Антоша чехонте. Антон чехов

Антон Павлович Чехов. Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) - умер 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере (Германия). Русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы.

По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902).

Один из самых известных драматургов мира.

Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Пьесы Чехова, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».


Антон Чехов родился 17 (29) января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (сейчас - Чехова) в Таганроге в семье Павла Егоровича Чехова. Он был третий ребёнок. Всего в семье Чеховых было 6 детей: 5 сыновей и дочь.

Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства» .

Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге - 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году как коммерческая, с 1866 года - классическая). В гимназии формировалось его ви́дение мира, любовь к книгам, знаниям и театру, там он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский. Здесь начались его первые литературные и сценические опыты.

Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре...» .

Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами. Антон принимал участие в домашних спектаклях своего гимназического товарища Андрея Дросси.

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский - отец будущего первого председателя ВЧК.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В том же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск.

Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов.

В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.

В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески - «мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886-1893) и с «Русскими ведомостями» (1893-1899).

В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость» , но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 году вышел сборник его рассказов - «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»).

1885-86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что он и останется в этом жанре.

Но весной 1886 года он получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что он тратит свой талант на «мелочишки». «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного... Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам» , - писал Григорович.

Впоследствии к советам Григоровича присоединились Алексей Суворин, Виктор Билибин и Алексей Плещеев.

Чехов прислушался к этим советам. С 1887 года он всё меньше сотрудничал с юмористическими журналами, было прервано сотрудничество с «Будильником». Его рассказы становились всё длиннее и серьёзнее. О важных изменениях, происходивших тогда с Чеховым, говорит ещё и появившееся желание путешествовать.

В том же, 1887 году он отправился в путешествие на юг, в родные места. Позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Поездка на юг оживила воспоминания Чехова о проведённой там молодости и дала ему материал для «Степи» , первого его произведения в толстом журнале - «Северный вестник». Дебют в таком журнале привлёк большое внимание критики, гораздо большее, чем к какому-либо предыдущему произведению Чехова.

Осенью 1887 года в письмах Чехова появились упоминания о работе над романом «в 1500 строк». Она продолжалась до 1889 года, когда Чехов, тяготившийся работой такого большого размера, наконец отказался от своего замысла. «Я рад, - писал он в январе Суворину, - что 2-3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался... Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что не менее важное. Нужна возмужалость - это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно» .

Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте.

Но несмотря на собственное недовольство Чехова собой, его слава росла. После выхода «Степи» и «Скучной истории» внимание критики и читателей было приковано к каждому его новому произведению. 7(19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках» .

В конце 1880-х годов в манере Чехова появилась особенность, которую одни современники считали преимуществом, другие недостатком, - нарочитая бесстрастность описания, подчёркнутое отсутствие авторской оценки. Особенно этой чертой выделяются «Спать хочется» , «Бабы» и «Княгиня» .

Решение поехать именно на Сахалин было окончательно принято, очевидно, летом 1889 года, после обсуждения этого намерения с артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но Чехов долго скрывал это намерение даже от самых близких. Сообщив о нём Каратыгиной, он попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту тайну только в январе 1890-го, это произвело большое впечатление на общество. Усиливалось это впечатление ещё и «внезапностью» принятого решения, ведь уже весной 1890-го Чехов отправился в путешествие.

Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири» .

На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, собрав несколько тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но он нарушал этот запрет. (Также в 1897 году за участие во Всероссийской переписи населения в качестве счетчик он получил медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897»).

Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе Доброфлота «Петербург». Во Владивостоке, где пароход стоял с 14 (26) по 19 (31) октября, Чехов работал в библиотеке Общества изучения Амурского края, собирая дополнительные материалы для книги о Сахалине. Далее - Гонконг, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одесса. Наконец, 7 (19) декабря 1890 года родные встречали его в Туле.

В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.

В 2005 году на Сахалине впервые в России опубликованы в одном издании «Быть может, пригодятся и мои цифры...» материалы сахалинской переписи А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10 тысяч опросных карт, заполненных респондентами Чехова во время его путешествия на остров Сахалин в 1890 году.

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке.

Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин» , рассказами «Попрыгунья» , «Дуэль» , «Палата № 6» , а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения.

Позднее Чехов много путешествовал по Европе.

В конце 1898 писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова.

Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 года МХТ ().

В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков.

В 1902 г. Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание в почётные академики.

В истории болезни Чехова, которую вёл в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулёзным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого лёгкого.

Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин - была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой).

Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия.

Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда» .

Гроб с телом писателя был доставлен в Москву в вагоне с надписью «Устрицы». Кто-то воспринял это как насмешку над великим писателем, однако в начале XX века немногие вагоны были оборудованы холодильными установками.

9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.

На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского.

В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О. Л. Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря.

16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия - А. П. Чехова и его отца (при этом захоронение П. E. Чехова было оставлено на старом месте).

Семья Антона Павловича Чехова:

Прадед, Михаил Чех (1762-1849), всю свою жизнь был крепостным. У него было пять сыновей, которых он воспитывал в строгости.

Дед писателя - Егор Михайлович Чех (1798-1879) - родом из села Ольховатка Воронежской губернии, Острогожского уезда, принадлежал к крепостным помещика И. Д. Черткова, внук которого впоследствии был ближайшим единомышленником . Егор Михайлович - первый в семье Чеховых познавший грамоту. Почему прозвание его было Чех, так и осталось неизвестным. Выкупившись вместе с семьёй на волю, Егор Михайлович поступил в управляющие к графу Платову, сыну знаменитого донского атамана.

Он жил и работал в степных слободах Крепкой и Княжой, зарабатывал достаточно денег. Егор Михайлович имел крутой нрав, любил распустить руки. От его нрава страдали как крестьяне, прозвавшие его «аспид», так и семья. Егор Михайлович проявил и писательский талант, до нас дошли его слова: «Я глубоко завидовал барам, не только их свободе, но и тому, что они умеют читать». Дети у него были уже свободны - три сына: Михаил, Павел и Митрофан. Михаил, старший, был отцом отдан в ученье в переплётчики в Калугу, где скоро получил известность как лучший мастер. Он назывался не Чехов, а Чохов. Своему отцу он прислал подарок - весьма сложно сделанную шкатулку со следующей надписью: «Примите, дражайший родитель, плод усердного труда моего». Шкатулкой этой очень дорожил Антон Павлович. Митрофан Егорович открыл бакалейную торговлю в Таганроге. После него осталось два сына: Владимир, учительствовавший в Таганроге, и Егор, служивший в Русском обществе пароходства и торговли. Это был любимец Антона Павловича, который звал его «Жоржик».

Бабушка Ефросинья Емельяновна, урождённая Шимко, была малоросской. Прожив с Егором Михайловичем 58 лет, она оказала заметное влияние на мировоззрение и раннее творчество Чехова, вплоть до того что в переписи населения он писал «национальность - малоросс».

Прапрадед (по материнской линии), Никита Морозов, крепостной крестьянин. Жил в середине XVIII века в деревне Фофаново (сегодня - Ивановская обл.)

Прадед, Герасим Морозов, водил по Волге и Оке баржи с зерном и лесом. В 1817 году. Был женат на крепостной крестьянке Татьяне Леонтьевой, от которой имел пятерых детей: Алексея, Василия, Марию, Фёдора и Якова. В возрасте 53 лет он откупил себя и сына Якова.

Дед, Яков Герасимович (ок. 1800-1847), родился в деревне Фофаново. Помогал отцу, присматривал за торговлей в Моршанске. В 1820 году женился на Кохмаковой Александре Ивановне. В 1833 году Яков Герасимович разорился и вынужден был найти работу - его устроил к себе генерал Попков в Таганроге. Став комиссионером градоначальника, одновременно открыл в Ростове торговлю сушёной рыбой. Имел троих детей: Ивана, Федосью, Евгению (впоследствии мать А. П. Чехова).

Бабушка, Александра Ивановна Кохмакова (1804-1868), из зажиточного и мастерового семейства. В семье делали пользовавшиеся большим спросом иконы и поделки из дерева. Проживала с детьми в Шуе, отдельно от мужа, который лишь периодически навещал семью. В 1847 году сильный пожар уничтожил 88 домов, оставив Морозовых без имущества. В этом же году от холеры умирает Яков. Вдова Александра с двумя дочерьми Феодосией и Евгенией находят приют у того же генерала Попкова, который не только принимает семейство, но и устраивает сирот обучаться грамоте.

В 1841 году, когда будущей матери Чехова было всего шесть лет, Павел поселился в Ростове у Якова Морозова (отца Евгении). Через шесть лет, когда Яков скончался, связь между семьями оборвалась, но ещё через шесть лет снова восстановилась - оказалось, что брат Евгении Морозовой Иван (1825-1867) работает под началом Митрофана Чехова (1836-1894) - родного брата Павла Егоровича. Благодаря этому Павел и Евгения познакомились, и в 1854-м году они обвенчались.

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835-1919), урождённая Морозова, дочь купца - тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей - самой первой умерла дочь Евгения (1869-1871) в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Отец, Павел Егорович Чехов (1825-1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

К шестнадцати годам он уже успел поработать на сахарном заводе; затем побыть погонщиком скота, а в Таганроге его приняли в купеческую лавку. В 1856 году Павел Егорович сумел скопить 2500 рублей, вступил в третью купеческую гильдию. В 1857 он открыл торговлю, написав на вывеске своей лавки «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары».

Старшее поколение Чеховых были чрезвычайно набожными людьми, соблюдавшими все посты и праздники. Чеховы усердно посещали службу и совершали паломничества. В церкви знакомый певчий научил Павла Егоровича нотной грамоте и даже играть на скрипке. Павел увлёкся хоровым пением и в 1864 году стал регентом кафедрального собора. Из-за пристрастия к «протяжному» стилю исполнения псалмов, практикуемого монахами с Афона, его службы тянулись слишком долго, и в 1867 году его уволили. Тогда Павел Егорович перешёл в греческий монастырь, где собрал хор, в котором пели Александр, Николай и Антон. Павел Егорович обучал хор под скрипку и был регентом. Это давало почётное положение в городе, а хор его приезжали слушать даже из Ростова и других городов. Александр Павлович пел сначала дискантом, потом басом; Николай, хороший скрипач, помогал отцу и особенно много пел, что отразилось на его здоровье и, возможно, послужило причиной его болезни. Антон пел альтом. Семья жила очень дружно. Антон Павлович был смиреннее всех. У него была очень большая голова, и его звали «Бомбой», за что он сердился.

Торговые дела Павла Егоровича, начавшиеся относительно успешно, вскоре пошли на убыль. В лавке было грязно, продавался недоброкачественный товар и к тому же обсчитывали прислуживающие мальчики. Там могли продать собранный в трактирах евреями, высушенный и подкрашенный спитый чай или лекарство против беременности «гнездо», в составе которого были: нефть, ртуть, азотная кислота, стрихнин и т. п. «Много, вероятно, отправило на тот свет людей это „гнездо“», - вспоминал Антон Чехов, уже получив медицинское образование.

В 1874 году дела пошли совсем плохо и Павел Егорович стал падать в долговую яму, через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание. Со временем Антон подружился со своим подопечным.

После полутора лет скитаний и бедственной жизни в долг Павел наконец нашёл себе работу. 10 ноября 1877 года он устроился младшим приказчиком в амбар к И. Гаврилову за 30 рублей в месяц, стол и квартиру при магазине. 14 лет трудился Павел в амбаре, работая с утра до ночи и редко видясь со своей семьёй.

Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна (1868-1959) - жена А. П.; народная артистка СССР.

Чехов, Александр Павлович (1855-1913) - брат, прозаик, публицист, мемуарист.

Чехова, Мария Павловна (1863-1957) - сестра, педагог, художница, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

Чехов, Михаил Павлович (1865-1936) - брат, писатель, биограф Антона Павловича.

Чехов, Николай Павлович (1858-1889) - брат, художник.

Чехов, Иван Павлович (1861-1922) - брат, педагог.

Чехов, Михаил Александрович (1891-1955) - племянник (сын брата Александра), известный артист, театральный педагог, режиссёр; эмигрант (с 1928 - Германия, 1939 - США).

Чехова, Ольга Константиновна (1897-1980) - жена Михаила Чехова, указанного племянника А. П. и племянница жены А. П. (и сестра Л. К. Книппера). Немецкая актриса.

Экранизация произведений Чехова:

Чехов до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики - его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз.

1909 - Хирургия
1911 - Роман с контрабасом
1926 - Каштанка
1929 - Чины и люди
1938 - Маска
1938 - Медведь
1939 - Человек в футляре
1939 - Хирургия
1941 - Юбилей
1944 - Свадьба
1952 - Каштанка
1953 - Беззаконие
1954 - Анна на шее
1954 - Шведская спичка
1955 - Попрыгунья
1956 - Невеста
1957 - Сапоги
1958 - Ведьма
1959 - Три рассказа Чехова («Ванька», «Анюта», «Месть»)
1960 - Враги
1960 - Драма
1960 - Дама с собачкой
1960 - Дом с мезонином
1960 - Месть
1961 - Дуэль
1964 - Аптекарша
1964 - Дуэль
1964 - Три сестры
1965 - Лебединая песня
1965 - Учитель словесности
1966 - В городе С. (Реж. И. Хейфиц)
1966 - Душечка
1966 - Шуточка
1967 - Крыжовник
1968 - Три года (Реж. Г. Никулин)
1969 - Главный свидетель
1969 - Семейное счастье
1969 - Цветы запоздалые (фильм-спектакль, реж. А. Наль)
1970 - Дядя Ваня
1970 - Карусель
1970 - Чайка
1970 - Драма на охоте
1971 - На даче
1971 - Эти разные, разные, разные лица...
1972 - Моя жизнь (Реж. Г. Никулин)
1973 - Плохой хороший человек (по повести «Дуэль»)
1973 - Сценки («Дорогая собака», «Злоумышленник», «Жених и папенька»)
1975 - Каштанка
1976 - Театральные истории
1977 - Степь (Реж. С. Бондарчук)
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино (Реж. Н. Михалков)
1977 - Смешные люди!
1977 - Чеховские страницы
1978 - Мой ласковый и нежный зверь (по повести «Драма на охоте», режиссёр Э. Лотяну)
1980 - Три года
1981 - Рассказ неизвестного человека
1981 - «Ванька Жуков» - кукольный мультфильм киностудии «Киевнаучфильм», режиссёр Леонид Зарубин
1982 - Скучная история
1983 - Поцелуй
1983 - Кое-что из губернской жизни
1983 - Человек в футляре
1984 - Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (по мотивам рассказов «Жилец», «Из воспоминаний идеалиста», «Пари», «Неосторожность», «На мельнице», «Сапожник и нечистая сила»)
1984 - Злой мальчик
1986 - Дядя Ваня (Реж. Г. Товстоногов)
1987 - Очи чёрные
1988 - Чёрный монах
1990 - Лебединая песня
1990 - Ныне прославися сын человеческий
1991 - Палата № 6
1992 - Господи, прости нас грешных
1992 - Милостивые государи
1993 - Если бы знать
1994 - Ваня на 42-й улице
1994 - Колечко золотое, букет из алых роз (по повести «В овраге»)
1994 - Деревенская жизнь
1994 - Три сестры
1996 - Август
1998 - Чехов и Ко
2002 - Три дня дождя
2002 - Чеховские мотивы
2003 - О любви
2003 - Малышка Лили (La petite Lili)
2004 - Рагин (по повести «Палата № 6»)
2004 - Каштанка
2005 - Чайка
2008 - Пари
2008 - Сад
2008 - Стреляй немедленно! (по пьесе «Медведь»)
2009 - Палата № 6 (Реж. К. Шахназаров, А. Горновский)
2009 - Беззаконие (мультфильм, режиссёр Наталья Мальгина)
2009 - Очумелов (мультфильм, режиссёр Алексей Дёмин)
2010 - Иванов (фильм, режиссёр Вадим Дубровицкий)
2010 - Белолобый (мультфильм, режиссёр Сергей Серёгин)
2014 - Зимняя спячка (фильм, режиссёр Нури Бильге Джейлан)

Антон Павлович Чехов является великим русским писателем и драматургом, чьи произведения вошли в мировую классику. Вот уже более века его пьесы ставятся в разных театрах мира.

Несмотря на свою недолгую жизнь (а прожил он всего 44 года), ему удалось написать множество рассказов и повестей, цитатами из которых мы пользуемся до сих пор.

Надо сказать, что Чехов наряду с и входит в тройку самых экранизируемых драматургов в мире. Именно поэтому его знают и любят во всех странах.

Краткая биография Чехова

Антон Чехов родился в Таганроге 17 января 1860 г. Глава семейства работал бакалейщиком, а мать была простой домохозяйкой, заботящейся о своей семье и хозяйстве.

Со временем у отца появились серьезные финансовые трудности, в результате чего он был вынужден бежать от кредиторов в .

Учеба

В это время юный Антон учился в таганрогской гимназии, поэтому ему пришлось остаться дома, чтобы закончить учебу.

В это время ему приходилось много заниматься репетиторством, чтобы хоть как-то обеспечивать свое существование.

В годы учебы у Чехова сформировалось собственное видение окружающего мира. Он уделял много времени чтению и посещению спектаклей.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге и переехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета.

Начало творчества

В период с 1883 по 1886 гг., из-под его пера выходят такие знаменитые произведения, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Пересолил» и другие. Интересен факт, что сначала он использовал псевдоним «Антоша Чехонте».

В 1886 г. петербургская газета «Новое время», предложила Чехову работу. Он согласился сотрудничать с этим изданием и сумел опубликовать свои сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». С этого времени писатель печатался уже под своим именем.

В 1887 г. в Москве состоялась первая премьера чеховской пьесы «Иванов». Это было большое событие в биографии Чехова, хотя спектакль был по-разному оценен публикой.

Однако постановка все-таки оказалась успешной и потом ее ставили в . В 1888 г. за сборник рассказов «В сумерках», Антона Чехова наградили половинной Пушкинской премией.

Значимые события биографии

Когда слава и признание пришли к молодому писателю, семейство Чеховых проживало в Харьковской губернии. Неожиданно для всех, умер один из братьев Чехова, вследствие чего он решил покинуть это место.

Ему даже хотелось уехать в Европу, однако этим планам не суждено было сбыться. В результате, он оказался в Одессе, где на тот момент гастролировал Малый театр.

Именно тогда писатель влюбляется в очаровательную молодую актрису. Однако пылкие чувства довольно быстро прошли. Разочаровавшись, он решает уехать в Ялту.

В конце 80-х годов, Чехов пишет повести «Степь», «Скучная история» и «Огни». Эти произведения отличались серьезностью, трагизмом и реалистичностью.

Они были написаны как раз в тот период биографии, когда он расторг сотрудничество с сатирическими журналами.

Поездка на Сахалин

Чехов был неутомимым путешественником, и в 1890 г. он отправляется на остров Сахалин. Надо сказать, что данная поездка была важнейшей в его биографии.

Тем не менее это было чрезвычайно трудное и тяжело отразившееся на его здоровье предприятие. Путешествие в 10 тыс. километров длилось 81 день, причем 4 тысячи километров совершались на лошадях, а не на поезде.

В результате Антону Чехову удалось собрать огромный материал, который потом лег в основу многих рассказов и повестей. Они были опубликованы в сборнике очерков «По Сибири» и книге «Остров Сахалин».

Палата №6

Два года спустя, в 1892 г., из-под пера Чехова выходит одна из самых знаменитых повестей – «Палата №6».

Это произведение моментально получило признание широких масс и приобрело огромную популярность.

Название «Палата №6» обрело нарицательную форму и используется до сих пор, когда речь идет о чем-то сумасшедшем и ненормальном.

Множество и из этой повести быстро вошли в народ.

Покупка усадьбы и оседлая жизнь

В 1892 г. Чехов приобрел усадьбу в Мелихово, где прожил более 7 лет. С тех пор там жили его родители и сестра Мария, ставшая в будущем преданной хранительницей его наследия.

Данная усадьба сыграла значимую роль в биографии и творчестве Чехова. На сегодняшний день там работает один из главных музеев его имени.

После покупки имения его жизнь преобразилась в лучшую сторону. Теперь он мог заниматься , поскольку кроме литературной деятельности, он серьезно интересовался хирургией.

Профессия врача была для него не вынужденной, так как он находил большое удовольствие в лечении нуждающихся крестьян.

Во время пребывания в Мелихово, Антон Чехов отличился небывалой щедростью и человечностью.

Он построил несколько школ, колокольню, пожарный пункт, позаботился о том, чтобы на Лопасню была проложена дорога, а на железнодорожной станции появилось почтовое отделение.

Помимо этого, писатель высадил множество различных деревьев, а также на собственные сбережения открыл общественную библиотеку в городе Таганрог.

В Мелихово Чехов написал такие известные пьесы, как «Дядя Ваня» и «Чайка». К сожалению, участившиеся обострения туберкулеза, заставляли его все чаще покидать усадьбу и уезжать лечиться на юг.

В 1989 г. он всю зиму прожил в Ницце, а по возвращении в решил приобрести для себя участок в Ялте. Уже в следующем году Чехов продал свое имение и окончательно обосновался в Крыму.

В это время он повстречал свою будущую супругу Ольгу Книппер, а вскоре написал и две известные пьесы: «Три сестры» и «Вишневый сад». Главные роли в них блестяще сыграла его жена.

Личная жизнь Чехова

В биографии Чехова, как и у , было множество женщин, причем некоторые из них знали о других пассиях писателя, но все равно не спешили с ним расставаться.

Лика Мизинова

В 1888 г., он увлекся подругой своей сестры Ликой Мизиновой, которой на тот момент было 19 лет. Девушка хотела стать законной женой драматурга, а он наоборот хотел оставаться независимым и свободным.

На протяжении 10 лет им удавалось сохранять отношения, избегая при этом разговоров о браке.

По иронии судьбы Чехов лично познакомил влюбленную в него Мизинову с неким Игнатием Потапенко. В результате она забеременела от Потапенко и родила ему дочь, которая в скором времени умерла.

Антон Павлович использовал Лику в качестве прототипа героини Нины Заречной из пьесы «Чайка». Очень скоро Мизинова порвала отношения с обоими мужчинами и вступила в брак с Александром Саниным.

Елена Шаврова

Еще одним увлечением писателя была юная Елена Шаврова. Она принесла ему рукопись собственного рассказа, и сразу же влюбилась. Однако она прекрасно понимала, что ей не удастся стать женой выдающегося драматурга, поэтому спустя 5 лет вышла замуж за другого мужчину.

Интересный факт из биографии: Чехов написал Елене около 70 любовных писем, – больше чем кому-либо из своих поклонниц. Он даже запечатлел образ возлюбленной в известном рассказе «Дама с собачкой».

Нина Корш

В 1989 г., Антон Павлович встретился со своей старой подругой Ниной Корш, которая была от него без ума еще в юности. Между ними закрутился бурный роман, в результате чего Нина забеременела и родила на свет девочку.

Чехов так никогда и не узнал о рождении этого ребенка, поскольку после встречи со своей будущей женой Книппер, он тут же разорвал всякие отношения с Ниной. Вскоре Корш уехала со своими родителями во Францию, вследствие чего и эта история любви закончилась.

Жена Чехова – Ольга Книппер

С Ольгой Книппер, главной женщиной в его биографии, Чехов познакомился в 1989 г. Ей достаточно быстро удалось покорить знаменитого и всеми любимого писателя, чего ранее не удавалось сделать никому.

Книппер была талантливой актрисой с привлекательной внешностью. У них с Чеховым никогда не было детей, хотя Ольга имела одну неудавшуюся беременность.

Справа — Чехов и Книппер, слева — его мать и сестра

Был ли этот брак счастливым – сказать достаточно сложно. После свадьбы Книппер продолжала играть в Московском Художественном театре, а Антон Чехов постоянно проживал в Крыму, борясь со своей болезнью.

Спустя годы его друзья утверждали, что жизнь Чехова могла бы быть гораздо длиннее и лучше, если бы не брак с Ольгой.

Хотя справедливости ради стоит заметить, что в последние годы биографии Чехова его жена отказалась от всех гастролей и оставалась рядом с болеющим мужем вплоть до его кончины.

Болезнь и смерть

Еще в 24-летнем возрасте, у Чехова появились признаки заболевания туберкулезом. У него держалась высокая температура, сопровождающаяся кровавым кашлем, однако сам больной думал, что у него совершенно другая болезнь.

На протяжении всей своей биографии писатель тщательно скрывал недуг от родственников и друзей, поскольку не хотел их беспокоить. В 1897 г., болезнь сильно обострилась, а из правого легкого начались периодические кровотечения.

Эти обстоятельства заставили Чехова серьезно обследоваться у известного профессора Остроумова. Его положили в больницу, но как только ему стало немного легче, он стал упрашивать врачей отпустить его домой.

Ему хотелось, не смотря ни на что, продолжать писательскую деятельность. Менее чем через год приступы кровавого кашля существенно участились, но он, как и ранее, скрывал это от близких.

Соответствующие болезненные переживания писатель запечатлел в героях своих рассказов. Больше всего это заметно в «Рассказе неизвестного человека».

Доктора прописывали Чехову посещение различных курортов, но состояние здоровья не позволяло ему это делать. Проживание в Крыму продлевало его жизнь до того момента, пока он оставался холостым.

По мнению , Ольга Книппер серьезно подрывала здоровье своего супруга непрерывными отъездами. Кроме этого, у нее были натянутые отношения с единственной сестрой мужа, из-за чего Чехов еще больше переживал.

2 июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер. Это случилось в городе Баденвайлере. Официальной причиной смерти стал туберкулез. Биография великого русского писателя закончилась на 44 году жизни.

Биографические спектакли и кино

В 1991 г. Роберт Лонг и Дмитрий Френкель поставили музыкальный спектакль в Голландии по биографии Чехова.

В 2007 г. по заказу московского правительства была снята биографическая лента «Прощайте, доктор Чехов!», повествующая о жизни писателя и главных моментах его биографии.

В 2012 г. на экраны вышел кинофильм «Поклонница», в котором были показаны взаимоотношения драматурга с Лидией Авиловой. В этой ленте снимались О. Табаков и К. Пирогов.

В 2015 г. кинорежиссер из Франции Рене Фере снял картину «Антон Чехов 1890». В ней показана биография драматурга в период 1885- 1890 гг.

Если вам понравилась краткая биография Чехова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии выдающихся людей и – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

«Путешествие к А.П.Чехову»

(Изучение биографии писателя в старших классах)

Цели урока :

  • обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова ;
  • развить умения слушать, анализировать;
  • воспитать интерес к творчеству писателя.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова» .

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем путешествие к Чехову. Когда-то в Москве, на Садово-Кудринской, у рояля сидел Антон Павлович и одним пальцем наигрывал одно из произведений Чайковского. Быть может, рождался новый рассказ или он просто предавался воспоминаниям. Никто и никогда не узнает о чем он думал тогда, но можно послушать эту мелодию и помолчать, почувствовав себя невольным свидетелем раздумий писателя. А чтобы разбудить более сильные впечатления, мы одновременно прогуляемся по дому-музею А.П.Чехова.

Чехов Антон Павлович родился в семье купца 3-й гильдии. Род Чеховых был старый крестьянский, в пяти поколениях Чеховы были хлебопашцами . Отец писателя Павел Егорович Чехов (1825—1898) к шестнадцати годам уже успел поработать на сахарном заводе; затем побыть погонщиком скота, а в Таганроге его приняли в купеческую лавку. В 1856 году Павел Егорович сумел скопить 2500 рублей, вступил в третью купеческую гильдию, самую низшую в купеческом сословии . В 1857 он открыл торговлю, написав на вывеске своей лавки «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Он был человеком деспотичного характера и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

С детства Антон Чехов помогал отцу в бакалейной лавке. В лавке было грязно, продавался недоброкачественный товар и к тому же обсчитывали прислуживающие мальчики. Там могли продать собранный в трактирах евреями, высушенный и подкрашенный спитый чай или лекарство против беременности «гнездо», в составе которого были: нефть, ртуть, азотная кислота, стрихнин и т. п. «Много, вероятно, отправило на тот свет людей это „гнездо“», — вспоминал Антон Чехов, уже получив медицинское образование. Едва ли многим из читателей и почи тателей покойного А.П.Чехова известно, что судьба в ранние годы жизни заставила его играть за прилавком роль мальчика-лавочника в бакалей ной лавке среднего разряда. И едва ли кто поверит, что этот строгий и безус ловно честный писатель-идеалист был знаком в детстве со всеми приемами обмери вания, обвешивания и всяческого торгового мелкого плутовства. Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Реб енком он был несчастный человек.

Александр Чехов, брат Антона Павловича, вспоминает: « Антоша - ученик 1-го класса таганрогско й гимназии - недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Перед ним латинская грамматика Кюнера. Урок по-латыни т рудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону божию. Придется посидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже п одходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар. Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Ант оши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

Тово... - говорит Павел Егорович, - я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.

В лавке холодно, - возражает он, - а я и так озяб, пока шел и з гимназии.

Ничего... Оденься хорошенько - и не будет холодно.

На завтра уроков много...

Уроки выучишь в лавке... Ступай да смо три там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!..

Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает Кюнера, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещае тся тут же, в этом же доме. В ней - невесело, а главное - ужасно холодно. »

Антону Павловичу приходилось с груст ью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже нас тоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, кот орая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки , в ней переживал зимние морозы и коченел и в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул . Товарищи в это время жили по-человечески, запасались под ярким южным с олнцем здоровьем, а он сидел за прилавком от утра до ночи, точно прикованный цепью. Лавка эта, с ее мел очною торговлей и уродливой, односторонней жизнью, отняла у него многое.

Чехов нигде не описывал мучительных часов, когда его и братьев отец до изнеможения, до обморока заставлял петь в церкви, в леденящем холоде, когда всенощная пелась «продлиновенно и без пропусков». Чехов нигде не писал, что его брат Николай обязан был этой «продлиновенности» туберкулезом и смертью от этой болезни в расцвете таланта. Позже он напишет: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание… <...> И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет».

В этой семье были не знавшие детства братья, милая, запуганная отцом мать и самый близкий Антону Павловичу человек - единственная сестра Маша.

С ней отчасти связано начало творческого пути Антона Чехова, в дни молодости, когда, придумав сюжет рассказа, он делился с сестрой своими замыслами. И когда позднее Чехов говорил: « Марья Павловна у нас главная,» - это было не только шуткой, а признанием её трудов и забот о нём, о брате. Она была поистине «главная» в семье Чеховых. Она входила во все мелочи быта писателя, в деловые отношения с журналами, брала на себя обязанности секретаря, даже ассистента доктора Чехова, когда он открыл в Мелихове ежедневный прием больных крестьян. Чистой, изящной женщиной с нежной душой называл Марию Павловну Куприн. Бунин однажды прислал сестре Чехова письмо, похожее на стихотворение в прозе. Однако замуж Марию Павловну не отдали, потому что она сама создала себе жизнь, какую пожелала, и, отказавшись от личного счастья, посвятила её брату. Сестре Чехова были отпущены долгие годы жизни, она пережила Антона Павловича более чем на полвека. И после его смерти трогательно служила его памяти: создала дом-музей Чехова в Ялте.

Будучи взрослым Чехов написал: "В детстве у меня не было детства". Сначала он учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

В 1874 году торговые дела пошли совсем плохо и Павел Егорович стал падать в долговую яму, через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.

В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей. Работая уездным врачом, Антон Павлович продолжает писать, его основным жанром является короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». На острове он занимается переписью населения. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных карточек. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин», которая стала творческим итогом путешествия. Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов.

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Ч. был избран в число его почетных академиков. Позднее Чехов много путешествовал по Европе . Последние годы Антон Павлович, у которого обострился туберкулез , для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой , лишь изредка наезжая в Москву , где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер , занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского «Литературно-художественного кружка» (Станиславского ). Летом 1904 г. Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 г. в г. Баденвейлере, Германия . Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича (умер в 1898 г.).

Сейчас мы с вами посмотрим серию портретов А.П.Чехова разных лет и увидим эволюцию этого писателя, которая произошла не только в душе писателя, но и отразилась в его внешности.

В 83 году волосы на прямой ряд, длинная верхняя губа с сосочком.

На фотографии 84 года мордастый, независимый; снят с братом Николаем, настоящим монголом.

В ту же примерно пору портрет написанный братом: губастый, башкирский малый.

В 88 году: красивость, смелость умного живого взгляда, но усы в стрелку.

В 92 году: типичный земский доктор.

А потом: какое стало тонкое лицо!

(Эти слова комментируют видеофильм на 11 слайде)

Посмотрите внимательно на эти портреты. Какая метаморфоза произошла с писателем! Кажется, что перед нами пять разных людей… Как мы видим Чехов изменялся, взрослел, эволюционировал. Вместе с ним менялось и его творчество. Литературную деятельность Ч. обыкновенно принято делить на две, совсем ничего общего между собой не имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям читателя мелкой прессы.

Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургском юмористическом еженедельнике «Осколки». Чехов сотрудничал в «Петербургской Газете» (с 1884 г. с перерывами), в суворинской газете «Новое Время» (1886—1893 гг.) и в «Русских ведомостях» (1893—1899 гг.)

Чехов-Чехонте в «юмористических» рассказах не стоит на своей высоте первостепенного писателя. Если, однако, глубже и внимательнее присмотреться к рассказам Чехонте, то нетрудно и в этих наскоро набросанных эскизах усмотреть печать крупного мастерства Чехова и всех особенностей его меланхолического дарования. Здесь есть немало анекдотичности и даже прямого шаржу, например, «Романа с контрабасом», но едва ли есть у Чехонте хотя бы один рассказ, сквозь шарж которого не пробивалось бы психологическая и жизненная правда. Не умрет, например, в действительности чиновник оттого, что начальник в ответ на его чрезмерно угодливые и надоедливые извинения крикнул ему «пошел вон»; но забитость мелкого чиновника, для которого сановник — какое то высшее существо, схвачено (в «Смерти чиновника») в самой своей основе. Во всяком случае веселого в «юмористических» шаржах Чехонте очень мало: общий тон — мрачный и безнадежный. Перед нами развертывается ежедневная жизнь во всем трагизме своей мелочности, пустоты и бездушия. Взяточничество провинциальной администрации, интриги представителей интеллигентных профессий, грубейшее пресмыкательство перед деньгами и власть имущими, скука семейной жизни, грубейший эгоизм «честных» людей в обращении с «продажными тварями» («Анюта», «Хористка»), безграничная тупость мужика («Злоумышленник»), полное отсутствие нравственного чувства и стремления к идеалу — вот та картина, которая развертывается перед читателем «веселых» рассказов Чехонте. Антон Павлович никогда не исчерпывает свой сюжет всецело и всесторонне. Писатель рисует всегда только контурами и схематично, т. е. давая не всего человека, не все положение, а только существенные их очертания.

Существенным отличием Чехова-Чехонте от Чехова второго периода является сфера наблюдения и воспроизведения. Чехонте не шел дальше мелочей обыденного, заурядного существования тех кругов общества, которые живут элементарной, почти зоологической жизнью.

В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 г. вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»); в 1887 г. появился второй сборник — «В сумерках», который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Когда критика подняла самосознание молодого писателя и внушила ему высокое представление о благородных сторонах его тонкого и чуткого таланта, он решил подняться в своем художественном анализе, стал захватывать высшие стороны жизни и отражать общественные течения. На общем характере этого позднейшего творчества, начало которого можно отнести к появлению «Скучной истории» (1888), ярко сказалась та мрачная полоса отчаяния и безнадежной тоски, которая в 80-х годах охватила наиболее чуткие элементы русского общества.

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме»

Ту же неумолимую жесткость, но лишенную всякой тенденциозной враждебности, Чехов проявил и в своем отношении к народу. В русской литературе нет более мрачного изображения крестьянства, чем картина, которую Ч. набросал в «Мужиках». Ужасно полное отсутствие нравственного чувства и в тех вышедших из народа людях, которые изображены в другом рассказе — «В овраге». Но рядом с ужасным, писатель умеет улавливать и поэтические движения народной жизни. Чехов весь сосредоточился на изображении бездарности, пошлости, глупости российского обывателя и беспросветного погрязания его в тине ежедневной жизни.

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Чехов сделал огромный вклад в драматургию. Давайте выделим основные его открытия. Во-первых, К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко заметили наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, так называемое «подводное течение». Именно они впервые раскрыли за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили все усилия, чтобы донести новую интерпретацию чеховской драмы до зрителя. Благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.

Во-вторых, в драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни. «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»

В-третьих, пьесы построены на внутреннем конфликте героев, конфликте между данным и желанным, поэтому в пьесах нет действия.

В-четвертых, финал у Чехова окрашен двойственным звучанием: он грустен и светел одновременно, в нем сочетается суровая правда и страстная мечта, вера в будущее.

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Антон Павлович писал юмористические рассказы, над которыми все читатели захлебывались от смеха, потом серьезную прозу, над которой те же читатели нешуточно задумывались над тем, зачем живет человек. Едва ли не вдруг оказалось, что он смертельно болен, и жизнь, едва начавшись, уже стремительно подходит к концу.

Он знал, что такое быть почти нищим и униженным, мечтал разбогатеть, но и став Чеховым, не стал богатым, он всегда был окружен великим множеством людей, любил женщин и был любим ими, но на столе держал отцовский перстень с надписью "Одинокому везде пустыня". Он не стал практикующим доктором, хотя лечил многих, но для России и мира стал единственным в своем роде диагностом состояния духа и души. Он был безудержным весельчаком, душой компаний и человеком бесконечно печальным и одиноким, он был мужественным скептиком, до конца верящим только в порядочность и душевное бескорыстие отдельного человека. Он никогда не ощущал себя мессией, знающим истину, а был в этом мире честным тружеником, каким и надлежит быть порядочному человеку. А быть порядочным человеком, равно свободным от спеси и от самоуничижения, несущим ответственность перед совестью за себя и ближних, - это и есть главное назначение человека.

Он был скроен из тех же достоинств и слабостей, как, наверное, и каждый из нас, он, как и мы, страдал и радовался, делал ошибки и искал выходы, и одновременно он был другой - умнее, честнее, свободнее, порядочнее, совестливее каждого из нас.

Задание к следующему уроку:

Эпоха «Антоши Чехонте»

Многолетнее шатание по юмористическим журналам началось со «Стрекозы» (1880). Затем он печатается в «Зрителе» (1881–1883 гг.), «Мирском толке», «Москве», «Свете и тенях», «Спутнике» (1882), в Альманахе «Стрекозы» (1884), в «Русском сатирическом листке» (1884), «Развлечении» (1884–1886 гг.), «Сверчке» (1886), в «Будильнике» (1881–1887 гг.) и в «Осколках» (1882–1887 гг.).

В этих журналах и журнальчиках появляются рассказы и рассказики: «Комары и мухи», «О том, о сем», «Финтифлюшки», подписи к рисункам, «Перепутанные объявления», фельетоны и заметки, - подписанные псевдонимами: «Антоша Ч.» и просто - «Антоша», «Чехонте» и «Антоша Чехонте», «Антоша Ч.» и «Ан. Ч.», «Антансон» и «Г. Балдастов», «Вспыльчивый человек» и «Человек без слезинки», «Брат моего брата» и «Врач без пациентов», «Рувер» и «Улисс».

Молодой Чехов пишет много: если в 1880 году он печатает только девять вещичек, то уже с 1881 цифры будут неизменно подыматься: тринадцать в 1881, тридцать два в 1882, сто двадцать в 1883, сто двадцать девять в 1885 году. 1887 год станет годом переломным во многих отношениях, в том числе и по явному спаду «многописания» - в этом переломном году Чехов напечатал только шестьдесят восемь произведений.

Материальная нужда была только одной из причин, влиявших на темпы работы Антоши Чехонте, да и нельзя утверждать, что Чехов начал заниматься литературой, ища только обеспеченного заработка. Что чеховская семья жила бедно, и Антошино писательство давало ей значительную материальную поддержку, - это несомненно, но мы уже знаем, что страсть к литературе пробудилась в Чехове очень рано и была весьма стойкой.

Есть трогательный рассказ о том, что первый же свой гонорар Чехов истратил на именинный пирог матери. Очень может быть, что Антоша купил этот пирог на гонорар, полученный из «Стрекозы». Но не это важно - важно то, что «Письмо к ученому соседу» в истории многих писательских дебютов занимает совершенно исключительное место как произведение, написанное в такой уверенной и определенной манере, которая свидетельствовала о необычайной - для возраста автора - художнической зрелости. «Письмо к ученому соседу» является пародией на одно родственное письмо, хранившееся в чеховской семье, а может быть, и литературным изложением той «лекции», с которой выступал Чехов-гимназист, изображая ученого профессора. Вероятно, в состав дебютного произведения начинающего Чехова вошло то и другое, но важен основной элемент, составляющий стилевой стержень «Письма» - его пародийное звучание. Не менее замечательно, что в том же номере «Стрекозы», в котором помещено «Письмо к ученому соседу», напечатана и вторая вещичка Чехова под заглавием: «Что чаще всего встречается в романах». Здесь чувствуется необычайной остроты писательский глаз и слух, не терпящие штампа и шаблона.

Но его «многописание» знает срывы, часто отмечается отсутствием вкуса и наличием того самого шаблона, который был так зло им высмеян с первого шага в литературе. И это понятно, - втянувшись в журнальную работу, всегда срочную и всегда выполняемую на потребу заказчика, Чехов часто неудачно острил и, что хуже, охотно удовлетворял грубые вкусы читателей «Стрекозы» и «Зрителя». Кто поверит, что именно Чехову принадлежат такие афоризмы:

«Проданная лошадь передается при помощи полы, из чего явствует, что бесполый человек лошадей ни продавать, ни покупать не может».

«Статистики знают, что курица не птица, кобыла не лошадь, офицерская жена не барыня».

Антоша Чехонте отдал дань и грубейшему шовинизму: осмеяние татар, армян, в особенности же евреев, было одной из постоянных тем юмористики «Будильников» и «Развлечений». Вот, например:

«3аявление зубного врача Гвалтера: до сведения моего досло, сто мои пачиенты принимают недавно прибывшего зубного врача Гвалтера за меня, а потому имею цесть известить, сто я зиву в Мошкве и просу моих пачиенты не смешивать меня с Гвалтером. Не он Гвалтер, а я - Гвалтер. Вставляю зубья, продаю социненный мною толценный мел для чистки зубьев и имею самую больсую вывеску. Визиты делаю с белым галстуком. Зубной врач при зверинце Винклера - Гвалтер».

Все это писалось спустя рукава, не задумываясь. И не это составляет смысл и значение творчества Чехова эпохи Антоши Чехонте: важно и ценно - та брыжущая веселость, которой был полон молодой Чехов. В. Г. Короленко вспоминает, как Чехов говорил ему, что «начинал литературную работу почти шутя, смотрел на нее частью как на наслаждение и забаву, частью же как на средство окончания университетского курса и содержания семьи». И Короленко передает такой разговор:

«Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? Вот, - он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, - это оказалась пепельница, - поставил ее передо мною и сказал:

Хотите, - завтра будет рассказ… Заглавие «Пепельница»?

И глаза его засветились весельем. Казалось, над пепельницей начинают уже роиться какие-то неопределенные образы, положения, приключения, еще не нашедшие своих форм, но уже с готовым юмористическим настроением».

В пору своего шатания по журнальчикам Чехов был увлечен и драматургической формой. Студентом второго курса он писал драму с конокрадами, стрельбой, женщиной, бросающейся под поезд. Переписывал брат Миша и у него «от волнения холодело под сердцем». Антон отнес пьесу М. Н. Ермоловой, рассчитывая, что она возьмет ее для своего бенефиса. Увы, он принес ее обратно и запрятал в стол. Пьеса была извлечена из его архива и напечатана лишь в 1920 году.

Его рассказы делались известными. В 1883 году Антон пишет брату Александру: «Становлюсь популярным и уже читал на себя критику». А сотрудник «Осколков» и «Стрекозы» В. Д. Сушков в письме от 10 мая 1883 года говорит А. П. Чехову: «В недолгое время Вы своими трудами очень выдались из числа рядовых литературных тружеников и рабочих. Стали, без сомнения, известны в редакциях как молодой, даровитый и много обещающий в будущем писатель».

В это же время Чеховым была сделана попытка выпустить сборник рассказов, обложку для которого рисовал брат Николай. Сборник должен был называться «На досуге». Но он так и не вышел в свет. Было напечатано несколько листов, а вся книга была разобрана в типографии, вероятно, в виду задержки обусловленной платы. Некоторые из рассказов этого сборника вошли в книгу Антоши Чехонте «Сказки Мельпомены», вышедшую в середине 1884 года. Она была напечатана в кредит с уплатой в продолжении четырех месяцев со дня выхода.

«Сказки Мельпомены» встретили рецензентский отклик. В журнале «Театральный мирок» было отмечено: «Все шесть рассказов написаны бойким живым языком и читаются с интересом. Автор обладает несомненным юмором». А школьный товарищ А. П. Чехова, П. С. Сергеенко (Сергеенко Петр Алексеевич (род. в 1854 г.). Публицист, беллетрист, драматург, автор известной книги «Как живет и работает Л. Н. Толстой». Учился одновременно с Чеховым в таганрогской гимназии. Им написаны воспоминания о Чехове (ежемесячные приложения к «Ниве» за июль 1904 г.) ) поместил такой отзыв:

«Прочитал «Сказки Мельпомены» А. Чехонте. Удивился. Нигде и словечка не было сказано об этих сказочках… Книга очень интересная. Не знаю только, почему автор дал ей такое обманчивое название: оно вводит в заблуждение: мол «сказки», значит для детей, большому не годится заниматься сказками. А между тем рассказы А. Чехонте живьем вырваны из артистического мирка. Все они небольшие, читаются легко, свободно и с невольной улыбкой. Написаны с диккенсовским юмором: и смешно и за душу хватает. Автор, очевидно, человек молодой, еще не окреп, кое-где спешит, путается, но в общем овладевает вниманием читателя не менее рассказов Брет-Гарта. Всюду разлит юмор «без натуги» и Чехонте обращается с ним весьма осторожно, как оно и следует…».

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

Эпоха Возрождения Люди часто рождаются с замечательными задатками, но надо, чтобы эти задатки получили возможность развития. История знает периоды безвременья, когда практическая и духовная деятельность людей оказывается обреченной на жалкие дела и растрачивается в

Из книги На земле и в небе автора Громов Михаил Михайлович

ЭПОХА АНТ-25 В 1933 году на аэродром вышел самолёт АНТ-25. Но вначале хочу рассказать историю создания этого самолёта. И.В.Сталин вызвал А.Н.Туполева (он сам мне это рассказывал) и предложил ему со своим конструкторским бюро создать самолёт, который мог хотя бы близко

Из книги Поход Александра автора Арриан Квинт Эппий Флавий

Эпоха эллинизма Интерес к эпохе Александра Македонского возрастает по мере обнаружения все новых письменных и вещественных данных, освещающих жизнь и историю тех стран, которые когда-то входили в его государство. Эта эпоха стоит посреди того сложного для исследования

Из книги Шекспир автора Морозов Михаил Михайлович

VII. ЭПОХА Век, породивший Шекспира, - значительная и яркая глава истории. Это была эпоха, когда рушились веками казавшиеся незыблемыми и неизменными отношения старого феодального мира, когда нарождались новые, буржуазные отношения.Маркс назвал эту эпоху «утренней зарей

Из книги Чехов автора Соболев Юрий Васильевич

Детские годы Антоши В выписи из метрической книги города Таганрога Соборной Успенской церкви значится, что «Тысяча восемьсот шестидесятого года, месяца генваря, 17 дня рожден, а 27-го крещен Антоний. Родители его, таганрогской третьей гильдии купец Павел Георгиевич Чехов и

Из книги Чехов. Жизнь «отдельного человека» автора Кузичева Алевтина Павловна

Глава четвертая. ЧЕХОНТЕ - АН. ЧЕХОВ Чехов был покорным сыном. Так считали и говорили родители и старшие братья. Он, вероятно, смирялся с тем, перед чем оказывался бессилен. Или чего не хотел менять, оберегая, по его выражению, покой своей совести.В отношении остального

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

«Эпоха пользы» В Петербурге на первых порах я почувствовал себя чужим. Знакомых было много, но я уже много лет там не жил, приезжал на короткое время и, встречаясь со старыми приятелями, убеждался, что теперь общего между нами уже нет. Атмосфера, дух города за эту четверть

Из книги Иосип Броз Тито автора Матонин Евгений Витальевич

ПОЗОЛОЧЕННАЯ ЭПОХА

Из книги Самый человечный человек. Правда об Иосифе Сталине автора Прудникова Елена Анатольевна

Эпоха упорядочивания Есть в Штатах такая ковбойская забава – усидеть верхом на диком быке. Побеждает в ней не тот, кто сможет подчинить животное, а тот, кто продержится на нем максимально долгий срок. Потому что изначально определено, что удержаться на спине взбешенного

Из книги Михаил Ломоносов автора Баландин Рудольф Константинович

Эпоха и личность Понять явление Ломоносова помогает общее представление о смене эпох в общественном сознании. В нем совместились черты личности сразу трех эпох: Возрождения, Просвещения и Нового времени. Объясняется это особенностями истории нашей страны.Реформы Петра

Из книги Дворцовые интриги и политические авантюры. Записки Марии Клейнмихель автора Осин Владимир М.

Из книги Петр Берон автора Бычваров Михаил

Из книги Дом и остров, или Инструмент языка (сборник) автора Водолазкин Евгений Германович

Эпоха Лихачева Долголетие - дар Божий. Оно дается разным людям и в разных условиях. Оно имеет разные задачи. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву было суждено родиться в столице крупнейшей империи мира и прожить в ней без малого 93 года. Случились две революции, прошли две мировых

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Будни и праздники Антоши Чехонте Михаил Павлович Чехов:Брат Антон получал свою стипендию из Таганрога не ежемесячно, а по третям, сразу по сто рублей. Это не облегчало его стесненных обстоятельств, так как полученной суммой сразу же погашались долги, нужно было купить

Из книги Книга Израиля [Путевые заметки о стране святых, десантников и террористов] автора Сатановский Евгений Янович

Эпоха полумесяца Что характерно, мусульмане в диаспоре – люди как люди. Если они, конечно, не живут в замкнутых общинах, вся жизнь которых сосредоточена вокруг мечети с радикальным имамом. Который, во-первых, как положено нормальному менеджеру от религии, должен

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Эпоха Нет никакой эпохи - каждый год Всё так же совершается, всё то же: Дыши - но воздуху недостает, Надейся - но доколе и на что же? Всё те же мы в жестокости своей, При всех правителях и всех законах Всё так же, и не надо жизни всей Для слишком многих слишком

Русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей в мировой литературе. Чехов создал четыре произведения, ставшие классикой мировой драматургии, а его лучшие рассказы высокого оцениваются писателями и критиками. Почти всю взрослую жизнь, совместно с литературой, Чехов был практикующим врачом. «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница», - говорил он.

Поначалу Чехов писал рассказы только для того, чтобы заработать денег, но по мере роста его творческих амбиций, он создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного короткого рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приема под названием «поток сознания», позже перенятого Джеймсом Джойсом и другими модернистами и отсутствия финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Биография

Предки

Со стороны отца

В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета , где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде , где некоторое время он заведовал больницей.

Становление

Поздние годы

Особенности драматургии Чехова

Значение творчества Чехова

Чехов и Горький

  1. Книга «Остров Сахалин» - Стала худ. документом эпохи.
  2. Чехов стоит у истоков трагикомедии .
  3. В его творчестве даны лучшие в русской литературе образцы наверное всех жанровых разновидностей «малой прозы ».
  4. Драматургия Чехова стала «визитной карточкой» русской литературы в мире.
  5. Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека».
  6. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Чехов узаконил рассказ «Остров Сахалин», как одно из самых влиятельных направлений эпоса.