Урок литературного чтения "М. Метерлинк

Знаменитая пьеса бельгийского символиста Мориса Метерлинка называется "Синяя птица". Ключевой темой этого произведения является довольно многогранное понятие "счастья". Символом счастья в этой пьесе выступает мифическая Синяя птица.

Это скорее обобщенный образ счастья, которое ищут все люди, а не конкретное определение этого ощущения. Недаром писатель выбрал форму сказки для такого произведения, именно таким образом можно раскрыть главную тему с символической, таинственной стороны.Сказка поможет даже ребенку осознать, что такое счастья. Но и для взрослых эта пьеса будет интересной - аллегории и символы заставляют задумываться над важными моральными и духовными вопросами, которые Метерлинк поднимает в своем произведении.Эта, казалось бы, фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека, Метерлинк пытается существенным образом раскрыть истинное и ложное в жизни человека. И пытается он показать это через детей, души которых еще чистые, а мысли - добрые и непредубежденные.Это важный момент для анализа пьесы - ведь дети считаются невинными и наивными, они больше всего тянутся к чему-то доброму и светлому. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни и его загадку.

Два главных героя - Тельтиль и Метиль - отправляются на поиски счастья, Синей птицы. Она живет в дворце Ночи, но примечательно то, что она может существовать лишь на солнце. Это говорит о том, что встретить ее невозможно... Но суть пьесы не в этом, а в том, что пришлось пережить и открыть детям, когда они отправились на поиски птицы.Они узнают о истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный приключениями путь учит их различать истинное и ложное в жизни. Символика, созданная Метерлинком, тончайшим образом раскрывает пороки человека, и то, что ведет его к добродетели.Тельтиль и Метиль узнают, что существуют разные виды Наслаждений - ничего не делать, быть богатым или наслаждение любить родителей, видеть звезды, быть добрым и справедливым... Они узнают ту самую разницу между эгоистическими наслаждениями и счастьем.

И становится понятно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности, которые и ведут человека к истинному счастью и помогают его осознать. На своем пути они встречают Душу Света, которая помогает преодолеть многие препятствия, но не просто спасет их, а преподносит детям важные нравственные уроки.

А важнейшим уроком и для детей, и для взрослых является понимание сути зла, которую олицетворяет в пьесе Дворец Ночи. В данном случае, Ночь представляет собой не только зло, она, прежде всего, является невозможностью многих людей отличить зло от добра.


На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека - совершенно индивидуально.

1.В.Г.Распутина «Живи и помни»

это глубокое философ­ское размышление о нравственных основах бытия, о силе лю­бовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой - понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертиро­вал с фронта, а такое преступление в военное время не прощает­ся. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслу­жил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сна­чала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня - так завтра, не завтра - так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рей­ды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Анд­рей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показатель­ный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят. Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя со­вершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, на­конец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил ра­дости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное на­пряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превра­щают его в загнанного зверя. Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явивший­ся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изво­рачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается про­тивостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти офици­альная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призы­вает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернув­шиеся на" память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной жен­щины, осознание ею той роковой черты, которую предательст­во Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда На­стена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, ес­ли бы это и вправду был только оборотень?». Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе». Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только од­на сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», - говорит Андрей Настене.В ходе разговора выясняется, что когда-то героям при­снился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде прихо­дит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рас­сказывая, что замучилась с ребятишками.Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно из­лагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выраже­ны им в афористичных фразах: «Жизнь - не одежка, ее по де­сять раз не примеряют. Что есть - все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадок­сально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бе­дой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаи­мопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечно­го страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужест­венно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и ма­лодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души лю­дей. Боль за судьбу русской деревни - сквозная тема твор­чества В.Г. Распутина

2. Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро 24 августа 1947 года в семье инженера. С детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. В то время слово &quo ;художник&quo ; было синонимом слов &quo ;гомосексуалист&quo ;, &quo ;коммунист&quo ;, &quo ;наркоман&quo ; и &quo ;бездельник&quo ;. Беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, родители отправляют 17 летнего Пауло в психиатрическую больницу. Выйдя из больницы, Коэльо становится хиппи. Он читает все без разбора - от Маркса и Ленина до &quo ;Бхагават-гиты&quo ;. Затем, основывает подпольный журнал &quo ;2001&quo ;, в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. Звезда рока Raul Seixas, бразильский Джим Моррисон, сделал их такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии. Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам. Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений. И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 г. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла. Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге &quo ;Паломничество&quo ;, изданной в 1987 году. Вскоре за ней последовала и вторая - &quo ;Алхимик&quo ;, принесшая автору мировую известность: бурный интерес к роману сохраняется вот уже несколько лет. История о молодом пастухе Сантьяго, отказавшемся от выбранной его родителями для него судьбы священника в пользу странствий и поисков сокровищ, рассказанная Коэльо в «Алхимике», на самом деле является лишь верхушкой айсберга. В «Алхимике» автор затрагивает тему целеполагания. Повествуя нам о том, как простой пастушок поступил наперекор своим родителям потому, что его цели и желания оказались достаточно сильными, Коэльо намекает на то, что каждый человек может придти к успеху, но только при условии, что он четко определит для себя то, каким он, этот успех, должен быть. «Алхимик» был очень тепло принят критиками - этот модный бестселлер, несомненно, можно назвать литературой и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. Легкий, напевный ритм повествования, а также приятный, немного витиеватый стиль изложения создают особый настрой у читателя, помогают принять и понять роман. Конечно, нашлись и те, кто утверждал, что с художественной точки зрения «Алхимик» не так хорош, как хотелось бы - мол, текст не способен увлечь, выглядит скучным и монотонным.

С этим сложно согласиться - Коэльо ведет с читателем разговор, тема которого не терпит поспешности. Неторопливо рассказывая о Сантьяго и его приключениях, автор оставляет читателю возможность проникнуться атмосферой романа, погрузиться в чтение полностью. Именно поэтому сюжет и не является перенасыщенным событиями - это повествование преследует другую цель. В «Алхимике» Коэльо не стремится рассказать интересную и увлекательную историю, он желает донести до читателя мысль, скрытую в ней, ее мораль, а это требует вдумчивости и неспешности. В 1999 году в Италии, вернувшись в гостиницу с выступления на конференции, Коэльо обнаружил у себя в номере рукопись: бразильская проститутка Соня рассказывала в ней о своей жизни в Европе. Коэльо заинтересовался этой историей и три года спустя наконец встретился с Соней в Цюрихе. Та отвела его в местный квартал публичных домов, где и состоялась необычная встреча с читательницами: Коэльо подписал несколько книг для Сони и ее подруг. Эпизод этот получил освещение в печати, после чего на очередной встрече с читателями в Женеве еще несколько проституток из разных стран вручили Коэльо свои рукописи. Здесь он познакомился с Марией, Эми, Ванессой и многими другими девушками. Впечатления от этих встреч и легли в основу романа &quo ;Одиннадцать минут&quo ; и образа его главной героини. Главная героиня романа, Мария, родилась на северо-востоке Бразилии. Она молода и красива и без труда может выйти замуж. Но прежде, чем вступить в брак, она хочет осуществить мечту своего детства - повидать Рио-де-Жанейро. Два года она копит деньги на путешествие и, наконец, попадает в город своей мечты. Здесь, на пляже Копакабаны, она знакомится со швейцарским бизнесменом. Тот зовет ее поехать с ним Европу и обещает сделать из нее звезду театра. Мария не прочь рискнуть и, заручившись родительским благословением, подписывает контракт и отправляется в Женеву. Прочти она контракт повнимательней, она поняла бы, что обрекает себя на нищенскую жизнь танцовщицы в ночном клубе. И очень скоро Мария становится проституткой. На этом пути разочарований - пути, который выпадает на долю многим наивным девушкам, - Мария быстро взрослеет и забывает свои детские мечты о счастье. Всего за какой-то год, &quo ;торгуя своим временем без права выкупить его обратно&quo ;, Мария становится прагматичной, трезвой и реалистичной. На смену надеждам, идеалам и мечтаниям приходит конкретная и практичная цель: заработать денег и купить ферму в Бразилии. Отныне ее тело - лишь средство для достижения этой цели. Параллельно повествованию от лица автора разворачивается повесть в дневнике, которому Мария поверяет размышления об этой горькой поре своей жизни. Роман &quo ;Одиннадцать минут&quo ; - это не просто история проститутки. Здесь важно не столько то, какая судьба постигла Марию, сколько то, чему она научилась на своем нелегком опыте жизни на чужбине. Вот что пишет она в своем дневнике: &quo ;И евангелия, и все священные писания всех религий были написаны в изгнании, в поисках Бога: вот из таких сомнений и рождаются все книги и картины, потому что мы не хотим - да и не можем! - забыть, кто мы такие&quo ;.

Пауло Коэльо утверждает, что не намеревался ни провоцировать дискуссии на тему своей книги, ни сказать в этой области некое решающее слово, исключающее всякие разногласия. Он стремился высказать то, что интересует его по-настоящему, а не то, что хотят услышать люди. &quo ;Одни книги пробуждают в нас мечты, - поясняет он, - другие возвращают к действительности, но для каждого автора самым важным остается одно: быть верным себе&quo ;. Роман «Заир» - лучший из романов знаменитого бразильского писателя. Это не просто очередной бестселлер. Это книга личного откровения, что-то вроде исповеди, представленной в виде сюжетного повествования. Главный герой - популярный писатель, когда-то выходец отсталой страны, где «даже нет собственной литературной традиции», бывший хиппи и наркоман, а ныне респектабельный житель Франции, богатый и известный - настолько напоминает самого Коэльо, что читателю трудно будет отвлечься от мысли, что рассказ идет о вымышленном персонаже, а не о самом авторе. Роман начинается как настоящий детектив. При загадочных обстоятельствах исчезает жена главного героя Эстер - военная корреспондентка, только что вернувшаяся из Ирака, где идут боевые действия. Ее муж, полиция и вся общественность теряются в догадках, что же произошло. Молодую женщину похитили? Взяли в заложницы? Или она просто сбежала с любовником - по слухам, последнее время ее часто видели с неким никому не известным молодым человеком азиатской наружности? Впоследствии выяснится, что к пропаже Эстер не имеют отношения ни бандиты, ни исламские экстремисты, ни адюльтер. Но чтобы узнать это, понять причины, побудившие молодую женщину после десяти лет если не счастливого, то вполне благополучного супружества тайно бросить и страстно любимого мужчину, и Европу, ставшую ей родной, и весь привычный образ жизни, и отправиться в поисках истины почти на край света - в дикие степи Казахстана, герою предстоит пройти долгий и мучительный путь страдания, размышлений и переоценки ценностей. Только встретившись с тем, кого считал своим счастливым соперником, проникнувшись философией внутренней свободы и создав гениальную книгу, он понимает, что Эстер ушла от него лишь потому, что слишком сильно любила. Слово Заир, данное автором в название роману, заимствовано им у Борхеса, а тем, в свою очередь, из мусульманской традиции. Оно обозначает нечто реальное, видимое, что, однако же, обладает почти мистическим свойством врезаться в память и поглощать все мысли и помыслы. Заир у каждого свой, но, увидев его однажды, забыть и думать о чем-то другом уже более невозможно. Заир - это смысл существования, навязчивая идея, «святость или безумие ». Именно Заиром становится для героя Эстер. И он отправляется за ней, чтобы вновь обрести в ее лице не просто любовь и счастье, но жизнь и смысл существования. «Так о чем же эта книга?» - спросят те, кто еще не читал «Заир». И собеседники ответят им по-разному. «О Мужчине и Женщине, о Любви, что, пройдя через века, осталась такой же, как во времена Одиссея и Пенелопы», - скажет один. «О жизни и смерти, поиске смысла, трудном пути обретения гармонии с собой», - заявит другой.

Нас интересовала лишь магистральная традиция народно-праздничного смеха, подготовлявшая Рабле (и вообще Ренессанс), и ее постепенное затухание в последующие два века. *** Наша работа носит в основном историко-литературный характер, хотя она и связана довольно тесно с проблемами исторической поэтики. Но более широких общеэстетических вопросов и, в частности, вопросов эстетики смеха мы в ней не ставим. Мы раскрываем здесь только одну исторически определенную форму смеха народной культуры средневековья и Ренессанса, притом не в полном ее объеме, а в границах анализа творчества Рабле. В этом смысле наша работа может дать только некоторый материал для философии и эстетики смеха, не больше. Исследуемая нами исторически определенная форма смеха народной культуры противостояла не серьезности вообще, а также исторически определенной форме односторонней догматической серьезности средневековья. Но история культуры и литературы знает и другие формы серьезности. Так, античная культура знала форму трагической серьезности, которая получила наиболее глубокое выражение в жанре древнегреческой трагедии

В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица ", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.

«Синяя птица» - вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие «Синей птицы», «простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной». Пьеса проникнута идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое», это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "… я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых - рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью.. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «… счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое «всегда с нами, только не бойтесь его искать». Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)

В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».

Герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "… я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака - преданности

Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Цели урока:

  • продолжать чтение и анализ драматического произведения;
  • расширять представления детей об окружающем мире посредством феерического жанра;
  • учить видеть в обыкновенном прекрасное,
  • расширять представления о своем внутреннем мире, его многообразии,
  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности, стремления проявлять доброту, заботу, учиться понимать и оценивать материнскую любовь;
  • способствовать пересмотру ценностей человеческой жизни на примере блаженств и радостей, окружающих человека;
  • способствовать воспитанию культуры общения, развитию умения слушать и слышать окружающих, вести диалог в аудитории;
  • развивать умение мыслить, высказывать свое мнение, совершенствовать навыки работы с книгой.

Оборудование:

  1. Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 5 частях. Часть 3.
  2. Рабочая тетрадь учащихся.
  3. Карточки с названиями Блаженств. Магнитная доска.
  4. Карточки с названиями Радостей (для стенда).
  5. Стенд с рисунками учащихся к произведению.
  6. Книга “М. Метерлинк. “Синяя Птица”.
  7. Аудиозапись Г. Гладкова “Прощай, сказка!”.
  8. Цитата из произведения М. Метерлинка “Синяя Птица” на доске.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Методы и приёмы:

  • создание ситуации успеха,
  • методы словесной и наглядной передачи информации,
  • практическая работа,
  • частично-поисковый метод,
  • обеспечение постепенности восприятия учебного материала,
  • проблемный метод.

Ход урока

I ЭТАП.

Организационный.

Задачи этапа : подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Сегодня мы продолжим вместе с героями произведения М.Метерлинка путешествие по волшебной стране за Синей Птицей, и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

II ЭТАП.

Актуализация опорных знаний.

Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.

– Для начала нам надо кое о чём вспомнить и уложить это в нашей памяти. Итак:

– Кто из героев произведения отправляется в необычное путешествие и зачем? (Тильтиль и Митиль, за Синей Птицей, которая нужна фее Берилюне, чтобы вылечить внучку)

– С кем они отправляются в это путешествие? (С ними Хлеб, Молоко, Вода, Сахар, Огонь, Кошка, Пёс, Душа Света)

– Как разделились спутники наших героев: кто им друг, кто враг, а кто может подвести в любую минуту? (Друзья – Пёс, Душа Света, враги – Кошка, а Хлеб и Сахар могут подвести в любую минуту). – Иллюстрации из книги и некоторые ваши рисунки помогут вам вспомнить, где побывали уже наши герои и что они поняли из этих посещений. (Учитель предлагает вниманию учащихся некоторые иллюстрации из специально принесённой книги и обращает внимание детей на их рисунки на стенде)

  • Стр.35
Страна Воспоминаний, где герои повидали бабушку и дедушку. Поняли, что наши близкие, которые нам дороги, но их уже нет с нами, они навсегда ушли от нас, живут до тех пор, пока мы о них думаем и помним их. Дедушка предупреждает , что Синяя Птица может не вынести суеты земной жизни и испугаться или полинять. Ведь в волшебной стране всё видится по-другому.
  • Стр. 36 (Дворец Ночи.)
  • Ночь вынуждена отдать ключи человеку, так как он имеет право раскрывать Тайны Природы;

    Она бессильна перед тем, чей путь освещён Душой Света;

    Синяя Птица прячется в одной из пещер Дворца Ночи, чтобы не быть пойманной случайным человеком. Если её найдут, то не так просто будет отличить её от лунных птиц, среди которых она прячется. Для этого нужно особое зрение.

    Тильтиль не может её отличить, хотя Душа Света старается ему помочь. Он ещё не прошёл все испытания, которые ему выпали на этом пути. Он ещё не научился смотреть на окружающий мир внутренним зрением, ещё не научился понимать суть вещей.

    III ЭТАП.

    Формулирование темы и цели.

    Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, работа над новой частью произведения .

    Итак, мы уложили в определённой последовательности основные события и мысли. Можем отправляться дальше.

    1. Вступительная беседа перед чтением.

    – Как называется новая часть? (Сады Блаженств) Давайте поразмышляем над названием.

    – Как вы объясните, что такое “САД”? (В нашем понимании сад – это некоторый участок земли, на котором растут деревья, посажены цветы, много зелени, легко дышится, можно погулять и отдохнуть от шума и суеты).

    – Как понимаете слово “БЛАЖЕНСТВО”? (Словарь Ожегова: “Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение”. Можно сказать немного проще: блаженство – самое большое удовольствие, наслаждение).

    Вопрос для тех, кто заглянул дома в эту главу: – Какие Блаженства упоминаются в ней? (Дети, заглянувшие вглаву дома, перечисляют Блаженства. Могут делать это по записям в тетради )

    Самое Тучное Блаженство,
    Блаженство Быть Богатым,
    Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды,
    Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода,
    Блаженство Ничего Не Знать,
    Блаженство Ничего Не Помнить,
    Блаженство Ничего Не Делать,
    Блаженство Спать Больше, Чем Нужно,
    Блаженство Ничего Не Понимать,
    Блаженство Быть Невыносимым,
    Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом,
    Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба,
    Блаженство Леса, Блаженство Солнечных Дней,
    Блаженство Весны, Блаженство Заходящего Солнца,
    Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды,
    Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Очага,
    Блаженство Бегать По Росе Босиком,
    Блаженство Твоего Дома

    А теперь поближе познакомимся с ними.

    2. Чтение текста в лицах: стр. 58-65.

    Задание: пока мы будем работать над главой, держите в памяти эти слова, возвращайтесь к ним взглядом и мысленно, чтобы потом вам удалось ответить на один из вопросов учебника как можно полнее.

    Распределение ролей:

    Душа Света
    Тильтиль
    Самое Тучное Блаженство
    Блаженство (начальник)
    Автор с.58-60 с.61-62 с.63-65

    Во время чтения я оставляю за собой право прервать вас, задать вопрос, внести уточнение…

    Итак, мы отправляемся в Сады Блаженств…

    3. Беседа после чтения

    – Вас что-нибудь удивило в этой части? (свободные высказывания )

    Задание: распределить Блаженства на группы.

    Пока мы с классом побеседуем о прочитанном, трем ученикам будет дано задание: распределить Блаженства на группы. (Учащимся выдаются напечатанные на листах названия Блаженств, они их распределяют на группы, прикрепляют на магнитную доску ).

    Беседа с классом.

    Давайте поговорим о прочитанном:

    – Почему у Тучных Блаженств бесполезно искать Синюю Птицу?

    – Прочитайте ещё раз, как об этом говорит Самое Тучное Блаженство? (стр. 59-60)

    – Какой вывод из этого мы можем сделать? (К Синей Птице Тучные Блаженства относятся как к продукту питания. Они не желают двигаться, искать, делать открытия. Смысл их жизни в том, чтобы удовлетворить самые простые потребности – в еде, питье и сне. А это как раз мало отличает человека от представителей животного мира).

    – А можете ли вы теперь сказать, почему Синяя Птица может быть только у тех Блаженств, которые выносят свет алмаза? (Выносят свет алмаза те Блаженства, которые радуют глаз, радуют душу, а не желудок.

    Выносят свет алмаза те Блаженства, которые открывают человеку прелесть окружающего мира: синеву неба, прозрачность воздуха, зелень леса, красоту заката и рассвета, звёзд, дождя…)

    – А какие это Блаженства? Вы запомнили? (Дети или по памяти, или по страницам учебника припоминают названия этих Блаженств)

    – Как понять то, что рядом с тем местом, где живут Блаженства, находится пещера Несчастий? Каким Блаженствам грозит туда попасть?

    (От хорошего до плохого – один шаг. Так как Тучные Блаженства всё предпочитают в излишестве, то любое излишество заканчивается неприятностями. Объешься – попадёшь в больницу… Именно Тучным Блаженствам грозит попасть туда)

    – Ещё один не менее сложный вопрос: а зачем автор показывает некоего Чертёнка? ( При необходимости можно перечитать этот эпизод на стр. 64)

    Тильтиль
    Блаженство
    Душа Света
    Автор

    – А какие Блаженства какое впечатление произвели на вас? (свободные высказывания)

    Проверка деления Блаженств на группы. (Смысл задания в том, чтобы увидеть разные мнения детей. Понять, какие Блаженства им ближе. Ведь в такой работе они сами себя раскрывают и анализируют).

    4. Продолжение и завершение чтения главы: стр. 65-67.

    Вопрос для тех, кто заглядывал в главу раньше:

    – С чем ещё, кроме Блаженств, встречаются наши герои? (С Радостями)

    – Что такое “РАДОСТЬ”? (Словарь Ожегова: “Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения”)

    Распределение ролей:

    Тильтиль
    Душа Света
    Блаженство
    Материнская Любовь

    – Итак, мы отправляемся навстречу Радостям… (Звучит музыкальная запись мелодии

    Г. Гладкова “Прощай, сказка! Потом ведётся чтение.)

    IV ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний.

    – О каких радостях мы узнали из произведения?

    Великая Радость Быть Справедливым,
    Радость Быть Добрым,
    Радость Завершённого Труда,
    Радость Мыслить,
    Радость Понимать,
    Радость Созерцать Прекрасное,
    Великая Радость Любить,

    Радость Материнской Любви(Радость Неповторимая, Радость Твоей Матери) (Названия Радостей учитель помещает на стенд.)

    – Что дают человеку эти радости?– Выносят ли они свет алмаза? Почему? (Они выносят свет алмаза, так как открывают человеку богатства его собственной души)

    – А что же объединяет Блаженства и Радости с Синей Птицей? (Все Блаженства и Радости, которые выносят свет алмаза, родственны Синей Птице тем, что даются нелегко человеку.

    Попасть в плен к Тучным Блаженствам намного проще: достаточно лишь расслабиться, распустить себя, не напрягаться в заботах. А учиться замечать ПРОЗРАЧНЫЕ, не заметные глазу, духовные радости и блаженства – ОЙ, КАК НЕ ПРОСТО! Для этого надо обладать и силой воли, и особым зрением, которое может исходить только от доброго и любящего сердца)

    V ЭТАП.

    Рефлексия. Задачи этапа: целостное осмысление, обобщение полученной информации, выработка

    собственного отношения к изученному материалу, выявление еще не познанного, анализ собственных мыслительных операций.

    – Теперь мы можем подводить итог прочитанному:

    – Как же понять те слова, на которые я в начале урока обратила ваше внимание? Перечитайте их. (Дети высказываются, учитель обобщает):

    Весь окружающий мир природы и человеческих отношений разнообразен, богат и красив. Надо не только об этом знать, но и самим прилагать усилия, чтобы увидеть это богатство и красоту, а потом с добрым сердцем нести её другим, помогать, прощать, доставлять радость, чтобы не только вам, но и другим было хорошо. А когда всем хорошо – душа спокойна, светла, отдыхает и радуется. Так каждый из нас радуется выходному дню после трудовой недели – воскресенью.

    Если бы каждый человек делал так, как мы сейчас говорим, то каждый его день был бы радостным и светлым.

    – Как же понять то, что дети ЗНАЮТ многие Блаженства, но НЕ УЗНАЮТ их; ВИДЯТ каждый день материнскую любовь, но НЕ УМЕЮТ РАЗГЛЯДЕТЬ её? (Учитель обобщает ответы детей):

    Можно видеть голубое небо и не осознавать, что это голубое небо – то есть скользить взглядом по красоте вместо того, чтобы почувствовать и пережить эту красоту сердцем;

    То же самое с материнской любовью: дети постоянно ощущают ее на себе, но выражается она не в словах, а в постоянной материнской заботе, к которой дети настолько привыкли, что перестают ее замечать.

    Именно в этом и заключается нечто удивительное: нас всё это окружает на земле, а мы не узнаём эти духовные Блаженства.

    Или не хотим узнавать? Ведь не все желают напрягаться, чтобы открывать, исследовать. Это непросто! Этому надо учиться! Возможно, всю жизнь!)

    – Завершая работу, я хотела бы задать вам только один вопрос:

    – Что ценного мы с вами можем вынести из содержания сегодняшнего урока?

    (Учитель дает оценку работе учащихся на уроке.)

    VI ЭТАП.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Страницы учебника: 22-37.

    Цель : обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

    Оборудование : иллюстрации учащихся к первой картине.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Выставка рисунков.

    Учитель . Ребята, что вам понравилось, запомнилось в первой картине? Поделитесь своими впечатлениями.

    III. Постановка целей урока.

    Учитель . Сегодня мы продолжим знакомство с пьесой-сказкой. Нам нужно понять характеры главных героев и персонажей пьесы.

    Когда именно (месяц, число, время суток) начинается феерия? (Эта феерия, как и события «Щелкунчика» и «Ваньки Жукова», начинаются в Рождественскую ночь, то есть ночью 25 декабря. В связи с тем что именно в эту ночь (как считает христианская традиция) произошло самое настоящее чудо - рождение Иисуса Христа, то есть Бога, эта ночь считается святой и волшебной, чудесной. В эту ночь возможны самые необыкновенные чудеса.)

    Какие чудеса произошли в произведении в Рождественскую ночь? (Появилась Фея, и произошли волшебные превращения предметов.)

    Что вы можете сказать о характерах детей? Чем Тильтиль похож на свою сестренку и чем отличается от нее? (Тильтиль более смелый и решительный: он ослушался родителей и встал ночью, с готовностью согласился на путешествие, более грубый, он достаточно резко общается с сестренкой. Сходство между братом и сестрой в том, что они - совершенно не завистливые, они умеют бескорыстно радоваться празднику других детей, наслаждаться чужим счастьем.)

    Подтвердите это словами текста. («Вставай!», «Много ты понимаешь!», «Да замолчи ты!» и т. д.; он не отдает свою птицу фее: «Я ее не отдам, потому что она моя», - и это не жадность, а скорее проявление грубости, собственничества: Тильтиль не завистливый и не жадный. Более умный и зрелый, он знает, что богатые дети не голодны, что они могут есть, когда захотят, то есть из факта социальных различий умеет делать выводы.

    Митиль младше. Она - робкая и наивная девочка, которая еще не понимает, какая пропасть отделяет ее и ее брата от богатых детей; ее можно назвать любознательной и доброй. Она еще слишком мала, чтобы обсуждать какие-то серьезные вещи со взрослым человеком.)

    Не случайно Фея разговаривает в основном с Тильтилем и обсуждает с ним все вопросы путешествия.

    Чьи Души присутствуют в произведении? Чьи Души вам понравились? Чьи не понравились? Подтвердите отрывками из текста. (Души Караваев, Душа Огня имеют неприятный внешний вид. Душа Пса открыта, жизнерадостна, Кошка жеманна и недоверчива и т. д. Души животных и предметов отличаются не только внешне, но и по характеру, они все разные.)

    Как выглядит Фея? (Старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой.)

    Почему у Феи Берилюны нет одного глаза? (Ответы детей.) Вспомните крестного Дроссельмейера из «Щелкунчика», у него тоже отсутствовал один глаз: только у Феи нет левого, а у крестного не было правого глаза.

    В земной мир вторгается другой мир - волшебный. Докажите это. (Приметы волшебного мира - это мир наоборот. Если для земного мира обычно быть двуглазыми, то для волшебного - одноглазыми, многоглазыми и т. д. Волшебник уже в своем внешнем облике несет приметы принадлежности к волшебному миру.)

    Почему у Феи отсутствует именно левый глаз, а у крестного - правый? (Мифологическое восприятие мира, которое отражается в волшебных сказках, делит мир строго на две части - земную и волшебную. Кроме этого, он противопоставляет все важные человеческие ориентиры: правое - левое, север - юг, восток - запад, четное число - нечетное число, квадрат - круг, мужчина - женщина, добро - зло и т. д. Правое в этой логике традиционно считалось правдой, мужским началом, ик нему же относится четное число и квадрат. Левое - вымыслом, сказкой, женским началом, и к нему относится нечетное число и круг.)

    Чтобы пуститься в волшебное путешествие, нужно выйти из дома необычно, например в окно: выйти в дверь нельзя, потому что попадешь в обычный мир, в земное измерение.

    Почему алмаз на волшебной шапочке нужно повернуть справа налево, чтобы обрести истинное зрение? (По законам волшебной сказки, левое - это вымысел, волшебство. В сказке «Сивка-Бурка» Иванушка влезает в правое ухо, а выходит в левое - и происходит волшебство: он становится красавцем-удальцом. А чтобы вновь стать младшим братом, Иванушка входит Сивке-Бурке в левое ухо, а выходит из правого. В пьесе то же самое: алмаз поворачивается справа налево - из земного измерения в волшебное.)

    Почему разговор с детьми вызывает у Феи Берилюны раздражение и возмущение? Чем она недовольна? (Дети не видят истинную сущность вещей и людей - то есть самое главное в них.)

    Для чего Фея отправляет в путешествие вместе с детьми других героев? (Они случайно оказались рядом.)

    Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

    Что такое это истинное зрение? (Оно позволяет увидеть все таким, каким оно является на самом деле.)

    «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает, появляются Души вещей.

    Автор обнаруживает свою позицию, изображая сам процесс действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем происходящего: герои драмы должны характеризовать себя своими поступками, речами, вызывать в зрителе сочувствие или негодование, уважение или презрение, тревогу или смех и т. д.

    Кто из героев в первой картине самый умный, самый знающий? (Это Фея Берилюна.)

    Кто из героев затевает это необыкновенное путешествие - за Синей Птицей, Птицей счастья? (Это Фея Берилюна.)

    Кто из героев обладает пониманием, что, кроме обыкновенного физического зрения, человек должен иметь и истинное, внутреннее зрение? (Фея Берилюна.)

    Это красивая идея (про истинное зрение)? Вам она нравится? Возможно ли, чтобы автор высказал свою заветную идею, вложив ее в уста феи? (Да, возможно...)

    Знаете ли вы другое произведение, где обсуждается проблема особого зрения, способности проникать в суть жизни? («Щелкунчик». Мари разглядела в уродливости Щелкунчика его необыкновенно богатый внутренний мир.)

    IV. Итог урока.

    Если бы у вас было право выбора, Души каких вещей и животных вы отправили бы с детьми на поиски Синей Птицы? Почему?

    Кто вызывает у вас недоверие? Почему?

    Почему Фея Берилюна не заботится о детях? Почему она допустила к путешествию хитрую Кошку, фальшивый Сахар, трусливый Хлеб, плаксивую Воду и др.? (Фея знает, что добро всегда победит зло.)

    Домашнее задание: переделать первую картину драмы в рассказ.

    «Создавая себе фантастический мир,
    мы ближе к истине, чем пребывая
    в доступной нашим ощущениям реальности».
    М. Метерлинк «Эссе о бессмертии»

    В начале прошлого столетия любители изящной словесности и пытливые искатели альтернативы духовной скудости обыденной жизни обогащали себя в том числе и в щедрых россыпях непревзойденных произведений замечательного драматурга, писателя и поэта Мориса Метерлинка. В моем книжном шкафу сохранились четыре томика прижизненного дореволюционного издания этого знаменитого писателя, которому по праву давали прозвище Счастливый.

    Прошло сто лет. Что изменилось в нашем понимании ценностей человеческой жизни?

    «Быть мудрым, – говорил Метерлинк, – значит прежде всего научиться быть счастливым». Некоторые его трактаты без обиняков называли руководством к счастливой жизни. «Нет никакого счастья в самом счастье, если оно не помогает нам думать о чем-нибудь другом и понять в некотором роде мистическую радость, которую испытывает вселенная потому, что она существует».

    Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в зажиточной буржуазной семье. Отец его был богатым нотариусом, мать – дочь не менее богатого юриста. Мальчику изначально была уготовлена родительская стезя: поднатореть в юриспруденции и своей жизнью укрепить семейное богатство, родительский капитал. Понятные, с точки зрения здравого смысла и векового жизненного опыта, житейские ориентиры. Остальное, что недостает в скрупулезном сколачивании денег и расширении деловых связей, добавит духовный опыт официальной религии.

    Морис окончил иезуитский колледж, иными словами получил религиозное образование. По настоянию родителей поступил в университет в родном городе Гент (Бельгия). В 1885 году он окончил юридический факультет и получил право заниматься адвокатской практикой. Учитывая протекцию родственников, их развитые связи, достойное положение, ему бы не составило большого труда стать не менее успешным юристом, что несомненно – более богатым, влиятельным, могущественным. Однако, хрупкая фантазия об ином высшем счастье (не материальном), смутное ощущение великого таинства жизни, недоступного материальным глазам, срывала его с удобоваримого и понятного буржуйского уклада жизни и бросала к неведомым высотам, чьи вершины скрывались в пугающем мраке.

    В 1888 выходит в свет первый поэтический сборник, изданный за счет семейных средств, никем особо не замеченный. Но вот, годом спустя, пьеса «Принцесса Мален» с одной стороны – неожиданно, с другой – вполне объяснимо и закономерно, получает высокую оценку влиятельного французского писателя и критика Октава Мирбо. Вот цитата из той судьбоносной рецензии: «Я не знаю, откуда Метерлинк и кто он…. Я знаю лишь, что не знаю человека более неизвестного, чем он. Знаю также, что он создал шедевр… удивительный, чистый, вечный шедевр. Одно слово, Метерлинк подарил нам гениальное произведение наших дней, чрезвычайно чудный и вместе с тем наивный, не ниже своими добрыми качествами,… чем все, что есть прекрасного у Шекспира. Произведение это называется “Принцесса Мален”.

    Хотя тягаться с Шекспиром явно и не предполагалось, – Метерлинк скажет совершенно новое слово в драматургии и, может быть, этот скрытый гениальный потенциал и уловил Мирбо. Потому что “Принцесса Мален” есть всего лишь проба сил: своеобразная обработка немецкой сказки с усложняющими элементами шекспировского “Гамлета”. Главное, этот отзыв послужил отправной точкой, кардинально поменявшей жизнь автора: он расстается с юриспруденцией и целиком отдается литературе.

    Далее выходят странные одноактные пьесы: «Непрошеная», «Слепые», «Семь принцесс» – как исходная позиция взыскательного человека, который с бесценным даром жизни замирает у закрытых таинственных дверей. Герой ищут и не находят счастье.

    «Непрошеная» – ждем в бездействии и неведении чудо подлинной жизни, в то время как оно умирает, так и не родившись

    «Слепые» – метафора довлеющей смерти выражена в группе слепых, потерявшихся в темном неведомом лесу; здесь снова неведение, тщета, неспособность выйти из отупляющих традиций повседневной жизни, в которой бездна мелких удовольствий и наслаждений, но нет основного – чарующей сопричастности с Высшими силами, которые окружают и пронизывают купель земного человечества.

    «Семь принцесс» – судьбой определено принцу пробудить от смертельной развязки сна (по нынешним понятиям пробуждение накладывается на сон, и вот какое это пробуждение: истощающее жизненные силы? приносящее жизненные силы?) семь принцесс. Принц, ни на мгновение не опоздав, спасает всех, кроме возлюбленной. Почему?… Над нами довлеет рок… Чем пробить стену, за которой море незримой радости, открывающей глаза и вносящей смысл в каждое наше помышление, движение? Те знания, которые нужны не менее чем воздух, которым дышим, приходят слишком поздно, на исходе жизненных сил, когда наша душа уже давно задохнулась в клоаке пороков, и лишь временами посещает увядающее тело.

    Следующая знаковая драма – «Пелеас и Мелисанда». По внешним признакам это история страсти, преступившей гражданские законы, отринувшей бремя условностей вкупе с принятой в реале традицией жить. Однако, в символическом замысле – это драма подлинных влюбленных, которые в поисках воплощения подлинной любви, в поисках совершенства (животрепещущее социальное творчество… с надрывом, с хрипом загнанных коней) – уничтожают себя. История любви с первого взгляда, когда происходит внезапный, дополняющий друг друга, обмен невыразимыми обычными словами, тайнами жизни и смерти – они в ловушке Вечности, оставаясь на несовершенной земле.

    Между тем, Морис встречает прекрасную женщину: волевую образованную леди, певицу и актрису. На двадцать три года она станет его спутницей, земным ангелом-хранителем, секретарем и импресарио. Супруги переезжают в Париж и с головой уходят в высшую театральную жизнь. В это время Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые в последствии составили сборники: «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба». Третий трактат «Жизнь пчел» стоит особняком – им открывается новая ветвь в творчестве драматурга-новатора: поиск аналогий запутанных человеческих проблем в идеальной жизни животных и растений (совокупно – в природе без человеческого эго).

    Ум писателя (проводника в мире неведомого), просветленный метафизическими изысканиями, уравновешенная семейная жизнь вносит коррективы в духовные изыскания. В пьеса «Монна Ванна» поднимается тема протеста человека против всевластия рока, судьбы. Уже есть наработки, вошедшие в эссе, которые спасительными маяками ориентирует путь в неведомом…

    В трактате «Мудрость и судьба» есть высказывания, поясняющие самого автора: «Необходимо было бы, чтобы от времени до времени кто-нибудь, особенно благоприятствуемый судьбой, награжденный счастьем блистательным, возбуждающим зависть, свехчеловеческим, пришел и просто объявил нам: Я получил всё то, что вы призываете в желаниях каждый день. Я обладаю богатством, здоровьем, молодостью, славой, могуществом и любовью. Теперь я могу назвать себя счастливым, но не из-за даров, которыми судьба меня одарила, а потому, что эти блага научили меня смотреть поверх счастья». Уместно добавить, если одним блага и качества, что именуется житейским счастьем, пришли как дар, и у них достаточно было мудрости не принять такое счастье за чистую монету, то зачем же другим, которых судьба не искушает ни богатством, ни славой, ни могуществом, тратить драгоценное время и силы, чтобы добиться и богатства, и славы, и могущества… Сразу вперед за Синей Птицей!

    Пьеса «Синяя Птица» имела в царской России огромный успех, как и во всем мире. И до сих пор не сходит со сцены.

    По замыслу Метерлинка Синяя Птица – это символ счастья, которое люди ищут повсюду в дальних странах и далеких землях, в прошлом и будущем, призывая темные и светлые силы, не замечая, что это счастье находится рядом с ними, под их рукой, в их собственном доме, что на самом деле счастья искать не надо – его надо уметь увидеть, потому что оно везде и повсюду как солнечный свет.

    Знакомство неискушенного читателя с первоисточником – пьесой «Синяя Птица» – приводит к известному замешательству: сто страниц убористого текста, множество необычных героев (68, из ни 12 коллективных!), непривычная художественная форма, требующая специальных знаний (ведь пьесы не читают, а смотрят, предпочтительнее с экрана). Однако, чтение оригинала избавляет от ряда навязанных мнений, интерпретаций и дает возможность соприкоснуться с миром автора из рук в руки.

    Особенность построения пьесы, что такое феерия, экспозиция, завязка, перипетия, ремарка, монолог, диалог – ликбез займет пятнадцать минут. А дальше… дальше погружение в фантастический, и вместе с тем реальный, мир искателей счастья.

    Итак, дети как символ чистоты и непорочности, из простой трудовой семьи в ночь перед Рождеством внезапно просыпаются, разбуженные шумом веселья из дома богатых, что напротив. У самих бедняков радостей – кот наплакал. Вдруг появляется фея, похожая на русскую Бабу-Ягу, и велит детям отправиться на поиски счастья. «Надо быть смелым, чтобы увидеть скрытое» – раздраженно напутствует она и даёт магические предметы, которые позволяют увидеть то самое скрытое, уж коли не развит магический взор. Нет способностьи видеть, но не смотреть. Задействовав магическую силу (надев волшебную зеленую шапочка и повернув чудесный алмаз) маленький герой словно попадает в другой мир: все предметы, обстановка хижины, огонь, вода, кошка, собака – оживают. У них у всех есть душа, отдаленно напоминающая материальную форму: огонь – стремительный атлет в красном трико; вода – гибкая девушка с распущенными струящимися волосами; сахар – слащавый типчик в экстравагантной одежде; пламя лампы – лучезарная бесподобная красавица в прозрачной сверкающей тунике и т.д. А души людей совершенно отличаются от внешнего облика. Так неприятная дряхлая колдунья становится красивой и милой феей.

    Дети в сопровождении избранных Душ отправляются в путешествие по сказочным мирам. Их, оказывается много: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего – и в каждом необычный отряд сказочных существ во главе с двумя мальчиками как будто бы находит Синюю Птицу или подобие ей, некоторую альтернативу счастья, интерпретацию, собственное толкование – всё это легко принять за истину, если бы не Душа Света, скрывающая свое лицо за сияющим одеянием, и весьма компетентно резюмируя тот или иной вариант счастья. Она многое знает, и ведет, подсказывает. От прямого ответа уклоняется. На просьбу открыться полностью, показать лицо – плотнее закутывается в солнечные одежды.

    В Стране Воспоминаний счастьем оказываются воспоминания о дорогом и близком сердцу, о радостных мгновениях.

    Во Дворце Ночи, пропитанном многоликим Злом, порой неотличимым от добра, – мечты.

    В Лесу – в жизни на природе, вдали от вечно суетной цивилизации.

    На Кладбище – в смерти, несущей благостное спокойствие, избавляя от бремени земных забот, тягот и лишений.

    В Садах Блаженства – в удовольствия, наслаждениях.

    В Царстве Будущего – в будущем, которое решит все проблемы и гармонизирует земную жизнь с великим таинством вечной жизни.

    Побывав во всех сказочных мирах, дети получают важнейший жизненный урок, который не преподаст ни одна реальная школа. Во-первых сама задача поймать и посадить в клетку Синюю Птицу, символизирующую полное счастье переходит в понимание, что такое счастье и как его достичь, и как отличить подлинное от фальшивого. Во-вторых, встреча с Духами Тьмы и противостояние им убедительно показывает, что ужасы преодолимы. Череда Блаженства выказывает иллюзорность и губительные последствия. Встреча с Несчастьями укрепляет силы и убеждает, что укрощению они поддаются.

    Кроме ценнейшего жизненного урока дети познают высшею истину: «Нет ни смерти, ни забвения, в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей. Законом, по которому должна строиться жизнь в мире, является бескорыстие». Лишь только поменяв установку в своем внутреннем мире (сделав перезагрузку) на бескорыстие, и обретается залог счастья.

    Таким образом очищенное (равно незамутненное детское) и расширенное сознание, которое возвращает человеку угасшее зрение (чтобы смотреть и видеть) и становится основой для победы над Роком, над растущим, подобно раковой опухоли, многоликим Злом.

    Дети совершили сказочное путешествие как бы во сне. Мать пришедшая их будить, в недоумении слушает рассказ мальчиков об этом чудесном походе. Посылает отца за доктором. Но тут входит соседка, вдруг показавшаяся очень похожей на ту самую фею, что отправила мальчиков за Синей Птицей. Она говорит, что внучка у неё очень больна: нервы… Мать уговаривает сына подарить ручную горлицу, которая вдруг становится очень похожей на Синею Птицу. Мальчик отдает клетку с птицей и, – неожиданно! – новыми глазами видит обстановку дома, и в нем растет необыкновенно радостное ощущение.

    Раздается стук и снова входит соседка-старушка, очень похожая на фею, и чрезвычайно красивая девочка с горлицей, прижатой к груди, очень похожая на Душу Света, а горлица – именно та Синяя Птица, за которой ходили за тридевять земель. Девочка сияет – она выздоровела! Мальчик пробует объяснить ей, как ухаживать за горлицей, но Птица улетает… Чудесная внучка плачет – юный герой обещает ей поймать Птицу...

    С помощью волшебной зеленой шапочки с магическим алмазом, героям открылся другой мир, совершенно отличный от реального, и с помощью жеста альтруизма также открылось подлинное зрение на мир, как оказалось, – одухотворенным и преисполненным тайн, где все и вся в неразрывной связи и в ответе друг задруга, в ответе за предков и за потомков.

    «Метерлинк, – отмечал Александр Блок в свое время и ставшее безвременным, как любое подлинное слово и действие, – дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу – птицу счастья – и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди – спят, не видя всю красоту и благодать мира».

    Ладно бы спали, а то и наполняют жизнь ужасами и пороками, недоразумениями, недомыслием, преподносимыми как новой закон жизни. Жизни, поедающей саму себя, в преддверии библейского Апокалипсиса, который уже не представляется вековой притчей.

    Не потому ли, что ищут иллюзорное счастье, которого нет, вместо того, чтобы посмотреть вглубь себя: найти, развить и опереться на бескорыстные жизненные ценности, которые и приведут к берегу великой Вечности, сопровождая весь этот путь немыслимым восторженным ощущением счастья жить в соответствии и по правилам высшей правды.