Реализм в литературе представители и произведения. Характерные черты, признаки и принципы реализма

Реализм – это господствующее идейно-стилевое течение в культуре и искусстве Европы и Америки второй половины 19 века и начала века 20-го. Пришел на смену такому мощному стилевому течению в культуре и искусстве как романтизм.

Основной принцип творчества в реализме – это изображение действительности, человека и мира реальными, такими, какие они есть. Не придуманными, не приукрашенными в сторону какого-либо идеала. В этом принципиальное отличие реализма от предыдущих течений и направлений – барокко, где изображение вычурно и неестественно, классицизма, где изображается «улучшенный» рациональностью мир, романтизма, где царит культ бурных страстей, сильных эмоций, где прославляется мир целительной и величественной природы. Правдивость в реализме (не схожесть с правдой, а соответствие правде) – одна из важнейших ценностей.

Поэтому реалист пытается максимально достоверно воссоздать детали и факты тех событий или явлений, которые описывает.

Реализм в литературе (как и в живописи, впрочем) передает типичные черты объектов: предметов, явлений и людей. Чем актуальней и злободневней тема, поднятая автором в литературном произведении – тем лучше в реализме. Чем острее социальное звучание произведения прямо здесь и прямо сейчас – тем опять-таки лучше. Реалисты исследуют современность и стараются идти с ней «в ногу» – и это факт. Это, впрочем, не отменяет и исторических сюжетов в литературе реализма. В их воспроизведении высоко ценится точность и историческая правдивость.

Знаменитые реалисты европейской литературы – Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Бертольд Брехт, Ги де Мопассан и другие авторы. В русской литературе это Антон Чехов, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Чернышевский, Юрий Олеша и прочие авторы. В начале 20-го века господство реализма в культуре и искусстве пошло на спад – его теснят модернистские течения с их культом свободы творчества, и для модернистов неважно, похож ли изображаемый ими мир на реальный, достоверен ли он. Реализм оттесняется символизмом и футуризмом.

В некоторых странах реализм как направление в искусстве и в литературе в особенности царил безраздельно до середины 20-го века. Не исключением являлся и СССР, где господствующей идеологией в искусстве длительное время был соцреализм (социалистический реализм). Его яркие представители в литературе – Максим Горький, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Константин Симонов и другие. Хороший пример социалистического реализма в изобразительном искусстве – это личность скульптора Веры Мухиной, автора знаменитой в СССР скульптуры «Рабочий и колхозница».

Существует в литературе и живописи и такое интересное явление как «магический реализм». В основном термин этот касается творчества авторов середины 20-го века и конца 20-го века. Его признанным «отцом» в литературе считается колумбийский прозаик Габриэль Гарсиа Маркес. Это те художественные произведения, где тема магии и волшебства включена в реалистические (в остальном) произведение искусства. Соратники Маркеса по «магическому реализму» - это также такие известные авторы как Хулио Кортасар и Хорхе Борхес. В живописи это творчество француза Марка Шагала.

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

В 30-е гг. XIX в. в европейском искусстве на смену романтизму приходит совершенно непохожий на него художественный стиль – реализм, парадоксальным образом не только воспринявший многие идеи романтизма, но и развивший и углубивший их.

Примерным образом реализм можно определить как художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.

Реализм за его ярко выраженную критическую направленность почти сразу же стали именовать критическим реализмом. В центре внимания критического реализма – анализ художественного средствами классовой структуры, социальной сущности и социально-политических противоречий достигшего уже расцвета капиталистического общества. Основным в специфике критического реализма как особого творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, и значит, раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.

Если романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяемую идеальными устремлениями, то отличительной особенностью реализма стало обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишенной какой-либо загадочности, таинственности, религиозной или мифологической мотивировки.

О так называемом реализме в широком смысле

Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле. Согласно узкому пониманию реализма подлинно реалистическим может считаться только произведение, отображающее сущность изображаемого социально-исторического явления. Персонажи произведения должны нести в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, должны являться не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи. Под реализмом в широком смысле имеется в виду свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.

Нужно сразу же отметить, что широкое понимание реализма, характерное для традиционной, но нс для современной эстетики, делает понятие реализма совершенно неясным. Оказывается вполне возможным говорить о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, о "реализме романтизма" и т.п. Когда реализм определяется как направление в искусстве, изображающее социальные, психологические, экономические и прочие явления как максимально соответствующие действительности ("отвечающие правде жизни", как иногда говорят), реализм становится, в сущности, единственным полноценным стилем искусства. Барокко, классицизм, романтизм и т.п. оказываются всего лишь модификациями реализма. К реалистам можно отнести и Данте, и Шекспира, и даже Гомера, хотя, конечно, с известными оговорками, касающимися выдуманных им циклопов, Нептунов и т.п.. Широко понимаемый реализм становится даже не стилем, т.е. манерой изображения, а самой сутью искусства, причем сутью, выраженной абстрактно и неясно.

Характерные черты реализма

Основные черты критического реализма как особого художественного стиля можно вкратце свести к следующим:

  • – вера в познавательную и преобразующую силу человеческого разума, в особенности разума художника;
  • – выдвижение на первый план задачи объективного художественного воспроизведения действительности, попытка основать художественные открытия на глубоком, подобном научному, изучении фактов и явлений жизни;
  • – доминирование социально-политической проблематики, которое провозглашалось еще искусством Просвещения и которое не прерывалось в романтизме, хотя, как правило, играло в нем периферийную роль;
  • – утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства;
  • – высокая, можно сказать без преувеличенная – исключительная, оценка возможностей художественного творчества в искоренении социального зла;
  • – стремление изображать действительность в формах самой действительности;
  • – точность деталей при художественном воспроизведении действительности;
  • – углубление возможностей типизации характеров; связь психологизма как одного из средств типизации с раскрытием обобщающего социального содержания того или иного характера; реалисты восприняли и заметно углубили психологизм, характерный для романтиков;
  • – использование романтической теории контрастов при описании противоречий социальной действительности;
  • – выдвижение на первый план темы утраченных иллюзий, возникшей в связи с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.;
  • – показ героя в развитии при создании художественных образов, изображение эволюции изображаемых характеров, определяемой сложным взаимодействием личности и общества;
  • – стремление соединить социально-критическую направленность, суровое разоблачение современной общественной системы с выдвижением высокого нравственно- этического идеала, образца справедливого социального устройства;
  • – связанное с позитивными устремлениями создание обширной галереи ярких положительных героев; большинство из этих героев принадлежало к социальным низам общества.

Хотя реализм пришел на смену романтизму, многие характерные особенности реализма были впервые прочувствованы именно романтиками. В частности, они абсолютизировали духовный мир отдельной личности, но это возвеличивание индивида, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее "Я" привели к самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. Романтики сделали тот важный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Обращение к избранной личности, возвышающейся над "толпой", отнюдь не мешало их глубокому демократизму. В творчестве романтиков следует искать истоки образа "лишнего человека", прошедшего через всю литературу XIX столетия.

«Бородинское сражение» - 3.Соотношение сил накануне сражения. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями. Взгляд Льва Николаевича Толстого на Бородинское сражение. В чем проявился народный характер войны? Наполеон Бонапарт. 5.Итоги сражения, следствие. План изучения нового материала. 4.Ход сражения. Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?

«Великие русские писатели» - Николай Алексеевич Некрасов. Узнайте сказку по картинке: Великие русские писатели: Родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове, Каменец- Подольской губернии. А. С. Пушкин. А какие ещё стихи А.С. Пушкина ты знаешь? В 1838 году начал писать стихи. Узнай стихотворение: Мороз и солнце; день чудесный!

«Премия по литературе» - Прозаик. Церемония проводится в Вашингтоне (округ Колумбия). ПЕН/Фолкнер (PEN/Fauklner). New York, Pantheon Books). Семейная сага. New York, Random House). ПЕН/Фолкнер существует с 1981 года. Церемония проводится в Нью-Йорке. Победителей в каждой номинации определяет независимое жюри из пяти человек.

«Маленький человек в литературе» - Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема «маленького человека» в творчестве Н.М.Карамзина. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России.

«Связи в литературе» - УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. 5. Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Роль фольклорной стилизации в сатирических сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина. 2. 6.

Всего в теме 13 презентаций