Список рекомендуемой литературы для чтения детям в подготовительной группе. Перспективный план по художественной литературе в поготовительной группе Картотека художественной литературы в подготовительной группе

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

Аппликация «Школа»

Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

Выставка «Какими бывают книги»

Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

Развитие диалогической речи.

Закрепление названий полевых цветов.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

Рисование «Любимый цветок»

Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

Выставка детских рисунков «Мой цветок»

Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

Выставка творчества Н.Носова

Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

ЯГОДЫ

ГРИБЫ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

Рисование «Грибное лукошко»

Цель: учить по загадке изображать грибы

Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Рисование по пословицам о хлебе

Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

ОСЕНЬ

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

Выставка книг и картин «Золотая осень»

Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

ПЕРЕЛЕТ

НЫЕ

ПТИЦЫ

Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

Рисование «Кто живет в джунглях»

Цель: передавать образы реалистичных животных.

Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

ОДЕЖДА

ОБУВЬ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Рисование по сказкам Пушкина

Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

1.«Книжкина больница»;

2.Выставка «Моя любимая книжка»

Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

ЗИМА

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

НИЯ

Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Коллективная работа «Елочка»(оригами)

Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

Выставка творчества А.С.Пушкина

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

Выставка «Моя любимая игрушка»

Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

МЕБЕЛЬ

Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Учить подбирать рифмы к различным словам;

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

Конструирование из бумаги «Мебель»

Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

ПОСУДА

Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

Рисование «Золотая хохлома»

Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

Цель:расширять знания дтей о видах росписи

ДОМАШ

НИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

Аппликация «Пушистый котенок»

Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Изготовление масок животных для театрализации сказок

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Рисование «Зайчик серенький сидит»

Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

ЗАЩИТ

НИКИ ОТЕЧЕСТВА

Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Подарок для папы

Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

Персональная выставка работ «Маленький художник»

Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

СЕМЬЯ

Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

ВЕСНА

Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Рисование «Ранняя весна»

Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

произведений.

Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

Первая неделя апреля

День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

Лепка «Фантастический сказочный герой»

Цель: учить создавать фантастический образ

Коллаж по произведениям Н.Носова

Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

КОМНАТ

НЫЕ РАСТЕНИЯ

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

Аппликация «Цветок»

Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

ВРЕМЕНА ГОДА

(ОБОБЩЕНИЕ)

Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

Оформление галереи картин о весне

Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

НАСЕКО

МЫЕ

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

учить диалогической речи при пересказе.

Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель:учить предавать образы героев в сюжете

Выставка «Животные в сказках»

Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

РЫБЫ

ПОДВОД

НЫЙ

МИР

Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

Викторина «Мы любим сказки»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

закрепить знания о малых фольклорных формах.

Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

Цель:

учить создавать композицию из героев различных сказок.

Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

Цель: развивать творчество, фантазию.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература - лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, - именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения - он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации - оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи ласково;
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете?
    Кого любят очень дети?
    На вопрос отвечу прямо:
    - Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? -
    Очень модная девчонка -
    Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточку
    Прыгает, резвится,
    Ловкая, проворная,
    А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,
    Полетала над полями.
    Весело жужжала.
    Набрала нектара.
    И добычу понесла
    Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения;
  • подвижная игра;
  • дидактическая игра с движениями;
  • танцы;
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»;
  • О. Смирнов «Степной пожар»;
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
  4. Б. Шергин «Рифмы»;
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
  6. Русская народная сказка«Финист - ясный сокол»;
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  8. С. Михалков «А что у вас?»;
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Этап НОД Содержание этапа
Цель и задачи Формировать представление о честности.
  • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление;
  • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам;
  • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
Оборудование
  • текст сказки;
  • портрет Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к сказке;
  • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
Вступительная часть Приветствие и настрой на работу.
– Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
– Как ваше настроение?
Игра «Найди косточку»
– Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой.
Знакомство с портретом писателя.
– Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам.
– Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
Основная часть Воспитатель читает рассказ.
Вопросы для беседы:
- Что купила мама?
- Как повёл себя Ваня?
- Кто заметил, что сливы не стало?
- Почему Ваня решил съесть сливу?
- Почему он не признался?
- Почему беспокоился папа?
- Как Ваня должен был поступить?
Физкультминутка
Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
  • Раз, два, три, четыре, пять!
  • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
  • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
  • Раз, два, три.
  • Наклонился левый бок.
  • Раз, два, три.
  • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
  • И дотянемся до тучки.
  • Сядем на дорожку (присели на пол),
  • Разомнём мы ножки.
  • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
  • Раз, два, три!
  • Согнём левую ножку,
  • Раз, два, три.
  • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
  • И немного подержали.
  • Головою покачали (движения головой).
  • И все дружно вместе встали (встали).

Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка».
- Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают?
Словарная работа.
- В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать?
- Что означает слово «сочла»? Горница - это что?

Заключительная часть - Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали?
- Почему он так называется?
- Как бы поступили вы на месте Вани?
- Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы - это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры - всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Данное планирование разработано для детей подготовительной группы с учетом ФГОС по программе "Радуга"

    Просмотр содержимого документа
    «Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

    МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

    Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе.

    Воспитатель:

    Золотарёва Н.В.

    2016-2017 г.

    СЕНТЯБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    Даль В.И. Старик годовик

    Аксаков С.П. Аленький цветочек

    3.Природоведческая литература. Умные книги.

    Пришвин М. «Этажи леса»

    Некрасов Н.А. Перед дождём

    5.Фольклор

    Глупый Иван

    2 НЕДЕЛЯ

    Топелиус С. Три ржаных колоска (Перевод со шведского А.Любарской)

    Ершок П.П. Конёк -горбунок

    Сладков Н. Целебные травы

    Барто А.Л. Я думал, взрослые не врут.

    5. Фольклор

    Когда солнышко взойдет.

    3 НЕДЕЛЯ

    Скребицкий Г.А. Всяк по-всякому

    Драгунская К.В. Лекарство от послушности

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Паустовский К. Кот – ворюга

    Черный С. Перед сном

    5. Фольклор

    Сбил, сколотил-вот колесо

    4 НЕДЕЛЯ

    Эме М. Краски (Перевод с французского И. Кузнецовой)

    Пушкин А.С Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Чарушин Е. На нашем дворе

    Волошин М.А. Осенью

    5. Фольклор

    Федул, что губы надул?

    ОКТЯБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    Андерсон Г. Гадкий утёнок

    Ремизов А.М. Гуси-лебеди

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Онегов А. На лесной полянке

    Владимиров Ю.Д. Оркестр

    5. Фольклор

    Ты пирог съел?

    2 НЕДЕЛЯ

    Как собака нашла себе хозяина Башкирская сказка)

    «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Бианки.В. Кто где живет?

    Мошковская Э.Э Добежали до вечера

    5. Фольклор

    Где кисель-там и сел

    3 НЕДЕЛЯ

    Соколов-Микитов И.С. Соль Земли

    Н. Носов. Бобик в гостях у Барбоса

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Воронин С. Трусишка

    Мошковская Э.Э Какие бывают подарки

    5. Фольклор

    Вы послушайте, ребята

    4 НЕДЕЛЯ

    Перро Ш. Кот в сапогах (Перевод с фр. Т.Габбе)

    К.Д. Ушинский. Слепая лошадь

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Паустовский К. Растрепанный воробей

    Токмакова И.П, Мне грустно

    5. Фольклор

    Богат Ермошка

    НОЯБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    РНС «Царевна - лягушка»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Э.Шим «Очень вредная крапива»

    Е. Трутневой « Осень».

    5. Фольклор

    «Сбил, сколотил – вот колесо…»

    2 НЕДЕЛЯ

    Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

    Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Я.Тайц «Послушный дождик»

    «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин

    5. Фольклор

    «Где кисель -тут и сел...»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС «Никита Кожемяка»

    «Великие путешественники» М.Зощенко

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л. Толстой «Дуб и орешник»

    «Лучше нет родного края» П.Воронько

    5. Фольклор

    «Братцы, братцы!..»

    4 НЕДЕЛЯ

    «Цветик-семицветик» А. Катаев

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»

    «Зима! Крестьянин, торжествуя…» А.С.Пушкин

    5. Фольклор

    «Чигарики-чок-чигарок...»

    ДЕКАБРЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой

    А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В. Бианки «Купание медвежат»

    И. Бунин «Первый снег»

    5. Фольклор

    «Лиса рожью шла...»

    2 НЕДЕЛЯ

    «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

    К. Чуковский «Федорино горе»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

    Е. Михайлова «Что такое Новый год»

    5. Фольклор

    «Киска, киска, киска, брысь.»

    3 НЕДЕЛЯ

    «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой

    К. Чуковский «Бармалей»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Г. Снегирев «След оленя»

    Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

    5. Фольклор

    «Баю-бай, баю-бай.»

    4 НЕДЕЛЯ

    «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

    Д. Хармс «Иван Торопышкин»

    5. Фольклор

    «Зима пришла»

    ЯНВАРЬ

    3 НЕДЕЛЯ

    Корней Чуковский «Айболит»

    Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Р.н.с. «Заюшкина избушка»

    И.Токмакова «Мне грустно»

    5. Фольклор

    «Как у нашего кота.»

    4 НЕДЕЛЯ

    Муха-Цокотуха Корней Чуковский

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    А.К. Толстой «Белка и волк»

    Э. Мошковская Хитрые старушки»

    5. Фольклор

    «Пошел, кот под мосток. ,».

    ФЕВРАЛЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    Братья Гримм «Сладкая каша»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

    Б. Заходер «Повара»

    5. Фольклор

    «Масленица, Масленица»

    2 НЕДЕЛЯ

    РНС Сивка-Бурка

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    И.С. Никитин «Встреча зимы»

    Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»

    5. Фольклор

    «Баю-баюшки, баю…»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС «Волшебная дудочка»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева»

    Н. Рубцов. «Про зайца»

    5. Фольклор

    «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака

    4 НЕДЕЛЯ

    В.Одоевский «Мороз Иванович»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    А.А. Блок «Снег да снег кругом»

    Н. Матвеева. «Путаница»

    5. Фольклор

    «Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина

    МАРТ

    1 НЕДЕЛЯ

    Братья Гримм «Госпожа Метелица»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Б. Житков «Про слона»

    С. Есенин «Береза»

    5. Фольклор

    «Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус

    2 НЕДЕЛЯ

    Братья Гримм «Золотой гусь»

    А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л.Н. Толстой «Акула»

    С. Маршак «Тает месяц молодой»

    5. Фольклор

    Песенки. «Как на тоненький ледок.»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС Пастушья дудочка

    Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е. Трутнева «Колокольчик»

    А. Плещеев «Весна»

    5. Фольклор

    «Уж я колышки тешу.»

    4 НЕДЕЛЯ

    П.П.Бажов «Хрупкая веточка»

    Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    М. Познананская «Одуванчик»

    И. Токмакова «Кораблик»

    5. Фольклор

    «Ласточка- ласточка.»

    АПРЕЛЬ

    1 НЕДЕЛЯ

    РНС «Хаврошечка»

    В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Н. Сладков «Любитель цветов»

    Н. Заболоцкий. «На реке»

    5. Фольклор

    «Уж ты, пташечка, ты залетная.»

    2 НЕДЕЛЯ

    РНС «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    Б. Житков «Как я ловил человечков»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

    А. Введенский. «Песенка о дожде»

    5. Фольклор

    «Грачи-киричи.»

    3 НЕДЕЛЯ

    РНС «По щучьему веленью»

    Г. Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок

    5. Фольклор

    «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»

    4 НЕДЕЛЯ

    Шарль Перро «Золушка»

    Г. Х.Андерсен «Новый наряд короля»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

    Ф. Тютчев. «Весенние воды»

    5. Фольклор

    «Дождик, дождик, веселей.»

    1 НЕДЕЛЯ

    Сказка о славном и могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

    А. Волков «Волшебник изумрудного города»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В. Катаев «Грибы»

    А. Пушкин «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»)

    5. Фольклор

    «Никоденька-гусачок.»

    2 НЕДЕЛЯ

    Максим Горький Про Иванушку-дурачка

    А. Волков «Волшебник изумрудного города»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    Л.Н.Толстой «Птичка»

    М. Лермонтов. «На севере диком»

    5. Фольклор

    «Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака

    3 НЕДЕЛЯ

    Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

    Д. Хармс. «Веселый старичок»

    5. Фольклор

    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы

    4 НЕДЕЛЯ

    РНС «Волшебное кольцо»

    Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке»

    3. Природоведческая литература. Умные книги.

      В. Осеева «Ежинка»

    П. Соловьева. «Ночь и день»

    5. Фольклор

    «Тин-тин-ка!..»

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    Количество занятий 34

    Планирование составлено на основе программы

    _____________________________

    Рассмотрена и принята на

    заседании педагогического совета

    Протокол № ______

    от «____»_____ 20___г.

    Нуртдинова Раушан Гасимовна

    РТ

    г. Альметьевск

    Коммуникация. Чтение художественной литературы

    Направление «Познавательно-речевое развитие»

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

    формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

    представлений;

    развитие литературной речи;

    приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

    восприятия и эстетического вкуса".*

    Формирование интереса и потребности в чтении

    Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

    Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

    Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

    Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

    Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

    Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

    Чтение художественной литературы

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛИ

    ТЕМА

    ЗАДАЧИ

    ЛИТЕРАТУРА

    СЕНТЯБРЬ

    1

    Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

    учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводит детей к осознанию и пониманию образных выражений.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.1 стр.175

    2

    «О чем печалишься осень». Чтение стихотворений об осени, рассматриваний иллюстраций

    закрепить знания об изменениях природы; вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов; развивать поэтический слух

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.2 стр.182

    3

    Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

    Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.3 стр.184

    4

    Заучивание стихотворения Е.Трудневой «Осень»

    учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух; умение чувствовать, понимать и воспроизводит образный язык стихотворения; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.4стр.191

    ОКТЯБРЬ

    1

    Чтение туркменской народной сказки «Падчерица»

    учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок; развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.5стр.193

    2

    Ознакомление с малыми фольклорными формами

    уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.6стр.199

    3

    Чтение «Сказки про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряка

    Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.7стр.201

    4

    Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…

    учит детей выразительно читать наизусть стихотворение и передавать интонационно печаль осенней природы, чувствовать понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирики А.Пушкина

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.8стр.205

    НОЯБРЬ

    1

    Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»

    познакомит детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.9стр.205

    2

    Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова

    «Стрекоза и муравей

    познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; помочь пониманию аллегории басни, идеи, значении пословиц о труде; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.10 стр.205

    3

    Беседа о творчестве А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки»

    углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.11стр.212

    4

    Чтения стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени

    Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно-изобразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.12стр.219

    ДЕКАБРЬ

    1

    Малые фольклорные формы

    уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.13стр.212

    2

    Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

    развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.14 стр.223

    3

    Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег»

    Учить детей интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно-выразительные средства

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.15 стр.226

    4

    Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

    Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.16 стр.228

    ЯНВАРЬ

    1-2 недели каникулы

    3

    Чтение басни Крылова « Ворона и Лисица»

    продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учит понимать аллергорию, ее обощенное значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.17 стр.235

    4

    Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» . Составление рассказов по пословице

    учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обощенное значение пословиц и поговорок.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.18 стр.237

    ФЕВРАЛЬ

    1

    Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Творческое рассказывания

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.19 стр.241

    2

    Чтение сказки. У.Диснея «Три поросенка отдыхают»

    учить чувствовать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения; развивать творческую активность детей в процессе придумывания продолжения сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.20 стр.242

    3

    Малые фольклорные формы

    Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.21 стр.246

    4

    Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег»

    углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.22 стр.247

    МАРТ

    1

    Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка» Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций

    учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллергории, содержащейся в басне; продолжат учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.23 стр.250

    2

    Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

    подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знание детей о жанровых особенностях сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.24стр.252

    3

    Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций

    вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.25стр.259

    4

    Чтение басни Л.Толстого «Собака и её тень». Анализ половиц

    учить детей осмысливать аллергонию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.26стр.262

    АПРЕЛЬ

    1

    Чтение сказки М. Михалков

    «Лесные хоромы» . Сопоставлений с русской народной сказкой « Теремок»

    познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.27 стр.263

    2

    Чтение рассказа В. Драгунского

    «Друг детства» -

    чтение рассказа

    Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.28стр.262

    3

    Малые фольклорные формы

    систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.29стр.270

    4

    Заучивание стихотворения Г.Новицкой « Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

    учит детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности)

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.30стр.273

    МАЙ

    1

    Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения.

    систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.31стр.275

    2

    Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок»

    уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.32стр.277

    3

    Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

    продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.33стр.278

    4

    Итоговая литературная викторина

    закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.34стр.279