Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте. Из опыта работы: Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать .

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой

Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!

Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.

Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.

Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.

Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.

На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.

В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.

Литература:

  • Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
  • Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
  • Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
  • Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  • Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  • Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
  • Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!

Пояснительная записка

1. Наглядный (зрительная и слуховая наглядность).
2. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово).
3. Метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

В работе представлены разработки интегрированных занятий «Хор с элементами теории музыки» Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Почему Комплексная методика «Музыкальное развитие старших дошкольников в процессе обучения пению и музыкальной грамоте»

Из огромного разнообразия учебного материала свой выбор основы развивающего обучения, я остановила на Комплексной методике, состоящей из Творческой работы с использованием оздоравливающей «Дыхательной гимнастики Е.Стрельниковой», «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова в органичной связи с изучением нотной грамоты. Эту Комплексную методику я применяю на дополнительных музыкальных занятиях с детьми группы Детского сада (вокальный кружок, возраст 6 лет).

Какие задачи я ставлю в работе?

– Осуществление комплексного подхода к процессу музыкального обучения на основе синтеза музыкальной грамоты и пения.

– Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.

– Накопление в активной деятельности – пении, выразительной декламации, пластике, играх разнообразных музыкально – слуховые представлений.

– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, в певческой деятельности и играх – углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

– Первым источником является сама музыка, поэтому часть времени обязательно должна отводиться слушанию музыки.

– Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

– Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, поэтому вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике, проявиться инициатива и активность.

Для реализации этих задач, предлагаю применять три взаимосвязанных метода работы:

– наглядный (зрительная и слуховая наглядность);

– словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово);

– метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

Остановлюсь на каждом методе отдельно.

Наглядный метод

Наглядный метод позволяет в конкретных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмичных движений.

2. Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой наглядностью. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в играх, упражнениях, показ картинок, предметов.

Словесный метод

Словесный метод обращен к сознанию ребенка. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение. Используется, когда предлагается новое произведение для слушания, разучивания, упражнения, игры. Оно может быть также обязательным рассказом перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением словесно музыкальных игр.

2. Пояснения. Они даются при показе упражнений, различных певческих приемов в ходе занятия. Например: чтобы потянуть длинную ноту в конце песни, говорю: «Давайте послушаем себя, споем протяжно, долго последний звук».

3. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П.И.Чайковского, читается стихотворение Е.Огневой «Баба-Яга»

«…В том глухом лесу жила
Баба страшная Яга,
Баба страшная Яга вместо носа кочерга…
Ходит-бродит здесь и там
По болотам, по лесам».

Это стихотворение мы еще разучиваем для выразительной декламации как речевое упражнение во время вокально-хоровой работы.

Иногда, перед слушанием новой песни, можно прочитать детям ее текст, для лучшего эмоционального настроя.

4. Беседа. В процессе беседы дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, дают оценку образам.

5. Вопросы. Это скорее составляющая беседы. Я задаю вопросы в связи с содержанием произведения, уточняя форму, характер, средства выразительности музыки. Или задаю вопросы перед каким-либо заданием. Например: Знаете ли вы …? Видели…? и т.д.

Метод практической деятельности

Это деятельность детей в виде систематических упражнений. В пении, и в музыкально-ритмических упражнениях, необходимо руководить детьми, чтобы они выполняли задания правильно и выразительно. Использование перечисленных методов обуславливает применение следующих видов музыкальной деятельности: слушание, пение, деятельность по формированию музыкального слуха, музыкально-ритмические движения.

Слушание

Слушание музыки является внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать выразительные средства, жанры (виды музыки), композицию произведений, что естественно углубляет эстетические чувства. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность. При помощи бесед, загадок, вопросов ребята учатся замечать сходства между произведениями, соотносить содержание произведений с окружающей жизнью, овладевают специальной музыкальной терминологией; так же формируется их произвольное внимание, волевые качества.

Для слушания желательно подбирать музыку с четко определенным жанром (песня, танец, марш), программную музыку (например: Э. Григ сюита «Пер Гюнт», П. Чайковский фортепианный цикл «Детский альбом», балет «Щелкунчик», Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада», М. Мусоргский фортепианный цикл «Картинки с выставки» и т.д.).

Стимулируют воображение и внимание музыкальные загадки, которые очень хорошо представлены в пособии Н.Н. Алпаровой (см. список литературы №1), очень любимый мной «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (см. список литературы №5) и др.

Пение следует рассматривать как развивающее и воспитывающее средство. Песня воздействует на чувства в яркой, образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей жизни. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма детей. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. На уроках я использую «Дыхательную гимнастику» Стрельниковой (см. список литературы №12) систему упражнений «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова. Звукообразующие движения при выполнении фонопедических упражнений игрового характера способствуют развитию эмоциональных, регистровых, звуковысотных, ладовых, метроритмических, музыкально-слуховых представлений детей, развитию певческого голоса и слуха детей.

Музыкально-ритмические движения

Известно, что при помощи движения, ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, песнях дети углубляют свои познания о действительности. Учитывая специфику возраста (6–7 лет) я веду обучение с применением игр пластического интонирования. В зависимости от прохождения материала по нотной грамоте прибавляются движения по изображению долей, ритмического рисунка музыки. Для развития чувства ритма, закрепления теоретических понятий я использую «Азбуку музыкально-творческого саморазвития» Е.Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству» (см. список литературы №22)

Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Занятие №1

Тема: Музыкальный звук

I. Слушание. Теория.

Музыка – большое, замечательное королевство. Царствует в нем королева Мелодия. Она любит все красивое и благозвучное. В королевстве Мелодии все говорят на особом музыкальном языке и подчиняются специальным правилам.

– Представьте, что я читаю книжку:

Зеленый дуб налево ходит,
У лукоморья говорит,
Золотая ночью песнь ученый
Направо кот на дубе том…

– Понятно, о чем стихи? Подвести разговор с детьми к тому, что музыка – это речь. В ней есть смысл, порядок и красота. Музыка говорит с нами звуками, а звуки поют или играют на музыкальных инструментах. (Постучать что-нибудь) – Это звуки? (Да)

– Эти звуки поют? – (Нет) – Они шумовые. Эти звуки мы слышим, а можем спеть? (Нет).

Записать: звуки

музыкальные
шумовые

Как не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых звуков. Звуки бывают высокие, средние и низкие.

Низкие звуки – толстые, важные, грубые. Они похожи на медведя (показать изображение и сыграть низкие звуки)

Мы поем и говорим средними звуками. Сыграть несколько звуков или мелодию. Какой зверь пляшет под такую музыку, кого музыка изображает? (Обычно говорят зайчик).

Высокие звуки – тоненькие, звонкие. Они поют как птички.

– А теперь я вам буду играть музыку, а вы угадывайте, о ком эта музыка, кого она изображает?

Сыграть пьесы Николаева «Медвежонок», «Птички», «Зайчик». Послушать ответы детей после каждой пьесы, выяснить, почему они дают тот или иной ответ.

III. Беседа

– Скажите, а какие истории о музыке вы знаете? (послушать ответы)

– Оказывается, музыка обладает волшебной силой…

1) о музыканте, победившем крысиное войско
2) Легенда о Пане

– Слушание мелодии в исполнении флейты

VI. Рефлексия

– Ребята, о чем мы сегодня поговорили? (О музыке)

– С помощью чего музыка с нами разговаривает? (Звуки)

– Какие бывают звуки? (Музыкальные, шумовые, высокие, средние, низкие)

– Сегодня я вам рассказала сказки о музыке. А вы подумайте дома: где можно встретиться с музыкой в жизни?

Занятие №2

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Повторение «Беседа о музыке в жизни человека»

– Вспомнить рассказы о Музыке

– Напомнить о домашнем задании, послушать ответы детей о музыке в жизни

– Привести ответы в систему: музыка на праздниках, в концертных залах, в записи, по ТV, дома

– А труд людей музыка сопровождает? (рассказ о волжских бурлаках, тащивших барды с зерном; показ картины Репина «Бурлаки на Волге»)

– Слушание русской народной песни «Эх, ухнем»

II. Вокально-хоровая работа. Пение.

– Как звучала песня?

– Каких звуков в этой песне больше: высоких или низких?

– А вы хотите научиться петь?

– Давайте будем учиться вместе со зверушками.

А) Знакомство учащихся с упражнениями «Фонопедического Метода» (далее «ФМ») происходит на примере сказки «Как собрались звери петь», во время которой я предлагаю ребятам включиться в игру – подражание, активно используя мимические и голо сообразующие действия.

Преподаватель:

«…На опушке, там, где ели,
Собрались лесные звери
Научиться хором петь…
Вот мартышка – непоседа
Стукнула осла – соседа:
«Ослик только для тебя буду корчить рожи я»

По рассказу дети выполнят артикуляционную гимнастику:

– Сначала мелко «шинкуется» язык зубами от кончика до его основания с постепенными чередующимися движениями наружу и внутрь ротовой полости, затем боковые части языка, кончик которого закладывается между верхними и нижними рядами зубов поочередно с левой, а затем с правой стороны.

– Следующим движением язык прокалывает как «шпага» поочередно левую и правую щеки, мышцы над верхней и под нижней губами.

– Следующие артикуляционные упражнения представляют собой активные движения лицевой мускулатуры:

– Поочередно шинкуется зубами нижней челюсти – верхняя губа и зубами верхней челюсти – нижняя губа.

– Губы «вытягиваются» вперед в «трубочку» и активно изменяют свое положение в «улыбку сомкнутыми губами».

Выполнив артикуляционную гимнастику, учитель продолжает повествование сказки:

«… А в траве среди цветов тихо молвила змея:
«Хоть я не умею петь, но могу вот так шипеть …»

После активного вдоха А, беззвучный выдох переводится в шипение горлом, при этом нижняя челюсть опущена до предела вниз, верхняя губа приподнята к кончику носа, верхний ряд зубов открыт.

Рассказ не завершен:

«… На опушку, там, где ели,
Собрались лесные звери
научиться хором петь…
Вдруг стремительно примчалась

Бабушка Яга…
Сказку страшную сказала …»
Рассказываем страшную сказку:

При максимальном опущенной нижней челюсти (опускать выдвижением челюсти вперед, а затем вниз) речевым голосом при переходе из нефальцетного (низкого) в фальцетный (высокий) регистр произносится последовательность гласных: у, уо, уоа, уоаэ, уоаэы, ы, ыэ,ыэа, ыэао, ыэаоу.

Перевод гласных осуществляется за счет активной работы губ, которые на последовательность гласных уоа вытягиваются вперед, а на гласные ыэ приподнимаются вверх, обнажая зубы и десны.

Завершаем сказку словами «… А затем села в ступу и улетела…»

– Дети по моему показу речевой интонацией имитируют умчавшуюся ступу с Бабой Ягой на гласную «У» при переходе от низкого регистра в высокий, используя прием глиссандо и сопровождая регистровые изменения голоса движениями правой руки вверх:

У (высокий регистр)
(низкий регистр) У

Б) Разучивание попевок «Иду по лестнице», «Эхо».

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, где же мы встречаемся с музыкой в жизни?

– Какую народную песню слушали? Кто ее поет? (подсказать, показав картинку)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №3

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

– Пою песни «Дождик» и «Солнышко» (см. список литературы №5)

– Сравнить характер песен с характером людей: смелый или нерешительный, грустный или веселый и т.д.

– Посмотреть на картинки в книге и дать названия картинкам, ответить на вопрос: «Какая из картинок соответствует песням «Дождик» и «Солнышко».

– А теперь музыкальные загадки. Я сыграю два музыкальных отрывка – один называется «Гроза», а другой «Мама», а вы скажете: какой отрывок я сыграла первым, а какой вторым, почему?

– После прослушивания и беседы о характере этих пьес соотнести музыку с цветом: розовый и серый. Играть еще раз, а ребята поднимают одну из цветовых карточек и объясняют свои действия.

II. Вокально-хоровая работа

1) закрепление упражнений комплекса «ФМ» в драматизации сказки «Как собрались звери петь»:

– артикуляционная гимнастика,

– интонацинно-фонетические упражнения,

2) Пение попевок.

3) Разучивание песни об осени по выбору преподавателя.

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, пьесы с каким названием и настроением слушали сегодня?

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №4

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание

Сыграть пьесу «Дождик»

– Что это за музыка? Как она называется?

– Какое у нее настроение? (Грустное). В музыке грустное настроение называют минор, а веселое настроение – мажор.

– Сейчас вы услышите музыку. Когда я закончу ее играть, скажите весело или грустно она звучала, и что вам хотелось под нее делать? М.Глинка «Полька»

– После прослушивания выяснить лад музыки, т.е. ее характер, ее настроение – веселая -мажор.

– Под музыку хотелось двигаться – танцевать – это танец «Полька»

– Дать понятие Танец – музыка для движений.

– А каких звуков: высоких, средних или низких было в «Польке» больше?

II. Игра в регистры.

«Птички, зайки, мышки» с помощью рук. Высокие звуки – руки наверху, средние – на столе, низкие – под столом.

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям комплекса «ФМ» добавить упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой, повторять попевки, разучивать новые песни по выбору преподавателя.

Занятие №5

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

Отгадайте загадку? Знакома ли вам музыка? Какой у нее характер?

– «Полька» Глинка – это музыка веселая, быстрая, под нее хочется танцевать.

– А сегодня новая музыка: сыграть «Болезнь куклы» П.Чайковского

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какая грустная мелодия, изображает вдохи и плач куклы. Эта пьеса называется «Болезнь куклы», написал ее композитор Петр Ильич Чайковский (портрет). Композитор – это человек, который сочиняет музыку. Дети разобрали на части куклу, а собрать не могли, бедняжка сломалась…

II. Игра «Зайцы и медведь».

Учить различать регистры, развивать слуховое внимание, выполнять легкие прыжки зайцев и тяжелую поступь медведей.

Сначала слушать отдельно музыку «Зайцев» и «Медведя» В беседе с детьми раскрыть образы героев. Затем можно рассказать сказку: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только они распрыгаются, а он идет – переваливается. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, спрятались в норки. Сидят тихо, не шевелятся. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». Затем выбрать медведя и сыграть в игру под музыку.

III. Вокально-хоровая работа:

– Впевание попевок «Эхо», «Иду по лестнице».

– Дать понятие длинных и коротких звуков. На флонереграфе выложить полоски разной длинны, в соответствии с ритмом попевок.

– Работа над песней по выбору.

IV. Рефлексия.

Какую новую музыку сегодня слушали? Кто ее автор? Какой характер у музыки?

Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №6

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Музыкальное восприятие.

– Какую пьесу мы слушали на прошлом уроке? О ком она? («Болезнь куклы»)

– А кто ее сочинил? (П.И.Чайковский)

– Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)

– Сыграть еще раз эту пьесу

Задание для слушания: прослушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы» и скажите, каким новым словом вы определите характер музыки (на доске вывесить или написать подсказку: мажор, минор)

II. Игра «Синоптики».

– Ребята, скажите, а с помощью чего музыка с нами разговаривает? (с помощью звуков)

– А какие бывают звуки? (Высокие, средние и низкие)

– Сыграть примеры высоких, средних, низких звуков разными штрихами (Стаккато, легато, нон легато)

– Одинаково я играла? (нет) А как? (открыто, плавно, не очень плавно сверху, будто шагала).

В музыке такие способы игры называют остро, как дождик – стаккато … плавно – легато, шагом, не плавно – нон легато ----------.

Сейчас мы поиграем в синоптиков. Это люди, которые погоду определяют. Раздать карточки с изображением дождя, града, снега. Сыграть три вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде», и определить какая музыка рисует дождь, град, снег, выяснить что: дождь – стаккато, град – нон легато, снег – легато. Играть музыку, дети поднимают карточки с рисунками дождя, града, снега, в зависимости от музыки. Можно варьировать по – разному правила этой игры (делить на команды или группировать детей вокруг одной картинки)

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям предыдущих уроков прибавить пение гласной о на стаккато (.), легато (----), нон легато (– – –). Для удобства вывесить или нарисовать на доске таблицу:

IV. Рефлексия.

Ребята мы сегодня узнали, что музыка может разговаривать с нами не только разными звуками по высоте – высокими, средними, низкими, но еще разными по исполнению.

Музыка звучит плавно – это? (Легато)

остро – это? (Стаккато)
грозно, тяжело играет – это? (Нон легато)

Занятие №7

Тема: Музыка – язык чувств.

I .Слушание.

А. – Прослушать марш (например, Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Что хочется делать под эту музыку? (Шагать)

– Это марш

– Где встречаемся с такой музыкой? Побеседовать о марше, привести к выводу, что это один из видов музыки.

– Марш – «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Звуки марша сами командуют движением. Движения четкие.

– Давайте устроим парад. Из рук сделаем человечка. Будем слушать музыку, шагать четко.

– По любой марш дети «шагают» руками по столу

– Скажите, а как музыка исполнялась? На легато, стаккато, нон легато? (Нон легато)

Б. – А вот эта музыка как звучит? Весело или грустно, плавно или остро?

– В.А.Моцарт «Колокольчики звонят» (Весело – мажор и остро – стаккато)

II. Игра «Музыкальный ежик» (речевая, ритмическая)

– Не приходилось вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот поэту Григорию Виеру приходилось.

С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули…
Бум-бум-бум!

– Сейчас мы устроим интересную игру

– Скажите, какие слова все время повторялись? (Бум)

– Сколько ударов барабана изображают эти слова? (Три)

– А теперь вы будете играть на воображаемом барабане на повторяющихся словах, а я буду читать стихи.

– Затем выбрать «Барабанщика (ов)» (дать ребенку, нескольким детям барабаны) и прочитать стихи снова.

III. Вокально-хоровая работа.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Упражнения «ФМ» на примере сказки «Как собрались звери петь

Повторение попевок и песен.

IV. Рефлексия.

– Звучит «Марш деревянных солдатиков». Что это за музыка? (марш)

– А кто шагает? (Солдатики)

– Написал этот марш уже известный вами композитор Петр Ильич Чайковский (показать портрет)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Дети выходят из класса под музыку марша.

Занятие №8

Тема: Виды музыки (марш, танец).

I. Музыкальное восприятие. Повторение изученного материала.

– Дети входят в класс под музыку Марша

– Вы вошли в класс под музыку. Что это за музыка, какой ее вид? (марш)

– Какой характер у музыки?

– А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую музыку; можно ли ее назвать маршем? (слушание «Полька» М.Глинки)

– Беседа о различии танца и марша. Дать понятие еще одного вида музыки танца – музыка для движений (не для шествия)

II. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни Блага «Танец»

После прослушивания

– Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне? (выслушать ответы детей)

– А о каком виде музыки эта песня? (О танце)

– Эта песня и называется «Танец»

– Но прежде чем ее разучить, мы должны подготовить горло

III. Речевые упражнения в драматизации стихотворения «Два шута»

Белый шут и рыжий шут разговор такой ведут:

– «Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?»

– «Вот невежливый вопрос! Это – собственный мой нос!»

Чтение стихотворения по ролям, изменяя интонацию: весело, грустно, завистливо, задиристо и т.д.

IV.Слушание. Итог урока.

– Сейчас я сыграю вам пьесу, а вы внимательно послушайте и определите какой это вид (жанр) музыки: марш или танец

– Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.Чайковского (Выслушать ответы детей)

– Это танец – Вальс. Музыка вальса легкая, нежная, похожа на кружение снежинок в воздухе.

– Еще какой вид музыки вы знаете? (Марш)

– А какая по характеру музыка у марша?

Выход из класса под музыку марша.

Занятие №9

Тема: Виды музыки.

I. Слушание. Музыкальная игра.

– «Вальс Чайковского (из «Детского альбома»), вспомнить музыку, название, характер.

– «Полька» Глинки, сравнить с «Вальсом». Игра «Снеговики и снежинки» (учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии)

– Можно всем классом, можно на две группы.

Под музыку «Польки» – дети хлопают в ладоши под музыку «Вальса» – плавно вращают кистями рук. Или под «Польку» двигаются шагом польки, а под «Вальс» – кружатся и легко бегают.

II. Ритмические упражнения.

А) «Игра в имена»

– Поделить имя каждого ребенка на части (слоги – доли)

На – та – ша – 3 удара – 3 доли

– Дома: поделить имена родственников на доли-части и прохлопать, если дети умеют писать, то все записать, отметив каждую часть палочкой.

Б) «Музыкальный ежик»

Изменить задание. В месте, где «…Ночью яблоки срывались… и до конца слова Бум-бум-бум» – заменять не хлопками, а тихими ударами.

III. Вокально-хоровая работа.

1) упражнения «дыхательной гимнастики»,
2) артикуляционная гимнастика (урок №2),
3) интонационно-фонетические упражнения (урок №2),
4) голосовые сигналы доречевой коммуникации (урок №2),
5) пение попевок и работа над песней «Танец».

На занятии вводится упражнение «вопросы – ответы» (интонационно-фонетическое), которое используется в драматизации сказки «Как собрались звери петь».

После выполнения упражнения «Страшная сказка», продолжаю повествование «…Удивленно вопрошала…», и затем исполняю вопросно-ответные интонации в следующей последовательности гласных: уу, уо, оа, аэ, эы, ыы.

Приемом подражания дети вторят преподавателю. Имитации вопросно-ответных интонаций гласных звуков исполняются в двух регистрах (низком и высоком) с использованием приема глиссандо, с передачей в мимику двух различных состояний (удивления и утверждения). Пример:

При выполнении этого упражнения, учитель обращает внимание детей на то, чтобы нижняя челюсть имела опущенное положение, мышцы щеки были не напряжены, а пальцы обеих рук контрольным движением смыкали между собой. По окончании сказки, я задаю вопросы детям:

– Скажите, что происходило с лицом, когда мы изображали проказы обезьянки, вопросы Бабы-Яги? (они становились подвижными, чувствовали, как они работают).

Занятие №10

Тема: Виды (Жанры) музыки.

I. Слушание.

– Ребята, какие жанры (виды) музыки вы знаете? (песня, танец, марш)

– Какие марши мы с вами слушали? (вспомнить)

– Какие танцы?

– А песни вы знаете?

– Что такое песня? Из самого слова ясно, что песню поют.

– А где поют песни? (на эстраде, дома, в школе и т. д.)

– А о чем поют? (о том, что любят, как не любят со слезами и смехом)

– А почему нам песня всегда очень понятна? (есть слова)

– Давайте споем песни, которые уже знаем.

II. Вокально-хоровая работа.

1) Повторение упражнений «ФМ»

2) Пение песен

3) Разучивание «Песни козлят» из оперы М. Коваля («Музыка» 1 класс средних общеобразовательных школ)

Учитель поет песню и старается четко показать сочетание трех жанров в песне:

Начало-марш, середина-танец, конец-песня.

Выяснить: о чем песня, характер музыки, в беседе привести к тому, что под эту песню хочется шагать и танцевать. Значит, все жанры музыки, могут сочетаться друг с другом, могут звучать вместе.

Разучивание «Песни козлят».

III. Ритмические упражнения.

1) Проверка домашнего задания: имена-доли.

2) «Ритмический диктант»

Белым-бело
Белым-бело
Всю землю снегом замело
Нарядным стало все село
Белым-бело.

Отмечать слоги палочками, т.е.

IV. Слушание.

– Прослушайте пьесу П.И. Чайковского и определите, что это: песня, танец, марш? («Мазурка» из «Детского альбома»)

– Это танец

– Да, этот танец называется мазурка, это польский народный танец.

– Побеседовать о характере музыки.

V. Домашнее задание.

Определять жанр слушаемой музыки.

Занятие №11

Тема: Маскарад (жанры музыки – обобщение)

I. Слушание.

– Сегодня у нас будет маскарад. Вы услышите музыку, с которой уже знакомы и услышите новые пьесы (показать маски или картинки). За масками будет скрываться музыка, а вы будете ее угадывать.

Итак, маскарад начинается. А это – подсказка (открыть «Детский альбом» П.И. Чайковского). Чайковский написал много музыки для детей, и в этом альбоме мы найдем ответы на музыкальные загадки.

Прослушать «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Вальс», «Болезнь куклы» (дети должны дать название и определить жанр музыки).

– Звучит «Камаринская» (из «Детского альбома»)

– Знаете эту музыку?

– Какой вид (жанр) музыки? (танец)

– Это русская пляска «Камаринская» (показать изображение русской пляски)

– Беседа о характере музыки (веселая, громкая, удалая, так и хочется прыгать, притоптывать). Музыка эта появилась очень давно. А как же ей удалось прожить столько лет? (прослушать ответы детей)

Музыка прозвучала, звуки исчезли, а в памяти людей остались. Так и передавалась музыка от дедов к сыновьям, и уже никто не помнит авторов, и музыка стала народной. А композиторы часто используют народные песни и танцы в своих сочинениях. Они ездили по деревням, слушали, записывали. Так вот П.Чайковский уложил пляску «Камаринская» в детскую пьеску. Он ее изменил – обработал, сделал ярче, интереснее, чтобы она понравилась нам.

– Слушание еще раз и сразу включить «Камаринскую» М.И.Глинки.

– И что же произошло? Похожа эта музыка на «Камаринскую» Чайковского? (да)

– Композитор М.И. Глинка «пропел» «Камаринскую» голосами разных инструментов. Одна пляска – а как по-разному звучит. И получилось превращение народной музыки в новую музыку композиторов.

– А кто такие композиторы? (люди, которые сочиняют музыку)

– А сейчас вы услышите незнакомую музыку, послушайте и скажите что это: песня, танец, марш? (звучит «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, более подробно речь об этом танце пойдет в теме « Куда ведет нас танец», а сейчас это только забегание вперед)

– После прослушивания выяснить жанр и характер музыки

II. Вокально-хоровая работа.

А сейчас узнаем, какие песни пришли на наш маскарад?

А) Повторение упражнений предыдущих уроков

– Задание детям перед выполнением упражнения: ознакомиться с последовательностью выполнения упражнения и придумать ему название.

– Упражнение: Вытянув губы «трубочкой» максимально вперед, как для губного свиста, вдувать воздух, при этом используется контрольное движение – поставить ладонь перед губами на расстоянии 10-15 см., контролируя тем самым интенсивность и равномерность выдоха. Затем повторное выдувание совмещаем со звуком «у», сохраняя интенсивность воздушной струи.

По окончании показа, упражнение выполняется вместе с детьми. Выполнив упражнение, ребята называют придуманные ими образы («задувает ветер», «вьюга» и т. д.)

В) Скороговорка на «р.» – профилактика дисфонии, активизирует тонус голосовых связок.

Красный краб в крапинку
И рыжий краб в царапинку
По календарю по графику
Встречали пароход.
Красный краб в крапинку
Нашел у пирса вафельку,
А рыжий краб в царапинку –
Целый бутерброд.

Г) Работа над песнями.

III. Обобщение:

– Какие новые музыкальные произведения вы сегодня услышали?

(«Камаринская», «Танец маленьких лебедей»)

– Кто сочинил эту музыку? (М.Глинка, П.Чайковский)

– В каком жанре написаны эти произведения? (танец).

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Куда ведут нас песня, танец, марш?

В этой четверти происходит знакомство с крупными жанрами жанрами:

Балет . На примере балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Симфония и инструменты симфонического оркестра (симфония №4 Чайковского – песня «Во поле береза стояла», симфония №1 Прокофьева – танцы менуэт, гавот. Инструменты – симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева)

– Опера «Семеро козлят» М.Коваля.

Путешествие в Звукляндию

Знакомство с нотной грамотой:

– Нотный стан, музыкальные ключи, расположение нот на нотном стане.

– Настроение музыки обозначить ладами – мажор, минор.

– Пульс музыки, сильная и слабая доли, ритмическая пирамида, размер.

– Скорость звучания музыки– темпы.

– Динамические оттенки.

– Клавиатура фортепиано: клавиши, тон, полутон, сложение тонов в пределах октавы.

– Знаки альтерации.

– Средства музыкальной выразительности.

Литература:

  1. Алпарова Н.Н
. и др. «Музыкально – игровой материал для младших школьников «На лугу». – М.: Владос 1990
  • Апраксина О.А
  • . Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ под ред. Белобородовой В.К – М.: Музыка 1971
  • Ахияров К.Ш
  • . Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: монография – Уфа 1998
  • Виноградов Л.
  • Раскрыть музыку в ее целостности «Искусство в школе» №5 1994
  • Ветлугина
  • «Музыкальный букварь» – М.: Музыка 1997
  • Вопросы методики воспитания слуха: сб. статей под ред. А.Л.Островского 1967
  • Выготский Л.С
  • . Психология искусства М.: Педагогика 1987
  • Давыдова Е.В
  • . Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986
  • Закон об образовании Российской Федерации и Республики Башкортостан
  • Зимина А.Н
  • . Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос 2000
  • Кашапова Л.М
  • . Музыкальное образование и современная школа. Вып. 1. Уфа: БИРО 2000
  • Картавцева М.В
  • . Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М.1989
  • Кочеткова И.Н
  • . «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой» – М.: «Советский спорт» 1989
  • Кленов А.С
  • . «Там, где музыка живет».– М.: Педагогика – Пресс 1994
  • Леонтьева Е.А
  • . «Музыкальная Азбука». – Саратов 1999
  • Немов Р.С
  • . Психология кн. 2 – М.: Владос 2000
  • Развитие творческой активности младших школьников в условиях комплексного воздействия искусств/ методические рекомендации для учителей. Сост. Кечкина И.Г., Аронина А.И. – Куйбышев 1991
  • Теплов Б.М
  • . Психология М. 1953
  • Царева Н.А
  • . «Уроки Госпожи мелодии» 1 класс ДМШ – М.: РОСМЭН-Пресс 2001
  • Школяр Л.В
  • . и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно – методическое пособие 2 издание. – М.: Флинта:Наука 1999
  • Юдина Е.И
  • . «Мой первый учебник по музыке и творчеству». – М.: Аквариум 1997