Классный час (4 класс) на тему: Познай самого себя. Классный час - беседа на тему "познай себя"

Пояснительная записка

Классный руководитель: Матросова Ирина Васильевна

Название внеклассного мероприятия: «Познай себя»

Форма проведения: классный час

Актуальность : Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации, познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля

Актуальностью данного мероприятия является то, что у части учащихся, в средней школе, можно ожидать, возникнут большие психологические трудности, вызванные спецификой перехода, изменением режима учебного процесса (кабинетная система, учителя-предметники), разнообразием учебных предметов и физиологическими изменениями.

Одним из элементов воспитательной программы является классный час «Познай себя».

В результате проведения классного часа будет получен воспитательный эффект - сознательное и активное присвоение нового социального опыта, включающего в себя: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.

Организация и проведение классного часа осуществлялась на основе коллективной творческой деятельности.

    Цели:

Обучающие

    научить основам самопознания, самоанализа и самоконтроля;

Развивающие

    развивать способность наблюдения за собственным поведением и поведением своих сверстников;

    формировать умение анализировать поступки и речь конкретной личности, делать выводы о мотивах и целях;

    способствовать развитию логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

    совершенствовать коммуникационную компетенцию учащихся, обогащать словарный запас школьников;

    совершенствовать навык точного выражения своих мыслей и связной монологической речи учащихся.

Воспитательные –

    способствовать формированию положительной самооценки;

    сформировать представление о самоценности личности и равенстве людей;

    способствовать созданию верных нравственных ориентиров школьников;

    воспитать желание этического и эстетического развития;

    способствовать развитию духа коллективизма и товарищества.

    Методические приемы: групповая работа, индивидуальные задания, тестирование.

    Оборудование : лист А4, ручка, карандаш, набор цветных карандашей или фломастеров, разноцветные листья

Предполагаемым результатом данного классного часа является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. А также знакомство детей с некоторыми приёмами самопознания, формирование представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развитие умение правильно оценивать себя и других; продолжение формирование коллектива.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Ход классного часа.

В начале классного часа учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие одного вида листочки занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.

Классный руководитель: Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?» Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это человек . Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное . Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и неповторим. Итак, давайте вместе попробуем сделать несколько шагов на пути к себе. Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Познакомимся с понятием Я.

А. Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях ». Вы согласны с этим? (обсуждение)

Кл.р : Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (Ответы).

Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам высказаться по предложенным вопросам:

1. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…

2. Для меня очень важно …

3. Что лучше иметь сто рублей или сто друзей?

4. Надеюсь на…..

5. В будущем я хочу…

6. Хорошая жизнь – это…

7. Когда другие делают что-то лучше чем я….

8. Моя основная цель в жизни…

Классный руководитель : Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

1. Свои физические возможности, состояние здоровья.

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель : Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

1. Узнать призвание, выбрать профессию.

2. Избежать ошибок и разочарований.

3. Правильно вести себя с окружающими.

4. Не браться за невыполнимые дела.

5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель : Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.

(Возможные ответы:

    Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

    Отличается от других людей.

    Это необычный, странный человек, чудак.

    Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.)

Классный руководитель : Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет.

Тест «Мой портрет»

На листке бумаги справа в столбик напишите десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем представитель от группы рассказывает о своих результатах.

У вас получились уникальные портреты.

Мини – лекция «Что такое самооценка?

Классный руководитель : Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

    Я часто волнуюсь понапрасну.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Я боюсь выглядеть глупцом.

    Я беспокоюсь за свое будущее.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Как жаль, что многие не понимают меня.

    Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

    Люди ждут от меня очень многого.

    Чувствую себя скованным.

    Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов , то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель : А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признакам людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 1-2 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель : Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

Подведение итогов.

Подведём итоги нашего классного часа:

    Была ли интересна тема познания себя?

    Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

    Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

    Что нового вы узнали о себе?

    Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

    Понравился ли вам классный час?

Какая мордашка соответствует результатам классного часа? (на экране две мордашки: одна улыбается, одна - печальная)

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.Вы можете меняться так, как вы хотите, вы автор самого себя!

В результате работы ожидается , что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу, овладеют простыми методами самовоспитания, самоконтроля; появится готовность к самоопределению в социуме

Приложения:

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей. Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность Внушаемость

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, знать некоторые приемы самопознания, умение находить в себе главные черты, определять личные особенности.

Метапредметные:

    Познавательные: умение классифицировать объекты;установление причинно-следственной связи;

    Регулятивные: умение правильно оценивать себя и других

    Коммуникативные : умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

Ход классного часа

    Вступительное слово

Ребята, сегодня у нас классный час, на котором будут присутствовать гости из других

школ. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, покажем, как умеем мыслить и высказывать свое мнение.

    Мотивация. Определение темы занятия. (1 слайд)

Начиная наше занятие, предлагаю вам посмотреть вот на это изображение и надпись под ней. Как вы думаете, что это?

(ответы детей)

Это изображение и надпись на стене храма Аполлона в Дельфах. Она гласит: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Ребята, наверное, вы догадались что тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». (2 СЛАЙД ) Эти слова послужили толчком к философским занятиям Сократа , который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался : кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

Вы узнали тему классного часа. Какие цели вы бы поставили перед собой. (3 СЛАЙД)

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель: Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. (4 СЛАЙД)

Как вы считаете человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения .

Да, в самом деле познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (5 СЛАЙД):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?» (6 СЛАЙД)

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Создание автопортретов

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. (7 СЛАЙД). Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. (8 СЛАЙД) Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.(3-5 минут дети рисуют себя)

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?» (9 СЛАЙД)

Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. (10 СЛАЙД) Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. (11 СЛАЙД)

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI . Рейтинг «Самый-самый»

Классный руководитель.

Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии

трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными,

самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится

узнать, кто же возглавил этот рейтинг . ( 12-16 СЛАЙДЫ)

Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка

с высокой оценкой класса?»

(Дети высказываются.)

Делая вывод, можем сказать, что ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. Нужно только захотеть.

VI. Подведение итогов (рефлексия) (17 СЛАЙД)

Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Тема: Что такое «Я». Знаю ли я себя?

Цель: помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Подготовительный этап. Вступительное слово учителя.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд, ребята, очень простые вопросы, но для большинства из вас, согласитесь, найти ответы на них трудно. Между тем ответы на эти вопросы определяют ваше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Цель нашего занятия - формирование представления о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности и достичь своих целей в жизни.

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Посмотрите на доску. Вот несколько высказываний древних мыслителей:

Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя.

Р. Декарт

Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклит

Познай себя, и ты познаешь мир!

Софокл

Назовите из этих высказываний слова, которые вероятнее всего отражают суть темы нашего занятия.

Познай; познать самого себя, заглядывай в самого себя и т. д.

Игра «Телефон»

Игровой сюжет.

Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздался телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провоза раздается голос:

Здравствуй, с тобой разговаривает редактор детской телепередачи «Почемучка». Я приглашаю тебя к сотрудничеству. Мне хотелось узнать немного о тебе.

Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче было это сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным «путеводителем».

Путеводитель:

2. Ф. И. О. родителей.

3. Мои друзья.

4. Мои увлечения.

5. Меня радует.

6. Меня огорчает.

7. Больше всего мне нравится в людях.

8. Больше всего мне нравится в себе.

9. Я мечтаю.

Учащиеся по очереди рассказывают о себе.

Интересно ли вам было общаться? Что дал вам рассказ каждого о себе?

Вывод. Каждый имеет определенные знания о себе, и вы это сейчас продемонстрировали. Я согласна, что вы узнали друг о друге больше, чем знали раньше. Каждому человеку необходимо познавать себя, а это значит оценивать свои возможности и способности, отдавать себе отчет за действия, отвечать за свои поступки.

Представление о себе имеет только человек. Система представлений о себе называется образом «Я».

«Я» сравнивают еще с источником света, лампой прожектора, луч от которого может освещать пространство нашего внутреннего мира.

Образ «Я» многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество «Я».

Послушаем стихотворение В. Лунина «Семь я».

Ролевое чтение стихотворения.

Живет во мне семь я -

Целая семья.

Когда один говорит: «Да»,

Второй говорит: «Нет».

Третий дает совет,

Четвертый - спит,

Пятый мух считает,

Шестой седьмого ожидает,

Кого мне слушать?

И во мне живет семь я -

Целая семья.

Когда один говорит:

«Пойдем пешком»,

Второй говорит:

«Поскачем верхом».

Третий говорит:

«На машине поедем»,

Четвертый:

«На велосипеде»,

«На санях»,

«Не сегодня, а на днях»,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Живет и во мне семь я -

Целая семья.

Когда один плачет,

Второй - хохочет,

Третий - знать ни о чем не хочет,

Четвертый задает за вопросом вопрос,

Пятый во все сует нос,

Шестой снова ждет седьмого,

А седьмой - рассказывает сказку.

Кого мне слушать?

Можете ли вы ответить на вопрос «Кого мне слушать?»

Общайся со всеми, тогда узнаешь все о себе.

Вывод. Человек по-разному представляет себя в различных обстоятельствах и ситуациях. Внутри нас живут разные «Я».

Монолог Алисы из Страны чудес

«Я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом, какая-то не такая...

Я давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко не всегда). Иногда я закатывала себе выговоры, что еле могла удержаться от слез. А как-то раз, я помню, даже пробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Я люблю понарошку быть разными людьми сразу».

А вы, ребята? Случалось ли с вами такое, что дома, в кругу семьи, вы можете быть одними, а в школе другими, в компании друзей - совсем иными?

Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Игра «Волшебная почта»

Цель: сравнить представление о себе с мнением одноклассников.

Учитель вытаскивает из огромного конверта письма, адресованные учащимся. По их содержанию учащиеся догадываются, кому написано то или иное письмо.

Вывод. В основном мнение окружающих (одноклассников и классного руководителя) совпало с оценкой самих авторов писем.

Рисованное письмо инопланетянину

Цель: передать информацию о себе в рисунках.

Мини-выводы.

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это прежде всего необходимо нам самим.

2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.

3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.

Цель: сформировать у учащихся представления о своем характере, о пользе и вреде гороскопов, о роли цветовой гаммы в нашей жизни.

Предварительная подготовка: газеты и журналы с гороскопами; объявлениями о предсказаниях; разноцветные кусочки тканей; яркие графические иллюстрации.

Почему мы верим гороскопам?

Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность и астрологических предсказаний, и астрологических анализов личности.

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос состоит в следующем: люди верят в астрологические анализы и предсказания, потому что они, как это ни парадоксально, верны. Но (и это очень важное “но”!) верны они потому, что эти высказывания настолько общи, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого.

Здесь работает известное психологам явление, названное эффектом Барнума в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума, который говорил, что “ежеминутно на Земле рождается один простофиля”, и гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-то для себя. Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе. Эффект Барнума исследуется психологами уже около сорока лет. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет и какие высказывания вызывают доверие.

Так, в конце 50-х годов классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из разных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных научного психологического теста. Каждый участник опыта должен, был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, “серединка на половинку”, скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % -- довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казалось бы, опытные в оценке личных качеств!

Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: “Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами” и “Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться”. Первое из них сочли “поразительно верным” и “довольно верным” 91 % участников, а второе - 89 %. Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: “В вашей жизни не обходится без некоторых проблем” и “Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны”. В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.

Подобные исследования не раз повторялись в различных вариантах. Так, в конце 60-х годов один французский психолог поместил в газетах рекламу, предлагая свои услуги в качестве астролога. Он получил сотни заказов и выслал всем клиентам один и тот же “гороскоп”, составленные в общих, неопределенных выражениях. И что же? Более двухсот заказчиков написали ему письма с благодарностью за удивительно точный, мастерски составленный гороскоп.

Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов-первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в разноцветных чернильных кляксах (известный тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый “анализ личности” из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его правильности. Только после того, как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет им заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии.

Какие дополнительные факторы, кроме осторожного выбора уклончивых, но в целом положительных фраз, влияют на веру в результат гадания? Конечно, наивные и легковерные люди попадаются легче. Эффекту Барнума одинаково подвержены и мужчины, и женщины. Престиж и известность астролога влияют мало, но, в общем, никогда не вредно подчеркнуть, что он, скажем, пользуется тайными знаниями ассировавилонских жрецов, расшифрованными лично им по глиняным табличкам.

Важный фактор, - какие вопросы задает астролог для анализа. Например, больше веры тем, кто требует указать точное время и место рождения. Так, американский психолог Росс Снайдер дал своим испытуемым один и тот же гороскоп. Им оказались более удовлетворены те, у кого “для составления гороскопа* он спрашивал не только год и месяц, но и день, и час рождения.

Еще один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте Снайдер и его сотрудники установили, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми в том случае, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем отрицательных. И напротив, люди отказывались узнавать себя в описаниях, содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных.

Еще один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума, таков: к астрологам чаще обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию, опасающиеся будущего... Кстати, не объясняет ли этот набор симптомов внезапную веру в астрологию, охватившую наше общество в последние годы? Таким людям особенно нужна положительная и основанная на “древней науке” информация об их характере и будущем. Для них это еще и своеобразная форма психотерапии, ослабляющая волнения, страхи, неуверенность в будущем. В отличие от других форм терапии, которые требуют усилий от пациента, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы, а затем изменить свое отношение к жизни и поведение, здесь требуется только дать астрологу сведения о времени и месте рождения.

С ходом времени предсказания кажутся все более и более оправдывающимися. На эту особенность памяти обратил внимание еще Фрейд: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своем будущем и забывать отрицательные. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив за личную консультацию или за журнал, целиком посвященный гороскопам, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря. И еще один эффект, известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, прочитав, что вашему знаку Зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться не ударить в грязь лицом и поддержать репутацию своего созвездия.

О вас, ребята, могут рассказать не только гороскопы, но некоторые ваши личные вещи.

Свет мой, шкафчик, расскажи…

Хироманты берутся определить характер человека по руке, графологи - по почерку, а вот психологи из Тьюлейнского университета (США) утверждают, что можно определить характер человека, заглянув в шкаф, где он хранит свои вещи. После многолетних исследований и наблюдений они пришли к следующим выводам:

  • люди, в чьих шкафах царит идеальный порядок (то есть повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищены и выглажены), крайне рациональны, часто являются образцом для подражания, не тратят времени впустую и весьма предусмотрительны;
  • те, чьи шкафы полны бумаг, старых писем, школьных тетрадок и всякого рода памятных безделушек - крайне замкнуты, никогда не делятся своими приятными воспоминаниями, очень чувствительны и легко ранимы;
  • если шкаф полон старых вещей, то это говорит о том, что их хозяин неисправимый мечтатель. Перебирая старые вещи, такие люди обожают строить планы... редко их осуществляя.

Ваши наручные часы могут сказать о вас многое

Считают американские психологи Фрэнк Каприо и Джек Лиеди

Дорогие часы. Если вы носите золотые или другие роскошные часы - значит, вы любите и умеете работать, ваша работа вам по нраву. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.

Модные часы. Если на ваших часах стоит имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.

Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие приспособления, показывают фазы Луны и т. п. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши - не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.

Часы как украшения. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца,- можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи и... поболтать.

Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные микрокалькуляторами, необычными будильниками, электронными “записными книжками”, присущи людям с деятельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающим любопытные задачи, любящим поковыряться с техническими новинками.

Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличает пунктуальность и некоторый педантизм.

Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.

Обычные цифровые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Вы верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и крепкости.

Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи - заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя не самое быстрое.

Цвет - зеркало души

Установлено, что и мужчины и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже изменяется.

Итак, попытайтесь вспомнить, понять, почувствовать, какой цвет вы предпочитаете всем остальным (или какой цвет предпочитает близкий вам человек),- и сделать соответствующие выводы. Такую же по важности информацию несет в себе нелюбимый цвет, Итак...

Психологи утверждают, что так называемые “холодные” цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти. А “теплые” цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном настроении.

Красный - цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Желтый цвет - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Розовый - это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет вызывает раздражение.

Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Зеленый цвет - цвет надежды и открытого пути - в психологическом портрете несет немного иные функции. Люди, предпочитающие этот цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Синий цвет - цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если нравится синий цвет, это говорит о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди - хорошие и исполнительные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он - образец неуверенности и замкнутости.

Белый цвет - это синтез всех цветов, поэтому он является “идеальным” цветом, “цветом мечты”. В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние света, и холод льда. Но, к сожалению, в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать - да и то косвенно,- об аккуратности и чистоплотности человека, предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своем доме.

Черный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский - показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.

Серый цвет - любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы оставаться в тени и не вступить в большое количество контактов.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня мы полностью разобрались в своем характере. Но думаю, что некоторые до этого неопределенные черты своей личности стали для вас более понятны. А если вы еще и задумались над какими-то вещами, о которых мы сегодня говорили, если ваши раздумья действительно помогут вам разобраться в себе, в других, в ваших отношениях с этими другими – значит, нам повезло отыскать путь к цели, которую себе ставили.