Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. Символическое значение смерти Базарова


В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов предстают перед читателем друзьями. Но вскоре становится понятно, что их отношения напоминают общение учителя с учеником.

С первых страниц романа Аркадий говорил не свои мысли. Вот, например, как он встретился с отцом: «Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!» И тут же замолчал, потому что сзади ехал Базаров, и сказал противоположное: «…это все равно, где бы человек ни родился». Аркадий романтик, он восторгался природой родного края, «звонко» поцеловал отца, переполнен эмоциями. Но рядом Евгений, учитель, человек, дружбой с которым Аркадий дорожит. И этот учитель по-другому относится к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий старается угодить Базарову, хотя сам он «любил природу…хоть и не смел признаться в этом», считал своей обязанностью скрывать свои чувства, потому что «недаром же он был нигилист!»

Чем занимались герои по приезде в Марьино? «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», -пишет Тургенев.

Базаров вставал рано, шел на болото за лягушками для экспериментов. Знаний, как у учителя, у Аркадия нет. Базаров советовал ему, как навести порядок в усадьбе отца, говорил про тополя, елки, чернозем, он хозяйственный, умеет разбираться в людях: «…скот плохой и лошади разбитые, строения тоже подгуляли, а работники смотрят ленивцами». Аркадий не понимал смысла слов Евгения, и отвечал: «Строг же ты сегодня». Базаров-труженик, неутомимый в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, а Аркадию далеко до учителя.

Базаров смеялся над игрой Николая Петровича на виолончели. Аркадий нехотя, но соглашался с Евгением, поэтому он забрал у отца томик Пушкина и дал философскую книгу немецкого материалиста.

Базаров считал: «Рафаэль гроша медного не стоит». А Аркадий наслаждался игрой Кати на рояле и сонатой Моцарта.

Совсем недавно Базаров с цинизмом говорил о хорошеньких женщинах. И вдруг краснеет, говорит очень много, ведет себя неестественно, Аркадий не мог понять этой перемены в своем учителе. Евгений сам себя понимал и отдавал себе отчет в том, что произошло, поэтому назвал любовь белибердой. Аркадий выбрал семью, тихое счастье с Катей, такая же судьба могла ждать Базарова, но он не захотел: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…». Аркадий- нежная душа, он робкий, не умеет ненавидеть, чувствительный. Евгений говорит ему, что для «горькой терпкой, бобыльной» жизни он не создан. Кстати говоря, Аркадий влюбился в Одинцову не потому, что она ему нравилась, а потому, что она понравилась Базарову.

Аркадий подражает учителю, выдает себя за нигилиста, но часто забывает о нигилизме, о своей новой роли, он ближе к либералам Кирсановым-старшим, в дворянском счастье он забыл о нигилизме.

Пути героев разошлись, потому что по-настоящему никогда не сходились. У них нет черт сходства, кроме трепетного отношения к родителям. Отношение к браку, искусству, природе, к будущим жизненным занятиям, профессии – все разнит героев. Аркадий нужен автору, чтобы ярче показать такую сильную личность, как Базаров.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мне кажется, это очень интересно - написать письмо Базарову - литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.

Мне импонирует то, что Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.

Мне очень нравится то, как независимо и четко Вы отстаиваете свою точку зрения, доказываете свою правоту, не склоняетесь перед авторитетами, ни от кого не зависите, все высказывания других подвергаете критике. Признаюсь, во многом я согласен с Вами. Но есть вещи, о которых Ваши представления, как мне кажется, ошибочны. Например, Вы считаете себя нигилистом, то есть человеком свободомыслящим, отрицающим старые традиции, обычаи, идеологию крепостничества. Но Вы пошли дальше: Вы резко отрицательно, скептически относитесь и к своим современникам, и к современности. Вы пытаетесь разрушить все то, что было создано до Вас, разрушить существующий мир, не допуская при этом даже мысли о том, кто же будет строить Ваш «идеальный» мир. Но, как известно, «разрушать - не строить», первое всегда легче. Почему же Вы выбираете более легкий путь? Ведь Вам - с Вашим трудолюбием и неутолимой жаждой познания - под силу была и более тяжелая «ноша».

Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре - уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность - хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?

И еще, Евгений, позвольте не согласиться с Вашим отношением к искусству, природе, любви. Они не так бесполезны, как Вам кажется. Ведь без красок и кисти художника, без торжественных или печальных звуков музыки, без вдохновенных стихов поэта жизнь была бы скучна, эмоционально бедна, а человек был бы словно ходячая схема. Я не могу также согласиться с Вами в том, что «природа не храм», а только «мастерская». Конечно, человек должен познавать природу, и в этом смысле он «работник», но при этом человек, осваивая природу, бережно и трепетно должен относиться к ней, чтобы не разрушить богом данную красоту земли. Меня также удивляет, что в Вашем сердце долгое время не было места для любви и Вы не верили в это загадочное, полное тайн и неожиданностей чувство. Вы считали, что «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Но я знаю, что Ваша собственная жизнь опровергла эти убеждения и Вы полюбили госпожу Одинцову, хотя долго не хотели признаться в этом даже себе. И своих родителей Вы не только почитаете, но и любите, как бы ни старались скрыть это. Вы пытаетесь жить только умом, рационально, прагматично решая все проблемы. Но думаю, что Ваша человеческая натура сложнее, чем Вы о себе думаете. И человек, и Вы в том числе, не был бы человеком, если бы был лишен эмоций, чувства любви, дружбы, привязанностей.

Конечно, я не вправе судить Вас, да и не хочу этого делать. Ведь идеальных людей в мире нет. Но, быть может, мои размышления Вам покажутся небезынтересными. Предчувствуя скорую смерть, Вы спросили себя, нужны ли Вы России. Думаю, что да, нужны. Как бы к Вам ни относился Иван Сергеевич, с сочувствием или с негодованием, но он не стал бы писать о Вас, если бы считал Вас и Ваше поколение, людей Ваших взглядов бесполезными для России. Тургенев, правда, не видит Вашего будущего, но это потому, что сам он по духу принадлежит к поколению «отцов».

Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века - Сергей Крутолобов

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Здравствуйте, уважаемая Анна Сергеевна!

Я пишу Вам это послание в надежде на то, что Вы поймёте меня, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимым препятствием. Я знаю, понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо прояснит моё отношение к Вам. Я не умею писать красивых слов, в них раньше не было нужды, но я желаю открыться.
До знакомства с Вами, Анна Сергеевна, Я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств… Я – нигилист, и Я жил, отрицая всё, что не могло принести практическую выгоду. Но душевные терзания, которые Я так старательно отрицал, называя ерундой, заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и пересмотреть свои принципы. Впервые Я осознал, что такое неразделённая любовь и тоска одиночества… Я понимаю, что причинил Вам неудобства, признавшись, но не буду просить прощения за то, что Вы покорили моё сердце. Мне всегда был чужд романтизм, но даже Я, не искушённый в подобном, понимаю истинное значение того странного трепета во всём теле… Я Вас люблю, вы этого добились. Только теперь знаю, как важно принимать естественные законы человеческой жизни, принимать собственные чувства и страхи. Понять это помогли мне именно Вы, Анна Сергеевна.
Будь моя воля, Я бы сдался своим чувствам, которые так не хотел признавать, но не мог отрицать, и обнял бы Вас так крепко, как только бы смог. Вы не похожи на других женщин, на тех русских баб, существование которых лишь обременяло меня. Я страстно полюбил Вас за вашу красоту и ум. Вы так прекрасны, что Я не мог не заметить Вас на том самом балу, с которого всё началось. Вы были легки и притягательны… Но кто бы мог знать, что разговор с Вами окажется так интересен! Я мог поговорить с Вами обо всём, а не о той напускной мишуре, которую приходилось обсуждать в аристократическом обществе. Как приятно было слушать Ваши рассуждения и спорить с Вами… Но Я знаю, Вам было непросто проникнуть в мою душу из-за чрезмерной замкнутости. Но понемногу, слово за словом, вы подбирали ко мне какой-то свой собственный, универсальный ключик. И Я открылся Вам…
Для меня признание в любви к Вам стало не только самым большим в жизни откровением, но и своеобразным поражением. Все мои нигилистические теории разбились о страстное чувство к Вам. Именно поэтому, из-за ощущения собственного поражения, моя страсть настолько сильная и тяжелая, что больше напоминает злобу… Я зол на самого себя за то, что дал волю чувствам. Поэтому прошу Вас простить меня, если я сделал Вам больно какими-то неприятными словами или действиями. Я, как неумелый ученик, никогда раньше не сталкивался с чувством влюбленности, и поэтому дебют мой получился неважным.
Анна Сергеевна, знайте, Я умираю… Но я не прошу жалости или Ваших слёз! Я жалею лишь о том, что Вы не любите меня, но ничего не могу изменить и уже не желаю, слишком поздно. Горячка ещё не полностью сломила меня, и Я всё ещё могу здраво мыслить. Хотя, возможно, именно из-за горячки Я и решился написать это послание. С иронией замечаю, что во мне проснулась тяга к этому глупому романтизму…
Анна Сергеевна, а действительно ли Вы не любите меня? Как бы Я хотел узнать, что у Вас на душе, что чувствуете ко мне и чего боитесь? Я бы с радостью наполнил вашу пустую и серую жизнь красками, богатыми эмоциями, изменил бы ваше тихое существование своим присутствием. Умом Я понимаю, что отношения между нами невозможны, что Я потревожил бы Ваше тихое спокойствие, но сердце не хочет верить в это. Я благодарен Вам хотя бы за то, что вы помогли мне понять: Я способен на чувства. Именно Вы разрушили мои взгляды на жизнь, заставили переосмыслить все, поменять мироощущение и представление о себе. Вы обнажили мое страдающее и бунтующее сердце, заставив сбросить грубую и отрицающую все общепринятые человеческие ценности маску. Моя жизнь условно разделилась на две части: до встречи с Вами и после. Я думал, что Я способен на всё, а оказалось, что Я самый обычный человек. Любовь сильнее меня, и Я принял этот факт. Единственная мысль, которая утешает меня перед смертью, о том, что Вы никогда не прочтёте это письмо, оно исчезнет вместе со мной, Вы не увидите мою последнюю слабость… Но я желаю Вам счастья… Счастья не со мной. Это ваша достойная победа!

Прощайте, моя дорогая Анна Сергеевна…
Ваш Евгений Васильевич Базаров…

Что сближает и что разобщает этих героев романа "Отцы и дети"?

Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.

Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «...зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще... Ситниковы нам необходимы. Мне... нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.

Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».

Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.

В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью...». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.

Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.

В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».

Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.

Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».

Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.

Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.

Рецензии

На школьных уроках я Базарова не понимала. Теперь, имея некоторый жизненный опыт, могу сказать: Базаров строит свою жизнь, но сути своей личности сам до конца не понимает. Он не таков, каким себя видит. Отсюда все его противоречия.

С уважением, Галина

ЗЫ. Обожаю Тургенева! И не согласна с Д.Быковым: Тургенев не забытый автор.

Открытый урок по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Тема: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».
Эпиграф к уроку : «...За одну минуту любви больше узнаёшь о человеке, чем за месяц наблюдений...» Р.Роллан

Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям; воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное, развитие навыков анализа художественного образа по его портрету, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения;

Методическое обеспечение : на партах тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», тетради, видеозапись фрагментов из х/ф по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», творческие работы учеников (дневник Одинцовой); презентации к уроку; высказывания И.С. Тургенева на доске.

Методы проведения урока : тесты, фронтальный опрос, работа со словарём, беседа по видеофрагментам и текстам романа, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Опрос по предыдущей теме:

- Работа с тестами. (Приложение 1)

-Опережающее задание по тексту (Приложение2)

3.Вступительное слово учителя.
В центре повествования фигура Базарова, и в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал. Умирает Базаров – кончается роман. (Цепочка сопоставлений на экране.) Сегодня мы затронем самое интимное звено этой цепочки сопоставлений Базаров - Одинцова

- Господа, будемте говорить о любви... - Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?
- Вспомните, кому принадлежат эти слова. (Кукшина и Базаров).

4. Запись в тетрадях новой темы.

5. Работа по плану анализа художественного образа (в сильных группах можно дать предварительное задание на дом и на уроке использовать уже подготовленные цитаты; темп урока от этого выигрывает, объём изученного материала увеличивается):

- Итак, тема нашего урока : «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь). Эпиграфом к теме я взяла слова самого писателя – И.С.Тургенева: « Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из этих тайн ». Обращаю ваше внимание также на его высказывания о любви, о счастье, о человеке. (Приложение3)

Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке. Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью».

А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (Проверка). -Что проверяется в человеке любовью? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек! -А кого в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев испытывает этим чувством? (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)
-
Глава 7 , 3 аб .(как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.) - Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.

Цель нашего урока - выяснить, какие взаимоотношения сложились между героями? Выдерживают ли Евгений и Анна испытание любовью?

Самостоятельная работа с текстом.
-
Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну ? Нарисуйте её словесный портрет, используя цитаты

Одинцова глазами

Аркадия Кирсанова

Евгения Базарова

Ласковая и мягкая сила; спокойно и умно глядели глаза; достоинство осанки, высокий рост, милое, важное и умное лицо; снисходительна; успела передумать и перечувствовать много; мила, но холодно и строго себя держит

"Эта госпожа - ой-ой-ой" Это что за фигура? На остальных баб не похожа; …холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое? У нее такие плечи, каких я не видывал давно. «Экое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

Итак, впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения, спокойна, вежливо учтива, снисходительна, холодна, строга.

- Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова».

Можно ли назвать Базарова – пошлым человеком? Циником? Словарная работа.

Цинизм – пренебрежение к нормам общей морали, нравственности, наглость, бесстыдство. Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый. - Что думает и говорит Базаров-нигилист о любви в 7 главе?

Примерные ответы ребят:

Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.

- А вот, что по этому поводу пишет исследователь творчества И.С.Тургенева Овсянико-Куликовский в своей книге «И.С.Тургенев» есть такие слова: «Одно пошлое её (Одинцову) отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты. Он живет своими теоретическими рассуждениями.

Сообщение учащегося:

-

15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.) С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

- Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском и понаблюдаем за гостями и хозяйкоц дома. - Как ведет себя Базаров в присутствии Одинцовой?

(по тексту найдите

- Какие изменения вы замечаете в Базарове?

Запись в тетрадь: Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится, "топал ногою, скрежетал зубами, грозил себе кулаком" .
-
Может, потому раньше и отрицал любовь, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина? После встречи с Одинцовой он сознавал романтика в себе самом; видел в выражении ее лица что-то особенное . Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение его идеи, а он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. Внешним проявлением этой борьбы являются изменения, происходящие с Базаровым. - Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.) - Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Шиллер: «Любовь возвышает великие души».

Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает?
-
Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее. - Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви . Какая она у него?

Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

Вспомним страницы романа, сцену объяснения между героями (гл. 27 стр.192«

Чтение учениками по ролям : « Базаров встал и толкнул окно»)

- Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства.

Просмотр фрагмента фильма «Объяснение в любви»

Одинцова не ответила Базарову, но эти свидания происходили по ее инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела этого признания от Базарова. - Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым. Она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"? (Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л. Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни. "Остановилась и увидела себя в зеркале".

Что же выбирает Одинцова? - Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

Почему Одинцова решила «не шутить этим»?(с чувствами Базарова)

Основа ее жизни – спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия.

Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен.

Базаров нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. Она не пугалась резкости выражения Базаровского чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)

Чем явился для Базарова новый приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни? «Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает»

Он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).

Что же произошло во время этой встречи?

Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.

Дневник Одинцовой поможет нам это понять.

- Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху. (Чтение творческой работы)

- Что лежало в основе её отношений к Базарову? Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.

И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (просмотр фрагмента фильма)

Почему?

Скажите, для чего нужна была последняя встреча с Одинцовой? Как герой прошел испытание? (

Он решителен и мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.

А что вы скажете о Евгении Васильевиче, не слабость ли характера проявилась в нём в этот момент?

Нет! Доказательство тому слова Д.Писарева из статьи «Базаров».) Чтение фрагмента учеником См. хрестоматию со слов: «...это не признак слабости....»

6.Закрепление материала.

Диспут (класс делится на защитников Одинцовой, Базарова и их обвинителей)

Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, боясь "рассыропиться"; человека, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце.

- Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью? -Как нигилист – нет! -Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Почему в финальной встрече Базарова с Одинцовой не стесняется говорить красивые слова. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Скажите, изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?
Итог урока

Перед нами единственное произведение И. С.Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Домашнее задание: творческая работа.

Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?

Что мог бы написать Евгений Васильевич после обьяснения в любви Анне Сергеевне в своем дневнике?

Приложение3

1.Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
2. Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет.

3. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая.

4. Непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят того, чтобы их понимали.

5. Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

6. Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

7. Жалок тот, кто живет без идеала!

8. Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

9. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

10. Природа… будит в нас потребность любви…

11. Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Приложение2

1. Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке? Прошёл он испытание любовью? Глава 7 , 3 аб

2.Анна Сергеевна . Нарисуйте её словесный портрет, используя цитаты.

- Составляем таблицу: (глава16,аб. 5) с174,176

3.Что думает и говорит Базаров-нигилист о любви в 7 главе?

Примерные ответы ребят:

- «Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви, раскис, распустился - не мужчина, не самец.» «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться загадочному взгляду.»

4 - Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)

Сообщение учащегося:

- Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге. 15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.) С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна

была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

5.(по тексту найдите описание странного поведения Базарова и объяснение ему. Чтение отрывка учеником гл. 27)

6. Вспомним страницы романа, сцену объяснения между героями (гл. 27 стр.192«Базаров встал и толкнул окно»)

Чтение учениками по ролям : « Базаров встал и толкнул окно»)

7.(Чтение творческой работы)
На балу у губернатора я впервые увидела Базарова. Аркадий Николаевич Кирсанов представил нас друг другу. Базаров меня заинтересовал, и мне не терпелось узнать его поближе. Прощаясь с Аркадием и Базаровым, я пригласила их к себе в деревню. Часа три я провела с молодыми людьми в неторопливой беседе и заметила, что Базаров не интересуется ни искусством, ни музыкой. Мы толковали о ботанике, медицине и других хорошо известных ему науках. Я знакомлю их с сестрой Катей. Сообщаю, что Катя хорошо играет на фортепьяно, и тут же замечаю, что Базарова музыка не интересует. После чая Евгений играет с моим соседом в преферанс. Я в карты играла мастерски, Базаров остался в проигрыше. За ужином я снова завела разговор о ботанике. Лежа в постели, я долго думала о Базарове. Он мне понравился отсутствием кокетства и самою резкостью суждений, в нем было что-то новое, с чем мне не случалось встречаться. А я очень любопытна. Много времени я старалась проводить с Базаровым. Однажды, когда мы гуляли с Евгением по саду, он сообщил, что уезжает к себе домой, к родителям. Я побледнела, словно что-то в сердце кольнуло, да так кольнуло, что я удивилась и долго потом размышляла о том, чтобы это значило. Вечером того же дня я сидела у себя в комнате с Базаровым. Я очень хотела узнать о его семействе, говорили о счастье, о любви. Мне хотелось его удержать, и я говорила об уроках химии, которые Базаров обещал мне дать. Но, когда он ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается ко мне и прижимает к груди, я отскакиваю с испугом и уверяю его, что он не так понял, что он ошибся. Так закончилась наша встреча.

Но как-то я узнаю, что Базаров приехал к Аркадию. Через дворецкого я пригласила их к себе, старалась держаться спокойнее. Мне было неловко, но я сама себя уверила, что всё позабыто. Наша беседа продолжалась недолго. На следующий день я велела позвать Базарова к себе, чтобы посоветоваться насчет помолвки Кати и Аркадия. Я предложила ему вновь остаться, но он отступил на шаг назад со словами: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте и будьте здоровы». Вскоре я и сама успокоилась.

И тут узнаю от наречного семьи Базаровых, что Евгений Васильевич при смерти и просит доктора. Я поехала в дом к Базаровым. Его родители бросились ко мне в ноги, горячо благодарили. Я первым делом пошла взглянуть на Базарова. На меня смотрело мертвенное лицо с устремлёнными на меня мутными глазами.

Я испугалась. Базаров говорил о смерти, благодарил меня, просил, чтобы я утешила родителей, начал бредить; он говорил: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Я, прижалась губами к его лбу.-

И довольно! – промолвил он и опустился на подушку.

Теперь… темнота…»

Это была наша последняя встреча. Я встала и тихонько вышла. На следующий день Базаров умер.

8. Диспут (класс делится на защитников Одинцовой, Базарова и их обвинителей)

Выдержала ли испытание любовью А. Одинцова?

- Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Приложение1 Тест.(1, 2 варианты)

1.В каком году возник замысел романа «Отцы и дети»?

А.1859

В.1860

С.1856

2. В каком году происходит действие романа «Отцы и дети»?

А.1859

В.1860

С.1856

А. «Современник»

В.»Русский вестник»

С. «Время»

4.Какова композиция романа «Отцы и дети»?

А. Линейная

В.Свободная

С. Кольцевая

5. Кто подразумевается под «отцами»?

А. Дворяне

В. Разночинцы

С. Купцы

6. Кто подразумевается под «детьми»?

А. Дворяне

В. Разночинцы

С. Купцы

7. Каков жанр романа «Отцы и дети»?

А. Семейно-бытовой

В. Социально-психологический

С. Нравственно-философский

8. Памяти кого посвящен роман?

А. Добролюбова

В. Белинского

С. Пушкина

9. Кто из героев является центральным персонажем?

А. Анна Одинцова

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

10. По какому кругу Тургенев дважды проводит Базарова?

А. Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька

В. Марьино (Одинцова), родительская деревенька, Никольское (Кирсановы)

С. Никольское (Кирсановы),Березовка (родительская деревенька), Марьино

11.С какой целью Тургенев дважды проводит Базарова по кругу?

А. Чтобы показать изменения в герое

В. Чтобы подтвердить нигилистическую философию

С. Чтобы выделить основные черты героя

12.Нигилизм – это

А. человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру

В. человек, который любит искусство, дорожит дружбой, родными людьми

С. человек, который борется за свободу и равенство народа

13.Чей портрет? Лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами, выражало самоуверенность и ум.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

14.Кто кому дал такую характеристику? Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич

А. Базаров - П.П. Кирсанову

В. Базаров - Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров – Ситникову

15.Какова причина дуэли П.П.Кирсанова и Е. Базарова?

А. П.П.Кирсанов защищал честь брата Н.П.Кирсанова

В. П.П.Кирсанову не понравились взгляды Е. Базарова

С. Евгений Базаров изначально враждебно относился к П.П.Кирсанову

16. Чей портрет? Похож на английского сэра, он щеголь, франт. Разговаривая с крестьянами, он морщится и нюхает одеколон. Его либеральные рассуждения – дань моде.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Ситников

17. Чей портрет? Барин лет сорока с небольшим... У него хорошее имение в двести душ, две тысячи десятин земли. Любит Пушкина, читает наизусть «Онегина», играет на виолончели.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Н.П. Кирсанов

18. Чей портрет? Человек небольшого роста, в славянофильской венгерке и чересчур элегантных перчатках. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Ситников

19. Чей портрет? Дама, еще молодая, белокурая несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного…

А. А.Одинцова

В. А. Кукшина

С. Катя

20. Чей портрет? Умна, рассудительна, красива, спокойна. «Герцогиня». Холодная натура, слишком дорожит своим покоем.

А. А.Одинцова

В. А. Кукшина

С. Катя

21. Чьи слова? Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья –пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним? Мой дед землю пахал.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

22. Чьи слова? Нам дорога цивилизация. Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

23. Чьи слова? В силу чего вы действуете? Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить. Вам только в калмыцкой кибитке сидеть.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

24. Чьи слова? По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит. Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта…

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров