«Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья. Народная музыка

Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:

«В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице» -

узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.

Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.

«…Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя нет,

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Вам малыши, всего семь лет,

Частушке 100, а может 200!»

В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.

Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:

«На березу трактор лез,

Все коленки ободрал,

Ну кому какое дело,

Может там его гнездо!» -

и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:

«Постоим с тобою рядом

Плечико о плечико,

Чтоб не ныло, не страдало

По тебе сердечико…»

К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…

В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.

В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.

Павловские частушки


Городок наш небольшой,

Павловом зовется.

Мы поем о нём с душой,

Песня так и льется.

Краше Павловской земли

Во всем свете не найти.

Здесь народ мастеровитый-

Металлисты, кустари.

Не скучает круглый год

И танцует, и поёт

Павловчанин, павловчанка-

Удивительный народ!

Вся Россия знает нас,

Выпускает город ПАЗ.

Полстраны ругаются,

Тормоза ломаются!

Павловские улочки,

Кривые переулочки,

Разговоры окские,

Гусаки бойцовские.

Кто-то едет заграницу,

На морские берега,

Ну а нас волной ласкает

Синеглазая Ока.

Желтый Павловский лимон

Для России всей знаком.

Из земли растет в горшке,

Кусочек солнца на окне.

Значит денег миллион,

А в Павловской стороне

Лимоны зреют на окне.

Промыслы народные,

Люди благородные,

От старого до малого

Вам шлём привет из Павлова!!!

Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.

Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!

Литература:

«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»

проводит среди обучающихся СПО и ВУЗов, изучающих народное музыкальное творчество и традиционную культуру,

Пятый всероссийский Открытый конкурс

Пою моё Отечество!

Цели и задачи конкурса:

  • осознание богатства и красоты наследия предков;
  • изучение культуры, искусства, творчества народов России;
  • содействие международному сотрудничеству, нацеленному на выявление многообразия культурных и национальных традиций разных этносов;
  • укрепление взаимопонимания и дружеских связей между представителями разных этнических групп;
  • объединение обучающихся разных национальностей на принципах мирного сосуществования и творческого взаимопонимания;
  • сохранение, поддержка и популяризация национальных инструментов;
  • расширение кругозора и интеллектуального уровня молодежи;
  • решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей молодежи;
  • создание условий для творческой самореализации юных музыкантов (музыковедов и исполнителей) и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • исполнителей и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • выявление и поддержка одаренной творческой молодежи России и других стран, просвещение, патриотическое и эстетическое воспитание, укрепление единого культурного пространства, сохранение и развитие культурного потенциала субъектов Российской Федерации.

Условия участия

Обучающиеся СПО и ВУЗов готовят выступление (не более 15 минут) и презентацию о своей Малой Родине (этносе, регионе, ареале, локусе). Информационный материал может затрагивать аспекты краеведения (история заселения, природные условия), этнографии (жилище, ремёсла, традиционный костюм, обряды), музыкального фольклора (народные инструменты, песенные и инструментальные жанры, аутентичные исполнители и мастера). Сообщение должно содержать исследование музыки изучаемого региона и музыкальные иллюстрации, в том числе личное исполнение конкурсантом или группой участников инструментальной или вокальной этномузыки, а также образцов хореографического фольклора.

Сроки и место проведения

Ул. Маршала Соколовского, дом 10

Жюри

Председатель Щербакова Анна Иосифовна - и.о. ректора МГИМ имени А.Г.Шнитке, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, член Международной академии наук педагогического образования и Союза писателей РФ.

Заместитель председателя Алябьева Анна Геннадьевна - заведующий кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства, доктор искусствоведения, профессор, член общества востоковедов РФ, член Международного совета по традиционной музыке (ICTM ) при ЮНЕСКО.

Зайцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, член Международного союза музыкальных деятелей, Академик Международной Академии творчества, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ключ».

Василенко Александр Иванович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, старший преподаватель кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке.

Шабшаевич Елена Марковна - доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, научный руководитель Центра научного творчества студентов.

Ганичева Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, старший научный сотрудник отдела издательской и научно-исследовательской работы.

Контакты

Координатор проекта - Зайцева Елена Александровна 8-916-535-11-81

mlad61@ mail.ru

Информация, а также итоги конкурса будут опубликованы на официальном сайте МГИМ имени А.Г. Шнитке

В заявке с пометкой «Пою моё Отечество» следует указать:

  • ФИО конкурсанта
  • Учебное заведение, уровень образования, кафедру, специальность, курс
  • Тему выступления
  • ФИО, ученую степень и должность научного руководителя
  • Контактный телефон, адрес электронной почты

Заявку отправлять по эл. адресу: [email protected]

Вступительный взнос с указанием «За участие в конкурсе «Пою моё отечество»» в размере 1000 рублей следует оплатить переводом на расчетный счет МГИМ имени А.Г. Шнитке. Скан (фото) квитанции следует послать по электронной почте на адрес [email protected] до 10.05.2019.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Урок 17. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 18. Проводы зимы. Встреча весны.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.

Тема V раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 19.Сказка будет впереди.

Интонационный и образный анализ уже знакомых литературных и музыкальных произведений.

Урок 20. Детский музыкальный театр.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.



Урок 21. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 22. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Урок 23. « Какое чудное мгновенье!». Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема VI раздела: «В концертном зале » (5ч.)

Урок 24. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Упоров Игнат

Истоки русской народной песни. Вторая жизнь народной музыки в ремиксах, кинофильмах, сценографии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

Конкурс проектов «Первые шаги»

Народная музыка:

Традиции и новаторство

Исполнитель – Упоров Игнат

Учащийся 4 А класса

МОУ «СОШ № 79»

Учитель – Упорова И.А.

г. Пермь, 2009г.

Стр

1. Введение …………………………………………………………… .4

2. Народная музыка: традиции

2.1. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка…»…………5

2.2. Жанровое многообразие народных песен………………6

2.3. Музыкальный фольклор ………………………………… 7

2.4. Народные инструменты ………………………………….. 7

3. Народная музыка: новаторство…………………………………... 8

  1. Заключение…………………………………………………………. 9
  1. Библиография……………………………………………………… 10
  1. Нотное приложение……………………………………………... ...11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный проект актуален и представляет интерес для любого человека – музыканта или обывателя. Ведь все народные песни о нашей жизни. Народное творчество – это школа патриотического воспитания.

Ребёнок растёт от колыбельных песен до былин, готовится к постижению сложного мира. Фольклор привлекает внимание детей и молодёжи к истории и культуре родного края. Народные песни способствуют всестороннему развитию личности.

Песня и музыка помогают преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между дедами и внуками.

Работа построена следующим образом:

Второй раздел раскрывает истоки народной песни, её богатство. Знакомит с музыкальным фольклором и разнообразием музыкальных инструментов.

Третий раздел раскрывает роль народной песни в жизни человека, традиции и новаторство.

В приложении данной работы представлено нотное приложение, музыкальные треки народных мелодий в современных обработках, а также презентация и видеоролики.

1. Введение

Роль народной песни в жизни человека

Обычаи наших предков и далеки,

и очень близки сегодня. Они скрыты

в рукописях, архивах, живы во многих

чертах наших дней. И даже вытоптанные,

казалось, начисто, они оживают в сердцах.

М.М. Громыко

Слайд 3 Русская народная песня - сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня - это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.

«Являясь вершиной народной поэзии, где слово имеет первостепенное значение: «песня сказывается, а напев приходит сам», - говорили в старину, русские народные песни оставляют след возвышенного состояния и озарения в душе каждого своими мелодиями, говорящими о душевных качествах русского человека. Охватывая всю его жизнь, они выражают его судьбу, быт, труд, душевный мир и особенности характера, потому и обладают огромным богатством своего разнообразного и разнохарактерного арсенала, неподражаемостью своих оттенков-интонаций: эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие, созерцательные, то нежные, трогательные, грустные, то озорные, насмешливые, иронические песен любовных, свадебных, обрядовых, плясовых, трудовых, ямщицких и т. д.» 1

Русские народные песни были и остаются любимыми своим народом, у них – особая дорога к человеческой душе: они делают нас добрее, чище и сильнее, исцеляя наши души.

На основе народной песни, народной культуры пения возникали и развивались все современные академические профессиональные вокальные культуры и школы, складывались характерные признаки и особенности национальных музыкальных культур. Знакомство с народной песней расширяет представление о народном музыкально – поэтическом языке.

И сегодня русская народная песня живет в народе со своим кругом образов, самобытной музыкальной выразительностью, со своей «сотканностью», одетая в одежды художественной правды, что уже само по себе глубоко трогает, рождая переживания.

Тем не менее, русская народная песня обогащала и сегодня обогащает все музыкальные жанры. Певческие сочинения народа пели и сегодня поют отдельные певцы, владеющие природными голосами, сохраняя для нынешнего поколения людей искусство, петь - сказывать, особенно для российской молодежи, которая должна осознать величайшую ценность, духовную красоту, беспредельную музыкальность, какие сокрыты в русской народной песне.

1 Витвицкий К.З. «Одухотворенное бельканто». - Пермь ООО «Типография» Книга, 1990 г.
4

2. Народная музыка: традиции

«Ты откуда, русская, зародилась, музыка…»

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Г. Серебряков

Многие народные песни слагались ещё в далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами. Они были очень талантливыми людьми – это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных песен.

Самые древние народные песни (крестьянские) сочинялись в деревнях, потом в городах (рабочие, революционные). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народная песня создавалась в труде, это неотъемлемая часть существования крестьян, это их радости и горе, раздники, зимние посиделки…

Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревни, от поколения к поколению. Слайд 4

Знакомство с народным творчеством начинается у человека с пелёнок, с колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Часто пели духовные стихи на музыку колыбельной. Колыбельная песня вводит в сон, успокаивает. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки.

С первых же минут своего бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Даже самые обыкновенные потягушечки сопровождались песенками – приговорками. В результате незаметно уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному творчеству. Он прошёл необходимую музыкально - творческую школу (см. Нотное приложение, стр.10)

Жанровое многообразие народных песен

Жанр – французское слово, оно обозначает исторически сложившийся вид, тип произведения в искусстве. В музыке различают следующие жанры:

  1. По способу исполнения (вокальные – сольные, ансамблевые (несколько человек), хоровые; вокально – инструментальные; инструментальные – сольные, ансамблевые и оркестровые)
  2. По назначению (марш, танец, песня, колыбельная песня, частушка и др.)
  3. По месту и условиям исполнения (театр, концерт, камерные киномузыка и др.)

Слайд 5 «Песня – душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Д. Б. Кабалевский. Очень разные бывают песни: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, песни протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской народной песни многообразно.

В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не бывало свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета – песни – плача. Когда помещики заставляли своих крестьянок собирать урожай в огородах, садах, они требовали, чтобы женщины и дети пели песни, чтобы не ели их ягоды, овощи и фрукты. Когда люди тяжело работали, песня им помогала делать что – то одновременно, как команда, и этим облегчала их работу. Например, при постройке какого – либо дома, коровника, амбара или в работе бурлаков с песней легче было идти в ногу или тянуть баржу, гружённую хозяйским добром.

Русский человек всегда был чувствителен к прекрасному, он любил поля и леса своей Родины, её природу и воспевал это и в стихах, и в песнях, и в рисунках, и в музыке.

Слайд 6 Одним из любимых жанров русского народа была и остаётся частушка. Частушка – весёлый, озорные куплеты, чаще сатирического содержание. Достаётся лодырям, лентяем и лежебокам, неряхам и обменщикам.

Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Кое – где частушки называются «припевками». Это быстрые песни в чётком ритме. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяется с разными словами (см. Нотное приложение стр.12)

Музыкальный фольклор

Слайд 7 Фольклор – народное творчество. Английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова – folklore – переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от инструментальной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. « Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально – творческих талантов, а произведения целого народа», - писал А.Н. Серов. Каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории и быта.

Слайд 8 Самый древний пласт фольклора, т.е народной музыки, - крестьянские песни: календарные песни (для каждого времени года – свои), заклички, приговорки, позже появились и городские: солдатские, рабочие народные песни. Детский фольклор – потешки, скороговорки, загадки, небылицы – также нашли отражение в детской народной музыке (см. Нотное приложение стр.11)

Народные инструменты

Слайд 9 Человек прислушивался к протяжному пению тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты – гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещётки, ложки. Музыкальным символом русского народа считается балалайка и гармонь.

Гитара – струнный щипковй инструмент, один из самых распространённых инструментов. Любой вокально – инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: од неё хорошо поётся вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и в концертном зале. И в моём проекте - «Народная музыка: традиции и новаторство» , народные песни и мелодии прозвучат в современных обработках в исполнении гитары.

3. Народная музыка: новаторство

Слайд 10 На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.

Для поэта, композитора, художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы.

Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.

Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М.И. Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов:

  • П.Чайковский Первый фортепианный концерт (Укр. н. п. «Веснянка»)
  • М. Мусоргский опера «Хованщина» (в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни)
  • Н. Римский – Корсаков Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
  • М. Глинка «Камаринская»
  • Г. Свиридов «Курские песни»
  • С. Прокофьев кантата «Вставайте, люди русские…» (см. Музыкальное приложение)

В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах (см. Музыкальное приложение).

  • К\ф «Мы из будущего»
  • М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»

4. Заключение

Слайд 11 Народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражены не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства.

Через музыкальный фольклор мы соприкасаются с традициями своих предков, обрядами, обычаями. Деятельность, которая строится на принципах фольклорного творчества, развивает художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка. Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, сочетающую поэзию, музыку, пластику движений.

Песенность и певучесть – характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки. Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки.

5. Библиография

1. Видеоматериалы из к\ф «Мы из будущего», из м\ф «Алёша Попович и Тугарин – змей»

2. Громыко М. М. «Мир русской деревни» - Москва «Молодая гвардия»,

1991г,446с, ил.

3. Критская Е.Д. Музыка 2, 3, 4 класс – Москва «Просвещение», 2002. –

127 с.

4. Максимова Т.С. Музыка 4 класс – Волгоград «Учитель», 2006. – 141 с.

5. Михайлова М. А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод»

(народные праздники, игры и развлечения) - Ярославль: Академия

Развития: Академия холдинг, 2001 г. – 224с.

6. Попов В.С. «Русская народная песня в детском хоре» - Москва,

«Музыка», 1985г. - 80с.

7. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём играть». (Русский детский

Игровой фольклор). Составитель Новицкая Г. М., Науменко Г. –

Москва «Просвещение», 1995г. - 240 с.

8. Хрестоматия детского чтения – Москва «Росмэн», 2007. – 464 с.

6. Нотное приложение

1. Котенька – коток

(колыбельная)

Ах ты, котенъка-коток,

Котя серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою Сонечку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Полну крынку творога,

Платок аленький свяжу,

Тебе шейку повяжу.

2. Барашеньки

Барашенъки

Крутороженъки,

По горам ходят,

По лесам бродят,

В скрипочку играют,

Васю потешают.

3. Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он.

Выходи из круга вон!

4. Раз, два, три, четыре

1. Раз, два, три, четыре, 2. Я скакала, я плясала,

Меня грамоте учили - Себе ноженьку сломала

Только по полю скакать Стала маменька жалеть.

Пермская обл 5. Гори, гори ясно Автор записи СПб консерватория,

6. Частушка

  1. На уроке физкультуры

По спортивному хожу,

В баскетбол я поиграю,

А потом домой пойду.

  1. На уроке мы сидим

И в окошечко глядим.

Поиграем, попоём

Дружно мы домой пойдём.