«Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон. Проект "платформа" кирилла серебренникова начинает обживать винзавод

Третий день в медиа не утихает шум вокруг маски-шоу в «Гоголь-центре», а также обыска у театрального режиссера Кирилла Серебренникова, директора РАМТа Софьи Апфельбаум и их коллег.

Евгения Шерменева, эксперт Фонда Михаила Прохорова, руководитель медиапроекта Culttrigger , которая курировала с 2011 по 2013 год московские театры в должности заместителя главы Департамента культуры Москвы Сергея Капкова, а также была директором театральных фестивалей «Территория», NET и «Гаврош», комментирует сообщения некоторых СМИ.

Я попала внутрь медиасообщества чуть больше полугода назад, и мой взгляд, вероятно, покажется взглядом новичка, но тема, о которой я хотела бы написать, касается случая, очень хорошо мне известного и понятного. Попробую на этом примере сказать, что меня изумляет в нынешнем состоянии СМИ.

Обыск в квартире у Кирилла Серебренникова и приехавший в «Гоголь-центр» отряд вооруженных людей в масках вызвали волну противоречивой информации в медиа. Фигурировали вместе названия разных организаций, суммы предполагаемых хищений при этом варьировались от 1,2 млн рублей до 35 млн долларов. Наконец где-то появилась цифра 200 млн и так и закрепилась в сознании журналистов и потребителей информации. До сих пор ее можно увидеть, например, на сайте вполне прогрессивной радиостанции «Эхо Москвы» , и нет ни апдейта данных, ни попытки что-то уточнить и найти соответствие истинному положению вещей.

Это, похоже, мало кого в СМИ интересует. Интересуют вызываемый этими цифрами шквал внимания и возможность привлекать новых потребителей контента. Оседлать волну, перепечатывая информацию с разных источников, опережая конкурентов, - первоочередная задача в условиях борьбы за интернет-читателя. В погоне за хайпом медиа не успевают и не стремятся разобраться толком в ситуации, подробностях и фактах, путая массовую аудиторию некомпетентными материалами.

Я постараюсь привести некоторые данные, чтобы стали понятны связи и взаимоотношения, и сравнить с тем, как преподносится эта информация в медиа. Я даже не буду здесь упоминать специально обученные ресурсы, предназначенные для компрометации любой яркой личности.

Во-первых, в одну кучу смешивают три разных названия, которые связаны с именем Кирилла Серебренникова. Первое - «Гоголь-центр», государственное бюджетное учреждение культуры, Московский театр имени Н.В. Гоголя, в котором он служит художественным руководителем с июля 2012 года. Второе - АНО (автономная некоммерческая организация) «Седьмая студия», созданная в июле 2011 года, в выпускной год студентов мастерской Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Третье - проект «Платформа», не имеющий юридического лица, оперативное управление которым осуществляла также организация «Седьмая студия». Прошу отметить, что АНО была создана за год до назначения Серебренникова в театр Гоголя исключительно с целью сохранения студенческого коллектива, громко и успешно заявившего о себе в театральном сообществе Москвы.

Во-вторых, почти у всех медиа - путаница с бюджетами этих организаций. Многие СМИ написали, что Департамент культуры Москвы выделил средства на «Платформу» или же что деньги, выделенные на «Платформу», были украдены в «Гоголь-центре». Но никто не озаботился разобраться - могло ли такое вообще случиться?

Не могло. Потому что ГБУК «Театр имени Н.В. Гоголя» - «Гоголь-центр» находится в ведении московского правительства и бюджета этого конкретного субъекта федерации. А проект «Платформа» финансировался прямым поручением президента России через федеральный бюджет - это бюджет Министерства культуры. Почему никого не интересуют эти факты? Почему в информационном пространстве не нашлось ни одного человека, который мог бы внятно и грамотно соотнести одно с другим и отделить одно от другого? Почему никто не потрудится это узнать, потратить немного времени, чтобы в этом разобраться?

Панику среди поклонников РАМТа и его худрука Алексея Бородина вызвали сообщения об обысках у Софьи Апфельбаум, директора этого театра. Софья Апфельбаум долгое время работала в Министерстве культуры, и ее попадание в ситуацию с обысками и следствием связано именно с этой работой. И никаким образом не связано с ее нынешним положением директора РАМТа - и, конечно, театр не имеет к этой истории никакого отношения.

Почему в информационном пространстве не нашлось ни одного человека, который мог бы внятно и грамотно соотнести одно с другим и отделить одно от другого?

Теперь про сумму якобы совершенных «хищений» - которая в разных источниках указывается в разной валюте. Хотя бюджетное финансирование подразумевает расчеты исключительно в рублях.

Министерство культуры подтвердило, что всего за период с 2011 по 2014 год на проект «Платформа» было выделено 216 млн рублей. Если верить СМИ, то 200 млн расхищены организаторами проекта. Просто посчитаем: открытие «Платформы» состоялось 11 октября 2011 года - значит, хотя бы половина финансирования проекта на 2011 год уже была заложена в его смету. Закрытие проекта состоялось 14 декабря 2014 года. То есть в течение трех с половиной лет на «Винзаводе» проводились мероприятия, запланированные и утвержденные с государственным заказчиком - Министерством культуры РФ. Три с половиной года - по 61,7 млн в год. Это сумма, равная содержанию среднего, не самого большого, театра в Москве. Или это можно еще сравнить с финансированием Международного Платоновского фестиваля в Воронеже, известного и серьезного, но проводимого раз в год (такие примерно цифры бюджета фестиваля фигурируют в ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)»). Для сравнения расходов на новую постановку - стоимость создания одного музыкального спектакля (согласно той же смете ФЦП) в оперном театре составляет примерно 15 млн рублей.

Если учесть, что помещение и техническое оборудование для «Платформы» брались в аренду, нужно прибавить эти пункты - а это довольно серьезная часть расходов. Не забываем, что средства на «Платформу» выделялись по контракту с Министерством культуры, то есть в смете и при выплатах в обязательном порядке учитывались и выплачивались НДС 18%, а также налоги и отчисления в социальные фонды с любых гонораров как сотрудникам, так и приглашенным артистам. Таким образом, налоговые выплаты отбирали как минимум две пятых бюджета проекта.

При этом на «Платформе» постоянно кипела жизнь, выпускалась премьера за премьерой, приглашались коллективы из России и Европы, организовывались дискуссии, кинопоказы, большие музыкальные проекты. Как можно было при этом нанести ущерб практически на полную сумму госконтракта? Который к тому же проходил внутреннюю проверку по отчетности уже у нового руководства Министерства культуры со всеми его контрольными органами?

Или возникает сюжет о том, что существует некий контракт на пошив костюмов на 1,2 млн рублей - для проекта, который, по данным следственных органов, не состоялся .

Очень часто бывает, что проект репетируется, изготовляются декорации, покупается мебель, шьются костюмы, привозят световое и звуковое оборудование, а спектакль не получается. То есть то, что получается, очень плохо. И нельзя показывать зрителю. И приходится отменять проект. Так случается и в лучших государственных театрах тоже. Это нормальный риск в ходе театральной работы. (У вас же тоже не всегда блины идеальные выходят на Масленицу? Иногда выкидывать приходится.) А бывает, что готовишь гастроли большого европейского коллектива, оплачиваешь гонорары, аренду площадки, гостиницу и авиабилеты, а очередь на таможенной границе занимает не предполагаемые четыре дня, а все шесть. И декорации не приезжают, и спектакля нет. Кому предъявить претензии? Добросовестно работающим таможенным органам? А средства потрачены. Но какое это имеет отношение к хищению? Просто имейте это тоже в виду, когда читаете данные следствия о неудачных творческих проектах.

Что касается публикаций о том, кто и как инициировал прокурорские проверки всех проектов Серебренникова, то самое интересное, конечно, остается вне публичного поля. Рощи деревьев были истреблены на бумагу для доносов и кляуз на Серебренникова, которые приходили в один только Департамент культуры Москвы в то время, когда я там служила. А ведь копии этих писем шли по всем адресам: в обе палаты парламента, в Администрацию президента, в Министерство культуры, мэру, в прокуратуру и Следственный комитет. Авторы этих писем перечисляли все мыслимые и немыслимые прегрешения режиссера, по многим из них прокуратура должна была проводить каждый раз проверку. Так что с 2012 года Кирилл Серебренников не раз наведывался в органы дознания, чтобы рассказывать о спектаклях, в том числе тех, которых уже нет, или о драматургах, которые живут в других странах. Мне кажется, не все знают, насколько широко распространена практика доносов и кляуз в наше время и как это все напоминает сюжеты произведений Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобылина. Но пишутся они при этом очень часто под копирку: одинаковые тексты с жалобами копируются и присылаются на государственный электронный адрес с разных адресов - для массовости. Кстати, многие нынешние тексты о Серебренникове в медиа очень похожи по формулировкам на эти подметные письма.

Самое главное, что мне хочется тут сказать. Для того чтобы подобных случаев было меньше в нашей стране, надо больше писать про театры и музеи, про социальные и благотворительные инициативы, про людей, которые этим занимаются. Другими словами, создавать и расширять поле релевантной информации не только о том, что ставится на сцене или выходит на экран, - но и о том, как это делается, кем финансируется, сколько стоит, каким образом вообще осуществляется у нас в стране культурная деятельность, на каких основаниях существует и функционирует культурная сфера. Важно, чтобы журналисты, пишущие о культуре, обладали если не экспертизой, то все-таки каким-то минимальным набором знаний и представлений о том, как все это у нас работает.

Стартовавший в конце прошлого года проект «Платформа» в Цехе белого на «Винзаводе» - не просто новая театральная площадка, но, в первую очередь, сцена для экспериментов на стыке театра, танца, современной музыки и медиа. Основатель, идеолог и худрук пространства Кирилл Серебренников сразу отметил, что «театра как культурно-досуговой привычки на "Платформе" не будет». За направление танца отвечает директор проходившего здесь же фестиваля «Цех» Елена Тупысева. Музыкальное направление «Платформы» ведет Сергей Невский - композитор, после консерватории уехавший в Германию и теперь приезжающий сюда в статусе европейской звезды. Последнюю ветвь, медиа, взяла на себя куратор Анна Беляева, занимавшаяся, в частности, нашумевшей прошлогодней выставкой Lexus Hybrid Art на «Красном Октябре».

Фактически начало нового сезона на «Платформе» можно считать полноценным открытием - с иными показателями КПД и полностью сформировавшейся концепцией. На «Платформе» теперь весь контент курируется и, во многом, создается именно четырьмя руководителями каждого из направлений. The Village рассказывает о главных событиях на площадке с марта по май.

«ПЛАТФОРМА» ВЕСНОЙ

На главную роль выбрали телеведущую Светлану Сорокину, известную в частности и за свои благотворительные инициативы. Зрителей сразу предупреждают: пассивного просмотра не предполагается, здесь каждый станет соучастником перформанса. В основу Autland легли стихи и тексты людей, страдающих аутизмом; в версии, специально созданной для «Платформы», их дополнят монологи Сорокиной, студента «Седьмой студии» Романа Шмакова и коллективные действия зрителей.


Музыка + театр

30, 31 марта, 20:00; 1 апреля, 20:00
Режиссер: Кирилл Серебренников
Композитор: Юрий Лобиков
Перевод: Григорий Кружков
В ролях: Юрий Лобиков, Екатерина Стеблина, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Роман Шмаков, Евгения Афонская, Александр Горчилин, Риналь Мухаметов

Спектакль Кирилла Серебренникова по одноименной поэме Льюиса Кэрролла - абсурдное представление по абсурдному тексту, написанному десять лет спустя «Алисы в Стране чудес».

На сцене окажутся мужчины в вечерних пиджаках, бобер в мохнатой шкуре, дамы в платьях и прочие элементы, поддерживающие качественно высокий уровень сумасшествия. Во время выступления герои будут исполнять песни а капелла, то есть без музыкальных инструментов, показывать акробатические трюки и, в целом, по-новому интерпретировать знаменитую поэму Кэрролла.

Фигура Давида стала известна в России после фестиваля NET в 2010 году, где его спектакль «Каннибалы» рассказывал историю благополучной с виду молодой пары, решившейся на самосожжение. С «Метаморфозами» по тексту Овидия Давид тоже решил рубить с плеча: сражения стали отсылками к аналогичным сценам из Mortal Kombat, стихотворные строки превратились в прозу силами драматурга Валерия Печейкина, а по сюжету Орфей вдруг осознает, что Эвридика все еще жива в Facebook и электронной почте. Новая версия спектакля обещает быть еще более зрелищной.








«ОТМОРОЗКИ»
Спектакль

Даты: 7, 13, 25 апреля, 20:00
Режиссер: Кирилл Серебренников
Пьеса: Захар Прилепин и Кирилл Серебренников
В ролях: Филипп Авдеев, Евгения Афонская, Артур Бесчастный, Александр Горчилин, Яна Иртеньева

Спектакль Кирилла Серебренникова по текстам Захара Прилепина получился не гимном национал-большевизма, а поэтической постановкой, показывающей жизнь поколения нулевых, молодых оппозиционеров, полных энергии и амбиций.

Зрители часто упрекают «Отморозков» за излишнюю чернуху и слишком тяжелый сценарий, но критики приняли постановку с исключительной теплотой и отмечают ту поразительную точность и реализм, с которыми режиссеру удалось показать жизнь нацболов. Показательно, что на премьерном показе спектакля Серебренникова и его студентов Прилепин признался, что «расплакался - второй раз за последние десять лет».








«ИСТОРИЯ СОЛДАТА»
Танец + музыка + театр

8 апреля, 20:00; 9, 10 мая, 20:00
Хореография: Гай Вацман, Рони Хавер
Композитор: Алексей Сысоев

В главной роли: Виктория Исакова
Танцовщики: Роман Андрейкин, Мария Колегова, Полина Пшиндина, Илья Сабуров, Станислав Шмелин

Спектакль на базе одноименного произведения композитора Игоря Стравинского стал привычным для «Платформы» форматом на стыке танца, музыки и, собственно, театра. Созданная командой «Платформы», центром

современного танца «Цех» и нидерландской танцевальной компанией Club Guy and Roni, постановка в результате получилась удивительно цельной, с качественной проработкой каждой составляющей. Документальные монологи героев подготовила драматург Екатерина Бондаренко на основе интервью с современными русскими солдатами, а музыку сочинил выпускник Московской консерватории Алексей Сысоев.

Первый такой концерт представит немецкий дирижер и композитор Энно Поппе, чье выступление открывает Год Германии в России. Сегодня Энно Поппе - одно из ключевых имен в современной немецкой музыке, теоретик музыки и исследователь нового звука. В этой работе он обратился к фантасмагорическому роману Уильяма Берроуза «Интерзона».


МОСКВА, 3 окт - РИА Новости. Экспериментальный проект "Платформа", объединяющий четыре направления современного искусства - театр, танец, музыку и медиа, - начинает обживать "Цех Белого" на "Винзаводе", сообщил журналистам в понедельник руководитель проекта, режиссер Кирилл Серебренников.

Раньше это место было, пожалуй, самым масштабным выставочным пространством в комплексе центра. Теперь оно , где режиссеры, хореографы, актеры, композиторы и художники смогут работать над совместными проектами и тут же их показывать. Исключение руководство "Винзавода" сделало только для фотопроекта Best of Russia : на полтора месяца, что идет выставка, деятельность "Платформы" будет приостанавливаться, в остальном же ее программы будут реализовываться в нон-стоп режиме. До начала первых представлений осталось несколько дней, и на необычной сцене, напоминающей газон, полным ходом идут последние репетиции.

"Нам хотелось придумать что-то на стыке течений современного искусства - театра, танца, музыки и медиа, чтобы они переплетались между собой и получались совершенно новые проекты", - прокомментировал Серебренников основную идею "Платформы".

При этом, отметил режиссер, все проекты будут делаться специально для этой площадки: они смогут существовать в форме выставки, несколько недель, или же несколько дней - как представление.

Для систематизации творческих идей у каждого из четырех направлений есть свой куратор. Театр отдан самому Серебренникову, танец - основательнице и руководителю Международного центра танца и перформанса ЦЕХ Елене Тупысевой, музыка - композитору Сергею Невскому, который уже работал с Серебренниковым над фильмомм "Юрьев день" и спектаклем "Человек-подушка", а медиа - художникам Аристарху Чернышеву и Алексею Шульгину, участникам проекта "Электробутик".

Первым событием "Платформы" станет так называемый концерт-календарь Arias ("Арии"), для создания которого представители разных областей искусства выбирали свои любимые арии и превращали их в постановки. К примеру, художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева интерпретируют арию Бориса Годунова "Достиг я высшей власти", а основатель студии Soundrama Владимир Панков поставил арию Фарлафа из "Руслана и Людмилы". Представления пройдут с 7 по 9 октября. Параллельно в "Цехе Белого" можно будет познакомиться с деятельностью анонимного художника, существовавшего в сети под именем Газиры Бабели.

Далее в программе значатся спектакль "Отморозки", поставленный Серебренников и студентами его мастерской по произведениям Захара Прилепина, перформансы режиссера Владимира Епифанцева "Долина боли", Фестиваль театров танца ЦЕХ, концерты современной скандинавской музыки "Идея севера". Эти и другие постановки, а также лекции, дискуссии и мастер-классы ожидают посетителей "Винзавода" в течение ближайших трех месяцев. При этом ценовая политика будет гибкой - стоимость билетов варьируется от 100 до 500 рублей.

По словам Серебренникова, план "Платформы" сверстан уже на полтора года вперед, однако все финансовые вопросы по проекту с помощью Минкультуры решены лишь на три месяца.

Со своей стороны, министр культуры Александр Авдеев отметил, что "государство должно выполнять свой долг перед молодыми профессионалами, чтобы они могли чувствовать себя уверенно на годы вперед и не думать о том, у кого взять последнюю копейку на свои проекты".

Он уверен, что инициативы, подобные "Платформе", федеральные и региональные власти должны поддерживать в обязательном порядке.

"Хочу подчеркнуть, что подобные вещи должны быть не только перед выборами, когда все политические партии готовы сотрудничать с интеллигенцией. Это будет надежно и стабильно тогда, когда это на постоянной основе будут поддерживать власти", - заключил министр культуры

Пресса и молва третий день склоняют-спрягают «Гоголь-центр». Но к самому «Гоголь-центру» расследование, свидетелями по которому проходят худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, бывший руководитель департамента Минкульта Софья Апфельбаум, - отношения не имеет. Следственный комитет РФ с 2015 года изучает расходование средств «Седьмой студией» и проектом «Платформа». «Седьмая студия» - театральная труппа Кирилла Серебренникова, один из резидентов «Гоголь-центра» с осени 2012 года. А в марте 2011-го, после встречи Кирилла Серебренникова с президентом РФ Владимиром Путиным, «Седьмой студии» было дано поручение: проводить в 2011–2014 гг. на базе арт-центра «Винзавод» поисковую и просветительскую программу в области современного искусства «Платформа».

Именно на проект «Платформа» выделялись правительственные гранты. Поручение о выделении таковых пришло в Минкульт. С «Седьмой студией» был подписан контракт.

И есть простой способ проверить, чем «Платформа» на «Винзаводе» занималась, на что деньги тратила: набрать в поис-ке «Проект «Платформа»/The Platform Project».

Набрали? Чуть ниже по ленте вылезет полный отчет в афишах и цитатах из прессы за 2011-2014 годы: в рамках проекта поставлены «Отморозки» Серебренникова по роману Захара Прилепина «Санькя» («Золотая маска»-2012), «Сон в летнюю ночь» Серебренникова (четыре часа, толпа персонажей, чудесные декорации и костюмы шекспировской лесной нечисти), «Охота на Снарка», две оперы Александра Маноцкова (поставлены «Платформой» и написаны по заказу проекта, Маноцков — один из самых интересных молодых композиторов России), «Метаморфозы» французского хореографа Давида Бобе и Серебренникова, три проекта танцевальной компании из Костромы Dialog Dance (у молодой труппы — уже три «Золотые маски»), концерты-концерты-концерты, приглашения постановщиков из Франции, Германии, Италии, Голландии (имена все молодые, восходящие, отобраны с большим толком), «История солдата» — это еще одна «Золотая маска», синтез музыки Стравинского и жестких рассказов бойцов горячих точек (читает Виктория Исакова), фестиваль «Будущая музыка» (шел 8 дней, на сцене были и Татьяна Гринденко, и Сергей Летов, и музыканты Бельгии, Британии, Швейцарии). Естественно, на всех концертах оплачивалось и право исполнять музыку: гонорары отчислялись как наследникам Джона Кейджа, так и вполне живым молодым композиторам. И это лишь часть проектов.

На всех действах «Платформы» 2011-2014 я не была. Но на многих была. «Сон в летнюю ночь» «Седьмой студии», на мой взгляд, — один из самых красивых спектаклей Москвы. Сколько стоила декорация первого акта — заброшенная дачная теплица, размером почти с заводской цех, в которой проживают Оберон и Титания со свитой в бархате и рогоже, — судить не берусь. Но явно немало. Спектакль, кстати, вполне репертуарный: идет с 2012 года при полных залах.

Перечислять все — нет места, но явно одно: три года «Платформа» активнейшим образом выполняла поручение президента — была лабораторией и площадкой показа современного искусства. По четырем направлениям: театр, танец, музыка, медиа-арт.

И если верно то, что проект «Платформа» должен был получать из бюджета по 70 млн рублей в 2012-2014 гг., — в эту бурную проектную-концертную-постановочную, просветительскую и поисковую деятельность они и вложены. А в «тощем» 2014-м роскошный проект закрыли.

…И уж в любом случае версии, загулявшие 24 мая по блогосфере «на 16 млн рублей документы есть, а 200 млн где?», с действительностью имеют мало общего. 16 млн рублей — это (для сравнения) привоз на гастроли в Россию двух-трех драматических спектаклей из Европы. С условием, что каждый пройдет дважды, на сцене — человек семь, а декорация скромная. От 5 млн — стоимость постановки драматического спектакля в Москве. Без изысков.

Четырехлетняя поисковая и просветительская деятельность «Платформы» наверняка обошлась бюджету совсем в другие суммы. Потраченные на гонорары, партитуры etc.

Зачем это было нужно? А зачем был нужен Отечеству в 1898-1904 гг. возмутительно дорогой и вызывающе эстетский журнал «Мир искусства»? Зачем В.А. Серов просил Николая II поддержать его? (И император поддерживал четыре года — правда, из личных средств.) Век спустя — пишутся тома о колоссальном влиянии этого поискового журнала на дизайн и книжную графику, на Сомова и Добужинского, на собирательство Щукина и Морозова, на карьеры молодых Бенуа и Дягилева, на будущие «Русские сезоны», на само появление Фокина и Стравинского…

Механизм «поисковой культуры» и ее влияния на молодых художников — и ныне тот же.

Прямая речь

Софья Апфельбаум

директор театра, в 2012-2014 гг. — директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта РФ:

— «Платформа» была уникальным, потрясающим проектом. Впервые государство в России так последовательно, так широко поддержало современное искусство. Поисковое. Молодое. Неформатное. То, которое неуютно себя чувствует на традиционных площадках. То, в котором синтезируется будущее, — и процесс еще не завершен. Об этой поддержке и просил Кирилл Серебренников тогда премьер-министра В.В. Путина на встрече в 2011 году. Она была получена.

А теперь государство — в лице своих силовых органов — говорит: «Ничего не было». Десятки проектов, осуществленных за три с лишним года на эти гранты, — как бы и не существовали? Или под сомнение ставится сам принцип поддержки современного искусства? Проекты, родственные «Платформе», получают «черную метку» на будущее? Если так, то это очень грустно.

Следователи по делу о хищениях в "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова вскрыли предполагаемые схемы вывода денег. В этом им помогла налоговая служба. Налоговики выяснили, что сотрудники "Седьмой студии" проводили бюджетные деньги по фиктивным договорам на оказание услуг. По документам студия закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь. А на самом деле - просто подписывала левые договора и платёжки, никаких услуг за это не получая. Такую систему поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Отмытые с их помощью деньги обналичивали и тратили на квартиры и машины. У Серебренникова нашлись апартаменты в Германии, а у бывшего директора студии Юрия Итина - "мерседесы" последних моделей.

Деньги Минкультуры отправились на "помойку"

В 2011–2014 годах Минкульт передал 210 миллионов некоммерческой организации "Седьмая студия", которая тогда ставила спектакли на "Винзаводе". Студией руководил режиссёр Кирилл Серебренников. Он тогда делал проект "Платформа". Идея была в том, чтобы на одной платформе могли сосуществовать разные виды искусства - музыка, поэзия, танцы, театр, мультимедиа. Параллельно через "Платформу" продвигали молодых авторов и продюсеров.

А в середине мая Следственный комитет завёл уголовное дело по статье "Мошенничество" из-за хищения бюджетных денег, выделенных Министерством культуры на развитие искусства. По версии следователей, руководители студии похищали средства, которые государство давало на "Платформу". По оценкам силовиков, отмыли и вывели около 200 млн рублей.

Сейчас источники в правоохранительных органах рассказали Лайфу, по какой именно схеме отмывали деньги. Вскрыть эту схему помогла недавняя проверка налоговой. Оказывается, всё происходило при помощи фирм-однодневок.

- "Седьмая студия" заключила более 160 договоров на оказание услуг с однодневками, через которые обналичивала деньги. Причём 80 фирм вообще не существовали в реальности. Ещё 20 фирм не могли выполнить работы по договорам, потому что у них указан другой вид деятельности, - рассказал Лайфу источник в силовых кругах. - Всё это задокументировано в ходе налоговой проверки. Налоговики написали, что 20 "живых" фирм имеют признаки "помоек". У них нет основных средств, счетов в банках и штата сотрудников. У них множество учредителей и постоянно меняются директора.

Собеседник Лайфа перечислил несколько эпизодов, когда деньги уходили на "помойку". По его словам, схема имела вид цепочки. Получив государственные деньги, фирма-однодневка не сразу обналичивала их, а переводила по поддельным договорам во вторую однодневку. Таким образом, следы денег размывались.

Представим: "Седьмая студия" платит "помойке А" 14 миллионов якобы за организацию концертов. "Помойке В" переводят 15 миллионов, скажем, за техническое обслуживание, - объясняет источник. - "Помойка В" переводит бабки в "Фирму-1", которая торгует продуктами и табаком. Причём по договорам покупают не продукты, а почему-то бумагу.

Одновременно, продолжает собеседник, первая "помойка" распихивает 14 миллионов по другим компаниям.

Шесть миллионов уходит на какие-то подарочные наборы. Четыре ляма платят "Фирме-3" на оргтехнику. И ещё четыре миллиона идут "Фирме-1" за всё ту же бумагу, - перечисляет он.

"Сон" на миллион

По одному из эпизодов дела обвиняют бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского. Его подозревают в хищении средств, выделенных на постановку спектакля "Сон в летнюю ночь". Малобродского суд арестовал 21 июня, и судебное заседание послужило причиной насмешек общественности.

Как сообщали СМИ, прокурор на судебном заседании утверждал, что спектакль так и не был поставлен, хотя деньги на него выделили. В ответ защита Малобродского возразила, что премьера была и на неё пришли журналисты, которые написали рецензии. Это почему-то не убедило прокуроров в том, что спектакль действительно состоялся.

Статья [в газете] не свидетельствует о том, что мероприятие действительно было проведено, - отметил прокурор на заседании Пресненского суда.

Теперь защита Малобродского и режиссёр Серебренников говорят: они поставлены в такую абсурдную ситуацию, что вынуждены доказывать, что спектакль реально был.

Мы попросили нашего собеседника в следствии разъяснить эту ситуацию. Он рассказал, на чём на самом деле строится обвинение в отношении Малобродского.

Никто не говорит, что спектакля не было вовсе. Может, в суде что-то не так поняли. Спектакль был, но на его постановке похитили часть средств, - объяснил источник. - Малобродский просил на спектакль 4,87 млн рублей, а в расходах, подлежащих покрытию, отражена сумма 3,87 млн. То есть один миллион нужно было вернуть в бюджет.

Однако, говорит источник, этого миллиона бюджет так и не увидел.

Стоит отметить, что раньше СМИ сообщали о несколько других цифрах. Тогда речь шла о хищении якобы 2,3 млн рублей. Обвинения в хищениях на постановке "Сна в летнюю ночь" уже были предъявлены бывшему бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой и бывшему гендиректору студии Юрию Итину.

Немецкие машины и квартиры

Особенно следствие заинтересовали материальные блага, купленные в период, когда Минкультуры финансировало "Седьмую студию".

Так, по данным следствия, 9 мая 2012 года, в День Победы, Кирилл Серебренников приобрёл в Берлине квартиру. Она обошлась режиссёру в €300 тыс. Из них почти семь тысяч худрук отдал за отделочные и ремонтные работы.

Квартира расположена почти в центре немецкой столицы, на Вайнштрассе, 15. Это уютный пятиэтажный дом, построенный, вероятно, после войны. Серебренников часто летает в Германию и признаётся, что ему "комфортнее жить в Берлине, а работать - в России". Однако и в Германии он работает: в Берлине режиссёр поставил оперу "Севильский цирюльник".

Бывший гендиректор студии Юрий Итин тоже не чужд немецким вещам. К Германии он приобщается через автомобили производства этой страны. В распоряжении Лайфа оказались фотографии колонны "мерседесов" и "ауди", в которой Итин приехал на одну из встреч.

Источник не берётся утверждать, что на покупку всего этого тратили именно незаконно полученные деньги. Но говорит, что это обстоятельство требует проверки. Ведь хронологически, например, приобретение квартиры совпало со временем, когда "Седьмая студия" получила деньги от Минкульта.

"7-я студия" ("Седьмая студия") - театральная труппа, созданная Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актёрско-режиссёрского курса в Школе-студии МХАТ. Свои первые спектакли студия играла в центре современного искусства "Винзавод" и на Новой сцене МХТ им. Чехова, а с сентября 2012 года - на площадке "Гоголь-центра".

Как сообщал Лайф в мае, обыски по делу о хищениях в "Гоголь-центре" шли сразу по 17 адресам, в том числе и в квартире худрука Кирилла Серебренникова. Изначально речь шла о хищении 1,2 миллиона рублей. Позднее пресс-служба СКР сообщила, что размер похищенного - "около 200 миллионов".

Сейчас в деле фигурируют бывший бухгалтер студии Нина Масляева, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский. Масляева и Малобродский сейчас в СИЗО, Итин под домашним арестом. Кирилла Серебренникова допросили как свидетеля.