Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений в свете нового бюджетного законодательства. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения высшего профессионального образования

В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляет государственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

Маркетинг образовательных услуг - это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты


В функции маркетинга входит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка ОУ, выявление перспективных ОУ и необходимости обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса ОУ, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажи ОУ, а также их сопровождение в процессе потребления. Маркетинг ОУ должен обеспечивать и собственное воспроизводство и развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.

99. Специфика предпринимательства в социальной сфере. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

Социальное предпринимательство (СП, social entrepreneurship) – это такая предпринимательская деятельность, которая направлена на решение или смягчение актуальных социальных проблем, и находится на пересечении бизнеса и благотворительности. Но всё же, это именно коммерческая деятельность, прибыль от которой реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия. Она направляется на такие острые вопросы, как социальная незащищённость, безработица, защита окружающей среды, права человека. Что важно, это совершенно новый подход к решению подобных задач.

соответствии с законодательством РФ предполагается возможность осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческими организациями. Некоммерческими организациями являются организации, не имеющие целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (учредителями). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей.

Прибыль в некоммерческой организации не распределяется между участниками (исключение составляет потребительский кооператив)

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются:

· производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, приносящие прибыль и отвечающие целям создания некоммерческой организации;

· приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, т.е. получение внереализационных доходов (размещение средств на депозитных счетах в банках, приобретение векселей, депозитных сертификатов, сдача имущества в аренду);

· участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика и получения доходов от них.

Результативность как показатель эффективности деятельности организаций здравоохранения, ее виды. Управление качеством в системе здравоохранения. Понятие и виды качества медицинской помощи.

Под медицинской эффективностью понимается качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Международный стандарт ISO 8402, принятый в 1994 г., определяет качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

На протяжении ряда лет не прекращаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования. Обилие противоречивых писем и разъяснений государственных органов, принятие абсолютно противоположных решений арбитражными судами в различных регионах страны никоим образом не способствуют внесению ясности и определенности в разрешение вопроса: "Какая деятельность каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской?" Из ответа на поставленный вопрос вытекают серьезные правовые последствия. Перечислим некоторые из них:

1. Наличие (или отсутствие) у образовательной организации обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты налогообложения). Ст. 19 вышеуказанного Кодекса предусматривает, что налогоплательщиками признаются организации, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками данного налога являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в соответствии с которым плательщиками НДС являются определенные хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Таким образом, при отсутствии предпринимательской (коммерческой) деятельности образовательные организации не являются плательщиками НДС и налога на прибыль предприятии и организации. Следовательно, у таких организаций не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика по данным налогам, в том числе обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты). Необходимо обратить внимание, что речь идет не о налоговых льготах, а об отсутствии субъекта налогообложения, при таких обстоятельствах образовательной организации вообще не нужны какие-либо льготы по НДС и налогу на прибыль. Отсутствие предпринимательской деятельности влечет за собой отсутствие каких-либо налоговых обязательств по указанным видам налогов.

2. Распространение на образовательные организации законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин приведении денежных расчетов с населением.

Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" действует в сфере предпринимательской деятельности. Ответственность в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона наступает при осуществлении торговых операций или оказании платных услуг населению на потребительском рынке. При осуществлении предпринимательской деятельности образовательная организация подпадает под действие законодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин.

3. Распространение на образовательные организации законодательства о защите прав потребителей (в том числе при оказании образовательных услуг).

Последнее не вызывает сомнений в свете совместного письма Государственного антимонопольного комитета РФ от 14.09.1998 г. №НФ/6401 и Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.09.1998 г. №01-52-213/31-16 "о проведении проверок образовательных учреждений по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг".

Здесь предлагаются общие подходы к определению предпринимательской деятельности в сфере образования. Не претендуя на окончательные выводы, данный материал предоставляет возможность образовательным организациям самостоятельно сформировать позицию по этому крайне важному вопросу, ориентируясь при этом, прежде всего, на нормы действующего законодательства.

Рассмотрим виды деятельности, наиболее часто осуществляемые образовательными организациями с одновременным отнесением их к предпринимательской либо непредпринимательской сфере. Данная классификация будет являться основой для определения налоговых последствий ведения образовательными организациями тех или иных направлений деятельности. Поэтому базовыми элементами в предлагаемой классификации избраны три основные составляющие финансового результата (валовой прибыли) любого юридического лица в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которыми являются:

  1. реализация продукции, работ, услуг (основная реализация);
  2. реализация основных фондов и иного имущества (прочая реализация);
  3. внереализационные доходы.

Необходимо отметить, что определение реализации товаров, работ, услуг впервые появилось в действующем законодательстве с принятием части первой Налогового кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 39 части первой Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - и на безвозмездной основе.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 части первой Haлогового кодекса РФ).

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 части первой Налогового кодекса РФ).

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 части первой налоговой кодекса РФ).

1. Реализация продукции, работ, услуг

1.1. Реализация платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях образовательные услуги подразделяются на основные (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета) и дополнительные (за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, осуществляемые с привлечением внебюджетных средств).

Основные образовательные услуги, оказываемые за счет средств бюджетного финансирования, предпринимательской деятельностью не являются. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые за счет внебюджетных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (от спонсоров, дарителей, благотворителей т. п.), также не являются предпринимательской деятельностью, поскольку нет встречной реализации в адрес оплачивающего эти услуги лица (услуги нельзя признать платными, оказываемые на возмездной основе). Средства, полученные от спонсоров, дарителей, благотворителей на оказание дополнительных образовательных услуг сторонним потребителям, рассматриваются как целевые поступления.

Примерный перечень платных дополнительных услуг государственных и муниципальных учреждений и необходимые условия введения такой деятельности приведены в письме Министерства образования РФ от 21.07.1995 г. №52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг". К платным дополнительным образовательным услугам относятся:

  • углубленное изучение предметов (изучение специальных дисциплин сверх часов программы данной дисциплине, предусмотренной учебным планом);
  • репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения (при желании со стороны потребителей образовательных услуг возможно репетиторство и с обучающимися данного образовательного учреждения);
  • различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышение квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т. ч. вождения автомобиля, машинопись, стенография);
  • различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;
  • создание различных студий, групп, школ, факультетов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д.;
  • создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
  • создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовка к школе);
  • создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен как путем конкретизации каждой позиции, поименованной в перечне, так и путем добавления к нему иных видов платных дополнительных образовательных услуг, на которые имеются спрос и которые не финансируются за счет средств бюджета. На практике широкое распространение получил такой вид услуг, как "особые условия обучения" (организация платных классов, дробление на группы меньшей наполняемости с комфортными условиями обучения и содержания обучающихся / воспитанников, индивидуальное обучение на дому детей с ослабленным состоянием здоровья, услуги логопеда и психолога сверх профинансированных из бюджета, проведение экзаменов в системе экстерната и т. д.).

Платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями за счет средств, получаемых непосредственно от потребителей данных услуг (обучающихся, их родителей или представителей), не относятся к предпринимательской деятельности в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации "Об образовании", поскольку отсутствует признак полной самостоятельности осуществления деятельности, предусмотренный ст. 2 ГК РФ (условия ведения этой деятельности и направление расходования средств строго регламентированы нормами Закона Российской Федерации "Об образовании" и принятыми в его развитие актами Министерства образования РФ, иных органов управления образованием). При указанных обстоятельствах получаемые средства от потребителей платных дополнительных образовательных услуг, возможно, рассматривать в качестве целевых поступлений, а не в качестве доходов от предпринимательской деятельности.

1.2. Реализация платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями

В законодательных и нормативных актах образовательные услуги негосударственных образовательных учреждений не подразделяются на основные и дополнительные, поскольку вся образовательная деятельность таких учреждений, как правило, ведется на платной основе. Однако наиболее продвинутые в организационном плане негосударственные образовательные учреждения предпочитают в учредительных документах, иных внутренних локальных актах, договорах с потребителями разделять предоставляемые услуги на две группы:

  1. основные образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации основных образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся / воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении в соответствии с государственными стандартами (по профилю учреждения);
  2. дополнительные образовательные услуги, оказываемые отдельным потребителям по их желанию в требуемых объемах сверх основных услуг за отдельную плату или в составе комплекса реализуемых образовательных услуг. Данное разделение весьма разумно с финансовой точки зрения, поскольку позволяет предусмотреть стандартную плату за обучение фиксированного размера и дополнительную плату, варьируемую по размеру в отношении конкретных потребителей.

Образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения, осуществляемая за счет финансирования учредителей и иных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (спонсоры, дарители, благотворители и т. д.), не является предпринимательской по тем же основаниям, что и в государственных образовательных учреждениях. Вышеуказанные поступления с целевым направлением расходования средств (включая финансирование из бюджета негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию) следует учитывать по кредиту сч. 96 "Целевые финансирование и поступления".

Что касается платной образовательной деятельности такого учреждения (реализации платных образовательных услуг в адрес потребителей, связанных с учреждением договорными отношениями и оплачивающих эти услуги), то согласно п. 2 ст. 46 Закона Российской Федерации "Об образовании" такая платная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" деятельность по реализации предусмотренных уставом образовательного учреждения продукции, работ, услуг (в том числе образовательных) относится к предпринимательской лишь в части нереинвестируемого дохода.

Таким образом, если доходы от платной образовательной деятельности, отраженные по кредиту сч. 46, составили за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) 100 единиц, а расходы на обеспечение и развитие образовательного процесса, учтенные по дебету счетов 20, 88, в совокупности - 90 единиц, то такая деятельность на 90% не будет относиться к предпринимательской, но на 10% - будет. Следствием такого развития событий будет являться попадание негосударственного образовательного учреждения в число плательщиков соответствующих налогов.

1.3. Реализация платных образовательных услуг остальными организациями

Для всех остальных организаций (кроме образовательных учреждений) платные образовательные услуги при любых обстоятельствах будут рассматриваться как предпринимательская деятельность.

Некоммерческие образовательные организации в отличие от коммерческих организаций имеют возможность получения от спонсоров, дарителей благотворителей, учредителей или членов этих организаций целевых средств, в том числе на ведение образовательной деятельности и оказание услуг сторонним потребителям, которые не рассматриваются в качестве доходов от предпринимательской деятельности. Обязательное условие - отсутствие встречного предоставления образовательных услуг лицам, перечислившим данные средства. На практике реализацию платных образовательных услуг некоммерческие организации иногда маскируют под членские взносы от лиц, фактически являющихся потребителями данных услуг, однако при налоговой проверке подобные обстоятельства всегда выявляются.

1.4. Реализация сопутствующих услуг

Согласно п. 1 ст. 12 Российской Федерации "Об образовании" под образовательным процессом понимается не только реализация одной или нескольких образовательных программ, но и обеспечение содержания и воспитания обучающихся / воспитанников. Помимо оказания образовательных услуг в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ, у образовательных организаций нередко возникает необходимость в предоставлении потребителям сопутствующих услуг. К таким услугам, в частности относятся:

  • информационно-консультационные услуги;
  • услуги по охране;
  • платный гардероб;
  • обеспечение питанием;
  • обеспечение проживания;
  • организация дополнительного медицинского обслуживания;
  • экскурсионное и культурно-массовое обслуживание;
  • услуги по физическому воспитанию и развитию;
  • организация досуговой деятельности, включая проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных и праздничных мероприятий и т. д.

Из сопутствующих услуг важно выделить услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и (или) воспитательным процессом, приравненные в целях налогообложения к образовательным услугам. Под услугами в сфере образования, приравненные к образовательным услугам, следует понимать услуги, оказанные ограниченному кругу потребителей - только обучающимся и иным участникам образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Отнесение таких сопутствующих услуг в сфере образования к предпринимательской либо непредпринимательской деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями производится в порядке, предусмотренном для дополнительных образовательных услуг.

Те же самые сопутствующие услуги, оказанные сторонним потребителям, нельзя признать услугами в сфере образования, поскольку оказание услуг не ограничено по кругу лиц - участников образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Однако образовательные учреждения, имеющие запись о таких услугах в уставе и реинвестирующие доходы в образовательный процесс данного учреждения, могут не рассматривать в этой части деятельность как предпринимательскую (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Следует отметить, что отдельные виды деятельности из перечисленных выше сопутствующих услуг для всех организаций без исключения подпадают под действие специальных налоговых льгот, предусмотренных действующим законодательством помимо льгот для сферы образования (независимо от того, кому они оказаны - обучающимся или посторонним лицам). К таким сопутствующим услугам, в частности, относятся: обеспечение питанием в части реализации продукции столовой учреждения, финансируемого из бюджета; обеспечение проживания в части реализации услуг общежития; проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий и т. д.

1.5. Реализация сопутствующих работ

К сопутствующим работам, наиболее часто выполняемым образовательными организациями, прежде всего, следует отнести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров. Образовательные учреждения имеют возможность не рассматривать данную деятельность как предпринимательскую в части полученного дохода, реинвестируемого в образовательный процесс данного учреждения, если выполнение таких работ предусмотрено уставом учреждения (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Все остальные организации относят данную деятельность к предпринимательской.

1.6. Реализация продукции, работ, услуг в рамках учебно-производственной деятельности

Под учебно-производительной деятельностью образовательной организации понимается производство и реализация продукции (работ, услуг) с участием обучающихся. Учебно-производственная деятельность может быть плановой и дополнительной, осуществляется через:

  • учебно-производительные мастерские;
  • учебные предприятия, включая учебные магазины, типографии, кафе, ателье, парикмахерские и т. д.

Статус учебного предприятия, его функции и цели его создания (прохождение учащимся производственной практики, отработка производственных навыков или извлечение прибыли) должны быть отражены в учредительных документах юридического лица. Образовательные учреждения, имеющие учебные предприятия непредпринимательского характера согласно уставу и реинвестирующие доход от учебно-производственной деятельности в образовательный процесс данного учреждения, в этой части не относят такую деятельность к предпринимательской, руководствуясь п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образования". Юридические лица иных организационно-правовых форм, включая некоммерческие организации, доходы учебных предприятий рассматривают как доходы от предпринимательской деятельности.

1.7. Издательско-полиграфическая деятельность образовательных организаций

Под издательско-полиграфической деятельностью образовательных организаций понимается производство и (или) реализация книжной продукции, связанной с образовательным процессом, обучающимся и сторонним потребителям.

Выделение такого вида деятельности обусловлено наличием в действующем законодательстве специальных налоговых льгот лицам, реализующим книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой.

Образовательные учреждения, осуществляющие уставную издательско-полиграфическую деятельность и реинвестирующие доходы от такой деятельности в образовательный процесс, в данной части не рассматривают эту деятельность в качестве предпринимательской (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

1.8. Торговля покупными товарами (кроме торговли в учебных магазинах)

Данная деятельность, является изначально для всех предпринимательской (п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"), не будут рассматривать как таковая только у образовательных учреждений, указавших возможность ее ведения в уставе и реинвестирующих доходы в образовательный процесс согласно п. 3 ст. 47 вышеуказанного закона.

1.9. Реализация посреднических услуг

Наиболее характерным видом посреднических услуг, оказываемых образовательными организациями, являются услуги по организации и подготовки семинаров, проводимых другими лицами (в том числе за рубежом).

Оказание посреднических услуг в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании", как и торговля покупными товарами, изначально рассматривается как предпринимательская деятельность. Образовательные учреждения имеют возможность не относить данную деятельность к предпринимательской в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

2. Реализация основных фондов и иного имущества

Реализация (продажа) основных средств и иного имущества или прочая реализация является второй основной составляющей при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического лица, помимо основной реализации. Под иным имуществом понимаются нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иные материальные запасы, числящиеся на балансе организации, не предназначенные изначально для продажи, но реализуемые в следствии ненадобности в основной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" данная деятельность относится к предпринимательской. Применить п. 3 ст. 47 вышеуказанного закона о неотнесении такой деятельности к предпринимательской в случае реинвестирования образовательным учреждением доходов в образовательный процесс не представляется возможным, поскольку данная норма действует в отношении основной реализации (реализации предусмотренных уставом продукции, работ, услуг).

3. Внереализационные доходы

Третьей основной составляющей при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического лица являются внереализационные доходы. Перечень внереализацианных доходов предусмотрен п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге не прибыль предприятий и организаций", п. 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 г. №552 в редакции последующих изменений и дополнений, п. 14 Инструкции ГНС РФ от 20.08.1998 г. №48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджете налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" и рядом других нормативных документов. Перечислим основные виды внереализационных доходов, получаемых образовательными организациями.

3.1. Сдача в аренду (субаренду) основных средств и иного имущества

Согласно п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" сдача в аренду основных фондов и имущества относится к предпринимательской деятельности без каких-либо исключений или изъятий. Пункт 3 ст. 47 вышеуказанного Закона не применим, поскольку речь в этом пункте идет о деятельности по реализации предусмотренных уставом продукции, работ, услуг а не о внереализационных доходах.

3.2. Инвестиционная и финансовая деятельность образовательных организаций

Доходы от инвестиционной и финансовой деятельности образовательных организаций также относятся к внереализационным доходам. Этот вид деятельности представляет собой:

  • долевое участие в деятельности других учреждений и организаций (в том числе образовательных);
  • приобретение акций, облигаций, иных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • вложение денежных средств на депозитные счета и т. д.

Пункт 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" относит данные виды деятельности к предпринимательской. Нормы законодательства не предусматривают возможности для исключения таких доходов из сферы предпринимательской деятельности. Таким образом, не являются предпринимательской деятельностью:

  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, включая образовательные учреждения всех форм собственности, за счет поступлений из бюджета и от лиц, никак не связанных с потребителями данных услуг (от учредителей, спонсоров, благотворителей, дарителей, членов некоммерческой организации и т. д.);
  • дополнительные платные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Являются предпринимательской деятельностью в момент реализации, но не относятся впоследствии к таковой в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс данного учреждения, предусмотренные уставом:

  • платные образовательные услуги, оказываемые негосударственными образовательными учреждениями;
  • сопутствующие услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • сопутствующие работы, выполняемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • продукция, работы, услуги, реализуемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями в рамках учебно-производительной деятельности;
  • реализация издательско-полиграфической продукции государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • торговля покупными товарами, осуществляемая государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • посреднические услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
  • иная продукция, работы, услуги, предусмотренные уставом образовательного учреждения.

Являются предпринимательской деятельностью:

  • виды деятельности, поименованные в предыдущем пункте данного раздела и осуществляемые всеми остальными образовательными организациями, кроме образовательных учреждений;
  • реализация основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;
  • сдача в аренду основных фондов и иного имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;
  • инвестиционно-финансовая деятельность всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения;
  • иные виды внереализационных доходов всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения.

Обращаясь к данному списку, любая образовательная организация сможет определиться: будет ли относиться вновь вводимое направление деятельности к предпринимательской сфере, возникают при этом обязанности налогоплательщика и по каким видам налогов, каким образом следует оформлять получение внебюджетных средств. Получается, что в настоящее время основным видом предпринимательской деятельности, который широко распространен среди государственных высших учебных заведений, является сдача в аренду занимаемых помещений.

Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.

Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения

1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Общее понятие казенных и бюджетных учреждений. Особенности налогообложения государственных и муниципальных учреждений НДС. Специфика применения налога на прибыль. Порядок составления налоговых деклараций и отчета о целевом использовании имущества.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Структура Отделения Пенсионного фонда. Задачи и функции его служб и отделов. Квалификация доходов бюджетных учреждений в законодательстве. Целевые средства и поступления, которые не облагаются налогом на прибыль и доходы, подлежащие налогообложению.

    отчет по практике , добавлен 26.11.2013

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаровском крае как важная часть деятельности бюджетных учреждений. Анализ доходной части организации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие и сущность бюджетных учреждений, сущность и классификация их расходов, подходы к планированию. Анализ общих показателей результативности использования бюджетных средств в исследуемом учреждении, разработка предложений по оптимизации расходов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2016

образовательных учреждений

В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

Образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства в области предпринимательской деятельности. При этом практический интерес вызывает вопрос о том, почему приносящая доход деятельность образовательного учреждения подвергается различной правовой оценке в зависимости от направления реинвестирования полученных средств.

Критерий реинвестирования специалисты считают спорным. Соглашаясь с тем, что его можно использовать при налогообложении с целью установления льготного налогового режима, они признают, что с гражданско-правовой точки зрения это вряд ли оправдано. «Во-первых, в области предоставления платных образовательных услуг (основных или дополнительных) образовательное учреждение – это профессионал, что является предпосылкой его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Во-вторых, для контрагентов учреждения не важно, на какие цели будут израсходованы доходы от договоров купли-продажи, производства работ, оказания услуг и иной приносящей доходы деятельности, перечисленной в п. 2 ст. 47 Закона «Об образовании», однако регулирование отношений по однородным сделкам будет различно. Так, если сделка заключается с целью непосредственного реинвестирования доходов от нее в образовательную деятельность, то она не требует признания за образовательным учреждением статуса предпринимателя и не распространяет на него действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Если аналогичная сделка заключается с целью опосредованного реинвестирования или иной целью, то, соответственно, она свидетельствует о предпринимательской деятельности учреждения, которое должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя и его отношения будут регулироваться иначе. В частности, учреждение по данной сделке будет нести повышенную ответственность как любой предприниматель, действующий на условиях риска, т. е. независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В первом же случае ответственность строится на общих основаниях – при наличии вины. Нетрудно увидеть по данному примеру, что положение контрагента существенно меняется, его права лучше защищены во втором случае, хотя в обоих случаях он имеет дело с одним и тем же контрагентом».



Необходимо также учитывать, что с принятием Налогового кодекса, а именно, его главы 25 «Налог на прибыль» в нем не были воспроизведены действовавшие ранее специальные нормы об освобождении от налогообложения доходов, реинвестированных в образование. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривал, что бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. В период действия указанных норм позиция налоговых органов относительно их применения не всегда была последовательной. Освобождение образовательных учреждений от уплаты налога на прибыль рассматривали как льготу по налогообложению, которая не согласуется с общими принципами налогового законодательства. В других отраслях экономики внутренне инвестирование также применяется, причем с точки зрения социальной значимости реинвестирование в здравоохранении, в области культуры не менее важно, чем в образовании. Однако законодатель установил такой льготный режим лишь для образовательных учреждений. Интересно и то, что для граждан-предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, такие механизмы освобождения от налогообложения не применялись, хотя и они тоже работали в сфере образования и удовлетворяли потребности граждан в дополнительных образовательных услугах.

В главе 25 НК РФ упоминание о реинвестировании доходов в образование отсутствует. Можно сделать вывод, что налогообложение образовательных учреждений осуществляется на общих основаниях. Это означает, что объектом налогообложения, т. е. прибылью, признается доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов. К доходам относятся как доходы от реализации, под которыми понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (применительно к обсуждаемой проблеме - доходы от предоставления платных образовательных услуг), так и внереализационные доходы (п. 2 ст. 47 Закона об образовании). Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. Не учитываются доходы, полученные организациями в рамках целевого финансирования. При этом ведется раздельный учет таких доходов и расходов, иначе они включаются в налогооблагаемую базу. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, грантов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда (ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Это могут быть расходы, связанные с производством и реализацией (в частности, с оказанием услуг), расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, на научные исследования, на оплату труда и т. д. Таким образом, любая организация, уплачивая налог на прибыль, уменьшает подлежащий обложению доход на произведенные расходы, и эти расходы тоже могут рассматриваться как внутреннее инвестирование, или реинвестирование.

С другой стороны, налоговые нормы могут содержаться не только в Налоговом кодексе, но и в других законодательных актах, регулирующих определенные области общественной жизни, например, в Законе об образовании. Ст. 6 НК РФ закрепляет общие правила разрешения коллизий налоговых норм, содержащихся в данном кодексе и других нормативных актах. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу в том случае, если он издан органом, не имеющим права издавать подобные акты либо издан с нарушением законодательства; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков либо запрещает их действия, разрешенные кодексом; противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений кодекса и в других случаях. Признание нормативного акта противоречащим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим кодексом. Поскольку нормы Закона об образовании не содержат положений, противоречащих Налоговому кодексу, они подлежат применению, что подтверждается и сложившейся судебной практикой. Образовательные учреждения налог на прибыль не уплачивают при условии реинвестирования дохода в образовательную деятельность. Финансовое и материальное положение образовательных учреждений в нынешних условиях таково, что они вынуждены все получаемые доходы направлять непосредственно на нужды образования, на совершенствование образовательного процесса, поэтому имеет место практически полное реинвестирование.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное учреждение и (или) непосредственно на нужды образования. В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Учреждение – это некоммерческая организация, которая не преследует основную цель – извлечение прибыли. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ). Таким образом, налицо двойственность правового статуса учреждения, который обусловлен возможностью выступать в роли предпринимателя. По мнению специалистов, необходимо строго соотносить данную форму с социальной значимостью функций, для которых эта форма предназначена. Однако государство и муниципальные образования сегодня не в состоянии финансировать деятельность созданных ими образовательных учреждений в полном объеме, поэтому последние вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью и оказанием платных услуг.

По нашему мнению, деятельность образовательного учреждения по предоставлению платных образовательных услуг не отвечает всем признакам предпринимательства, поскольку осуществляется особым субъектом – учреждением, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет собственник-учредитель.

Рассмотрим понятие образовательных услуг и порядок их предоставления. Услуга является одним из объектов гражданских прав и обязанностей (статьи 1, 128 ГК РФ), однако в гражданском законодательстве определения услуги не содержится. Е.Г. Шаблова предлагает определять услугу как «способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности, достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах». Как видим, все ученые сходятся во мнении о том, что основным признаком услуги является отсутствие овеществленного результата деятельности, своеобразная «неосязаемость» услуги. Это обусловливает сложности при определении качества услуги, особенно той, объектом воздействия которой является человек (например, медицинских, духовных, образовательных и др.). «В подобных случаях типизация критериев оценки качества и в целом удовлетворения потребностей гораздо сложнее, нежели определение и формализация, например, показателей качества товара (продукции). Переменчивость качества услуги и зависимость ее от ряда внешних (в том числе субъективных) обстоятельств требуют создания адекватного правового режима оценки качества услуг, в том числе совершенствования правовых основы сертификации услуг и выработки правовых моделей условий о качестве в обязательственном правоотношении об оказании услуг».

Все сказанное относится и к образовательным услугам , которые В.И. Шкатулла определяет как «экономическую деятельность образовательного учреждения, удовлетворяющую спрос человека на обеспечение образовательных потребностей» и подчеркивает такие их отличия от товаров, как неосязаемость, неотделимость услуги (ее производство и потребление происходит, как правило, в одно и то же время) и др.. Главное, что необходимо учитывать при определении качества образовательной услуги, заключается в том, что оно не может быть обеспечено только усилиями исполнителя. Достижение запланированного результата возможно лишь при условии активного участия обучающегося в образовательном процессе. Что касается качества образовательной услуги, оно может определяться с разных точек зрения: содержательной (насколько услуга соответствует требованиям государственного образовательного стандарта); психологической (оказывается ли она в условиях психологического комфорта, исключающих насилие над личностью обучающегося); гигиенической (оказывается ли она в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям). Безусловно, перечень таких показателей можно продолжить. Мы назвали лишь основные, без достижения которых сама постановка вопроса о качестве услуги была бы бессмысленна.

Образовательные услуги могут предоставляться в различных режимах. Они могут оказываться юридическими лицами, которые не являются субъектами образовательных отношений. Так, например, коммерческая организация занимается розничной торговлей компьютерной техникой и предлагает клиентам, не обладающим навыками пользователя, курс обучения работе на приобретенном компьютере. Аналогичные услуги могут предлагать консультационные, аудиторские и другие фирмы. Обучение в данном случае не является обязательным и представляет собой некую дополнительную услугу.

Образовательные услуги в собственном смысле слова оказывают только субъекты, наделенные специальной правоспособностью, например, граждане, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью и имеющие статус предпринимателя. В последнее время стали востребованными такие услуги, как репетиторство, деятельность домашнего учителя или гувернера. Эта деятельность в части реализации обучающих программ является предпринимательством в сфере образования. Она подлежит государственной регистрации и контролю. Доходы от такой деятельности облагаются соответствующими налогами. Регулирование педагогических отношений осуществляется в полном соответствии с Законом об образовании. Но, в отличие от образовательной деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, данная деятельность признается предпринимательством независимо от направления реинвестирования дохода.

Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляет государственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

Правовое регулирование платных услуг различается также в зависимости от того, в какой подсистеме образования они оказываются – общего или профессионального. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г.. Они распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации и граждан, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. При этом государственные и муниципальные учреждения могут оказывать за плату дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, в то время как негосударственные образовательные организации и граждане, занимающиеся частной педагогической практикой, вправе предоставлять платные услуги в пределах государственных образовательных стандартов.

Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления должны закрепляться в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций. При этом государственные и муниципальные учреждения в качестве платных образовательных услуг могут обеспечивать обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги. Не могут быть отнесены к платным образовательным услугам снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом, а также факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

В подзаконном акте воспроизводится общее правило предоставления платных образовательных услуг в государственных и муниципальных учреждениях, которое заключается в том, что они не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Если за плату оказывается дополнительная образовательная услуга, то требования к содержанию образовательных программ, специальных курсов определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

Организация платных образовательных услуг должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей. Образовательное учреждение, выступающее в качестве исполнителя, обязано предоставить потребителю достоверную информацию об оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исполнитель должен сообщить необходимую информацию о себе, указать наименование (фамилию, имя и отчество – для индивидуального предпринимателя), место нахождения (юридический адрес), а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием их реквизитов. Потребитель должен быть осведомлен об уровне и направленности реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формах и сроках их освоения, а также о перечне оказываемых образовательных услуг и их стоимости. Кроме того, ему должны быть разъяснены порядок приема и требования к поступающим и предоставлена информация о форме документа, выдаваемого по окончании обучения. По требованию потребителя предоставляются также устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, другие локальные нормативные акты, основные и дополнительные образовательные программы и др.

При предоставлении платных образовательных услуг государственные и муниципальные учреждение, негосударственные образовательные организации обязаны соблюдать установленный им учебный план, согласованный с органами местного самоуправления, и расписание занятий.

Правоотношения между исполнителем и потребителем платной образовательной услуги возникают на основании заключаемого ими в письменной форме договора . Он должен содержать указания на стороны договора, условия, определяющие виды и характер услуг, сроки их предоставления, их стоимость и порядок оплаты. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя.

Примерная форма договора утверждается федеральным органом управления образованием. Так, примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования была утверждена приказом Минобразования РФ от 15 марта 2002 г. В случае, если обучающийся достиг возраста 14 лет, он именуются в договоре потребителем и на него возлагаются определенные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса. Родители (иные законные представители) обучающегося именуются заказчиками. Примерная форма договора содержит перечень прав и обязанностей исполнителя, заказчика и потребителя. Так, исполнитель обязан организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг в условиях, соответствующих санитарным и гигиеническим требованиям; проявлять уважение к личности потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия. Образовательное учреждение обязано сохранить за обучающимся его место в случае болезни, лечения, карантина, отпуска

родителей, каникул и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам. Образовательный процесс должен быть организован с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Исполнитель должен уведомить заказчика о нецелесообразности оказания потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном договором, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Заказчик обязан своевременно вносить плату за предоставленные услуги, сообщать руководителю учреждения об изменении контактного телефона и места жительства, а также об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу. Родители (иные законные представители) должны обеспечить обучающегося за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего восприятия образовательных услуг, в количестве, соответствующем его возрасту и потребностям. По просьбе администрации образовательного учреждения они обязаны приходить для беседы, если имеются претензии к поведению обучающегося или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг.

Потребитель обязан посещать занятия, указанные в учебном расписании, выполнять задания по подготовке к занятиям, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство, бережно относиться к имуществу учреждения.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. По требованию потребителя или исполнителя составляется смета, которая становится частью договора.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность , предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Потребитель , обнаружив недостатки оказанных ему образовательных услуг, вправе по своему выбору потребовать :

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если в установленный договором срок недостатки не были устранены либо имеют существенный характер, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Практические все, изложенное выше, может быть отнесено к платным образовательным услугам, оказываемым в системе профессионального образования . Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 декабря 1998 г. «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ». Все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования.

Также не могут рассматриваться в качестве платных услуг проведение вступительных испытаний, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, психологическая аттестация. Поэтому взимание платы за все вышеперечисленные услуги не допускается.

Государство регулируется платные образовательные услуги в системе профессионального образования, в том числе посредством их квотирования, предусмотренного п. 10 ст. 41 Закона об образовании. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием обучающихся в такие учреждения для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления на платной основе не может составлять более 50 процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). При этом прием на платное обучение иностранных граждан не ограничивается. Подчеркнем, что до 28 июня 2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2002 г. о внесении изменений в образовательное законодательство, указанная квота составляла 25 %. Итак, квотирование касается только государственных и муниципальных учреждений, которые осуществляют подготовку по наиболее престижных направлениям и специальностям (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление) по договорам с гражданами и негосударственными организациями.

Н.Н. Тарусина расценивает это квотирование как «безусловное и вопиющее ограничение правоспособности государственного вуза; ограничение конституционного права на высшее образование по своему выбору и на конкурсной основе». Кроме того, нарушается законодательство о свободе конкуренции. Она делает вывод, что квотирование образовательных услуг в данном случае является «откровенно протекционистской мерой в пользу частного (исключительно платного) образования».

Введение таких ограничений обусловлено, скорее всего, желанием оптимизировать ситуацию на профессиональном рынке труда по соответствующим специальностям, на котором наблюдается превышение предложения над спросом. С другой стороны, подготовка по данным специальностям открывает широкие перспективы самостоятельной занятости, поэтому в течение последних нескольких лет на рынке образовательных услуг держится повышенный, если не сказать ажиотажный спрос на данные направления подготовки. Объем платных услуг, оказываемых государственными вузами по указанным специальностям, резко возрос, а доходы от их оказания стали превышать, а в ряде случаев замещать бюджетное финансирование. Поэтому данные ограничения на практике реализуются крайне редко.

Увеличение объема платных образовательных услуг вызвано еще и тем, что по названным престижным направлениям и специальностям подготовки контрольные цифры по приему на обучение с финансированием его из бюджета были сокращены. Сработал один из основных законов рынка – спрос рождает предложение. Вузы начали вести прием на коммерческое обучение, зачастую нарушая при этом лицензионные требования о предельной численности обучающихся. Это во многих случаях приводило к ухудшению качества образовательных услуг, обостряло проблему нехватки учебных площадей, библиотечного фонда, мест в общежитиях, создавало трудности при составлении расписания занятий. Проблема кадрового обеспечения учебного процесса решалась либо за счет увеличения нагрузки штатных преподавателей, либо за счет привлечения совместителей и почасовиков, которые в среднем имеют более низкую квалификацию. В связи с чем цели, которые, возможно, преследовал законодатель при введении ограничений на предоставление платных услуг в системе среднего и высшего профессионального образования, могли быть достигнуты иными способами, которые в большей степени соответствовали бы духу и букве закона. В частности, можно было бы усилить контроль за соблюдением лицензионных требований и обеспечением качества образовательных услуг, одновременно с этим сохраняя число бюджетных мест для подготовки по престижным специальностям. Кроме того, надо учитывать, что оптимизации ситуации мог бы способствовать механизм саморегулирования на рынке труда (хотя, конечно, не стоит преувеличивать его эффективность). В условиях возрождения производственных предприятий нашей страны все более востребованными становятся специалисты технических профессий, поэтому спрос на гуманитарные и технические специальности в ближайшие годы будет выравниваться, и в квотировании образовательных услуг отпадет необходимость.

Анализируя проблемы, возникающие при оказании платных образовательных услуг, нельзя обойти вопрос об использовании получаемых образовательными учреждениями средств. В большинстве случаев договоры на предоставление платных образовательных услуг составляются с предельно общими формулировками. «Руководство образовательных учреждений сосредоточивает средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, в своем распоряжении, нередко направляя их мимо клиентов, т. е. не только на возмещение затрат по обучению конкретного студента (слушателя) (улучшение материальной базы, доплаты работникам, не связанным с организацией учебного процесса). Это противоречит самому существу договора и является основанием для соответствующих внесудебных или судебных гражданско-правовых притязаний заказчика». Качество услуги от этого может снижаться.

Развитию платных образовательных услуг должно способствовать не только повышение их качества, но и предоставление определенных налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые заключают соответствующие договоры. В частности, такого рода поддержка направлена на развитие дополнительного образования в форме подготовки и переподготовки кадров организаций. Так, например, согласно ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями учитываются при уменьшении доходов при обложении налогом на прибыль. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

1) образовательные услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию) или иностранными, имеющими соответствующий статус;

2) подготовку или переподготовку проходят работники, состоящие в штате;

3) программа подготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использования специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. Не признаются расходами на подготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Физическим лицам предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной ими в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Такой вычет производится в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (ст. 219 НК РФ). Условиями его предоставления являются наличие у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, и представление налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Основанием для его предоставления является письменное заявление налогоплательщика, поданное в орган Министерства по налогам и сборам одновременно с налоговой декларацией по окончании налогового периода. Кроме того, к заявлению необходимо приложить справки о доходах родителя-налогоплательщика и об оплате обучения (по форме, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам, согласованным с Минобразованием от 27 сентября 2001 г.), а также копии договора с образовательным учреждением, платежных документов, подтверждающих внесение или перечисление денежных средств по данному договору и свидетельства о рождении ребенка.