Внеклассное мероприятие Математический бой. Приветствие команд Это чьи скрестились шпаги? Кто затеял этот спор? И способен дать отпор? Это знай, не мушкетеры

МБОУ Мотызлейская СОШ

Внеклассное мероприятие

по математике

« Математический

КВН »

Подготовила

Учитель начальных классов

Грибкова Ю. И.

2012 год

Тема: «Математический КВН» (для учащихся начальной школы)

Форма проведения: игра – соревнование

Цель: Обобщение и углубление знаний учащихся, привлечение

внимания к предмету; выявление сильнейших учащихся.

Задачи:

познавательные – активизация мыслительной деятельности учащихся, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении всего курса математики;

Развивающие – развить кругозор учащихся, любовь и интерес к математике, умений и навыков коллективной творческой деятельности, способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся; развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе, умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;

воспитательные – воспитание творческих способностей, умений, чувства юмора и смекалки.

В КВНе принимают участие две команды. В каждой команде по 6 человек. Двое ведущих (учитель и ученик). У каждой команды – название, девиз, приветствие, капитан. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

План мероприятия:

  1. Песня.
  2. Вступительное слово.
  3. Конкурс «Приветствие»
  4. Конкурс «Разминка»
  5. Стихотворение « На уроке»
  6. Конкурс «Ребусы» и «Задачи шутки для болельщиков» (в одно время)
  7. Конкурс «Числа в стихах»
  8. Конкурс «Музыкальный»

Ход игры:

Звучит песня на мотив

“Красная шапочка“ (Приложение 1)

Вступительное слово.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный Математике- царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.

Ведущий: Приглашаем всех мальчишек, и девчонок отправиться, в веселую страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Ведущий: Не в театральном представлении,

А среди наших школьных стен

Мы увидим сейчас веселый

Математический КВН.

Уже готовы все к сраженью

Команды лишь сигнала ждут.

Одну минуточку терпенья

Я вам представлю грозный суд.

(представление жюри)

Конкурс «Приветствие»

Команды готовят заранее название, девиз, эмблему, песню. (1 балл)

Жури подводит итоги.

Конкурс « Разминка»

Ведущий читает вопросы командам по очереди, отвечают сразу. За верный ответ по 1 баллу.

Жюри подводит итоги.

Конкурс «Цифры в пословицах и поговорках»

Вставить в пословицы и поговорки нужные числительные. Пословицы на отдельных листочках (выбирают по очереди). За верный ответ по 1 баллу.

На семь бед ___ ответ. (1)

Один пашет, а ___ руками машут. (7)

Не узнавай друга в три дня, узнавай в ___ года. (3).

Одна голова хорошо, а ___ лучше. (2)

Семь раз отмерь, ___ отрежь. (1)

Кто скоро помог, тот ___ помог. (2).

Один с сошкой, а ___ с ложкой. (7)

Сам не дерусь, ___ боюсь. (7)

За всех и все за одного. (1)

Жюри подводит итоги.

Стихотворение « На уроке»

Сижу на уроке, гляжу в потолок.

Когда прозвенит долгожданный звонок?

Мне некогда было уроки учить,

Параграф сто первый опять повторить.

Сначала мы с братом играли вдвоём,

Потом долго слушал “Шута с королём”,

Потом минут сорок смотрел сериал,

Потом я с Ромкой в футбол поиграл.

А бедный учебник на полке лежал.

Лишь в девять часов я домой прибежал.

Но поздно: уже захотелось мне спать.

И вот на уроке за партой сижу,

К задаче решения не нахожу,

И, видимо, двойку опять получу

Зато, что я математику плохо учу.

Расстроится мать, заругает отец,

Компьютерным играм настанет конец…

Зачем же вчера я так долго гулял?

Уж лучше б сто первый параграф читал:

Пора отношение к учёбе менять!

И математику надо, друзья, уважать!

Конкурс капитанов «Весёлые задачки»

Ведущий: Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным.

Капитан команды вытягивает карточку с весёлой задачкой. Команда решает, совещается и отвечает. За верный ответ по 3 балла.

  1. Лампочки в ёлочной гирлянде чередуются в таком порядке: красная, зелёная, синяя. Сколько лампочек в гирлянде, если зелёных лампочек 5? (15)
  2. В корзине 4 яблока. Как разделить их между 4 детьми так, чтобы каждый ребёнок получил по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине? (Одному ребёнку яблоко отдать с корзинкой)

Конкурс « Ребусы»

Разгадывание ребусов, кто вперед. (Приложение 2)

Задачи шутки для болельщиков:

Ведущий: Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча

И поэтому мы вам желаем

Болеть без вызова врача.

Ведущий читает задачи и за правильный ответ даёт жетон. В конце конкурса болельщики отдают свой жетон любой команде (жетон -1 балл).

1. В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся по нему на 3 метра и достиг середины. Какой длины канат. (6 метров)

2. Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, значит, в нем ничего нет)

3. Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки (3 внука, объяснить).

4. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояло 20 лыж, а снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10 лыжников)

5. Из -под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (4 кошки- объяснить на наглядном примере)

6. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и, наконец, вытащили репку. Сколько глаз увидело репку. (12)

7.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (нисколько, так как на дубе яблоки не растут)

Жюри подводит итоги.

Конкурс «Числа в стихах»

Ведущий: Сначала маленькая разминка. В стихотворении вы должны услышать в словах слово два.

Два гнома.

Ночью шум стоял в подвале,

Там два гнома побывали.

Залезали на весы,

Часто морщили носы,

Но без гирь они едва ли

На весах свой вес узнали!

Здесь разных слов, включающих в себя слова два - это два, подвале, едва.

Ведущий: А теперь задание для команд: запомнить и записать все слова, включающие слово сто. Если повторяются слава – пишем один раз. Выигрывает команда, услышавшая больше таких слов.

За верный ответ по 1 баллу.

У простого сторожа –

Непросторный дом:

Часто в нём стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух не просто

Вычистить все сто

Сразу столько обуви

Не носил никто!

У простой стоножки

Стоит постоять

И у той стоножки

Опыт перенять!!!

(Всего 14 разных слов)

Конкурс «Музыкальный»

(Может быть домашним заданием для команд).

Вспомнить и спеть песни, в которых присутствуют числительные.

Например: «Миллион, миллион, миллион алых роз…» (с).

Победившая команда получает 3 балла.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий: Вот закончилась игра,

Результат узнать пора

Кто же лучше всех трудился,

И в КВНе отличился?

Жюри объявляет победителей, идет награждение.

Приложение 1

Песня на мотив “Красная шапочка“

Если долго, долго, долго,

Если долго и упорно,

Ежедневно и задорно

Математику учить,

Сколько ты всего узнаешь,

Тайн, загадок разгадаешь,

Образованнее станешь,

Только, только не ленись.

Припев: А-а, правила учи ты,

А-а, формулы зубри ты,

А-а, не ленись, всё повторяй,

А-а, ничего не забывай.

Ну, конечно, ну, конечно,

Если ты такой ленивый,

Если ты такой трусливый,

Ничего не хочешь знать,

Не решить тебе задачи,

Не решить тебе примера,

Станет для тебя проблемой]

Математику учить.

Припев: И, наверно, верно, верно,

Заниматься очень трудно,

И мучительно, и нудно.

Только ты не отступай.

Ты иди своей дорогой

До конца с наукой в ногу,

Будет всё тебе понятно,

Интересно, так и знай.

Приложение 2

Названия команд, девиз, приветствие:

1 Капитан: Наша команда - «Дважды два».

Девиз: Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать,

Надо твердо на «5» математику знать!

Приветствие: Наше пожелание всем:

Победившим не хвалиться, Проигравшим не реветь.

2 Капитан: Наша команда – «ПУПС»

Девиз: Пусть ум победит силу!

Приветствие: Желаем нынче воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

3 Капитан : Наша команда – «Квадрат»

Девиз: У нашего «Квадрата» Все стороны равны.

И наши все ребята Дружбою сильны.

Приветствие:

Наша команда «Квадрат»

Приветствует собравшихся ребят.

Желаем всем победить,

А себе - не проиграть.


Соревнования, конкурсы, игры - это отличное развлечение для детей и взрослых. Командные игры сплачивают людей, дают возможность показать свои лучшие качества, проявить лидерство! Спортивные соревнования - это азарт и воля к победе! Оценивает результаты выступления участников жюри. Обычно это уважаемые люди, которые разбираются в тематике соревнования. Такой уж обычай - дарить приветствие жюри и соперникам. Оно может быть шуточным и серьезным, в стихах или прозе. Тут ограничений нет, полный полет фантазии.

Мы - лучшие!

Как же это волнительно - участвовать в соревнованиях, КВН, спортивных турнирах. Но если попробовал один раз, больше не сможешь остаться в стороне и не принять участие. Постоянные тренировки, репетиции утомляют, но вкус победы перебивает все эти мелочи и усталость! Подготовьте феерическое приветствие жюри, чтобы сразу заявить о себе ярко и необычно! Пусть соперники дрожат от страха с самой первой минуты мероприятия!

Спорт

Спортсмены - люди серьезные и сдержанные. Но если нужно преподнести приветствие жюри, они раскрепощаются и проявляют весь свой артистизм.

Жюри, приветствуем мы вас!

Вы все собрались - высший класс!

Судите строго, справедливо,

А мы будем играть красиво!

Ведь команда наша - это ветер,

Быстры, молниеносны мы,

Совсем не дети!

Вы наслаждайтесь нашей игрой,

Наш командир - герой!

Соперники, сильно не бойтесь,

Чаю выпейте и успокойтесь!

Придется смириться с судьбой,

Без кубка уехать домой!

Начинаем разминаться,

Чтобы в лучшем виде вам показаться!

Спортивное приветствие жюри может пропеть и группа поддержки. Это группа симпатичных девушек, которые танцуют под ритмичную музыку, выполняют несложные и выкрикивают речевки и девизы команды. Они могут пропеть жюри понравится такой поворот событий.

Наша команда - это сила,

Как же это мило,

Что именно вы - члены жюри,

Приветствуем вас от всей души!

Ребята наши очень сильны,

Обязательно выиграют они!

Им желаем высший балл,

А вам аплодисментов шквал!

Будем с публикой честны -

Наши ребята лучшие!

Такое приветствие жюри в стихах понравится всем. Звучит задорно и легко, никаких сложных оборотов и слов!

Минута юмора

КВН - эта игра завоевала сердца жителей нашей страны. Люди всех возрастов смотрят эту веселую передачу и черпают оттуда самое лучшее. Традиция проводить веселые интеллектуальные игры в школах и вузах зародилась много лет назад. Ребята с удовольствием принимают участие в играх и гордятся этим. Для многих школьный КВН открыл дорогу во взрослую жизнь, юмор стал профессией, а не увлечением.

Жюри восседает в первом ряду, ребята волнуются за кулисами, а зрители изнемогают в предвкушении хорошего юмора. Эта атмосфера наполняет все здание, сердце каждого присутствующего, оставляет приятные воспоминания. Первый конкурс - это приветствие. Команды должны во всей красе, познакомиться с жюри, соперниками и болельщиками. Приветствие жюри на КВН - это команды. В ходе этого выступления сложится мнение и первое впечатление.

Суд

КВН проходит по стандартной схеме, будь то школа, институт или детский сад. Ведущий представляет членов жюри и команды. Затем по очереди команды вызываются на сцену и произносят приветствие жюри.

Здравствуйте, прекрасное жюри,

Сегодня перед вами выступаем мы!

Судить нас можно,

Но только осторожно,

В душе у нас тревожно,

Ведь это все так сложно!

Результатов ждать, страдать,

Будем лучше хохотать!

Вас, уважаемые, мы рассмешим,

Весь зал лишим!

Слушайте, смотрите,

Ведь мы как редкий большой бриллиант!

Можете оценки нам чуть вверх загнуть,

Тогда бриллианта отколим чуть-чуть!

Последнюю фразу шепотом и с хитрым акцентом говорит один участник команды, будто пытаясь подкупить судей! Получится очень смешно, такое приветствие жюри пройдет на ура!

Школьные годы

В школах часто проводятся всевозможные соревнования, конкурсы, игры. Обязательно участвуйте в таких мероприятиях. Ведь это весело, и показать свой талант совсем не стыдно! Занимайте призовые места, выигрывайте кубки и грамоты, в старости будет, чем похвастаться перед внуками. вырабатывается с самого раннего детства. Пусть дети будут общительными, коммуникабельными. Помогите своим чадам раскрепоститься и проявить лидерские качества. В любом конкурсе обязательное условие - приветствие жюри и соперникам. Заявите о себе с юмором и достоинством!

Победители

Название команды должно говорить само за себя. Поэтому продумайте заранее все варианты. Пусть оно внушает страх соперникам и уверенность самой команде. Емкое, звучное слово, запоминающееся с первого раза, - вот залог хорошего названия команды! Подготовьте несколько девизов, рифмующихся с названием. Пусть болельщики сделают плакаты и выучат лозунги. Ведь поддержка очень важна и нужна! Игроки будут стремиться завоевать победу любой ценой, лишь бы не подвести свою группу поддержки. Внушите ребятам, что они лучшие! А мысли, как давно уже проверено, материализуются!

Пожелаем соперники вам,

Главный приз, чтоб достался нам!

Не обижайтесь, не стесняйтесь,

В зале располагаетесь.

Можете, как зрители тихо посидеть,

На наши таланты с улыбкой посмотреть!

Жюри, мы вас уважаем,

А высшие баллы просто обожаем!

Строго не судите,

Вы нам подмигните!

Мы веселые, не злые,

Будьте и вы сегодня такие!

Только вперед!

Посмотрев приветствие команд, жюри сразу выявляет любимчиков. Чтобы завладеть этим титулом, нужно выложиться по максимуму на приветствии. Предложите ребятам пропеть его в ритме рэпа. Пусть наденут соответствующие наряды и разучат простые движения! Взмахи руками, четкая дикция и артистизм приведут их к победе.

Приветствуем жюри,

И хай - участникам!

Сегодня зря соперники пришли,

Как бы ни с чем вы не ушли!

Удачи мы вам пожелаем,

Но выиграть в итоге помешаем!

Ведь мы умные и сильные,

Симпатичные и стильные.

От наших талантов вы будете в отпаде!

Как будто искупаетесь в горном водопаде!

Наша команда сильна,

Наша дружба крепка,

Вера в победу нам очень важна!

Ваша поддержка нам очень нужна!

Это универсальное приветствие, оно подойдет для любого соревнования, игры и состязания.

Мы веселая команда,

Мы не знаем, как скучать,

Не боишься выступать ты?

Ведь можешь проиграть!

Здравствуйте, милое жюри.

Очень рады видеть вас мы!

Вам понравимся мы точно,

Ставьте пятерочки нам срочно!

Улыбайтесь, отдыхайте,

С нами вы не заскучайте,

Позабудьте о всех делах.

Разобьем соперников в пух и прах!

Если в школе у детей намечается конкурс, обязательно помогите команде подготовиться. Ведь рука организатора просто необходима. Репетируйте с детьми регулярно, проявляйте жесткость, если не захотят тренироваться столько, сколько нужно. Ведь дорога к победе легкой не бывает. Пусть они поймут это с ранних лет, и будет им легче идти по жизни!

Математический КВН

«Мы пока не Архимеды…..»

(для учащихся 9 класса)
Задачи:

Фронтально повторить учебный материал по математике;

Развить логическое мышление, речь, внимание и память;

Расширить кругозора учащихся;

Воспитать интерес к математике.
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
В игре принимают участие 2 команды: команда «Радиус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые) и команда «Фигура» (физкультурные инициативные, грамотные, умелые, развесёлые, азартные).
Программа:


  1. Приветствие команд.

  2. Разминка.

  3. Математический калейдоскоп.

  4. Конкурс капитанов.

  5. Конкурс «Кто больше?»

  6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).

  7. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

Между конкурсами – музыкальные паузы и конкурсы с болельщиками.

Всю игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя математики и по одному представителю от учащихся того класса, который участвует в игре.
Ход мероприятия.


  1. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка – вступление к телевизионной игре КВН.


Дорогие гости и участники игры! Вы все, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН – для кого, для чего?...»

Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.

А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН.


  1. Проведение конкурсов и игр.

- Приветствие команд.

1 ведущий. Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады.
Команда «Радиус» (на мелодию народных частушек)

Математику учить,

Что по бурному морю плыть:

Коль не знаешь, как грести,

То тебе не вылезти. Ох!
Вот фигура к нам пришла,

Мы желаем ей добра.

И приветствуем мы их

Как соперников своих. Ох!


Ну а почтеннейшему нашему жюри

Справедливого решения желаем мы.

Ставьте «пять» вы дружно, вместе

Тем, кто удостоен чести.


А ещё желаем всем

Посмотреть наш КВН,

В нём участие принять

И команды поддержать.

Команда «Фигура» (на мотив песни «Московские окна»).

Мы пришли сегодня к вам, друзья,

Нам без знаний жить никак нельзя.

И пусть кризисы вокруг,

Будем мы учиться, друг,

И станет шире знаний наших круг!

Мы приветствуем своих гостей,

Мы приветствуем учителей,

И, конечно, же жюри,

Справедливо чтобы они оценки ставить

Нам сейчас могли!
И, конечно, «Радиус», привет!

Будем мы сражаться – спору нет.

А наша школа дорогая путеводною звездой

Светит нам будет много-много лет!


- Разминка
2 ведущий. Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,

Его мы начнём …

Ну, конечно, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.
Вопросы одной команде:


  1. 1 процент от 1 тысячи рублей? (10 рублей)

  2. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)

  3. Чему равен 1 пуд (16 кг)

  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф.Виет)

  5. Наименьшее натуральное число (1)

  6. Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? (25 см 2)

  7. Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)

  8. Как называется вторая координата точки? (ордината)

  9. Найди третью часть от 60 (20)

  10. Как называется функция вида у = кх + в? (линейная)

  11. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (нет)

  12. Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)

  13. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ)

  14. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

Вопросы другой команде:


  1. Как называется сотая часть числа? (процент)

  2. Первая женщина-математик (Софья Ковалевская)

  3. Назови наибольшее отрицательное число (-1)

  4. Площадь квадрата 49 м 2 . чему равен периметр? (28 м)

  5. Как найти неизвестное вычитаемое? (из уменьшаемого – разность)

  6. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

  7. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)

  8. Как называется первая координата точки? (абсцисса)

  9. Разделите сто на половину его (2)

  10. Как называется функция вида у = ах 2 + вх + с (квадратичная)

  11. Вo каком четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (ромб, квадрат)

  12. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)

  13. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

  14. Можно при делении чисел получить ноль? (да)

Послушаем жюри.


- Математический калейдоскоп.
1 ведущий. Ну а теперь, команды, стоп –

Математический калейдоскоп!

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет всё сейчас без промедленья.


Учитель. На бумаге, скрученной в рулон, написаны формулы. Необходимо указать, что это за формулы (письменно)
Формулы для одной команды:

  1. х 2 –у 2 = (х-у)(х+у)

  2. с 2 = а 2 +в 2

  3. S = а 2

  4. Р = 2 (а+в)

  5. а м а п = а м+п

Формулы для другой команды:


  1. (х-у) 2 = х 2 - 2ху + у 2

  2. а 2 =с 2 – в 2

  3. Р = 4а

  4. S = ав

  5. (а м) п = а мп

Пока жюри оценивает этот конкурс, мы предлагаем вам послушать частушки.


  1. Мы весёлые ребята,
Очень весело живём:

И задачи мы решаем,

И частушки вам споём.

2) В нашем классе все ребята

Хороши, как на подбор.

Математику не знают,

«Хорошистов» недобор.

3) Математика поможет

Вам отличниками стать,

Научитесь вы, ребята,

Уравнения решать.

4) Мы задачи на движенье

Порешать всегда хотим,

Наше в классе поведенье

Всем известно – не молчим.

5) Мы весёлые ребята

С вами распрощаемся

И опять на КВНе

Скоро повстречаемся.
Жюри объявляет результаты калейдоскопа и общее количество баллов.
- Конкурс капитанов.
2 ведущий. Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана!


Капитаны выбирают конверт с заданием.
Задания для капитана одной команды:

  1. Разгадать кроссворд (5 баллов)

  1. Зависимость одной величины от другой. (функция)

  2. Параллелограмм с равными сторонами (ромб)

  3. Тригонометрическая функция (косинус)

  4. прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (куб)

  5. … абсцисс (ось)

  1. отгадать загадку (5 баллов)
Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,


  1. Математическая шарада (5 баллов)

Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

Важна для любого оркестра.

Пятнадцатая в алфавите.

На месте четвёртом. Прочтите. (косинус)


  1. Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово – 1 балл).

Задания для капитана другой команды:


  1. разгадать кроссворд (5 баллов)


  1. Абсолютная величина числа (модуль)

  2. График квадратичной функции (парабола)

  3. Теорема, не требующая доказательства (аксиома)

  4. …определения функции (область)

  5. Решаем … с помощью уравнения (задача)

2) отгадать загадку (5 баллов)

Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения. (флюс – плюс)


3)Математическая шарада (5 баллов)
Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

Важна для любого оркестра.

На третьем одна одинокая буква,

Пятнадцатая в алфавите.

Один из волос на мордашке котёнка

На месте четвёртом. Прочтите. (косинус)


4) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово – 1 балл)
Учитель. Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.

Задания для команд (в конвертах):


    1. Разгадайте кроссворд
По горизонтали:

  1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число (сокращение)

  2. Частное двух чисел (отношение)

  3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа (несократимая)

  4. НОД (24,36) = ? (двенадцать)

  5. Сотая часть числа (процент)

По вертикали:


  1. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю (неправильная).

  2. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? (НОК)

  3. Действие, при помощи которого находится дробь от числа (умножение) Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД).

2 ведущий. В это время болельщикам предлагаем ответить на вопросы. 1.Назовите имена:

А) Трёх поросят из сказки «Три поросёнка» (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф).

Б) Трёх толстяков из сказки Ю.Олеши «Три толстяка» (без имён).

В) трёх мушкетёров из романа А.Дюма «Три мушкетёра» (Атос, Портос, Арамис)

Г) Трёх былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря» (Алёша Попович, Добрыня Никитыч, Илья Муромец).

Д) Трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя» (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)


2.Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.(метр, ритм, метро, тир, тигр, гиря, море)
3.Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

- «Учат в школе» (к 4+2)

- «Вместе весело шагать по просторам» (раз-дощечка, два – дощечка)

- «Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

- «Жили у бабуси» (2 весёлых гуся)
Капитаны команд и команды сдают выполненные задания. Жюри проверяет правильность ответов и оценивает команды.
- Конкурс «Кто больше?»
2 ведущий. Нелёгкий вопрос-то,

Но верь одному:

Всё сложно и просто,

Считай по уму!


Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ – 1 балл.(блиц- турнир)
Вопросы для одной команды:

    1. в каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (прямоугольном)

    2. число десятков в тысяче (100)

    3. математическое предложение, не требующее доказательства (аксиома)

    4. сумма длин сторон многоугольника (периметр)

    5. в каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (сто)

    6. дробь, меньшая единицы (правильная)

    7. НОД взаимно простых чисел (1)

    8. Сумма противоположных чисел (0)

    9. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут (30)

    10. Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной (тождество)

    11. Модуль нуля (0)

    12. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать (5)

    13. Луч, делящий угол пополам (биссектриса)

    14. Сколько граней у шестигранного карандаша (8)

    15. Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)

    16. Наименьшее семизначное число (1000000)

    17. Сколько вершин у куба (8)

    18. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (7)

    19. Треугольник со сторонами 3,4,5 (египетский)

    20. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (180)

Вопросы для другой команды:


  1. сколько кг в половине тонны (500)

  2. кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр)

  3. отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр (диаметр)

  4. Значение переменной при решении уравнения (корень)

  5. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля (сокращение)

  6. Два числа, произведение которых равно 1 (взаимно обратные)

  7. Треугольник с прямым углом (прямоугольный)

  8. Наименьшее простое число (2)

  9. Число, на которое делят (делитель)

  10. Результат сложения чисел (сумма)

  11. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)

  12. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)

  13. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)

  14. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (0)

  15. Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)

  16. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные)

  17. Равенство двух отношений (пропорция)

  18. Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда (объём)

  19. Модуль числа 5 (5)

  20. Тысячная доля килограмма (грамм)

Учитель. Пока жюри подсчитывает баллы, у нас несколько интересных сообщений с подсказками.


2 ведущий. Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает –

Тот вечно хнычет и скучает.


Для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:


  1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

  2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

  3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

  4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

  5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

  6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

- Домашнее задание (музыкальный конкурс)
Учитель. И у нас последний конкурс «Домашнее задание» (музыкальный). Каждой команде необходимо спеть песню и показать сценку.
Первая часть домашнего задания.

1 ведущий.

Сказку не простую, а математическую

Вам сейчас покажут без прикрас.

Может быть, там будет что-то фантастическое.

Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.


Одна команда показывает инсценировку сказки «Легенда о шахматах».
Действующие лица – ведущий, шах, визирь, мудрец, счетовод.
На сцене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивает его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.

Ведущий. Один мудрец придумал игру, которую мы сейчас называем «шахматы». Объяснил он шаху правила игры, и игра ему очень понравилась. Шах решил щедро наградить мудреца.

Шах.(громко кричит). Визирь! Визирь!

Визирь (вбегает и падает на колени). Слушаю и повинуюсь, мой господин.

Шах. Награди Мудреца, дай ему всё, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым.

Визирь (кричит) Позвать Мудреца! (появляется Мудрец, похожий на звездочёта) Что ты хочешь, Мудрец, за свою игру?

Мудрец. О, Великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски положили одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и так до 64 клетки, постоянно удваивая число зёрен предыдущей клетки.

Шах (смеётся). Я, что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.

Мудрец. О, могущественный повелитель! Не гневайся, но больше мне ничего не надо.

Шах (недовольно махнув рукой). Визирь, дай ему то, что он просит.

Ведущий. Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.

Шах. Визирь! Визирь!

Визирь (вбегает и падает на колени). Я здесь, мой повелитель!

Шах. Наградили Мудреца?

Визирь. О нет, Великий шах! Все счетоводы государства считают зерно.

Шах. Как вы могли ослушаться? Позвать сюда счетовода! (на коленях вползает Счетовод, непрерывно кланяясь) Почему ещё мудрец не награждён?

Счетовод. О, великий и светлейший государь! Во всём твоём государстве нет столько зёрен, на всей Земле не растёт такого количества зерна, которое хочет получить Мудрец.

Шах. Сколько же ему нужно дать?

Счетовод. Вот это число: 18446744073709551615. Если 10 зёрен весят один грамм, то ты должен ему отдать 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 килограммов и 516 граммов пшеницы, мой повелитель!. Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то, чтобы отдать ему всё зерно, его нужно выращивать 92 года. А ведь на Земле ещё никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!

Шах. Мудрец всегда мудрец!

Ведущий. Индусский царь Шерам (индийский принц Сирен) научился играть в шахматы и восхищён остроумием и разнообразием положений в этой игре.

18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615. если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.


Другая команда показывает инсценировку сказки «Мужик и купец».
Действующие лица – ведущий, купец, жена, мужик.
На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и её дочь, входит купец.
Купец. Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.

Жена. Какую?

Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100000 рублей, а я ему в первый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100000 рублей! Во второй – 4 копейки и так целый месяц будет носить каждый день по 100000 рублей.

Жена. Откуда у этого глупца столько денег?

Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на один месяц. Боюсь, что этот чудак поймёт, что его обманывают, и не принесёт свои деньги.

Раздаётся стук. Жена выглядывает в окно.

Жена. Там кто-то пришёл.

Купец (выглядывает в окно) Это он!

Входит мужик.

Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мне копейку!

Взяв свою копейку, уходит.

Купец. Как я боялся, что он не придёт. А вдруг завтра он не придёт? Или придёт и заберёт свои деньги?

Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймёт это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».

Купец. Так-то оно так, да всё равно боязно.

Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдаёт мужику. На 24-й день он отдал 83000, а на 25 –й – 166000, а на 27-й день – 671000 рублей.

Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!

Ведущий. Видите, как неожиданны бывают результаты, когда ты не знаешь математику. Вероятно, ни шах, ни купец не оказались бы в безвыходном положении, знай они хоть чуть-чуть математику.

Вторая часть домашнего задания.

1 ведущий.

И стоит в стране чудесной

Новый город со дворцом,

А во дворце златоглавом

Знаки дружно там живут,

Знаки терем стерегут,

Вместе песенку поют.
Исполняет первая команда на мотив песни «Зайка моя».
Плюсик ты мой, я – твой минус,

Косинус ты, - я – твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я – лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев: Я ночами плохо сплю,

Математику я так люблю,

Математику я так давно, давно люблю.

Я и днём теперь не сплю,

Я и вечером не сплю,

Всё учу, учу, учу, учу, учу.

Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты нуль, то я – палка.

Ты ордината, то я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Частное ты, я – делитель,

Ты знаменатель, я – числитель.

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – твой вектор.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Сумма моя, а я – разность,

Дольная ты, а я – кратность,

Гипотенуза ты, я – твой катет,

Терминов нам с тобой хватит.

Ма-те-ма-ти-ка моя…


2 ведущий.

За высокими горами,

За синими морями,

В тридесятом государстве

Живёт прекрасная страна

Математика.


Вторая команда исполняет песню на мотив песни «Коммунальная квартира».
Эх, страна моя родная,

Край загадок и чудес!

Где ещё такое счастье,

Где ещё такой прогресс?!

Под одной огромной крышей

И просторней, и светлей.

Ни к чему нам дом отдельный,

Вместе будет веселей.

Это математики, математики квартира,

Это математики, математики страна.

По утрам шурша листами,

Собирается народ,

Пифагор штаны стирает,

Эйлер интеграл берёт,

Гаусс корни извлекает,

Ньютон делает бином.

Кто-то оси расставляет,

Архимед сидит с числом.


К вечеру им всем не спится,

В логарифмы Бриг глядит,

Брадис возится с таблицей,

Измеряет мир Евклид.

Сам Безу там без остатка

Делит сложный многочлен.

Ни к чему нам дом отдельный,

Вместе будет веселей.


1 ведущий.

И отныне ежедневно

Вместе будем непременно

Математику прославлять

И почёт ей воздавать.
Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?»)

Гимн математике

Уравнения решать, радикалы вычислять –

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься – придёт к тебе удача! (3 строчки по 2 раза)


Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела – не разберёшься.

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,

Их учи – и результата ты добьёшься!
Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.
- Подведение итогов игр, конкурсов КВН.


  1. Заключительное слово учителя.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!


Награждения команд за победу и участие.

ведущий. В это время болельщикам предлагаем ответить на вопросы)Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?

Внеклассное мероприятие

«Физико-математический турнир»

среди учащихся 9 х классов

Выполнили: учитель физики Моисейкина Л.Ф., учитель математики Журавлёва И.В.

Цели мероприятия:

    активизация познавательной деятельности учащихся;

    развитие умений быстро и эффективно мыслить;

    отработка знаний и умений, полученных в процессе обучения;

    повышение познавательного интереса к физике и математике;

    развитие культуры коллективного мышления;

    воспитание чувства ответственности за команду, чувства солидарности и здорового соперничества.

Форма проведения: викторина.

Технология: групповая работа.

Оборудование: столы для игроков двух команд и для членов жюри; компьютер; интерактивная доска; эмблемы для команд; оценочный лист игры для жюри; листы для ответов на финальную игру; презентация игры.

Участие: в игре участвуют 2 команды от каждого класса, по 5 человек в каждой команде.

Возраст участников: 9 класс

Подготовительная работа: 1. Повторить пройденный материал.

2. Придумать название команды, приветствие и девиз,

выбрать капитана, сделать эмблему.

Ход игры

Дорогие друзья, гости и участники нашей игры! Мы рады приветствовать вас на физико-математическом турнире. Для кого же сегодня мы проводим турнир? Конечно, для вас, любимые наши ученики! Мы хотим, чтобы вы сегодня немножко отдохнули, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, показали свои знания, в общем – провели время с пользой. Девизом к нашей игре будут слова средневекового персидского учёного Аль-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений человека. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Сегодня в турнире соревнуются две команды:

1.Команда «Мыслители» (учащиеся 9 «А» класса), капитан команды - …

В составе команды - …

2.Команда «Умники» (учащиеся 9 «Б» класса), капитан команды - …

В составе команды - …

Команды, представьте нам, пожалуйста, ваши девиз и приветствие.

Команда «Мыслители»

Приветствие Нам не страшны

Любые испытания.

Вперёд, друзья,

Покажем наши знания!

Наш девиз: Мы будем мыслить, убеждать,

Идя к финалу побеждать!

Команда «Умники»

Приветствие Мы умные и смелые,

В деле мы умелые.

Победим мы в этот раз,

Нам соперник – не указ!

Наш девиз: Один ум хорошо, а ум команды лучше!

Оценивать команды будет строгое и справедливое жюри (представление жюри).

Давайте познакомимся с правилами игры.

Правила игры

Игра состоит из 2 туров и финала.

В каждом туре 4 темы (по физике и математике) по 5 вопросов в каждой. Темы и стоимость вопросов указаны на табло каждого тура. Команды ведут игру по очереди. Тему и стоимость вопроса выбирает капитан команды. Выбранный вопрос зачитывается ведущим. На обдумывание вопроса дается 30 секунд. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать на вопрс или отвечает сам. Если команда отвечает правильно, то она получает количество очков выбранной категории. Неверный ответ – 0 очков.

Если команда выбирает вопрос «Кот в мешке», то она может ответить на него сама или может передать этот вопрос другой команде.

В финале команды думают над вопросом в течение 30 с и дают ответ письменно. Команда, ответившая правильно, получает 100 очков.

Заработанные очки команд считают члены жюри. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Болельщики тоже могут блеснуть своими знаниями. Если команды не ответили на вопрос, отвечают болельщики и полученные очки отдают любимой команде.

Итак, мы начинаем наш турнир.

Пожелаем вам, друзья,

Сражаться дружно и отважно.

Кому достанется победа –

Совсем - совсем не важно.

Пусть сильней кипит борьба,

Живей соревнованье.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!

Жеребьевка. Команда, которая первая даст ответ на поставленный вопрос, начинает игру.

I тур

ФОРМУЛЫ И

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ИНСТРУМЕНТЫ

И УСТРОЙСТВА

В МИРЕ ЧИСЕЛ

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

ФОРМУЛЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Способ изменения внутренней энергии тела без совершения работы. (Теплопередача)

    Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (90 км)

    Что выражает эта формула? (Условие равновесия рычага)

    Как называются координаты точки? ( Абсцисса и ордината )

    Какой график соответствует формуле Как он называется?

1) 2) 3) 4)

(График №3, гипербола)

ИНСТРУМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА

    Планка для вычерчивания прямых линий и для измерений. (Линейка)

    На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперёд

Нам погоду узнаёт. (Барометр)

    Назовите лишний прибор: мензурка, спиртовка, динамометр, термометр. (Спиртовка)

    В Древнем Египте и в Древней Греции задолго до нашей эры использовали это устройство, предназначенное для вычислений. Это была доска с полосками, по которым передвигались камешки. Что это? (Абак)

    Уберите лишнее слово из ряда: путь, скорость, метр, время, площадь , секунда.

В МИРЕ ЧИСЕЛ

    Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. (Натуральные)

    Число, на которое делят. (Делитель)

    Что больше: произведение цифр или их сумма? (Сумма, т. к. произведение цифр равно нулю)

    В каком числе столько же цифр, сколько букв в написании? (100 - сто)

    Чему равно это число, если этого числа равны 40? (50)

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

    Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»? (Виет)

    Ученый, который известен как создатель школы математиков.

Он впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные. (Пифагор)

    Для изучения одного явления этот ученый забирался на Пизанскую

башню. Назовите этого ученого. (Галилей)

    Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Закон

объясняет действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Закон открыт в ванне. (Архимед)

    Два почти одинаковых числа, разница между которыми только в знаке. (Противоположные)

II тур

РЕБУСЫ

100

ФИЗИКА

100

ЗАГАДКИ

100

ЕДИНИЦЫ

ИЗМЕРЕНИЯ

100

РЕБУСЫ



    Расположите в порядке убывания углы: тупой, развёрнутый, острый, прямой.

( Развёрнутый, тупой, прямой, острый )


25.

ФИЗИКА

    Это явление происходит при контакте двух тел.

Приносит больше пользы, чем вреда.

Является одной из причин низкого КПД механизмов.

Одна из причин – шероховатость поверхности . (Трение)

    Назовите лишнего ученого: Ньютон, Попов, Дарвин , Галилей.

    Назовите лишнюю приставку: милли, санти, деци, кило .

    Какой олимпийский девиз напрямую связан с изображенными буквами

v, h, F? (Быстрее, выше, сильнее)

    В роще было 700 берез и 300 сосен. Сколько процентов всех деревьев

составляют сосны? (30%)

ЗАГАДКИ

    Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки,

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

    Сильнее солнца, слабее ветра,

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

    Мне служит головой вершина.

А то, что вы считаете ногами,

Все называют сторонами. (Угол)

    Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

    Как называется предмет для поддержки чего-нибудь? (Опора или подвес )

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

    Сколько минут в одном градусе? (60 минут)

    Сколько минут в часа? (24 мин)

    В этих единицах измеряют массу алмазов . (Карат)

    Это прямо пропорционально приложенной силе и прямо

пропорционально пройденному пути, измеряется в Джоулях.

(Механическая работа)

    Как ещё называют кубический дециметр? (Литр)

ФИНАЛ

    Расшифруйте слова и назовите лишнее:

НОКУС, ЯМАРЯП, АТЧОК, ЛОПСОТЬКС (Конус)

    Можно ли с помощью пружинного динамометра измерить вес тела в космосе? (Нет, т.к. в космосе невесомость, и в пружине не возникнет деформация)

    В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое

место занял каждый юноша, если Гриша занял не второе и не третье место,

а Толя не третье. (Гриша – I , Толя – II , Юра – III )

    Половину пирога мама разрезала на 6 равных кусков. Один кусок она

дала Диме. Какую часть пирога получил Дима? (

    Характеристика поверхности тела, которая влияет на его излучательную

и поглощательную способность. (Цвет)

Вот закончилась игра.

Подвести итог пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Подведение итогов

Определение победителя и награждение.

Подведены итоги.

Награды вручены.

Турнир окончен.

Активны были вы.

От игровых заданий к знаниям

Команды дружно шли.

Но главные победы,

Конечно, впереди!

Желаю вам, ребята,

Счастливого пути!

Математический бой

Математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач.

Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет.

Матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные , общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов.

Матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри.

Опыт матбоёв поможет участникам в будущем: умение сделать научный доклад, выслушать и понять работу другого, задавать четкие вопросы по существу – всё это пригодится на семинарах и конференциях, для рецензирования книг и статей, для совместной научной работы. И ещё: ученики разных школ на матбоях знакомятся, создают новый круг общения. И последнее: после удачного проведенного матбоя просыпается вкус к хорошей работе, хочется выступать ещё раз, но как следует, учтя все промахи. Поэтому проиграть командам подчас бывает полезнее, чем победить.

Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 г. Первые матбои проводились в стенах шк.№30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики и вёл кружки. Через много лет матбои стали проводиться в разных городах, но при этом возникли отдельные расхождения в правилах. С большим трудом, благодаря летним математическим школам в г.Кирове, где встречались московские, ленинградские и кировские преподаватели, в долгих спорах удалось преодолеть эти расхождения.

Признаки:

Наличие правил общения в условиях соревнования;

Наличие общей цели команды;

Ограниченность времени и его распределение по этапам соревнования;

Объективность оценки результатов;

Четкая система организации;

Занимательная формулировка заданий, задач.

Характеристика:

Цель:

  • Развитие познавательного интереса к предмету.
  • Обобщение и систематизация знаний: в матбое используются задачи в основном на логику и смекалку. А также задачи на темы: составление уравнений и их решение; Многочлены и арифметические операции над ними; Решение систем уравнений с двумя неизвестными.
  • Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом.
  • Набрать наибольшее количество баллов.

Подготовка к уроку:

Задачи для математического боя записываются на альбомных листах в четырех экземплярах: для команд, жюри и учителя. Протокол боя для жюри. Черный ящик «с сюрпризом» (см. конкурс капитанов)

Правила:

В математическом бое участвуют две команды (по 7 человек). В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из двух этапов.

Первый этап – решение задач, второй – сам бой. Во время первого этапа решение задач может происходить совместно всей командой. Помните, что ни один из участников боя не может выходить к доске более двух раз. Поэтому участник, решивший много задач, не решённых другими, должен в ходе первого этапа рассказать полученные им решения товарищам по команде.

Второй этап начинается с конкурса капитанов. (По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды). Команда, выигравшая конкурс, решает, какая из команд делает первый вызов. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.

Вызов делается следующим образом. Капитан объявляет: . Другая команда может принять или не принять вызов. Команда, принявшая вызов, выставляет докладчика, другая команда - оппонента. После совещания с командами капитаны называют оппонента и докладчика. Задача докладчика – дать чёткое и понятное решение задачи. Задача оппонента – найти в докладе ошибки. В ходе доклада оппонент не имеет права возражать докладчику, но может попросить его повторить неясное место. Главная задача оппонента – заметить все сомнительные места и не забыть о них до конца доклада. По окончанию доклада происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в ходе которой оппонент задаёт вопросы по всем неясным местам доклада. Дискуссия оканчивается заключением оппонента: « С решением согласен («не согласен », объяснение).

После этого жюри (учитель) начисляет очки. Каждая задача оценивается в 12 баллов. За ошибки и неточности очки снимаются. Количество снятых очков определяются близостью рассказанного к правильному решению. Если ошибки были найдены оппонентом, то до половины снятых очков получает оппонировавшая команда. В противном случае все отобранные очки достаются жюри.

Команда, получившая вызов, может отказаться от доклада. В этом случае вызывавшая команда обязана доказать, что у неё есть решение задачи. Для этого она выставляет докладчика, а вторая команда – оппонента.

В течение боя каждая команда имеет право на шесть 30-секундных перерывов. Перерывы делаются в тех случаях, когда возникла необходимость помочь стоящему ученику у доски или заменить его. Решение о перерыве принимает капитан.

Если капитан у доски, он оставляет за себя заместителя, исполняющего в это время обязанности капитана. Имена капитана и заместителя сообщаются жюpи до начала pешения задач. Во вpемя pешения задач главная обязанность капитана - кооpдиниpовать действия членов команды так, чтобы имеющимися силами pешить как можно больше задач. Капитан заpанее выясняет, кто будет докладчиком или оппонентом по той или иной задаче и опpеделяет всю тактику команды на предстоящем бое.

Команда, получившая право на вызов, может отказаться от него. В этом случае до конца боя право на доклады имеют только их противники, а отказавшаяся команда может только оппонировать. Оппонирование при этом производится по обычным правилам.

Жюpи является верховным толкователем правил боя. В случаях, не пpедусмотpенных пpавилами, оно пpинимает pешение по своему усмотрению. Pешения жюpи являются обязательными для команд.

В конце боя жюри подсчитывает очки и определяет команду-победителя. Если разрыв в числе очков не превосходит 3 очка, то в бое фиксируется ничья.

На команду может быть наложен штраф до 6 очков за шум, грубость по отношению к сопернику, и т.д.

Протокол Математического боя

№ вызова

№ задачи

Кто кого вызвал

Жюри

Фамилия

Кол-во балл.

Фамилия

Кол-во балл.

Кол-во балл.

Замечания, не точности

Итого:

Образец:

№ вызова

№ задачи

Название I команды

Кто кого вызвал

Название II команды

Жюри

Фамилия

Кол-во балл.

Фамилия

Кол-во балл.

Кол-во балл.

Замечания, не точности

Команда I нарушала тишину

Для какого класса составлен математический бой?

Математический бой для 7 класса

Ход соревнований: Эпиграф: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать

случая сделать его занимательным »

(Паскаль)

Для проведения боя приглашаю две команды: команду « название команды » и команду «название команды ».

(Командам) Получите, пожалуйста, ваши задания. В течение 15-30 минут вы должны выполнить его.

А теперь начинаем математический бой. Вызываю капитанов команд.

«Конкурс капитанов»

Задание: Нужно отгадать что лежит в черном ящике, при этом использовать, как можно меньше подсказок.

Подсказки:

  1. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
  2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
  3. За многие сотни лет конструкция этого предмета неизменялась, настолько была совершенна.
  4. В Др.Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  5. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  6. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
  7. Загадка: «Сговорились две ноги

Делать дуги и круги»

Доп.конкурс для капитанов: Кто быстрее назовет 5 математических терминов на букву «Р»:

  1. Единица измерения углов.
  2. Отрезок в круге.
  3. Вид числа.
  4. Плоский четырехугольник.
  5. Уравнения, умеющие одни и те же решения.

Победил капитан команды «название команды ».

Вам слово, капитан. (“Мы вызываем соперников на задачу номер …” .)

Команда " название команды ", вы принимаете вызов? (Да)

Какие вопросы или дополнения будут у жюри?

Уважаемое жюри, выставите, пожалуйста, свои оценки в протокол боя.

Слово предоставляется команде « название команды »

Команда « название команды », вы принимаете вызов?

Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.

Пока, наше уважаемое жюри подсчитывают результаты, приглашаю команды на сцену…

Для подведения итогов математического боя слово представляется председателю жюри...

Итак, в сегодняшнем математическом бою победила команда " название команды " со счетом: …

Команде « название команды» присваивается звание «Наимудрейшие из мудрейших» ,

Команде «название команды » - «Умнейшие из умнейших».

Спасибо командам, прошу занять свои места.

Список ЗАДАНИЙ

  1. Шоколадка стоит 10 рублей и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?
  2. Человек говорит: « Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели и 44 дня ». Сколько ему полных лет?
  3. Счётчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа на счётчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
  4. Буквенные обозначения впервые были введены французским математиком Франсуа Виетом (1540-1603 гг.). До этого пользовались громозкими словесными формулировками. Попытайтесь записать в современной символике такой пример: « Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корни ».
  5. Сколько лет бабушке?

Вася пришел к своему приятелю Коле.

Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.

Я не знал, - сказал Вася. – А, сколько лет твоей бабушке?

Коля ответил замысловато: « Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она справляла этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази сколько лет моей бабушке».

  1. Допустим я у мамы взяла 100 рублей. Пошла в магазин и потеряла их. Встретила подругу. Взяла у неё 50 рублей. Купила 2 шоколадки по 10. У меня осталось 30 рублей. Я их отдала маме. И осталась должна 70. И подруге 50. Итого 120. Плюс у меня 2 шоколадки. Итого 140! Где 10 рублей?
  2. Трое друзей: Иван, Пётр и Алексей пришли на рынок с жёнами: Марией, Екатериной и Анной. Кто на ком женат, нам не известно. Требуется узнать это на основании следующих данных: каждый из этих шести человек заплатил за каждый купленный предмет столько рублей, сколько предметов он купил. Каждый мужчина истратил на 48 руб. больше своей жены. Кроме того, Иван купил на 9 предметов больше Екатерины, а Пётр – на 7 предметов больше Марии.
  3. Заполните клетки так, чтобы сумма любых трех соседних клеток равнялась 20:
  1. Турист отправляется в поход из А в В и обратно, и проходит весь путь за 3ч 41мин. Дорога из А в В идет сначала в гору, потом по ровному месту и затем под гору. На каком протяжении дорога проходит по ровному месту, если скорость туриста составляет при подъёме в гору 4 км/ч, на ровном месте 5 км/ч, и при спуске с горы – 6 км/ч, а расстояние АВ равно 9 км?
  2. Число оканчивается цифрой 9. Если ту цифру отбросить и к полученному числу прибавить первое число, то получится 306 216. Найдите это число.

Ответы:

Конкурс капитанов: Циркуль

Доп.конкурс капитанов: радиан, радиус, рациональное, ромб, равносильные.

Решения задач:

  1. Отв.: 20 руб . Х/2+10=Х, где Х – цена шоколадки.
  2. Отв.: 48 лет 44 мес. = 3 года и 8 мес.

44 нед. = 9 мес.

44 дня = 1,5 мес.

44 года + 3 года и 8 мес. + 9 мес. + 1,5 мес. = 48 лет и 6,5 мес.

  1. Отв.: 55 км/ч (105 км/ч ).

13031-12921=110 (км)

110:2 = 55 (км/ч)

или

13131-12921=210 (км)

210:2=105 (км)

  1. Бабушке – 60 лет , она родилась 29 февраля. Таким образом, день рождения она отмечала 1 раз в 4 года.
  2. Прибавлять нужно не шоколадки, а 30 руб., которые отдали. Шоколадки уже не в счет, т.к. 30 руб. уже отдали, остальные 20 в счет долга пошли.

Заняла: 100+50=150 руб.

Должна: 150-30=120 руб.

Траты 100+20=120

После всех потерь и затрат осталось 150-120=30 – их я отдала маме, и осталась ей должна 70 руб. и 50 – подруге, итого 120 руб. (сравниваем со 2-ой строчкой).

Если его жена купила у предметов, то она заплатила руб. Значит, имеем , или (х-у)(х+у)=48. Числа х,у – положительные. Это возможно тогда, когда х-у и х+у – чёт., и х+у>х-у.

Разлагая 48 на сомножители, получим: 48=2*24=4*12=6*8 или

Решая эти уравнения, получаем:

Отыскивая те значения х и у , разность которых равна 9, находим, что Иван купил 13 предметов, Екатерина – 4. Точно так же Пётр купил 8 предметов, Мария – 1.

Таким образом, получаем пары:

  1. Числа, между которыми лежит по две клетки, должны совпадать.

Разница только в третьем числе: 4

Ответ:

  1. Пусть х – длина пути по ровному месту СД, тогда АС+ДВ=9-х.

Участки АС и ДВ турист проходит дважды, один раз в гору со скоростью 4 км/ч, другой

раз под гору со скоростью 6 км/ч.

На этот путь он затратит

Путь по ровному месту займёт Т.к. на весь путь туда и обратно туристу потребуется 3ч. 41мин., то

|*60

15(9-х)+10(9-х)+12*2х=221

135-15х+90-10х+24х=221

Х=-4

Ответ: х= 4 км.

  1. Отв.: 278 379

Задания для болельщиков:

Загадки:

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик.

(ноль)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня...

(квадрат)

Белочка грибы сушила,

Белых было 25,

Да ещё масляток 5,

7 груздей и 2 лисички,

Очень рыженьких сестрички.

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибов?

(39)

  1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбоков? (11)
  2. Что означало слово «тьма» в математике? (много)
  3. Соперник нолика? (крестик)
  4. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  5. Треугольный платок? (косынка)
  6. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
  7. Исчезающая разновидность учеников? (отличники)

Задание: Назвать математические термины на букву П:

  1. Сотая часть числа (процент)
  2. График квадратичной функции (парабола)
  3. Взаимное положение двух прямых (параллельные)
  4. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  5. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр)
  6. Знак для обозначения действия (плюс)
  7. Геометрическое преобразование (поворот)
  8. Плоский четырехугольник (параллелограмм)

Кроссворд

По горизонтали:

1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.

Игра.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово “три” -

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а вну три

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом,

Смо три , на старте не хи три ,

А жди команду “раз, два, … марш!”

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

1. Биссектриса.

4. Сторона.

5. Прямоугольный.

6. Остроугольный.

7. Тупоугольный.

11. Пифагор.

12. Отрезок.

15. Гипотенуза.

16. Медиана.

2. Точка.

3. Треугольник.

8. Вершина.

9. Равносторонний.

10. Высота.

13. Равнобедренный.

14. Катет.

17. Угол.

При разработке математического боя была использована следующая

Литература:

  1. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст]. / под ред. М.К. Потапова с текстологической обработкой Ю.В. Нестеренко. – М.: Наука, 1978. - 192 с.

Книга содержит задачи занимательного характера, имеющие различные степени трудности. Как правило, задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить. В книге содержатся как задачи, доступные детям, так и задачи, представляющие интерес для взрослых.

  1. Журнал «Математика в школе». – 1990. - №4. Использовалась статья под названием «Математический бой». В ней подробно описывается что такое Матбой, правила математического боя, примерные задания.
  1. Карп, А.П. Даю уроки математики [Текст]: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

В Книге содержатся методические разработки некоторых уроков, образцы к/р., материалы для проведения математических соревнований (олимпиады, матбой) и других конкурсов. Книга окажет помощь учителю в работе с учащимися, проявляющими интерес к математике.

  1. Из книги Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Книга для учителя. – М.: Просвящение, 1990. – 96 с.

были взяты некоторые задания для соревнований-эстаффет.

  1. В.А. Гусев, А. И.Орлов, А.Л. Розенталь "внеклассная работа по математике в 6-8 классах". М: Просвещение, 1984-285 с.
  1. Кордемский Б.Я. "Увлечь школьников математикой:(материал для классных и внеклассных занятий).М: Просвещение,1981-112с.

Эта книга -своеобразное пособие содержащее вспомогательные материалы для воспитания увлеченности математикой. Автором подобраны интересные и ценные рассуждения ученых, приведены оригинальные занимательные задачи для математических игр и математических боев.