Свешников хоровой дирижер. Александр Васильевич Свешников: биография

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.


хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР


А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников" Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело , — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.


Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный" поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство , — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия ».



Ах ты, степь широкая










АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе


В темном лесе, В темном лесе,

за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

Тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

Мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной.
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во кузнице


Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Колокольчик



Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,

Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






Александр Васильевич Свешников (1890-1980) - советский дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член ВКП(б) с 1950 года.

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 год (по другим источникам - 12 сентября) в Коломне (ныне Московская область).

В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне - ГИТИС), где занимался у А. Н. Корещенко и В. С. Калинникова. Учился также в Народной консерватории у Б. Л. Яворского.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). В 1923-1928 заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР, в 1941-1944 заведующий вокальной частью Ансамбля НКВД.

В 1944 году на основе вернувшейся из эвакуации детской хоровой школы при Ленинградской академической капелле организовал Московское хоровое училище, впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства.

В 1944-1974 годах преподавал в МГК имени П. И. Чайковского: в 1944-1948 годах декан дирижёрско-хорового факультета; с 1946 года профессор, затем в течение 30 лет (1948-1978) ректор.

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Семья

Первая жена - Свешникова Лидия Александровна.

Дочь - Галина (умерла в младенчестве).

Сын - Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942-1945), принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.

Внуки - Сергей, Александр.

Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9.

Память

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке.

В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории была развёрнута экспозиция, приуроченная к 125-летию со дня рождения дирижёра.

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в «формализме». Занимал пост ректора консерватории 30 лет.

Известные ученики

  • Минин, Владимир Николаевич - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР.
  • Леонид Николаевич Павлов - российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России.
  • Попов, Виктор Сергеевич
  • Птица, Клавдий Борисович
  • Ровдо, Виктор Владимирович - хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР.
  • Тевлин, Борис Григорьевич - хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора МГК имени П. И. Чайковского.
  • Калинин, Станислав Семенович - хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора МГК имени П. И. Чайковского.
  • Юрлов, Александр Александрович

Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)
  • народный артист СССР (1956)
  • Герой Социалистического Труда (1970).
  • три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • медали
  • Почётный член Королевской академии музыки (Великобритания).

Литература

  • Тевлин Б. Мастер хорового искусства // Музыкальная жизнь.- 1962, № 5
  • Птица К. Большой русский талант // Советская музыка.- 1965, № 10
  • А. В. Свешников. Сборник статей / Сост. В. Подольская, общая ред. К. Птицы.- М., 1970
  • Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания.- М., 1998.- 328 с.- ISBN 5-7140-0654-2

Родился 12 сентября (30 августа по старому стилю) 1890 г., Коломна Московской губернии, умер 3 января 1980, Москва.

Хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1970).
Ректор Московской консерватории (1948-74).

В 1909 окончил Московскую народную консервавторию (теорией музыки занимался у Б. Л. Яворского, пением у С. Г. Власова). В 1909-13гг. учился в Музыкально-драматическом училище МФО у А. Н. Корещенко (композиция) и Д. А. Шмукловского (контрабас). С 1909 г. преподавал хоровое пение в школах Москвы, руководил рабочими хорами. В 1921-23 гг. организатор детской хоровой самодеятельности на Украине, создатель и дирижер Украинской хоровой капеллы. В1923-28 гг. заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-36 гг. — художественный руководитель организованного им ансамбля (позднее хора) Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 гг. — Государственного хора СССР, в 1937-41 гг. — Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки. С 1941 г. возглавлял созданный им Государственный хор русской песни (позднее — Государственный академический руссский хор СССР). Организатор и директор Московского хорового училища (1944); после смерти Свешникова его имя присвоено Московскому хоровому училищу (ныне — в составе Академии хорового искусства имени В. С. Попова).

Крупнейший представитель русской хоровой культуры, выдающийся интерпретатор и тонкий знаток русской и зарубежной классики, в том числе сочинений М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др. Концертный репертуар Свешникова включал сочинения Дж. Перголези, А. Вивальди, И. С. Баха, Г.Ф. Генделя, В. А. Моцарта (Реквием и др.), Л. ван Бетховена, Дж. Россини, А. Онеггера, Б. Бриттена. Гастролировал с хором во многих городах СССР и за рубежом. Автор многочисленных обработок русских, украинских и других песен, а также множества статей о музыкальном искусстве.

С 1944 преподавал в Московской консерватории хоровое дирижирование. В 1944-48 гг. — декан дирижерско-хорового факультета, в 1949-50 гг. — заведующий кафедрой хорового дирижирования, в 1948-74 гг. — ректор. Среди учеников — В. Минин, А. Юрлов.

Вел большую музыкально-просветительскую и организационную работу. Главный дирижер ряда московских Праздников песни. Организатор и председатель Всероссийского хорового общества (до 1964), член жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального исква (1966, 1970, 1974). Сталинская премия (1946). Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Почетный член Королевской академии музыки (Великобритания).

Александр Васильевич Свешников

Свешников Александр Васильевич [р. 30.8(11.9). 1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Учился в Нар. консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л. Яворского). В 1913 окончил Моск. синодальное уч-ще. В 1928-36 организатор и руководитель вокального ансамбля (затем хора) Всесоюзного радио, в 1937-41 художеств. руководитель Ленингр. академической капеллы, с 1942 - Гос. хора рус. песни СССР. Организатор (1944) и художеств, руководитель Моск. хорового уч-ща. С 1944 преподаватель, с 1946 проф. Моск. консерватории (в 1948-75 её ректор). Организатор и пред. Всеросс. хорового об-ва (до 1964). С.- видный деятель сов. хорового иск-ва, ему принадлежат многие обработки нар. песен. Гастролировал за рубежом. Гос. пр. СССР (1946) и РСФСР им. Глинки (1967) за концертно-исполнительскую деятельность. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Свешников Александр Васильевич (1890–1980), русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии Государственный академический русский хор) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах.

Использованы материалы сайта http://www.numerov.ru/stranica412.html

Свешников Александр Васильевич род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва, занимался по муз.-теоретич. предметам у А. Н. Корещенко, а также у Б. Л. Яворского в моск. Нар. конс. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1921-1923 организатор дет. хор. самодеятельности на Украине, рук. хор. капеллы в Полтаве. В 1923-1928 зав. вок. частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1936 худ. рук. организованного им вок. ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-1937 худ. рук. Гос. хора СССР, в 1937-1941-Ленингр. акад. капеллы. С 1941 возглавлял организованный им Гос. хор рус. песни (позднее - Гос. акад. рус. хор СССР). Организатор (1944) и худ. рук. Моск. хор. уч-ща. В 1944-1974 преподавал в Моск. конс. (в 1944-1948 декан дирижерско-хор. ф-та, с 1946 проф., в 1948-1974 ректор). Гл. дирижер ряда Моск. праздников песни. Организатор и пред. Всероссийского хор. об-ва (до 1964), чл. жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского по разделу вок. искусства (1966, 1970, 1974). Гос. премия СССР (1946), Гос. премия РСФСР им. М. И. Глинки (1967). Автор мн. статей о муз. искусстве. Обработки для хора - рус. и укр. нар. песни, "Сборник песен народов СССР" (М., 1936), Сборник песен советских композиторов" (Л., 1938), "Русские народные песни" (М., 1943), "26 русских народных песен" (М., 1948), "Песни друзей" (М., 1952), "Шуман "Грезы" (М., 1955-1958), "Югославские народные песни" (М., 1956), "Сборник русских народных песен" (М., 1956), "Сборник итальянских песен" (М., 1956). Свешников, Александр Васильевич Род. 1890, ум. 1980. Хоровой дирижер. Создатель вокального ансамбля Всесоюзного радио. Был художественным руководителем Государственного русского хора СССР (1936-37, 1941), Ленинградской капеллы (1937-41). Создал и возглавил Московское хоровое училище (с 1944 г.). Профессор (с 1946) и ректор (1948-74) Московской консерватории. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970).

Использованы материалы сайта http://www.biografija.ru/

Примечания ХРОНОСа:

Если по юлианскому календарю А.В.Свешников родился 30 августа в XIX веке, то для определения этой даты по григорианскому календарю следует прибавлять 12 дней, а не 13, как сделал составитель этой биографической справки. И тогда должно получиться не 12-е, а 11-е сентября (разрыв в календарях тогда составлял 12 дней, а не 13). В День рождения А.В. Свешникова 30 августа 1890 года в странах Западной Европы на календарях было 11 сентября. И мы, русские, после 1918 года, то есть после перехода на григорианский календарь, должны праздновать День рождения хормейстера именно 11 сентября.

Литература:

Т е в л и н Б., Мастер хорового искусства, "Музыкальная жизнь", 1962, № 5;

Птица К., Большой русский талант, "Советская музыка", 1965, № 10.

Далее читайте:

Хор имени А.В.Свешникова выступит в Московской консерватории . (Информационное сообщение).

Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова.

«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
Профессор Александр Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг.
Художественный руководитель и главный дирижер хора народный артист России Игорь Раевский
Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив - вот уже более полувека дарит людям свое искусство. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова. «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» - так писал о нем Д.Д.Шостакович.
Выдающийся художник современности А.В.Свешников почитал хоровое пение величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
С древних времен славилась Русская земля своим певческим искусством. Незримые, но прочные нити связали мастеров-распевщиков XVI века и первых русских профессиональных композиторов Николая Калашникова, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинку с авторами, пишущими в наши дни. Хоровая музыка Георгия Свиридова, Родиона Щедрина и других современных отечественных композиторов, исполняемая коллективом, пропитана животворными соками русской певческой традиции, оставляющей место и богатой творческой фантазии, и ярким краскам, и стремительным ритмам современности. В исполнительском стиле хора, теплом и проникновенном, в выразительной фразировке, в выровненном, свободно льющемся вокале мы слышим неустанное стремление постичь великую тайну поющей Руси, постичь и передать ее людям.
История Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова насчитывает более пяти десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, когда в стране начинали свою деятельность многие ныне прославленные музыкальные коллективы. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В.Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М.Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен. В исполнении хора звучали сочинения П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Аренского, М.Мусоргского, С.Танеева, В.Иванникова и других композиторов. Исполнялись монументальные произведения западноевропейской классики: оратория «Самсон» Генделя, Девятая симфония Бетховена, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Многие сочинения современников: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, В.Мурадели, А.Хачатуряна, Е.Голубева, С.Василенко, А.Гедике и других не раз находили своего первого исполнителя в лице Госхора СССР.
Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. И действительно, основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в обработках А.В.Свешникова - великолепного аранжировщика, знатока исполнительских возможностей хора. Такие песни, как «Гибель «Варяга» и «Ермак», «Ах ты, степь широкая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вдоль да по речке» и поныне являются неотъемлемой частью репертуара коллектива. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», - вспоминал А. В. Свешников.
Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. «Русские второй раз завоевали Берлин», - писал о концерте журнал «Иллюстрирт». Это событие положило начало большому «триумфальному шествию» хора по европейским странам. Жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения «неслыханными». «Русская песня, то грустная и задумчивая, то веселая и задорная, покорила зал. И хотя слова не были понятны, смысл песен прекрасно понимали все»,-писала одна из венских газет после концерта хора в австрийской столице. Бельгийская газета «Метрополь» так отзывалась об искусстве коллектива: «Нас поражает артистизм хора, его поразительная дисциплина, восхищают чистота, точность и просветленность женских голосов, теплые тембры мужских, особенно басовой партии».
В 1955 году хору было присвоено звание «академический». Популярность коллектива стремительно растет, расширяются его репертуарные рамки, появляются концертные программы, посвященные хоровой музыке разных стран, а также творчеству выдающихся зарубежных композиторов. Эти программы во многом способствовали укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, расширили музыкальный кругозор. После исполнения хором «Венгерского псалма» Золтана Кодаи автор писал: «Я очень благодарен Вам и Вашему чудесному хору за удивительное представление «Псалма» на венгерском языке». Не менее красноречиво и высказывание японского рецензента: «Когда я прослушал «Колыбельную песню» Ицуки, у меня выступили невольно слезы. Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен». Во время гастрольной поездки хора по Италии состоялся концерт в знаменитом Миланском театре «Ла Скала». «Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти», - писала о коллективе местная пресса. Восторженное признание снискало искусство хора и на японской земле, неоднократно посещаемой коллективом: «Своими выступлениями в Японии хор подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов».
С 1980 по 1987 год художественным руководителем хора являлся народный артист России И.Г.Агафонников, бережно сохранявший традиции своего великого предшественника. В период с 1987 по 1990 год художественное руководство хором осуществлял народный артист России В.Н.Минин, чье имя для любителей музыки прочно связано со знаменитым Московским камерным хором.
За долгие годы существования хором было исполнено в общей сложности более трех тысяч произведений, написанных в самых разных жанрах и принадлежащих разным эпохам и композиторским стилям. Здесь и такие шедевры ораториально-кантатного жанра, как «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Сотворение мира» Гайдна, монументальные хоровые полотна Баха и Генделя, немеркнущие творения старых европейских мастеров - «Глория» Вивальди, «Глория» Монтеверди, сочинения Палестрины, Орландо Лассо, Жоскена Депре, Лотти, Иомелли.
Но главное место в репертуаре хора неизменно занимает русское классическое наследие, исполнение которого неотделимо от высоких целей духовного возрождения России. Широко и полно представлено хоровое творчество М.Глинки, А.Алябьева, А.Гурилева, А.Варламова, А.Бородина, Ц.Кюи, А.Серова, Н.Римского-Корсакова, обработки народных песен М.Мусоргского и его вокально-симфонические произведения «Царь Эдип», «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин». Хором были исполнены и записаны все произведения a capella П.И.Чайковского и его кантата «Москва». За последние годы репертуар коллектива обогатился многими яркими творениями С.Танеева, среди которых кантата «Иоанн Дамаскин», хоры на стихи Я.Полонского, сочинениями А.Аренского, А.Гречанинова, Ю.Сахновского, П.Чеснокова, В.Калинникова, В.Шебалина.
Русская народная песня в обработках А.Свешникова, Д.Шостаковича, Н.Римского-Корсакова неизменно украшает концертные программы коллектива. А такие знаменитые, как «Ах ты, степь широкая» и «В темном лесе», стали своего рода песнями-символами, с них неизменно начинаются концертные программы хора, составленные из произведений русской хоровой музыки.
Постоянный интерес публики вызывает русская духовная музыка, также широко представленная в репертуаре хора. Начиная со знаменитых распевов и фрагментов из "Пещного действа", духовных концертов Н.Калашникова, Д.Бортнянского и М.Березовского, хор знакомит слушателей и с более поздними образцами этого жанра: "Страстной седмицей" А.Гречанинова, "Отче наш" А.В.Александрова, "Запечатленным ангелом" Р.Щедрина. В репертуар хора в разное время вошли непревзойденные шедевры С.Рахманинова - "Литургия", "Всенощная", "Колокола". Исполнение и запись "Всенощной" С.Рахманинова, потрясающее по красоте, не уступает шедевру, весь блеск которого хор передает с полным совершенством", - писала французская "Кайе дю диск". Эта запись была удостоена Гран при французской Академии грамзаписи.
Активная творческая дружба Государственного академического русского хора им.А.В.Свешникова с современными композиторами, заинтересованность в их творчестве продолжает давнюю традицию коллектива, о которой в свое время писал Д.Шостакович: "Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является первым исполнителем новых произведений". Многие сочинения этого гениального композитора, среди которых "Десять поэм для хора", оратория "Песнь о лесах", кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", впервые прозвучали в исполнении коллектива. Также обязаны хору своим первым исполнением кантата "Александр Невский" С.Прокофьева, поэма "Памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" Г.Свиридова, многие хоровые сочинения Р.Щедрина, Р.Бойко, В.Александрова и других композиторов.
Среди сочинений современных зарубежных композиторов, исполненных хором, упомянутый выше "Венгерский псалом" З.Кодаи, кантаты Карла Орфа "Катулли кармина" и "Кармина Бурана", "Три маленькие литургии" Оливье Мессиана, Третья симфония Микиса Теодоракиса и другие.
С 1991 по 1995 год художественным руководителем хора был выдающийся хоровой дирижер Е.С.Тытянко - безвременно ушедший из жизни в июне 1995 года.
Под его руководством коллектив осуществил записи на компакт-диски ряд замечательных русских опер: "Юдифь" В.Серова; "Царскую невесту" и "Майскую ночь" Римского-Корсакова; "Алеко" и "Франческу да Римини" С.Рахманинова.
В настоящее время во главе коллектива стоит известный хоровой дирижер - народный артист России, профессор Игорь Иванович Раевский. Воспитанник хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории.
За последние годы хор приглашался на гастроли в Швецию, Китай, Грецию, Израиль, Египет. Блистательный успех сопутствовал каждому выступлению хора в трех турне по США - январь 1993 г., январь - февраль 1994 г., февраль-апрель 1995 г.
"...Грандиозно, ярко и прекрасно!"; "...это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни."; "...его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны."; "...их концерт одно из прекраснейших представлений во все времена." - так сформулирована американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора.