Контролирующие компьютерные программы. Большая энциклопедия нефти и газа

  • В. Этап контроля за реализацией маркетинговой программы
  • Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • Электронные издания (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

    В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

    Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

    · ·сервисные программные средства общего назначения,

    · программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

    · электронные тренажеры,

    · программные средства для математического и имитационного моделирования,

    · программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

    · информационно-поисковые справочные системы,

    · автоматизированные обучающие системы (АОС),

    · электронные учебники (ЭУ),

    · экспертные обучающие системы (ЭОС),

    · интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

    · средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

    Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

    Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.



    Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий.

    Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом

    Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации.

    Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

    Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения.

    Использование электронных средств обучения в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:



    Обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

    Компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;

    Компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

    Автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;

    Автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

    Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

    Класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;

    Вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;

    В классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

    Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

    Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

    При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.

    Презентации - наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Imdivss, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

    Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

    · обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

    · имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

    · могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

    Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

    Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ - конструкторов тестов.

    Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

    Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

    Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

    В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

    1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

    2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

    3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
    Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

    1. ваши технические возможности;

    2. используемые вами организационные формы работы;

    3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;

    4. целостность курса.

    Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.
    Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.

    Контролирующие программы

    1. Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки относятся к концу 50-х годов. В то время уже имелась возможность "общения" человека с компьютером посредством используемого в качестве устройства ввода/вывода телеграфного аппарата-телетайпа. Надлежащим образом запрограммированный компьютер заносит в свою память набираемый человеком на клавиатуре телетайпа текст запроса, а по окончании ввода этого текста производит некоторый анализ его и печатает на телетайпе заранее заготовленный, или конструируемый из подходящих элементов текст ответа. Или проще - компьютер выдает на телетайп текст вопроса или условия задачи и ждет ввода с клавиатуры ответа, который затем сверяется с имеющимся эталоном, чтобы выдать оценку: верно/неверно. С тех пор во всем мире ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого способа обучения с помощью компьютера.

    Сегодня престиж и рейтинг учебного заведения определяются не только общим уровнем преподавания, наличием в штате сотрудников ученых с мировым именем и материально-технической базой, но и эффективностью и качеством системы контроля знаний учащихся. Несомненно, что его наиболее оперативной, современной и объективной формой является тестовый контроль в компьютерном варианте.

    Широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты так называемых авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоёмких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки.

    Известно большое количество программных продуктов, позволяющих создавать тестовые задания и использовать их для контроля знаний учащихся. Однако большая их часть не ориентирована на использование графических и других иллюстраций, или же это требует настолько неудобно, или трудно, что требует привлечения других специалистов.

    Создание обучающих и контролирующих средств - сложная и трудоемкая работа, требующая совместных усилий опытных преподавателей-лекторов, разработчиков программных средств, программистов и др. Наиболее сложной является работа по созданию учебников и учебных пособий, лабораторных практикумов, тестовых материалов. Широкомасштабному ведению такой работы в вузах препятствует отсутствие финансовых ресурсов для ее стимулирования. В результате она проводится бессистемно, главным образом силами отдельных преподавателей и работников ИТ-подразделений.

    Серьезным препятствием при создании обучающе-контролирующих программ является и недостаточный уровень компьютерной подготовки профессорско-преподавательского состава.

    2. В конце 80-х годов проблемной лабораторией электронных вычис¬лительных машин Московского государственного университета была создана микрокомпьютерная система обучения "Наставник".

    Типовой вариант системы рассчитан на обучение одновременно до 32 учащихся, обслуживаемых одним микрокомпьютером. Система проста и удобна в управлении, не требует специальной подготовки преподавателей и удобна для обучаемых. Все общение с компьютером происходит по подсказкам и контролем с его стороны.

    Программное обеспечение системы состоит из пяти частей. Три части, "Обучение", "Экзамен", "Тест", обеспечивают возможность проведения соответствующих заня¬тий.

    Подсистемы "Экзамен" и "Тест" предназначены для контроля знаний и умений. В режиме "Экзамен" обучаемый получает от преподавателя набор секций, в которых получает определенное преподавателем число упражнений с ограниченным числом попыток ответов. Верные ответы подтверждаются, а неверные отрицаются, однако справки не выдаются. "Тест" отличается от "Экзамена" тем, что каждый учащийся отвечает на все имеющиеся в учебном материале вопросы, причем попытка ответа предоставляется только одна. Ответы не подтвержда¬ются и не отрицаются. Вся работа учащегося протоколируется. Учебно-методическое оснащение наименее фиксировано и наиболее открыто для наращивания и развития. Жестко определены только форматы и правила оформления учебных материалов. Никаких ограничений по тематике и содержанию учебных материалов, равно как и методик или дидактических приемов, кроме необходимости выражаться в форме множественного выбора, нет.

    3. Последние годы в педагогической практике все большее распространение получают компьютерные обучающие программы, разработанные для совершенствования и поддержки учебного процесса. Компьютерные обучающие программы служат учебным пособием преподавателю и студенту, могут не только обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т.д.

    Предлагается модуль компьютерных обучающих программ, рассматривающий фрагмент курса «Дискретная математика» - тему «Разбиение графа на максимальные сильно-связные подграфы». Исследуются два метода решения задачи – метод Мальгранжа и матричный метод.

    Работа с модулем компьютерных обучающих программ возможна в режимах обучения и контроля. В режиме обучения студенту предоставляется возможность ознакомится с теоретическим материалом и рассмотреть основные этапы алгоритма на примерах, в которых иллюстрации сопровождаются комментариями. Контроль знаний осуществляется посредством тестирования. В качестве тестового задания студенту предлагается решить задачу отыскания прямого и/или обратного транзитивного замыкания на графе, заданного матрицей смежности. Студенту выставляется оценка с учетом сложности теста и числом допущенных ошибок. Полученная оценка может быть улучшена, для этого необходимо пройти тест заново, изменив уровень сложности задания.

    При работе с модулем компьютерных обучающих программ формируется база данных, в которой накапливаются сведения о студентах, прошедших тестирование (фамилия, группа, оценка), т.е. предусмотрена возможность ведения электронного журнала преподавателя.

    Использование модуля компьютерных обучающих программ в учебном процессе позволит повысить эффективность учебного процесса (занятия), сократить непроизводительные затраты времени обучаемого, оптимизировать преподавательскую деятельность посредством высвобождения времени для индивидуальной работы со студентами, а также стимулирует студентов к повышению уровня знаний.

    Предлагаемый модуль компьютерных обучающих программ универсален, т.е. может быть использован и при очном обучении, и в компьютерной библиотеке, и при самостоятельной работе дома.

    4. Тесты бывают двух видов:

    Традиционные;

    Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности студентов.

    При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).

    Нетрадиционные.

    Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами.

    интегративные - нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин. Проведение подобного тестирования проводится, как правило, при интегративном обучении.

    Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое.

    Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.

    Существуют четыре основные формы тестовых заданий:

    1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

    1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.

    1.2. Выбор нескольких правильных ответов.

    1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

    2. Задания открытой формы.

    Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

    3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

    4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

    Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа. Среди этих тестов наиболее распространенными в настоящее время являются тесты с возможностью выбора правильного ответа из:

    Двух предложенных вариантов ответа;

    Трех предложенных вариантов.

    Выбор формы зависит от:

    Цели тестирования;

    Технических возможностей;

    Уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

    Самым лучшим можно

    Cтраница 1


    Контролирующая программа позволяет при наличии достаточного количества ЭВМ провести оперативное и объективное тестирование знаний студентов по данному вопросу.  

    Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний - правил, норм и конструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХ и ГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

    График изменения среднеарифметических показателей успеваемости в ходе учебного процесса. сплошная линия-экспериментальные группы, пунктир - контрольные группы.  

    Контролирующие программы д проверки знаний правил, норм и пасности для предприятий нефтяж разрабатываются на кафедрах им.  

    Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХиГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

    Контролирующие программы могут содержать любое количество комментариев, позволяющих помечать модули программы и писать к ней некоторые пояснения.  

    Контролирующие программы могут включаться в случайные моменты времени, определяемые, например, тем, свободно или занято устройство решением функциональных задач, или в фиксированные (заранее определенные) моменты времени. Ниже рассмотрены вопросы временнбй организации регулярных программных проверок.  

    Структура контролирующей программы аналогична обучающей, отсутствует только эталонный ответ.  

    Представленная структура контролирующей программы является типовой и может быть использована, при создании контролирующих программ такого типа по любому предмету. При этом управляющая часть программы может быть использована без изменения. Часть программы, содержащая блок вопросов, должна быть составлена по тематике предмета. Количество вопросов в блоке можно варьировать по своему усмотрению, но при этом необходимо ввести соответствующие изменения в управляющей части программы, в строках, где используются сведения о количестве вопросов.  

    Структурная схема контролирующей программы показана на рис. 9.1. На схеме блоки расположены в последовательности, соответствующей расположению их в тексте программы. Такое расположение блоков отражает их разделение по функциональному назначению: шесть блоков в верхней части схемы непосредственно связаны с работой преподавателя (включая блок 4, который участвует как в работе руководителя, так и студента); шесть блоков нижней части схемы (включая блок 4) обеспечивают работу ЭВМ со студентом.  

    Большинство же контролирующих программ составляются по примитивной схеме - обучаемому предлагается вопрос и несколько ответов, один из которых верный.  

    И Известны специальные контролирующие программы, позволяющие автоматически производить отладку программы на цифровой машине. В процессе работы цифровой машины в режиме вычислений или управления могут быть ошибки и неисправности. Наиболее характерными ошибками являются сбои, которые подразделяются на систематические и случайные. Обычно сбои появляются чаще, чем неисправности.  

    Таким образом, контролирующая программа, построенная по указанной выше схеме, позволяет вывести на печать замечания по работе студента и оценить ее. Если же студент, составляя алгоритм, сделал синтаксические ошибки, то в процессе трансляции эти ошибки печатаются с помощью транслятора.  

    Порядок отладки задается контролирующей программе в виде специально закодированной информации.  

    Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой Ордана, имеющей аналогичную структуру распределения материала.  

    Обучающая программа. Назначение ее вытекает из названия. В такой программе рабочая часть может практически отсутствовать - для нее диалог не только естественная, но и основная часть процесса решения задачи. Поэтому сценарий диалога подобной программы часто и есть словесное описание алгоритма решения всей задачи.

    Составление такой программы начинают с разбиения всей изучаемой информации на кадры , т.е. такие порции информации, каждую из которых обучаемый должен усвоить за один прием.

    Вся информация по каждому кадру вводится в ЭВМ.

    В соответствии со сказанным обучение с помощью ЭВМ производится за ряд шагов. На каждом шаге ЭВМ (программа):

    • выдает один кадр информации;
    • выдает вопрос, на который обучаемый должен ответить;
    • принимает ответ обучаемого и сравнивает его с эталоном.

    Если ответ верен, то программа выдает следующий кадр информации; если неверен, то сообщает об этом, а иногда и дает некоторые разъяснения, после чего выдает тот же кадр для продолжения его изучения.

    Контролирующая программа. Это частный случай обучающей программы. Контролирующие программы предназначены для контроля знаний и в соответствии с этим должны выдавать учащимся только вопросы, проверять правильность ответов и оценивать степень знаний учащихся. Принципиальных отличий от обучающих программ контролирующие не имеют. Особенность их - они определяют число правильных ответов и выдают («выставляют») оценку знаний учащегося.

    Для примера рассмотрим построение простейших программ указанного вида.

    Задача 12.14

    Построить контролирующую программу по теме «Геометрическая фигура - прямоугольник».

    Предварительно разобьем информацию, подлежащую контролю, на такие кадры:

    • 1) определение понятия «прямоугольник»;
    • 2) вычисление площади прямоугольника;
    • 3) вычисление периметра прямоугольника.

    Текст каждого кадра, вопрос и эталон указаны непосредственно в сценарии.

    Сценарий диалога контролирующей программы

    П. 1. ЭВМ: «Проверим, что вы знаете о прямоугольнике? Вы готовы отвечать?(д/н)».

    П. 2. Пользователь: ОТВЕТ=«д»/«н».

    • а) если ОТВЕТ=«н» - «Готовьтесь!» Перейти к п. 16;
    • б) если ОТВЕТ ф «д»/«н» - «Введите правильный ответ». Перейти к п. 1; иначе - перейти к п. 4.

    П. 4. ЭВМ: «Введите фамилию».

    П. 5. Пользователь: ОТВЕТ = .

    Кадр 1.

    П. 6. ЭВМ: «. Ответьте - которое из трех определений прямоугольника верное: *»

    « 2....»;

    П. 7. Пользователь: ОТВЕТ= 1/2/3.

    • а) если ОТВЕТ=1/3 - «Учите определение прямоугольника», «». Перейти к п. 9;
    • б) если ОТВЕТ=2 - «Правильно!». «». Число правильных ответов М увеличить на 1 (М=М+1). Перейти к п. 9;
    • в) если ОТВЕТ ф 1/2/3 - «Ответ не понятен!».

    Перейти к п. 6.

    Кадр 2.

    П. 9. ЭВМ: «Ответьте на вопрос: чему равна площадь прямоугольника ЛВСВ: ЛВ = СВ = 50; ВС=М = 60?».

    П. 10. Пользователь: ОТВЕТ = 300/ , где N ф 300.

    • а) если ОТВЕТ ф 300 - «Учите формулу вычисления площади!». Перейти кп. 12;
    • б) если ОТВЕТ = 300 - «Правильно!»; М=М+1.

    Кадр 3.

    П. 12. ЭВМ: «Ответьте на следующий вопрос: чему равен периметр прямоугольника АВСВ: АВ=СВ= 30; ВС=СВ= 100?».

    П. 13. Пользователь: ОТВЕТ = 260/, где А ф 260.

    • а) если ОТВЕТ ф 260 - «Учите формулу вычисления периметра». Перейти кп. 15;
    • б) если ОТВЕТ = 260 - «Правильно!»; М=М+1.

    П. 15. ЭВМ: «», «число Ваших верных ответов =», ; если М

    если М = 3 - «Молодец! Отлично!». Перейти к п. 1.

    П. 16. ЭВМ: «До свидания!». Останов.

    Примечание. 1. При выводе кадра 1 сценария мы предусмотрели обращение к пользователю по фамилии. Такой прием позволяет сделать диалог более «теплыми, более дружественным. В кадрах 2 и 3 мы не использовали подобное обращение, чтобы не загромождать сценарий.

    Итак, мы получили сценарий диалога задачи. Далее, используя его непосредственно, можно составить требуемую программу, опираясь лишь на Основные принципы алгоритмизации (см. 10.1).

    Для построения программы в этом случае достаточно каждый пункт сценария заменить соответствующим оператором языка Бейсик - ввода, вывода, условным и т.д. Это самый простой подход, в результате которого, правда, создаются не самые эффективные программы, прямо скажем, громоздкие. Тем не менее рекомендуем читателю написать программу, используя этот подход, с тем, чтобы он мог «прочувствовать» все особенности составления диалоговых программ. Подход, обеспечивающий построение более эффективных программ подобного вида, рассмотрен в 12.4.4.

    • Подразумевается, что далее на экран выводятся три различных определения прямоугольника, из которых верно лишь второе.

    В практике учебной работы наибольшее применение получили обучающие и контролирующие компьютерные программы.
    Обучающие программы. Это дидактические средства, обеспечивающие посредством ЭВМ управляемую самостоятельную работу учащихся (студентов) в изучении заданного материала.
    При разработке сценария-кадроплана обучающей программы составитель решает ряд вопросов. Формирование информативно-содержательной части. Производится отбор учебного материала (идеи, положения, события, факты, личности, даты и т. д.), которые должны войти в программу в соответствии с темой занятия. Размещение учебного материала в сценарии и распределение его по блокам и фрагментам (кадрам). Здесь учитывается последовательность изучения материала и места для осуществления промежуточного и итогового контроля. Выработка форм преподнесения учебного материала с экрана компьютера пользователю (учащемуся). Материал лучше воспринимается, если он конкретен, требует таких же ответов, художественно оформлен, отдельные эпизоды включают музыкальные паузы (например, веселая или грустная музыка как реакция на правильный или неправильный ответ) и т. д. Ориентирование программиста на набор материала в строгом соответствии со сценарием-кадропланом. Если программист опытный, он сам может предложить учителю оригинальные варианты обработки материала.

    Обучающая программа включает три составляющих: введение, основную часть, заключение.
    Введение содержит: название темы; цели изучения; время на отработку; перечень справочной литературы; структуру компьютерной программы; порядок работы на клавиатуре.
    В ходе введения учитель и программист особое внимание уделяют разъяснению назначения клавиш, несущих основную нагрузку при работе.
    Основная часть содержит: учебный материал; ориентировку в дальнейших действиях в случае слабого усвоения того или иного положения; организацию текущего, промежуточного и итогового контроля.
    Учебный материал компонуется на основе дифференциального алгоритма (см. § 38). Ошибку допускают те, кто переносит в программу текст книги без изменений. Это и нерационально с точки зрения большого объема информации, и накладно с точки зрения стоимости машинного времени и работы программиста.
    Критериями текста, вводимого в компьютерную программу, являются: текст по объему меньше, чем в печатных источниках; текст сформирован не только из материала учебника, но и с использованием других источников; текст скомпонован с удобствами для его восприятия, осмысления, запоминания; текст содержит в себе только ту информацию, которая несет смысловую нагрузку.
    Далее приводятся два варианта текста: из источника и программный.
    При формулировании текстов для программ используются различные шрифты, курсив и т. п., чтобы главное и основное не выпало из поля зрения пользователя.
    Часть материала может быть представлена и в виде схем, таблиц, графиков и других средств наглядности.


    Текст из источника

    Программный
    вариант

    Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признает подавляющее большинство ученых: историков, публицистов, литераторов. Хотя и в прошлом, и в настоящем столетиях высказывались мнения о том, что иноземное владычество оказало и положительное воздействие на развитие Руси - укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской гоньбы. Конечно, почти двух с половиной вековое господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное - нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению их земель; наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что делалось в этом плане, делалось против их воли, воли русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой

    Существует мнение о пользе ордынского ига на Руси: обоюдное заимствование в хозяйстве, языке, быте, государственном управлении. В действительности монго- ло-татары сыграли отрицательную роль: иго отбросило русские земли назад в их развитии. Пришельцы не содействовали централизации Руси, объединению ее земель, разжигали вражду между ними

    В основной части программы учитывается то, что учащийся слабо усвоил (полностью не усвоил) тот или иной вопрос. Здесь предусматривается подсказка в виде указания, где можно найти материал по данному вопросу.
    Важным фактором самостоятельной работы учащегося по обучающей программе является самоконтроль за ходом и итогами усвоения материала. С этой целью в программу закладываются контрольные вопросы теоретического, обобщающего и практического характера. Допустимы варианты: контрольный вопрос по результатам прочтения наиболее сложных фрагментов текста; два-три контрольных вопроса по результатам прочтения значительного отрезка текста; контрольные вопросы по всем важным положениям текста; обобщающие и практические вопросы по итогам прочтения всего текста и т. д.
    Заключительная часть содержит: оценочные показатели; направления дальнейшего изучения материала; источники и дидактические средства для дальнейшей самостоятельной работы;
    учебно-практические задания.
    Контролирующие программы. Это дидактические средства, обеспечивающие в минимальные сроки качественный и всеобъемлющий контроль за ходом и результатами усвоения изученного материала.
    Разработка сценария-кадроплана контролирующей программы осуществляется на основе пятиблокового алгоритма:

    Какие виды работ включают блоки? Выбор круга проблем, тем, положений для контроля. В каждой школе имеются государственный, национально-региональный (в известных случаях и школьный) стандарты, программы, учебники. Ими и руководствуется учитель в решении данного вопроса. Формулирование вопросов. Вопросы ставятся разнообразно: часть - на репродуктивной, часть - на продуктивно-познавательной, часть - на проблемной основе. Таким образом, отвечающему на вопросы предстоит в одних случаях что-то вспомнить, в других - о чем-то подумать, в третьих - решить историческую задачу. Выработка полных ответов на сформулированные вопросы. Ответы должны быть предельно сжаты и лаконичны. Выделение из сформулированных ответов основополагающей терминологии, несущей смысловую нагрузку. От правильности выбора этих слов часто зависит качество оценки учащимся. Составление сценария-кадроплана. При этом важно соблюсти спокойный, оптимистический тон, корректный стиль общения в связке «учитель - ученик».
    Методы проведения занятий с использованием компьютеров. Они разнообразны и в первую очередь зависят от типа программы - обучающей или контролирующей.
    Занятия по обучающей программе проводятся в один этап. Учитель вводит учащихся в обстановку работы на компьютере, определяет цели и задачи занятия. Учащиеся приступают к отработке программы. Учитель контролирует их деятельность посредством внешнего наблюдения, готовый в любую минуту оказать помощь каждому, кто по какой-то причине испытывает затруднения в работе.
    В заключительной части занятия учитель, имея распечатку оценок учащихся (программа предусматривает это), делает разбор самостоятельной работы каждого пользователя. Заслужившие отличные и хорошие оценки получают одобрение. Для получивших низкие результаты определяются задания на доработку (отработку) материала по учебнику или пособиям.
    При работе с обучающими программами необходимо придерживаться определенных правил: не усвоив сути одного вопроса, не переходить к другому; оценки за ответы на контрольные вопросы должны быть не ниже «хорошо»; по завершении изучения темы, даже при отличном результате, необходимо «пройтись» по программе еще раз, но в более высоком темпе.
    Занятия по контролирующей программе. Здесь вариантов занятий (работы) несколько: учащиеся по личной инициативе эпизодически контролируют ход усвоения ими курса истории (отдельной темы, вопроса и т. п.); учащиеся по личной инициативе систематически контролируют ход усвоения ими курса истории; предусмотренные расписанием занятия в условиях функционирования в школе рейтинговой оценки знаний; предусмотренные расписанием занятия по выявлению индивидуальных знаний у всех учащихся класса (группы) за четверть, полугодие, год (назовем их индивидуальными контрольными занятиями) и т. д..
    Учитывая, что первые три варианта по различным причинам пока маловероятны, остановимся на четвертом варианте - организованном двухчасовом занятии для всего класса по выявлению индивидуальных знаний каждого учащегося.
    В первой части занятия учитель, наряду с общепринятой постановкой целей и задач, знакомит учащихся с правилами работы на компьютерах. Каждый учащийся получает задание - ответить на вопросы:
    а) для всех одинаковые;
    б) по нескольким вариантам;
    в) по персональным вариантам.
    На 35-40 минут работы на первом уроке количество вопросов может составить 4-6. Распределение вопросов, вариантов осуществляется таким образом, чтобы исключить заимствование учащимися готовых ответов с экранов компьютеров у рядом или впереди сидящих соседей.
    Вторая часть занятия посвящена выработке, формулированию и набору на клавиатуре компьютеров ответов на вопросы. Учитель в это время наблюдает за деятельностью учащихся, готовый в любую минуту оказать им помощь в случае необходимости.
    Третья часть занятия посвящена персональному разбору выполнения учащимися заданий.
    Контролирующие программы обеспечивают выставление персональных оценок каждому пользователю за ответ на каждый вопрос. В распечатке ответов учащихся и журнале контроля зафиксировано, кем и за какие ответы получены отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, а также общая оценка за работу.
    Учащиеся, получившие низкие оценки, ориентируются учителем на дальнейшую отработку слабо усвоенных ими вопросов.
    Завершается занятие постановкой задания на самоподготовку, определением форм контроля и отчетности на завершающем этапе изучения очередной темы или раздела.
    В чем преимущества отработки учебного материала и контроля за качеством его усвоения с использованием компьютерной техники?
    Во-первых, обязательность работы для всех без исключения учащихся, причем с полным напряжением сил, поскольку каждый из них за свой труд получает оценку.
    Во-вторых, полная самостоятельность учащихся в выполнении заданий.
    В-третьих, особое психологическое состояние учащихся: занятие проводится нетрадиционно; он сам управляет «ящиком с мозгами» и т. д.
    В-четвертых, огромная экономия времени. Нетрудно сравнить, какое количество учащихся и по какому количеству вопросов бывает опрошено без компьютерной техники с аналогичными показателями при работе в компьютерном классе.
    Историческое образование - через Интернет. Столь смелая постановка вопроса небеспочвенна. В 2000 г. в целом по России к Интернету были подключены уже около 300 школ.
    В современном мире все шире распространяются информационные технологии образования, позволяющие школьнику, студенту, учителю, при наличии компьютера и его подключенное™ к интернетовской сети, вызывать из банка данных любые материалы по истории: лекции, тематические разработки, другие дидактические и справочные данные.
    Имеются адаптированные компьютерные программы, которые обеспечивают пользователю, к примеру, чтение лекций и осуществление самоконтроля за ее усвоением. Компьютер может быть соединен с научными, университетскими, школьно-образовательными центрами. Данная проблема требует скорейшего разрешения, поскольку в ряде регионов приняты законы, закрепившие право самостоятельного выбора каждым учащимся формы обучения: очной, заочной, самообразования, экстерната, семейного образования и т. д.
    Практикум
    Задание. Отработайте фрагмент сценария-кадроплана контролирующей программы по изучению вопроса «Что такое патриотизм?»
    Наш вариант ответа см. на с. 170-171.