Татары исповедуют ислам. История татар

Около 14 тыс. человек. Общая численность 6710 тыс. человек.

Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских - юртовские, кундровские татары и карагаши (в прошлом выделялись ещё татары «трёх дворов» и татары «емешные»). Особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов XV-XVI веков, являлись до начала XX века литовские татары. Эта группа во 2-й половине XIX - начале XX вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность.

Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в XVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки).

Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Письменность с X века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской (яналиф), с 1939 - 40 - русской.

Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI-XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты.

В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и другие; у сибирских - себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских - мэслим, литва (липка), татарлары.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в VI-IX веках, во 2-й половине XIX - начале XX вв. он закрепился как общий этноним татар. В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в том числе тюркские), называвшиеся «татары». В XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». В условиях формирования этноса (во 2-й половине XIX - начале XX вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство татар называли себя татарами.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже начала X века) одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В XIV-XV веках на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В XIV-XV веках в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские, группы. В XIV - середине XVI вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века). Мишари до середины XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине XVI-XVIII вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В XV-XVII веках это население, жившее в Астраханском ханстве (1459-1556), частично в Ногайской Орде и отдельных ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и другие), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С XVIII века усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

Литовские татары начали формироваться в конце XIV века на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд.

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В XVIII - начале XX вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. в результате этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав Русского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар бытовал этноним «бухарцы», астраханских - «ногайцы», «карагаши», у волго-уральских татар по переписи 1926 татарами себя считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в том числе часть из них - нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

В 1920 образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 преобразована в Республику Татарстан.

Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю.

Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских татар было пчеловодство: прежде бортевое, в XIX-XX веках пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота.

Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в XVIII-XIX веках возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX веке - кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич. деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. С XVIII века крупные торговцы у татар главенствовали в операциях со Средней Азией и Казахстаном.

У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения татар Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до конца XIX - начала XX вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д.

В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.

Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.

Основной строительный материал - дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью (изба - сени - изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.

Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш.

Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка.

Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины.

Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным (у отдельных групп татар-мишарей Окского басcейна), вмазанным и т.д.

Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т.д.

Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями.

Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (так называемые «штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением изу (особенно у казанских татар). В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент).

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы.

Головной убор мужчин (кроме кряшен) - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп татар, кроме кряшен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань (плоскую и «татарскую» бугорчатую), зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты.

Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), - свадебное блюдо и др.

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным.

Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию праздника составлял мэйдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть - карга (дэрэ, зэрэ) боткасы - коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

С 1992 два религиозных праздника - Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь татарстана.

В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен - гусли.

Профессиональная культура тесно связана с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство (золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное дело - скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву).

Posted ПТ, 06/04/2012 - 08:15 by Кэп

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar ) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год). Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.

ПЕРЕЧЕНЬ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ В КАЗАНИ И ОКОЛО ГОРОДА ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОСЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ СТАТЬИ ПРО ТАТАРСКИЙ НАРОД:

булгарский воин

Герой Советского Союза и татарский поэт - Муса Джалиль

История этнонима

Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

МУЗЕЙ ТУКАЯ В ДЕРЕВНЕ КОШЛАУЧ - НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Ранняя история

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к III—IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V—VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII—VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли булгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в IX—X веке создали государство — Булгарию Волжско-Камскую. После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Булгария была окончательно захвачена монголами. Булгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.

В XIII-XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая трансформация языка и культуры булгар.

Формирование

В XV—XVI веках происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари, касимовские татары, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар), астраханских, сибирских, крымских и других). Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры.

Гаяз Исхаки

Этногенез татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

булгаро-татарская теория

татаро-монгольская теория

тюрко-татарская теория.

Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория.

В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.

ПРЕЗИДЕНТ РФ МЕДВЕДЕВ И ПРЕЗИДЕНТ РТ МИННИХАНОВ

И.ШАРИПОВА - ПРЕДСТАВЛЯЛА РОССИЮ НА МИСС МИРА - 2010

Субэтносы

Татары состоят из нескольких субэтносов - Самыми крупными из них являются:

Казанские татары (тат. Казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

(ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО КАЗАНЬ - ТУТ ).

Татары-мишари (тат. Мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.

Касимовские татары (тат. Кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.

Сибирские татары (тат. Себер) — одна из групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.

Астраханские татары (тат. Әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Астраханского ханства.

Татары-тептяри (тат. Типтәр) — этносословная группа татар, известная в Башкортостане.

одежда булгарских девушек

Культура и быт

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

У каждого народа есть свои национальные праздники. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Учёные считают, что это слово означает «весенняя красота», «весеннее торжество».

Религиозные праздники называются словом гает или байрам (Ураза-байрам (Рамазан) — праздник поста и Корбан-байрам — праздник жертвы). Мусульмансике праздники у татар - мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвовуют все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан-байрам — праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться.

праздники татар

Боз карау

По старой-престарой традиции татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм — «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.

Янгер яу

Однажды ранней весной дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. А после такого пиршества дети играли, обливались водой.

Кызыл йоморка

Через некоторое время наступал день сбора крашеных яиц. Жителей села о таком дне предупреждали заранее и хозяйки с вечера красили яйца — чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными — от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета. Кроме того, в каждом доме пекли особые тестяные шарики — маленькие булочки, крендели, а также покупали конфеты.

Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы «двор не был пустым», то есть чтобы много на нём было живности.

Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!» Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами.

Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй - праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне - по окончании сева.

В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно - девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.

На время сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов - к ним переходила вся власть в деревне, они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.

Общественно-политические движения 1980—1990-х годов

На конец 80-х годов XX века приходится период активизации общественно-политических движений в Татарстане. Можно отметить создание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), первый президент M. Мулюков, отделение партии «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане, во главе которой встала Ф.Байрамова.

В.В. ПУТИН ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО В ЕГО РОДУ БЫЛИ ТАТАРЫ!!!

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.photosight.ru/photos/

http://www.ethnomuseum.ru/glossary/

http://www.liveinternet.ru/

http://i48.servimg.com/

Википедия.

Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.

Татарская энциклопедия

Р. К. Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, Дом печати 2001

Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949, С.145.

Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001. — С.36.

http://firo04.firo.ru/

http://img-fotki.yandex.ru/

http://www.ljplus.ru/img4/s/a/safiullin/

http://volga.lentaregion.ru/wp-content/

  • 233462 просмотра

Все мы знаем, что наша страна – многонациональное государство. Конечно, основная часть населения – русские, но, как известно, татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в России. Не стоит забывать и то, что татарский этнос зародился параллельно с русским.

На сегодняшний день татары составляют чуть больше половины населения своей национальной республики – Татарстана. В то же время немалое число татар проживает за пределами РТ — в Башкортостане -1,12 млн., в Удмуртии -110,5 тыс., в Мордовии — 47,3 тыс., в Марий Эл — 43,8 тыс., Чувашии — 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Откуда же пошло название этноса — «татары»? Этот вопрос считается весьма актуальным в настоящее время, поскольку существует множество различные интерпретаций данного этнонима. Мы приведем наиболее интересные.

Многие историки и исследователи считают, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники «Золотой Орды».

А вот известный тюрколог Д.Е.Еремев полагает, что происхождение слова «татары» так или иначе связано с древнетюркским словом и народом. «Тат», по информации древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари, название древнеиранского рода. Кашгари говорил о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Таким образом, получается, что первоначальное значение слова «тат» было, вероятно, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы.

Несмотря на свои разногласия, историки сходятся в одном — этноним «татары», безусловно, древнего происхождения, однако как название современных татар он был принят лишь в ХIХв. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Они сложились в единую нацию, лишь после того, как им дали имя «татары» европейские народы.

Таким образом, выходит, что полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. Кто знает, быть может, именно вы когда-нибудь дадите точно объяснение происхождению сего этнонима. Ну а пока поговорим о культуре татар.

Нельзя пройти мимо того, что татарский этнос имеет древнюю и яркую историю.
Самобытная культура татар, вне всякого сомнения, вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Судите сами, следы этой культуры мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей, а национальная татарская культура синтезирует в себе все лучшие достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов. Как же так получилось?

Все дело в том, что татары — один из самых подвижных народов. Безземелье, частые неурожаи на Родине и традиционная тяга к торговле привела к тому, что еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи. В годы же советского правления этот миграционный процесс только усилился. Именно поэтому, в настоящее время в России практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили представители татарского этноса.

Татарские диаспоры образовались и во множестве стран всего мира. В дореволюционный период образовались татарские национальные общины в таких странах, как Финляндия, Польша, Румыния, Болгария, Турция, Китай. После распада СССР татары, жившие в бывших союзных республиках, оказались так же за рубежом – в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, на Украине и в странах Балтии. Позже, в середине XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

По мнению большинства историков, непосредственно татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования такого тюркского государства как Золотая Орда. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе», то есть старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный же литературный язык возник во второй половине XIX и начале XX веков на основе среднего диалекта.

Развитие письма у татар было так же поэтапным. Археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье свидетельствуют о том, что в древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом. С момента же добровольного принятия Ислама волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, позже, в 1929 — 1939 годы — латинской графикой, ну а с 1939 года используют традиционную кириллицу с дополнительными знаками.

Современный татарский язык относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи. Он подразделяется на четыре основных диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Не стоит забывать, что чуть ли не в каждом районе, в каждой деревне существует свой особый мини-диалект. Тем не менее, несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Примечательно, что татарская нация по уровню грамотности еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Хочется верить, что традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Новости из России

25.01.2015

I. Русские мусульмане.

Мусульмане - это шестая часть того человеческого массива, что зовется русским народом, это каждый шестой в армии и в тылу и потому в дни, когда перестраивается российская государственность, когда отпадают все ограничения, роль тридцати миллионов мусульман может быть очень значительной, ибо может повлиять на то или иное разрешение наших исторических задач.

Поэтому мы считаем своевременным ознакомление русского общества с настроениями, желаниями и политическими воззрениями мусульман.

Мусульмане не народ, а много народов, связанных одной религией и одной восточной культурой, полученной ими вместе с религией с Востока, из Аравии и потому мусульманство в самом себе осуществило братство народов, скрепленных общей идеей.


Мусульманство это Восток, тот Восток, чья печать легла и на памятники русской старины, - взгляните на куполы - тюрбаны Василия Блаженного, на портреты Годунова и Иоанна Грозного, этого сурового хана в тюбетейке, вспомните, что доселе существуют на Москве Яуза и Балчуг, - и вы поймете, что связь России с татарством - не случайность и не каприз истории.

- "Татары на Руси!" - из конца в конец передавалась грозная весть по всей Руси, повергая в страх и уныние удельных князей. Татары впервые пришли с Батыем в 1238 году и многие из них остались тогда на Руси в качестве воинов, охранников княжеской казны. Затем, татарские нашествия повторялись часто, и жестокие завоеватели всякий раз огнем и мечом расписывались в посещении матери городов русских.

Брал Москву хан Чанибек (Джанибек - прим. ред.). Железный Хромец, хан Тимур (Амир Тимур - прим. ред.), пощадил Москву и под страхом смерти запретил своим воинам вход в столицу. Щадили Русь и хан Едигей, и Сафа-Бей, и только Девлет-Гирей, при Иоанне Грозном, мстя за убитых Грозным послов, сжег Москву.

Во весь этот период татары не раз бывали и союзниками того или иного удельного княжества и, как вольные кочевые воины по профессии, придирались ко всякому случаю, чтобы повоевать, пользуясь вечными войнами между собой враждовавших удельных князей.

Татары привили русским свою боевую организацию, заразили их духом завоевательного авантюризма и сами были разбиты, покорены и поглощены разросшимся государством российским.

Покоренные ханские народы исчезли, претворились, иные обрусели, но народы остались и в течение веков восприняли русскую государственную культуру, сохранили веру отцов и духовную культуру Востока.

Все тюркские народности, входящие в состав русского государства, объединяются под общим стягом русского мусульманства, считая мусульманство не как религию, а как культурную дисциплину, сведшую воедино родственные по духу племена.

Сотни лет, проведенных в мирной работе бок-о-бок с татарами, научили русских верить и уважать братьев - мусульман.

Ханы воевали с царями, но нынче нет ханов, нет царей, есть народы, есть союз российских народов - и среди них мусульмане.

Вместе с русским народом несли они все тяготы подъяремного существования, претерпев все удары, нанесенные подвластным народам беспутной романовщиной.

У мусульман были отняты богатейшие земли в Сибири, Казани, в Поволжье, на Кавказе и в Закавказье, в Крыму и Туркестане. Огромные имения Романовых, все эти удельные и кабинетские имения, - миллионы десятин награбленной земли, ныне составят народный земельный фонд.

Мусульман преследовали за их происхождение их веру и обычаи - все же мусульманские массы были самыми лояльными и служили интересам России, часто поступаясь всем дорогим и никогда изменяя русскому народу.

Русское правительство платило за верность подлостью: закрывало школы, просветительные учреждения, душило всякие проявления самосознания и сделало то, что лояльное мусульманство слилось с русским народом и вместе с ним отреклось от режима предательства и торговли совестью.

II. Религия и быт.

Религия мусульман, Ислам, или магометанство (по имени основателя религии и Пророка ее Магомета), является не только идеалистическим учением, но сводом законов, предусматривающих все почти бытовые явления и обслуживающих самые разнообразные стороны жизни. Сюда входят, обычное право (адат), свод церковных постановлений (шариат), основы военной и гражданской организации и многое иное.

Татары религиозны, трезвы и очень трудолюбивы. Быт татарской деревни мало отличается от русской: то же примитивное ведение хозяйства, та же печать безземелья и забитости, но нет кабаков, нет грязи, татары чистоплотны, - и грамотность обязательна для детей обоего пола. Посещать татарскую школу имеет право всякий, независимо от возраста и положения. Школы, медресе и мектебе главным образом давали доселе элементарное образование: чтение, письмо, основы Корана и толкования его.

Русские школы "министерского" типа давали очень мало, а учреждать школы иных типов правительство не разрешало.

Татары, тем не менее, упорно стремились к свету, боролись за право учиться и на этой почве их история - история гонений и кар.

Долгое время единственными, относительно просвещенными людьми, в татарской деревне были исключительно духовники, то есть муллы и имамы. Они были в народе, они учили народ тому немногому, что знали сами и стояли на страже религии.

У мусульманства нет "духовенства" в христианском смысле, нет такого сословия. Муллой может быть всякий мусульманин, и сын муллы ничем не отличается от сына земледельца или ремесленника. Религия и быт, тесно связаны между собой и этим, быть может, объясняются устойчивость и нравственные качества мусульманства.

Живут мусульмане в добрососедских отношениях со своими соседями, и никакой вражды к народностям иных исповеданий не проявляют. Отдельные трагические недоразумения, вроде армяно-татарских столкновений в Закавказье, объясняются отчасти некультурностью туземного населения, отчасти экономическими условиями, но, главным образом, злостной провокацией старого царского правительства, его ставленников и прислужников.

Доселе у европейцев существовало глубокое убеждение в том, что Ислам, как религия, является тормозом, затрудняющим мусульманству приобщение к культуре. Это верно постольку, поскольку, вообще, консервативна всякая религия.

Учение Ислама, по существу, эластично и, по духу глубоко демократично. Республиканские общины существовали у древних арабов, управлявшихся выборными шейхами. Древний калифат являлся республикой, где президентом был калиф, а хозяином страны оставался народ, без труда низлагавший калифов. Ислам и сопредельная с ним арабо-турецкая культура не знают аристократии, как касты; ни у арабов, ни у турок не было и нет привилегированных сословий: ни дворян, ни князей, ни духовенства.

Ислам покровительствовал наукам, литературе, искусствам, и в эпоху мавританского расцвета искусства и науки достигли пределов высокого развития.

Ни в Коране, ни в иных писаных книгах законов нет никакой тенденции против культуры, и всякие политические и общественные реформы с точки зрения Ислама могут быть только приветствуемы.

Всякие ссылки на нетерпимость Ислама в связи с указаниями на косность отдельных племен не выдерживают серьезной критики, ибо косность эта не от Ислама, а от империалистической крепостнической политики народов, среди которых живут мусульмане.

Русский крестьянин не знаком с Исламом, тем не менее, в массе он стоит не выше любого татарина. И того, и другого держала в чулане невежества царская власть.

III. Земля и воля.

Кто хочет изучить историю русского мусульманства за последние два века, тот может сделать это, не заглядывая в Россию. Достаточно побывать в Персии и Турции, достаточно проехать по Анатолийской железной дороге от Константинополя до Конии и вы увидите историю двух векового гонения и изучите земельный вопрос русского мусульманства лучше, чем по любым документам.

На утопающем в зелени, глядящемся в лазурное зеркало Босфора, вокзале Гайдар-Паша, среди живописной толпы, бродят унылые, изможденные оборванцы в бараньих шапках. За гроши сносят багаж и груз и вновь стоят у стен угрюмые и голодные. Это - "урус-мухаджиры", беженцы из России, крымские татары.

Крымцы трижды бежали массами в Турцию. Впервые, в дни присоединения Крыма к России, когда Екатерина II единым мановением руки "пожаловала" своим фаворитам Потемкину, Булгакову, Зубову, Зотову и красавцам - фанариотам Качиони, Ревелиоти и другим сотни тысяч десятин земли. "Бери столько, сколько видит глаз, сказала царица греку Качиони, и тот, взобравшись на Чатырдаг, указал рукой на белевший вдали Карасу-базар, и получил около ста тысяч десятин. Царица изволила смеяться, а о татарах не тужила, написав о них Потемкину буквально следующее:

"Так как оные татары не дворяне, то и собственных земель иметь не могут".

"Оные татары", превратившись в нищих, в 1791 году, в количестве около ста тысяч, направились в Турцию.

Цветущий край, густо заселенный, с образцовыми садами, пастбищами, шелководными, пасечными и молочными хозяйствами превратился в пустыню. "Государственные крестьяне", которыми новые помещики населяли эти земли, разбежались.

После Крымской войны 1853 - 55 годов, русское правительство постаралось учреждением миссионерских обществ поднять еще до двух тысяч татар, бросивших все и бежавших в Турцию в 1861 году. И, наконец, в 1901 году, доведенные обрусительной политикой до отчаяния, ушли в Турцию еще пятьдесят тысяч татар. Правительство же, покончив с частными, прибрало к рукам даже "вакуфные" земли, дабы татары не могли строить на доходы с этих земель школ и приютов.

Первые эмигранты были расселены турками на Добрудже, и когда Добруджа перешла к Румынии, татары остались там, и поныне жили сносно. Позднейшие, расселенные в М. Азии бедствуют. Многие вымерли от лихорадок, другие погибли на постройке Анатолийской дороги.

"От Стамбула до Багдада можно пройти, идя от одной татарской могилы до другой".

А в Крыму безземельная кучка доживает дни на тяжелой барщине, на скопщине и в батраках по романовским удельным, кабинетским и высоко-вельможным землям.

Вот и весь аграрный вопрос крымских татар.

По берегу Босфора мчится анатолийский экспресс и останавливается у станции Гебзе, где на голых склонах ютятся нищенские мазанки. Здесь живут туркмены и сарты из Туркестана. У них были миллионы десятин земли, но русское правительство решило "очистить" край от туземцев. Миллионы десятин были объявлены кабинетскими и казенными, а самый жирный кусок, оазис Мургаб-Али, оказался принадлежащим царю и образовал многомиллионное "Мургабское государево имение". То же произошло и с киргизами, бежавшими в Китай, и туркменами, ушедшими в Персию.

Это - история аграрного вопроса в Туркестане.

От станции Гебзе до Исмита, на 14 вокзалах, можно изучить историю кавказских горцев. Справа и слева от рельсового пути сакли абадзехов, тавлинцев, адигойцев, аварцев и черкесские аулы.

На вокзалах - бешметы, папахи, гортанный говор. Поговорите с ними и услышите, как выбрасывали их предков из аваловского "Боржома", который был "Высочайше пожалован" великому князю Михаилу Николаевичу. Услышите, как были очищены урочища Абрау, где ныне пенится шипучее Дюрсо. Узнаете, как были отчуждены земли в Батумской области, где ныне Чаквинские чайные плантации, свинцовые и медные копи мургульского района и богатейшие "казенные" земли. Узнаете, откуда взялись бесценные имения великих князей, разбросанные по всему Кавказу.

Пятнадцать лет назад принцу Александру Ольденбургскому понравились земли в урочище "Гагры". Из Сухума были вытребованы две роты солдат при трех орудиях, и гагринский район был объявлен "государственным имуществом" и самые Гагры стали собственностью принца, устроившего там курорт и дворец, а абхазцы голыми были выгнаны на берег, где сели на лодки и фелюги и направились в Малую Азию.

Мартовский шторм сделал свое дело, и Черное море приютило на гостеприимном дне несколько сот мужчин, женщин и детей.

Уцелевшие добрались до турецкого берега, а потом попали в Эскишеер, где и работают на добыче "морской пенки" в рудниках Бес-Тепе. Каторжный труд дает гроши и требует больших жертв.

В Смирне, Алашере, Карагиссаре, Конии, на диком Гок-Даге - всюду влачат голодное существование русские "мухаджиры", вся вина которых состоит в том, что русским царям и их челяди понравились миллионы десятин мусульманских земель.

Такова сущность аграрного вопроса русских мусульман, и когда мне говорят о цифровых статистических данных, я плохо слушаю, ибо вспоминаю свою поездку по Турции, вижу вымирающие остатки племен, вспоминаю богатые культурные области, отнятые у них, и чувствую, что вопрос этот написан острым ножом на сердце человеческом.

Любовь к родине - о, ее поймете вы, когда вспомните, что после всех этих мук и экспериментов над народными организациями в России осталось около тридцати миллионов мусульман. Правда, они безземельные, безлошадные, они не землевладельцы, а воздуховладельцы и небовладельиы, непрестанно воевавшие за русское дело, за русские земли и за романовские земли, отнятые у мусульман.

Я приведу цифры:

За два века отнято у русских мусульман 41 675 000 десятин земли, считая и сибирские земли.

Почти сорок два миллиона десятин. Вот на эти свои земли и претендуют мусульмане, в земельном вопросе всецело и единогласно разделяющие программу партии социалистов-революционеров, но делающие оговорку: - Мусульмане удовольствуются возвращенными им свободной Россией отнятыми у них вне войны землями. Мусульмане твердо верят, что русский народ в лице своего Учредительного Собрания возвратит им земли, где покоятся остатки их дедов, верят в совесть русского народа и, надо надеяться, не раскаются в вере своей.

Мусульмане говорят, что аграрный вопрос нельзя решать захватами и насилиями, что ныне нужно беречь страждущую Россию, и все личные вопросы, даже вопросы существования, необходимо отложить до Учредительного Собрания.

Сила да повинуется совести!

Мусульмане, в большинстве, земледельцы и скотоводы.

Земля для них - хлеб, свет и сила. В вопросе о земле они в Учредительном Собрании будут твердо стоять на указанной мною позиции. Ибо эта позиция - единственная твердая почва под ногами каждого земледельческого народа.

IV. Земельные нормы .

Практически серьезным вопросом является вопрос о количестве потребной для мусульман земли.

На этот вопрос ныне, при отсутствии точных данных, ответить трудно, но смело можно сказать, что мусульманам, в общем, важно получить земли в районах их оседлости. И вот почему: мусульмане, как это ни странно, при существующем об их отсталости убеждении, являются прекрасными хозяевами, сторонниками интенсивного хозяйства, принцип которого:

Наибольшая доходность при наилучшей обработке с наименьшей площади земли.

Крымский татарин у себя на южном берегу с одной десятины виноградника площадью сада или табачной плантации извлекает дохода больше, чем степняк из двадцати пяти десятин даже хорошей земли.

В Крыму есть сады, дающие до десяти тысяч рублей дохода с десятины.

Эту десятину обрабатывает одна семья, меж тем как в степи крестьянская семья не может обработать и убрать урожаи пяти десятин хлеба без наемной рабочей помощи.

Виноградники, огороды, табачная плантация, с одной стороны, и овцеводство, скотоводство, молочное хозяйство, с другой - вот, преимущественно, излюбленные хозяйственные отрасли мусульман. Нельзя поэтому решить аграрного вопроса, предложив кавказцу или крымцу какую угодно землю в Сибири, где даже овес замерзает на корне в конце мая.

В вопросе о распределении земель мусульмане потому-то и стоят твердо:

Наделение землями должно быть согласовано с территориальными правами отдельных народов.

То есть, крымцы должны получить крымские земли; казанцы - казанские; сибиряки - сибирские. Рыбакам пахотные земли вовсе не нужны: отдайте им берега тех вод, промысел с которых является для них источником существования.

Вот чего добиваются мусульмане в области аграрного вопроса.

V. Политические взгляды .

Среди современного мусульманства ныне заметен явный раскол; все русское мусульманство разделилось на два лагеря по вопросу о формах будущей государственности.

Эти два течения: унитаризм и федерализм. Сторонники демократической республики на федеративных началах придерживаются программы, доложенной на последнем всероссийском съезде мусульман видным федералистом Расул-Заде. Федералисты исходят из следующих положений:

Будущая государственность наша должна покоиться на двух началах. Это - общечеловечность интересов с одной стороны и свобода индивидуального развития отдельных национальностей - с другой. Особенности каждой народности должны быть сохранены, обеспечены. Сохранение национальной физиономии необходимо в интересах всего человечества. Когда погибают особенности какой-либо национальности - это является потерей драгоценных сокровищ для всего человечества.

Каждая нация должна организоваться самостоятельно. Ислам - объединяющее начало. Но если Ислам здание, то отдельные мусульманские нации пусть будут комнатами в том общем доме. Например, тюркские народности не должны вмешиваться в арабские дела. Также мелкие ветви тюркской народности имеют свои особенности; они должны сохраняться. Есть разница в наречии; у поволжан есть своя прекрасная литература, свои писатели, поэты, - они не должны забываться. Кто захочет отуречить татар, тот обидит татар.

Начальная школа должна быть в своем наречии, в средней школе - общетюркский язык должен преподаваться, как предмет. В высшей школе язык должен быть общетюркский.

Мы желаем, говорят мусульмане-федералисты, - чтобы будущая форма государственного управления была демократическая республика на федеративных началах, но мы прибавляем, что не хотим воспользоваться критическим положением русского государства, а откладываем разрешение вопроса до созыва Учредительного Собрания.

Совершенно иную позицию заняли сторонники унитарной республики, лидерами которых являются известный писатель Гаяз Исхаков и популярный публицист и беллетрист Ахмет Бек Цаликов.

Их программа, в противовес федералистам в основу устройства будущего государства ставит не разъединение, а объединение и сцепление отдельных национальных групп в единое, слитное и мощное государство: 1) Россия должна представлять децентрализованную демократическую парламентарную республику; 2) культурно-национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны, как публично-правовой институт.

Эти два течения ярко были выражены на последнем мусульманском съезде в Москве в мае 1917 года, когда большинством была принята резолюция федералистов.

Народности тюркского происхождения насчитывают ныне в России около 25 миллионов из 30 миллионов всего русского мусульманства. Из них: а) восточные: сибирские татары (тюрки), китайские уйгуры и др.; б) южные: османы, азербейджанцы, туркмены; в) центральные: татары, киргизы, башкиры, ногайцы.

Говоря о форме будущего государственного устройства, необходимо иметь в виду интересы и право на самоопределение даже самых малочисленных народностей. Тем более, что народности эти доказали свою мирную готовность работать в соседском содружестве с русским народом.

Об отношениях мусульманства к России можно судить по заключительной речи председателя упомянутого съезда.

Страна, бывшая для нас мачехой, страна, где каждодневно оскорблялись униженные и угнетенные мусульмане, граждане третьего сорта, - ныне стала родиной нашей, матерью. Эта страна находится в настоящей опасности, и это положение страны требует от нас особой мудрости. И мы, мусульмане, собравшиеся здесь на всероссийский мусульманский съезд, должны показать, что умеем разумно сочетать безграничную преданность интересам народа, к которому принадлежим, с любовной заботливостью о благе того дорогого нам целого, имя которому - свободная Россия!

Так держит себя в тяжелые для России времена мусульманство, имеющее право рассчитывать в свою очередь на поддержку русского народа в будущем.

VI. Мусульманка .

Свободная женщина Аравии, праматерь мусульманства, никогда не знала гнета семейного рабства, никогда не была гаремной безделкой, вещью, сосудом скудельным. Кочевая, полная опасностей и боевых приключений, жизнь поставила женщину в ряды мужчин, и в истории Аравии, на всем ее протяжении, упоминаются имена женщин поэтесс, судей - "кадинэ", крупных негоцианток, как первая жена Магомета, Хадиджа и даже упоминаются женщины полководцы и шейхи племен, в роде Гюльнар, Зайнаб-Шеихе и легендарной Кара-Фатимы. При калифах (халиф - наместник Пророка на земле) существовала женская академия искусств и консерватории в Замарре, Багдаде и Каире.

У народов, восприявших арабскую культуру, - а ислам стал религией кочевников, -

женщины пользовались правами мужчин до тех пор, пока народ вел кочевую жизнь. У арабских племен, у наших и китайских киргизов, у бурятов и поныне женщина правомочна, и на происходящем мусульманском съезде в Москве есть делегатка, избранная целым киргизским округом, - не от женщин, а от народа.

Женщины сельджуков потеряли права с момента османской оседлости, а русская татарка получила от новой культуры теремное затворничество и бесправие. На Русь пришла татарка, вооруженная колчаном и копьем, на боевом верблюде, как победительница, но терем победил ее. Прошли лета, русская женщина сбросила кокошник, разбила теремные затворы и вышла на свет. Женщина-мусульманка доселе сидела за решеткой, ждала, пока ее раскрепостят, и гадала: что лучше - ждать или догонять?!

Ныне мы видим женщин с открытыми лицами, говорящих громко о своих нуждах, наравне с мужчинами голосующих и выступающих по вопросам огромного политического значения. Мы видим женщин-врачей, юристок, педагогичек.

Правда, их мало; правда, за спинами этой "звездной сотни" интеллигентных девушек - пятнадцать миллионов трепещущих, не раскрепощенных русских мусульманок, но плотина прорвана, и стихийное женское движение уже сокрушает вековые преграды на своем пути.

Ободренные переживаемыми событиями женщины-мусульманки решили порвать с кошмарным прошлым, навязанным традициями и духовенством, извратившим произвольными толкованиями завет Корана и Шариата. По Шариату, женщина пользуется политическими и гражданскими правами; в Шариате нет обряда Хиджаб, запрещающего ходит с открытым лицом.

Современные мусульманки, не считаясь с предрассудками, отрешились от средневековых принципов рабства. Они требуют одинаковых с мужчинами прав, отмены браков по принуждению, по сговору родителей, отмены калыма (выкуп), превращающего институт брака в торговый промысел.

Они желают запретить духовенству совершение брачного обряда над девушками, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. Требуют от брачущихся представления медицинского свидетельства о здоровье.

Многоженство, где оно существует, должно быть уничтожено. В первую же очередь необходимо открыть женские больницы и родильные приюты, а также широко поставить обслуживание врачебной помощью мусульманок.

Последний вопрос особенно серьезен, ибо доселе во многих областях, особенно у горцев, женщина была лишена медицинской помощи, так как женщин-врачей нет, а к мужчинам, особенно иноверцам, обращаться нельзя. Повальные эпидемии уничтожали тысячи юных жизней из-за варварских обычаев, и мусульманка доселе часто гибнет жертвой причуд "татарской фармакологии", состоящей из бобов, конских зубов, заклинаний и прочей дребедени. Все эти требования мусульманок, такие элементарные, придется отвоевывать с большими трудностями. Здесь, на съезде, где мужчины в большинстве передовые, лучшие люди, женские требования, конечно, встречают сочувствие и поддержку, но как отнесутся к ним в глухих трущобах Крыма, Туркестана, Закавказья?

Там, где женщина - универсальный препарат, где она - жена за все, где ее удел - скотный двор, огород и кухня, где она - бессловесная раба?

Этот вопрос тягостный и болезненный, тревожит передовых мусульманок, первых пионерок, раскрепощения сестер своих.

В Закавказье много мулл - фанатиков, неприязненно настроенных к женщинам и ведущих жестокую пропаганду. Бороться с ними будет трудно; нужны годы для того, чтобы провести в жизнь хотя бы часть тех вопросов, которые здесь решаются в полчаса.

В Баку, в мусульманском мире, положение женщины особенно тяжело. Даже интеллигентки, женщины-врачи и учительницы, не рискуют появляться в театре среди мужчин.

Каждый богатый туземец считает признаком хорошего тона иметь одну или несколько гражданских жен, не мусульманок. Те живут прекрасно, всюду бывают, ездят на курорты и за границу и пользуются свободой в полном объеме, а законные жены томятся в золоченных клетках, предоставленные самим себе, под контролем деспота-супруга, а часто и его родных.

Давно ли отшумел процесс Тагиева, изувечившего человека только за то, что он беседовал с его женой.

Мудрость Востока изрекла:
- В браке могила любви.

И не только любви, но и юности, и свободы, и могила всего, всего человеческого.

Кончается человеческое, начинается рабское, скотское, универсальный несессер, упитанная челядь, все, что угодно, но не человек, равный хозяину - мужу.
На стороне мужа: обычаи, общество, лже-законы и духовенство. Недаром сказано: в святых городах черт живет.

Борьба предстоит суровая, но женщина бросает вызов; к ней, более чем к кому бы то ни было, приложима пролетарская формула К. Маркса:

Нам терять нечего, ибо мы можем потерять только цепи, а найти целый мир!

Новый, озаренный светом свободы, прозревший мусульманин потеснится и даст место своей матери, своей жене, сестре и дочери, всем тем, у которых он в течение веков брал все: их здоровье, их свободу, их тела и души и ничего не давал взамен.

Он даст, иначе женщина заставит его дать все, что принадлежит ей по слову законов божеских и человеческих.

Мусульманка на пороге, и она смело перешагнет порог.

VII. Мусульмане и война.

"Мусульмане - исторические милитаристы, кочевники-завоеватели, для которых война - профессия и самое излюбленное поныне ремесло" - утверждает Вамбери, но это - неправда.

Несомненно, среди десятков мусульманских племен есть народы воинственные, но кто назовет воинственными поволжских, сибирских, центрально-российских татар?

В средние века, когда все были дики и кровожадны, военная организация монголов принесла им блестящие победы, но время и культура стерли следы профессионального милитаризма, и нынешние мусульмане, за исключением южных горцев и окраинных туркмен, являются мирными земледельцами и скотоводами, не мечтающими о каких бы то ни было захватах чужих территорий.

Их отношение к войнам России с ее врагом было всегда основано на сознании гражданского долга.

В рядах русской армии мусульмане дрались с венграми, французами, англичанами, турками, японцами; в нынешнюю войну дерутся с немцами, болгарами, турками.

Согласитесь, что это курьезно: борьба славянства с немцами и турками с конечной целью расчленения Турции и водружения креста на Святой Софии, и в этой войне за славянскую идею безропотно гибнут сотни тысяч мусульман.

В русской армии полтора миллиона генералов, офицеров и солдат мусульман, и общие отзывы всех:

Мусульмане лучшие солдаты, честные, идеальные, храбрые и выносливые. На них всегда можно положиться.

Более того, в русской армии имеется ряд полков, сформированных из добровольцев мусульман, свободных от воинской повинности.
Они явились в армию по собственному почину, на собственных конях, с собственным холодным оружием, - теми шашками, которыми их деды в течение веков отстаивали свободу родных гор от покушения с севера, востока и запада, с теми шашками на отточенных клинках, которых начертаны девизы: "Умрем за свободу гор".

Почти три года, в самых тяжких условиях, имея впереди австро-германцев, а сзади, за спиной, еще более вражескую мясоедовщину и романовщину, эти люди творили чудеса мужества, покрывая славой русское оружие. Лишения, голод, увечья и смерть на чужой стороне за русское дело - такова программа, выполняемая посегодня туземными полками.

В военную историю эти горцы вписали блестящие страницы нечеловеческих боевых достижений и бои в кампании 1914 года в Венгрии, в Карпатах и Галиции, в 1915 г. на Днестре, на Пруте, в Буковине, под Гайвороной; в 1916 г. под Чертовцом, Окной, под Изержанами, Тысменцей, Тулумачем, Черновицами, в 1917 г. - снова Карпаты; кровавые бои на высоте 625 и кошмарная румынская эпопея. Сотни боев и стычек, где полки, дивизии в лихости и отчаянной смелости состязались один с другим.

За три года войны туземцы потеряли половину своего состава убитыми и ранеными; ныне полки получили четвертое пополнение. Груды офицеров и всадников - целый капитал боевых орденов. Нынче они - верные войска свободной России, солдаты русского народа в его целом, они в рядах его армии запечатлели кровью преданность общенародным интересам, никогда не изменят народу-кунаку. Им не нужны русские земли, они не променяют голые скалы и каменные сакли на все дворцы и парки мира. Они хотят, чтобы за ними признали права на горы, и - только. Они не запятнали себя ничем, и единственное пятно на фоне снегов истории - озера их крови, пролитой встарь за свободу родных гор, а в наши дни - за честь России.

Эти люди никогда не посягнут на русскую свободу, ибо сознают, что свобода России - их свобода, несущая осуществление их самых заветных дум и грез. И мусульмане-солдаты этих полков, как и все мусульмане, находящиеся в русской армии, будут драться до тех пор, пока это нужно свободной России. Их требования:

Мир без аннексий, но мир почетный, ограждающий и гарантирующий свободное культурное развитие всех народностей.

Они не жаждут крови, но и не боятся ее и готовы проливать до тех пор, пока этого будет требовать сознание неизбежности и долга перед родиной. Единственное, чего требуют мусульмане, - формирование мусульманских полков со своими офицерами и духовниками.

Это немногое - их законное право.

Во всем остальном они - русские солдаты, на которых всегда может опереться российская республика.

VIII. Заключение.

Нынешнее российское мусульманство доросло до понимания тех форм правления, которые оно считает для себя приемлемыми, и в массе своей мусульманство не менее сознательно, чем, скажем, русский народ.

Раньше были татары - завоеватели на Руси.

Ныне - свободные граждане, стремящиеся к скорейшему восстановлению мира и культурно-трудового равновесия, чтобы в сотрудничестве с русским народом приступить к обновлению и облагорожению старых форм быта и права. Татары на Руси - не враги, а друзья, верные друзья, которые не нанесут удара в спину истекающей кровью России, а помогут ей залечить раны и проложить путь к общему для всех российских народностей светлому и гордому будущему, начало которому положит Учредительное Собрание и основанная им Российская Республика.

Общедоступная политическая библиотека. Под общей редакцией Д. Я. Маковского № 52

Александр Тамарин. М усульмане на Руси. Издание Д. Я. Маковского
Москва, 1917

Татары исповедуют Ислам уже более тысячи лет. Эта религия определяет их нравственный и духовный облик. Ее устои пронизывают все сферы бытия, общественные и семейные отношения, обычаи и традиции. Сила веры вдохновляет истинного мусульманина на благие деяния и удерживает от греховных поступков.

Сегодня Казань является одним из крупнейших мусульманских центров в России. Но все помнят, какой тернистый путь довелось пройти традиционному вероисповеданию татарского мира. В его истории были и расцветы, и периоды забвения. Однако, несмотря на государственные и политические изменения, современные жители Татарстана помнят, чтят и следуют религии, унаследованной от своих предков.

Ислам появился еще во времена Волжской Булгарии. С принятием этой религии она превратилась в полноценное государство и достигла небывалого расцвета в области просвещения. Истории известны имена великих булгарских ученых в сфере медицины, истории и исламской юриспруденции.

В результате нападения Золотой Орды Волжская Булгария потеряла свою независимость. С тех пор Ислам превратился в гонимую и запрещенную религию. Были разрушены сотни мечетей, а традиция строительства каменных культовых зданий навсегда утрачена. Медресе и молельные дома в то время ютились в небольших деревянных постройках. И лишь выделившись из состава Золотой Орды, татары вновь вернули официальный статус Исламу. Он стал мощным объединяющим фактором для населения Казанского Ханства, которое явилось правопреемником Волжской Болгарии.

Возрождение религии

С конца XVIII века началась новая волна возрождения Ислама. Она связана с именами великих ученых–просветителей Марджани и Курсави. Татарские мыслители стали первыми в исламском мире, кто поднял национальные вопросы и призывал к их новому решению. Так, учеными-джадидами (сторонниками нового общественно-политического движения) Ризаэтдином Фахретдином, Галимджаном Баруди и Зайнуллой Расули были открыты новометодные медресе: «Галия» в Уфе, «Расулия» в Троицке и «Мухаммадия» в Казани. Активное строительство каменных и обучение богословов позволило стать столице Казанской губернии центром исламской культуры и мусульманского просвещения.

В новейшей истории нашей страны уже Татарстан успешно возвращает забытые традиции мусульманского мира. Сегодня в Республике находится свыше тысячи мечетей, множество религиозных издательств, газет и журналов. С 1992 года работает республиканское , а с 1998 года – Российский Исламский Университет.

Татары-мусульмане, живущие в Казани, возрождают свою религию с чистым сердцем и именем Аллаха на устах. В поклонении и покорности Всевышнему они обретают истинный смысл жизни.