Анализ образа сотникова в момент пленения. В помощь школьнику

Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

Основными персонажами повести представляются два товарища, Сотников и Рыбак, воюющие в партизанском отряде, и в соответствии с сюжетной линией оказываются плененными немецкими захватчиками.

Композиционная структура произведения состоит из двух частей, в которых действие повести разделяется на события, предшествующие плену героев, и непосредственное нахождение в плену, где персонажи оказываются поставленными перед необходимостью сделать самый страшный выбор в своей жизни.

Противопоставление персонажей повести в образах Сотникова и Рыбака является основой композиции произведения, выраженной в их внутренних монологах, диалогах, воспоминаниях из прошлой жизни, в повествовательном содержании раскрывающихся в разном нравственном мировоззрении героев.

Сюжетная линия повести по авторскому замыслу имеет стремительное развитие, при этом писатель ставит своих героев в обстоятельства, усложняющие их жизнь в прогрессирующем порядке (военное время, наступление болезней, ощущение постоянного голода, получение ранений, фашистский плен), с целью создания ситуации, в которой необходимо принять единственное верное жизненное решение либо в виде предательства, либо смерти.

Рыбак представляется в повести в образе человека с выраженным инстинктом самосохранения, отличающимся моральной незрелостью и жаждой жизни, заставляющих его сломаться от вражеского насилия и сделать свой выбор в пользу предательства собственной родины. При этом писатель в определенных обстоятельствах подчеркивает положительные качества данного героя в виде его помощи раненному товарищу, проявления доброты и заботы, но, оказавшись перед лицом смерти, ставшим малодушным и трусливым.

Сотников характеризуется писателем в качестве полной противоположности своему товарищу, человека, сумевшего выдержать с честью и достоинством неимоверные издевательства и пытки, оставшегося настоящим патриотом отчизны. Герой, поставленный в нечеловеческую ситуацию, будучи глубоко нравственным человеком, делает свой жизненный выбор в пользу смертельного исхода, стойко и выдержанно принимая собственную кончину.

Для раскрытия характеров героев писатель тонко и точно используется сложные психологические зарисовки, отличающиеся многогранностью, разноплановостью и правдивостью, позволяющие воспринимать повествование в мельчайших деталях, при этом не делая акцента на авторском отношении к поступкам персонажей повести.

Эпизоды из детства героев, представленные в виде их воспоминаний, позволяют подчеркнуть влияние воспитания детей на формирование их дальнейших личностных качеств.

Повесть затрагивает насущные проблемы человеческого общества в виде справедливости, совести, гуманизма, чести.

Анализ 2

Известно, что многие творения писателя Быкова были про Великую Отечественную Войну. И это совершенно закономерно, поскольку сам писатель был участником войны. Такое явление как война, рассматривается Василием Быковым в первую очередь с позиций нравственности. Писатель описывает нам жизнь людей в плохих условиях, призывает читателя подумать об истоках внутренней силы, которая характерна для лучших из его персонажей. В произведении "Сотников" Быков хочет показать нам что внутренняя сила не находится в зависимости от физических способностей индивидуума, она полностью связана с областью духа.

В главных героях повести воплощаются черты двух противоположных типов человека. Если подобные люди окажутся перед важным нравственным выбором, то поведут себя по разному: кто-то предаст и продолжит влачить жалкое существование; кто-то окажется мужественным и стойким человеком и предпочтут погибнуть со спокойствием на душе. В произведении "Сотников" противопоставляются два человека - Сотников и Рыбак.

Изначально Рыбак предстает перед читателем вполне доброй личностью: он оказывает помощь болеющему другу, отдаёт ему последнее зерно, не выказывает злости насчет нечаянной обузы. Рыбак по-своему добр. Он так и не решился на убийство старосты, хотя думал что это непременно нужно сделать.

В первый раз страх за собственную жизнь у Рыбака просыпается когда полицаями совершается погоня: изначально он хотел предать Сотникова, придумывая себе оправдания, что ему всё равно не спастись.

Когда был устроен допрос, Рыбак пугается и выдаёт свой отряд. Когда ему предлагают переход на сторону Германии, он соглашается. И в подтверждение своей готовности служить Германии, Рыбак помогает повесить Сотникова. Рыбак думает о собственном освобождении, глубоко в душе надеется на побег, но после казни ясно понимает, что ничего не выйдет.

Размышляя обо всём случившимся, Рыбак не может понять, каким образом это вышло и кто же виноват во всём. Ему не хочется признавать собственную вину. Он опускается до оправданий, что сражался за жизнь, и во всём виноват сам Сотников. Он не осознаёт того факта, что его глупые попытки оправдать себя крайне нелогичны и плохи. Сам Быков в конце произведения говорит читателю о том, что всё что произошло с Рыбаком - коварная судьба заплутавшего на войне человека. В книге поднимаются проблемы справедливости и гуманизма, она отвечает на такие не простые вопросы о том, как сохранить в себе человеческое, каким человеком нужно быть и т.д.

Урок литературы

11 класс

с использованием современных образовательных технологий

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

Ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

  1. Постановка задачи

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

  1. Слово о писателе (сообщение ученика)

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

  1. Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

  1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры

Сотников

Рыбак

Портрет, физическое состояние

Физически нездоров

Полон жизненных сил

Социальное происхождение

Интеллигент, до войны работал учителем

Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

Как оказался в партизанском отряде

По идейным соображениям;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

2) У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Готов идти на компромисс с врагом.

Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.

Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

  1. Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

  1. В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

  1. Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

  1. В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

  1. Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

  1. Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

  1. Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

  1. Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б ) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

  1. Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- « В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- « Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


(По повести "Сотников" Василя Быкова)

Версия для печати

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм советского народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Борис Полевой часто вспоминал слова Петра Николаевича Поспелова, который в военные годы был главным редактором газеты «Правда». Он обращался к своим корреспондентам: «Записывайте, самым подробным образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых вы становитесь. Записывайте имена, адреса, даты. Сейчас это, может быть, даже и не пригодится, но потом, после войны, приобретёт огромную ценность. Это ваш долг, если хотите, ваша обязанность. Как важно, чтобы среди катаклизмов этой нечеловечески трудной войны ничего бы не затерялось, чтобы не только мы, но дети, внуки, правнуки наши знали, как мы защищали Родину». И они писали, писали для того, чтобы не прервалась связь времён, чтобы живой и горячий интерес будущих поколений к тем, теперь уже давним, событиям не ослабевал, а, наоборот, постоянно возрастал. Современным же литераторам, пишущим о войне, необходимо показать нам, читателям, значимость той борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, преданность Родине, донести до нас чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поступков в самые критические периоды жизни.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов». Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке», составили целую плеяду хорошо известных нынешнему читателю имён: Бакланов, Богомолов, Бондарев, Воробьёв, Быков, Астафьев. Хотелось бы отметить одну общую особенность их произведений о войне – мемуарность. Излюбленный жанр этих писателей – лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт почти не имел отличий. Они смогли донести его до читателя так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей - это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне.

Своеобразно раскрывает военную тему В. Быков, белорусский писатель, чьё творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В своих произведениях он рассматривает поведение личности в трагических коллизиях войны. Основой его сюжетов становится ситуация нравственного выбора. Писатель пытается выяснить, что происходит с человеком в нечеловеческих условиях. Он стремится докопаться до причин нравственной подоплёки тех или иных поступков: верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия. Локальность места действия, краткая временная протяжённость, не многочисленность персонажей - таковы структурные особенности произведений Быкова. Сюжеты его повестей раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведает в какой крутой переплёт, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия. Писатель проникает в скрытую при обычном течении жизни и обнажённую жестокими испытаниями глубинную суть характеров своих героев.

Особенно показательна в этом плане повесть «Сотников». Перед нами разворачивается картина зимы тысяча девятьсот сорок второго года. Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми, ранеными, окружён врагами. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое – Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценою предательства остаётся жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, которые раскрывает автор на примере этих образов.

Анализируя характер Рыбака, Быков приходит к выводу, что причины его предательства надо искать в детстве, тогда он «ухитрялся найти какой-нибудь выход», идя на мелкие жизненные уловки. Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идёт сначала на компромисс, а потом – на предательство и убийство. Автор пытается высветить для нас, читателей, эту тёмную душу, в которой не было света и в которой жила только тяга к жизни во что бы то ни стало. Проследим, как рисует Быков попытку борьбы Рыбака с самим собой. «Неприятный холодок виновности коснулся его сознания». «Радость спасения чем-то омрачилась, но ещё не мог толком понять, чем…» «Прости, брат!» - в отчаянии шепчет он Сотникову, выбивая из-под его ног чурку. Опустошённый, он хочет повеситься, но автор лишает Рыбака последней возможности спасти душу. И теперь он, как Иуда, должен ходить среди людей и мучиться своей неискупимой виной.

Другой главный герой повести, Сотников, полностью противоположен образу Рыбака. Это скромный, незаметный человек, без всяких признаков необыкновенной личности. Но его глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его, помогает ему остаться не сломленным, проявить мужество и героизм. Что вспоминает Сотников в предсмертные минуты? Как в детстве он удержал телегу с детьми, когда понесли кони, как отец, командир эскадрона, учил его правде и ответственности перед другими людьми. Именно эти воспоминания должны были «услышать сердцем» мы с вами, ибо в них – начало того поведения Сотникова перед лицом фашистских палачей, которое не дано понять Рыбаку. Человек высокой души, он до конца не верит в предательство друга-партизана, хотя предательство это уже не вызывает сомнений. И в последние мгновения жизни Сотников понимает, что не может требовать от других наравне с собой. Здесь Быков показывает нам, как неодинаковы люди, как много надо работать над собой, чтобы быть героем не по принуждению, а по совести, по естественной необходимости оставаться человеком до конца. Сотников понимает слабость Рыбака, его страх перед смертью. Он знает, что не всем по силам это сверхчеловеческое решение принять смерть. Когда кричит женщина, Сотников заставляет себя не закричать, не рвануться. Когда он видит глаза мальчика, встречает его испуганный взгляд, то улыбается ему, словно улыбается нашему будущему. О чём думает Сотников в последнюю минуту? Он думает о том, что смерть должна что-то утвердить, что-то отринуть и, возможно, завершить то, что не успела осуществить жизнь. Смерть Сотникова – итог его жизни, его веры. Образ этот прекрасен и поступком, венчающим судьбу героя, и той глубиной, с которой Быков раскрывает движущие силы его души.

Повести Василя Быкова трагичны. Им всегда сопутствует чувство горечи, словно дым пожарища едко ест глаза читателя, а сердце сжимается от боли за людей, принимающих на себя тяжёлый крест мученичества во имя человечности. Самопожертвование – ведущий мотив многих героев Быкова, знающих цену человеческой жизни. Один из них говорит так: «На сколько же фронтов надо бороться – и с врагами, и с разной сволочью рядом, наконец, с собой». И Быков пытается показать нам не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на ней. Мужество на каждый день, преданность правде, чистота помыслов – вот особые качества его главных героев. Читая книги Быкова, мы испытываем благодарность к художнику за его правдивое, честное, талантливое слово, за его суровую, нелёгкую правду о нас с вами.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевшие героизм нашего народа в Великой Отечественной войне. Перебирая всё то, что было создано писателями о тех огненных годах, хочется вспомнить строки Якуба Коласа, полные чувства великой благодарности воинам-победителям:

Какую песню о победе,
Какой сложить о вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить вас!
Лишь вы, лишь только ваши плечи
Груз выдержать смогли такой.
Он свыше силы человечьей.
Не по плечу стране другой.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любить Родину, быть стойкими в трудных испытаниях. Значение этих книг всё более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. И вклад писателей в общее дело борьбы за мир – это их произведения, которые смело можно считать оружием в руках художников.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт - Особенности проблематики повести "Сотников" В. Быкова .

Версия для печати

Создание и продвижение сайтов

Современную жизнь трудно представить без гаджетов, имеющих подключение к сети Интернет. Компании создают сайты-визитки, руководители, менеджеры заводят странички в социальных сетях, зачастую пользуюсь услугами профессионалов. Студия создания сайтов обеспечивает заказчика качественным сайтом, помогает с продвижением.
Компания Медиасфера - крупнейшее в России агентство по рекламе и маркетингу в интернете, работающее с 1997 года в области создания сайтов и с 2003 года - в продвижении сайтов. Услуги компании: создание и поддержка сайтов, поисковое продвижение, контекстная и медийная реклама, продвижение в социальных сетях, аналитика и консалтинг интернет-проектов. Создание сайтов - одно из профилирующих направлений Медиасферы.

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Суть

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Главная мысль

Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

Критика

Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

На это Быков ответил жестко:

Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.

Новейший период в творчестве В. Быкова раскрыло его замечательное произведение "Сотников" - глубочайшее из произведений про войну не только самого автора, а и во всей советской многонациональной литературе. "Сотников" прочно соединен с предыдущими повестями писателя. Еще известные критики А. Адамович, Наумова, Лазарев подметили связь "Сотникова" с "Круглянским мостом".

Бесчеловечный выбор встает у Сотникова: "Лучше умереть человеком, чем жить скотиной". Про задумку "Сотникова" В. Быков писал: "Прежде всего, и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: "Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?" Как фронтовикам, так и партизанам одинаково памятны эти вопросы из их боевого опыта, когда их приходилось решать не умственно, а практически, ценою крови, ставя на карту жизнь. Но никому не хотелось терять свою одну и поэтому дорогую жизнь. И только необходимость до конца оставаться человеком заставляла идти на смерть. В то же время находились люди, которые пробовали совместить несовместимое: сберечь жизнь и согрешить против человечности, что в трагической обстановке оказывалось невероятно тяжелым, если не совсем безнадежным.

Во многих отношениях Сотников - обычный труженик войны. Он фактически один из рядовых представителей многомиллионной армии. Сотников - по натуре совсем не герой, и когда он умирает, то, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе, искать другой конец. Заметна у Сотникова недоверчивость, даже жестокость к людям. Только к концу произведения Сотников преодолевает в себе прямолинейность, становится намного выше.

Подвиг Сотникова, который имеет, прежде всего, моральный, духовный смысл, в том и заключается: человечность, высокая духовность, в которую, как безусловная стоимость, обязательно включается преданность Родине, и Сотников отстаивает ее до самого конца, до последнего дыхания, подтверждая идеалы самой смертью. "Для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации". Как подвиг рассматривается его стойкость и теми несколькими десятками людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Сотников тоже "боялся иногда за свою жизнь, когда мог легко и незаметно погибнуть в бою". "Выходя из боя живым, он таил в себе тихую радость, что и пуля миновала его". Все это по-человечески было понятно и натурально. Известно, Сотников, как и другие герои В. Быкова, умел бороться с врагом "до последней минуты". В партизанах он перестал бояться и смерти. Для него важно было жить, когда он был командиром армии. Попав в плен к фашистам, он думает про смерть с оружием в руках как про большую роскошь. Тут он почти что завидовал тысячам тех счастливцев, что нашли свой конец на многочисленных полях боев.

Перед повешением у Сотникова появляется вновь очень натуральная для человека ненависть к смерти, нежелание прощаться с жизнью. Сотникову перед кончиной захотелось засмеяться, но он усмехнулся напоследок своей измученной, жалкой улыбкой. Идя на смерть, Сотников не столько думает о себе, сколько озабочен тем, чтобы "что-то сделать для других". А еще, чтобы смерть не была грязной.

Рыбак - это бывший товарищ по партизанской борьбе, а теперь предатель. Рыбак в первых разделах показан нам хорошим партизаном, который совсем по-товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии Рыбак благодаря своей расторопности от рядового дошел до должности старшины. Словом, очень неплохой он человек, если брать его на бытовом уровне, в обычных, человеческих обстоятельствах. Можно сказать, что тут ему нет цены. Но дело в том, что война предъявляла свои жестокие требования, очень часто предлагала бесчеловечные. Рыбак это понимал и пробовал держаться. Он, когда попал с Сотниковым в перестрелку, и затем, когда она на некоторое время затихла, с облегчением вздыхает, думает, что все кончено, что Сотников погиб. Значит, не боль за его гибель возникла в Рыбаке в первую очередь, а чувство облегчения, вызванное тем, что в таком случае уже совсем точно не надо еще раз рисковать самому.

Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с недостаточным развитием его духовного мира. У него оказался очень маленьким человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной вышины, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах. Рыбак такую цену своей жизни заплатить не смог, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Быков писал: "Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - лучше умереть или остаться жить подло. И каждый выбрал свой". Духовная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой. Уже неумолимо скатываясь в бездну предательства, Рыбак все время успокаивает себя, что это еще не конец, что он еще сможет обдурить полицаев.

Быков изображает самое последнее действие Сотникова: "Перед наказанием он выбивает у себя из-под ног подставку, чтобы не дать сделать это Рыбаку, который предал его". Сотникову очень хотелось бы, чтоб Рыбак, пока еще не замаравший своих рук ничьей кровью, имел возможность образумиться, не лишиться окончательно и бесповоротно своей собственной души. Общенародная этика человеколюбивого приличия постоянно предъявляла строгие требования, в особенности категорически порицала предательство, тянувшее за собой гибель ни в чем неповинных людей.