Какие народные обычаи бывают на кубани. Проект на тему: « Быт и традиции населения Кубани

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремѐсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, в детском саду необходимо играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводить занятия, призванные воспитывать патриотизм.

На занятиях дети учатся слушать, воспринимать, любить культуру Кубани и казачества, на примере героев Кубани. История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи. Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

Казак верен Отечеству.

Казак вежлив.

Казак бережлив.

Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», – так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».

Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Именно семья, как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Кубань - это «житница России», «Всероссийская здравница», а также один из крупнейших культурных центров России. Еще Кубань называют «жемчужиной России». Я горжусь своим краем и стараюсь привить эту гордость детям, потому что за ними будущее России и им продолжать поддерживать и укреплять славу и красоту Кубани.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но большинство жителей Кубани уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо-вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

МОБУООШ № 25

Ковчун Виктория, Солдатова Наталья

под руководством учителя истории

Тема: Быт и традиции населения Кубани.

Краткая аннотация проекта: проект выполняется учащимися самостоятельно при помощи учителя. Самостоятельная работа учащихся над проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединению знаний, полученных в ходе учебного процесса и приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

Основным содержанием проекта является : выяснение того, почему необходимо сохранять традиции наших предков на Кубани.

Актуальность проекта: в наше время из-за глобальной смены приоритетов в обществе, нравственные устои и традиции, заложенные веками, подверглись разрушению. И сегодня остро встаёт вопрос о необходимости сохранения кубанской культуры для будущего поколения. В последнее время значительно вырос интерес молодого поколения к истории традиционной культуры края.

Цель : формировать гражданское, патриотическое мышление учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани; воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям малой Родины.

Задачи:

1. Образовательная - изучение и расширение знаний учащихся о быте и традициях населения Кубани.

2. Развивающая - развивать у учащихся мышления, навыков анализа, умения обобщать и систематизировать.

3. Воспитательная- формировать у учащихся сознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, ответственности за сохранение культурно исторического наследия малой родины - Кубани.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Средства наглядности : слайды, рисунки.

План.

1. Казачья хата.

2. Внутреннее убранство хаты.

3. Костюм казака и казачки.

4. Традиции.

Ход мероприятия.

1. Сообщение учащегося. Презентация « Казачья хата».

Слайд №1. Едва весеннее солнце прогревало вершины курганов и степные дороги, как тут же на глазах зелёные ковры степей начинали менять свой облик. То там, то здесь у скопища высохшего бурьяна пробивались острые листья пырея и лазориков, появлялись из под земли бледные верхушки лопухов.

В такие дни молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, уже начинали свои хлопоты. Верхом на лошади в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне.

Издавна повелось в станице- каждый молодой хозяин строил собственную хату.

Одни похожие на черноморские мазанки, принадлежали черноморцам, другие высокие, построенные, с двух - и четырёхскатной крышей, с коридором во всю длину хаты с деревянным крылечком, как было на Дону,- линейцам.

Турлучные хаты и саманные жилища возводили обычно сообща: силами родственников, соседей. Друзей по службе, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.

Когда стены были уже возведены - неделю - другую давали им для «осадки». После чего приглашали плотника, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.

О камыше тоже нужно было позаботиться заранее: ведь им не только крыли хату, но и отапливали её в холодное время. В поисках камыша отправлялись далеко верхом на лошади.

На крышу хаты шёл крупный камыш - его стелили понизу, так и мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш доской, чтобы край крыши был ровным. Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки гривастых коников или хвостатых петушков.

Слайд №2

Дальше хату мазали, белили. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей и родственников. Начинались песни за столом. Огневые пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»

И что удивительно простояли!

Вывод:

Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было прохладно, а зимой тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!

С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену им пришли кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку не рушили, если стены её были крепкими, перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещеньем: кухней, кладовой.

И часто можно было видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая, уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд - новые, высокие крытые черепицей.

Вопросы :

Почему у первопоселенцев Кубани одни хаты назывались черноморскими, а другие донскими? Чем они отличались?

Как строились саманные хаты? Какие дома приходили им на смену? Какие социальные причины скрывались за этим?

Благодаря чему в казачьих хатах летом было прохладно, а зимой тепло?

2. Сообщение учащегося. Презентация « Внутреннее убранство хаты».

Слайд № 3

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты великая и малая хата. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно).

Слайд № 4.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image006_14.jpg" width="623" height="416 src=">

Центральным местом в доме был «Красный угол»- «божница».

«Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких украшенных рушниками, и стоящего из одной или нескольких украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божницах» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки. Записи молитв, поминальные книжки.

Слайд № 6.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image008_12.jpg" width="623" height="467 src=">

Одна очень распространённая деталь интерьера казачьей хаты фотографии в деревянных рамках на стене, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Да и в наши дни в станицах можно найти семейные фотографии в деревянных рамках.

Предлагается следующее задание.

Мы познакомились с внутренним убранством кубанской хаты, а как вы думаете, какие предметы быта необходимы были хозяйке для ведения хозяйства?

Глэчик - глиняный кувшин

Корец - ковш

Макитра - большая глинаная посуда для квашни

Махотка - кувшин с широким горлом

Солотовка - ступка с выпуклым дном

Цибарка - ведро, посуда для собаки

Чуванец - чугун

Дижа - квашня, посуда для теста

Горнец - печной горшок

Бохлач - сосуд для воды

Ваганы - корыто

Барило - деревянный бочонок

Ночва - посуда для теста

3. Сообщение учащегося « Костюм казака и казачки». Презентация.

Слад №й 8.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image010_10.jpg" width="240" height="205 src=">

Женская рубаха - сорочка старорусского покроя, выполняла одновременно роль нательной и верхней одежды. Традиционная женская рубаха была длинной, с длинными прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом.

Холщёвые юбки на Кубани, носили в качестве нижних (спидница). Зипун - общепринятая верхняя одежда. Верхней одеждой была «кохта» прямоспинная, немного ниже колен. Она шилась на стёганой подкладке. Волосы женщины заплетали и укладывали в пучок. Шлычка- маленькая шапочка, состоящая из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком.

Вывод : значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было велико, красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дёшево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать и плести кружева.

Казачий костюм. Слайд № 10.

Взаимопонимание" href="/text/category/vzaimoponimanie/" rel="bookmark">взаимопониманию , торговле, обмену, в том числе и культурно - бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из чёрного сукна, тёмные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха. Сапоги или наговицы.

Слайд № 11.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image013_10.jpg" width="620" height="462 src=">

4. Традиции. Сообщение.

Помни, брат, что у казаков: Дружба - обычай;

Товарищество - традиция; Гостеприимство - закон .

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. Поэтому основу в формировании морально- нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде крепи веру Православную, ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому - то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно - бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы.

Вывод : обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далёкой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Заключение.

Мы постарались увидеть повседневную казачью жизнь изнутри, как вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты, как воспитывали детей. Традиции кубанского народа основаны на традициях казачества, без которых и в настоящее время сложно представить себе Кубань.

Елизавета Харун
Обычаи, традиции и нравы кубанских казаков. Предварительная работа с детьми к физкультурно-логопедическому развлечению

Предворительная работа с детьми к физкультурно -логопедическому развлечению в старшей группе

Казак не может считать себя казаком , если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков . Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность : то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен , молчалив, недоступен. Казак - это воин с головы до ног, от рождения до смерти.

По первому зову бросает казак свои мирные занятия , в два-три дня собрался в поход, а на четвертый - уже несется на своем степном коне-скакуне и первым является на бранное поле.

В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив : на ходу, скоро ест, очень мало спит, всегда на чеку, постоянно готов броситься на врага.

Но чем казак силен и крепок ?

Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конем. Сильнее этой дружбы на всем свете дружбы нет. Но он также способен не один день пролежать вместе с конем в кустах, в камышах, не скучая, не теряя бодрости, и зорко следить за врагом.

Казак и без коня скор и подвижен, как вьюн, гибок, как молодой стебель, как прибрежный тростник. Глядит смело, открыто : глаза смеются, а на лице бойкая, но очень добрая улыбка.

У кубанских казаков перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена , держа повод в подоле платья. По старому обычаю , она передавала повод, приговаривая : «На этом коне уезжаешь, казак , на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции , обычаи , поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи , несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев , традиций много : одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков , что сохраняются в памяти народа от далекой старины.

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене) .

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи : родители принимали самое непосредственное участие в ее создании.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу , матери только на «Вы» - «Вы, мама» , «Вы, тату» .

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть , курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту, требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Казаки и гости

Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. В Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Рождение казака Казак рождался воином , и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене , где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком . Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе , многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Прикладные ремесла Кубани Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию . Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты , орнамент яркий, растительный.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна, овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы .

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц . Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера .

Кубанцы верили , что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги.

Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее, идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В древности очень ценилось железо и изделия из него.

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла : кованные надкрылечные зонты - «козырьки» , решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани . Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани , но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия : ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.

Труд и отдых казаков

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари , жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать , но и хорошо отдыхать.

В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом . С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни. Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения . Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Главным развлечением казаков была стрельба из лука или ружья. На праздники устраивались скачки и кулачные бои, казаки показывали джигитовку. Соревновались казаки и в преодолении водной преграды. Группа казаков в полной амуниции мчалась на лошадях к реке. Бросившись в воду, на конях переплывали её. Победителем становился тот, кто первым выходил на берег.

Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину ?

Совсем не так, как мы с вами сейчас. Разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент народной культуры. Она соединила в себе два языка : русский и украинский. Многие кубанцы без труда переходили в разговоре с одного языка на другой. На вопрос, на каком языке говорят казаки , на русском или на украинском, многие отвечали : «На нашем, на казачьем , на кубанском » . По-украински «говорить» «балакать» . Вот и стали кубанский говор из-за большого количества украинских слов называть «кубанской балачкой » .

Интересно знать…

Лиман- гавань, бухта - мелководный залив при впадении реки в море. Лиман образуется при затоплении морем равнинных рек и может быть открытым (губа) или отделённым от моря узкой полосой суши.

Церковь - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (своеобразное место духовного общения) .

Посиделки - сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время.

Прясть - скручивая (волокна льна, шерсти и т. п., делать нити.

Станичники – житель станицы.

Крестное знаменье - молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы.

Непочитание роителей - отрицательное духовно-нравственное качество детей , проявляющееся как непочтение, неуважение, невнимание, эгоизм, непослушание.

Этикет - нормы и правила поведения людей в обществе.

Сечь - название административных центров запорожского казачества .

Лозоплетение - ремесло изготовления плетёных изделий из лозы.

Лоза - побег вьющегося растения или кустарника, преимущественно винограда или ивы.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника , позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Утварь - предметы домашнего обихода , включающая кухонную и столовую посуду, приспособления для хранения и переноса вещей и т. п.

Традиции кубанского казачества

Кубань - это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху - фуражкой, а бурку - шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять - семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно - осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18–20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами - одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.