Биография розенбаума александра яковлевича. Биография александра розенбаума

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков

Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951) – известный российский певец, автор-исполнитель, поэт и литературный деятель. С 1996 года является Заслуженным артистом Российской Федерации, а в 2001 году получил звание Народного артиста.

Детство

Александр Яковлевич родился 13 сентября в Ленинграде. Его отец и мать познакомились друг с другом, еще будучи студентами 1-го Медицинского института. Сразу после окончания учебного заведения они сыграли свадьбу и спустя некоторое время уехали в город Зыряновск, располагавшийся в Восточном Казахстане. Там, будучи медиками, они устроились на работу в городской госпиталь: отец на должность врача-уролога, а мать ─ на акушер-гинеколога. Именно там, в Зыряновске, на свет появился старший брат Александра – Владимир Розенбаум.

Спустя шесть лет стабильной работы в госпитале семья Розенбаумов решает перебраться в Ленинград, так как больница потихоньку начинает пустеть и надобности в большом количестве специалистов уже нет. Понимая, что рано или поздно они попадут под сокращение, родители Александра переезжают в Ленинград, где у них рождается второй сын – будущий певец и автор-исполнитель.

Музыкальные способности и талант Александра стали проявляться еще в пятилетнем возрасте. Параллельно с общеобразовательной школой он записывается в музыкальную, где учится игре на фортепиано. Его педагогами становятся видные преподаватели того времени, поэтому уже спустя год под руководством Ларисы Иоффе и Марии Глушенко Розенбаум начинает показывать невероятные музыкальные способности, участвуя в многочисленных конкурсах. Кроме того, он учится и игре на гитаре у своего соседа – талантливого Михаила Александровича Минина, который по просьбе родителей берется за обучение юного гения всем азам.

Юность

После младшей школы Александра Яковлевича переводят в учебное заведение на Витебском проспекте, так как его родители хотят, чтобы их сын обучился языкам. Так Розенбаум оказывается в школе с углубленным изучением французского языка, который, к слову, так и не дался ему из-за увлеченности музыкой. Александр часто пропускал занятия, а находясь в классе, сидел и сочинял собственные композиции, не обращая абсолютно никакого внимания на преподавателей.

В это же время в жизни юного Саши появляется спорт. По совету друзей он записывается в секцию фигурного катания, из которой уходит уже спустя месяц, а затем – в секцию бокса «Трудовые резервы», но и там он не задерживается, предпочитая любому занятию музыку. К этому моменту о том, что Александр обладает поистине огромными музыкальными способностями уже знают все: друзья певца, его школьные учителя и даже соседи. Он играет на гитаре дома, в гостях, во дворе, на вечерах самодеятельности и школьных конкурсах, а о себе заявляет, что «буквально родился с гитарой в руках».

Однако музыка долгое время оставалась для Розенбаума только лишь хобби и приятным времяпрепровождением. По настоянию родителей в 1968 году он поступает в 1-й Медицинский институт в Ленинграде. Закончить образование с первого раза у талантливого парня не выходит: его отчисляют спустя год, и то случайно (его путают с другим студентом, не сдавшим вовремя сессию). Когда ошибка выясняется, уже слишком поздно заново подавать документы, так как Александру приходит повестка из военкомата.

Но, к счастью, в армию его так и не берут из-за небольших проблем со зрением, поэтому спустя год молодой человек восстанавливает документы в институт и продолжает обучение вплоть до 1974 года. Заканчивает высшее учебное заведение он со специальностью врача-терапевта и практически сразу после института идёт работать на Первую подстанцию, располагающуюся неподалеку от учебного заведения.

Музыкальная карьера

Несмотря на тот факт, что на момент поступления в институт Розенбаумом уже были созданы песни собственного сочинения, профессионально он решил посвятить себя музыке лишь в 1980 году. В разное время он участвует в таких ансамблях, как «Аргонавты», «Адмиралтейство», «Пульс» и «Шестеро молодых», везде выступая под псевдонимом «Аяров» (от своих инициалов). Однако ни в одном из музыкальных коллективов Розенбаум не находит того, чего искал, идя в мир музыки, поэтому долго он не задерживается ни в одном из ансамблей.

В качестве сольного исполнителя Александр Яковлевич начал выступать уже в 1983 году, активно участвуя в городских музыкальных мероприятиях, большинство из которых проводились в Доме культу МВД имени Держинского. Там он впервые исполняет такие композиции, как «Романс генерала Черноты», «Песня коня цыганских кровей», «На Дону, на Доне», «Вещая судьба», «Ах, если было бы можно…», «Я часто просыпаюсь в тишине» и многие другие.

Народное признание пришло к Розенбауму в это же время. Его песни носили разный смысл и были посвящены абсолютно различным тематикам. Алекандр Яковлевич живо интересовался послереволюционной Россией XX-го века, посвящал композиции цыганским обычаям и казачеству, писал философские и лирические песни, а также композиции, поддерживающие военнослужащих. К слову, Розенбаум нередко выступал с благотворительными концертами в военных частях и даже ездил несколько раз в Афганистан.

Музыкальный стиль

На сегодняшний день Александра Яковлевича Розенбаума знают миллионы слушателей по всему миру, и этот успех был достигнут не только благодаря таланту певца, но и оригинальному музыкальному стилю, который остаётся с ним с самого начала профессиональной карьеры на сцене.

Розенбаум всегда исполнял свои песни на русской семиструнной (разновидность гитары, в которой отсутствует пятая струна, благодаря чему она получила название OPEN G). Исключением являлось лишь одно из выступлений Александра с братьями Жемчужными, когда он использовал для выступления двенадцатиструнную гитару. В остальное же время автор-исполнитель использует лишь яркую и эффектную игру на русской семиструнной с несколькими ритмами боя. К слову, Александр Яковлевич является одним из немногих музыкантов, который не использует медиатор во время выступления, что делает композиции более живыми, а звук – в разы насыщеннее.

Личная жизнь

Семейная жизнь началась у Розенбаума очень рано. Как и его родители, он встретил свою первую любовь, еще будучи студентом 1-го Медицинского института. Однако в отличие от прошлого поколения, молодые не стали дожидаться окончания учебного заведения и сыграли свадьбу спустя 2 месяца после знакомства.

В итоге через девять месяцев брак распался, а Александр влюбился в коллегу по работе – Елену Викторовну Савшинскую – врача-рентгенолога на Первой подстанции, куда Розенбаум пошел работать сразу после окончания медицинского института. В 1976 году у Александра и Елены родилась дочка Анна.

Александр Яковлевич Розенбаум. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой.

Его родители Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы. Софья - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь.

В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко.

Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова.

Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.

В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум - Одесские песни

Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Александр Розенбаум - Гоп Стоп

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно...») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»).

Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну...» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»).


Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота "Чёрного тюльпана"», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными).

Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.).

После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» прозвучала в криминальном сериале «Бригада». В том же году он получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год - первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». Далее музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года.

В 2005 году его знаменитая песня «Заходите к нам на огонек...» звучала в мелодраматическом сериале «Две судьбы».

В 2012 году Розенбаум получил третий «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с Зарой.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с Григорием Лепсом, Михаилом Шуфутинским, Братьями Жемчужными, Иосифом Кобзоном.

Александр Розенбаум - Вальс-бостон

Общественно-политическая позиция Александра Розенбаума

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является "святой задачей"».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Рост Александра Розенбаума: 174 сантиметра.

Личная жизнь Александра Розенбаума:

Дважды был женат.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но первый брак длился всего 9 месяцев.

Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, она врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Поженились в 1975 году. У пары родилась дочь Анна.

Дочь - Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля Тиберио Чаки, спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру. Занимается сетью пивных «Толстый Фраер».

Внуки: Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге; Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005); Дэниэль и Андрей (родились в феврале 2014).

Дискография Александра Розенбаума:

«Домашний концерт» (1981)
«Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Посвящение посвящающим» (1983)
«Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Концерт в Воркуте» (1984)
«Эпитафия» (1986)
«Мои дворы» (1986)
«Нарисуйте мне дом» (1987)
«Дорога длиною в жизнь» (1987)
«Концерт на ЛОМО» (1987)
«Нью-Йоркский концерт» (1987)
«Казачьи песни» (1988)
«Анафема» (1988)
«Гоп-стоп» (1993)
«Ностальгия» (1994)
«Горячая десятка» (1994)
«Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
«Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
«На плантациях любви» (март-май 1996)
«Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
«Возвращение на Арго» (февраль 1997)
«Июльская жара» (ноябрь 1997)
«Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
«Настоящий солдат» (апрель 2001)
«Старая гитара» (2001)
«Странная жизнь» (2003)
«Я вижу свет» (июль-август 2005)
«Попутчики» (2007)
«Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
«Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
«Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
«Метафизика» (2015)

Фильмография Александра Розенбаума:

1985 - Начни сначала - камео
1987 - Два часа с бардами
1991 - Афганский излом - камео
1991 - Побег на край света
1991 - Бессонница
1992 - Чтобы выжить - Джафар (озвучивание - Виктор Проскурин)
2005 - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
2008 - Сайд-степ - Георгий Шахов
2011 - Лучшее лето нашей жизни - камео


Каждый русский человек знаком с творчеством известного певца и поэта - Александра Яковлевича Розенбаума. Его проникновенные песни задевают тонкие душевные струны слушателей, этот исполнитель является кумиром множества людей в России.

Талантливость Александра Розенбаума в детстве

Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошёл со всеми, будоражить.

Розенбаум Александр Яковлевич

День рождения музыкального исполнителя - 13 сентября 1951 года. Родился Александр в интеллигентной семье врачей. Отец будущего певца был урологом, а мать - акушером-гинекологом.

Талантливость будущей знаменитости проявилась ещё в раннем детстве. Он совмещал учёбу в школе с уроками игры на фортепиано. Его обучали одни из лучших музыкальных преподавателей на тот период - Лариса Иоффе и Мария Глушенко. Через год обучения музыке Александр уже участвовал в различных конкурсных мероприятиях, показывая свой уникальный талант.

Неоправданные надежды родителей Александра

Впоследствии отец с матерью настояли на обучении А. Розенбаума иностранному языку. Он изучал французский язык в школе на Витебском проспекте. Но к занятиям Александр был совершенно равнодушен, так как кроме музыки его ничего не интересовало. Он частенько прогуливал уроки французского языка. На занятиях будущий певец занимался сочинением собственных композиций и не придавал значения недовольству педагогов.

Учёба в Медицинском институте

Довольно долго музыкальное творчество было для певца просто отдушиной и приятным провождением времени. В 1968 году родители заставили его поступить в институт в медицинском направлении. При поступлении в это учебное заведение у певца уже имелся арсенал собственных песен.

Тот, кто беды не знал, тот счастья ни капельки не нашёл.

Розенбаум Александр Яковлевич

В 1980 году он решается заняться музыкой на профессиональном уровне. Александр стал выступать с различными музыкальными коллективами, выбрав себе псевдоним «Аяров». Ни в одном ансамбле Александр Яковлевич не нашёл музыкального направления по душе.

БИОГРАФИЯ
Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении “какого-то эмигранта”? Или купили пластинку “Эпитафия” пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: “Вальс-бостон”, “Нарисуйте мне дом”, “Казачья”, “Есаул”, “Утиная охота”, “Вещая судьба”, “Налетела грусть”, “Бабий Яр”, “Черный тюльпан” и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором.

До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, - а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. “Нельзя обмануть народ” - поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.

Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.

Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.

В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: “Саша - исключительный”.

С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: “Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает”.

В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. “Эту школу закончили мои родители, я и недавно - моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой”.

Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу “Трудовые резервы”. “Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг”.

Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. “Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним”. Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в “Ленконцерте”.

Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.

Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. “… не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:”. Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом “за зрительские симпатии”.

В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный “хвост”, оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.

Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.

Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.

Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: “Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его”. И еще: “То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло”.

В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.

Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел “Рок”).

Ему всегда, как он признавался, “хотелось быть лучшим в своем деле”. У врача было “было все в порядке, пока песня являлась хобби”. А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать”. И неизбежно “почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом”.

Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.

(Материал составлен по книге Софьи Хентовой
“Александр Розенбаум: сила песни”)