Вечные вопросы в комедии а. с

23. Тема: "Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

9 класс лит-ра 21.10.16

Цели урока:

    продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

    развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

    воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Ход урока

    I. Организационный момент урока.

    Слово учителя:

    Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

    II. Проверка домашнего задания. Заслушивание сообщений уч-ся.

3. Изучение новой темы

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)

Вопросы:

    Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

    При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

    Что говорят герои друг другу при встрече?

    Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

    Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

    Работа класса с таблицей.

    Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

3. Личная драма Чацкого.

    Первая встреча читателя с Чацким.

    Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.

    Чацкий в борьбе со старым миром.

Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

Практическая работа (учащиеся делятся на группы).

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.

Карточка № 1

Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”

Карточка № 2

Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.

Карточка № 3

Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

Карточка № 4

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

Карточка № 5

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

Карточка № 6

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

Итоги урока.

Вопросы:

    Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?

    Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

    Кто из героев комедии нам должен быть ближе?

    Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?

    Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VI. Домашнее задание:

Подгот сообщение язык комедии «Горе от ума»

Урок литературы в 9-м классе
Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.
Задачи урока:
- формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).
Наглядность:
портрет А.С. Грибоедова,
иллюстрации к комедии,
список критической литературы,
тексты комедии “Горе от ума” (учебник)
Оборудование:
компьютер,
презентация ученика,
карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, о Чацком.
Предварительное домашнее задание:
в тексте комедии найти афоризмы (всем),
подготовить презентацию (готовит один учащийся с помощью учителя).
План урока
Организационный момент урока. Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания:
викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
презентация ученика “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”;
характеристика Чацкого и Фамусова.
По каждому пункту проверки домашнего задания следует вывод.
Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
Изучение новой темы:
вступительное слово учителя;
беседа по теме урока. Выводы;
практическая работа с карточками (критические высказывания о герое комедии, Чацком);
анализ высказываний о Молчалине;
работа класса с таблицей;
обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
Итоги урока + рефлексия.
По ходу урока делать записи в тетради.
Домашнее задание:
А) анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно (всем);
Б) подготовить тест по пройденной теме (по желанию).
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
Проблемный вопрос:
Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?
А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)
II. Проверка домашнего задания.
Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
Вопросы викторины:
Чего не наблюдают счастливые? (часов)
Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)
Где хорошо нам? (где нас нет)
Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)
Закончите афоризмы:
Свежо преданье (а верится с трудом)
И дым отечества (нам сладок и приятен)
Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)
Презентация ученика на тему “Фамусовское общество”, отражение взглядов и позиций представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Картунова Юлия.
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:
К какому направлению принадлежит комедия? Почему? (Вспомните –3 единства, говорящие фамилии)
В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?
Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?
Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации?
Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?
Фамусов – главный представитель высшего общества, олицетворяет старую Москву, а дом Фамусова – это и есть Москва. Здесь господствует старый уклад – старые обычаи и старые нравы. 1. Фамусов неглупый человек, важный чиновник, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь. В своих речах Фамусов выглядит недалеким обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: 2. Фамусов умен, его речь метка и афористична. Почему умный человек выглядит глупцом и кажется таким? Да потому, что он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль. 3. Причина фамусовской «глупости» – в упрямой косности и открытом неприятии всяких изменений, которые отрицаются заранее и рассматриваются как покушение на исконный и освященный традициями порядок. 4. Фамусов отвергает реальность. А человек, оторванный от реальности, поневоле выглядит смешным и глуповатым.
(Записать в тетрадь выделенное)
IV. Изучение новой темы
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один герой Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу?? Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»
2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)
Вопросы:
Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
Что говорят герои друг другу при встрече?
Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?
3. Практическая работа
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.
Карточка № 1
Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературычестная и деятельная натура, притом еще натура борца”
Карточка № 2
Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.
Карточка № 3
Грибоедов А. С.: “и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”
Карточка № 4
Герцен А. И.: “Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю которой он не увидит”.
Карточка № 5
Белинский В. Г.: “Это просто крикун, идеальный шут. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошадиГлубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничаньяМы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.
Карточка № 6
Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

Физминутка (проводит учитель)

Теперь о Молчалине: (см. заготовка 1) + его высказывания
Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин избранник её сердца?
Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?
Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?
И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?
По каким жизненным принципам живет Молчалин?
Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить
Его к людям «века минувшего»?
Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?
Высказывание действующих лиц
Софья:
«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок»
«Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других забыть себя готов,
Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело»
Чацкий:
«Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвие печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных»
Лиза:
«Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»
Чацкий:
«Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»
Софья:
«а он?.. смолчит и голову повесит»
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит»
«Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства»
Чацкий:
«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами»
«Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет»
Уточняющие вопросы
Y Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?
Y Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?
Y Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?
Y Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?
Y Может ли Молчалин стать другим?
В) Литературно-критический материал

Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:
«Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»
(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)
Y Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?
y Чем особенно опасны «Молчалины»?
Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?

Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:
«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,
«Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,
«Без свадьбы время проволочим»,
«Есть у меня вещицы три», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»

«По мере я трудов и сил»,
«Нет-с, свой талант у всех», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,
«Вам не дались чины, по службе неуспех?»,
«Не смею моего сужденья произнесть»

«Веселое созданье ты! живое!»,
«Какое личико твое!»,
«Подушечка, из бисера узор»,
«Игольничек и ножнички, как милы!»,
«С духами сткляночки: резеда и жасмин»,
«Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,
«Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,
«Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»

4. Работа класса с таблицей.
Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”
Сопоставительные признаки
Чацкий
Молчалин

Происхождение
Известная Москве дворянская семья
Неизвестный бедный служащий

Поведение
Свободное, независимое
Прислуживает, угождает всем

Жизненные ценности
Служить бы рад. Прислуживаться тошно!
“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье
Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца
“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу
Не приемлет мораль фамусовского общества
Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

Обобщение по всей теме
Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому кто трудится или к тому, кто живет за счет других? Молчалин трудится, а Чацкий нет. А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?
Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать,заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать
А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)
V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:
Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?
Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
Кто из героев вам ближе?
Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
Рефлексия:
Чем запомнился вам сегодняшний урок?
О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?
Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?
Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?
VI. Домашнее задание:
Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно(всем);
Подготовить тест по пройденной теме (по желанию).

Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»

Цели урока:

  • продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
  • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

III. Беседа по ранее изученному материалу

Вопросы:

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы

1/Характеристика главного героя по плану

  1. Личная драма Чацкого.
  2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
  3. Одинок ли Чацкий?
  4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
  5. Значение образа Чацкого.

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков.

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

Карьеризм, чинопочитание.

Службу делу, а не лицам.

Невежество.

просвещение

Рабская мораль, безгласие.

Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к национальной культуре

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

  1. Чацкий в борьбе со старым миром.

: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

  1. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
  2. Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

  1. Одинок ли Чацкий?

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

4. Работа класса с таблицей.

Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

Сопоставительные признаки

Происхождение

Воспитание, образование

Свободное, в доме Фамусова

Жизненные ценности

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Физминутка (проводит учитель).

5. Обобщение по всей теме

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

V. Итоги урока.

Вопросы:

  • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
  • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
  • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

VI. Домашнее задание:

  1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
  2. статья уч.с.152-157

VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.


Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление кре­постническому строю прогрессивных революци­онных идей декабристов. Но проблемы, затрону­тые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, обще­человеческих ценностей.

Уже само название пьесы - «Горе от ума» - говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персона­жи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придержива­ющегося мнения, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче пуще, чем ког­да, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремит­ся противопоставить другие ценности: Фаму­сов - устои крепостнического дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молча­лин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину. При этом все они пуска­ются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».

Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющи­ми правильно жить»: «Не то на серебре, на золо­те едал», - заявляет один, «мне только бы дос­талось в генералы», - мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья», - хвалится третий. Любой действительно здра­вомыслящий человек сразу понимает, насколь­ко смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от насто­ящей образованности. Молодое поколение в кру­гу Фамусова получает такое воспитание, при ко­тором заранее исключается возможность истин­ного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему - и танцам! и пению! и нежностям! и вздо­хам». Ведь основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настояще­му уму и высокой культуре.

Чацкому же, единственному умному челове­ку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чуж­ды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушива­ет свой гнев на того «любителя» искусства, кото­рый «на крепостной балет согнал на многих фу­рах от матерей, отцов отторженных детей», а за­тем распродал их поодиночке.

За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже зани­мался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года про­вел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кру­гозор. К каждому делу, которым занимался ге­рой, он относился со всей серьезностью и ответ­ственностью - потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из воен­ной службы. Но порядки в современной ему ар­мии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального досто­инства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распро­страненных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», - вот ос­новной принцип грибоедовского героя. Он счита­ет, что только ум, человечность, прямота - ка­чества, достойные настоящего человека.

В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители - невежественные, ограни­ченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они - настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непри­вычному - основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и стра­ха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это на­стоящее сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «Свободной жизни», культуре и про­свещению, к малейшему проявлению независи­мой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачли­вый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо нацио­нальной культуре, русским обычаям, преклоне­ние перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и стари­ну святую, и величавую одежду на другую по шу­товскому образцу».

В подобном обществе все светлое и чистое об­речено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человече­ским отношениям.

Не случайно автор вводит в свое произведение историю «Любовного треугольника» Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому воз­вышенному чувству - чувству любви раскрыва­ется истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и се­рьезно. Он по-настоящему любит и ценит девуш­ку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Мол­чалин, вся жизнь которого сосредоточена на стремлении «добиться степеней известных», в любви видит одно из средств для достижения соб­ственной цели. Сама Софья значительно выделя­ется из фамусовского общества: она намного ум­нее остальных, отличается независимостью пове­дения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и по­любил Чацкий. Но, несмотря на свои положи­тельные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это об­щество с каждым годом все больше «подминает ее под себя», заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддержи­вать его «приговоры». Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.

Конечно, безумный, бездушный мир Фамусо­вых, Скалозубов и Молчалиных не способен по­нять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацко­го. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сна­чала «чудаком», «странным человеком», а по­том - просто безумцем.

Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, обра­зования, воспитания; вопросы любви, чести, до­стоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованнос­ти и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное от­ношение к крестьянам. Автор очень метко фор­мулирует идеалы этого общества: «и награжденья брать и весело пожить». Но вместе с тем пи­сатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, бла­городные, искренние, независимые, решитель­ные. И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.

Сочинение на тему: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • сочинение на тему проблема ума в комедии грибоедова горе от ума
  • сочинение на тему проблема ума в комедии горе от ума
  • сочинение рассуждение на тему Горе от ума
  • сочинение на тему фамусовское общество в комедии горе от ума
  • какие проблемы поднимает грибоедов в комедии горе от ума

Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление крепостническому строю прогрессивных революционных идей декабристов. Но проблемы, затронутые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, общечеловеческих ценностей.

Уже само название пьесы - «Горе от ума» - говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персонажи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придерживающегося мнения, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов - устои крепостнического дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, - заветы служебной иерархии, - железную дисциплину. При этом все они пускаются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».

Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющими правильно жить»: «Не то на серебре, на золоте едал», - заявляет один, «мне только бы достал ось в генералы», - мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья », - хвалится третий. Любой действительно здравомыслящий человек сразу понимает, насколько смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от настаю щей образованности. Молодое поколение в кругу Фамусова получает такое воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему - и типцам! и пению! и нежностям! и вздохам». Ведь основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настоящему уму и высокой культуре.

Чацкому же, единственному умному человеку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чужды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушивает свой гнев на того «любителя» искусства, которой «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.

За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кругозор. К каждому делу, которым занимался герой, он относился со всей серьезностью и ответственностью - потому II нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из поенной службы. Но порядки в современной ему армии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распространенных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - вот основной принцип грибоедовского героя. Он считает, что только ум, человечность, прямота - качества, достойные настоящего человека.

В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители - невежественные, ограниченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они - настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному - основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и страха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это настоящее сборище ханжей, « знатных негодяев », мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любы-ми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу».

В подобном обществе все светлое и чистое обречено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человеческим отношениям.

Не случайно автор вводит в свое произведение историю «любовного треугольника» Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому возвышенному чувству - чувству любви раскрывается истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и серьезно. Он по-настоящему любит и ценит девушку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Молчалив:, вся жизнь.-которого сосредоточена на стремлении «добиться степеней известных», в любви видит одно из средств для достижения собственной цели. Сама Софья значительно выделяется из фамусовского общества: она намного умнее остальных, отличается независимостью поведения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и полюбил Чацкий. Но, несмотря на свои положительные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это общество с каждым годом все больше «подминает ее под себя», заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддерживать его «приговоры». Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.

Конечно, безумный, бездушный мир Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных не способен понять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацкого. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сначала « чудаком », « странным человеком », а потом - просто безумцем.

Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, образования, воспитания; вопросы любви, чести, достоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованности и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное отношение к крестьянам. Автор очень метко формулирует идеалы этого общества: «и награжденья брать и весело пожить». Но вместе с тем писатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, благородные, искренние, независимые, решительные. И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.

Если домашнее задание на тему: » ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (5) И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» так писал Идейный замысел комедия и её композиция. Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России, в МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧАЦКОГО ЛИШНИМ ЧЕЛОВЕКОМ? В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнего человека. Герои эти, среди Время: его герой и антигерой. "Горе от ума" как политическая комедия (продолжение) Итак, Чацкий - новый человек. Его идейные убеждения рождены 0 "Горе от ума" - сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое