Лезгинка чей танец какой нации. История танца «Лезгинка

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает.

Особенности танца

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством – начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа – это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением – древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья. Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости. Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Техники исполнения

Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее оригинально. Можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Первый и самый распространенный – мужская одиночная лезгинка. Его исполняют как на свадьбе, так и перед боем.

Второй – это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Здесь девушка подражает движениям лебедя: пластика рук медленна и грациозна, а взгляд немного направлен вниз.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами. Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного – орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах – в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам, ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки. Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Горные кавказские народности известны многими традициями и обычаями, однако наибольшую популярность они приобрели благодаря умению танцевать зажигательный танец под названием . Это танец, который напрямую ассоциируется с кавказцами и их замечательными традициями.

История танца насчитывает не один десяток лет. Лезгинка воплощает в себя как мужество кавказских мужчин, так и умение одновременно четко и грациозно двигаться. Никто однозначно не сможет ответить на вопрос о том, сколько конкретно лет танцу, однако современная лезгинка превратилась в некий прообраз древнейших кавказских ритуальных танцев.

Кавказские танцоры. фото.

Мужчины в танце

По некоторым мнениям, лезгинка является танцем, который отплясывали кавказские мужчины перед ответственным боевым сражением . Именно по этой причине современную лезгинку танцуют в большей части именно представители сильного пола. Тем не менее, девушки тоже оценили грациозность данного танца и не стесняются его танцевать. В наше время сотни тысяч человек исповедывают в какой-то мере культ - замечательный танец лезгинку. По другой версии, тысячи лет назад, ингушский парень увидел необыкновенной красоты девушку и бросился к ней. Действо сие происходило под музыку, поэтому молодой человек, охваченный страстью, закружился в танце, попеременно вставая на колени. Так зародился танец, выражающий любовь и уважение.

Другие исследователи танца пришли к выводу о том, что зародилась лезгинка в Лезгистане - южной части современной Республики Дагестан. В этой области создался тот вид танца, который на сегодняшний день любят сотни тысяч приверженцев. Важно отметить, что не существует четких традиций, определяющих момент, когда же все-таки следует танцевать лезгинку. Танец можно исполнять как по какому-либо знаменательному случаю, так и, что называется, для души. При этом для исполнения лезгинки нужно минимум принадлежностей, а иногда обходятся простым барабаном для отбивания такта или хлопанием в ладоши. В настоящее время танец лезгинка приобрел олицетворение счастья, дружбы и любви.

Запрет на исполнение танцев в городе России

14 декабря 2012 в Ростове-на-Дону милиция получила приказ пресекать исполнение народных кавказских танцов. Это вызвано гибелью Максима Сычева - студента русской национальности от руки кавказских преступников.

Уж сколько раз мне приходилось слышать споры по поводу того, где впервые появилась . Чеченцы, ингуши, кабардинцы — все утверждают, что именно они первыми придумали лезгинку. Дальше всех в этом споре пошли лезгины, утверждающие, что главный кавказский танец назван в честь их народа. Кстати, об этом я писал целую статью«Причастны ли лезгины к появлению танца лезгинка?» , в которой доказывал, что лезгины вложили усилий в появление танца не больше остальных народов Кавказа.

Причина всех этих споров очень проста: каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя самого известного и красивого, а главное – древнего, танца народов Кавказа . И в этой статье мы разберемся, где же все-таки находится родина лезгинки ? Да, прошу тех, кто «болеет» национальным чванством дальше не читать эту статью, так как она может нанести непоправимый вред вашему самолюбию, а, возможно, и здоровью.

Если вы помните, в курсе школьной географии есть два основополагающих понятия: теорема и аксиома. Следующие мысли можете воспринимать как аксиому, не требующую доказательства. Впервые явилась миру именно в Дагестане, потому здесь по праву находится родина лезгинка . Кстати, школа лезгинки в Дагестане самая сильная на Кавказе и в мире. Традиционная культура везде – вокруг нас и внутри нас. Нигде, как в Дагестане, не приучают детей с пеленок танцевать лезгинку. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму – ритму восприятия жизни. Предлагаю посмотреть красивейший танец в исполнении самого известного в мире ансамбля танцев народов Кавказа «Лезгинка» :

Повторюсь еще раз, – это танец народов такой многоликой республики как Дагестан ,танец всех ее народов. Под ее знаменами стоят также все горские народы Кавказа – от Грузии до Чечни. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все. Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, лезгинка – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения народов. Лезгинка – это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного. Представляю вам танец с креативом - лезгинка на льду:

Я очень надеюсь на то, что моя статья станет началом прекращения всех споров по поводу того, где же появился главный народный танец Кавказа. Вместо того, чтоб спорить, необходимо обучаться лезгинке и оттачивать свое танцевальное мастерство.

....................................................................................................​...........

Лезгинка на немецком танке:

Кади Абакаров родился 9 мая 1913 г. в с. Эчеда Цумадинского района в бедной семье. Он рано потерял отца, детство его было трудное. Учился в школах с. Эчеда, Тинди, Цумада, Ботлих. Трудовую деятельность начал в колхозе. Работал бригадиром, заведовал фермой, был председателем колхоза, инспектором госстраха.

Накануне войны Кади Абакаров работал полевым бригадиром. Он со своими товарищами купался в Андийском Койсу, когда к ним прибежал мальчик, который сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз.

В небольшом немецком селении Вербух, расположенном у подножья Зиловских высот, 17 апреля 1945 г., старшина Абакаров проявил образцы мужества и героизма. Под огнем противника он организовал группу бойцов в количестве 4 человек и в неравном бою уничтожил 7 немецких танков, 2 самоходные пушки и 60 немцев. Сам Кади в течение 17 минут уничтожил 5 танков «Тигр» и одну самоходную установку. Кади Абакаров поднялся на немецкий танк и отплясал лезгинку. За этот бесстрашный подвиг укротителю «Тигров» эчединцу Кади Абакарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний маршала Советского Союза Г.К. Жукова:

«Зиловские высоты ограничивали не только действия наших танков, но и явились серьезным препятствием для артиллерии. Они закрыли глубину обороны противника: делали невозможным ее наблюдение с земли. Артиллеристам приходилось преодолевать эти трудности усилением огня, но зачастую стрелять по площадям.

Для противника удержание этого важнейшего рубежа имело еще и моральное значение. Ведь за ним – Берлин. Гитлеровская пропаганда всячески подчеркивала решающее значение «непреодолимости» Зиловских высот, называя их то «замком» Берлина, то «непреодолимой крепостью».

Когда ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза Кади Абакарову было представлено маршалу Г.К.Жукову и командир 301 стрелковой дивизии, генерал Антонов доложил маршалу, что этоКади Абакаров со своими ребятами уничтожили более 100 танков и самоходных артустановок у Зиловских высот, то Жуков сказал:

«Бои были ожесточенные, наступали со всех сторон: спереди немецкие «тигры», с тыла Верховный, так что таким героям ничего не жалко давать. Молодец горячий кавказец!»

....................................................................................................​....

Лезгинка на Олимпийском ковре:

АБДУЛБЕКОВ Загалав родился 29 декабря 1945 в с. Карата Дагестанской АССР, советский спортсмен (вольная борьба), заслуженный мастер спорта СССР (1971). Олимпийский чемпион 1972 по вольной борьбе в весовой категории 62 кг, чемпион мира (1971-1973), чемпион СССР (1966-1973).

Блестяще выступил Загалав Абдулбеков, который первым из борцов Северного Кавказа взошел на высшую ступень олимпийского пьедестала. В решающей схватке с турком Акдагом он сотворил настоящее чудо. Чтобы завоевать «золото», ему надо было во что бы то ни стало добиться победы на туше, тогда как его соперника устраивало поражение по баллам. И Загалав добился своего, припечатав турка лопатками к ковру. А когда рефери поднял его руку, он в порыве нахлынувших на него эмоций прямо на ковре сплясал лезгинку.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

Особенности танца

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья.

Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости.

Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Техники исполнения Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Первый и самый распространенный - мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем - в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй - это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.

В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца - эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами.

Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного - орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах - в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам - ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление.

Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними.

Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо - оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж.

Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда. Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.

Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.

На вопрос "Лезгинка" это чей танец? из какого народа произошёл? заданный автором Блестящая лучший ответ это Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана - Кавказской Албанией. Античный автор Страбон (65 г до н. э. -24 г н. э.) писал, что население Албании говорило на 26 языках. Один из них принадлежал легам - предположительно предкам настоящих лезгин, жившим на Восточном Кавказе. А в арабских источниках IX-X веков имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане. Нашествие римлян, персов, арабов привело к распаду Албании - часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных острогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические сообщества. С течением времени, в V-X веке в языке, быту и культуре этих общин в силу экономической и политической обособленности складывались свои особенности. Так сформировались лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский, хыналыгский и удинский языки и народности, которые стали основными компонентами в процессе формирования единой лезгинской группы языков. Регион, где проживали лезгины, стали называть Лезгистаном. Край постоянно становился объектом нашествий турков, арабов, татаро-монголов. После русских завоевательных войн на Кавказе в XIX в. и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена граница по реке Самур. Проведенный в 1860 году рубеж был зафиксирован и после установления советской власти и распада СССР.
Танец "Лезгинка"
Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец "Лезгинки". Что же такое "лезгинка"? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители.
ты далбаеб

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: "Лезгинка" это чей танец? из какого народа произошёл?

Ответ от Михаил яковлев [гуру]
лезгинка это именно казачий танец!


Ответ от Ветер [новичек]
Лезгинка дорогие мои это еврейских горцев если что


Ответ от Арсен Абдурахманов [новичек]
От лезгин конечно, грех такое не знать


Ответ от А. Даров [новичек]
Было бы верным и этичным назвать лезгинку танцем всех кавказцев... проблема с названием в том, что первые исследователи Кавказа, давшие имена кавказскому в нынешней мировой и русскоязычной интерпретации и традиции, называли все подряд этнические группы кавказцев, особенно северокавказцев, по именам самых крупных групп среди них или первых известных, более-менее исследованных: татары, черкесы, лезгины и т. д., а зачастую - и вовсе туземцами.


Ответ от Валерия огнева [новичек]
Лезгинка танец не грузинский. Кавказский-да! Но не грузинский)) Почему так? Это история. Вы обращали внимание на грузинский хоровод? Он похож на хоровод румын или молдован. И ещё...грузины по идее русоволосы и светлоглазы. Опять история))


Ответ от Zuleyxa A-va [новичек]
Лезгинка танец лезгин


Ответ от Ѐусмет Кемерово [новичек]



Ответ от Марина [новичек]
Люди понять не могут, что лезгинка это народный танец лезгин. Многие себе присвоить хотят, но это наш национальный народный танец, иначе почему ее называют лезгинка? Думаю название танца само за себя ответила на вопрос.


Ответ от Давид Гварамадзе [новичек]
вообьще танец грузинский...


Ответ от Raiz Memmedhuseynov [новичек]
Я бы сказал шас!


Ответ от МАДИНА МИСРИЕВА [новичек]
Существует лезгинская национальность, соответственно танец произошел он лезгинов. Что тут не понятного?


Ответ от Lora . [эксперт]
Zabyli o Chechencah,oni tozhe otpliasyvajut lezginku


Ответ от Ѝмин Касимов [новичек]
Лезгинка - разнообразные танцы народов Кавказа


Ответ от Olgushechka1977 [мастер]
Разве не Грузия?


Ответ от RG [гуру]
Лезгинка - народный танец лезгин , а также собирательное название танцев кавказских горцев. Распространён по всему Кавказу. Лезгинка - танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Обычно исполняется в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца - 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый. У каждой кавказской народности, как правило, - свои разновидности характерных движений используемых в лезгинке.
Знаменитый танец "лезгинка" (известен также в Иране под названием "Лазги, лезги", в Грузии "Лекури" , что означает – "лезгины (леки) танцуют", который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.
Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой) , способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.