Описание аленушки. Сочинение по картине Васнецова «Аленушка

Картина «Аленушка» является самым популярным произведением русского живописца В.М. Васнецова. Он изобразил раннюю осень или конец лета, поскольку камыш и листочки на деревьях не слишком зеленые. Хотя уже можно увидеть багровые и золотистые листья, которые упали на поверхность воды.

Краткая биография художника

Виктор Васнецов знаком каждому по выдающимся иллюстрациям к русским сказкам. Он появился на свет в Вятке, а начальное образование получил в духовной семинарии. Живописец в 1868 году поступил учиться в Академию художеств, которую закончил в 1873. После этого юный художник отправился за границу.

Начиная с 1869 года, Васнецов стал выставлять свои произведения на передвижных и академических выставках. Творчество живописца многостороннее, в него входят:

  • Религиозные и исторические сюжеты
  • Народный эпос
  • Жанровые сцены

По картинам этого мастера созданы избушка на курьих ножках и церковь в Абрамцеве, а еще создан фасад Третьяковской галереи. Полотно «Аленушка» является очень популярным, Васнецов его написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

История картины

Художник в 1880 году рисовал пейзажи в Ахтырке, правда, из его головы не выходил образ сказочной печальной и большеглазой девочки. Но он не мог сложить его воедино до тех пор, пока не увидел однажды простую девушку. Она поразила художника своим русским духом.

Эта встреча с незнакомкой помогла живописцу воплотить образ в картину. Виктор впервые продемонстрировал ее в 1881 году на Передвижной выставке, на которой она получила самые восторженные и высокие отзывы.

Описание картины

В композицию произведения входит лишь одна героиня — русоволосая и юная девушка, одетая в русское народное платье. По сказке у нее не было родителей, а самым близким человеком для нее был братец Иванушка. Вот почему сначала это полотно художник хотел назвать «Дурочка Аленушка», ведь раньше так называли сирот.

На картине можно увидеть, как темный лес окружил ее со всех сторон. Он не желает отпускать героиню из своего плена. Слезы девушки капают в воду. Вероятнее всего, художник этим хотел предостеречь об опасности, которая случится с ее братом или уже произошла. Аленушка сидит в старом сером сарафане, с растрепанными волосами и босая.

Она полна раздумий об Иванушке, вдруг баба-яга превратила его в козленка. Художнику удалось прекрасно описать пейзаж произведения, который отлично сочетается с персонажем. Зрителя ничто не может отвлечь от Аленушки.

Глядя на гениальную картину, кажется, что героиня находит утешение у этого пруда. Девушка как бы растворяется в ярких красках и становится частью картины. Ее смирение и оцарапанные ноги не только привлекают публику, но и зачаровывают к ее чистому образу.

В соответствии с народными приметами, в конце дня природа приобретает способность передавать человеческие эмоции. Задний фон срисован с пруда Ахтынки, художник изобразил зловещие темно-зеленые ели и свинцово-серое небо. Под ногами девушки расстилается очень мрачный пруд, который пугает людей своей глубиной, он прикрыт желтыми листочками.

Это произведение Васнецова навивает тоску, ведь любому становится жалко бедную героиню. Живописцу удалось нарисовать реалистичное и проникновенное событие. Для ее написания он использовал в основном зеленую краску. Полотно получилось такое яркое, что создается впечатление будто пруд, лес и Аленушка оживет и предстанет перед зрителем. В те времена критики считали картину лучшей.

Картина Васнецова «Аленушка» знакома каждому российскому малышу с детства: именно ее чаще всего используют для иллюстрации сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке. Интересно то, что изначально сам художник назвал свою картину не «Аленушкой», а «Дурочкой». Вероятно, если бы картина сохранила свое название до сегодняшнего дня, ее вряд ли бы изучали в школе на урока развития речи. Но художник, к счастью, передумал: картину он переименовал, хотя слово «Дурочка» в те время значило всего лишь «юродивая» или «сирота». Какова история Васнецова «Аленушка» появилась совсем не случайно. В 1880 году он занимался пейзажами в Ахтырке, но в его голове жил образ сказочной девочки: грустной, большеглазой, печальной. Образ никак не хотел складываться воедино, пока однажды художник не встретил простоволосую неизвестную девушку. Васнецова поразило, в какой степени русской она была, каким русским духом от нее веяло.

Встреча с незнакомкой привела к тому, что долго вынашиваемый образ, наконец, воплотился в картину. В 1881 году картина Васнецова «Аленушка» была впервые представлена на Передвижной выставке. Там она получила самые высокие, самые восторженные отзывы.

Картина «Аленушка» Васнецова. Описание

Сегодня входит в программу по русскому языку. На ее примере школьники знакомятся с понятием «живопись», «композиция», некоторыми другими терминами, учатся выражать свои мысли, подбирать правильные слова. Что же изобразил В.М.Васнецов? Аленушка, простоволосая и босая, сидит на камне у воды. Девушке, наверное, холодно, ведь уже наступила осень. Это видно по черной воде, нескольким желтым листьям на ее поверхности, по начинающим желтеть веткам деревьев на заднем плане.

Руки девочки с тонкими, крепко сжатыми пальцами, лежат на коленях. Аленушка положила на них голову и с тоской смотрит в пруд. О чем она думает? Жаждет ли увидеть своего брата? Думает о том, что ждет ее саму? Горе и безысходность в глазах девушки художник отразил с такой силой, что даже на глазах зрителей наворачиваются слезы. Одиночество Аленушки, ее растерянность и беззащитность подчеркивает пейзаж: сзади - непроглядная лесная глушь, начинающаяся сразу за полянкой. Впереди - черный, притягивающий взгляд омут. И лесная чаща, и омут кажутся особенно черными на фоне зеленеющих елей, осоки, начинающих желтеть деревьев. Но именно эти деревья отгораживают, как бы охраняют Аленушку от темных лесных сил. Даже из черного омута растет зеленая осока. Картина Васнецова «Аленушка» навевает легкое ощущение грусти, но она совсем не печальна. Ведь если зеленеют деревья, растет трава, значит, жизнь продолжается? И печальная Аленушка тоже может стать счастливой? А не об этом ли она мечтает? В свое время Игорь Грабарь назвал картину одной из самых лучших во всей русской живописной школе. Может быть, именно потому, что Васнецов сумел передать в образе Аленушки не только образ русской девушки, но и душу русского человека, способного грустить, но не способного отчаиваться. Кто-то считает картину мрачной, печальной и безнадежной. Другие, глядя на нее, испытывают легкую грусть, ведь конец сказки хорошо известен. А что чувствуете вы?

По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Тогда письменная работа будет обстоятельной и интересной.

Биография художника

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в в селе Лопьял. С 1858 по 1862 годы получал образование в духовном училище, затем окончил Вятскую духовную семинарию. Мальчик постигал азы художественного ремесла с педагогом по изобразительному искусству гимназии Н. Г. Чернышевым. Затем, переехав в Петербург, с 1867 по 1868 год Виктор берет уроки живописи у И. Н. Крамского в Рисовальной школе. В 1868 году он поступает в Академию художеств, которую заканчивает в 1873 г.

В 1869 году Васнецов начинает выставлять свои экспозиции, с 1893 года Виктор Михайлович действительный член Академии художеств.

В своем творчестве В. М. Васнецов использует разные жанры. Начинает он как художник бытовых сюжетов, создав картины «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Затем главным направлением его творчества становятся былинно-исторические темы. В этом жанре художник написал картины: «Иван-Царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка».

Если школьнику зададут написать Васнецова «Алёнушка», можно начать с краткой биографии автора, затем рассказать, когда была создана эта картина. Художник написал ее в 1881 году. На ней изображена Алёнушка, Васнецов нарисовал не только облик девушки, передал ее душевное состояние, но и при помощи природных пейзажей дал понять зрителю настроение картины.

История написания шедевра

Виктор Михайлович приступил к работе над полотном в 1880 году. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» начала создаваться в Абрамцево, на берегу у пруда в Ахтырке. Если сравнить природные абрамцевские пейзажи с художественной картиной на сказочную тему, можно найти много общих черт, это береговая линия, темные воды, деревья, кусты.

Именно в таких условиях и грустит главная героиня полотна. Художник рассказывал, как родилась идея написания картины. С детства он знал сказку «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Однажды, гуляя по Ахтырке, живописец встретил девушку с распущенными волосами. Она поразила воображение творца, так говорил сам Виктор Васнецов. «Аленушка», - подумал он. Девушка была полна тоски и одиночества.

Под впечатлением этой встречи художник нарисовал этюд. Если присмотреться к нему, видно, что именно эта девочка стала главной героиней картины. Те же большие печальные глаза, под ними, которые показывают, что юное создание не высыпалось, так как нужно было рано вставать, тяжело работать.

Сюжетная линия картины

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» можно начать и с рассказа о сюжете. Как было сказано выше, полотно было создано под впечатлением сказки, абрамцевских пейзажей и встречи с молодой крестьянкой.

После этого можно перейти к рассказу о том, кто изображен на картине - Аленушка. Васнецов нарисовал молодую девушку, которая сидит на большом камне, на берегу пруда. Она отрешенно смотрит на воду, взгляд полон грусти и печали. Быть может, она глядит на водную гладь и думает, когда же ее любимый брат, превращенный в козленочка, снова станет мальчиком. Но пруд безмолвен, не дает ответа на сокровенный вопрос.

Описание главной героини

Девчушка одета в простую русскую одежду, она босая. На ней - кофта с короткими рукавами и Из-под него виднеется нижняя сорочка. Именно так одевались на Руси крестьянки. В этой сорочке ложились спать или иногда купались в жару. Так была одета и Аленушка, Васнецов изобразил героиню известной сказки с немного растрепанными волосами. Видимо, девочка провела довольно долгое время на берегу пруда, глядя в водную бездну.

Она, не отрываясь, смотрит перед собой, покорно опустив голову на руки. Хочется, чтобы, наконец, злые чары развеялись, Алёнушка воспаряла духом и ушла домой в хорошем настроении. Но сумрачные краски картины не дают возможности надеяться на это.

Пейзаж

Ученик может продолжить создавать сочинение по картине Васнецова «Аленушка» описанием природы. Она играет в сюжете не последнюю роль и помогает понять его драматичность. Окружающий пейзаж, как и девочка, полон грусти и печали, он сумрачный.

На заднем плане мы видим еловый лес, он написан темно-зелеными красками, что придает ему таинственный вид.

От темной глади воды веет холодом, видно, что пруд настроен по отношению к ребенку недоброжелательно. Немного оптимистических ноток вносят в водный пейзаж зеленые листья камыша, которые расположены недалеко от героини. Алёнушку окружают и дружелюбные осинки, они тоже добавляют немного радужных красок. Когда набегает легкий ветерок, их листья шуршат, будто бы говоря девочке, чтобы она не печалилась, что все будет хорошо. Все это передал при помощи масляных красок и холста В. М. Васнецов.

«Аленушка», сочинение, заключительная часть

Если сочинение задали ученикам младших классов, они расскажут о своем видении картины, а в конце работы поведают, что будет дальше. Пусть заключение станет радужным, как и в сказке. Алёнушка со временем встретит любимого человека, выйдет за него замуж. Козленочек вновь превратиться в Иванушку, и все будут жить в мире, любви и согласии!

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Закатилось в чащу солнышко.

Хмурый лес вокруг стеной.

Пригорюнилась Алёнушка:

Как теперь ей жить одной?

Нету с ней ни милой матушки,

Ни родимого отца

Слёзы капают на камушки

У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие,

Кто поможет ей в беде?..

Лишь камыш один с осокою

Отражается в воде.

И родимая сторонушка

Всё печальней и грустней.

Жаль, не ведает Алёнушка,

Повстречает счастье девица

И любовь свою найдёт…

Ах, как весело надеяться,

Зная сказку наперёд!

    Художник В.М.Васнецов и его картины.

    Описание Алёнушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

    Природа сочувствует Алёнушке.

    Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

    Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

Картина «Алёнушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к своему народу.

Э.И. Голубева

Вопросы, которые помогут подготовиться к сочинению

Описание Алёнушки

    Кого вы видите в центре картины?

    Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины?

    Где находится Алёнушка?

    Опишите позу девушки.

    Почему она приняла такую позу?

    Какое у Алёнушки настроение?

    Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?

    Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?

    С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба?

    Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

    С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?

Описание природы (сопереживает главной героине)

    Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

    Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

    Какое время года изображено на картине?

    Какие детали об этом свидетельствуют?

    Как вы думаете, почему художник выбрал осень?

    При помощи каких средств художник показал, что природа грустит с бедной девочкой?

    Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? Почему вы так думаете?

    Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

Эпитеты для описания

Алёнушка: милая, одинокая, подавленная, безрадостная, грустная, задумчивая, унылая, пригорюнившаяся, босиком, склонённая голова, печальный взгляд, застывшая поза, тяжёлая судьба, старый рваный сарафан, поношенные вещи, поблёклая выцветшая кофта.

Осинки: задумчивые, тоненькие, трепетные, тревожные.

Вода: неподвижная, тёмная, застывшая, холодная.

Небо: неприветливое, тоскливое, сумрачное, серое, пасмурное, неласковое, хмурое.

Лес: угрюмый, дремучий, глухой, хмурый, таинственный.

Омут: глубокий, холодный, тёмный, печальный.

Краски: жёлтые, тёмно-зелёные, коричневые, холодные тёмные тона, неяркие, тусклые.

Используем слова

Вблизи, вдали, справа, слева, рядом, вверху, здесь, на переднем плане, на заднем плане.

Пишем без речевых повторов

Алёнушка, сестрица, героиня, она, девушка, сирота.

Художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, автор.

Создавать, писать, изображать, творить.

Картина, полотно, репродукция, холст, произведение, творение.

Краткие сведения о писателе.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848-1926). Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В. М, Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губер­нии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художни­кам Виктору и Аполлинарию.

Природу вятского края нельзя было не полюбить, не при­вязаться к ней всем сердцем. С детских лет слышал Вас­нецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие таланта.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами: «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье». В этих картинах тесно переплелись историческое начало и поэтический вымысел. Васнецов открыл для русского искусства богатый и яркий мир образов народной поэзии.

Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

В.М. Васнецов

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (образец)*

Сюжет «Алёнушки» навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. На этой картине Васнецов показал нам образ простой русской де­вушки, выразил своё отношение к ней.

На переднем плане художник изобразил Алёнушку, ко­торая сидит на сером камне около глубокого омута. Она очень грустная. Видимо, девушка печалится о своей тяжё­лой жизни, тоскует. Алёнушка бедно одета: на ней старень­кий сарафан, выцветшая кофта, она босиком.

Лицо у неё, хотя и грустное, но красивое и доброе. Ти­хая осенняя природа дополняет трогательный образ крес­тьянской девушки-сироты. Печально застыли вокруг моло­дые берёзки, осины, ели. Деревца – хрупкие и тоненькие, как сама героиня. Они словно оберегают её от злого мира. Природа созвучна настроению Алёнушки: кажется, что она скорбит вместе с героиней.

В глубоком омуте отражается тёмный лес. Пожелтевшие листья лежат на поверхности воды неподвижно. В лесу нет ни единого лучика солнца, и на душе у Алёнушки нет ниче­го радостного и светлого.

Колорит картины подчёркивает её печальное содержа­ние. Не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. В эту скромную цветовую гамму Васнецов ввёл иные тона, контрастные. Это розовые цветы на сара­фане, нежная голубизна кофты, сочная зелень осоки. Яр­кие тона усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше помогают понять настроение героини.

Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Он верит в будущее счастье девушки. Своей кар­тиной Васнецов вызывает у нас сочувствие к судьбам бед­ных детей-сирот. Она нас трогает и волнует, заставляет пе­реживать вместе с героиней.

«Алёнушка» - одна из первых картин в русском искусст­ве, где поэзия народных сказок неразрывно слита с поэтич­ностью и задушевностью родной русской природы.

* Сочинение не списывать (и не пересказывать своими словами – это не изложение).