Что важно знать о несостоявшихся закупках? Аукцион не состоялся Почему при одной заявке торги признаются несостоявшимися.

  • On 11.09.2016
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион

В соответствии с законом № 44-ФЗ, контракты для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны заключаться на основе конкурентных процедур. Таковыми являются различные виды конкурса, электронный аукцион, а также запросы котировок и предложений. Однако в ряде случаев, установленных статьей 93 упомянутого закона, приходится осуществлять закупку у единственного поставщика. В том числе в случаях, когда процедура конкурентной закупки признана несостоявшейся (пункт 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).

Почему закупка может не состояться

Причины признания конкурентной процедуры несостоявшейся, которые позволяют заключить контракт с единственным поставщиком, можно объединить в две группы:

  • заявку подал один участник, и она признана соответствующей условиям закупочной документации и требованиям законодательства;
  • заявки подавали несколько участников, но условия закупки удовлетворила заявка лишь одного из них.

Процедура закупки может быть признана несостоявшейся и по другим причинам. Например, заявок может и вовсе не поступить либо все они могут быть отклонены вследствие несоответствия требованиям закупочной документации. Такие случаи имеют принципиальные отличия от приведенных выше ситуаций, когда требованиям закупки удовлетворяет единственная заявка.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Во-первых, в этих случаях конкурентную процедуру, например, конкурс, следует повторить. Если и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, тогда заказчик сможет применить норму пункта 25 статьи 93 закона № 44-ФЗ и заключить контракт с единственным поставщиком.

Во-вторых, если заключение контракта с единственным источником становится следствием признания несостоявшейся повторной конкурентной процедуры, то заказчик должен выбрать этот источник сам. Тогда как при наличии единственного участника, удовлетворяющего условиям закупки, заказчик обязан заключить контракт именно с ним.

Когда нужно согласование

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя. Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать. Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.

В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.

Цена контракта

Контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком, должен заключаться по цене, которая удовлетворяет требованиям документации закупки. Запрещается заключать контракт по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также выше значения, указанного в заявке участника или предложенного в процессе электронного аукциона.

Срок заключения

В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.

В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.

Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.

Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся).

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник
В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным требованиям по 44-ФЗ и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, заказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников
а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.
б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

4. Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей
В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

5. Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него
Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком .

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки ;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции .

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или запрос предложений, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новый запрос предложений после несостоявшегося запроса предложений.
  • Новую котировку после несостоявшегося запроса котировок.

Для запроса котировок и электронных конкурсов надо продлить срок подачи заявок: на 4 и 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку указанным выше способом.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.
  4. Привлечь внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после ее завершения:

  • Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения. Например, как .
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке .

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. О том, как обойти хитрости заказчиков, мы писали . В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации .

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное . Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Любая несостоявшаяся процедура закупки это ещё одна головная боль контрактного управляющего. Ведь не секрет, как много времени и сил занимает подготовка технического задания, составление аукционной документации, публикация на сайте, томительное ожидание поданных заявок. Но, даже если заявки были поданы, аукцион всё равно может не состояться.

А как у других?

Статистика показывает, что отклонение заявок по первым частям чаще всего встречается при проведении закупок на поставку товаров и выполнение работ. А именно, характеристики поставляемого (или используемого при выполнении работ) товара не соответствуют параметрам, заданным в техническом задании.

По вторым частям заявки отклоняются, как правило, при закупках услуг. Т.к. основной пакет документации от участника закупки содержится именно во второй части заявки, а в первой части достаточно только согласия на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

3. Торговаться никто не пришел. И такое бывает тоже – заявки поданы, первые части заявок рассмотрены и допущены до участия в электронном аукционе. Все ждут наступления торгов. Но в заветный час не поступает ни одного ценового предложения. Увы и ах.

Заказчик может бесконечно теряться в догадках «Как? Почему? Про нас забыли?». Эта ситуация оказывается выигрышной для того участника закупки, который первым подал заявку на участие в аукционе. В этом случае действует принцип «кто первый встал – того и тапки».

Оператор электронной площадки высылает заказчику обе части заявок всех заявившихся участников. Заказчик их рассматривает и принимает решение о соответствии этих заявок требованиям аукционной документации. Контракт заключается с тем участником, кто раньше других подал заявку, соответствующую требованиям аукционной документации. После публикации протокола рассмотрения заявок аукцион переходит на стадию заключения контракта.

4. Аукцион совсем не состоялся. Если на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют требованиям документации, аукцион тоже будет признан несостоявшимся.

Закон гласит, что в этом случае заказчик вносит изменения в план-график и проводит данную закупку, но уже путем запроса предложений, либо проводит новую закупку. Если заказчик выбирает первый вариант, то изменение объекта закупки недопустимо. В плане-графике должна быть создана новая позиция закупки путем запроса предложений. Объект закупки остается прежним, обязательным изменениям подлежит срок осуществления закупки.

Заказчик передумал.

Если же необходимости в данной закупке уже нет, то Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и проводит новую закупку: возможно не освоенные денежные средства заказчик решит пустить на другие цели.

Десять дней по ПГЗ отменили, но не для всех.

Какой бы из этих двух путей Заказчик не выбрал, ждать 10 дней после внесения изменений в ПГЗ до публикации извещения всё равно придётся. Но прежде, чем вносить изменения в документацию, необходимо провести анализ – что же такого написано в аукционе, раз никто не захотел в нём участвовать.

Причины могут быть абсолютно разные - начальная (максимальная) цена контракта занижена, не корректно составлено техническое задание, срок исполнения контракта критически мал или потенциальный участник размещения заказа попросту упустил ваш аукцион во всём потоке информации на электронной площадке. Каковы бы не были причины, осваивать денежные средства всё равно придется и закупку проводить заказчику необходимо.

Контракт всё-таки будет.

В первых трёх случаях несостоявшийся аукцион всё равно приведет заказчика к заключению контракта в соответствии с п.25.1 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.

При этом цена контракта не должна быть выше начальной (максимальной) цены, а сроки его заключения регламентируются ст. 83.2 ФЗ №44-ФЗ.

Интересных закупок и состоявшихся аукционов Вам, коллеги!

Дата публикации: 24.08.2018

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

You have no rights to post comments