Фон творения в повести ася. Анализ произведения ася

И.С. Тургенев вошёл в русскую литературу, прежде всего, тонким исследователем внутренних переживаний человека, воплотившим их в необыкновенно лирической форме. Мастером психологической анализа он проявил себя и в повести «Ася» (1858). Уже современников поражало в этом произведении глубина, точность, динамизм в изображении зарождающейся любви, непосредственность повествования. Неслучайно Некрасов отмечал, что от этой повести «веет поэзией», светом, радостью.

Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далёкие дни молодости уже в одиночестве. Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей. На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.

Искренность, правдоподобность описываемых событий передаётся через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина, вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну. Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь. Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны.

Этот приём позволяет настроить читателя на доверительный диалог, вместе поразмышлять над причинами несложившегося чувства, бесцельно прожитой жизни. В молодости господин N – это наблюдательный, тонко чувствующий природу и стремящийся к общению с людьми юноша. Он восхищается красотой природы: городок кажется ему устремленным ввысь, он наслаждается радостной игрой света, «сияющей прозрачностью воздуха».

Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор даёт тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью. Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело.

Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть своё сердце истинному чувству, взять на себя ответственность. По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своём искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его. Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь.

Изначально эта удивительная девушка представляет собой тайну для главного героя. Он не может и не хочет уловить её внутренних переживаний, заветных мыслей, хотя они были столь прозрачными и естественными. Внешне Ася каждый раз представала перед ним новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной. Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку» и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем у неё проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву. Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде. Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности. Это внешне хрупкая, грациозная девушка, обладающая огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда. Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки. Мастерство тайного психологизма И.С. Тургенева в этой повести находит своё выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далёких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.

Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника, данная Добролюбо­вым: «Тургенев... рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им создан­ными, сам увлекается той поэтической обстановкой, кото­рой любит всегда окружать их... И это увлечение зарази­тельно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица». С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «... Я писал ее очень горячо, чуть не слезами...»

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. За­мечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно оста­навливается, пораженный редким в Германии запахом ко­нопли. «Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» - спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он по­святил всю свою жизнь.

Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. С легким осуж­дением он отмечает, что Ася «не походила на барышню». Действительно, от «воспитанной барышни» Асю отличает многое: в ней нет ни умения лицемерно скрывать свои чувства, ни рассчитанного кокетства, ни чопорности и жеманства. Она покоряет своей живой непосредственнос­тью, простотой и искренностью. Вместе с тем она застен­чива, пуглива, потому что жизнь ее сложилась необычно: переход из крестьянской избы в дом отца, где она не могла не чувствовать двусмысленности своего положения «неза­конной» дочери, жизнь в пансионе, где остальные «барыш­ни... язвили ее и кололи как только могли», - все это объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого.

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели»... - говорит Ася человеку, которого она полюбила.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний. Когда Ганин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесь на ней?» - он трусливо избегает ясного ответа, потому что «неизбеж­ность скорого, почти мгновенного решения» терзала его. Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девоч­ки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, нрав­ственно дряблым, безвольным и трусливым. Автор раскры­вает в конечном итоге несостоятельность господина Н.Н. в плане общественном.

Признавая, что «характер героя верен нашему общест­ву», Чернышевский в своей критической статье «Русский человек на рандеву» отмечает типичность жалкой фигуры господина Н.Н. с его нерешительностью и «мелочно-роб­ким эгоизмом». С большей резкостью и принципиальнос­тью, чем это сделал автор повести, в эпилоге несколько смягчивший образ своего героя, Чернышевский выносит беспощадный приговор всей общественной группе, кото­рую представляет герой повести.

Л.Н.Толстой говорил о творчестве И.С.Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. И в жизни, и в писаниях им двигала вера в добро - любовь и самоотвержение...

Тургенев раскрывает характер своих героев в личной, интимной сфере… «Он подвергает их испытанию любовью, ибо в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека.

Тургенев свой взгляд на героя выражает самим сюжетом- выбором ситуации, в которую его помещает».

Тургенев приводит своих героев в соприкосновение с вечными сторонами человеческого бытия- природой, любовью, что всегда изменяет человека. Главные герои повести Тургенева «Ася» как раз и подвергаются испытанию любовью.

Первый рассматриваемый эпизод оказывается важным в общей структуре произведения. Что же происходит до него?

До этого эпизода, до главы 9, где происходит первый разговор наедине, читаем чудесные главы, когда мир, дружба, любовь царствуют в жизни героев. Вот слова господина Н., которые подтверждают это: «Эта странная девочка меня привлекала»; « ее душа мне нравилась»; « тревожное оживление чудилось по всюду»; « во мне зажглась жажда счастья»; « я не спрашивал себя, влюблен ли я» (потом он начнет спрашивать и советоваться с Гагиным, раскладывать все по полочкам); « сердце мое сжималось под этим загадочным взором»; « неужели она меня любит!».

Один шаг до песни торжествующей любви!

Психологизм- изображение в литературном произведении внутреннего мира человека, его мыслей, намерений, переживаний, эмоций, осознаваемых чувств и бессознательных психологических движений (через мимику, жесты, настроение).

Психологизм Тургенева называют «тайным», ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. Тургенев через портретные детали, поступки раскрывает внутреннее состояние героя.

Анализируя диалог, наблюдаю, как Ася раскрывается глубже и прекрасней: то она мечтает о крыльях, то ее влечет жертвенность богомольцев, то хочет стать пушкинской Татьяной.

Этот разговор происходит на фоне природы. Раскрывается душа Аси. Она особенно неповторима, богата на фоне сказочной природы. Вообще пейзаж у Тургенева играет большую роль в создании образа героя. Детали: горы, река, ясный солнечный луч, «все радостно сияло вокруг нас, внизу над нами- небо, земля и вода, самый воздух был насыщен блеском». Ключевые слова: сияло, блеском, ясный солнечный свет. Это помогает автору передать состояние Аси. Он мастерски соединяет явления природы и чувства героев. В душе героини появляется «свет», который озаряет всю ее жизнь. У Аси появилась надежда на то, что господин Н. может ее полюбить или уже полюбил.

А что же чувствует господин Н., как ведет себя он? Он кое в чем разобрался, что прежде его сбивало с толку: неумение держать себя, внутренне беспокойство. Ему стало, очень жаль ее. Она привлекала его, ее душа ему нравилась. Но во время разговора он не совсем понимает ее. Не понимает, почему она рассмеялась, когда увидела его, почему она хочет пойти с богомольцами, почему в строчках из «Онегина» заменяет слово «нянею» словом «матерью». («Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей!-») Ее вопрос о том, что нравится ему в женщинах, кажется Н. странным.

Она ведет себя необычно, у господина Н.- интерес к этому необычному.

Именно в этом эпизоде закладывается мысль о взаимном непонимании, о разном восприятии одних и тех же явлений и вещей. И Ася догадывается об этом раньше героя, поэтому и танцевать не стала второй раз.

Я делаю выводы о состоянии Аси: больше всего она сейчас боится господина Н. Это доказывают глаголы: «дрожала, быстро дышала, спрятав голову…». Тело не слушалось ее: «не могла взглянуть, старалась улыбнуться, губы не слушались, голос прерывался». Тургенев использует выразительные сравнения: «как испуганная птичка; как лист дрожавшей руки». Образ птицы становится ключевым в этих двух эпизодах. Он помогает понять мысль писателя: не судьба им быть вместе, в 9 главе - она стремится улететь, обрести крылья, а в 16 главе- «прячет голову как испуганная птичка» и рука была холодна и лежала, как мертвая. В воображении читателя возникает образ мертвой птицы. Прием, это слово употреблено с уменьшительным суффиксом: « птичка», то есть маленькая и беззащитная. Эпитет «испуганная» еще раз доказывает нам, что Ася боится. Чего? Непонимания, отказа со стороны господина Н.?

Сравнивая эти эпизоды, прихожу к выводу, что они находятся в оппозиции. Обстановка первого разговора(9гл.) и второго(16гл.) построены по принципу антитезы и помогают автору передать состояние героев. Первый разговор происходит на фоне природы (все радостно сияло, внизу - небо, земля и вода, самый воздух был насыщен блеском), а второй в темной комнате (небольшая комнатка, довольно темная, то есть замкнутое пространство). В первом эпизоде Ася словно светится под лучами солнца, а во втором закутана в шаль, она будто прячется от того, что ей предстоит услышать и пережить.

Анализ поовести И.С. Тургенева «Ася»

Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника, данная Добролюбо­вым: «Тургенев... рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им создан­ными, сам увлекается той поэтической обстановкой, кото­рой любит всегда окружать их... И это увлечение зарази­тельно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица». С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «... Я писал ее очень горячо, чуть не слезами...»

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. За­мечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно оста­навливается, пораженный редким в Германии запахом ко­нопли. «Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» - спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он по­святил всю свою жизнь.

Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. С легким осуж­дением он отмечает, что Ася «не походила на барышню». Действительно, от «воспитанной барышни» Асю отличает многое: в ней нет ни умения лицемерно скрывать свои чувства, ни рассчитанного кокетства, ни чопорности и жеманства. Она покоряет своей живой непосредственнос­тью, простотой и искренностью. Вместе с тем она застен­чива, пуглива, потому что жизнь ее сложилась необычно: переход из крестьянской избы в дом отца, где она не могла не чувствовать двусмысленности своего положения «неза­конной» дочери, жизнь в пансионе, где остальные «барыш­ни... язвили ее и кололи как только могли», - все это объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого.

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели»... - говорит Ася человеку, которого она полюбила.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний. Когда Ганин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесь на ней?» - он трусливо избегает ясного ответа, потому что «неизбеж­ность скорого, почти мгновенного решения» терзала его. Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девоч­ки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, нрав­ственно дряблым, безвольным и трусливым. Автор раскры­вает в конечном итоге несостоятельность господина Н.Н. в плане общественном.

Признавая, что «характер героя верен нашему общест­ву», Чернышевский в своей критической статье «Русский человек на рандеву» отмечает типичность жалкой фигуры господина Н.Н. с его нерешительностью и «мелочно-роб­ким эгоизмом». С большей резкостью и принципиальнос­тью, чем это сделал автор повести, в эпилоге несколько смягчивший образ своего героя, Чернышевский выносит беспощадный приговор всей общественной группе, кото­рую представляет герой повести.

Л.Н.Толстой говорил о творчестве И.С.Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. И в жизни, и в писаниях им двигала вера в добро - любовь и самоотвержение...

2 часа – спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

  • Обучающие – формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
  • Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
  • Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И.С. Тургенева “Ася”, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И.С. Тургенев “Ася”.

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н.Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Аси и Н.Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)

Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

  • Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
  • Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)
  • Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)
  • Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

III. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  • Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, …)
  • Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX – Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной. )
  • Назовите черты сходства. (“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша!”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)
  • Перечислите “странности” Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)
  • Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала.”)
  • Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася – дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
  • Почему Гагины уехали за границу?
  • Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)

IV. Композиция и сюжет повести.

Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Кольцевая композиция

  • Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)
  • Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

V. Главный герой повести – Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  • Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин – зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в “светскости”.)
  • Кто же он – главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)

Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня…” XX гл.)

Назовите тему урока.

VI. Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но…

Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского. Приложение 2)

VII. Список литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. – М.: Баласс, 2004.
  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии “Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002”. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
  3. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. – М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. – Воронеж: “Родная речь”, 1995.
  7. Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.