Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Музей древнерусской культуры и искусства им

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря (о монастыре я расскажу в отдельном посте), основанного в середине XIV века и связанного с Куликовской битвой и другими событиями русской истории и культуры.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен. Могила его не сохранилась.Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
В начале в музее были только копии и фотографии,затем стали привозить иконы, списанные по ветхости, снятые со стен фрески.Сейчас в музее более 5 тысяч икон, и среди них есть работы Дионисия.
Музей имени Андрея Рублева был учрежден 10 декабря 1947 г, а открыт для посетителе в 21 сентября 1960 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор.
Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Христос Вседержитель 1685 г.

Обновление Храма Воскресения Христова 17 век.

Поволжье из села Никольское Борисоглебского района Ярославской области

Богоматерь с младенцем на престоле.
Конец 17 века
Карп Золоторев. Москва,золотописная мастерская Посольского приказа.

Богоматерь Владимирская
Около 1676 г.
Оружейная палата,Москва. Из Похвальской церкви села Орел,Березниковского района Пермской области.

Богоматерь Неопалимая Купина
17 век.Поволжье.
Из Троицкого Макарьево монастыря в Калязине

Христос Вседержатель
1703 г.
Филатьев. Оружейная палата,Москва. Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.

Царские Врата и надвратная сень
Середина 17 века.Поволжье. Из Знаменской церкви села Пылева Тверской области.

Святой Алексея человек Божий и Преподобная Мария Египетская
Середина 17 века. Москва. Из собора Сретенского монастыря.

Рождество Богоматери
Первая половина 17 века.Поволжье.
Из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области

Праотец Вениамин и Праотец Неффалин
Из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецского монастыря.

Архангел Михаил. Троица. Архангел Гавриил
Первая половина 17 века.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе.Из иконостаса Богоявленской церкви села Семеновского Московской области.

Царские врата
Вторая половина 16 века.Русский север.
Из церкви Успения села Варзуга Мурманской области.

Архангел Михаила, с деяниями
16 век. Великий Устюг.
Из церкви Успения в Ляльске Кировской области.

Мученица Параскева Пятница
16 век. Новгород.

Святой Благоверный Князь Петр Муромский и Святая Благоверная Княгиня Феврония Муромская
Конец 16 века. Муром.
Из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме Владимирской области.

Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий
Фрагмент створок царских врат. 16 век. Ярославль.

Богоматерь Тихвинская
1550-е годы. Москва.

Святитель Николай Мирликийский
1550-е годы. Москва.
Из успенского собора в Дмитрове Московской области.

Царские Врата
16 век. Новгородская провинция

Богоматерь

Спас в силах
Конец 15 века.Ростовская школа.
Из церкви села Чернокулова близ Юрьев-Польского
(Дар Ю.М. Репина)

Положение во гроб
1497 год.Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Зачатие Иоанна Предтечи (Встреча у златых ворот)
15 век. Новгород.



Великомученица Параскева Пятница с клеймами жития
16 век. Тверь.
происходит из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области.

Святитель Николай Чудотворец
Конец 17 века. Дерево.

Преподобный Нил Столобенский
Вторая половина 19 века.Тверская губерния.

"Открылась бездна, звезд полна" - именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки "Апокалипсис дивный ", которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII - начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство - это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века - насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21... Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам (они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд - очаровательную и очень интересную), а еще выше - фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна - на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, "чему надлежит быть вскоре". И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры "Апокалипсиса" последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны - это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишним и. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный "Апокалипсис", например, трехтолковый - т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой - это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц - до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ ЦАРЬ КОНСТАНТИН И ЦАРИЦА ЕЛЕНА Около 1853 года. Москва Дерево, масло; 125 x 89 см КП 2825 Верхний Спасский храм церкви Покрова в Филях Флавий Валерий Аврелий Константин (между 270-275 - 337) – римский император, известный как Константин Великий. Почитается Церковью как равноапостольный благодаря принятому в 313 году Миланскому эдикту, легализовавшему христианство в Римской империи. Это произошло после победы Константина над войсками Максенция в 312 году, накануне которой, по преданию, император увидел в небе Крест с надписью: «Сим Победишь». В 325 году он инициировал созыв Никейского собора, на котором была осуждена арианская ересь. Крещение император принял накануне смерти. О жизни матери императора Константина, равноапостольной царице Елене (250-е – 330-е годы) известно, в основном, из сочинения Евсевия Кесарийского «Жизнь блаженного василевса Константина». В христианство Елена обратилась в возрасте около 60 лет и в конце жизни предприняла паломничество в Иерусалим, где по ее воле были проведены успешные поиски Голгофы, пещеры погребения Христа и Креста Распятия. Крест был найден вместе с четырьмя гвоздями и табличкой с краткой надписью: «Иисус Назарянин царь иудейский». Царица Елена установила почитание обретенных реликвий и возвела над пещерой Гроба Господня храм в честь Воскресения Христова. Равноапостольные Константин и Елена традиционно изображаются вместе по сторонам от большого Креста. Икона, находящаяся в западном притворе верхнего храма церкви Покрова в Филях, была исполнена около 1853 года, когда в интерьере проводились работы по переустройству убранства притворов на средства купца И.П. Гладилина.

Комментариев 1

Классов 132

В 1922 году массовые изъятия церковных ценностей в храмах и монастырях Москвы проходили в рамках объявленной борьбы с массовым голодом. В Андрониковом монастыре конфискации начались 22 марта - с раки, стоявшей в Спасском соборе с мощами первых игуменов, св. Андроника и Саввы, было сорвано серебра весом более 7 пудов (более 114 кг). В апреле снимались серебряные ризы с икон, 625 бриллиантов, 125 алмазов, изъяты 2 серебряных креста с жемчугом весом более 6 фунтов (более 2700 г). Вскоре после закрытия монастыря все остальные ценности были разграблены, разрознены, вывезены. Музей имени Андрея Рублева создавался в 1947 году без единого экспоната - ни одной иконы, рукописи, древнего памятника в Андрониковом монастыре не было, некрополь был разорен, а Спасский собор нуждался в срочных противоаварийных работах и реставрации. На фото начала XX века - интерьер Спасского собора и вид на раку с мощами первых игуменов, стоявшую в приделе.

Комментариев 1

Классов 84

Сегодня наш музей принял участие в акции #МузейноеЕдинство в Facebook. Одна из наших публикаций была посвящена наиболее значимому списку Казанской - Московской Казанской иконе Богоматери. Представляем ее вашему вниманию. МОСКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ. В 1611 г. под Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением был принесен список Явленной Казанской иконы, а не она сама. Этот важный вывод сделан историками на основании летописных свидетельств. С принесенной из Казани иконой в тяжелом бою с гетманом А. Ходкевичем ополчением городов Нижней Волги и казаками был взят Новодевичий монастырь, после чего этот образ стал почитаться чудотворным. Согласно тексту «Сказания о приходе чюдотворнаго образа Пречистыя Богородицы Казанския под царствующий град Москву, егда восхитиша его богоотступники и разорители православныя веры литовскиа люди», икона была принесена в Москву 22 июля 1611 г. и поставлена в каменной церкви Благовещения в селе Воронцове (ныне ул. Воронцово Поле). В конце августа- начале сентября 1611 г. в Москве построили Казанский деревянный храм, куда перенесли икону. В связи с тяжелой обстановкой под Москвой она пробыла здесь до начала зимы, после чего с казанским протопопом ее отправили в Ярославль. Весной 1612 г. в Ярославль пришло ополчение Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского и уже прославившаяся чудотворениями икона была взята в полки, а в Казань, с казанским протопопом и частью казанского ополчения, отправили украшенный окладом ее список. Московская Казанская икона стала полковой. 22 октября 1612 г именно с ней приступом был взят Китай-город, вскоре поляки сдали Кремль. 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал днем освобождения России от интервентов. В первый воскресный день после освобождения Кремля полки русских воинов сошлись у Лобного места на площади, называемой «Пожар» (так раньше называли Красную площадь), где произошла встреча двух чудотворных икон Божией Матери - Казанской и Владимирской, вынесенной из Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля архиепископом Арсением Елассонским. После освобождения столицы Московская Казанская икона стояла в приходской Введенской церкви князя Пожарского, до 1617 г. здесь был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, где царь Михаил Феодорович слушал обедню. В 1625 г. по повелению царя и по благословению патриарха Филарета чудотворная икона была украшена «многою утварию» князем Пожарским по данному им обету. В 1632 г. в Москве построили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери «у стены» Китай-города, между Ильинскими и Никольскими воротами. Она приравнивалась по статусу к кремлевским соборам. В 1634 году этот храм сгорел, и во время строительства на этом месте каменного собора находилась во Введенском «Златоверхом» храме Китай-города. После освящения 16 октября 1636 г. каменного Казанского собора на Красной площади в Москве икона находилась здесь. Ее называли «Казанской, что на «Пожаре»». Московская Казанская икона относилась к концу XVI или началу XVII в. Сохранилась фотография иконы без оклада. На фотографии икона имеет вид после поновлений ХVII-ХVIII вв., о которых свидетельствуют 2 надписи на нижнем поле. Поновитель иконы государев иконописец Михаил Милютин (Малютин) был одним из наиболее даровитых учеников Симона Ушакова. Ему поручались работы по реставрации древних икон. В 1812 г. икона была вынесена из Казанского собора и спасена, но уже без драгоценного оклада, снятого французами. К 22 октября 1824 г. на средства московских купцов Д. Лепёшкина и Н. Тихомирова для Московской Казанской иконы был создан новый оклад, который в 1850-1853 гг. получил дополнительные украшения и венцы. В это же время икону поместили в серебряный киот (стоимостью 2735 р. серебром) с фигурами парящих ангелов на дверцах-створах и с херувимами наверху. В 1918 г. Московская Казанская икона в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Наиболее близким сохранившимся списком Московской Казанской иконы является самая почитаемая ныне в Москве Казанская икона в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе, происходящая, как принято считать, из Казанского собора на Красной площади. Икона написана на рубеже XVII и XVIII вв. в традиции «живоподобия». На нижнем поле Казанской иконы под окладом надпись: «Истинное изображенiе и мра чдотворной Казанской иконы Богоматери что въ Казанскомъ московскомъ собор». Сравнение Московской Казанской иконы и «Елоховской» без окладов говорит о том, что это разные иконы. Фото с сайта pravenc.ru

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Самая старинная постройка Москвы совсем не Кремль, как уверены многие, а Спасо-Андроников монастырь. Сам собор является , и даже больше. Он очень красив и известен тем, что не раз спасал Москву. А еще здесь жил в монашестве Андрей Рублев. Судьбы монастыря и знаменитого иконописца неразрывно переплетены. Святая обитель давала приют и духовную пищу Рублеву, а сам иконописец стал невольным спасителем собора спустя столетия после своей смерти.

История музея А. Рублева

Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.

В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.

Музейная экспозиция

Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева, икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.

В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.

В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.