Откуда эти татары взялись? Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники).

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.
Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.
Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).
Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами.
Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.
Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар.
Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.

В современной России проводится весьма специфическая национальная политика. Подспудно она направлена на полную ассимиляцию нерусских народов. Об этом свидетельствуют и политика государства в области образования, культуры, финансирования, статистики…

Такая политика являет собой пример завидной преемственности государственной стратегии времен Советского Союза и современной России. После перестройки и всяческих потрясений поменялось все, базисы, надстройки, идеология, образование, экономика, культура – осталось неизменным только патологическое неприятие существования на территории страны нерусских народов.

Для чего я это пишу? А для того чтобы сообщить один интересный факт, о котором когда-то поведал всенародно любимый татарский писатель Мухаммет Магдеев на рубеже 80-90-х годов. В то время я был студентом, а М.Магдеев нам читал лекции по современной русской литературе. Его поточные лекции всегда вызывали самый живой интерес, аудитории были полны студентами настолько, что даже в проходах не оставалось свободных мест. Это и понятно: приходили даже те студенты, которые пропадали в долгосрочной спячке в недрах душных общежитий, я уж не говорю о слушателях с параллельных потоков.

Однажды М.Магдеев рассказал историю о своем знакомстве с неким высокопоставленным чиновником из Государственной статистической службы. Дело происходило в одном из домов отдыха для советской номенклатуры. Царящая в доме отдыха атмосфера располагала к доверительным беседам и откровенности. И вот чиновник от статистики поведал М.Магдееву, что татар в Советском Союзе не 5-6 миллионов, как это показывают данные официальных переписей населения, а 20 миллионов. Только вот политика государства такова, что реальные данные о численности татар в СССР обнародовать не полагается.

Буквально на днях у меня состоялся разговор с одним из современных татарских писателей, который еще в советское время был вызван на разборки в Татарский обком КПСС за то, что распространял слухи о двадцати миллионах татар, проживающих в России. Тогда смельчак сослался на официальное академическое издание сочинений татарского поэта Габдуллы Тукая, где в одном из томов Г.Тукай, исходя из статистических данных своего времени (т.е. царской России) сообщал о двадцати миллионах татар, проживавших в на территориях от Москвы до Урала и от Перми до Астрахани. А если добавить к этому числу татар Сибири, Туркестана и Средней Азии, Крыма?

Мне жаль государство, которое всячески стремится скрыть подлинные данные о численности моего татарского народа. Вся русская история так и останется куцей и нечестной до тех пор, пока официальная историческая наука не признает ее «татарскую составляющую».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу.
Начнем с татар — второго по численности этноса России (их почти 6 млн.).

1. Кто такие татары?

История этнонима «татары», как это частенько бывало в средневековье, — это история этнографической путаницы.

В 11-12 веках степи Центральной Азии населяли разные монголоязычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена — дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид-ад-дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада — Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII-го веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.

У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% — тюрко-монгольские.

2. Татарский народ в эпоху Чингизидов

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар.

В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж — 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, — более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты.

Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингиз-хана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

Бесспорным является вклад татар в военное искусство. Именно они научили европейцев не пренебрегать разведкой и резервом.
В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции.

Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

3. Взятие Казани

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары.

Все это время русские ратники под руководством датского инженера Размуссена рыли подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, говорит летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте!
Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно в составе России собственно и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование — республику Татарстан.

4. Татары в русской истории и культуре

Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 — из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым — митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар!

На государевой службе им было отведено не последнее место. И не было случая, чтобы татары на русской службе изменили московскому царю.

Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей. Назову хотя бы некоторые фамилии: Алябьев, Аракчеев, Ахматова, Булгаков, Державин, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Татищев, Чаадаев. Князья Юсуповы были прямыми потомками казанской царицы Суюнбике. Род Тимирязевых происходит от Ибрагима Тимирязева, фамилия которого буквально означает «железный воин». Генерал Ермолов имел своим предком Арслан-Мурзу-Ермола. Лев Николаевич Гумилев писал: «Я чистокровный татарин и по линии отца и по линии матери». Расписывался он «Арсланбек», что в переводе означает «Лев». Перечислять можно до бесконечности.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак . В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденногокандалы и дать ему кнута . Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику . А, встав из почтовых саней, заходил в кабак , заменивший собой древнерусскую корчму.

5. Религия татар

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась прежде всего благодаря исламу.

Ислам (в его суннитской версии) — традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI—XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» — «крещеные».

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» Узбек-хана, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингиз-хана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание - орган управления мусульман, с центром в Уфе.

В XIX веке внутри мусульманского духовенства и татарской интеллигенции постепенно созрели силы, ощущавшие потребность в отходе от догм средневековой идеологии и традиций. Возрождение татарского народа началось именно с реформы ислама. Это религиозно-обновленческое движение получило название джадидизма (от арабского ал-джадид — обновление, «новый метод»).

Джадидизм стал существенным вкладом татар в современную мировую культуру, впечатляющей демонстрацией способности ислама к модернизации. Основным итогом деятельности татарских религиозных реформаторов явился переход татарского общества к исламу, очищенному от средневекового фанатизма и отвечающему требованиям времени. Эти идеи глубоко проникли и в толщу народа, прежде всего через джадидистские медресе и печатную продукцию. Благодаря деятельности джадидистов у татар к началу XX века вера в основном отделилась от культуры, а политика стала самостоятельной сферой, где религия занимала уже подчиненное положение. Поэтому сегодня российские татары являются в полной смысле слова современной нацией, которой совершенно чужд религиозный экстремизм.

6. О казанской сироте и незваном госте

Русские издавна говорили: «Старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы — не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская»: первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью ласкать и приваживать татарских мурз, особенно если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, что такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей.

Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность — так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь — о татарине и госте, кто из них «хуже», а кто — «лучше».

Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Русские люди невольно привыкли всякого татарина, пришедшего в дом, считать не столько гостем, сколько насильником. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор — и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт — и последнюю унесёт». Ну, и — «незваный гость хуже татарина».

Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он — русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История — это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории — это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

7. Татарская изба

В отличие от других тюркских народов, казанские татары столетиями жили не в юртах и кибитках, а в избах. Правда, в соответствии с общетюркскими традициями у татар сохранился способ отделения женской половины и кухни особым занавесом — чаршау. Во второй половине XIX века взамен старинных занавесей в татарских жилищах появилась перегородка.

На мужской половине избы находилось почетное место для гостей и место хозяина. Здесь же выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол, проводились многие домашние работы: мужчины занимались портняжным, шорным ремеслом, плетением лаптей, женщины трудились за ткацким станком, сучили нити, пряли, катали войлок.

Передняя стена избы от угла до угла была занята широкими нарами, на которых покоились мягкие пуховики, перины и подушки, у бедняков заменяемые войлоками. Нары в моде и по сей день, ибо за ними традиционно было закреплено почетное место. Кроме того, они универсальны по своим функциям: могут служить местом работы, приема пищи, отдыха.

Обязательным атрибутом интерьера были красные или зеленые сундуки. По обычаю они составляли непременную часть приданого невесты. Помимо основного назначения — хранения одежды, тканей и других ценных вещей - сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями. В избах богатых татар сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга.

Следующий атрибут интерьера татарских сельских жилищ являлся яркой национальной особенностью, причем характерной только для мусульман. Это популярный и повсеместно почитаемый шамаиль, т.е. написанный на стекле или бумаге и вставленный в раму текст из Корана с пожеланиями мира и благополучия семье. Характерной деталью интерьера татарского жилища также были цветы на подоконниках.

Традиционные татарские деревни (аулы) располагаются вдоль рек и дорог. Эти поселения отличает теснота застройки, наличие многочисленных тупичков. Постройки располагаются внутри усадьбы, а улицу образовывает сплошная линия глухих оград. Внешне татарскую избу почти не отличишь от русской - вот только двери отворяются не в cени, а внутрь избы.

8. Сабантуй

В прошлом татары в массе своей были сельскими жителями. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Как и у других земледельческих народов, особо ожидаемой у татар была весна. Это время года встречали праздником, который получил название «Сабан туе» — «свадьба плуга».

Сабантуй - очень древний праздник. В Алькеевском районе Татарстана обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласит, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Традиционно перед праздником юноши и пожилые мужчины начинали сбор подарков к Сабантую. Самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с молодых женщин, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя.

Сам праздник отмечали состязаниями. Место их проведения назывался «майдан». Состязания включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие только мужчины. Женщины лишь наблюдали со стороны.

Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8—12 лет. Старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Владельцы скакунов получали отдельные призы.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики.

После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур.

Сабантуй и по сей день остается самым любимым массовым праздником в Татарстане. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Но если раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), то теперь — в честь их окончания, в июне.

Если представление о землях марийцев, удмуртов и чувашей существовали, как минимум, с X в., то хороним Татария (Татарстан) является новацией лишь века XX-го. Один из идеологов современного татаризма Д.М.Исхаков признает, что «этноним «татары» - плод деятельности многих татарских интеллектуалов» .

Поскольку этноним «татары» является плодом деятельности определенных лиц, то есть представляет собой продукт конструктивизма, возникает вопрос: как именовались предки казанских татар в прошлом? Этот вопрос волновал многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары» . В последних обычно видят мишарей, а в тарханах - феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп - чувашей, мордвы и марийцев (черемисов) - до недавнего времени вопросов не возникало. Но где же здесь татары, коль документ написан самими казанцами? Их отсутствие породило предположения, что они зашифрованы под другим названием. Под каким же? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, где какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами. Как правило, для собственной атрибуции использовались племенные названия, например, Едигей-бек Мангыт, Тимур-бек Барлас, Мамай-бек Кият и т.д. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай - чагатаи, хан Ногай - ногайцы, хан Шибан - шибанцы (шибанлыг), хан Узбек - узбеки, но опять же никак не татары. Поэтому попытки некоторых авторов доказать использование данного термина в качестве самоназвания не имеют под собой доказательной базы.

Население Золотой Орды именовалось татарами лишь со стороны внешних источников - русских, арабских, персидских, армянских, европейских. Сами себя ордынцы так не называли никогда. Таким образом, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира очень проста: на западе живут немцы, а на востоке - татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы - свейскими, испанцы - шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, когда Чингиз-хан истребил подлинных татар Монголии, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания (автонима). Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» (о Едигее или Чура-батыре) или «татарский язык», не могут использоваться в качестве научных терминов.

Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение лишь недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р.Н.Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами. В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. жителей татарской деревни Бурундуки (Кайбицкий район РТ) Бикчюрки (Бекчуры) Ивашкина и Бикмурски (Бекмурза) Акмурзина, в котором они названы чувашами. Современный автор Д.М.Исхаков подвел черту под многолетними исследованиями на эту тему: «…наименование «чюваш» (šüäš), функционировавшее в Казанском ханстве как обозначение оседло-земледельческого тяглого населения («черные люди»), вполне могло быть использовано как этническое определение» . Таким образом, в приводившихся выше документах - челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного - предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей.

В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши - весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары - культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей» . Совершенно ясно, что здесь описываются не предки нынешних чувашей, а предки казанских татар. Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов - казанская (промосковская) и крымская (антимосковская), чуваши на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю?» Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чавашу» . Понятно, что и здесь имеются не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны. К тому же определение «Арская Чаваша» указывает на Арскую дорогу, охватывавшую территорию северной части Казанского ханства, где предки современных чувашей никогда не проживали.

Таким образом, население ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя (тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др.), представлявшего кочевую аристократию и эксплуатировавшего тяглое чувашское население. Причем, последние, подобно русским, арабам, персам, европейцам, презрительно именовали своих господ татарами. Казанский поэт первой половины XVI в. Мухаммедьяр писал:

Эх, несчастный и тупой татарин,
Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина:
Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный,
Глаз твой черный, ты собака преисподней.

Понятно, что такую негативную характеристику ордынской аристократии Казани мог дать только представитель автохтонного населения края, люто ненавидевшего своих поработителей. Каково соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами?

Как следует из отчета Ибн Фадлана, население Волжской Болгарии состояло из следующих племен: булгар, эсегел (аскил), баранджар, сувар (суваз) . Последние разделились на две противоборствующие группировки. Одна из них, отказавшись принимать ислам, избрала своим предводителем некоего Вирага. Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности чувашей-язычников. Другая часть сувазов приняла ислам, осталась в Болгарском царстве и образовала в его составе особый Суварский (Сувазский) эмират. Арабский путешественник XII в. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине, пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии - булгары и сувары. В городе есть «еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна» .

По всей видимости, племена Волжской Болгарии так и не слились в единую народность, причем, сувазы были численно преобладающей этнической группой. Собственно булгары, вероятно, были правящей верхушкой, которая во время монгольских погромов XIII-XIV в. подверглась истреблению и к XV в. ушла в небытие, так как именно с этого времени имя булгар исчезает со страниц исторических источников. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане. На каком языке они разговаривали? Как известно, эпитафии Булгарского городища написаны арабской графикой, но их язык близок к современному чувашскому: вместо кыз ‘дочь’ - хир (هير), вместо джуз сто - джур (جور), тугуз ‘девять’ - тухур (طحور) и т.д. Эти же самые слова по-чувашски звучат так: хĕр, çĕр, тăхăр. Как видим, сходство между языком мусульманского населения Казанского ханства и языком современных чувашей налицо. Не случайно, один из авторитетных исследователей Золотой Орды М.Г.Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв. с современными татарами» . В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте (r-язык), ближайшим родственником которого является чувашский язык.

Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее конца XV века. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей (мещеряков). Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский (булгаро-чувашский) и мещерский (финно-волжский) языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт - у ногайцев, Кыпчак - в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков, а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения.

Полное переформатирование мещеры, изменивших язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. некий Рахман Кулуй от имени абызов и старейшин Казанского уезда обратился к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев», «горных чувашей», «иштеков» (т.е. башкир) в свое подданство. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. Среди таких башкирских этноантропонимов, как Казакбай, Туркмен, Ногай (Ногайбек), Узбек, есть также имена Чувашай и Чувашбай.

С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX - начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Историк XVIII в. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют» .

Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. они продолжали именоваться своим исконным именем. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. в Чебаркульской крепости о причинах своего пребывания в Башкирии, сообщил: «Родом я ясашной чювашенин Казанского уезду, Арской дороги, деревни Верхнева Четаю» . Соседние народы именовали их аналогично. Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. батыр Тамьянской волости Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему: «ты де, чувашенин, меня обманул, да и мурза де чувашенин также обманул». В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас.

В XIX в. имя чувашей в качестве самоназвания, судя по всему, сходит на нет, и общеупотребительным становится конфессионим «мусульмане» («бесермяне»). Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры.

Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А.Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» (в противовес христианам)». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи, «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев. Известный ученый, муфтий ДУМЕС (1922-1936 гг.) Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя» .

Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. учла в Мензелинском уезде Уфимской губернии, то есть на территории современных Тукаевского, Челнинского, Сармановского, Мензелинского, Муслюмовского, Актанышского районов Республки Татарстан, 123 052 башкира. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875 . В Вятской губернии (Менделеевский и Агрызский районы РТ) проживало 13 909 башкир, их которых 8 779 человек проживали в Елабужском уезде, а остальные в Сарапульском; в Бугульминском уезде Самарской губернии (Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы РТ) было 29 647 башкир. По подворной переписи крестьянского хозяйства 1912-1913 гг. в Мензелинском уезде Уфимской губернии проживало 458 239 человек. Из них: башкир - 154 324 чел. (или 33,7 %), русских - 135 150 (29,5%), татар - 93 403 (20,4%), тептярей - 36 783 (8,0%), кряшенов - 26 058 (5,7%), мордвы - 6 151 (1,34%), чувашей - 3 922 (0,85%) и марийцев - 2 448 (0,54%). Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. Однако в дальнейшем произошло резкое сокращение удельного веса последних: если перепись 1920 г. показала в ТАССР 121 300 башкир, то следующая перепись 1926 года зафиксировала лишь 1 800 лиц башкирской национальности, 3 мишарей и полное отсутствие тептярей. Очевидно, что кривая падения не могла быть обусловлена естественными причинами. Так, например, на территории соседней Башкирской АССР той же самой переписью было зафиксировано 135 960 мишарей и 23 290 тептярей. Поэтому в катастрофическом снижении численности башкирского и полном исчезновении тептярско-мишарского населения на территории ТАССР нужно видеть результат административного давления республиканских властей, проводивших политику тотальной татаризации населения. Тем не менее, материалы фольклорно-этнографических экспедиций 60-х гг. говорят о том, что жители указанных районов Татарской АССР продолжали сохранять свою прежнюю, в частности, башкирскую идентичность.

В силу различных причин местное башкирское население, начиная с конца XIX века, стало утрачивать свою национальную идентичность. Сведения V, VII, VIII, X ревизий, Земского учета населения 1902 г., Подворной переписи 1912-1913 гг., Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. и многие другие материалы наглядно иллюстрируют этот процесс. Проводившиеся в XVIII - XX веках переписные кампании фиксировали множество башкирских сел в Мензелинском и Бугульминском уездах, а также в южной части Елабужского и Сарапульского. Часть из них в этническом отношении были смешанными - башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако, вплоть до XX века в этом регионе численно преобладали башкиры. Это подтверждают не только письменные документы, но и опубликованные в разные годы этнографические карты.

Для понимания сути этнических процессов, протекавших на территории Урало-Поволжья в XVII-XX вв., необходимо рассмотреть происхождение такой группы населения, как тептяри. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила башкирская вотчина. Сам факт существования где-либо представителей этой сословной группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Историк А.З.Асфандияров в ряде своих работ объясняет возникновение этой группы населения внутренним развитием башкирского общества. По его мнению, первые тептяри представляли собой башкир, потерявших право на владение землей. В таком случае они переставали быть башкирами-вотчинниками и превращались в башкир-припущенников, которые жили в качестве арендаторов на земле своих соплеменников, то есть их «припускали» в свои владения другие башкиры-вотчинники. При этом они часто продолжали оставаться собственниками земли в родной волости. Со временем некоторые из них теряли связь со своей общиной или выталкивались из нее насильно. Отсюда - социальный термин «тептяр» (от башкирского глагола тибелеу - «быть выпинутым») .

В первоначальный период существования этого института ими становились, прежде всего, те из башкир-припущенников, кото¬рые в силу различных социально-экономических причин оказывались в хозяйственном отношении менее состоятельными, чем остальные. Для них было обременительным выполнение повинностей, возложенных на башкирское сословие, как то выплата ясака и, главное, несение военной службы «на своем коште». По словам И. К. Кирилова, первоначально они «в казну ясаку ничего не плачивали» . В то же время любой экономически окрепший тептяр мог обратно перейти в свое «башкирское звание». Таким образом, первоначально тептярское сословие не имело непроходимых юридических границ с башкирами-вотчинниками. Лишь в 1631-1632 гг. правительство, не желавшее терять доходов, обложило их особым тептярским ясаком. Процесс тептяризации больше всего коснулся западных башкир, в частности, Юрмийской волости, отсюда и более ранняя по сравнению, скажем, с башкирами Мензелинского уезда (жители многих сел сохраняли башкирское самосознание даже в ТАССР), утрата ими своей национальной идентичности. Например, деревня Сары-Биккул (ныне в Лениногорском районе Татарстана), основанная юрмийцами, целиком состояла из башкир-тептярей. Важно отметить также то, что башкир можно было встретить и среди ясачных татар-припущенников. Жители деревень Кутусас (Иманово), Сарсас Такирман, Саклы Чурашево, Старый Дрюш, Мрясово, Сеитово, Чиршилы (Шанды-Тамак) и Старые Саклы в 1795 г., исходя из экономических мотивов, выключались «из башкирцев» и записывались в оклад, т.е. становились ясачными татарами. Были башкиры и среди мещан городов губернии.

В последующий период истории, когда тептярские повинности стали более обременительными, нежели башкирские, башкиры-припущенники перестали переходить в тептярское сословие, оставаясь в своем собственном. Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа «татар», мари, удмуртов, чувашей, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием (ясачным, служилым), что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Таким образом, утверждения некоторых авторов о том, что данная группа состояло исключительно из «татар» не соответствуют действительности. Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска тептяри прекратили свое существование в качестве сословия, однако, еще долго сохраняли свое прежнее самосознание. Что касается башкир-тептярей, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов.

Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у западных башкир, был лингвистический вопрос. На протяжении веков литературным языком башкир был поволжский тюрки, основанный на чагатайской письменной традиции. Он в равной степени был распространен среди башкир и «татар» . Однако, нужно отметить, что для первых он был естественным продолжением народной речи, а у вторых он стал доминировать в довольно позднее время (XV-XVI вв.). До этого, как уже говорилось выше, мусульманское население Казанского края говорило на диалекте, носившем на себе печать палеотюркского (булгаро-чувашского) наречия. Башкиры же пользовались z-языком общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари: «У племен кыргыз, кипчак, огуз, тухси, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов» .

Причем, нет уверенности в том, что их язык изначально имел фонетические особенности, характерные для современного башкирского литературного языка, как, например, последовательная замена тюркского -s- звуком -h-. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской (сарматской) этнической стихии. Современный татарский язык сформировался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. На этом языке в XIII-XX вв. писали такие поэты и писатели башкирского происхождения, как Кул ‘Али, Салават Юлаев, Тадж ад-дин Ялчыгул, Мифтах ад-дин Акмулла, Шамс ад-дин Заки, Мухаммад-‘Али Чукури, ‘Арифулла Кииков, Мухаммед-Салим Уметбаев, Риза ад-дин Фахр ад-дин, Шейхзада Бабич и др. Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше не существовало до начала XX в. по определению, поскольку еще не было народа с таким названием, является ошибочным. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» был исконным, тогда как предки казанских татар - чуваши - восприняли его на рубеже XV-XVI вв. у тюрков Дешт-и Кыпчака, в том числе, предков северо-западных башкир.

В 20-е годы XX века были разработаны нормы современного литературного башкирского языка, которые основывались на юго-восточных диалектах народной речи. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к современному татарскому языку, были проигнорированы. Результаты этого ошибочного решения не замедлили сказаться при проведении советской перепии 1926 года, когда понятия об этнической (национальной) идентичности и родном языке были разведены в разные категории. Восторжествовал принцип лингвистического национализма, господствовавший в Европе XIX века: «я являюсь представителем той национальности, на чьем языке разговариваю». Если в 1897 году большая часть тюркского населения западной и северной части исторического Башкортостана (южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский и Мензелинский уезды) считали своим родным языком башкирский язык, то в 1926 г. большинство тюркского населения тех же регионов решило, что их родной язык является татарским, как фонетически наиболее близкий к дореволюционному тюрки.

Таким образом, этническая ассимиляция северо-западных башкир, в том числе значительной части рода Гирей, стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев подстегивался сознательно уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, были поглощение и полная ассимиляция башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Определенные круги научного сообщества Татарстана и сегодня прилагают усилия по демонтажу башкирской этничности. К примеру, в некоторых публикациях отрицается факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше.

Говоря о проблемах этнической идентичности тех гирейцев, которые ошибочно считают себя татарами, нужно отметить, что данное явление во многом стало следствием слабого знания собственной истории. Люди руководствовались не доводами разума, основанными на исторической памяти и знании архивных документов, а эмоциями. Созданный многими поколениями казанских деятелей миф о великих булгарских и татарских «предках», рисует им сказочный образ прошлого, имеющий мало общего с исторической действительностью. Их выбор является скорее предметом веры, чем разума. Поэтому, хочется заострить внимание читателей на приведенных в данном томе материалах и документах, которые являются не результатом чьей-то прихоти, а артефактами истории. Из них следует, что башкирский период их истории насчитывает несколько сотен лет, тогда как татарский проект представляет собой недавнее явление, насчитывающее несколько десятилетий. На кладбищах гирейских аулов покоятся десятки поколений их предков, считавших себя не чувашами, и, тем белее, не татарами, которых до XX в. не существовало по определению, а только и только башкирами.

Необходимо отметить, что сегодня ассимиляционный процесс, затронувший башкирский народ, в значительной степени остановлен. Благодаря открывшемуся доступу к архивным документам и распространению исторических знаний все большее число этнических башкир, считавшихся до недавнего времени татарами, узнает правду о своем происхождении, узнает о своей подлинной истории. В то же время язык перестает быть главным маркером национальной идентичности, то есть татароязычность уже не является препятствием для башкирской самоидентификации. Можно разговаривать на татарском языке или северо-западном диалекте, можно быть абсолютно русско- или англоязычным, но при этом быть башкиром. Иноязычность не мешает чувствовать принадлежность к прошлому своего рода, без которого нет народа.

Фрагмент публикуется с разрешения авторов монографии: История башкирских родов. Гирей. Т.2. / С.И.Хамидуллин, Ю.М.Юсупов, Р.Р.Асылгужин, Р.Р.Шахеев, Р.М.Рыскулов, А.Я.Гумерова, Г.Ю.Галеева, Г.Д.Султанова. - Уфа: АОНБ "ЦИИНБ "ШЕЖЕРЕ", 2014. С.61-74., специально для сайта «РБ - XXI век»

Введение

Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар

Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В конце 19 – начале 20 в. в мире и в Российской империи развивалось общественное явление – национализм. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе – нации (национальности). Под нацией понималась общность территории расселения, культуры (особенно, единого литературного языка), антропологических черт (строение тела, черты лица). На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана – мировые социальные процессы не обошли стороной наш край.

В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. и последнего десятилетия 20 в., которые использовали очень эмоциональные термины – нация, национальность, народ, в современной науке принято использовать более осторожный термин – этническая группа, этнос. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека.

Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово – «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения – смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире.

Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой – объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской».

В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар.

Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения:

Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар;

Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения.

Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам.

точка зрение этногенез татар


Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар

Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян, а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению (официальному принятию) монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г., а в Волжской Булгарии в 922 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория.

Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен в крае к VIII-VII вв. до н. э. и ранее). Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII вв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре. Княжества (султанаты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры (в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включая и самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары».

Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары – булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские – тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар – во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов – столиц племенных союзов – Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами – например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии.

Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица – нос с горбинкой, европеоидный тип – именно в гористой местности, а не в степной.

До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центральноазиатских) этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи (Золотой Орды) ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.

Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением.

В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа.

Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск – под руководством Субедея и Бату – была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины.

В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным.