Евгений онегин как главный герой. «Евгений Онегин» главные герои

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.

Заключение

Библиография

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")

В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.

II. Главные герои романа в стихах

Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:

Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".

В этой статье пойдет речь о характеристике Евгения Онегина - главного героя из романа Александра Пушкина "Евгений Онегин".

Евгений Онегин - это молодой дворянин с "французским" образованием, которое скорее можно назвать поверхностным: он немного знаком с латынью, не знает даже разницы между ямбом и хореем. Но вместе с тем Онегин хорошо и глубоко познал "науку страсти нежной".

Говоря о характеристике Евгения Онегина, отметим, чем занимается молодой дворянин Онегин. Он доставляет себе удовольствие самыми разными способами, такими как: посещение театра, балов, дружеских ужинов и светских обедов. Однако здесь и открывается одна из главных проблем в образе Евгения Онегина. Очень скоро он чувствует глубочаюшую тоску и разочарование, его уже ничего не радует и не может принести ему удовлетворения. Онегин охвачен самой настоящей "русской хандрой", а в душе его пустота.

Образ Евгения Онегина в деревне

Полный высокомерия и презрительности ко всем и всему, Евгений Онегин решает отвлечься и развеяться, поэтому он отправляется в деревню, где живет его захворавший дядя. В деревне Онегин сводит знакомство с Владимиром Ленским, который по натуре романтик, искренен в своих чувствах и весьма непосредственен. Онегин и Ленский - это совершенно разные характеры. Ленский представляет Онегина Лариным, и вот здесь в полной мере раскрывается характеристика Евгения Онегина.

Влюбившись в Онегина, Татьяна Ларина открыто призналась ему в своих чувствах. И хотя у Евгения что-то дрогнуло в "душе холодной и ленивой", Онегин бессердечно отказал Татьяне, приведя довод, что он не видит себя семьянином и вообще не создан для любви - здесь читателю раскрывается образ Евгения Онегина.

Вскоре между Владимиром Ленским и Евгением Онегиным происходит ссора, а затем и дуэль, на которой Онегин убивает Ленского. Здесь характеристика Евгения Онегина еще больше усугубляется, Онегин понимает, что эта дуэль была совершенно ненужным злодейством, и от этого впадает в еще большую тоску, которая побуждает его отправиться скитаться по России.

Характеристика Евгения Онегина в финале романа

По прибытии в Петербург после скитаний и путешествий, Евгений Онегин встречается с Татьяной Лариной и видит, что она вышла замуж. И здесь в образе Евгения Онегина происходит нечто удивительное - он чувствует, что его душа способна "как дитя" искренне любить. Онегин даже отправляет Татьяне письмо, но ответа на него не получает. В итоге Онегин понимает, что отвергнут.

Евгений Онегин в отчаянии. Он читает все подряд, пытается сочинять, однако здесь чувствуется глубокая разница - в деревне он все это делал от тоски, а теперь им движет страсть, пустота сердца заполняется и душа его оживает, он способен чувствовать терзания сердца.

Какую характеристику можно дать Евгению Онегину в финале романа? Можно лишь сказать, что он переродился благодаря любви, но что с ним стало дальше, Александр Пушкин не раскрывает.

Роман в стихах Евгений Онегин, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным, является центральным в его творчестве. В произведении множество ярких, по-своему уникальных героев, в том числе и сам Александр Сергеевич, который ввел себя в роман в качестве персонажа.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – один из главных героев романа, относится к типу «лишнего человека» в литературе. «Лишний человек» - это литературный герой, имеющий исключительные таланты, но не способный реализовать их в обществе, не находящий для них нужного применения.

Онегин – молодой богатый дворянин, живущий в Петербурге. Евгений родился «на брегах Невы», он был обычным ребенком в совершенно обычной дворянской семье. Отец не занимался его воспитанием, а француз «учил его всему шутя».

Юность героя проходит в столице. Онегин модно одет, подстрижен, изъясняется по-французски и танцует мазурку. Евгений не имеет образования, но отличается начитанностью, остроумием и широким кругозором. Герой интересуется культурными, историческими и политическими вопросами. Окружающие решают, что Онегин «умен и очень мил». Однако свет не интересовался внутренними качествами героя, люди смотрели лишь на его оболочку, они не знали, каким на самом деле он был человеком.

Автор не идеализирует Евгения Онегина, наделяя его такими чертами характера, как лицемерие, эгоистичность, равнодушие, холодность. Хандра, неудовлетворенность жизнью, скука, однообразие разочаровывает героя.

Онегин душевно пуст, подвержен хандре, его жизнь однообразна и скучна, потому что напрямую зависит от мнения фальшивого высшего света. Онегину скучно, «упорный труд ему тошен».

Переломным моментом в жизни героя становится убийство Ленского. Онегин вдруг начинает понимать ничтожность своего прежнего существования. Он отправляется в путешествие в надежде измениться и успокоить свою совесть. Возвращается в Петербург он уже совершенно другим человеком. На этом развитие характера главного героя обрывается, Александр Сергеевич оставляет финал открытым.

Татьяна Ларина

Еще одна главная героиня романа в стихах – Татьяна Ларина. Это девушка из небогатой семьи, живущая в провинции. Пушкин делает героиню своей любимицей, наделяя скромностью, невзрачностью, простотой, наивностью, но вместе с тем глубоким внутренним миром.

Татьяна предстает перед читателем поэтичной молодой девушкой, познающей мир вокруг себя через страницы своих любимых романов. Она замкнута и погружена в собственные чувства.

В детстве Татьяна не любила играть в куклы и гулять с подружками, ей было по душе слушать рассказы своей няни, вышивать или сидеть в одиночестве за книгой.

Увидев Евгения Онегина и сравнив его с байроническим героем своего любимого романа, Татьяна поддалась порыву чувств, что совершенно ей не свойственно, и призналась любимому в любви. Татьяна Ларина, будучи наивной, нежной и кроткой, не ожидала услышать отказ. И это разбило ей сердце.

В конце романа читатель видит уже совсем другую Татьяну Ларину. Эта Татьяна повзрослела, превратилась в красивую, мудрую, рассудительную, благородную женщину. Она держится гордо, ровно и холодно, так как полагается в высшем обществе. Татьяна продолжает любить Онегина, но старательно скрывает чувства, глубоко уважая своего мужа. Чувство долга и собственного достоинства она ставит превыше всего, сохраняя честь и верность моральным принципам.

Владимир Ленский

Владимир Ленский представлен в романе как антипод Евгения Онегина. Он совсем еще молодой, наивный, по-своему глупый, сентиментальный поэт-романтик. Ленский, выучившись в Германии, возвращается домой, полный надежд и стремлений.

Несмотря на противоречивые характеры и разные взгляды на мир, Ленский легко сходится с Онегиным и становится его лучшим другом: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...».

Владимир еще не поддался влиянию развращенного света, она искренен, стыдлив и робок, краснеет от улыбки любимой девушки, позволяя себе только коснуться края ее одежды или волос.

Ленский, этот вспыльчивый, нежный, романтичный, вдохновленный жизнью поэт, погибает на дуэли от рук Онегина: «Чуть из младенческих одежд, увял!».

Ольга Ларина

Ольга Ларина – полная противоположность Татьяны Лариной, ее младшая сестра. Ольга имеет ветреный характер, беспечна, кокетлива, отличается от сестры «невинной прелестностью». Героине нравится заигрывать с Ленским, хотя она и не принимает его всерьез. Ольга не отличается глубоким внутренним миром, «в чертах у Ольги жизни нет», глупая, легко увлекается мужчинами. Она не тоскует по погибшему Ленскому и совсем скоро после его гибели выходит замуж. Автор создает образ красивой, но глупой и пустой куклы.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин достоверно показал картину типичной дворянской жизни, образ мышления, моральные принципы и ценности этого общества.

Персонажи романа

Роман "Евгений Онегин" был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году. Это произведение актуально и до сих пор. И неудивительно, ведь в нём поднимаются очень важные и актуальные по сей день проблемы. Кроме того, роман примечателен яркими персонажами, характеры которых не только влияют на сам сюжет, но и являются средством автора, чтобы показать читателю, какими разными бывают люди. Рассмотрим основных героев более подробно.

Главный герой - Евгений Онегин . Молодой повеса, уставший от всего, прожигатель жизни, который присытился светским обществом. Именно в этом обществе он и вырос, именно в нём приобрёл свои качества. Евгений холоден, равнодушен, коварен и, отчасти, умён. Он чтит науку, идёт в ногу со временем, но в то же время читатель понимает, что это всего лишь следование моде, которая принята в высшем свете. Даже отношение к любви у Онегина основывается на идеалах светского мира. Можно ли назвать Онегина благородным? Ничуть, но он как Печорин в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" является героем современности Пушкина. Поэтому, нельзя с уверенностью говорить о том - плох моральный облик главного героя романа или всё-таки нет.

Про Евгения Онегина, в частности, можно отметить, что он способен к дружбе. Взаимоотношения с Ленским были самой настоящей дружбой, когда один человек полностью дополняет другого. Но только равнодушие Онегина, вспыльчивость Ленского и ветреность Ольги привели к тому, что Владимир умер, а Евгений лишился, возможно, единственного своего друга. Также, история с Татьяной хоть и печальна, но вина полностью лежит на Онегине, и он это понимает. Читатель может только посочувствовать главному герою и сделать вывод, что порой хладнокровие, принципы, которые не соответствуют человеческой натуре и равнодушие могут привести к трагичным последствиям.

Второй главный персонаж этого романа - несомненно Татьяна Ларина . Старшая дочь в семье Лариных, "серая мышка", чувственная, нежная и очень искренняя натура. Татьяна мила не только автору, но и читателю, ведь она совместила в себе качества простой русской девушки и качества дочери знатного дворянина. Также она показала то, как может измениться человек в новых условиях и в то же время остаться самим собой.

Выйдя замуж за генерала Татьяна стала подлинной аристократкой, но сохранила свои личные качества. Она осталась всё той же романтичной натурой, ранимой и слегка печальной. Никто не может сомневаться в том, что любовь Лариной старшей к Онегину была самой настоящей и искренней любовью, на которую только способны люди. Однако отказ Евгения не только до боли разочаровал Татьяну, но и преподал ей жизненный урок. Так, при повторной встрече с Онегиным, она предпочла брак бурному роману с тем, кого она так горячо любила. Это свидетельствует о том, что Татьяна человек принципа и благородства.

Яркий второстепенный персонаж - Владимир Ленский . Он молод, горяч, вспыльчив, страстен и мечтателен. Онегин - его полная противоположность, и именно это привлекает юного поэта к столичному повесе. У Владимира была невеста - заурядная хохотушка Ольга. Смею предположить, что из-за её легкомыслия и принципиальности Ленского произошла смертельная дуэль. Владимир во время неё, но читатель изначально понимает, что оба друга не хотят стрелять друг в друга, но конфликт - дело принципа. Также, стоит отметить, что в знаменитых строчках о стихах и прозе, льде и пламени - Ленский выступает в роли всего страстного и живого.

В дружбе с совершенно ледяным и прозаичным Евгением Владимир - горячее слово поэзии, приносящее оживление и действие. Можно сделать вывод, что смерть Ленского была самой большой трагедией Онегина, а также, что любовь между Ольгой и Владимиром была что ни на есть кратковременным порывом. Доказательством этого является тот факт, что Ольга практически сразу после смерти ушла к офицеру.

И последний персонаж, о котором сказали так много и не сказали ничего - Ольга . Младшая сестра Татьяны, любимица в семье Лариных. Если бы Татьяна была луной, то Ольга - самым ярким солнцем. Юнна, обворожительна и просто прекрасна. Все эти качества Ольги приводят к тому, что она всегда находится в центре мужского внимания. И, как говорилось ранее, из-за её неразумных действий погиб её жених, и погиб он от рук собственного друга. Но Ольга, предположительно, не берет грех на свою душу, и, недолго погоревав, выходит замуж за перспективного офицера.

Также, основными второстепенными героями нельзя не называть супругов Лариных . Именно они породили двух прекрасных и абсолютно разных меж собой девушек. На момент развития истории отца, Дмитрия Ларина, уже нет в живых. Читатель знает о нём только то, что он был человечным и добрым дворянином в чине бригадира. Его жену, Прасковью Ларину, выдали насильно замуж, по принципу "стерпится-слюбится". И в самом деле между Лариными возникла любовь, а её плодами были две сестры. Супруги крайне близки к своим крепостным и традициям русского народа. Это разительно отличает их от светского дворянства. Но это не противоречит тому факту, что Ларины - добрые, гостеприимные люди, у которых мораль и принципы стоят превыше всего.

В заключение, хочется сказать, что именно персонажи романа "Евгений Онегин" дают краски этому произведению. Их контраст, образы, качества и характеры - всё это способствовало тому логичному ходу событий. Кроме того, через образы главных и второстепенных героев Александр Сергеевич Пушкин показал читателю, каковы последствия могут быть от того или иного характера поведения.

Евгений Онегин - главный герой одноименного романа в стихах Пушкина Александра Сергеевича, богатый дворянин двадцати шести лет, живущий в Петербурге и приехавший в деревню к дяде за наследством. Несмотря на то, что принадлежит герой к высшему сословию, образован он поверхностно:

"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить".

Онегин - типичный образ "лишнего человека". В молодости он активно ведет светский образ жизни, превосходно владеет и пользуется правилами поведения в своем обществе. Однако потом герой меняется, устает и испытывает разочарование от подобной жизни, ему становится скучно:

"Ему наскучил света шум..."

Он умный и сообразительный, но у него нет интереса к жизни, он не может использовать свои качества и таланты, чтобы принести другим пользу. Лишь к концу произведения, когда Евгений встречает изменившуюся Татьяну на балу, он меняется и сам. Он влюбляется, но поздно: Татьяна "уже другому отдана". В герое просыпается буря чувств, смятение. Ему нигде нет места в мире, он "лишний".

Татьяна Ларина - дворянка из небогатой семьи, живущая с матерью и сестрой Ольгой. Она очень простая, доверчивая, мечтательная девушка, умная, образованная, любящая природу. Задумчивая и молчаливая. Ее основное занятие - чтение книг, которые любит так сильно, что по ним судит людей. Именно такая страсть к романам и заставила ее сразу же влюбиться Онегина, в его загадочность.

Татьяна, как и Евгений, меняется по ходу развития сюжета. Если в начале она предстает перед читателями наивной и мечтательной девушкой, то потом она становится более зрелой, благородной. На балу она отказывает Онегину, хоть и любит его сама, потому что вышла замуж. Татьяна сохраняет честь и верность моральным принципам.

Ольга Ларина - младшая сестра Татьяны. Красивая, простая, общительная и кокетливая девушка, но беспечная и ветреная. В отличие от своей сестры, глубоким внутренним миром не выделяется. Смерть жениха Ленского ее долго не печалит: через год она выходит замуж.

Владимир Ленский - молодой дворянин, друг и при этом антипод Онегина. Он поэт, романтик. Учился в Германии, по возвращении полон надежд. Он верит в любовь, в счастье, он наивный, сентиментальный мечтатель.

Причиной дуэли между друзьями послужили не только противоположные характеры и взгляды на мир. Хоть Онегин и является лишним человеком в своем обществе, противостоять ему он не может, он вырос и воспитан в нем. Поэтому, даже если он не хочет дуэли со своим другом, отказаться от нее и пойти против дворянских правил он не может.

Зарецкий - секундант, приятель Ленского. Хитрый и расчетливый. Именно он подтолкнул Ленского на решение закончить спор с Онегиным дуэлью.

Образ автора - рассказчик тоже является важным героем "Евгения Онегина". Следует отличать его от самого автора, то есть Пушкина. Это персонаж, лично знакомый с Онегиным, от лица которого рассказывается весь роман в стихах.