Виды струн. Виды и типы струн

Я обещал, что расскажу вам о том, как правильно выбрать струны для электрогитары и сегодня мы постараемся с этим разобраться. Ведь для начинающего гитариста это будет довольно сложно сделать, ввиду отсутствия необходимых знаний, навыков и привычек.

В этом вопросе также есть некоторые особенности связанные с тем, какие для начала взять струны: тонкие или толстые, стальные или никелевые, какому производителю отдать предпочтение. Для профессиональных гитаристов эти вопросы могут показаться простыми. Но вот что делать новичкам и тем, кто только начинает осваивать электрогитару? Давайте рассмотрим это более подробно.

Предисловие

Для тех, кто еще не знает, как правильно выбрать электрогитару, советую прочитать подробную статью. Скажу сразу, что выбор струн процесс сугубо индивидуальный. Через какое-то время никакие советы вам уже не будут нужны, потому что вы сами будете уметь подбирать струны, их покрытие и калибр (диаметр), на котором будет удобнее всего играть вашим пальцам. Скорее всего, что только методом проб и ошибок вы сможете найти струны, которые лучше всего будут вам подходить. Поэтому советы в данной статье будут полезны лишь в самом начале вашего творческого пути.

А вот если вы недавно купили себе новую недорогую гитару, то соответственно на ней уже стоят какие-то струны. Я бы посоветовал их поменять в первую очередь. Конечно, они могут и прожить на вашей гитаре какое-то время, можете даже учиться на них играть. Но знайте, их качество оставляет желать лучшего. Вам никто не даст гарантию, что эти струны не порвутся или не заржавеют в ближайшее время. А теперь разберемся с критериями выбора струн для электрогитары.

Производители струн

Первое, на что вы должны обратить свое внимание, когда начнете выбирать струны для своей электрогитары, так это на бренд (производитель). Я бы посоветовал отдать предпочтение таким проверенным маркам как:

– самые дорогие, долгоиграющие и мои любимые струны, обладающие покрытием с полимерным составом, благодаря которому они не так быстро теряют свое первоначальное звучание, а еще они мягкие и довольно приятные на ощупь.

D’Addario – самые популярные буржуевские струны, которые любят наши гитаристы.

– довольно живучие и очень качественные струны. Пользуются спросом в основном у металлистов. Средняя цена.

– достаточно доступные по цене и хорошие по качеству, тоже советую попробовать, не пожалеете, потому что такие струны прослужат намного дольше, нежели какая-нибудь подделка производства сталелитейного комбината №3 Пети Иванова.

— никелевые/стальные струны американского производства по приемлемой цене. Отзывы гитаристов только положительные.

И вот что еще, не особо доверяйте продавцам в магазине, которые с удовольствием вам впихнут какую-нибудь залежавшуюся фигню, тем более, если заметят, что вы в этом не особо разбираетесь. Так что лучше для начала посидите дома «погуглите» или посоветуйтесь со знакомыми гитаристами. Постарайтесь заранее определиться с маркой будущих струн, почитайте отзывы музыкантов, посмотрите заодно среднюю цену в интернет-магазинах. И самое главное – к вопросу выбора струн нужно подходить сугубо индивидуально, т.е. заранее определитесь, какое вы хотите звучание и насколько удобные будут эти струны для вас.

Покрытие струн

Это второй и немаловажный критерий при выборе струн для электрогитары. На лицевой части упаковки вы можете найти информацию о материале покрытия, из которого они изготовлены. В не зависимости от оплетки, сердечник струны всегда изготовлен из стали, а вот ее обмотка может быть нескольких видов:

Никелевое покрытие – имеет мягкое звучание (идеально подходит для исполнения соло). Струны с таким покрытием сегодня считаются самыми популярными, даже не смотря на некоторые свои недостатки (обмотка довольно быстро тускнеет, протирается при контакте с ладами и за пару недель теряет первоначальное звучание).

Стальное покрытие – обладает наиболее ярким и резким звучанием, а такие струны изготавливаются полностью из стали (обмотка + сердечник). Эти струны лучше всего подойдут металлистам и тем, кто хочет достичь более жесткого и пронзительного саунда. Не так сильно популярны, как никелевые.

Иногда для защиты струн от коррозии производители наносят на обмотку специальный полимерный состав, что в итоге существенно продлевает им жизнь, но и цена, как правило, им тоже будет соответствующая.

Калибр струн

Калибр – это толщина струны, которая обычно выражена в долях дюйма. Как правило, в наборах обычно указывают толщину 1-й и 6-й струны, например: 9 – 42 или 10 – 46. В жаргоне музыкантов это звучит как «девятка» или «десятка». В зависимости от того, какой манере игры и стилю музыки вы отдадите предпочтение, необходимо при выборе струн стремится к некоему компромиссу между сочностью и громкостью звучания, а также скоростью и удобством игры. На практике получается так, что толстые струны имеют более насыщенное и мощное звучание, а вот на тонких легче всего играть, но приходится жертвовать саундом. Тут уже выбор за вами. Вообще, на мой взгляд, самый оптимальный по толщине и звучанию комплект – «десятка».

0,008 – эти струны самые мягкие и тонкие, лучше всего подойдут для начинающих гитаристов. Звук у них не такой мощный и плотный, как на более толстых комплектах и поэтому они не очень популярны у опытных гитаристов. Долго задерживаться на «восьмерке» я бы не советовал, потому что в дальнейшем будет довольно сложно переходить на толстые струны, поэтому нужно стараться постепенно развивать свои навыки и переходить на комплект 0,010 или 0,011.

0,009 – «девятка», тоже относится к категории мягких и тонких струн. На них играть уже немного сложнее, но и звук будет более плотный по сравнению с «восьмеркой».

0,010 – струны средней толщины. Самые популярные и распространенные среди музыкантов. Сочетают лучшие качества тонких и толстых струн: среднюю жесткость и довольно плотный звук.

0,011; 0,012; 0,013 – струны этого калибра считаются толстыми и довольно сложными для игры. Зато обладают объемным и мощным звучанием. Такие комплекты еще используют для пониженного стоя в тяжелых стилях рок-музыки.

Существуют также и гибридные комплекты, где первая тройка тенорных струн стандартной толщины, а 4-я, 5-я и 6-я басовые могут быть толще стандарта. К примеру, Zakk Wylde играет на своем именном наборе калибра 10-60. Гибриды создаются для того, чтобы на басовых струнах рифф звучал наиболее мощно, а играя соло не возникало трудностей с бендами.

Еще один интересный момент. В различных комплектах третья струна может быть с обмоткой или же без таковой. Третью струну без обмотки чаще всего ставят музыканты исполняющие рок-музыку, потому что на такой струне легче выполнять соло и бэнды (подтяжки), а вот для других музыкальных стилей, например джаз, лучше всего подойдет именно обвитая 3 струна. Хотя не стоит принимать это как за правило, экспериментируйте!

Виды обмоток

Витые струны подразделяются на несколько видов, в зависимости от обмотки и материала:

Круглая обмотка Плоская обмотка
Полукруглая обмотка Гексагональная обмотка

Круглая обмотка

Струны с такой обмоткой считаются самыми простыми в изготовлении и наиболее дешевыми. Имеют внутри круглый сердечник, вокруг которого намотана круглая проволока. К недостаткам можно отнести следующее:

  • Наличие рельефного профиля, который вызывает «свист» во время скольжения пальцев вдоль струны.
  • Шершавая поверхность, которая намного быстрее изнашивает ладовые порожки и накладку грифа.
  • Незакрепленная к сердечнику обмотка, которая может вокруг него вращаться после повреждения.

Плоская обмотка

Струны, обладающие плоской обмоткой, тоже имеют внутри круглый сердечник, а вот намотанная проволока имеет более гладкий профиль квадрата с закругленными углами. Такой профиль уменьшает «свист», делает струны более удобными во время игры и менее изнашивает лады и накладку грифа. Звук этих струн менее яркий, нежели у струн с круглой обмоткой. По цене они дороже.

Полукруглая обмотка

Не что иное, как гибрид двух предыдущих обмоток. Эти струны обладают звуковыми характеристиками круглой вместе с ощущениями плоской обмотки. Вначале их изготавливают такими же, как и с круглой обмоткой, но потом полируют и прессуют внешнюю сторону проволоки практически до плоского состояния.

Гексагональная обмотка

Профиль сердечника представляет собой шестиугольник с туго намотанной круглой проволокой, которая повторяет форму сердечника. Благодаря такому исполнению, решается проблема кручения обмотки вокруг сердечника и значительно улучшается звук за счет его тесной связи с обмоткой. К недостатку можно отнести то, что острые ребра изнашивают порожки и накладку грифа намного быстрее, чем круглая обмотка, а также такие струны менее удобны для игры.

  • Не выбрасывайте старые струны, т.к. они вам еще пригодятся, если порвется какая-нибудь струна, а до магазина далеко.
  • Перед покупкой объясните продавцу, что именно для электрогитары вам нужны струны, а не для какой-нибудь другой, чтобы вам не продали не то, что надо.
  • Чтобы хоть как-то продлить струнам жизнь старайтесь перед игрой мыть руки, чтобы на них не было грязи и жира, а после того как поиграете, протрите струны специальной жидкостью или сухой тряпкой сверху и снизу.
  • Старайтесь менять струны хотя бы каждые полгода, потому что даже самые лучшие столько не живут. За это время меняются их характеристики: по толщине возникает неоднородность, звук теряет сочность или могут появиться микротрещины.
  • Если вдруг порвется одна струна, то вы можете приобрести ее отдельно, при этом, не покупая целый набор. В этом случае старайтесь выбрать аналогичную струну.

Для того чтобы определить нуждается ли ваша гитара в замене струн, следует обратить внимание на следующее :

  • глухое звучание гитары;
  • гитара плохо держит строй;
  • струны покрыты коррозией или выглядят загрязненными;
  • нарушена интонация (одна и та же нота должна четко звучать в разных местах грифа);
  • на обмотке видны признаки износа;
  • прошло много времени с момента последней замены;
  • струны слишком мягкие/жесткие.

В завершении хочу пожелать вам удачи друзья! Теперь вы знаете, как выбрать струны для электрогитары и можете смело отправляться за покупкой. Я старался собрать в этой статье максимально больше информации, так что делитесь ею с друзьями в социальных сетях ниже на странице. Буду рад вашим комментариям и дополнениям. Всего доброго!

Задаваясь вопросом «какие лучше струны для гитары » многие начинающие музыканты упускают некоторые важные вещи, о которых мы сегодня и поговорим. Вообще, выбор гитарных струн это довольно важный процесс, ведь звучание вашей электрогитары (или акустической гитары), складывается из нескольких, грубо говоря, частей – древесины; конфигурации инструмента или, другими словами, формы; электроники и конечно струн. Струны это около 25 процентов вашего звучание и если неправильно подобрать этот очень важный элемент, то и другие составляющие не смогут себя проявить должным образом, поэтому так важно правильно подходить к этому вопросы

Выбираем струны по бренду

Одним из идеальных вариантов выбора будет покупка комплекта струн в зависимости от бренда. К примеру, если у вас гитара , то отлично будут звучать именно струны этого производителя, у многих компаний, выпускающих гитары это хороший дополнительный заработок, который они совсем не хотят лишаться, следовательно, данный продукт будет обладать как минимум таким же качеством как и сам инструмент (пример – струны Гибсон). Кроме таких больших брендов как , существуют компании, которые специализируются исключительно на выпуске струн сюда можно отнести Elixir (читайте статью об этом производителе ), Dunlop , ДаДарио и другие.

Огромное количество положительных отзывов именно у струн Эликсир , однако, последние несколько лет лично я пользуюсь брендом ДаДарио и не разу еще не пожалел об этом. Все эти компании, как правило, имеют свое запатентованное покрытие (Эликсир – Нановеб ), которое долго служит верой и правдой. Цены этих брендов варьируются где-то в пределе 20 процентов. Если вы еще студент и денег у вас особенно нет, то можете зайти на сайт алиэкспресс и заказать там несколько комплектов ДаДарио , в последний раз один стоил два доллара, что значительно дешевле, чем в магазине, но придется немного подождать (до месяца). Причем говорят, что все продукция этого бренда подделка, но довольно качественная, решать в общем вам.

Резонирующее вещество

Хотелось бы написать металл, однако, на акустических гитарах часто используются нейлоновые струны , которые дают довольно мягкое звучание (идеально для классики). Поэтому если у вас акустическая гитара вы готовитесь поступить в Гнессинское музыкально училище, то вполне будете хорошим выбором именно нейлон . Если же вы играете другую музыку, начиная с блюза и заканчивая грайндкорстрипметаллом (не важно на какой гитаре), то вам придется выбирать между стальными струнами и никелевыми (все это условно, кроме стали и никеля может быть до 20 других металлов). Сталь дает характерное звучание, впрочем, как и никель, в защиту стали можно сказать, что такие струны держаться немного дольше. Для сравнения возьмите Dunlop никелевые и металлические, какие больше понравятся те и покупайте, вместо этого бренда подставьте любой другой. Стоит добавить, что струны для электроигитары и баса, изготавливаются с добавление феромагнитного сплава , который создает магнитное колебание, снимающееся звукоснимателем, поэтому акустические струны не станут на вашего монстра с двумя хамбакерами

Толщина

Всем известно, что измерения расстояния измеряются в мм, со струнами… все совсем не так, они измеряются в дюймах. На комплектах обычно пишут 9-42 или 10 -46 или 8 -40, это значит что первая струна из комплекта 9-42 это 0,009 дюйма, а последняя (у нас шесть струн) шестая 0,042 дюйма.

В целом, толщина это тоже очень важный параметр струны наплевав на который вам будет довольно проблематично общаться с вашей гитарой. Пример – вы играете джаз и покупаете GHS именные струны Зака Вайлда где последняя струна 56 в общем натягиваете их и если дерево на гитаре херня, то получаете либо погнутый гриф либо если все совсем плохо, то и треснутый. В зависимости от музыки, от конфигурации гитары можно выбирать толщины струн, в основном, большинство использует 9-42, 10-46 эти два комплекта подходят для 90 процентов всех стилей музыки. Восьмерка Фендер у меня продержалась ровно три дня, потом лопнула 6 струна, потом 4, а потом я купил другой комплект

Варианты для извращенцев

Некоторые струны имеют фосфорное покрытие, которое дает возможность светиться в темноте, иногда это даже зрелищно. Добавим, что существуют комплекты с разными цветовыми гаммами, к примеру, каждая струна своего цвета, но уже без фосфора

Когда нужно менять струны

Если вы увидели на покрытии следы от коррозии это первый признак к тому, что пора произвести замену. Можно услышать по звуку тот факт, что струны больше не звонят…совсем, да и звучание начало меняться, это значит также, что процесс замены совсем близко.

Как менять струны

Бонусом можно рассказать один способ, который быстро и без осложнений позволит вам поменять новый комплект. Существует правило согласно которому на оси колка не должно быть больше пяти витков, в целом для басовых струн это вполне соблюдаемое правило (больше чревато плохим строем и отсутствием эстетики), для первых же трех вполне можно и 7 и даже 10 витков сделать. Натягивая струну в зависимости от головки грифа можно прижать струну к перу, тем самым не изобретая велосипед дать натяжение, которое не позволит образовывать ненужным виткам на оси колка, это двоольно удобно если у вас перо Фендера Стратокастера, для Лес Пола просто берете струны и приподнимаете над грифом и тянете ее.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

Решите систему уравнений:

Нейлоновые струны >классическая гитара

Классическая гитара=нейлоновые струны

Для гуманитариев поясняем: использование нейлоновых струн далеко не ограничивается классической гитарой. Они дают мягкое, теплое звучание акустике и благодаря большей чувствительности, чем у металлических струн, позволяют добиться лучшей интонации, что ценно в разных стилях музыки - джаз, фолк, кантри.

Напротив же, на классическую гитару мы настоятельно рекомендует ставить исключительно нейлоновые струны . Это связано с особенностями строения классики: приклеенный к деке гриф испытывает сильное напряжения при натяжении металлических струн, что может привести к порче инструмента.

Ниже мы поговорим об основных характеристиках нейлоновых струн, что надеемся, поможет Вам с их выбором.

Многие новички выбирают нейлоновые струны так как на начальном этапе они меньше режут на огрубевшие пальцы. Из-за мягкости материала и более слабого натяжения это действительно так. Но нейлоновые струны нужно выбирать из-за их звучания, а не из-за легкости игры, ведь чем быстрее гитарист обретет твердость кончиков пальцев тем легче ему будет.

Поскольку нейлоновые струны легче растягиваются, они требуют более частой настройки чем металлические, особенно если установлены недавно. Также они более чувствительны к перепадам температуры и влажности.

Натяжение

Основной характеристикой при выборе нейлоновых струн, которая определяет их звучание, является натяжение (Tension). Бывает струны низкого натяжения - Low Tension (еще можно встретить маркировки Moderate или Light Tension), среднего натяжение - Normal Tension (Medium Tension) и высокого натяжение - High Tension (Hard/Strong Tension).

Из-за большей податливости на струнах с низким натяжением легче играть, особенно на гитарах с большим расстоянием между струнами и грифом. Но их звучание не звонкое, им не хватает глубины и яркости, тяжело менять интонацию при игре. Данные струны хорошо подходят для игры в технике Легато.

Струны с высоким натяжением напротив менее податливы, по звучанию они максимально приближены к металлическим - звонкие и яркие. Но их минус в большей нагрузке на гриф, что не всегда оправдано, особенно на старых инструментах.

Золотой серединой являются струны со средним натяжением они сочетают все плюсы двух предыдущих категорий.

Некоторые производители выпускают струны с очень низким натяжением (extra-light tension) и очень сильным (extra-hard tension), также существуют усредненные наборы, например полутвердые - medium-hard tension и наборы с разным натяжением 3 первых и 3 басовых струн. В любом случае разделение струн по натяжению условно и может не совпадать у разных производителей. Поэтому сначала определитесь с производителем и материалом и после поэкспериментируйте с разными натяжениями.

Неплохой метод уменьшить нагрузку на гриф при струнах с сильным натяжением это хранить гитару с немного спущенными струнами и настраивать их непосредственно перед игрой.

Материал струн

Называть нейлоновые струны “нейлоновыми” корректно только отчасти, так как они отличаются как по материалу основы, то бишь это может быть и не нейлон, так и по материалу обмотки басовых струн. Кстати, до 1940-х годов струны на классическую гитару изготавливали из кишок коров и овец. Струны без обмотки были просто из кишки, басовые струны представляли собой шелковую нитку с обмоткой из кишки.

Современный набор струн это первые струны из чистого нейлона, фторкарбона или другого синтетического материала и басовые струны, имеющие основание из переплетенных нейлоновых нитей с металлической или нейлоновой обмоткой.

Струны без обмотки могут представлять собой непосредственно прозрачную нейлоновую леску отлитую в нужном калибре - это так называемый чистый нейлон (Clear Nylon). Такие струны наиболее распространены и дают чистое и звонкое звучание. Существуют струны которые после отливания дополнительно калибруют лазером (Rectified Nylon), это позволяет добиться четкого соблюдения диаметра по всей длине струны, поверхность струн при этом немного шероховатая, а звучание более бархатное. У многих производителей есть модели из черного нейлона, они отличаются цветом, при этом бытует мнение что краситель в их составе дает струнам более теплое звучание.

Как переходную, между струнами без обмотки и басовыми в качестве G-струны, иногда используют витую нейлоновую нить.

Бронзовая обмотка басовых струн - сплав меди и цинка 80/20 - дает яркий звонкий звук. Некоторые производители маркируют струны с бронзовой обмоткой “gold”.

Самым распространенным способом намотки басовых струн для классической гитары является круглая обмотка (Roundwound). Многие производители шлифуют поверхность струн, делая ее более гладкой, это приятнее на ощупь и снижает шум от пальцев.

Большинство струн для классики имеют прямые концы и крепятся к бриджу узелками. Шарики на концах, так называемые ball ends, - редкость, поэтому если на упаковке это не указанно, считайте что струны с прямыми концами. В интернете существует масса видео как поменять нейлоновые струны, и процесс на самом деле достаточно прост, поэтому на этом останавливаться не будем.

Нейлоновые струны выходят из строя чаще, чем металлические - это факт. Это связано с тем что стальное основание металлических струн намного прочнее нейлона, а производители не добавляют в состав сплава обмотки нейлоновых струн материалы замедляющие ее окисление. Если гитара все хуже держит строй и тяжело настраиваться, обмотка поменяла цвет, в местах крепления к бриджу басовые струны расслоились и видно их основание, звук стал плоским и глухим - это признаки того, что струны пора заменить. Грязные, потные руки, игра с сигаретой или в задымленных помещениях, частое изменение строя способствуют быстрому старению любых струн.

Не существует едино правильного ответа на вопрос о лучших струнах для классической гитары - выбор очень индивидуален! Единственное, начинать следует с более универсальных нейлоновых струн, есть производители которые называют эти линейки “Student Classic” . С опытом Вы поймете, какое звучание ищете и какие характеристики струн могут Вам его дать.

Для такого рода гитар на рынке представлен огромный ассортимент различных струн. Как правило, для классической гитары струны изготавливаются либо из нейлона, либо из карбона. Кроме того, существуют жильные струны кишок. Басовые струны классической гитары производятся также из нейлона, но с добавлением металлических нитей обмотки. В качестве материала обмотки наиболее часто используется бронза с серебряным напылением либо бронза с добавлением фосфора.

Нейлоновые струны

Это довольно популярный вид струн для классической гитары. Струны такого типа износостойкие, долговечные. Размеры нейлоновых струн различны, поэтому силу натяжения необходимо определять из информации на упаковке. Как правило, на пачке со струнами присутствуют следующие надписи: Hard, Normal или Light tension. Данные надписи переводятся, как сильное, нормальное и слабое натяжение соответственно. Для гитаристов обычно советуют струны слабого натяжения. Для более опытных музыкантов рекомендуются приобретать струны сильного и среднего натяжения.

Карбоновые струны

Карбоновые струны производятся, соответственно, из карбона, материала, превышающего по качеству нейлон. Данный материал был создан в Японии и довольно быстро нашел применение во многих областях, в том числе и сфере производства музыкальных инструментов. Струны из карбона очень прочные и более долговечные по сравнению с нейлоновыми. Кроме того, карбоновыми струнами извлекается более звонкий звук. Плотность карбона выше, чем у нейлона, поэтому при небольшом диаметре можно добиться сильного натяжения струны. Основной недостаток такого типа струн очевиден - высокая цена.

Жильные струны

Такие экзотические струны создаются из кишок животных, и ценятся они преимущественно любителями древней музыки. В свободно продаже такие струны не встретить. В процессе их создания используются современные технологии, чтобы увеличить срок их эксплуатации.

Обмотка для басовых струн

Обмотки басовых струн также бывают нескольких типов. Обмотка из бронзы без всяких примесей используется довольно редко, так как такие струны быстро изнашиваются. Стоимость струн с бронзовой обмоткой, как правило, небольшая. Обмотка из посеребренной бронзы на басовых струнах довольно часто используется при производстве. Такое покрытие увеличивает срок службы струн, кроме того, повышается и качество извлекаемого звука. Стоимость такого типа струн немного дороже струн с простой бронзовой обмоткой. Также существуют струны с обмоткой из посеребренной латуни, которые отличаются высокой износостойкостью. Обмотка из бронзы с добавлением фосфора является одной из самых лучших типов обмотки. Такими струнами извлекается очень долгий, мягкий и объемный звук.