«Что случилось на вашем предыдущем месте работы? Вас уволили, или вы ушли сами?». Можно ли вам доверять

⁠1. Почему этнос называют социобиологической общностью? Дайте аргументированный ответ.

Этнос, как социобиологическая общность, предполагает существование этничности благодаря сочетанию социальной (общественной) и биологической сущностей человека.

2. Чем различаются понятия «историческая родина» и «страна происхождения»? Приведите примеры.

Страна происхождения - это страна, в которой ты родился.

Историческая родина - это страна, откуда твои предки.

Например, поляк родился в Дании. Дания у него страна происхождения. А Польша историческая родина.

3. Расскажите о том, насколько вам знакомы традиции и обычаи другого народа. Пользуетесь ли вы в быту предметами, пищей, одеждой, созданной представителями другой национальности?

В наше время всеобщей глобализации, мы всё ближе соприкасаемся с другими культурами и у нас создаётся всё больше возможностей узнать обычаи и традиции другого народа. Они приходят в наш мир через предметы быта, пищу и одежду. Если культуры славянских народов у нас стали обычными и не вызывают больше новизны, то культуры например азиатских стран у нас всё ещё в диковинку. Неоднозначное у нас отношение например к суши. Уже существует огромное количество ресторанов и поклонников этой азиатской кухни и некоторые даже научились кушать палочками. Но предпочтение мы, всё же, отдаём традиционной русской кухне.

4. Что такое племя и чем оно отличается от народности? Свой вывод подкрепите примерами из материала данного параграфа.

Племя - группа людей, объединенных общностью происхождения, языка и родовых отношений.

Народность- общность людей обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку или смешавшихся в результате завоевания одних племен другими.

Различия: язык, религия, происхождение, физический облик, культура, нравы, обычаи и традиции.

*5. Вам надо сравнить основные признаки общества и основные признаки этноса (этнообразующие факторы), наметить между ними сходство и различие, сделать выводы. Например, почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?

Этнос - исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, которая характеризуется единством происхождения, культуры, языка, а также сознанием своего единства.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

Отличительными признаками являются:

Территория (общество проживает на определённой закреплённой территории. Этнос, может существовать и без неё. Например, во время 2 Мировой войны Польшу разделили между собой Советский Союз и Фашистская Германия. Фактически общество поляков перестало существовать, однако этнос поляков остался и мог расселяться по другим территориям);

Наличие признаков управления (в обществе развита система управления. Есть лидер, его заместители. Существуют сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. В этносе этого нет);

Общими признаками являются:

Открытость (они открыты для появления чего-то нового, способны к изменениям);

Динамичность (они не стоят на месте, им не свойственны статичность. Общество и этнос постоянно изменяются, так как на смену одному поколению людей, приходит другое поколение, более развитое);

Имеют регуляторы поведения (мораль, религию, обычаи, традиции и т.д.).

*6. В чем сходство и различие между нацией и народностью? Свой ответ обоснуйте.

Нация и народность имеют сходство только в одном - обе эти категории обозначают большие (великие за количеством) общности людей, которые, как правило, проживают на одной территории. Они как бы обозначают множество людей, которые имеют много общего - язык, культуру, историю, название (самоназвание). К этим же понятиям также относится и "народ". Все это - "родственные", "похожие" люди, и в этом сходство данных понятий.

Как правило, народы и народности были сложены уже давно. Считается, что сначала были племена (народности), которые переросли потом в более крупные социальные образования - народы. Получается как бы, что народ объединяет несколько народностей, интегрирует их в новую людскую общность.

Нация же интегрирует несколько народов в одну новую политическо-социальную общность. Тут больше политики, меньше этнографии. В нации могут быть собраны несколько совершенно разных народов. Как например в Америке: и негры, и белые, и французы, и евреи, и русские.

*7. Какова роль государства в формировании народности и нации?

Государство служит для народа, следит, чтобы в народе не было хаоса, чтобы всё было спокойно. В государстве создаются законы, к которым народы прислушиваются и следуют им. Ещё в государствах создаются суды, существует армия и полиция, адвокаты и прокуроры - все они защищают народ от преступности.

Но иногда государство ставит в приоритет развитие только одной нации, пропаганда традиций и образования на этот лад, а негодные народы всячески старается гнобить и производить геноцид людей. По этому принципу, например, действовала Фашистская Германия во 2 Мировой войне во главе с Гитлером.

Проблема. Какую роль в жизни современных людей играют на­циональные традиции и обычаи? Нужно ли их сохранять? Попро­буйте найти конкретные примеры в защиту вашего мнения?

Национальные традиции играют немалую роль в нашей жизни. Ведь если бы не было традиций и обычаев, то мы бы не знали, как жили и во что верили наши предки. Ведь обычаи появились давно, а значит стали историей. А без истории мы бы не смогли стать великим и могучим народом.

Думаю традиции надо сохранять, оберегать и развивать. И наши дети и внуки будут знать чуточку больше о нашей жизни, так же как и мы сейчас благодаря традициям и обычаям знаем больше о жизни наших предков!

Практикум. Этнические формы возникли в эпоху верхнего палеолита. Но характер этноса менялся в ходе истории. Высший этап его развития - нация, складывающаяся в новое время (XIX в.). Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

Какие народы в современной России вы могли бы причислить к нациям, а какие - к этническим меньшинствам?

К нациям можно отнести народы, которые имеют свою страну. Например: англичане - Англия. А этнические меньшинства, это племена и народности.

Наций несколько: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры и чуваши, а остальные представители коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока - этнические меньшинства.

К этносам причисляют только племена, народности ина­ ции. Этнос - довольно позднее историческое образование. Ему, как мы выяснили, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное, они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем - народности и нации. Да и по времени существования индиви­ дуальная семья или род насчитывает обычно до сотни лет, в то время как этнос - более высокий и сложный тип социобиологической цепочки - продолжается тысячи лет. За период су­ ществования этноса меняются эпохи, возникают и распадают­ ся государства, сами этносы перемещаются по территории планеты.

ПЛЕМЯ - исторически первая ступенька формирования этно­ са. Племя включает значительное число родов и кланов. Они об­ ладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

Их численность доходила до десятков тысяч человек. На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса - народность. Она свойственна не первобытно­ му обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.

НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лест­ нице общественного развития место между племенами и наци­ ей. Она представляет собой языковую, территориальную, эко­ номическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решаю­ щую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, уста­ навливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близ­ кородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Так, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия н. э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в него были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские.

Народности - достаточно неустойчивые этнические образо­ вания. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из них постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся впоследствии три самостоятель­ ных этноса - русских, украинцев и белорусов. Феодальная раздробленность была присуща и Европе, где средневековые го­ сударства постоянно распадались, но вновь объединялись уже в Новое время.

На базе народностей формируются нации - высший исто­ рический тип этноса.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привер­ жены общим ценностям и институтам.

Нация возникает в период преодоления феодальной разоб­ щенности и зарождения капитализма. В этот период склады­ ваются достигшие высокой степени политической организа­ ции внутренний рынок и единый хозяйственный уклад,

собственная литература, искусство. Нации более многочис­ ленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий, языка и эко­ номики формируется единый национальный характер и пси­ хический склад. Возникает очень сильное чувство солидарно­ сти со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что на­ ция сформировалась и борется за свой суверенитет.

Большинство наций объединяются на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкород­ ственные народности. Так, французы объединились как нация в XVII-XVIII веках на основе двух близкородственных народ­ ностей, оформившихся еще в раннем средневековье - северо­ французской и провансальской. Русское государство формиру­ ется в X V -XVII веках вокруг Москвы, и этот процесс получил названиесобирания земель. В XVII веке, при Петре I, оно превращается в империю и заявляет о себе как европей­ ская сверхдержава.

Для того чтобы дать полный перечень характерных особен­ ностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса (они названы в начале параграфа) следующие черты:

- устойчивая государственность,

- общность экономической жизни,

- развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт - этноса и нации, - мы мо­ жем подметить такую закономерность: по мере того, как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-поли­ тические. Решающим для формирования наций называют X X век.

Понятия: этнос, этнообразующие факторы, племя, народ­ ность, нация.

Вопросы и задания

1. Почему этнос называют социобиологической общностью? Дайте аргументированный ответ.

2. Чем различаются понятия «историческая родина» и «страна происхождения»? Приведите примеры.

3. Расскажите о том, насколько вам знакомы традиции и обычаи другого народа. Пользуетесь ли вы в быту предметами, пищей, одеждой, созданной представителями другой национальности?

4. Что такое племя и чем оно отличается от народности? Свой вывод подкрепите примерами из материала данного параграфа. *5. Вам надо сравнить основные признаки общества и основные признаки этноса (этнообразующие факторы), наметить между ними сходство и различие, сделать выводы. Например, почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?

*6. В чем сходство и различие между нацией и народностью? Свой ответ обоснуйте.

*7. Какова роль государства в формировании народности и

■Проблема. Какую роль в жизни современных людей играют на­ циональные традиции и обычаи? Нужно ли их сохранять? Попро­ буйте найти конкретные примеры в защиту вашего мнения?

Практикум. Этнические формы возникли в эпоху верхнего палеолита. Но характер этноса менялся в ходе истории. Высший этап его развития - нация, складывающаяся в новое время (XIX в.). Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

Какие народы в современной России вы могли бы причислить к нациям, а какие - к этническим меньшинствам?

§ 22. Межнациональные отношения

Этносы, сформировавшись на одной территории, часто переме­ щаются, вступая в контакт с одним или несколькими народа­ ми. К повышенной мобильности были склонны в древности ко­ чевые народы. В отличие от земледельцев, они постоянно мигрировали на обширной площади, нападая на иноземцев. Самый яркий пример - перемещения монголо-татарских орд в XI-XIV веках. Другой пример - великое переселение наро­ дов IV-VII веков.

Независимо от того, перемещаются народы и племена из одной части земли в другую или остаются на одном месте, они неизбежно вступают между собой в особый тип социальных отношений, которые называют межнациональными.

Межнациональные отношения включают две разновидности:

- отношения между разными национальностями внутри одного государства;

- отношения между разными нациями-государствами.

Изучение проблемы межнациональных отношений внутри

одного государства впервые было поставлено на научную осно­ ву в США, где белые, составляющие большинство, натолкну­ лись на сопротивление чернокожего населения.

Поскольку Америка на протяжении всего X X столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу X X века численность всех белых и всех небелых почти выравнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Спе­ циалисты стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Сегодня уже многие «бе­ лые» (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ас­ социации (клубы, партии).

Однако парадокс заключается в другом. За сотни лет рабст­ ва и борьбы с ним американские негры так усвоили ценности культуры белых, что, давно забыв африканские традиции, приняли ее как свою собственную. И не только приняли, но и стали активно защищать. В интервью, взятом у них после со­ бытий 1992 года, чернокожие обвиняли корейцев и выходцев из Латинской Америки в том, что те неприветливы, непатрио­ тичны в отличие от белых американцев, живущих по соседст­ ву. И если в будущем белые в Америке окажутся в численном меньшинстве, защищать идеалы культуры белых будут, ско­ рее всего, негры.

Национальное большинство по-разному относится к наци­ ональным меньшинствам. Белые всегда относились к неграм как к тупым и ленивым рабам. Стереотип закрепился, потре­ бовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы он исчез. А вот к азиа- то-американцам сразу стали относиться иначе. Свойственные

азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветствовались американцами. Их стали называть «образ­ цовыми национальными меньшинствами». Но они жили бо­ лее изолированной жизнью, что не всем нравилось. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основав­ ший свое предприятие или магазин, брал на работу прежде всего родственников. Так выходило даже дешевле. Американ­ цы же требовали, чтобы владельцы нанимали служащих неза­ висимо от национальности. И были правы, поскольку в демо­ кратическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.

Разные меньшинства - это еще и разные культуры, пред­ ставителями которых они выступают. Азия все время была очагом древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело - Афри­ ка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Америка находится как бы посредине.

Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбле­ ния и физическое насилие выступают элементами социального и этнического выравнивания. Кто чаще к ним прибегает? Ко­ нечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее при­ ходилось бороться за выживание. Если вспомнить 30-е годы, то захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учи­ няя поборы с мелких лавочников и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальянские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали другим, что в Америке шансы на успех должны быть равными незави­ симо от срока въезда в страну. Во второй половине XX века ита­ льянскую мафию сменили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшин­ ства, обделенные экономическими ресурсами, статусами и при­ вилегиями, боролись за выживание и успех.

Истории известны мирные и военные формы взаимодейст­ вия народов. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, напри­ мер Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В од­ ном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сцена­

рии более крупная нация запрещает национальным меньшин­ ствам использование родного языка в публичной жизни, обра­ зовании, закрывает книжные издательства и средства массо­ вой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­ дов - формирование многонационального государства, где со­ блюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, на­ пример, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Одна­ ко даже при самом удачном стечении обстоятельств на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ - уверенность в правоте собственной куль­ туры, склонность либо тенденция отвергать нормы другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непо­ нятными. Племена, украшающие носы кольцами, представля­ ются им дикарями, мужья, имеющие десять жен, считаются безнравственными, блюда из насекомых - отвратительными. Они считают правильным только свой образ жизни.

Этноцентризм становится причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает не­ нужные затруднения при общении представителей разных культур и народов. Расовая инациональная нетерпимость

представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается су­ дебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.

В 1991 году в немецком г. Хойерсверда неофашисты и «бритоголовые», вооруженные ножами и газовыми пистоле­ тами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В еще больших масштабах это повторилось в 1992 году. Против вспышек национальной и расовой нетерпи­ мости резко выступили население страны, ведущие немецкие политики и печать. В ответ на вылазки неофашистов более

400 тысяч человек со свечами, факелами и карманными фона­ риками в руках образовали в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив так протест против расизма и насилия. Мани­ фестацию поддержали сотни демонстраций по всей Германии.

А теперь поговорим об этнических конфликтах. Они воз­ никли на заре человеческой истории. В глубокой древности это были межплеменные войны, они велись за территории охо­ ты, рыболовства, собирательства, т.е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые народы, а дру­ гие подвергались мощной ассимиляции со стороны более сильного соперника. На протяжении всей человеческой исто­ рии происходило постоянное перемещение этносов по терри­ тории Земли, а значит, и постоянные войны. Считается, что почти все известные в истории войны имели в значительной мере этническую основу.

Некоторые этнические или национальные конфликты не получали разрешения в течение многих лет, то и дело вспыхи­ вая с новой силой. Например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между ар­ мянами и турками (азербайджанцами).

В.А. Авксентьев. Этнические конфликты

Древние источники оставили нам свидетельства о крупней­ ших этнических конфликтах ранней поры. В Ветхом Завете описана депортация евреев, т.е. насильственное выселение народа со своей этнической родины. В 568 году до н.э. вави­ лонский царь Навуходоносор уничтожил Иудейское царство и выселил основную часть евреев за пределы этнической роди­ ны - Палестины.

С глубокой древности известно такое явление, как захват чу­ жеплеменников и продажа их в рабство или использование в качестве рабов. Этим промыслом занимались еще во втором ты­ сячелетии до н.э. финикийские пираты. Вместе с тем финикийцы остались в памяти человечества и как народ древнейшей высо­ коразвитой цивилизации. Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском ханстве.

XX век является столетием небывалых социальных потрясе­ ний: две мировые войны, в ходе которых использовались но­ вейшие средства массового уничтожения людей, десятки крово­

пролитных региональных конфликтов, распад мировых импе­ рий, неоднократная перекройка политической карты мира, со­ циальные революции - все это является неотъемлемой чертой столетия.

Начало столетия ознаменовалось эскалацией англо-бурской войны (1 8 9 9 - 1902), которая была развязана Великобританией с целью захвата Трансвааля и Оранжевой республики, созданных на юге Африки бурами - потомками голландских переселенцев.

В 1 904 году началась русско-японская война.

В начале второго десятилетия произошли две так называе­ мые балканские войны 1912 - 1913 годов и 1913 года, в которых участвовали Болгария, Греция, Сербия, Черногория, Румыния, Османская империя. В 191 5 году турецкими властями было унич­ тожено свыше полутора миллионов армян. X X век стал веком невиданного после уничтожения белыми поселенцами корен­ ных жителей Америки - индейцев - массового геноцида. В те­ чение всей истории существования Британской империи на ее территории не прекращалась борьба покоренных народов про­ тив британских колонизаторов.

Этнический конфликт не миновал и благополучные страны Запада: периодически обостряются этнические трения в Бель­ гии, расовые проблемы в СШ А; с большим трудом в 1 995 году в Квебеке была сохранена целостность Канады - страны с одним из самых высоких в мире уровней жизни.

Крах социалистической системы и переход к экономике ры­ ночного типа сопровождался распадом Югославии, CCCR Чехо­ словакии. В бывшем СССР сепаратистские процессы породили территориальные претензии, потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности», - сказал Иммануил Кант. Схема «вопрос-ответ» помогает нам знакомиться с окружающим миром не только в детстве, но и во взрослой жизни. Правда, многим людям не нравится с ходу рассказывать о своих достижениях, мечтах или слабостях. Но получить эти ответы можно и обходным путем.

сайт подготовил 8 простых на первый взгляд вопросов, которые помогут вам многое узнать о новом знакомом без того, чтобы съедать с ним пуд соли.

1. Какие хорошие книги вы прочитали за последнее время?

Людей можно поделить на 3 типа: читает, делает вид, что читает, и не читает. С первой категорией все понятно, такой человек без запинок ответит на ваш вопрос , и по его ответу можно понять сферу его интересов, ведь недаром Иосиф Бродский сказал: «Человек есть то, что он читает».

Если человек уходит от ответа, ссылаясь, например, на то, что много читает, но не помнит ничего конкретного, - скорее всего, он просто делает вид, что читает. Такие люди зависят от мнения окружающих и потому легко идут на обман, лишь бы не признаваться, что не соответствуют общепринятым стандартам.

А вот человека, который прямо сказал, что не читает, можно упрекнуть в чем угодно, только не в заниженной самооценке и зависимости от окружающих. Возможно, у такого человека есть особые причины не читать, но то, что он открыто в этом признался, - большой плюс.

2. Если бы была возможность выбрать себе суперспособность, какую вы выбрали бы и почему?

Вопрос кажется детским и несерьезным, но в этом и заключается его прелесть. Не чувствуя подвоха, собеседник ответит на него прямо , а вы сможете понять, чего ему не хватает. Например, если оппонент выбрал способность быть невидимым, для того чтобы без препятствий проникать в разные места, возможно, перед вами любопытная личность, которой не хватает ярких впечатлений.

Кроме того, по ответу на этот вопрос можно сделать некоторые выводы в целом о масштабе личности этого человека. Кто-то выберет умение останавливать любые конфликты на расстоянии, а кто-то - всегда полный холодильник.

3. Если бы у вас была возможность отправиться в путешествие и деньги не имели бы значения, куда бы вы поехали и почему?

Отвечая на этот , ваш оппонент покажет глубину своих знаний . Ведь один человек выберет Турцию с отелем «все включено», потому что там можно лежать и ни о чем не думать 7 дней, а другой - остров Ки-Уэст, потому что там шестипалые коты и дом, в котором Эрнест Хемингуэй написал «Снега Килиманджаро». А третий вообще заявит, что полетит на Марс, потому что Илону Маску не обойтись без его помощи.

4. С чем или кем вы себя ассоциируете?

Часто человек не имеет о себе какого-то конкретного представления, поэтому психологи, чтобы узнать ключевые черты личности, используют ассоциативные методики. Попробуйте и вы, а чтобы оппоненту было легче, попросите его ответить на следующий вопрос:

  • Если вы мебель, то какая?

Например, по ответу «стол» (самый распространенный ответ, полученный автором этой статьи в ходе небольшого опроса, самый необычный - кресло-качалка) можно сказать, что человек стабилен в своем поведении: он не покрасит завтра волосы в розовый цвет и не уволится с работы, чтобы махнуть в кругосветку. Если оппонент добавил «дубовый» стол - немалую роль для него играет достаток и вес в обществе. Ответ «шкаф» (или другой высокий предмет) скажет о том, что у человека немного завышена самооценка.

Дополнять или объяснять вопрос не нужно, собеседник должен ответить так, как он его понял. Чтобы получить более полную картину, задайте не один, а несколько вопросов, например, про время года, животное, цветок, жанр фильма, еду.

5. Что бы вы делали во время зомби-апокалипсиса?

Цепочка рассуждений вашего собеседника при ответе на этот вопрос покажет гибкость его мышления, готовность к решению нестандартных задач, отношение к окружающим . Обратите внимание на то, что будет его основной целью: спрятаться, помочь остальным, пойти сражаться, уладить конфликт мирным путем.

6. Назовите 3 качества, которые вас больше всего бесят в людях?

По мнению психологов , качества, которые нас бесят в окружающих, есть в нас самих, но мы тщательно скрываем их или даже боимся . Раздражение у нас вызывает не поведение другого человека, а тот факт, что мы вынуждены прятать свои аналогичные качества, в то время как он их открыто показывает.

«Я же говорил, что болен».

Первым этот вопрос задал известный психолог Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры». По ответу можно сделать выводы об основных приоритетах в жизни вашего собеседника. Показательна также реакция на этот вопрос. Как правило, быстро и без пререканий отвечают люди, которые знают, чего хотят от жизни. Отнекиваются же те, кто не имеет ясного представления ни о самом себе, ни о своем будущем.

Кстати, перед тем как спрашивать об эпитафии посторонних, нелишним будет задать этот вопрос самому себе. Поиск ответа поможет осознать одну важную вещь: исход у всех одинаков и неизбежен, и если вы хотите, чтобы надпись на надгробии была оригинальной, то действовать надо уже сейчас.

Прежде чем спрашивать у других, задать себе следует не только последний, но и остальные вопросы. Например, какие все-таки 3 качества вас бесят в людях? Высказывайтесь в комментариях.

726712

Работая персональным тренером, я использую конкретные глубокие вопросы, чтобы помочь моим клиентам лучше понять самих себя и чтобы прояснить их цели лично для меня.

Обычно я задаю открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет», поэтому клиенту приходится копать глубже и находить ответы, о которых он, возможно, даже не задумывался прежде. Правильная постановка вопросов способна стимулировать более глубокие интересные беседы и дискурсы, а также подготовить почву для открытия общих интересов, установления более прочных связей и укрепления взаимопонимания и эмпатии.

Умение задавать хорошие вопросы является искусством. Никто не хочет чувствовать себя, как на собеседовании или ощущать, что из него вытягивают информацию. Важная и большая часть данного процесса заключается в умении внимательно слушать ответ и воспринимать то, что кроется за словами.

Умение слушать также подразумевает под собой способность наблюдать за языком тела, слушать тон речи и быть чувствительным к тому, что осталось невысказанным. Важно уметь задавать продуманные дополняющие вопросы и поддерживать разговор, отражая его суть. Научившись задавать хорошие вопросы и внимательно слушать собеседника, вы создадите пространство для установления более близких, прочных и приятных отношений.

Предлагаем вашему вниманию 25 вопросов, которые помогут завязать интересную глубокую беседу:

1. Какое ваше лучшее воспоминание из детства? Этот вопрос всегда заставляет людей улыбаться и часто приводит к наполненной юмором и яркими переживаниями беседе о семье, поездках, праздниках, традициях, надеждах, мечтах и дружбе. Вы сможете много узнать о человеке, который поделится с вами своими детскими воспоминаниями.

2. Если бы у вас был шанс что-то изменить в жизни, то что бы вы выбрали? Этот вопрос может дать вам представление о состоянии человека и о том, кем он является. Вы также сможете увидеть его слабости, узнать о надеждах и мечтах. Часто, когда люди делятся своими сожалениями или неудовлетворёнными желаниями с другими, это расширяет спектр их взаимодействий и усиливает доверие.

3. Как вы познакомились? Это прекрасный вопрос при общении с парой. Довольно часто повествование истории о первой встрече объединяет людей, пробуждая счастливые воспоминания. Это даёт им возможность совместно порадоваться и позволяет вам узнать больше об их прошлом и о том, как они взаимодействуют друг с другом.

5. Какую музыку вы любите? Наша любимая музыка помогает охарактеризовать нас самих и отражает мечты и взгляды нашего поколения. То, что мы слушаем, отражает то, что резонирует с нашей душой. Это максимально ярко и честно раскрывает нашу внутреннюю суть и наши глубокие убеждения, которые порой очень трудно выразить словами.

6. Если бы вы могли отправиться куда угодно, какое место вы бы выбрали и почему? Этот вопрос не только позволяет обсуждать опыт прошлых путешествий, но и помогает лучше понять личность, интересы и дух авантюризма другого человека.

7. Если бы вы могли иметь только пять вещей, что бы вы выбрали? Данный вопрос действительно заставляет людей думать. Мы очень привязаны к нашим вещам, но есть всего лишь несколько из них, имеющих особую важность для нас. Когда люди вынуждены определить это, вы можете увидеть, какие материальные блага они ценят больше всего.

8. Какой школьный учитель оказал на вас наибольшее влияние и почему? Учителя могут играть ключевую роль в развитии нашей любви к учёбе, исследовании наших истинных желаний и раскрытии талантов. Эти люди вдохновляют нас или просто верят в нас и желают нам самого лучшего.

9. Вы когда-нибудь думали, что будет написано на вашем надгробии? Хотя это вопрос немного болезненный, он касается важных тем, заглядывая вглубь сердца. К чему мы стремимся? Какими мы хотим запомниться и что хотим оставить после себя?

10. Какой момент вашей жизни оказался переломным? Этот вопрос позволяет перейти на более глубокий уровень общения. Часто подобные моменты возникают при переживании тяжёлых жизненных ситуаций: смерть, развод, потеря работы и т.д. Именно в такие периоды мы вынуждены совершать огромные психические, физические или эмоциональные сдвиги.

11. Почему вы выбрали эту профессию? История о том, почему человек остановил свой выбор на конкретной профессии, помогает многое узнать о нём, о его мотивациях, интересах, образовании и амбициях. Часто большую часть своего времени мы проводим за работой. Следовательно, ответ на данный вопрос также показывает, с чем человек решил тесно связать свою жизнь.

12. Как вы проводите своё свободное время? Данный вопрос служит прекрасным дополнением к предыдущему, составляя целостную картину о том, как человек сумел организовать свою жизнь. Мы сможем узнать об интересах, различных хобби и обязательствах нашего собеседника.

13. Если бы вы выиграли в лотерею, как бы вы поступили с выигрышем? Это весёлый вопрос, раскрывающий отношение человека к деньгам, работе и жизненным целям. Бросил бы человек работу? Купил бы дом своей мечты? Или сделал бы что-нибудь альтруистическое? Был бы человек рад получить большое денежное состояние или пожелал бы избегать таких подарков судьбы?

14. Кем вы восхищаетесь? Ответ на этот вопрос покажет, на кого человек хочет быть похож. Мы восхищаемся людьми, чьи действия и характер отражают то, что мы хотим видеть в себе. Узнав ответ, вы сможете узнать больше об истинном характере собеседника.

15. Расскажите о трёх своих самых любимых книгах. Почему вы их выбрали? Обсуждение любимых книг создаёт пространство для интересной беседы и помогает собеседникам найти общий язык. Это также даёт обеим сторонам возможность узнать что-то новое и понять иную точку зрения либо интересы, о которых они не задумывались ранее.

16. Чего вы боитесь больше всего? Этот вопрос предназначен для зондирования почвы и, тем не менее, способен открыть очень многое. Каждый человек чего-то боится и именно эти страхи и опасения показывают наши уязвимые места и болезненные точки. Когда кто-то делится с вами подобным, нужно реагировать с осторожностью, добротой и доверием. Нужно уважительно и аккуратно относиться к страхам других людей, чтобы они чувствовали себя в безопасности и могли открываться вам на более глубоком уровне.

17. Что вы понимаете под словом «любовь»? У каждого человека есть свой собственный «язык любви»: слова, поведение и отношения, которые показывают, как он выражает свою любовь и благодаря которым он чувствует себя любимым. Это прекрасный вопрос для вашей второй половинки.

18. Какие ваши самые сильные качества? Поначалу большинству людей не совсем комфортно отвечать на этот вопрос, так как они стараются быть скромными. Но в глубине души мы все хотим признания наших положительных качеств. Как правило, люди задают тот же вопрос своему собеседнику и это создаёт позитивную связь между ними.

19. Можете вспомнить самый неловкий момент? Не стоит воспринимать данный вопрос слишком серьёзно и тогда можно посмеяться от души, вспоминая такие моменты. Большинство людей любит рассказывать смешные истории о себе, если туда не примешиваются стыд или чувство вины. Иногда люди могут рассказать о чём-то болезненном или постыдном. Тогда самое время проявить сострадание и участие.

20. Если бы вы стали президентом, что бы вы сделали в первую очередь? Благодаря этому вопросу вы сможете многое узнать о политических взглядах, идеалах, ценностях и беспокойствах собеседника. Если вы хотите избежать длительных споров, просто будьте готовы к тому, что можете быть не согласны с мнением другого человека. Не забывайте, что все мы разные и это прекрасно. Общение дополняет нас. Будьте открытыми.

21. На какой возраст вы себя ощущаете сейчас, и почему? Задайте этот вопрос людям, которым больше 50-ти лет, и вы получите несколько интересных ответов. С возрастом многие люди не ощущают свой хронологический возраст. Очень интересно узнать, как же люди воспринимают себя внутренне. Вполне вероятно, что их возраст абсолютно не совпадает с их ощущениями.

22. Если бы вы могли стать свидетелем любого события из прошлого, настоящего или будущего, что бы вы выбрали? Это потрясающий вопрос для увлекательной беседы. Вы сможете узнать об интересах и целях собеседника и, возможно, вдохновитесь для более глубоких исследований собственных интересов.

23. Какой навык вы хотели бы освоить и почему? Большая часть людей хочет постоянно совершенствоваться для собственного удовлетворения. Данный вопрос даст человеку возможность не только рассказать о своих желаниях, но и задуматься над тем, почему он до сих пор не добился успехов в желаемом.

24. Как вы представляете себе идеальный день? Размышления над этим вопросом заставляют нас возвращаться к воспоминаниям о прекрасных прожитых днях. Вопрос дополняет беседу счастливыми нотками, пробуждает приятные чувства и, возможно, даже желание воссоздать тот идеальный день.

25. Как бы описали вас ваши друзья? Этот вопрос позволяет человеку абстрагироваться и попытаться увидеть себя с другой точки зрения, вовлекая в разговор самосознание и честность с самим собой, а также делая беседу более глубокой и интересной.

Задавая эти вопросы, вы также сможете многое узнать о себе самом. Вы показываете другим, что вы вовлечены, заинтересованы и уважаете их личность. Вы создаёте крепкие связи, обмен искренними чувствами и подлинной информацией. Когда другие чувствуют, что вы цените их, вы создаёте базу для прочных взаимовыгодных прекрасных отношений.