Черемисы племя. Происхождение марийского народа

Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-Вятском междуречье в 1 тысячелетии н. э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами, предками современных , татар, .

Русские раньше называли марийцев черемисами. Марийцы подразделяются на три основных субэтнических группы: горных, луговых и восточных марийцев. С XV в. горные марийцы подпали под русское влияние. Луговые марийцы, входившие в состав Казанского ханства, долгое время оказывали ожесточенное сопротивление русским, во время Казанского похода 1551-1552 гг. они выступали на стороне татар. Часть марийцев переселилась в Башкирию, не желая креститься (восточные), остальные были крещены в XVI-XVIII вв.

В 1920 г. Была создана Марийская автономная область, в 1936 г. – Марийская АССР, в 1992 г. – Республика Марий Эл. В настоящее время горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые проживают в Ветлужско-Вятском междуречье, восточные – к востоку от р. Вятка, главным образом, на территории Башкирии. Большинство марийцев проживают в Республике Марий Эл, примерно четверть – в Башкирии, остальные – в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 604 тысяч марийцев.

Основу хозяйства марийцев составляло пашенное . Они издавна выращивали рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен, репу. Также было развито огородничество, сажали преимущественно лук, капусту, редьку, морковь, хмель, с XIX в. большое распространение получил картофель.

Марийцы обрабатывали почву сохой (шага), мотыгой (катман), татарским плугом (сабан). Скотоводство было не сильно развито, о чем свидетельствует тот факт, что навоза хватало только на 3-10% пашни. По возможности, держали лошадей, крупный рогатый скот, овец. К 1917 г. 38,7% хозяйств марийцев являлись беспашенными, большую роль играло бортничество (затем пасечное пчеловодство), рыболовство, а также охота и различные лесные промыслы: смолокурение, лесозаготовка и лесосплав, охота.

Во время охоты марийцы вплоть до середины XIX в. использовали лук, рогатины, деревянные капканы, кремневые ружья. В широких масштабах было развито отходничество на предприятия деревообработки. Из ремесел марийцы занимались вышивкой, резьбой по дереву, производством женских серебряных украшений. Основными средствами передвижения летом были четырехколесные телеги (орява), тарантасы и кибитки, зимой - сани, дровни и лыжи.

Во второй половине XIX в. поселения марийцев были уличного типа, жилищем служила срубная изба с двускатной крышей, построенная по великорусской схеме: изба-сени, изба-сени-изба или изба-сени-клеть. В доме была русская печь, кухня отделенная перегородкой.

Вдоль передней и боковых стен дома размещались лавки, в переднем углу стоят стол и стул специально для хозяина дома, полки для икон и посуды, сбоку от двери стояла кровать или нары. В летнее время марийцы могли жить в летнем доме, представлявшем собой срубную постройку без потолка с двускатной или односкатной крышей и с земляным полом. В крыше было отверстие для выхода дыма. Здесь устраивалась летняя кухня. Посередине постройки помещали очаг с подвесным котлом. К надворным постройкам обычной марийской усадьбы были клеть, погреб, хлев, сарай, курятник, баня. Зажиточные марийцы строили двухэтажные кладовые с галереей-балконом. На первом этаже хранили продукты, на втором – утварь.

Традиционной блюдами марийцев были суп с клецками, вареники с мясом или творогом, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, сырники, отварные лепешки, печеные лепешки, пельмени, пироги с начинками из рыбы, яиц, картофеля, конопляного семени. Хлеб марийцы готовили пресным. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. Из напитков марийцы предпочитали пиво, пахту (эран), медовуху, из картофел и зерна умели гнать водку.

Традиционной одеждой марийцев считается рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. В давние времена марийцы шили одежду из домотканых льняных и конопляных тканей, затем из покупных тканей.

Мужчины носили войлочные шляпы с небольшими полями и шапки; для охоты, работы в лесу использовали головной убор типа накомарника. На ногах носили лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Отличительными особенностями женского национального костюма был передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца.

Замужние женщины носили различные головные уборы:

  • шымакш – конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас;
  • сороку, заимствованную у русских;
  • тарпан – головное полотенце с очельем.

До XIXв. самым распространенным женским головным убором была шурка, высокий убор на берестяном каркасе, напоминающий мордовские и уборы. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды и сегодня еще носят марийцы старшего поколения, национальные костюмы часто используются в свадебной обрядности. В настоящее время широко распространены модернизированные виды национальной одежды – рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лептами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.

Марийские общины состояли из нескольких селений. В то же время существовали смешанные марийско-русские, марийско-чувашские общины. Марийцы жили преимущественно малыми моногамными семьями, большие семьи встречались довольно редко.

В старину у марийцев существовали небольшие (урмат) и более крупные (насыл) родовые подразделения, последние входили в сельскую общину (мер). При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Невеста зачастую была старше жениха. На свадьбу приглашались все желающие, и она принимала характер всеобщего праздника. В свадебной обрядности до сих пор присутствуют традиционные черты древних обычаев марийцев: песни, национальные костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих.

У марийцев была сильно развита народная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. До принятия христианства марийцы придерживались культа предков и богов: верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и других. Отголоском этих верований был обычай хоронить мертвых в зимней одежде (в зимней шапке и рукавицах) и отвозить тела на кладбище в санях даже в летнее время.

Согласно традиции, вместе с покойным захоранивались ногти, собранные в течение жизни, ветки шиповника, кусок холста. Марийцы считали, что на том свете ногти понадобятся для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы, шиповник поможет отогнать змею и собаку, сторожащих вход в царство мертвых, а по куску холста, как по мосту, души мертвых перейдут в загробный мир.

В древности марийцы были язычниками. Христианскую веру они приняли в XVI-XVIII вв., но, несмотря на все усилия церкви, религиозные воззрения марийцев остались синкретичными: небольшая часть восточных марийцев перешла в ислам, а остальные по сей день сохраняют верность языческим обрядам.

Для мифологии марийцев характерно наличие большого количества женских богов. Божеств, обозначающих мать (ава), насчитывается не менее 14, что свидетельствует о сильных пережитках матриархата. Марийцы совершали языческие коллективные моления в священных рощах под руководством жрецов (карт). В 1870 г. в среде марийцев возникла секта Кугу Сорта модернистско-языческого толка. Вплоть до начала ХХ в. среди марийцев были сильны древние обычаи, например, при разводе мужа и жену, желающих развестись, сначала обвязывали веревкой, которую затем разрезали. В этом заключался весь обряд развода.

В последние годы марийцы делают попытки возродить древние национальные традиции и обычаи, объединяются в общественные организации. Крупнейшими из них являются «Ошмари-Чимари», «Марий Ушем», секта Кугу Сорта (Большая свеча).

Марийцы говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской семьи. В марийском языке выделяют горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Первые попытки создания письменности были сделаны еще в середине XVI в., в 1775 г. была издана первая грамматика на кириллице. В 1932-34 гг. была предпринята попытка перейти на латинскую графику. С 1938 г. утвердилась единая графика на кириллице. Литературный язык основывается на языке луговых и горных марийцев.

Для фольклора марийцев характерны, в основном, сказки и песни. Единого эпоса не существует. Музыкальные инструменты представлены барабаном, гуслями, свирелью, деревянной трубой (пуч) и некоторыми другими.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

История марийского народа с древнейших времен. часть 2 Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи 2-й половины 19 – I половины 20 века. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в 9 – 11 вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в 8 – 11 вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами. Азелинская культура – археологическая культура 3-5 веков в Волго-Вятском междуречье. Классифицирована В.Г.Генингом и названа по Азелинскому могильнику у деревни Азелино Малмыжского района Кировской области. Сформировалась на основе традиций пьяноборской культуры. Места обитания представлены селищами и городищами. Всё хозяйство основано на пашенном земледелии, животноводстве, охоте и рыболовстве. Буйское городище (Буйский Перевоз) скрывало в себе клад из 200 железных мотыг и копий. Большинство круглодонных сосудов с узором из насечек или шнуровых отпечатков. Грунтовые могильники, ингумационными захоронениями, ориентированные головой на север. Женский костюм: шапочка или венчик с накосником и височными подвесками, ожерелье, гривны и браслеты, нагрудные пластины, передник, широкий пояс, часто с эполетовидной застёжкой, накладками и подвесными кистями, разнообразные нашивки и подвески, обувь на ремешках. Мужские погребения скрывают в себе многочисленное оружие - копья, топоры, шлемы, кольчуги и мечи. Окончательный процесс обособления марийских племен был завершен примерно в 6-7 веке нашей эры. В старинном предании марийского народа говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара. Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка. Вот по этой причине, марийцы, и называем свой край землей богатыря Онара. В представлении древних мари, ОНАРЫ - первые обитатели поднявшиеся из морских вод земли. ОНАРЫ – люди-великаны необычайного роста и силы. Леса были им по колено. Многие холмы и озера в Горномарийском крае народ называет следами древнего великана. И опять невольно на память приходят древнеиндийские легенды об асурах – древних людях (первых жителях планеты Земля) – асурах, которые тоже были гигантами – их рост был 38-50 метром, позднее они стали ниже – до 7 метров (как атланты). Асуром был и древнерусский богатырь Святогор, который считается прародителем всего древнерусского народа. Сами марийцы называют свой народ именем мари. В кругу ученых вопрос об их происхождении является открытым. Согласно этимологии, мари – это народ, живущий под покровительством древней богини Мары. Влияние Мары на верование марийцев сильно. Марийцы считаются последним языческим народом Европы. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Храмы марийцев -Священные рощи. На территории республики Марий Эл – их около пятисот. В Священной роще возможен контакт человека с Богом. Первое письменное упоминание о черемисах (марийцах) встречается у готского историка Иордана (6 век). Упоминаются они и в «Повести временных лет». Примерно к этому времени относятся первые упоминания и о других племенах, родственных древним марийцам – мещера, мурома, меря, которые проживали в основном западнее Ветлужского края. Некоторые историки утверждают, что имя «мари» марийский народ получил от имени древнего иранского бога Мара, но я не встречал такого бога у иранцев. Зато есть много богов с именем Мара в индоевропейских народах. Мара - в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Мара - ночной демон, призрак в скандинавской и славянской мифологии Мара в буддизме - демон, персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни Мара - в латышской мифологии богиня, опекающая коров. В некоторых случаях она совпадает с мифологизированным образом девы Марии. В итоге я считаю, что название «мари» имеет свое происхождение с времен, когда уральские и индоевропейские народы жили рядом или были единым народом (гиперборейцами, бореями, биармийцами). Некоторые исследователи истории марийского народа считают, что марийцы произошли от смешения древних иранских племен с чудскими. Тут возникает вопрос когда это было. Я долго проверял, когда же иранцы появились на территории древних марийцев, но такого факта не нашел. Был контат древних иранских племен (скифы, сарматы), но это было значительно южнее и контакт был с древними мордовскими племенами, а не с марийскими. В итоге я считаю, что имя «мари» марийский народ получил с самых древнейших времен, когда уральские народы, индоевропейские народы (включая славян, балтов, иранцев) жили рядом. А это времена биармийцев, бореев или даже гиперборейские времена. Итак продолжим дальше рассказывать об истории марийского народа. В 70-е годы 4 века нашей эры на юге Восточной Европы появились гунны – кочевой тюркоязычный народ (если точнее сказать, то это был союз многих кочевых народов, в который входили как тюркские, так и нетюркские народы). Началась эпоха Великого переселения народов. Хотя союз гуннских племен продвигался по югу Восточной Европы (в основном по степям), это событие тоже повлияло на историю более северных народов, в том числе на историю древнего марийского народа. Дело в том, что в поток кочевых племен был вовлечен и один из древних тюркских народов – булгары (первоначально они носили название оногуры, утигуры, кутригуры). Кроме древних булгарских племен на территорию степей Северного Кавказа и Дона пришли другие тюркоязычные племена – сувары. С 4-го века вплоть до появления в этих местах сильного Хазарского государства на территории между Черным и Каспийским морем и в степях Дона и Волги жило много разных кочевых племен – аланы, акациры (гунны), маскуты, барсилы, оногуры, кутригуры, утигуры). Во 2-й половине 8 века часть булгар переселилось в регион Среднего Поволжья и низовья Камы. Там они создали государство Волжская Булгария. Первоначально это государство находилось в зависимости от Хазарского каганата. Появление булгар в низовьях Камы привело к тому, что единое пространство, занятое древними марийскими племенами было разделено на две части. Значительная часть марийцев живших на территории запада Башкирии оказалась оторванной от основной территории проживания марийцев. Кроме этого под давлением буллгар, часть марийцев была вынуждена переселиться севернее и потеснить древние удмуртские племена (вотяков), марийцы заселили междуречье Вятки и Ветлуги. Для информации сообщаю читателям, что в те времена современная Вятская земля имела другое название – «Вотская Земля» (земля вотяков). В 863 году часть сувар, обитавших в пределах Северный Кавказ и Дона, под влиянием арабских нашествий двинулась вверх по Волге в Среднее Поволжье, где вошла в состав Волжской Булгарии в X веке они построила город Сувар. По мнению ряда башкирских историков в Волжской Булгарии сувары были численно преобладающей этнической группой. Считается, что непоследственными потомками суваров являются современные чуваши. В 960-е годы Волжская Булгария стала независимым государством (так как Хазарский каганат был уничтожен киевским князем Святославом). Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. 960-е годы - первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту. Д.Е.Казанцев вслед за историком 19 века Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен. Соседние народы впоследствии распространили это название на весь марийский народ. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до 17 – 18 вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов. Например, авторы учебника «История марийского народа» об археологических находках, относящихся к ираноязычным племенам пишут, что в приволжских поселений обнаружены ямы жертвенных кострищ с большим содержанием костей домашних животных. Обряды, свя¬занные с поклонением огню и принесением животных в жертву богам, стали впоследствии неотъемлемой частью языческого культа марийцев и других угро-финнов. Поклонение солнцу отразилось и в прикладном искусстве: солярные (солнечные) знаки в виде круга и креста заняли видное место в орнаменте финно-угорских наро¬дов. И вообще все древние народы имели солнечных богов и поклонялись Солнцу, как источнику жизни на Земле. Напомню еще раз суры (древние боги с Солнца) были божественными учителями первых людей – асуров. Конец первого тысячелетия до нашей эры для Марийского По¬волжья характерен началом использования железа, причем в основ¬ном из местного сырья - болотной руды. Этот материал использо¬вался не только для изготовления орудий труда, облегчавших расчи¬стку леса для земельных участков, обработку пашни и т.д., но и для изготовления более совершенного оружия. Войны стали происходить всё чаще. Среди археологических памятников того времени наибо¬лее характерны укрепленные городища, защищенные от неприятеля валами и рвами. С охотничьим образом жизни связан широко распространенный культ зверей (лося, медведя) и водоплавающей дичи. А. Г. Иванов и К. Н. Сануков рассказывают о переселении древних марийцев. Сложившаяся к началу первого тысячелетия древняя основа ма¬рийского народа подвергалась новым воздействиям, смешениям, пе¬редвижкам. Но преемственность основных черт материальной и ду¬ховной культуры сохранялась и закреплялась, о чём свидетельству¬ют, например, археологические находки: височные кольца, элементы нагрудных украшений и т.д., а также некоторые особенности погре-бального обряда. Древние этнообразующие процессы происходили в условиях рас¬ширения связей и взаимодействия с родственными и неродственны¬ми племенами. Настоящие названия этих племен остались неизвест¬ными. Археологи дали им условные названия в соответствии с назва¬нием населенного пункта, около которого впервые был раскопан и изучен их памятник. В отношении социального развития племён это было время начала распада первобытнообщинного строя и формирования периода военной демократии. «Великое переселение народов» в начале первого тысячелетия задело и племена, обитавшие на границе лесной зоны и лесостепи. Племена городецкой культуры (древние мордовские племена) под напором степняков продвигались на север по Суре и Оке к Волге, и вышли на левобережье, в Поветлужье, а оттуда на Большую Кокшагу. Одновременно с Вятки в район рек Большая и Малая Кокшага проникли и азелинцы. В результате их соприкосновения и длительных контактов, с участием более древнего местного населения, произошли большие изменения их изначальных культур. Археологи считают, что в результате «взаимоассимиляции» городецких и азелинских племен во второй половине I тысячелетия сформировались древнемарийские племена. Об этом процессе свидетельствуют такие археологические памятники, как Младший Ахмыловский могильник на левом берегу Волги напротив Козьмодемьянска, Шор-Уньжинский могильник в Моркинском районе, Кубашевское городище на юге Кировской области и другие, содержащие материалы городецкой и азелинской культур. Между прочим, формирование древних марийцев на основе двух археологических культур предопределило изначальные различия между горными и луговыми марийцами (у первых - преобладание черт городецкой культуры, у вторых - азелинской). Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали не только все Поветлужье и центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, но и земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древние марийцы занимали не только земли современного Горномарийского района, но и северной Чувашии. На севере граница их расселения проходила где-то в районе города Котельнича. На востоке марийцы занимали территорию западной Башкирии. На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, тесные взаимосвязи с родственными финно-угорскими племенами (кроме ближайших соседей - мордвы и удмуртов) фактически прекратились и установились довольно близкие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками (суварами и булгарами). Уже с того времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Древние марийцы, уже имея свои специфические особенности и сохраняя определенное сходство с родственными угро-финнами, стали испытывать серьёзное тюркское воздействие. На южных окраинах марийской территории население как ассимилировалось с булгарами, так и частично вытеснялось к северу. Следует заметить, что некоторые исследователи Китая, Монголии и Европы при освещении истории Империи Аттилы включают финноговорящие племена Среднего Поволжья в состав империи. По моему мнению это утверждение было крайне ошибочным. . Разложение родового строя у мари произошло в конце I тысячелетия, возникли родовые княжества, которыми управляли избираемые старейшины, позднее у марийцев стали появляться князья, кторых называли омами. Используя свое положение, они со временем начали захватывать власть над племенами, обогащаясь за их счёт и, совершая набеги на своих соседей. Однако это не могло привести к формированию собственного раннефеодального государства. Уже на стадии завершения своего этногенеза марийцы оказались объектом экспансии со стороны тюркского Востока (государства Булгария Волжско-Камская) и славянского государства (Киевская Русь). С юга мари подвергались нашествию волжских булгар, затем Золотой Орды и Казанского Ханства. С севера и запада шла русская колонизация. Примерно в 11 веке сформировалось Ветля-Шангонское кугузство (марийское Ветлужское княжество). Для охраны своих границ от продвижения русских со стороны Галичского княжества была построена крепость Шанза, эта крепость в последствии стала центром Ветлужского княжества. Крепость Шанза (сейчас это деревня Старо-Шангское в Шарьинском районе) была поставлена марийцами на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением русских. Место было удобно для защиты, так как с трех сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами. Слово «шанза» происходит от марийского шэнцэ (шэнзэ) и означает глаз. Границы Северо-Восточной Руси вплотную подошли к территории расселения марийцев в 11 веке. Начавшаяся колонизация марийских земель носила как мирный, так и насильственный характер. По правому берегу Волги марийцы жили до Нижнего Новгорода. К западу от Суры известны марийские городища Сомовское I и II и топонимика. Там находится озеро Черемисское, две деревни Черемиски и много деревень с марийскими названиями – Монари, Абатурово, Кемары, Макателем, Илево, Кубаево и др. Теснимые мордвой марийцы отошли на север и восток за Суру. Марийская родоплеменная верхушка оказалась расколотой, часть её представителей ориентировалась на русские княжества, другая часть активно поддерживала булгар (а позднее –татар). В таких условиях не могло быть и речи о создании национального феодального государства. Первое упоминание о марийцах в русских письменных источниках относится к началу 12 в. и встречается в «Повести временных лет» монаха Нестора. Летописец, перечисляя соседствующие со славянами финно-угорские народы, платящие дань Руси, упоминает и черемис: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечёть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык. Се бо токмо словенеск язык в Руси; поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, север, бужане, зане седоша по Бугу послеже же велыняне. А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь: си суть свой язык имуще, от колена Афетова, иже живут в странах полунощных...» . В начале 12 века шангский князь Кай, опасаясь русских дружин, превращает Шангу в укрепленный город, строит для себя ещё новый город Хлынов ветлужский. В это время галицкий князь Констрантин Ярославич (брат Александра Невского) силой оружия пытался заставить ветлужских черемис подчиниться Галичу и платить дань «закамским серебром». Но черемисы отстояли свою независимость. В 12 – 16 веках марийцы более четко, чем сейчас, разделялись на локальные этно-графические группы. Отличия имелись в материальной и духовной культуре, языке, хозяйстве. Они обуславливались особенностями территории расселения и влиянием различных этнических компонентов, принявших участие в формировании тех или иных групп марийского народа. Некоторые различия этнографических групп прослеживаются археологически. Исследования структуры марийского языка также подтверждают существование племенных объединений марийцев с самостоятельными и довольно различными диалектами. Горные марийцы проживали по правому берегу Волги. Луговые марийцы расселялись восточнее реки Малая Кокшага. Относительно Казани их также называли «нижняя» и «ближняя» черемиса. К западу от Малой Кокшаги обитали ветлужские и кокшайские марийцы, именуемые учеными еще и как северо-западные. Это отмечали уже современники. Казанский летописец, сообщив о «луговой черемисе» продолжает: «… в той стране Луговой есть черемиса кокшаская и ветлужская» . На кокшайских и луговых разделяет черемис и писцо-вая книга по Казани 1565–1568 гг. Проживавшие в Приуралье и Прикамье марийцы из-вестны как восточные или башкирские. В 16 веке образовалась ещё одна группа марийцев, оказавшаяся по воле судьбы далеко на западе (на Украине), именуемая как чемерисы. Марийское общество разделялось на рода, которые составляли племена. Одна из марийских легенд указывает на существование более 200 родов и 16 племен. Власть в племени принадлежала совету старейшин, который обычно собирался один–два раза в год. На нем решались вопросы о праздниках, о порядке общественных молений, хозяйственные дела, вопросы войны и мира. Из фольклора же известно о том, что раз в 10 лет собирался совет всех марийских племен с целью разрешения вопросов, затрагивающих общие интересы. На этом совете происходило перераспределение охотничьих, рыболовных, бортных угодий. Марийцы исповедовали языческую религию, их богами являлись одухотворенные силы природы. Часть марийцев, проживавших близко к Казани, особенно родовая верхушка, в 16 веке под влиянием соседних татар приняла ислам, впоследствии они отатарились. Среди проживавших на западе марийцев распространялось православие. Значительное место в хозяйственных занятиях марийцев лесных промыслов, бортничества, рыболовства и охоты, объясняется тем, что они жили в поистине благодатном лес-ном краю. Безбрежные дремучие смешанные девственные леса сплошным массивом занимали всю Луговую сторону, сливаясь на севере с тайгой. При описании Марийского края современники часто употребляли выражения типа “крепи лесные”, “дебри”, “пустыни лесные” и т.п. В марийских лесах водилось великое множество дичи – медведи, лоси, олени, волки, лисицы, рыси, горностаи, соболя, белки, куницы, бобры, зайцы, большое количество разнообразной птицы, реки были полны рыбы. Охота у марийцев была промысловой, ориентированной на добычу пушнины для продажи. Обследование костей с марийских археологических памятников показывает, что около 50 % их принадлежат пушным видам животных, преимущественно бобру, кунице и соболю. Налажено было у марийцев и ремесленное производство. Они знали кузнечное и ювелирное дело, деревообработку, занимались выделкой кож, гончарством. Марийские женщины ткали льняную и шерстяную одежду. Жили марийцы в бревенчатых домах, в небольших, состоящих из нескольких домов, деревнях – илемах и заимках – руэмах. Поселения располагались по берегам водоемов. Имелись и укрепленные рвами, валами и частоколами “крепи” и “остроги”, в которых марийцы укрывались в случае военной опасности. Некоторые из таких острогов являлись административными и племенными центрами. У марийцев была родовая знать, именуемая в русских источниках десятниками, пятидесятниками, сотниками и сотными князьями. Десятинно-сотенная форма управления сложилась в результате организационных мероприятий Золотой Орды с административно-фискальной и военной целью. Такая форма управления в целом соответствовала уже существующей у марийцев племенной организации и поэтому была ими воспринята. Сами марийцы именовали своих руководителей шÿдывуй, лужа, лужавуй, лувуй и кугуоза (кугыза), что означало «великий хозяин, старейшина». Мари могли выступать как наёмное войско в междоусобных распрях русских князей, так и совершать грабительские набеги на русские земли в одиночку или в союзе с булгарами или татарами. Часто булгарские и казанские правители нанимали из числа марийцев воинов-наемников, и эти воины славились своим умением хорошо воевать. Все территории на севере Руси сначала были в подчинении «господина Великого Новгорода». Его сыны, лихие ушкуйники, знали водный путь, соединявший Волгу с севером, через Ветлугу, Вохму, через небольшой волок между Северной Двиной и Волгой, через реку Юг и Северную Двину. Но продвижение русичей на северо-восток постоянно ускорялось с каждым годом, и к 1150 году русичи полностью подчинили своей власти и включили в состав своего государства племена мурома, и значительную часть племен меря (в западной части Костромской области). Русичи проникали уже до берегов Унжи, но в долине Верхней Ветлуги (в Ветлужском крае) их не было. Там по прежнему проживали северные марийцы - черемисы. Но с севера на эту территорию понемногу проникали новгородцы, а на территорию юга Ветлуги проникали суздальцы и нижегородцы. В конце 12-го века марийские вооруженные отряды участвовали в междоусобных войнах костромских и галицких князей, помогая одному из враждующих князей. Но так было недолго.

, православие

Карта финно-угорских племён до прихода славян

История

Первое достоверное упоминание о черемисах встречается в Повести временных лет,где они упомянуты среди народов платящих дань Руси.Там же сказано что черемисы живут у устья р.Оки.Следующее упоминание о черемисах датировано 1170г.-князья Галича наняли отряды черемис.Русские письменные источники конца 12в. указывают что черемисы живут в верховьях р.Ветлуги. Упоминаний о черемисах на территории современной Республики Марий-Эл в письменных источниках 11-13в. нет.Хотя в это время здесь происходили активные контакты между Русью и Волжской Булгарией,в том числе был заключён договор согласно которому южный(горный) берег р. Волги принадлежал княжеству Владимирскому а северный(луговой) Волжской Булгарии.Археологами на территории Горномарийского района Республики Марий-Эл(южный берег р.Волги)обнаружено крупное русское поселение 11-13в.(юрьяльское селище),на северном берегу р.Волги возле райцентра Юрино обнаружено булгарское поселение.В 1246г.территория была опустошена татаро-монголами.После чего,по данным археологии и русским летописей,эта территория пустовала.В начале 14в.на территории современной Республики Марий-Эл появляются поселения которые однозначно можно определить как марийские. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства . Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР , 5 декабря - АССР.

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.

Этногруппы

  • Горные марийцы
    • Лесные марийцы
  • Луговые марийцы
  • Восточные марийцы
    • Прибельские марийцы
    • Уральские марийцы
      • Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы
  • Северо-западные марийцы

Расселение

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской , Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе , Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (12 тыс.), на Украине (7 тыс.), в Узбекистане (3 тыс.).

Антропологический тип

Йыван Кырлa

Иван Степанович Палантай

Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента.

Язык

Около 464 тыс. или 77 % марийцев владеют марийским языком, большинство (97 %) владеют русским языком, широко распространено марийско-русское двуязычие.

Костюм

Особенности мужского костюма

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в онучи.Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовр», «шовыр») со сборками, похожий на русскую поддевку.

Зимней одеждой были суконные кафтаны, овчинные полушубки.На голове марийцы носили шерстяную домашней выделки шапку, черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги надевали кожаную обувь. С XVII века получили распространение лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.

Особенности женского костюма

Женский костюм имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений - нагрудных и поясных.

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была асимметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, но и из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона - черный, темно-красный, коричневый.

Под рубахой марийки носили штаны («йолаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончылносакыме).

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщёвая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шовр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов.

Осенью женщины надевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов.Зимой марийки носили овчинную шубу ("ужга") такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны - «елан».

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношения. Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уездов Уржумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».

Для изготовления украшений использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь была распространена до XVII века, после её носили только зажиточные марийцы. Зимней обувью являлись валенки местных ремесленников.

Религия

Имена

Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с булгаро-татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства - христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным именам.

Свадебные традиции

Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш» , которая является символом оберега, защищающий дорогу, по которым предстоит пройти молодым.

Марийцы Башкортостана

Башкортостан - второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002) , треть марийцев Башкортостана проживает в городах. Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования . Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске . В Уфе действует Марийское общественное объединение "Марий Ушем".

Известные марийцы

  • Быков, Вячеслав Аркадьевич - хоккеист, тренер сборной России по хоккею
  • Васильев, Валериан Михайлович - языковед, этнограф, фольклорист, литератор
  • Григорьев, Александр Владимирович - художник
  • Ефимов, Измаил Варсонофьевич - художник, герольдмейстер
  • Ефремов, Тихон Ефремович - просветитель
  • Ефруш, Георгий Захарович - писатель
  • Иванов, Михаил Максимович - поэт
  • Игнатьев, Никон Васильевич - писатель
  • Искандаров, Алексей Искандарович - композитор, хормейстер
  • Йыван Кырла - поэт, киноактёр
  • Казаков, Миклай - поэт
  • Владислав Максимович Зотин 1-й Президент Марий Эл
  • Вячеслав Александрович Кислицын 2-й Президент Марий Эл
  • Каликаев, Александр Владимирович - олигарх
  • Колумб, Валентин Христофорович - поэт
  • Конаков, Александр Фёдорович - драматург
  • Лекайн, Никандр Сергеевич - писатель
  • Луппов, Анатолий Борисович - композитор
  • Макарова, Нина Владимировна - советский композитор
  • Микай, Михаил Степанович - поэт и баснописец
  • Молотов, Иван Н. - композитор
  • Мосолов, Василий Петрович - агроном, академик
  • Мухин, Николай Семёнович - поэт, переводчик
  • Николаев, Сергей Николаевич - драматург
  • Олык Ипай - поэт
  • Орай, Дмитрий Фёдорович - писатель
  • Палантай, Иван Степанович - композитор, фольклорист, педагог
  • Прохоров, Зинон Филиппович - гвардии лейтенант, Герой Советского Союза .
  • Пет Першут - поэт
  • Сави, Владимир Алексеевич - писатель
  • Сапаев, Эрик - композитор

Эту категорию людей можно отнести к финно-угорским народам . По-другому их называют мары, мере и некоторыми иными словами. Республика Марий Эл является местом проживания таких людей. На 2010 год насчитывается около 547 тысяч человек марийцев, половина из которых проживает в этой республике. В областях и республиках Поволжья и Урала также можно встретить представителей данного народа. В междуречье Вятки и Ветлуги в основном скапливается население марийцев. Существует классификация этой категории людей. Их делят на 3 группы:
— горные,
— луговые,
— восточные.


В основном такое подразделение основывается на месте проживания. Но в последнее время произошло некоторое изменение: две группы объединились в одну. Совокупность луговых и восточных марийцев образовала подвид лугово-восточные. Язык, на котором говорят эти люди, получил название марийского или горно-марийского. В качестве веры здесь рассматривается православие. Наличие марийской традиционной религии представляет собой совокупность менотеизма и политеизма.

Историческая справка

В V веке готский историк по имени Иордан говорит в своей летописи, что происходило взаимодействие марийцев с готами. Золотая Орда и Казанское ханство также имело в своем составе данных людей. Присоединиться к Русскому государству было достаточно сложно, эту борьбу можно даже назвать кровопролитной.

Субуральский антропологический тип имеет прямое отношение к марийцам. От классического варианта уральской расы такую категорию людей отличает только большая доля монголоидного компонента. Антропологический облик этого народа относят к древнеуральской общности.

Особенности в одежде

Для таких народов даже существовала традиционная одежда. Тунико-образный покрой можно заметить в рубахе, свойственной именно для данного народа. Называется она тувыр. Штаны, йолаш, также стали неотъемлемой составляющей имиджа данной народности. Также обязательным атрибутом является кафтан, по-другому именуемый шовыр. Поясное полотенце (солы) опоясывало одежду, иногда для этого применялся пояс (ÿштö). Войлочная шляпа, имеющая поля, накомарник или шапка более свойственны для мужчин-марийцев. Деревянная платформа (кетырма) прикреплялась к валенкам, лаптям или кожаным сапогам. Наличие поясных подвесок наиболее характерно для женщин. Украшение, сделанное из бисера, раковины каури, монетки и застежки, — все это использовалось для оригинального декорирования уникального женского костюма, поражало красотой. Головные уборы для женщин можно классифицировать следующим образом:

Конусовидный колпак, имеющий затылочную лопасть;
-сорока,
-шарпан - головное полотенце с очельем.

Религиозная составляющая

Достаточно часто можно услышать что марийцы — язычники, причем последние в Европе. Журналисты Европы и России в связи с этим фактом имеют немалый интерес к этой народности. XIX век ознаменован тем, что верования марийцев подвергались гонениям. Местом моления называли Чумбылат курык. Его взорвали в 1830 году. Но такая мера не дала никаких результатов, потому как главным достоянием для марийцев был не камень, а божество обитавшее в нем.

Имена марийцев

Наличие национальных имен характерно для этой народности. Позже произошла смесь с тюркско-арабскими и христианскими именами. Например, Айвет, Аймурза, Бикбай, Малика. Перечисленные имена смело можно относить к традиционным марийским.

Достаточно ответственно люди относятся к свадебным традициям. Свадебная плетка Сÿан лупш является ключевым атрибутом при торжестве. Дорога жизни, которую будет необходимо пройти молодоженам, защищается данным оберегом. К известным марийцам можно отнести Кислицын Вячеслав Александрович, который был 2-ым Президентом Марий Эл, Колумб Валентин Христофорович, являющийся поэтом, и многие другие личности. Уровень образования достаточно низкий среди марийцев, о чем говорят статистические данные. Режиссером Алексеем Федорченко в 2006 году был снят фильм, в котором герои используют для беседы марийский язык.

Эта нация имеет собственную культуру, религию и историю, немало видных деятелей в разных сферах и собственный язык. Также множество марийских обычаев являются на сегодняшний день уникальными.

Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ ; ранее: рус. черемисы , тюрк. чирмыш ) - финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Древняя территория марийцев была очень широкой (см. статью Марийский край), в настоящее время основной территорией проживания является междуречья Волги и Ветлуги.

Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) - последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обощённое лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Среди многих марийцев, особенно проживающих в Татарстане и Башкирии, распространен татарский язык. Большинство марийцев исповедуют православие, однако сохраняются и некоторые пережитки язычества, которые в сочетании с идеями монотеизма образуют своеобразную марийскую традиционную религию.

Этногенез

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII-III вв. до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия.

Область формирования марийских племен - правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьицев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).

Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки и в южном до р. Казанки.

История

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.

Первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 - АССР.

Присоединение к Московскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях - так называемых Черемисских войнах 1552-1557, 1571-1574 и 1581-1585 гг.

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

Этногруппы

  • Горные марийцы (горно-марийский язык)
    • Лесные марийцы
  • Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)
    • Луговые марийцы
    • Восточные марийцы
      • Прибельские марийцы
      • Уральские марийцы
        • Кунгурские, или сылвенские, марийцы
        • Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы
    • Северо-западные марийцы
      • Костромские марийцы

Расселение

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской, Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).

Антропологический тип

Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента.

Язык

Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) - 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским - 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским - 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 178 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) - 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским - 17 825 человек (6,8 %); русским - 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).

Традиционная одежда

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр ), штаны (йолаш ), а также кафтан (шовыр ), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык ), а иногда и поясом (ÿштö ).

Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма ).

У женщин были распространены поясные подвески - украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан - головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.

Религия

До обращения в православие у марицев существовала собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Незначительная часть марийцев исповедует ислам. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

В XIX веке язычество у марийцев подвергалось гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений - Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожения Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.

Имена

Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с булгаро-татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства - христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным именам.

Свадебные традиции

Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», которая является символом оберега, защищающий дорогу, по которым предстоит пройти молодым.

Марийцы Башкортостана

Башкортостан - второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002) , треть марийцев Башкортостана проживает в городах.

Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования.

Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий Ушем».

Известные марийцы

  • Быков, Вячеслав Аркадьевич - хоккеист, тренер сборной России по хоккею
  • Васильев, Валериан Михайлович - языковед, этнограф, фольклорист, литератор
  • Ким Васин - писатель
  • Григорьев, Александр Владимирович - художник
  • Ефимов, Измаил Варсонофьевич - художник, герольдмейстер
  • Ефремов, Тихон Ефремович - просветитель
  • Ефруш, Георгий Захарович - писатель
  • Иванов, Михаил Максимович - поэт
  • Игнатьев, Никон Васильевич - писатель
  • Искандаров, Алексей Искандарович - композитор, хормейстер
  • Йыван Кырла - поэт, киноактёр
  • Казаков, Миклай - поэт
  • Владислав Максимович Зотин - 1-й Президент Марий Эл
  • Вячеслав Александрович Кислицын - 2-й Президент Марий Эл
  • Колумб, Валентин Христофорович - поэт
  • Конаков, Александр Фёдорович - драматург
  • Лекайн, Никандр Сергеевич - писатель
  • Луппов, Анатолий Борисович - композитор
  • Макарова, Нина Владимировна - советский композитор
  • Микай, Михаил Степанович - поэт и баснописец
  • Молотов, Иван Н. - композитор
  • Мосолов, Василий Петрович - агроном, академик
  • Мухин, Николай Семёнович - поэт, переводчик
  • Сергей Николаевич Николаев - драматург
  • Олык Ипай - поэт
  • Орай, Дмитрий Фёдорович - писатель
  • Палантай, Иван Степанович - композитор, фольклорист, педагог
  • Прохоров, Зинон Филиппович - гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Пет Першут - поэт
  • Сави, Владимир Алексеевич - писатель
  • Сапаев, Эрик Никитич - композитор
  • Смирнов, Иван Николаевич (историк) - историк, этнограф
  • Тактаров, Олег Николаевич - актёр, спортсмен
  • Тойдемар, Павел С. - музыкант
  • Тыныш Осып - драматург
  • Шабдар Осып - писатель
  • Шадт Булат - поэт, прозаик, драматург
  • Шкетан, Яков Павлович - писатель
  • Чавайн, Сергей Григорьевич - поэт и драматург
  • Черемисинова, Анастасия Сергеевна - поэтесса
  • Элексейн, Яков Алексеевич - прозаик
  • Элмар, Василий Сергеевич - поэт
  • Эшкинин, Андрей Карпович - писатель
  • Эшпай, Андрей Андреевич - кинорежиссёр, сценарист, продюсер
  • Эшпай, Андрей Яковлевич - советский композитор
  • Эшпай, Яков Андреевич - этнограф и композитор
  • Юзыкайн, Александр Михайлович - писатель
  • Юксерн, Василий Степанович - писатель
  • Ялкайн, Яныш Ялкаевич - писатель, критик, этнограф
  • Ямбердов, Иван Михайлович - художник

Использованы материалы Википедии