Малочисленные народы. Кто относится к коренным малочисленным народам? Президент РФ дал указание решить проблему

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Малочисленные народы России (рассказывает Александр Матвеев)

    Коренные малочисленные народы Севера

    Ритуальные практики народов Севера (рассказывает Дмитрий Опарин)

    Субтитры

Перечень малочисленных народов Севера

Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся (разбивка по языковым группам по родному языку, сортировка по численности народа в России согласно переписи 2010):

Тунгусо-манчьжурские языки

Всего: 76 263 человека

Финно-угорские языки

Всего: 50 919 человек

Самодийские языки

Всего: 49 378 человек

Тюркские языки

Всего: 42 340 человек

Палеоазиатские языки

Всего: 37 562 человека

Славянские языки

Сино-тибетские языки

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации . Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни , крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове .

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство , в том числе кочевое (оленеводство , коневодство , яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства .
  • Бортничество , пчеловодство .
  • Современное состояние малочисленных народов Севера

    В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20-70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

    В конце XX - начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

    Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации, общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.

    В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

    Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет в Российской Федерации были реализованы три федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счёт средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства.

    В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

    В издательствах по государственному заказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

    Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством - членом ООН, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

    За последние годы в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами - владельцами «родовых угодий», что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

    Сдерживающие факторы устойчивого развития

    Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

    Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5-2 раза превышает средний по Российской Федерации.

    Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

    Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

    См. также (в целом России)СФУ , 2015. - 183 с.

Ссылки

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» на сайте Консультант Плюс

в РФ таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень К. м. н. РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В Конституции РФ используется и понятие "малочисленные этнические общности". Например, п. "м" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относит "защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей".

В международных документах используются понятия "коренное население", "коренной народ": например, в Конвенции Международной организации труда (МОТ) 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах" (1957 г.); в Конвенции МОТ 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (1989 г.). Однако их трактовки в данных документах и в российской науке и практике несколько расходятся. Международные документы в большей мере ориентированы на народы, лишившиеся традиционных мест своего проживания или имеющие проблемы в плане пользования ими, как бы не способные на самоорганизацию в виде национально-территориальных и иных формирований. Речь идет скорее о повышении быта и уровня жизни по стране в целом.

В России равноправие всех народов, возможности их самоорганизации закреплялись с самого начала, в том числе с использованием форм национально-территориальной автономии, созданием национальных районов, сельсоветов и т. п. Постоянно создавались возможности использования языка, развития письменности и т. д, Вместе с тем постепенно накапливались проблемы организации быта и жизни К. м. н., особенно в районах Севера и Северо-Востока. Технический прогресс повлиял на использование некоторыми народами традиционных видов промыслов, а промышленное освоение месторождений нефти и газа по-своему оказало на них еще более негативное воздействие. Отличное определение

Неполное определение ↓

Малочисленные народы, не малочисленные! Пора навести законодательный порядок!

29 января в Госдуму внесен законопроект № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты". Вопрос, который призван урегулировать данный законопроект это создание реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это достаточно давняя тема. Категория людей, которая отнесена к коренным малочисленным народам в РФ, имеет определенные права, более расширенные по отношению к другим гражданам. Например, право на ведение традиционного образа жизни, приоритетного природопользования, осуществления промыслов, а также в области образования, культуры. Имеется также ряд социальных гарантий, которые указаны в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Но в связи с тем, что в паспорте национальность больше не указывается, и, государство с гражданами все больше пытается запротоколировать отношения, появилась необходимость подтверждать национальную принадлежность. Иначе просто невозможно воспользоваться гарантированными правами. Конституция РФ говорит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом отсутствует законодательный механизм реализации данного права.

Еще 2007 был утвержден Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, которым предусматривалась разработка нормативного акта документального подтверждения национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов. К сожалению, этот пункт так и не был выполнен, а впоследствии совсем исключен. И до недавнего времени, вопрос о порядке подтверждения национальности на уровне Правительства не поднимался.

В последние годы ситуация ухудшилась. Например, у коренных малочисленных народов есть право на льготную пенсию, они на 5 лет раньше достигают пенсионного возраста, но оформить ее сложно, если ты не подтверждаешь национальную принадлежность. То же самое касается вопроса постановки в охотничьем билете специальной отметки для коренных малочисленным народам дающей право охоты без разрешительных документов. Сложилась практика, что эти люди вынуждены обращаться в суд и индивидуально доказывать, что относятся к коренным малочисленным народам. Сегодня, в ряде случаев, только лишь получив судебное решение, люди могут воспользоваться своими правами. Но подтвердить свою национальность в судебном порядке может лишь часть граждан. Это связано с отсутствием доступа к судам из-за удаленности проживания, незнанием процедуры обращения, неимением средств на дорогу для явки в суд.
Мы не раз говорили о том, что Правительство должно утвердить порядок подтверждения национальной принадлежности. Многие службы возражали, например, МВД отказалось выдавать вкладыши к паспорту или ставить печать о национальности. Поэтому официального порядка сегодня - нет.

08 июля 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений № К 503 по осуществлению дополнительных мер, направленных на реализацию государственной политики в области повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которым поручено обеспечить до 1 марта 2016 года, разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета.

В рамках реализации указанных поручений, мы обобщили региональный опыт, есть регионы, где выдают вкладыши в паспорт, регионы, где ведут реестры, изучили международный опыт и пришли к выводу, что порядок ведения реестра более целесообразен для нашей сегодняшней реальности.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗрасширив полномочия федеральных органов государственной власти, наделив возможностью утверждать положение о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Органы местного самоуправления наделяются законопроектом полномочиями по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается внести изменение в понятийный аппарат федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дав определение тому, что подразумевается под реестром лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления правом по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов РФ позволит вернуться к ранее существовавшей практике и минимизирует расходы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам для подтверждения своей национальной принадлежности, поскольку у них появиться возможность получить выписку из реестра и предъявить по месту требования.
Предполагается, что данные реестра будут формироваться на основе информации, полученной из разных источников: свидетельства о рождении, выписок из похозяйственней книг, справок общественных организаций и общин коренных малочисленных народов, других источников на основании личных заявлений граждан Российской Федерации, порядок подачи которых будет определен положением о ведении реестра, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом государственной власти.

К закону предполагается принять нормативный акт, которым будет установлена процедура ведения реестра, критерии отнесения к коренным малочисленным народам. В самом реестре может быть предусмотрено три категории граждан:
1. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;
2. Лица, которые относятся к коренным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно. Как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления;
3. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни. Как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население. Такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами.
В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

В настоящее время, данный порядок ведения реестра находится на стадии разработки. ФАДН планирует в ближайшее время собрать экспертов, общественность, представителей заинтересованных органов власти и обсудить этот документ. После этого, мы планируем распространить его для более широкого обсуждения.
Процедура принятия закона достаточно длительная. И многое зависит от позиции Правительства РФ. Если Правительство согласится, что его надо принимать как можно быстрее, то процесс ускорится. Сейчас необходимо собрать отзывы от органов власти, в том числе из регионов, рассмотреть их позицию и сделать необходимые корректировки с учетом их мнений. Я считаю, что если закон пройдет и появится реестр, то многие проблемы у коренных малочисленных народов снимутся.

Ознакомится с проектом федерального закона № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты" и материалами к нему можно по ссылке:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=984312-6

Юлия Якель, почетный адвокат, директор правового центра Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, АНО "Хранители"

Подробности Опубликовано 13.08.2014 16:32 В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. –http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3

Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.

Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский

Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

© Центр содействия КМНС

Только на территории России проживает 65 малочисленных народов, и численность некоторых из них не превышает тысячи человек. Подобных народов на Земле сотни, и каждый бережно хранит свои обычаи, язык и культуру.

В нашей сегодняшней десятке представлены самые малочисленные народы мира .

Этот маленький народ проживает на территории Дагестана, а его численность составляет всего 443 человека по данным на конец 2010 года. Долгое время гинухцев не выделяли в отдельный этнос, так как гинухский язык считали лишь одним из диалектов распространенного в Дагестане цезского языка.

9. Селькупы

До 1930-х годов представителей этого западносибирского народа называли остяко-самоедами. Численность селькупов – чуть более 4 тысяч человек. Проживают они в основном на территории Тюменской, Томской областей, а также ЯНАО

8. Нганасаны

Этот народ живет на Таймырском полуострове, а его численность составляет около 800 человек. Нганасаны – самый северный народ в Евразии. До середины XX века народ вел кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей на огромные расстояния, сегодня нганасаны живут оседло.

7. Орочоны

Место проживания этого малочисленного этноса – Китай и Монголия. Численность народа – около 7 тысяч человек. История народа насчитывает более тысячи лет, орочоны упоминаются во многих документах, относящихся к ранним китайским императорским династиям.

6. Эвенки

Этот коренной народ России проживает в Восточной Сибири. Этот народ – самый многочисленный в нашей десятке – его численность вполне достаточна, чтобы населить небольшой городок. Эвенков в мире около 35 тысяч человек.

5. Кеты

Кеты живут на севере красноярского края. Численность этого народа – менее 1500 человек. До середины XX века представителей этноса называли остяками, а также енисейцами. Кетский язык относится к группе енисейских языков.

4. Чулымцы

Численность этого коренного народа России – 355 человек по состоянию на 2010 год. Несмотря на то, что большая часть чулымцев признает православие, этнос бережно хранит некоторые традиции шаманизма. Проживают чулымцы преимущественно в Томской области. Интересно, что чулымский язык не имеет письменности.

3. Тазы

Численность этого народа, проживающего в Приморье – всего 276 человек. Язык тазов – это смесь одного из китайских диалектов с нанайским языком. Сейчас на этом языке говорит менее половины тех, кто относит себя к числу тазов.

2. Ливы

Этот крайне малочисленный народ проживает на территории Латвии. Основными занятиями ливов испокон веков были пиратство, рыбалка и охота. Сегодня народ практически полностью ассимилировался. По официальным данным ливов осталось всего 180 человек.

1. Питкэрнцы

Этот народ является самым малочисленным в мире и проживает на небольшом острове Питкэрн в Океании. Численность питкэрнцев – около 60 человек. Все они являются потомками моряков британского военного корабля «Баунти», высадившихся здесь в 1790 году. Язык питкэрнцев – это смесь упрощенного английского, таитянского и морской лексики.