Этническая общность людей в обществе. Виды этнических общностей

Социальная общность - это совокупность индивидов, отлича­ющаяся относительной целостностью и выступающая самостоя­тельным субъектом исторического процесса. Она представляет со­бой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый об­раз жизни, общность социальных норм и ценностей.

Социальные общности складываются в ходе объективного об­щественного развития, совместной человеческой жизнедеятельно­сти. Общности образуются на разной объективной основе: произ­водственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (нацио­нальная) принадлежность.

Этнос (этническая общность) - это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племе­нем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, рели­гии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько паро­дов, например славянская этническая общность. Тем не менее, понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (про­стой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса - это род, пле­мя, народность, нация.

Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.Род (родовая общи­на) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рам­ках первобытнообщинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятель­ности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействияродов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующими языком более четко определенной организацией власти(вождь, совет ста­рейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активи­зируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует ста­новлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, терри­торию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представите­ли и других этнических групп: финно-угорские племена, некото­рые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рам­ках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с приня­тием христианства.

Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздроблен­ности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется мас­са мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), насе­ление которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодо­ления раздробленности, объединения ранее самостоятельных зе­мель вокруг единого центра формируются единые централизован­ные государства, в рамках которых создается новый тип этноса нация.

Нация исторически складывается на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, госу­дарственности, развитого национального самосознания.Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV -XVII вв. в рамках раз­ных государств. Затем они объединяются в единое российское го­сударство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской импе­рии и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначает­ся термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря сво­ей многочисленности - ведущее место в экономической и поли­тической сферах. Однако современные демократические принци­пы, провозглашающие равенство наций, дают возможность само­реализации и представителям национальных меньшинств.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают по­литическую окраску и неотделимы от внешнеполитической дея­тельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными во­просами.

История знает немало примеров угнетения одной нации дру­гой: украинцев и белорусов - поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев - англичанами, представителей балканских народов - турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным мень­шинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильствен­ной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаж­дения доминирующей религии. Ограничения на национальной ос­нове существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный ха­рактер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация - усвоение элементов культуры другого на­рода при сохранении своего этнического своеобразия.

В мире и по сей день возникают конфликты на почве нацио­нальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.

Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отно­шений современного мира.

В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владе­нии резервациях, которые занимают 3% континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны явля­ются мексиканцы. Их численность составляет по различным под­счетам от 10 до 13 млн. человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нъю-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексикан­цы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.

В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобрита­нию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально-освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Се­верная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борь­ба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религи­озной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.

Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона ин­дейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отда­ленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франко-говоря­щей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.

Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выли­вающиеся в военные конфликты.

Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоян­ного внимания и заботы со стороны государства. Они периодиче­ски обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты, и даже национально-освободитель­ные войны.

В различных странах в настоящее время идет борьба за предо­ставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочис­ленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования

Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений меж­ду разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населе­ния у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребно­сти в увеличении территории проживания, в расширении пред­ставительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.

В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государ­ства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, про­живавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Та­кая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были поки­нуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.

Объектом политики выступают все нации и социально-этни­ческие группы, но в качестве субъектов политики - лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в поли­тике на уровне государства, т.е. способны переводить свои обще­национальные интересы в организованную инициативу в деле обу­стройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непо­средственно, и через само государство.

Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, боль­шинство - многонациональные. Некоторые из них до определен­ного исторического этапа своею развития оставались унитарны­ми, где господствующими культурами были культуры государство-образующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.

Практика показывает, что федерация представляет цивилизо­ванную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятель­ности наций. Дробление же государств по национальному призна­ку противоречит интересам экономики, успешному решению гло­бальных экологических проблем и не согласуется с интересами государствообразующих наций, положивших много сил на защи­ту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров

борьбы различных национальностей за получение полной поли­тической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических от­ношений, на судьбу государств и международную политику, со­ставляет этноцентризм - уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культур­ных достижений других наций.

Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, осо­бенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпя­чивание своей исключительности и отвергание всего, что не свя­зано с собственной национальной культурой, несомненно, спо­собствует национальной разобщенности и вражде.

Проявлением этноцентризма выступает национализм - идеоло­гия и практика, направленные на разжигание межнациональной роз­ни и вражды.Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и поло­жительное. В последнее время вполне справедливо словом «нацио­нализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любя­щих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своею народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угне­тенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.

Тем не менее, от понятия «национализм» следует отличать по­нятие патриотизм , которое представляет собой убеждения и соци­альные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм - это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создав­шим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в рат­ном деле родной язык и родную землю. Это - признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм - это глубокое сопереживание внутренней и внешней по­литике государства.

Национализм в его положительных проявлениях - довольно редок. Чаше всего он порождает ненависть и вражду между наро­дами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабо­щению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм - идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призы­вают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма качестве государственной идеологии привело, как известно, к развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.

Чтобы предотвратить возникновение национальных конфлик­тов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принад­лежности, способствовать повышению уровня политической куль­туры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцент­ризма.

Вопросы и задания

1. Что такое этнос? Каковы его признаки?

2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?

3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?

4. В чем проявляются межнациональные отношения?

5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.

6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?

7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?

8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?

9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?

СЕМЬЯ

Каждый из нас является членом семьи. Сначала человек живет с родителями, затем создает свою семью. Семья - это первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование. Семья выполняет исключительно важную функцию - воспроиз­водство человеческого рода. В семье происходит рождение и вос­питание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособ­ных, организуют быт и отдых. В хорошей дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества. Семья выступает основным носителем куль­турных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а так­же необходимым условием социализации личности.

Существуют два подхода к определению понятия «семья» - социологический и юридический. С социологической точки зрения семья - это группа связанных отношениями брака и родства лю­дей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет дру­гие общественно значимые потребности. В юридическом значении семья понимается как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятия детей

на воспитание.Несмотря на существование законодательства в се­мейной сфере, многие отношения этого института находятся вне правового регулирования и определяются иными социальными, главным образом моральными, нормами.

Семья как общественный институт прошел разные этапы сво­его развития. У многих современных народов существует только один вид семьи - моногамия , т.е. брак одного мужчины с одной женщиной в одно и то же время. У некоторых народов в прошлом, а кое-где и сейчас, обычной формой семьи была полигамия - одновременное существование более одного партнера в супруже­стве. Наиболее распространенную форму полигамного брака пред­ставляет полигиния, или многоженство. Очень редкая форма поли­гамии - полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.

По составу семьи бывают расширенные (многопоколенные) и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Многопоколенные семьи были широко распространены в прошлом, когда дети после вступле­ния в брак продолжали жить в родительском доме. В настоящее время молодые супруги стремятся жить отдельно от родителей. Таким образом, на смену расширенной семье приходит нуклеарная, в рамках которой совместно проживают два поколения - родители и дети,

Семья - это ячейка общества. Возникновение и прекращение ее существования имеет определенный социальный смысл, кото­рый проявляется в ряде выполняемых семьей функций . Во-пер­вых, это репродуктивная функция , биологическое воспроизводство человека. Во вторых, социально-статусная функция, связанная с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей. В-тре­тьих, экономическая и хозяйственно-бытовая функция, проявляю­щаяся в удовлетворении- материальных и хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи и ведении общего хозяйства. В-чет­вертых, эмоциональная функция , основанная на потребности че­ловека в любви, заботе, интимном общении. В-пятых, функция сексуального регулирования , т.е. упорядочение естественных сексу­альных потребностей. И, наконец, функция социализации детей , т.е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Каждая семья имеет свою специфику развития и период суще­ствования. Выделяется так называемый жизненный цикл семьи - период от ее возникновения до прекращения ее функционирова­ния. Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов. Пер­вый - период от заключения брака до рождения детей. Второй - существование семьи в составе супругов и детей. В рамках третьего периода происходит отделение детей и создание ими своих семей.

Четвертый период связан с распадом семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

Надо отмстить, что выделение периодов жизненного цикла семьи относится к полной семье в составе родителей и детей. В жизни нередки случаи, когда семья состоит из одного родителя и ребенка, когда супруги не имеют детей или когда мужчина и женщина состоят в незарегистрированном браке. Все эти нюансы создают особые трудности в определении вида семьи и периода жизненного никла, в котором она находится.

Ряд вопросов, касающихся семейных отношений, выступает предметом государственного реагирования. Конституция РФ в статье 38 устанавливает, что семья, материнство и детство нахо­дятся под защитой государства. Государство регулирует работу дет­ских учреждений, развивает систему мер помощи семье, устанав­ливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям, одино­ким матерям, принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Государство регулирует отношения в семейной сфере рядом документов, к которым кроме Конституции относится Семейный кодекс, принятый в 1995 г. (введен в действие 1 марта 1996 г.). Этот закон - основной в сфере семейного права - отрасли права, регу­лирующей брачно-семейные отношения. Принципы семейного права составляют добровольность брачных отношений, единобрачие, ра­венство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право отличается от других отраслей права специ­фическим составом субъектов (родители, дети, супруги), особым набором юридических фактов (брак, развод, рождение детей). Первичными в семейном праве выступают личные отношения (лю­бовь, забота), которые не всегда могут быть урегулированы пра­вом (например, нельзя обязать людей любить друг друга), а иму­щественные отношения производны отличных.

Возникновение семьи закон связывает с заключением брака. Брак - это равноправный, добровольный союз мужчины и женщи­ны, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.В нашей стране государственной поддержкой пользуется только зарегистрированный брак в органах ЗАГС (органах записи актов гражданского состояния). Фактические брачные отношения, а так­же брак, оформленный по религиозным канонам, не защищают­ся государством.

Желающие вступить в брак должны лично подать об этом заяв­ление. При заключении брака в органах ЗАГС необходимо присут­ствие обоих лиц, вступающих в брак. Не допускается заочная регистрация брака. Если один из вступающих в брак по объективной причине (например, болезнь) не может прибыть в ЗАГС, то допускается регистрация брака работниками ЗАГС по его месту пребывания (дома, в больнице и т.д.). Стороны должны быть осведомлены о состоянии здоровья друг друга.

Закон устанавливает несколько условий действительности брака. Жених и невеста должны дать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз. Это проявляется как в совместной подаче заявления в ЗАГС, так и во время самой церемонии бракосочетания, когда у жениха и невесты спрашивают, согласны ли, они вступить в брак.

Следующее важное условие - это достижение брачного возраста, который установлен в России в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Лица, вступающие в брак, не должны находиться в другом зарегистрированном браке. Это выясняется при проверке отметки о браке в паспорте.

Не допускается заключение брака между близкими родственниками, под которыми понимаются родственники по прямо восходящей и нисходящей линии (родители, дети, бабушки, дедушки, внуки). Не допускается также заключение брака между усыновителем и усыновленным, так как они приравниваются к родителям и детям.

Запрещается заключение брака недееспособным вследствие душевной болезни и слабоумия лицом (дееспособность - это способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности; недееспособность устанавливается судом).

Нарушение этих условий, а также сокрытие вступающим в брак наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического заболевания и заключение фиктивного брака, т.е. вступление в брак без намерения создать семью, могут привести к признанию брака недействительным. Решение об этом принимает суд. Стороны приводятся в первоначальное положение, как если бы брака не было вообще и между ними никаких прав и обязанностей не возникнет (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т.д.). Однако признание брака недействительным не влияет па права детей, родившихся в таком браке.

Если признание брака недействительным прекращает брачные отношения и на будущее, и на прошлое время, то развод прекращает супружеские отношения только на будущее время. Оба супруга имеют право на совместно нажитое имущество, в некоторых случаях - на алименты и др.

Расторжение брака (развод) осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. В органах ЗАГС брак расторгается, если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, и если у них нет общих несовершеннолетних детей. Если же такие дети есть и второй супруг против расторже­ния брака, то вопрос решается в суде. Одновременно суд решает вопросы о том, с кем будут проживать дети, о выплате средств на их содержание, о разделе совместного имущества и т.д. Брак счи­тается расторгнутым с момента решения суда. Бывшие супруги лишь обязаны явиться в ЗАГС, чтобы поставить в паспорте штамп о разводе.

Вступившие в брак мужчина и женщина обладают личными не­имущественными и имущественными правами и обязанностями. Вступ­ление в брак не несет ограничения прав каждого из супругов. Один из них независимо от воли другого может самостоятельно прини­мать решения по личным вопросам: выбирать себе профессию, род занятий, место жительства или пребывания. При заключении брака супруги могут выбрать в качестве общей фамилии добрач­ную фамилию одного из них или добавить к своей фамилии фа­милию супруга, если их добрачные фамилии не были двойными. Все вопросы семейной жизни, в том числе и воспитания детей, супруги должны решать совместно на основе согласия и равно­правия.

Закон различает личную и совместную собственность супругов. Дети не имеют права собственности на имущество, принадлежа­щее родителям. К личной собственности относится имущество, приобретенное до брака, приобретенное во время брака, но на деньги, полученные до брака, приобретенное в дар, по наслед­ству, предметы индивидуального пользования, а также, то иму­щество, которое приобретено в зарегистрированном браке, но после фактического прекращения супружеских отношений. Лич­ным имуществом каждый супруг пользуется и распоряжается са­мостоятельно.

Имущество, нажитое в браке, представляет совместную соб­ственность супругов. Семейный кодекс различает законный и до­говорный режимы имущества супругов. Режим имущества супру­гов по закону действует в том случае, если брачным договором не установлено иное, а именно супруги имеют равные права на об­щую, совместную собственность, т.е. на то имущество, которое они приобрели во время брака. При разделе это имущество делит­ся на равные доли, даже если один из супругов не имел самосто­ятельного заработка, вел домашнее хозяйство, растил детей. Рас­поряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, происходит по взаимному согласию супругов.

Семейный кодекс предусматривает заключение брачного ()<>. <> вора как в период брака, так и до его регистрации. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности. Супругивправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения ими семейных расходов, варианты раз­дела имущества после развода. Но брачный договор не может ог­раничивать дееспособность супругов, нарушать принципы равно­правия мужчины и женщины в браке и содержать такие условия, которые противоречили бы общим началам семейного законода­тельства. Действие брачного договора прекращается с момента пре­кращения брака. Он может быть изменен или расторгнут только по взаимному согласию супругов.

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему права и обязанности. При регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС ему присваивается фамилия его родителей, если они носят общую фамилию. Если фамилии отца и матери разные, ро­дители вправе присвоить ребенку любую из их фамилий, а если они не могут прийти к соглашению, то фамилия одною из них присваивается по указанию органа опеки и попечительства. Роди­тели имеют право самостоятельно выбрать ребенку имя.

Каждый ребенок с момента своего рождения имеет право на воспитание. Под этим понимается обеспечение ему такого физи­ческого, психического, духовного и нравственного развития, в результате которого он мог бы стать полноценным членом обще­ства, плодотворно участвовать во всех областях его жизни, полу­чить возможность наиболее полного удовлетворения своих мате­риальных и духовных потребностей. К основным правам ребенка относятся право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии - другими ответственными за это лицами), право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, право на общение с обоими родителями и другими родственниками, право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе - самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд, право на выражение своего мнения по всем вопросам, касающимся его жизни, право на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему иму­щество.

В ряде случаев закон предусматривает возникновение алиментарных обязательств. Они обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других 14" членов. Эти обязательства носят строго личный характер и су­ществуют, пока живы оба их участника - плательщик и получатель алиментов. Лишь со смертью одного из них алиментные обязательства прекращаются. Наиболее распространена уплата али­ментов на содержание несовершеннолетних детей - в том случае, -и их родители развелись. Но предусматривается также взыска­ние алиментов в пользу бывшего супруга, если тот, например, потерял трудоспособность во время пребывания в браке.

Алименты могут выплачиваться обязанным липом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд можно заключить нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, равно как и между законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается, и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыски­ваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несо­вершеннолетних детей установлен законом в процентном отно­шении к заработку и (или) иному доходу родителя: на одного ребенка - одна четверть, на двух детей - одна треть, на трех и более детей - половина дохода.

Стороны могут самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается пре­доставление имущества (квартиры, жилого дома, земельного уча­стка и т.п.). Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алимен­тов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

Российское семейное законодательство подробно рассматри­вает вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родите­лей. Один из вариантов устройства таких детей - усыновление. Это юридический акт, в силу которого между усыновленным ребен­ком и усыновителем устанавливается комплекс отношений, в том числе правовых, существующих между кровными родителями и детьми. Семейное законодательство достаточно строго регламен­тирует порядок усыновления детей. При проведении этой проце­дуры наибольшее внимание уделяется вопросу о целесообразно­сти усыновления и его соответствии интересам ребенка. При этом не допускается разлучение родных братьев и сестер.

Еше одной формой воспитания детей, оставшихся без попече­ния родителей, являются опека и попечительство. В качестве опе­кунов и попечителей могут выступать родственники детей или иные близкие люди. Опекунами и попечителями могут назначать­ся только дееспособные совершеннолетние граждане, не лишен­ные родительских прав. Решение о назначении того или иного лица опекуном (попечителем) принимается органами опеки и по­печительства. При этом учитываются нравственные и иные лич­ные качества претендента, его физическое здоровье, отношение к ребенку. В ряде случаев учитывается и мнение самого ребенка. Находящийся под опекой (попечительством) ребенок сохраняет все права, предусмотренные законодательством (право на воспи­тание, образование, всестороннее развитие, содержание и т.д.). На содержание ребенка опекуну ежемесячно выделяются денеж­ные суммы в размере, установленном Правительством Россий­ской Федерации.

Воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка воз­можно и в приемной семье. Между органами опеки и попечитель­ства и приемной семьей заключается договор, где оговариваются все существенные моменты (условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей), а также основания и последствия прекращения этою договора. К лицам, желающим взять ребенка на воспитание в свою семью, предъявляются те же требования, что и к опекунам (попечителям).

Опекуны (попечители) и приемные родители выступают офи­циальными представителями своих подопечных детей, имеют право и обязанность осуществлять их воспитание, заботиться об их нрав­ственном и физическом развитии.

Семейное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм семейного права. Так, за ненадлежащее воспи­тание детей предусматривается лишение родительских прав. Это происходит в случае уклонения от выполнения родительских обя­занностей, отказа забрать ребенка из роддома, злоупотребления родительскими правами (например, принуждение ребенка к за­нятию попрошайничеством), а также, если родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами и если родители со­вершили умышленное преступление против жизни и здоровья ребенка.

Решение о лишении родительских прав принимает только суд. Родители, лишенные родительских прав, теряют весь комплекс прав по отношению к ребенку. Они не могут воспитывать ребенка и общаться с ним, не могут получать на него алименты и пользо­ваться другими льготами, наследовать его имущество. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать сво­его ребенка. Ребенок же сохраняет все имущественные права по отношению к родителям, например, право получения наследства. Лишение родительских прав - санкция обратимая. Если родитель исправился, изменил свой образ жизни, суд по его просьбе мо­жет восстановить его в родительских правах.

Кроме лишения родительских прав семейное законодательство предусматривает меры ответственности за неуплату алиментов. Санкции за это нарушение могут быть как имущественного ха­рактера (например, неустойка), так и, в случае злостного уклонения от уплаты алиментов (под которым понимается не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, но и сокрытие дохода, смена работы и места жительства или уклоне­ние от работы), в форме уголовной ответственности.

Вопросы и задания

1. Какую роль в обществе играет семья?

2. В чем различие социологического и юридического подходов к пони­манию семьи?

3. Какие виды семьи существуют?

4. Какие функции выполняет семья?

5. Какие стадии можно выделить в жизненном цикле семьи?

6. В чем состоят особенности семейного права?

7. Что такое брак? Как он заключается

8. Каковы условия заключения брака?

9. Чем признание брака недействительным отличается от развода?

10. В чем состоят права и обязанности супругов?

11. Что такое брачный договор? Для чего он необходим?

12. В чем заключаются права и обязанности родителей и детей?

13. В чем выражаются алиментные обязательства?

14. Охарактеризуйте варианты устройства детей, оставшихся без по­печения родителей.

15. В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права?

Этнической общностью (этносом) принято называть устойчивую совокупность людей, культурно-историческую группу, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы - группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающим иным культурным слоем и психологией (самосознание). Сегодня в мире насчитывается свыше 3000 различных этносов. Численность разных этносов существенно различается. Численность крупнейших народов превышает 100 млн. человек (китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы). Крошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Например, в России – ижорцы (Ленинградская область) – 600 чел., юкагиру (Якутия) – 800 чел. и др.

Внешней формой выражения этноса является самоназвание (этноним).

Свойства, которыми обладает этнос:

    Самоназвание (этноним). Эндоэтнонимы – это самоназвания, которые группа сама присваивает себе. Экзоэтнонимы – это названия, данные извне. Иногда ранние племенные самоназвания означают на соответствующих языках просто "люди" (например, "ненец", "инуит"). Активисты этнополитических движений иногда выступают за смену названий народов в пользу самоназваний, особенно если этнонимы имеют какое-либо негативное значение (например, "эскимосы" – "те, кто ест сырое мясо").

    Исторический миф об общности происхождения.

    Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык может принадлежать не только одному этносу (например, английский).

(Однако, в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), ретроманцы (0,8%) - но есть единая швейцарская нация. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком.)

    Общность культуры (обрядность, фольклор, мифология).

    Этническое сознание – идентификация индивида с историческим прошлым, осознание этносом себя как устойчивого целого.

Менталитет – присущее этносу мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество.

Основные факторы, определяющие тип менталитета:

    литература, прочитанная в детстве и юности,

    биологические факторы (уровень физического и психического здоровья),

    менталитет родителей.

  1. формы искусства.

Выделяют 4 исторических типа менталитета: варварский (высокий уровень гормонов, повышенные запас здоровья и сексуальная активность, выносливость, стремление к новым впечатлениям и риску); интельский (высокая работоспособность, честность, стремление к абстрагированию, страх смерти и физической боли, чувство зависимости от высшей неодолимой силы (Бог, Природа)); аристократический (стремление к независимости, утонченность, умение противостоять страху, честность); буржуазный (работоспособность, аскетизм, рационализм, стремление к накопительству, низкая выживаемость).

Историческая память – это историческое самосознание народа, то есть не только знание событий и явления прошлого, но и отношение к ним, а также поведение, исходящее из такого знания и отношения.

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос:

    Наличие государственности.

    Компактность проживания (цыгане).

    Единая религия.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, так как именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Религия также может служить главным системообразующим признаком в формировании особого типа этносов - этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т.д.

Виды этноса – племена, нации, народности, этнические и этнографические группы. Эти формы различаются в основном по организации политической власти и по типу социальных и экономических связей, на которых базируются данные общности.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования, наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вождей и др.), общая территория проживания.

Народность – социально-этническая общность с более или менее одинаковым этническим составом, поэтому наряду с социальными признаками, общими с нациями, она характеризуется и общностью сознания и психологии. Эта форма этносоциальной общности характерна для аграрного, доиндустриального общества и складывается прежде всего на этнотерриториальной основе. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. Системообразующим же фактором здесь выступает фактор общности территории. В индустриальном и постиндустриальном обществах понятие народности используется обычно для обозначения аборигенного населения или сравнительно малочисленных этносов (например, народности Севера, Дальнего Востока и т.д.)

Нация – социально-историческая общность людей, совокупность граждан одного государства, характеризуется общностью территории и языка, социально-экономической и политической жизни. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. Нации, как правило, не представляют собой единого этнического состава, а потому не могут обладать единством таких этнических признаков, как фольклор, обычаи, традиции.

Этнографическая группа - общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, этнической группой, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях или обычаях, живущая, как правило, на издревле принадлежащей ей территории (например, казаки).

Понятие "национальность " не определяет этническую группу, оно служит для обозначения этнической принадлежности.

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой . К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа , в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

Типы этнических общностей

К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации , при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу . Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками . В том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями , достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Формирование наций, начинавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние – в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.

Подобны, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины "нация", "национальность", "народность", "народ" в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах "Об очередных задачах партии в национальном вопросе". По мнению Крюкова, это было "теоретически несостоятельным и практически вредным", ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других – к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания "народы Советского Союза", подобно тому, как это обозначено в известной "Декларации прав народов России". В том и другом случаях термин "народы" заменяет термины "нации" и "народности", различие между которыми чисто условное.

Нация

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, "начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…"

Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе . Раса указывает "на родство по крови", а нации могут складываться в процессе совместной жизни и "перемешивания" представителей разных рас. "Самые большие страны – Англия, Франция, Италия – это те, в которых кровь наиболее перемешана". Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обуславливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. "Нация – это душа", - заявляет Э. Ренан.

Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841-1931) исходил из того, что "каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности". Из этого "душевного строя" проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о "душе народа" и о том, что "только она…сохраняет нацию". Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. Этот идеал – величие Рима – абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. "Когда варвары явились у его (Рима) ворот, его душа уже была мертва".

Идею "души народа" как "души нации" поддерживал и развивал психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как "естественная общность" исходит из "физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей". Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. "Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации", - утверждал он. Национальное сознание трактуется им как сознание того, факта, что люди сходятся между собой "в обладании известными культурными ценностями", а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера . Теоретически национальное сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы "сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность".

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов – наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, "переплавлено" с ним.

В дальнейшем будем употреблять термины "этнос", "народ", "нация" как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов по сути одинаковы. То же относится к украинскому, казахскому, грузинскому или же французскому и немецкому народам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терминам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма известные, демонтируют именно такой подход к данному вопросу. Как тождественные употребляет понятия "этнос" и "народ" Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо понятий "народность" и "нация" употреблять одно понятие – "народ".

Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.

Этническая общность (этнос) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Эти общности называют также кровнородственными . Семьи, роды, кланы, племена, народности, нации объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных общностью происхождения (родители и дети, дедушка, бабушка).

Несколько семей образуют род или союз семей. Роды составляли кланы. Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого родоначальника. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов составляют племя. Племя - это тип этнической общности эпохи первобытного общества. Племя охватывает большое число родов и кланов. Для племени характерны кровнородственные отношения, деление на роды, общность территории, хозяйства, обычаев и культов. Позднему племени свойственно самоуправление - племенной совет, гражданский и военный вожди.

Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей - народностей, а затем наций. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой и вплоть до современной. Мелкие народности могут постепенно сливаться с более крупными и развитыми народностями и нациями. Народность по численности превышает племя, а кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация - это автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но они обладают общей историей и культурой. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок, единый хозяйственный уклад, собственная культура. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На основе единых территории, языка, экономики формируются национальный характер и национальная психология . Возникает чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты по поводу защиты национального суверенитета являются признаком сформированности нации.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самосознание.

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .