Тайная вечеря в хорошем разрешении. Где находится "тайная вечеря" леонардо да винчи - знаменитая фреска

«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495-1498. Ultima cena. 460×880 см. Санта-Мария делле Грацие, Милан
Фото кликабельный

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Основная реставрация

В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Санта-Мария делле Грацие

Число 3

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3

Фигура

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

3

Жест

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

3

Анализ

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

3

Симон Кананит

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам).

Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

3

Апостол Фаддей

Брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

3

Левий Матфей

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

3

Апостол Филипп

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43-46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5-7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев) (Ин. 12:20-22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8-9).

Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп Диакон или Филипп Евангелист - другое лицо, тёзка апостола Филиппа.

Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей, с которыми был знаком и Папий. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Тита в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

3

Иаков Зеведеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Сын Зеведея, родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

3

Апостол Фома

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!».

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском, можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

3

Иоанн Богослов

Один из Двенадцати апостолов, сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей.

Согласно традиции большинство христианских конфессий, Апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

3

Апостол Петр

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого».

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

3

Иуда Искариот

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.

3

Андрей Первозванный

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.

3

Иаков Алфеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея. В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати, однако других сведений о нём не сообщается.

Согласно житию, Иаков был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).

3

Апостол Варфоломей

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы

3

О картине

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

3

В недавнем потоке книг и статей все чаще стали появляться предположения, что Леонардо да Винчи был лидером подпольного общества и что он скрыл в своих художественных работах секретные коды и сообщения. Правда ли это? В дополнение к его роли в истории как известного художника, ученого и изобретателя, был ли он также хранителем какой-то огромной тайны, которая передается на протяжении веков?

ШИФРЫ И ШИФРОВАНИЕ. МЕТОД ШИФРОВАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Леонардо было, конечно, не привыкать к использованию кодов и шифрования. Все его заметки написаны задом наперед, зеркально. Почему именно Леонардо делал это – остается неясным. Было высказано предположение, что он, возможно, чувствовал, что некоторые из его военных изобретений были бы слишком разрушительными и мощными, если бы они попали в чужие руки. Поэтому он защищал свои бумаги, используя метод обратной записи. Другие ученые указывают на то, что этот тип шифрования слишком прост, ведь для его расшифровки нужно всего лишь поднести бумагу к зеркалу. Если Леонардо использовал его для безопасности, он, вероятно, был озабочен скрытием содержимого только от случайного наблюдателя.

Другие исследователи полагают, что он использовал обратное письмо, просто потому что ему так было проще. Леонардо был левшой, и писать в обратном направлении было для него делом менее трудным, чем для правши.

КРИПТЕКС

В последнее время многие люди приписывают Леонардо изобретение механизма под названием криптекс. Криптекс представляет собой трубку, которая состоит из серии колец с выгравированными на них буквами алфавита. Когда кольца повернуты таким образом, что некоторые буквы выстраиваются в линию, образуя пароль к открытию криптекса - одну из торцевых крышек становится возможным снять, и содержимое (обычно это кусок папируса, обернутый вокруг стеклянной емкости с уксусом) может быть извлечено. Если же кто-то попытается достать содержимое путем поломки устройства - стеклянная емкость внутри расколется и уксус растворит написанное на папирусе.

В своей популярной книге (художественной) «Код да Винчи» Ден Браун приписывает изобретение криптекса Леонардо да Винчи. Но реальных доказательств того, что именно да Винчи придумал и/или сконструировал это устройство – нет.

ТАЙНЫ КАРТИНЫ МОНА ЛИЗА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНА УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ.

Одна популярная идея состоит в том, что Леонардо написал секретные символы или сообщения в своих произведениях. Проанализировав его самую известную картину, "Мона Лиза", многие уверены, что Леонардо, при создании картины, использовал некоторые хитрости. Многие люди считают улыбку Джоконды особо навязчивой. Они говорят, что она, кажется, изменяется, даже если изменений свойств краски на поверхности картины нет.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что Леонардо нарисовал края улыбки на портрете, таким образом, что они кажутся как будто немного не в фокусе. Из-за этого их проще видеть периферическим зрение, чем если смотреть непосредственно на них. Это может объяснить, почему некоторые люди сообщают, что портрет, кажется, больше улыбается, когда они смотрят непосредственно на улыбку.

Другая теория, предложенная Кристофер Тайлер и Леонидом Концевич из Исследовательского института глаза Смит-Кеттлевел говорит, что улыбка, похоже, меняется из-за переменных уровней случайных шумов в зрительной системе человека. Если закрыть глаза в темной комнате, Вы заметите, что все не идеально черное. Клетки наших глаз создают низкий уровень "фонового шума" (мы видим это, как крошечные светлые и темные точки). Наш мозг обычно это фильтрует, но Тайлер и Концевич предположили, что при рассмотрении Моны Лизы, эти маленькие точки могут изменять форму ее улыбки. В качестве доказательств своей теории, они наложили несколько случайных множеств точек на картину "Мона Лиза" и показали ее людям. Некоторые из опрошенных сказали, что улыбка Джоконды выглядит более радостно, чем обычно, другим казалось наоборот, что точки омрачили портрет. Тайлер и Концевич утверждают, что шум, который присущ зрительной системе человека, дает тот же эффект. Когда кто-то рассматривает картину, его зрительная система добавляет к изображению шум и изменяет ее, кажется, что улыбка изменилась.




Почему Мона Лиза улыбается? На протяжении многих лет, люди выдвигали такие версии: одни считали, что, возможно, она была беременна, другие – находят эту улыбку грустной и предполагают, что она была несчастна в браке.

Доктор Лилиан Шварц из исследовательского центра Лаборатории Белла придумала версию, которая кажется маловероятной, но интригующей. Она думает, что Джоконда улыбается, потому что художник подшутил над зрителями. Она утверждает, что на картине не улыбчивая молодая женщина, что на самом деле это автопортрет самого художника. Шварц заметила, что, когда она использовала компьютер, чтобы выявить особенности на портрете Моны Лизы и автопортрете да Винчи - они полностью совпали. Однако, другие эксперты отмечают, что это может быть результатом того, что оба портрета нарисованы такими же красками и кистями, одним и тем же художником, и с использованием одинаковых методов написания.

ТАЙНА КАРТИНЫ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Дэн Браун в своем популярном триллере Код да Винчи предполагает, что картина Леонардо Тайная вечеря имеет ряд скрытых смыслов и символов. В вымышленной истории есть заговор ранней церкви, чтобы подавить важность Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа (история свидетельствует - к огорчению многих верующих - что она была его женой). Якобы Леонардо был главой тайного ордена людей, которые знали правду о Магдалине и пытались ее сохранить. Один из способов Леонардо сделать это - оставить ключи к разгадке в своем знаменитом труде - в Тайной вечере.

На картине изображен последний ужин Иисуса совместно со своими учениками перед его смертью. Леонардо пытается уловить момент, когда Иисус объявляет, что он будет предан, и что один из мужчин за столом будет его предателем. Наиболее значимым ключом, оставленным Леонардо, по словам Брауна, является то, что ученик, который идентифицируется на картине как Иоанн - на самом деле Мария Магдалина. Действительно, если бросить быстрый взгляд на картину, кажется, что это действительно так. Человек, изображенный справа от Иисуса, имеет длинные волосы и гладкую кожу, что можно было бы рассматривать как женские особенности, по сравнению с остальными апостолами, которые выглядят немного более грубо и кажутся старше. Браун также указывает на то, что Иисус и фигура по правую руку от него, вместе образуют контур буквы "М". Символизирует ли это Марию или, возможно, жену (Matrimony в переводе с английского брак, супружество)? Является ли это ключами к тайным знаниям, оставленными Леонардо?



«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Несмотря на первое впечатление, что эта фигура на картинке выглядит более женственно, остается вопросом, выглядела ли эта фигура также женственно для зрителей той эпохи, в которой Леонардо написал данную картину. Наверное, нет. Ведь Иоанн считался самым младшим из учеников, и он часто изображался в виде безбородого юноши с мягкими чертами лица и длинными волосами. Сегодня можно расценивать эту личность, как существо женского пола, но если вернуться во Флоренцию, в пятнадцатый век, учесть разницу культур и ожиданий, попытаться вникнуть в представления тех времен о женском и мужском началах – уже нельзя быть уверенным, что это на самом деле женщина. Леонардо был не единственным художником который изображал Иоанна подобным образом. Доменико Гирландайо и Андреа дель Кастаньо в своих картинах написали Иоанна схоже:


«Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо


«Тайная вечеря» Доменико Гирландайо

В "трактате о живописи", Леонардо объясняет, что персонажи на картине должны быть изображены на основе их типов. Эти типы могут быть такими: "мудрец" или "старуха". Каждый тип имеет свои характеристики, например: борода, морщины, короткие или длинные волосы. Иоанн, как на фото, на "Тайной вечере" представляет собой студенческий тип: ставленник, который еще не созрел. Художники той эпохи, в том числе Леонардо, изобразил бы этот тип, "студент", как очень молодого человека с мягкими чертами лица. Именно это мы и видим на картине.

Что касается контура "M" на картинке, это результат того, как художник сочинил картину. Иисус, в тот момент, когда он объявляет о свое предательстве, сидит один в центре картины, его тело по форме напоминает пирамиду, ученики располагаются группами по обе стороны от него. Леонардо часто использовал форму пирамиды в композициях своих работ.

ПРИОРАТ СИОНА.

Есть предположения, что Леонардо был руководителем секретной группы под названием Приорат Сиона. Согласно Коду да Винчи, миссией Приората было сохранение тайны Марии Магдалины о ее браке с Иисусом. Но ведь книга Код да Винчи – выдумка, основанная на теориях из спорной "нон-фикшн" книги под названием Святая кровь и Святой Грааль авторов Ричарда Ли, Майкла Бейджента и Генри Линкольна, написанной в начале 1980-х годов.

В книге Святая кровь и Святой Грааль, в качестве доказательств членства Леонардо в Приорате Сиона, приводится ряд документов, которые хранятся в Национальной библиотеке Франции, в Париже. В то время как есть некоторые доказательства того, что орден монахов с таким названием существовал еще в 1116 г. н. э., и эта средневековая группа не имеет ничего общего с Приоратом Сиона 20 века, а годы жизни да Винчи: 1452 – 1519.

Документы, подтверждающие существование Приората на самом деле есть, но вполне вероятно, что они являются частью мистификации, задуманной человеком по имени Пьер Плантар в 1950-х годах. Плантар и группа его единомышленников правого толка с антисемитскими наклонностями основали в 1956 году Приорат. Изготовляя фальшивые документы, в том числе поддельные генеалогические таблицы, по-видимому, Плантар надеялся доказать, что он был потомком Меровингов и наследником французского престола. Документ, якобы свидетельствующий что Леонардо, наряду с такими корифеями, как Боттичелли, Исаак Ньютон и Гюго состояли в организации Приорат Сиона – с большой вероятностью, тоже может быть поддельным.

Неясно, пытался ли Пьер Плантар также увековечить историю Марии Магдалины. Известно, что он утверждал, что Приорат обладает сокровищем. Не набором бесценных документов, как в «Коде да Винчи», а списком священных предметов, написанном на медном свитке, одном из свитков Мертвого моря, найденных в 50-ых годах. Плантар сказал интервьюерам, что Приорат вернет это сокровище в Израиль, когда "придет время". Мнения экспертов по этому поводу разделились: некоторые считают, что никакого свитка нет, некоторые – что он поддельный, а некоторые что он настоящий, но не принадлежит по праву Приорату.

Тот факт, что Леонардо да Винчи не был членом тайного общества, как показано в Коде да Винчи, не является поводом для того чтобы перестать восхищаться его талантом. Включение этой исторической личности в современную фантастику интригует, но ничуть не омрачает его достижения. Его художественные произведения были и есть источником вдохновения для миллионов на протяжении столетий и содержат тонкости, которые даже лучшие эксперты до сих пор пытаются разгадать. Кроме того, его эксперименты и изобретения характеризуют его как передового мыслителя, чьи изыскания выходят далеко за рамки его современников. Главный секрет Леонардо да Винчи состоит в том, что он был гением, но в те времена понять это смогли не многие.

Если говорить о памятниках искусства и культуры, имеющих мировое значение, нельзя не упомянуть картины Леонардо да Винчи. И, несомненно, одной из наиболее известных является его работа «Тайная вечеря». Кто-то утверждает, что на её написание мастера вдохновила Божья искра, а кто-то твердит, что ради такого мастерства он продал душу дьяволу. Но одно неоспоримо - то умение и тщательность, с которой художник воссоздал все нюансы сцены из Евангелия, до сих пор остаются недостижимой мечтой для большинства живописцев.

Итак, какие же секреты скрывает это изображение? Читайте - и узнаете!

Сцена последнего ужина Христа со своими учениками

История создания картины

Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери » от своего покровителя - герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.

Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие. Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан

Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу - смесь пигмента и яичного белка - что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок. Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.

Замысел мастера

Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо - Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность - ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.

Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются - чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.

Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии

Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом , который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали - лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.

Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?

По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда - стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего - его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.

Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом

Осталось изобразить лишь Искариота - и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача - в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал - только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением - и как легко её преступить!

Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением - и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!

Ученик или Мария Магдалина?

До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину - одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске - склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» - брак . Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» - инициалы да Винчи.

Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря

Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.

Размещение фигур и предметов

Тайная вечеря Леонардо да Винчи отличается не только реалистичностью и живостью человеческих фигур - мастер тщательно проработал и окружающее их пространство, и столовые приборы, и даже пейзаж. Каждая черта произведения содержит в себе закодированное послание.

Например, учёные выяснили, что порядок, в котором на фреске располагаются фигуры апостолов, вовсе неслучаен - он соответствует последовательности зодиакального круга. Так, если придерживаться этой закономерности, то можно увидеть, что Иисус Христос был козерогом - символом движения вперёд, к новым вершинам и достижениям, духовного развития. Этот знак отождествляется с Сатурном - божеством времени, судьбы и гармонии.

А вот загадочная фигура рядом со Спасителем, о которой уже говорилось выше, расположена под знаком Девы. Это ещё одно доказательство в пользу того, что мастер показал на картине именно Марию Магдалину.

Икона из янтаря «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Интересно изучать и расположение предметов на столе. В частности, возле руки Иуды можно увидеть перевёрнутую солонку (что уже в те времена считалось приметой, предвещающей беду), а кроме того, его тарелка пуста. Это знак того, что он не смог воспринять благодать, дарованную пришествием Господа, отвергнул Его дар.

Поводом для диспутов служит даже рыба, поданная трапезующим. Искусствоведы долго спорили, что именно изобразил Леонардо. Одни говорят, что это сельдь - её итальянское название, «aringa», созвучно с «arringare» - учение, проповедь, наставление. А вот по версии других, это угорь - на диалекте Восточной Италии его называют «anguilla», что для итальянцев звучит похоже на «тот, кто отвергает религию».

За время своего существования фреска не раз оказывалась под угрозой уничтожения. Так, во время II Мировой войны артиллерийский снаряд, влетевший в окно церкви, изуродовал и частично разрушил все стены - за исключением той, где было написано произведение!

Знаменитая картина всё ещё существует - и открывает перед нами всё новые и новые тайны, разгадка которых только предстоит. А тем временем вы можете любоваться на многочисленные копии и репродукции , выполненные из самых разных материалов. Например, Тайная вечеря из янтаря , высыпанная из самоцветной крошки и инкрустированная крупными камнями, просто поражает - в ней сочетаются мастерское исполнение и загадочность оригинала!

Дата создания: 1495-1497 годы.
Тип: темпера.
Габариты: 460*880 см.

Тайная вечеря

Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.

Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.

На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.

Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.

Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов - три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф. 26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо - блюда с угрем и апельсинами - любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.

Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.

Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство. Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия. Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.

Фома, Иаков Старший, Филипп.

Христос

Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его. Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» - и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола. Все композиционные линии картины сходятся в одной точке - к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.

Арка

В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева - герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.

Фреска в наше время

Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.

Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.

Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб