Субсидии госслужащим. Субсидии на жилье госслужащим: кому, зачем и сколько

- это гарантия со стороны государства, которая единовременно предоставляется сотрудникам гражданской службы для приобретения жилья. Помощь на приобретение жилья предоставляются только тем работникам, которые проработали не менее года.

Нормативная база

Возможность получения субсидии было закреплено в законодательстве с 2004 года, именно тогда был принят закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.06.2004 № 79-ФЗ. Но, к сожалению, долгое время эта норма оставалась только на бумаге. Все изменилось лишь после того, как в 2009 году власти приняли Постановление "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" от 27.01.09 № 63. В данном нормативном акте содержится исчерпывающая информация о порядке предоставления субсидий, условиях постановки на учет, размерах одноразовых выплат и т.д.

Кто имеет право получать субсидию?

Как уже было сказано, получать такой вид денежной компенсации имеют право лица, которые занимают должности в системе гражданской государственной службе РФ и работают в данной сфере меньше года. Субсидия предоставляется только один раз за все время службы. В частности, право на получения выплаты имеют граждане, которые работают на таких должностях:

  • госслужащие РФ и субъектов Федерации;
  • сотрудники Администрации Президента и других органов при Президенте;
  • служащие Совета Безопасности (его аппарате);
  • работники федеральных законодательных органов;
  • служащие Конституционного, Верховного, Арбитражного и других судов;
  • сотрудники прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии;
  • другие лица.

Как встать на учет?

Чтобы госслужащий мог стать на учет для получения компенсации, ему нужно составить заявление на имя руководителя комиссии федерального госоргана, которая рассматривает вопросы о предоставлении работникам выплат для приобретения жилых помещений. В таком заявлении обязательно указывается также, что на предыдущих местах работы такая выплата не предоставлялась. Кроме того, к нему необходимо будет приложить такие бумаги:

  1. Трудовая книга (копия).
  2. Выписка из домой книги.
  3. Финансовый лицевой счет (копия).
  4. Свидетельство о браке (сдается тоже копия);
  5. Копии документации по поводу наличия у служащего и его членов семьи других жилых помещений помимо того, в котором они зарегистрированы.
  6. Документ, что подтверждает полномочия на дополнительную площадь (естественно, если такое право было предоставлено).

Копии всех этих бумаг должны быть либо заверены, либо сдаваться с предъявлением оригиналов.

В полномочия комиссии по предоставлению субсидий на жилье входит поверка всех сведений, указанных в документах чиновника. В случае необходимости такой орган может подать запрос в Минтруд и выяснить информацию о предоставлении выплат на приобретения жилья на прошлых местах службы работника. Комиссия рассматривает все поданные бумаги и выносит решение о постановки служащего на учет или об отказе в этом не позже, чем через 2 месяца после подачи работником заявления. Отказ гражданин может получить в случае, если комиссия после проведенной проверки, не выявит оснований для предоставления субсидии.

Условия предоставления субсидии


Чтобы получить выплату, госслужащему недостаточно просто проработать год в госучреждении. Закон позволяет предоставлять субсидии только при наличии таких условий:

  • служащий не нанимает жилье по договору социального найма, либо не проживает в жилом помещении своих родственников, которые являются нанимателями квартиры (дома), он не имеет жилья в собственности и не проживает в жилом помещении своих близких родственников, которые являются собственниками жилья.

    Членами семьи на основании Постановления от 27.01.09 № 63 и Семейного кодекса признаются супруги, родители и дети. Однако членами семьи могут считаться и другие лица, но для этого нужно будет доказать, что служащий ведет с нанимателем общий бюджет и совместное хозяйство.

  • если сотрудник госорганов снимает жилье по договору соцнайма или оно находится у него в собственности, он проживает в жилье членов своей семьи, но общая площадь такого помещения составляет меньше 15 кв. метров на 1 человека. Если у госслужащего или его родственников есть несколько жилых помещений, то площадь на одного человека считается исходя из суммарной площади этих объектов недвижимости.
  • в случае если гражданин проживает в помещении непригодном для проживания, он признано аварийным, подлежит реконструкции или сносу;
  • если сотрудник госорганов имеет в собственности жилье, снимает его по договору социального найма, проживает в жилом помещении своих членов семьи, но вместе с ним проживает родственник, который страдает на тяжелую форму заболевания (например, туберкулез) и при такой болезни совместное проживание с другими людьми является невозможным. Полный список данных недугов указан в Постановлении Правительства РФ №378 от 16 июня 2006 г. В тоже время, чтобы получить право на субсидию, у госслужащего не должно быть во владении другого жилья или помещения, которым он по закону имеет право пользоваться;
  • гражданский служащий может получить выплату на покупку жилья, если он проживает в общежитии или коммунальной квартире (в независимости от ее размера).
  • субсидия причитается гражданам, которые проживают в неизолированной комнате или в 1-комнатной квартире в составе двух семей (даже если другая семья - это семья детей или родителей) независимо от ее размера.
  • служащие, что относятся к категории «помощники» (советники) или «руководители» высших рангов по решению руководителя госучреждения могут получить субсидию, даже если они не отвечают всем вышеперечисленным требованиям. Такая «поблажка» была закреплена для чиновников с целью мотивации их к более эффективной работе.

Стоит также отметить, что преимущество на получение такой выплаты имеют чиновники, которые воспитывают трое и более детей. Но при условии, что они проживают с гражданским служащим. Причем это могут быть как его дети, так и его супруги (супруга).

Как рассчитывается выплата?

На одного гражданина - 33 кв. метра;
- на семью из 2-х человек - 42 кв. метра;
- на семью из 3-х человек и более - на каждого человека причитается 18 кв. метров.

К членам семьи относятся дети, родители, супруги. К ним приравниваются нетрудоспособные иждивенцы, другие родственники при условии, что они ведут совместное хозяйство и имеют общий бюджет. Другие же лица учитываться не будут.

При расчете причитающийся служащему субсидии, во внимание также берется его право на выделение дополнительной площади. Если у работника есть насколько оснований для получения дополнительной площади, то размеры дополнительных площадей не суммируются.

Поправочный коэффициент

При расчете размера субсидии большую роль имеет поправочный коэффициент. Так, законом установлены определенные коэффициенты в зависимости от стажа работы на госслужбе.

От 3 до 5 лет стажа (полных лет) - 1,05;
- от 5 до 9 лет - 1,1;
- от 9 до 11 лет - 1,15;
- 11-15 лет - 1,2;
-15-20 лет - 1,25;
- 20 лет и более - за каждый полный год службы добавляется по 0,5, но он не может составлять более 1,5.

Расчеты размера выплат составляются в соответствии с ценной за 1 кв. м площади жилья (общей), которая определяется по данным Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства каждый квартал, а также берется средний показатель размера рыночной стоимости с учетом поправочного коэффициента. При этом принимается во внимание и место прохождение службы (такие данные подает Министерство труда и социальной защиты).

Как используется субсидия?

Субсидии госслужащим на приобретение жилья можно использовать только на такие цели:

  • покупка объекта недвижимости по договору купли-продажи. После совершения сделки гражданин обязан подать в государственный федеральный орган копию контракта купли-продажи и свидетельство собственности на приобретенное помещение;
  • оплаты паевого взноса, если служащий является членом жилищных кооперативов. В госорган служащий подает документ, который подтверждает его членство в кооперативе, устав кооператива, справку о внесенной сумме и другие документы.
  • для погашения ипотечного кредита, уплаты процентов по кредитам на приобретения жилья. Однако за эти средства нельзя погашать штрафы, комиссии, пени за использования кредитов на жилое помещение. Предоставляется кредитный договор, справка о размерах долга, договор об ипотеке, иные бумаги;
  • для оплаты фронта работ по строительству индивидуального жилого помещения. Чтобы для этих целей вам дали субсидию, подаются правоустанавливающие бумаги на земельный участок, разрешение на строительство от органов местной власти, договор о строительном подряде и т.д.;

Выплаты, которые предоставляются, как субсидии на приобретение жилья не облагаются налогом (основание - п.8 ст. 217 НК РФ).

Ухудшение жилищных условий

В Постановлении 27.01.09 № 63 есть еще одно существенное ограничение для постановки на учет чиновников, нуждающихся в субсидии. Если выяснится, что гражданский служащий умышленно ухудшил свое жилье, то его смогут поставить на учет только через пять лет. К таким действиям, в частности, относится:

  • неравноценный обмен жилищем;
  • невыполнение договора о пользовании помещением, в результате чего должностное лицо было выселено через суд;
  • вселение в квартиру (дом) иных лиц (кроме его членов семьи);
  • выделение доли другим собственникам;
  • отчуждение всего или части помещения.

Заключение

После анализа всех норм законодательства, что регулируют предоставление субсидий на жилье чиновникам, можно сделать следующие выводы:

  • право на такую помощь возникает у служащего уже после года работы;
  • чтобы стать на учет, у работника должно отсутствовать свое жилье (общежитие, коммунальная квартира не берется во внимание) или право проживания в жилье близких родственников, а также если его квартира (дом) имеет площадь менее 15 кв. м. на человека;
  • привилегии в получении выплаты на жилье могут получать должностные лица самого высокого ранга или многодетный работник;
  • субсидия направляется только на установленные законом цели;
  • факт приобретения жилья или начала его строительства нужно доказывать документально при помощи договора купли-продажи, ипотеки, строительного подряда и т.д.

Многие люди считают, что выделение чиновникам субсидий на покупку или постройку жилья - это лишняя трата средств государства. В тоже время единственным достойным стимулом удерживать гражданских служащих в государственных учреждениях является именно субсидия на жилье.

Кроме того, более 50% чиновников отметили, что предоставление такой помощи - это одна из самых важных социальных гарантий для них. В тоже время быстро получить такую субсидию удается лишь единицам. Как правило, ожидать предоставления выплаты приходится довольно долго. Но даже несмотря не это, субсидия на жилье является справедливой мерой и дает серьезное подспорье для специалистов, которые нуждаются в такой помощи.

Настоящего издания, государство выделяет ряд категорий граждан, не являющихся малоимущими, которым оно гарантирует предоставление жилых помещений по договору социального найма. Правовым основанием для этого являются различные федеральные законы, например, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий. Принципиальная возможность жилищного обеспечения бесплатно или за доступную плату отдельных категорий граждан, кроме малоимущих, закреплена в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную плату не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".
Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особенностями статуса указанных граждан, т.е. совокупностью их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
- во-первых, обладание лицом, принадлежащим к определенной социальной группе (например, государственным служащим), гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере;
- во-вторых, исполнение лицом, принадлежащим к определенной социальной группе, обязанностей в государственно-значимой сфере (например, государственным служащим в сфере государственного управления, военнослужащим в сфере обороны и безопасности государства).
Особый характер обязанностей отдельных групп граждан (государственных служащих, в том числе военнослужащих) и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются федеральными законами и компенсируются указанным гражданам предоставлением социальных гарантий. "Иные" лица, отнесенные законодательством к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством, тем не менее не лишены возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ для гражданских служащих в числе ряда дополнительных государственных гарантий предусмотрена возможность получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 53).
Обеспечение жилыми помещениями государственных служащих осуществляется из жилищных фондов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с категориями граждан.
Кроме указанного Закона, продолжают действовать ряд ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам жилищного обеспечения федеральных государственных служащих. Распоряжением Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению жильем иногородних специалистов, приглашаемых для работы на высших должностях федеральной государственной службы Российской Федерации" от 26 мая 1998 г. N 183-рп (с изменениями от 19 апреля 1999 г.)*(184) в целях обеспечения условий для привлечения на работу на высших должностях федеральной государственной службы Российской Федерации иногородних специалистов принято решение о предоставлении (в том числе в собственность) иногородним специалистам жилых помещений.
Порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих, других работников федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и порядок предоставления жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, по договорам социального найма жилого помещения установлен Правилами, утвержденными распоряжением Президента Российской Федерации от 6 июля 1997 г. N 276-рп *(185) .

В ведении Управления делами находятся жилые помещения:
- в домах, полностью построенных за счет средств федерального бюджета и иных средств, получаемых Управлением делами;
- в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств Управления делами;
- в домах, переданных Управлению делами от федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности;
- приобретенные Управлением делами у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, физических лиц по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Указанные жилые помещения до их передачи по различным основаниям в собственность государственных служащих относятся к жилищному фонду Российской Федерации.
Условия признания федеральных государственных служащих нуждающимися в жилых помещениях в целом аналогичны общим условиям, за некоторым исключением. В частности, дополнительными условиями являются:
- наличие стажа государственной службы, как правило, не менее двух лет и общего трудового стажа не менее 10 лет;
- обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Учет государственных служащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в государственном органе по месту их службы или работы комиссией по жилищным вопросам, действующей на общественных началах.

Очередники, имеющие право в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Принципиальная возможность такого порядка, по мнению автора, остается, о чем говорилось в гл. 6 настоящего издания.
Жилые помещения, поступающие в течение года в ведение Управления делами, распределяются пропорционально численности очередников, имеющихся в государственных органах и подведомственных Управлению делами организациях.
Жилое помещение предоставляется из расчета:
- на одного-двух человек - однокомнатная квартира;
- на двух-трех человек - двухкомнатная квартира;
- на трех-четырех человек - трехкомнатная квартира;
- на пять-шесть человек - четырехкомнатная или пятикомнатная квартира.

Служебные жилые помещения предоставляются государственным служащим, назначенным (избранным) на эти должности на определенный срок и прибывшим в связи с назначением (избранием) на указанные должности в г. Москву из других местностей, при отсутствии у этих лиц жилых помещений в г. Москве. С указанными лицами заключается договор найма служебного жилого помещения на срок полномочий (срок трудового договора) этих лиц. В случае досрочного прекращения полномочий (досрочного прекращения срочного трудового договора) указанных лиц договор найма служебного жилого помещения прекращает свое действие в день досрочного прекращения полномочий (день досрочного прекращения срочного трудового договора). Указанные лица подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Лицам, назначенным на государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы на неопределенный срок, прибывшим в связи с назначением на указанные должности в г. Москву из других местностей, Управление делами вправе предоставлять жилые помещения по договорам социального найма жилого помещения при отсутствии у этих лиц жилых помещений в г. Москве и при отсутствии оснований, препятствующих этому (например, сознательное ухудшение жилищных условий и др.).
Государственные служащие субъектов Российской Федерации обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда соответствующего субъекта. Формы жилищного обеспечения устанавливаются законами субъекта. Так, например, Законом г. Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы" от 26 января 2005 г. N 3 *(186) предусмотрена возможность получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами и нормативным правовым актом г. Москвы. До принятия соответствующих нормативных правовых актов гражданским служащим в зависимости от условий прохождения ими гражданской службы предоставляется жилая площадь, а также они ставятся на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилой площади в целях улучшения жилищных условий либо им производится компенсация расходов на приобретение жилья (ст. 42).

О праве иных федеральных государственных служащих - сотрудников правоохранительных органов (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел) на бесплатное предоставление жилых помещений говорилось в гл. 6 настоящего издания.
Одновременно в г. Москве продолжает действовать Положение о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы, утвержденное распоряжением мэра Москвы "О порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы" от 18 сентября 2000 г. N 993-РМ (с изменениями от 25 мая 2004 г.) *(187) . Указанным Положением нуждающимися в жилых помещениях путем предоставления жилого помещения по договору социального найма признаются служащие, проживающие с соблюдением правил регистрации в г. Москве и Московской области и занимающие менее 10 квадратных метров общей площади в отдельных квартирах и 15 квадратных метров в квартирах коммунального заселения (15 квадратных метров в отдельных квартирах и 20 квадратных метров в квартирах коммунального заселения для служащих, имеющих стаж работы на должностях руководящих работников и специалистов органов государственной власти и управления г. Москвы, на государственных должностях государственных служащих г. Москвы не менее 10 лет) на каждого постоянно проживающего в жилом помещении члена семьи, в том числе с учетом лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия. Служащие признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий также по иным основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами г. Москвы, в том числе Законом г. Москвы "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" от 15 января 2003 г. N 22*(188) .



Во исполнение статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

2. Установить, что единовременная субсидия на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, социально-бытовое обслуживание которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации, предоставляется в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, Управлением делами Президента Российской Федерации.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок:

порядок формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;

порядок формирования и ведения базы данных федеральных государственных гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и снятых с соответствующего учета (в том числе федеральных государственных гражданских служащих, сведения о кадровом составе которых в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, по согласованию с федеральными государственными органами, в которых указанные служащие замещают должности федеральной государственной гражданской службы);

методику определения поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, применяемого при расчете размера единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

4. Установить, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждает ежегодно, до 1 февраля, поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации.

5. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением.

6. Финансовое обеспечение расходных обязательств на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих.

7. Установить, что Управление делами Президента Российской Федерации вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Управлению делами Президента Российской Федерации на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определять размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения.

8. Рекомендовать субъектам Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения учитывать положения настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), имеющим стаж гражданской службы не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

2. Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:

а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров;

в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;

д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

е) проживает в общежитии;

ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

3. В целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению руководителя федерального государственного органа предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 настоящих Правил. Порядок предоставления единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта "б" пункта 19, 27.

4. К членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

5. Решение руководителя федерального государственного органа о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.

II. Порядок и условия постановки гражданского служащего на учет

для получения единовременной выплаты

6. Принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия), в котором указывается, что по прежним местам гражданской службы единовременная выплата не предоставлялась. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

а) выписка из домовой книги;

б) копия финансового лицевого счета;

в) копия свидетельства о браке;

г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей);

д) копия трудовой книжки;

е) копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов);

ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

7. Копии документов, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.

8. В случае если несколько членов одной семьи являются гражданскими служащими одного (различных) федерального государственного органа, то на учет для получения единовременной выплаты принимается один из членов семьи (по их выбору). В случае увольнения с гражданской службы, смерти или признания судом безвестно отсутствующим либо умершим того из членов семьи, который состоит на учете, учетное дело переоформляется на другого члена семьи, проходящего гражданскую службу.

9. При наличии у гражданского служащего и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

10. Представленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией.

Дата приема документов отражается в регистрационном журнале комиссии. Гражданскому служащему выдается справка о дате приема его заявления и документов.

При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их гражданскому служащему с указанием причин возврата.

11. Гражданский служащий, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.

12. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся:

а) обмен жилыми помещениями;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) выделение доли собственниками жилых помещений;

д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.

13. Комиссия образуется на основании правового акта федерального государственного органа.

Материально-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется федеральным государственным органом.

14. Комиссия выполняет следующие функции:

а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты;

б) направляет в случае необходимости запрос в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для получения справки о предоставлении гражданскому служащему единовременной выплаты по прежним местам прохождения гражданской службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у гражданского служащего условий для постановки его на учет для получения единовременной выплаты;

в) принимает решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета;

г) ведет книгу учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты;

д) на основании представления непосредственного руководителя гражданского служащего вносит руководителю федерального государственного органа предложение об увеличении размера единовременной выплаты гражданскому служащему (персонально) за безупречную и эффективную гражданскую службу.

15. По запросу комиссии Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федераций выдает справку о предоставлении единовременной выплаты по форме согласно приложению N 1 в месячный срок с даты получения запроса.

16. В целях проверки сведений, содержащихся в базе данных, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации может направлять соответствующие запросы в федеральные государственные органы, а также государственные органы субъектов Российской Федерации для получения информации о предоставлении гражданскому служащему единовременной выплаты по прежним местам прохождения гражданской службы.

Федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации необходимую информацию в 10-дневный срок с даты получения запроса.

17. Решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.

Копия правового акта о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или снятии с учета по основаниям, указанным в пункте 19 настоящих Правил, направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в недельный срок с даты его принятия. Выписка из правового акта в указанный срок направляется или выдается гражданскому служащему, в отношении которого принято соответствующее решение.

Отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

18. Гражданский служащий, состоящий на учете для получения единовременной выплаты, при переходе на гражданскую службу в другой федеральный государственный орган подлежит включению в список гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, со времени постановки его на учет по предыдущему месту прохождения гражданской службы в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

19. Гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя федерального государственного органа;

б) в случае изменений (улучшений) жилищных условий, в результате которых утрачены основания получения единовременной выплаты;

в) в случае реализации им права на получение единовременной выплаты, предусмотренного настоящими Правилами;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет);

д) в случае увольнения с гражданской службы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил);

е) в случае смерти гражданского служащего или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил).

20. Сведения о гражданском служащем, состоящем на учете для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты по форме согласно приложению N2 (далее - книга учета) в порядке очередности подачи заявлений.

Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета.

На каждого гражданского служащего, состоящего на учете для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся документы, представленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.

В случае если основания для получения гражданским служащим единовременной выплаты утрачены, комиссия представляет руководителю федерального государственного органа проект правового акта о снятии гражданского служащего с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта.

21. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации формирует и обновляет базу данных гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

III. Определение размера единовременной выплаты

22. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

23. При определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера единовременной выплаты, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации. При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям размеры дополнительной площади не суммируются.

24. Размер единовременной выплаты гражданскому служащему может быть увеличен сверх норматива на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей.

25. При расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом стажа гражданской службы (полных лет) в следующих размерах:

от 3 до 5 лет стажа - 1,05;

от 5 до 9 лет стажа - 1,1;

от 9 до 11 лет стажа - 1,15;

от 11 до 15 лет стажа - 1,2;

от 15 до 20 лет стажа - 1,25;

20 лет стажа и более - коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.

26. Расчет единовременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом согласно приложению N 3 на основании норматива общей площади жилого помещения с учетом положений пунктов 23 - 25 настоящих Правил, размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемого Министерством регионального развития Российской Федерации ежеквартально, и поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения гражданской службы гражданским служащим, определяемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно.

27. В случае если гражданский служащий имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения определяется как разница между нормативом общей площади жилого помещения с учетом положений пунктов 22 и 23 настоящих Правил и общей площадью жилых помещений, принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в подпунктах "в", "г", "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил.

IV. Порядок предоставления

и использования единовременной выплаты

28. Единовременная выплата перечисляется в установленном порядке федеральным государственным органом на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" (далее - счет N 40302) по месту открытия лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное распоряжение федеральному государственному органу, за счет бюджетных ассигнований которого осуществляется единовременная выплата, с отражением указанной операции на соответствующем лицевом счете, открытом федеральному государственному органу.

Перечисление средств единовременной выплаты на счет N 40302 осуществляется в установленном порядке на основании представленных в территориальный орган Федерального казначейства федеральным государственным органом платежных документов и заверенной им копии правового акта о предоставлении единовременной выплаты гражданскому служащему, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил.

29. Единовременная выплата может быть использована в счет:

а) оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения;

б) оплаты паевого взноса, если гражданский служащий является членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива;

в) оплаты работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства;

г) погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у гражданского служащего до возникновения права на получение единовременной выплаты.

30. Для оплаты приобретаемого жилого помещения гражданский служащий представляет в федеральный государственный орган копию документа, удостоверяющего его личность, а также документы, указанные в пунктах 32-35 настоящих Правил.

31. Федеральный государственный орган в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 30, 32-35 настоящих Правил, осуществляет проверку их соответствия настоящим Правилам и представляет эти документы в орган Федерального казначейства для санкционирования операции по перечислению единовременной выплаты со счета N40302 на счет физического лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя), осуществляющего отчуждение жилого помещения (строительство объекта индивидуального жилищного строительства), на счет для оплаты паевого взноса либо на счет банка для погашения долга и (или) уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у гражданского служащего до возникновения права на получение единовременной выплаты (далее - счет банка).

32. В случае направления средств единовременной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого на основании договора купли-продажи, гражданский служащий представляет в федеральный государственный орган копию договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, и копию свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации прав собственности гражданского служащего на жилое помещение, приобретаемое за счет средств единовременной выплаты.

При приобретении 2 и более жилых помещений договоры купли-продажи жилых помещений и копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество должны представляться в федеральный государственный орган одновременно.

33. В случае направления средств единовременной выплаты в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданский служащий, являющийся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, представляет в федеральный государственный орган:

а) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую членство в кооперативе гражданского служащего;

б) справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения права собственности на жилое помещение;

в) копию устава кооператива;

г) копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет передано гражданскому служащему после внесения паевого взноса в полном размере;

д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование гражданского служащего - члена кооператива.

34. В случае направления средств единовременной выплаты на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства гражданский служащий представляет в федеральный государственный орган правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства, документы, подтверждающие строительство объекта индивидуального жилищного строительства (копию договора строительного подряда либо иные документы), и разрешение органа местного самоуправления на строительство этого объекта.

35. В случае направления средств единовременной выплаты в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у гражданского служащего до возникновения права на получение единовременной выплаты, гражданский служащий представляет в федеральный государственный орган:

а) копию кредитного договора (договора займа);

б) справку кредитора (заимодавца) о размерах основного долга по кредиту (займу) и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом);

в) копию договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке (если предоставлен ипотечный кредит, ипотечный заем);

г) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием кредитных (заемных) средств.

36. В случае выявления недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных гражданским служащим в федеральный государственный орган для оплаты, а также в случае их несоответствия настоящим Правилам федеральный государственный орган принимает решение об отказе в приеме документов для оплаты и уведомляет гражданского служащего об этом в течение 5 рабочих дней с даты получения указанных документов в письменной форме с указанием причин отказа. Документы, принятые федеральным государственным органом для проверки и оплаты, возвращаются гражданскому служащему.

37. Гражданский служащий, которому предоставлена единовременная выплата, обязан в течение 3 месяцев с даты получения свидетельства о регистрации права собственности на приобретаемую жилую площадь (но не более чем через 24 месяца с даты перечисления единовременной выплаты на счет N 40302) представить в федеральный государственный орган, осуществивший перечисление единовременной выплаты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении квартиры или жилого дома (части жилого дома), которые были приобретены или построены с использованием единовременной выплаты.

38. В случае если гражданский служащий использовал единовременную выплату в неполном объеме, федеральный государственный орган, предоставивший единовременную выплату, принимает меры к возврату в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств единовременной выплаты.

39. Единовременная выплата считается предоставленной гражданскому служащему с даты перечисления федеральным государственным органом единовременной выплаты на счет N 40302.

Право на получение субсидий было получено чиновниками еще в 2004 году, когда был принят закон «О государственной гражданской службе», однако во многих регионах эта норма долго существовала только на бумаге. А в 2009 году вышло постановление правительства, регламентирующее порядок предоставления федеральным госслужащим единовременной субсидии на приобретение жилья.

Вплоть до 2011 года квартиры чиновникам предоставлялись по , а ныне госслужащие, у которых жилье не соответствует нормам, могут рассчитывать на денежную выплату.

Кто имеет право на субсидии на жилье госслужащим?

В России на государственную помощь при решении квартирного вопроса может рассчитывать любой государственный служащий, если он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Имеются в виду ситуации, когда у чиновника нет своего жилья, он живет в общежитии или в коммунальной квартире, либо же в муниципальной или приватизированной квартире, где .

Правда, если вдруг выяснится, что перед постановкой на учет чиновник ухудшил жилищные условия искусственным способом (к примеру, решился на неравноценный обмен, вселил посторонних в свою квартиру или оформил выделение доли собственниками жилых помещений), он будет поставлен на учет не ранее, чем через пять лет.

Субсидии рассчитываются с учетом стажа гражданской службы. При этом используется поправочный коэффициент в таких размерах:

  • от 3 до 5 полных лет стажа - 1,05;
  • от 5 до 9 полных лет стажа - 1,1;
  • от 9 до 11 полных лет стажа - 1,15;
  • от 11 до 15 полных лет стажа - 1,2;
  • от 15 до 20 полных лет стажа - 1,25;
  • 20 полных лет стажа и более - коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.

Надо заметить, объем субсидий разрешено увеличивать по решению руководства и с учетом конкретной ситуации. Размер субсидии на приобретение жилья определяется исходя из норматива общей площади и в том или ином регионе.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета субсидии устанавливается в таких размерах:

  • 33 кв. метра - на 1 человека;
  • 42 кв. метра - на семью из 2-х человек;
  • 18 кв. метров на каждого члена семьи - на семью из 3-х и более человек.

Воспользоваться такой субсидией государственный служащий может только один раз. Должности, дающие право на субсидию для приобретения жилья, перечислены в отдельном реестре федеральных госслужащих. Перечень этот, надо заметить, достаточно широк. В него вошли сотрудники, относящиеся к высшему и среднему звену Администрации Президента, правительства, Совета Федерации, Госдумы, министерств, федеральных служб, а также советники, помощники, референты, пресс-секретари, начальники канцелярий, их заместители и так далее.

Понятно, что чем выше положение и стаж службы на государственных должностях, тем больше шансов на получение субсидии. Но все же, устраиваясь на работу в государственное учреждение и рассчитывая на приобретение жилья, стоит подробно с ним ознакомиться.

Субсидии на жилье госслужащим: как их можно использовать

Чтобы получить субсидию, необходимо подать заявление в местный департамент жилищной политики и жилищного фонда. Однако «вести себя» после этого надо очень хорошо, поскольку руководство города может просто снять кандидата на получение субсидии с учета. Понятно, что деньги, переведенные на специальный счет, можно потратить лишь на улучшение жилищных условий.

Как же можно использовать субсидию? Законодательством определены такие варианты :

  • оплата приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения;
  • оплата паевого взноса, если гражданский служащий является членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива;
  • оплата ;
  • погашение долга (или) уплата процентов по кредитам или займам (включая ) на приобретение жилья, (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у гражданского служащего до возникновения права на получение единовременной выплаты.

Стоит отметить, что субсидия, в соответствии с п.8 ст.217 НК РФ, налогообложению не подлежит.

Субсидии на жилье госслужащим: камни преткновения

Многие рядовые наши сограждане считают предоставление субсидий на жилье госслужащим социальной несправедливостью и лишней тратой бюджетных денег. Однако, важно учитывать и тот факт, что кадровый вопрос в системе государственной службы действительно является одним из самых болезненных.

Перспективные специалисты стараются найти себя в негосударственном секторе, чтобы иметь возможность достойно зарабатывать, и перспектива решения квартирного опроса является единственным серьезным стимулом, позволяющим удержать профессионалов на государственной службе.

Как показали исследования ВШЭ, более 50% чиновников назвали предоставление субсидий на покупку жилья самой важной социальной гарантией. Правда, лишь отдельным государственным служащим удается быстро собрать необходимые документы и получить деньги. Порой ожидание субсидии оказывается слишком длительным. Чтобы предоставление субсидий на жилье действительно стало справедливой и действенной социальной мерой, денежная помощь должна оказываться специалистам, которые .