций по линии Учебного комитета.

За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000), Кипра (2001), также неоднократно посещал Грецию и Кипр с паломническими и познавательными целями.

В 2001-2002 годах принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Емилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма святой мученицы Татианы при МГУ - «Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002».

В 2002 году вступил в брак с Варварой Андреевной Бутневой. Венчание состоялось в Татьянинской церкви 20 ноября.

В 2003 года становится внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения РПЦ в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета РПЦ.

В 2004 году окончил Филологический факультет и защитил диплом по теме «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“ перевод и филологический комментарий».

В июле 2004 года принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодёжи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым.

В том же году был призван в армию, проходил службу в подразделениях Космических войск, в/ч 26179.

18 октября 2005 года в храме святого пророка Илии в Черкизове епископом Дмитровским Александром (Агриковым) был рукоположен в сан диакона, после чего проходил приготовительную чреду в храме Большого Вознесения в течение месяца. Указом Патриарха Алексия II зачислен в штат храма святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы.

С 2005 года работал в пресс-службе Московской Патриархии, в 2009 году преобразованной в пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Был редактором раздела «Православная Москва» на официальном сайте Московского Патриархата «Патриархия.ру».

С 2009 года - заместитель руководителя Пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.

10 мая 2010 года вечером на Мичуринском проспекте Москвы машина, в которой находился диакон Александр с женой и детьми, столкнулась с автомобилем, неожиданно выехавшим со встречной полосы. Александр был доставлен в одну из больниц Москвы с переломами и сотрясением мозга. Но всё обошлось.

20 апреля 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя награждён правом ношения двойного ораря.

27 декабря 2015 года в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Патриархом Кириллом рукоположён в сан священника.

8 июня 2016 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево.

Воспитывает пятерых детей.

В пасхальную ночь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит традиционное торжественное богослужение в московском Храме Христа Спасителя. О том, что значит для предстоятеля Русской Церкви главный православный праздник, как быть, если вера встречает непонимание, что можно противопоставить современному информационному потоку, а также о своем пути в храм рассказал в интервью РИА Новости руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков . Беседовал Алексей Михеев

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР, ВАМ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПРИХОДИТСЯ ПРОВОДИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА ПАТРИАРШИХ СЛУЖБАХ. А ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО ВЫБИРАТЬ, КАК БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ ВСТРЕТИТЬ ПАСХУ? ЕСТЬ КАКИЕ-ТО НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ?

— По счастью, не страдаю от невозможности выбора. Да и далеко не у каждого есть такая возможность — быть рядом с предстоятелем Церкви, и это действительно очень радостно. Конечно, как и у любого православного человека, у меня есть родной храм, в котором прошла большая часть моей церковной жизни. Это место, где хочется бывать всегда, тем более на большие праздники. Но вместе с этим я понимаю, что нахожусь с Патриархом не только по работе — это часть моего служения , и я для себя не вижу альтернатив.

Пасха — это всегда очень личный праздник , с ним, конечно же, связаны какие-то детские, юношеские воспоминания: служа в алтаре, мы занимались очень тщательной подготовкой к празднику — уборкой, чисткой. Потом, как со всех сторон наполированное пасхальное яичко, приносишь Богу свою жертву — в блестящих кадилах, в отглаженных облачениях, во всем — и это создает совершенно удивительную праздничную атмосферу. Радуешься, что тоже часть своей жизни отдал этому празднику.

- КАК ВЫ, СЫН ПРОФЕССОРА МГУ, ВДРУГ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЦЕРКОВНОМУ СЛУЖЕНИЮ?

— Это как-то естественно случилось в моей жизни. Во-первых, наличие отца профессора вовсе необязательно должно мешать посещению храма. В моем случае, это даже способствовало, потому что родители воцерковились раньше меня . И именно благодаря нашей профессорской, университетской среде и я воцерковился — первым моим постоянным храмом стал храм святой Татианы при МГУ, куда я попал благодаря тому, что родители поддерживали его возращение Церкви во время противостояния со студенческим театром. А потом первый настоятель этого храма, выпускник филологического факультета, отец Максим Козлов позвал меня в алтарь, я пришел и больше из алтаря уже не выходил . В этом смысле мой путь был достаточно гладким, без каких-то больших потрясений.

- ТО ЕСТЬ БЛИЗКИЕ ВАС ПОДДЕРЖАЛИ?

— Даже вопрос не стоял. Это была первая половина 90-х, и в нашей среде все либо уже были в Церкви, либо к ней двигались — в те годы было массовое стремление людей к Христу и к Церкви.

А КАК БЫТЬ ТЕМ, КОМУ НЕ ТАК ПОВЕЗЛО? ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ, УХОДЯ В СЕМИНАРИИ И МОНАСТЫРИ, СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕПОНИМАНИЕМ БЛИЗКИХ?

— Человек, сознательно выбравший путь следования Христу, должен отдавать себе отчет в том, что этот путь не будет простым. Но бывает, что человек не по разуму начинает от своих близких в какой-то агрессивной манере защищать свою веру — это тоже неправильный путь. Наша вера может встречать определенное непонимание. Поэтому первое, что мы должны делать — это очень четко и понятно ее объяснять; и наши близкие — это наш первый рубеж . Нужно стараться быть убедительными. Мы должны о своем уповании, о своей вере, о своей надежде уметь говорить и уметь объяснять наш выбор. И помнить, что далеко не каждый готов разделить с нами наш путь.

ВЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ ПРЕСС-СЛУЖБУ ПАТРИАРХА. УДАЕТСЯ ЛИ ВАМ ОБЪЯСНИТЬ ЛЮДЯМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ И КАК К ЭТИМ ПРОЦЕССАМ ОТНОСИТЬСЯ?

— Сегодня люди, приходящие к вере, переступающие порог церкви, задают гораздо больше вопросов, и их вопросы и сомнения гораздо более глубокие и осмысленные, чем это было раньше. И общая задача Церкви — находить на них правильные и нужные ответы . Это очень важно.

В советское время Церкви надо было сохранить хотя бы небольшую общину, нельзя было рассчитывать на то, что к вере придут тысячи людей. В начале 90-х, когда все поменялось в нашей стране и люди валом повалили в храмы, надо было их принять, крестить, дать какие-то основные навыки, а дальше каждый плыл в том или ином стиле, кто как научился. Теперь человек приходит в храм с гораздо большим внутренним чувством. И Церковь, со своей стороны, ставит себе очень высокую планку для того, чтобы отвечать этим запросам .

Сейчас невозможно просто прийти в храм, чтобы креститься. Для этого нужно проделать большую внутреннюю работу — встретиться со священником, прочитать определенное количество литературы. Церковь сознательно не упрощает диалог, а делает все для того, чтобы человек задумался о том, зачем он в нее приходит, сама ставит перед ним какие-то вопросы, чтобы он начал на них отвечать. Человек должен глубже осознавать самого себя — в этом весь нынешний подход Церкви к современному обществу .

- ТО ЕСТЬ «РЕЛИГИОЗНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ЛЮДЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЗРОСЛА?

— Я вижу это, в том числе, по своим многочисленным друзьям, знакомым. Когда рождаются дети у друзей, у старых приятелей по двору, по школе, они звонят мне и говорят: «покрести», «стань крестным» или просто «помоги нам с чем-то». Бывает, люди знают, что я чем-то занимаюсь в Церкви, и спрашивают: «Папа у нас не может проходить все эти ваши огласительные беседы, можешь позвонить и решить как-то вопрос?» Я говорю: «Это невозможно. Я не могу позвонить священнику в ваш храм и сказать ему: отец имярек, вот есть такие-то люди, крестите их без катехизации» . Почему, спрашивают? Да потому, что это вещь, которая не измеряется теми же рулетками, которыми измеряются бюрократические процедуры. Это совсем другое. Это нужно не нам, не мне, не священнику, это вам нужно. Если нет времени сейчас, приходите через месяц, ничего страшного. И у меня было несколько таких случаев, когда потом, после некоторого недовольства — как же так можно, не помочь друзьям?— мне говорили: «Знаешь, ты прав, мы все же взяли в руки Евангелие, наконец-то прочли, ответили себе на какие-то жизненные вопросы, это было сделано не зря» .

- А БУДУЩЕЕ СВОИХ ДЕТЕЙ КАКИМ ВИДИТЕ?

Своих детей я, в первую очередь, вижу в Церкви. И в не меньшей степени — служащими на благо своему Отечеству . Вижу их сохраняющими, оберегающими нашу большую семью. Это три вещи, которые для меня принципиальны, которые мы вместе с супругой пытаемся в наших детей вложить. Их дальнейший жизненный выбор меня интересует, пожалуй, лишь с практической точки зрения — чем я должен им помочь и смогу ли. Но если один из них будет пчеловодом, другой морским офицером, а третий, не знаю, поваром — ради Бога. Не все они любят одно и то же, у всех не только таланты разные, но и их объем: кто-то более талантлив, кто-то менее, но Господь дал ему доброе сердце.

- А ЧТО ВАЖНЕЕ И ЦЕННЕЕ?

— Сложно выстраивать приоритеты — одно без другого не работает. Человеку с добрым сердцем, но пустой головой сложно устроиться в жизни, он может попасть на какие-то плохие пути от того, что кто-то будет им манипулировать. Человек с большими талантами, но без сердечной любви тоже обречен на страдания в жизни — от самого себя же. Я всегда прошу Бога, чтобы он дал детям и то, и другое и чтобы все в их жизни устраивалось правильно.

- КТО У ВАС ДОМА КРАСИТ ЯЙЦА НА ПАСХУ?

— Жена с детьми. Это многолетняя традиция.

- ДЕТИ ТОЖЕ?

— Конечно. Обычно мы красим яйца в Великий четверг, чтобы в Страстную пятницу не тратить время на какое-то земное попечение, а провести ее в храме. Поскольку я в эти дни, как правило, очень занят, всем занимается супруга. Когда вечером поздно прихожу домой, вижу детей, спящих с испачканными краской руками, вижу синие, красные и зеленые отпечатки. Вообще все, что связано с праздничной и будничной традицией, с соединением богослужебного круга с семейной жизнью — все это устраивает супруга, она создает эту правильную атмосферу в доме. Это дает детям с самого раннего возраста какой-то каркас жизни — понимание того, что жизнь не может быть вне Церкви . Это очень важно, это то, что мы пытаемся в них заложить.

Может быть, дети пока не видят какого-то глубоко смысла, сокрытого в богослужении, но они точно знают, что есть Сочельник, есть Рождество, есть Богоявление, Пасха. Знают, что папа обязательно придет с праздничной крещенской службы, и мы будем все вместе кропить дом, что раз в том году миску с водой носила Даша, то весь год все помнят, что в следующий раз это будет делать Саша. Потому что мы все по очереди это делаем и всех кропим. И собаку кропим — это всегда вызывает восторг.

- У СОБАКИ ТОЖЕ?

— У собаки тоже. И такие небольшие детали рассыпаны по году от начала до конца, и мы стараемся их поддерживать. Потому что все равно затягивает этот невероятный информационный поток, который может перемолоть все в крупный фарш, в котором вязнешь. И хочется, чтобы хоть с какой-то стороны были понятные очертания — что бы ты ни делал, чем бы ни занимался, сколько бы проблем ни встречал, должно быть место, куда ты возвращаешься и можешь вздохнуть.

- А У ВАС ВООБЩЕ ПОЛУЧАЕТСЯ КОГДА-НИБУДЬ ОТДОХНУТЬ?

— У меня есть полноценные 10 дней отдыха в году, когда я могу позволить себе куда-то уехать вдвоем с супругой. Физически не особенно отдыхаешь, но психологическую разгрузку получаешь.

Но знаете, если человек жалуется, что он света белого не видит, с утра до ночи на работе, и дети его видят только по телевизору, в этом есть некоторая доля неискренности — либо ты плохо планируешь свое время и у тебя плохо устроена твоя работа, либо есть что-то еще в жизни, что не дает тебе возможности тратить свое время на семью. Бывают ситуации, когда я начинаю работать в шесть утра и прихожу домой в час ночи. Но это случается совсем не каждый день, а если случается, значит, на следующий день я с чистым сердцем могу прийти на работу несколько позже. А в целом да, для меня отдых — это общение с семьей.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РАБОТЕ — МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, КАК ПРОВОДИТ ПАСХУ ПАТРИАРХ И О ЕГО ЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ ПРАЗДНИКУ?

— Как любой человек, всю жизнь проживший в Церкви, патриарх относится к Пасхе как к личному событию. Он очень глубоко этот праздник переживает , и предшествующий ему Великий пост считает очень важным, ответственным делом — начинает его большим количеством богослужений и так же ежедневно служит на Страстной седмице. В этот период он очень сосредотачивается и старается не тратить свое время на какие-то посторонние вещи, отменяет любые мероприятия, которые могут возникать. С одной стороны, это вещь показательная, с другой, я говорил — как человек, с детства находящийся в Церкви и переживающий Пасху как главное событие собственной жизни, он всегда очень радуется, уделяет всему, что с ним связано, существенное внутреннее внимание.

Есть какие-то традиции, сложившиеся за годы его патриаршего служения, например, чтение Евангелия на большом количестве языков на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Это целое действо — Евангелие по стиху прочитывается на нескольких десятках языков — даже на самых экзотических, — на которых совершается богослужение в Русской Церкви. А кроме того, Патриарх обязательно посещает социальные учреждения — в этом нет ничего оригинального, просто на Пасху и на Рождество ему это особенно приятно делать.

ПОСЛЕ ПАСХИ ОЖИДАЮТСЯ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НО И ПРАВОСЛАВНОГО МИРА В ЦЕЛОМ, УЖЕ ВЫЗВАВШИЕ РЯД ВОЗРАЖЕНИЙ И НЕДОПОНИМАНИЙ. ЭТО И ПРИУРОЧЕННЫЙ К 1000-ЛЕТИЮ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ ВИЗИТ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА СВЯТУЮ ГОРУ, И ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР, КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ ЛЕТОМ НА КРИТЕ. КАК, ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕ ПРОЙДЕТ?

— Я думаю, объективных проблем нет и быть не может. Патриарх в этом году действительно собирается посетить Святую гору Афон, сам по себе факт этого посещения не может вызвать ничью отрицательную реакцию. В этом же году все православные предстоятели соберутся на острове Крит для проведения Всеправославного Собора, это очень положительный импульс для развития внутриправославных отношений, для нашего общего свидетельства всему миру о Православии.

Несомненно, на большом пути всегда есть какие-то кочки и трещины в асфальте, но они не должны мешать нам идти — просто нужно осмотрительнее ступать, тогда все эти кочки и ухабы преодолеем. На пути к Собору, конечно, возникают какие-то недоумения и вопросы со стороны нашей паствы, но священноначалие Церкви делает все для того, чтобы разрешить их именно сейчас, преодолеть все трудности, чтобы их не возникало уже в ходе самого Собора. Патриарх очень серьезно, с полным осознанием своей ответственности перед паствой, готовится к Собору.

Беседовал Алексей Михеев

Церковная дипломатия устала. Так может сказать сторонний наблюдатель, оценивающий положение, которое в последние дни сложилось в мировом православии. И такой наблюдатель будет во многом прав, объем публикаций в мировых СМИ по теме Москва–Фанар–Киев подтверждает, что происходящее сейчас на церковной арене - удел не только церквей, эта тема выходит далеко за рамки межцерковных отношений.

Ситуация, которая складывается сейчас, во многом уникальна и весьма опасна для будущего восточного христианства. По сути, сейчас происходит оформление водораздела внутри православия, когда единоличные, не подкрепленные ни церковным правом, ни историческим бэкграундом решения, принимаемые Константинопольским патриархатом и лично патриархом Варфоломеем, создают новый формат отношений между православными разных стран и континентов.

Думаю, что большинству людей, следящих за событиями в мире, до последней недели казалось, что Церковь - это единственный институт, который остался вне политики, вне игр политтехнологов, вне всего того нечистоплотного мирового человеческого процесса, который сейчас бурлит и готов взорваться вот-вот.

Церковь всегда оставалась над схваткой политиков, над человеческими страстями, всегда пыталась найти слова для того, чтобы сбавить пыл, уговорить прислушаться, стать между противоборствующими сторонами. Миротворческая миссия Церкви всегда была ее важнейшим атрибутом в этом мире. Но, видимо, именно эта надмирность, отстраненность Церкви от вещей этого мира, тех самых политиков очень раздражала.

Я не сторонник теорий заговоров, почти все такие теории возникают от недостаточной осведомленности, а мировые процессы идут обыкновенно достаточно простыми путями. Когда эксперты или политики говорят, что «всё сложно», это означает лишь то, что они сами до конца не понимают сути вещей. И в той ситуации, которая сложилась сейчас в православии, тоже не нужно искать слишком сложные завязки.

История нам говорит о том, что Константинопольский патриархат в последнее столетие был и продолжает быть сильно зависимым от своей американской диаспоры, от своих американских епархий. Эта же история говорит нам о том, что этот патриархат, считающийся первым среди равных поместных православных церквей всего мира и потому призванный способствовать миру и согласию между церквами, на протяжении всего ХХ века, наверное, ни разу не способствовал уврачеванию практически ни одной проблемной ситуации в мировом православии. Особенно нам здесь стоит вспомнить, как Константинополь приветствовал приход советской власти, как письменно поддерживал обновленческий раскол в то время, когда законно избранный российский патриарх Тихон (Белавин) находился в тяжелейшей политической и нравственной ситуации.

Вместо того чтобы помочь страдающей младшей сестре, а именно в таких категориях семейных отношений любят рассуждать представители Фанара на переговорах и за пышными столами, старшая сестра становилась злой мачехой. Страдающая Русская церковь ждала помощи, но получала удары в спину. Но нашей Церкви за тот период нечего стыдиться, поскольку наши храмы украшают фрески и иконы сотен новых святых XX века, именно того периода, в который Константинополь оказался с другой стороны этой самой истории.

Но если историю оставить историкам, то можно увидеть, что наша церковная дипломатия за последние десятилетия никогда не позволяла себе говорить о таких неприглядных страницах жизни своей старшей сестры. Происходящее сейчас заставляет нас с сожалением вспоминать многое из наших двусторонних отношений, что может однозначно свидетельствовать о недекларируемых за столами переговоров целях Константинопольской патриархии.

А надо сказать, что на протяжении многих лет за этими самыми столами, в открытом и закрытом для прессы режимах, на многих уровнях и в любых форматах представители и лично сам предстоятель первой среди равных церквей уверенно говорили о поддержке канонического православия на Украине, убеждали в том, что эта позиция неизменна, что единственным путем преодоления раскола является путь раскаяния тех, кто в этот раскол ушел.

Но вот всё поменялось, при этом опять же настолько быстро и хитроумно, что диву даешься. Стоило патриарху Московскому обняться после братских переговоров в Стамбуле со своим Константинопольским коллегой, сказать журналистам, что всё хорошо в отношениях церквей, которым стоит совместно работать над всеми вопросами, стоящими на общей повестке дня, сесть в самолет и на пару часов быть вне зоны доступа, как тотчас высокие представители Константинопольской церкви сообщили о возможности предоставления автокефалии Украине вне контекста канонической Украинской церкви.

Через пару недель таким же странным образом на Украину направляются епископы для начала работы над созданием некой единой поместной Церкви. И опять же без малейшего уведомления не только патриарха Московского, но даже и митрополита Киевского, в любви которому так льстиво изъяснялись эти наши греческие коллеги.

Что же, скажет сторонний наблюдатель, на войне как на войне, обычные приемы, принятые в современном западном политикуме, а чего вы хотели, это всё геополитика, не знающая слов любви. Всё это так, и, возвращаясь к первоначальному рассуждению, стоит отметить, что, к нашему глубочайшему сожалению, Константинопольский патриархат стал не отстраненным зрителем и миротворцем в политическом процессе, а его деятельным участником.

Может быть, агрессивные и решительные действия и оправданы для политиков, но точно не для Церкви, которую все люди ждут не там и не в таком качестве. Это политикам приятно, когда их лица печатает на своей обложке журнал Time, а для предстоятеля христианской Церкви, пусть и имевшей почти тысячу лет назад отличное от нынешнего имперское значение, попасть туда будет всё же, на мой взгляд, довольно неловко.

Но главное отличие политика от деятеля Церкви даже не в вероломных поступках и неадекватных заявлениях, а в том, что если не всегда понятно, кто и что стоит за спинами политиков, то всегда совершенно очевидно, что за спиной предстоятеля Церкви стоит его паства, его верующий народ. И за спиной патриарха Кирилла стоит вся Русская церковь, а за спиной митрополита Онуфрия - ее неотъемлемая и совершенно при этом самостоятельная украинская часть. И именно по этой многомиллионной пастве сейчас наносится политический удар с той стороны, в которой все ожидали видеть руку православного братства.