Преподобный никон радонежский. Преподобный никон радонежский - юрьев - история - каталог статей - любовь безусловная

26 сентября 1888 года в Москве в многодетной купеческой семье Митрофана Беляева появился на свет еще один ребенок. Мальчика назвали Николаем.

Любовь к Богу Николай унаследовал от родителей. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: “Козельская Введенская Оптина Пустынь”.

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину Пустынь.

Там их с любовью принял старец Варсонофий.

9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери “Нечаянная радость”, братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года – в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября), в апреле 1916 года Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения.

Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель старец Исаакий, отслужив последнюю соборную Литургию в Казанском храме, передал ключи от него иеромонаху Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать народ, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, старец поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Арестовали старца Никона в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел старец Никон в лагере “Кемперпункт”. По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у старца Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и старец Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его “переместили” из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья старца Никона ухудшалось с каждым днем. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев) перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия, погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В самый день его блаженной кончины, 25 июня / 8 июля 1931 года, он причастился, попросил прочитать канон на исход души.

Промыслом Божиим на погребение старца Никона собралось двенадцать священнослужителей. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье.

Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. “В мире скорбны будете”. И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. “Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение”. Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией.

Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

При внешнем послушании требуется полное повиновение, исполнение всякого дела без рассуждения. Внутреннее послушание относится к внутренней, духовной жизни и требует руководства духовного отца. Но совет духовного отца следует проверять Священным Писанием... Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

“Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела.

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? – сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!

Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

Уче-ник пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го. Ро-дил-ся в Юрье-ве-Поль-ском. В юном воз-расте, услы-шав об Ан-гель-ской жиз-ни пре-по-доб-но-го Сер-гия и же-лая по-сле-до-вать ему, свя-той при-шел к пре-по-доб-но-му Сер-гию и про-сил при-об-ще-ния к ли-ку мо-на-ше-ству-ю-щих. Пре-по-доб-ный Сер-гий, про-ви-дя в нем бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка и ис-пы-ты-вая его сми-ре-ние и тер-пе-ние, ото-слал св. Ни-ко-на к сво-е-му уче-ни-ку пре-по-доб-но-му Афа-на-сию Вы-соц-ко-му. Здесь пре-по-доб-ный Ни-кон учил-ся ум-но-му де-ла-нию, изу-чал Свя-щен-ное Пи-са-ние и пре-успе-вал в доб-ро-де-те-ли и чи-сто-те.

Воз-ве-ден-ный в сан иеро-мо-на-ха, пре-по-доб-ный Ни-кон вер-нул-ся в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру и стал лю-би-мым и близ-ким уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Сер-гия. Ви-дя ду-хов-ную зре-лость и опыт-ность пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, пре-по-доб-ный Сер-гий пе-ред смер-тью на-зна-чил его сво-им пре-ем-ни-ком.

Став игу-ме-ном, пре-по-доб-ный Ни-кон под-дер-жи-вал все, что бы-ло уста-нов-ле-но учи-те-лем: лю-бил мо-лит-ву и пост, тру-дил-ся на-равне с бра-ти-ей, о ко-то-рой по-сто-ян-но с лю-бо-вью за-бо-тил-ся.

При пре-по-доб-ном Ни-коне 5 июля 1422 г., во вре-мя стро-и-тель-ства но-во-го хра-ма во имя Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы, бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ные мо-щи пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го.

По-сле мно-гих тру-дов и по-дви-гов пре-по-доб-ный Ни-кон скон-чал-ся 17 но-яб-ря 1426 г. и был по-гре-бен близ ра-ки сво-е-го учи-те-ля. В 1560 г. над мо-ги-лой пре-по-доб-но-го был по-стро-ен храм во имя его. Мо-щи пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, по-чи-ва-ю-щие здесь под гроб-ни-цей, от-де-ля-ют-ся от ра-ки ве-ли-ко-го Сер-гия од-ной ка-мен-ной сте-ной.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты был ревнителем , Никон всегда вспоминаемый, ибо прекрасный храм Святой Троицы в прославление отца твоего духовного воздвиг ты. Потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским

Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Как от преяркого Солнца блистающие звезды, Троическим светом вы озаряете сердца верующих, став сосудами Света Пресвятой Троицы, и преудивительным вашим житием для монахов были неизменными законодателями и церквам украшение, и благоверным, и святителям и всем людям, ибо отогнав отсюда всю демонскую нечистоту своими чистыми учениями и делами, вы прекрасно упасли стадо, собранное вами, потому мы и сейчас молим вас: «Не забывайте о чадах своих, как имеющие ко Святой Троице, Богомудрый Сергий с удивительным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наши».

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому

Духо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне,/ вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник/ и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Духовному твоему настоятелю, отче Никон, во всем следовавший и им руководимый, во всем Христу ты послужил, монахов был начальник и жил вместе с преподобными, с ними же Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским

В по́стницех приобщи́вшеся Вели́кому Анто́нию/ и Евфи́мию Иерусали́мскому поревнова́вше в по́двизех,/ я́ко а́нгели, на земли́ яви́стеся,/ просвеща́юще, преподо́бнии, ве́рных сердца́/ Боже́ственными зна́мении и чудесы́ повсегда́,/ сего́ ра́ди ра́достно ва́с почита́ем и любо́вию вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Се́ргие и Ни́коне,/ по́стником удобре́ние и всея́ Росси́йския земли́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: В пощении став подобными и подражав в подвигах , вы были как ангелы на земле, всегда просвещая, преподобные, сердца верующих Божественными и чудесами. Потому с радостью вас почитаем и с любовью к вам взываем: «Радуйтесь, преподобные отцы Сергий и Никон, постников украшение и всей Российской земли великая сила».

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никону Радонежскому и всея России чудотворцу

Кондак 1

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения:

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:
Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.
Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.
Радуйся, корень зла в себе победивый.
Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;
Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.
Радуйся, иноческий путь на земли избравый;
Радуйся, прелести мира сего поправый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:
Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;
Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.
Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;
Радуйтеся, ангельского жития подражателие.

Кондак 5

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:
Радуйтеся, искреннии наши наставницы;
Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.
Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;
Радуйтеся, монашествующих собирателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:
Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;
Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.
Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;
Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:
Радуйся, добрый пастырю овец своих;
Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.
Радуйся, твердый исполнителю его велений;
Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:
Радуйся, скорый послушателю верных молений;
Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.
Радуйся горе предстоящий;
Радуйся, доле усердием горящий.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:
Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;
Радуйся, откровений Божиих зрителю.
Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:
Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;
Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.
Радуйся, многи скорби претерпевый;
Радуйся, от них же Господом избавивыйся.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:
Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;
Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.
Радуйся, Пасху вечную миру явивый;
Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:
Радуйся, светильниче веры и благочестия;
Радуйся, луче Света Невечерняго.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, радосте наша и похваление.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

В миру Николай Митрофанович Беляев, родился 26 сентября года в Москве в благочестивой купеческой семье, четвертым из восьмерых детей.

С самого младенчества жизнь его была глубоко промыслительна. В год его рождения семью Беляевых посетил прот. Иоанн Кронштадтский , который благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью. Когда Коле было 8 лет, он заболел какой-то горловой болезнью. Врачи признали его положение безнадежным. С умирающим остались только родители. Он был без сознания, затем дыхание его прекратилось. Его мать не переставая растирала похолодевшее тельце и, проливая горячие слезы, усердно молила св. Николая о помощи. Муж уговаривал не трогать покойника, но Вера Лаврентьевна, не слушая его продолжала растирать, обливаясь слезами и молясь. И - совершилось чудо... Ребенок вздохнул. Ободренные родители уже вдвоем стали его растирать. Господь по молитвам св.Николая даровал ребенку жизнь. Впоследствии оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал промыслительное значение этого случая.

Коля был всеобщим любимцем. От природы был наделен веселым, бойким и энергичным характером, а отличительной чертой была сдержанность и терпение. Он окончил гимназию.

С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: "Козельская Введенская Оптина пустынь ". Дома не препятствовали их решению, и 24 февраля года братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий , но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».
16 июня года был арестован вместе с отцом Кириллом (Зленко) и о. Агапитом (Таубе) , был заключен в калужскую тюрьму. Проходил по групповому делу "дело иеромонаха Никона (Беляева) и др. Козельск, 1927 г.". 19 декабря года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трехлетнему лагерному заключению.

Этап был отправлен 27 января 1928 года, в марте прибыл в г. Кемь Сообщение с Соловками было прервано из-за циклона, поэтому всех заключенных поместили в лагерь Кемьперпункт , где он работал сторожем складов (из-за болезни он был освобожден от тяжелых физических работ).

По окончании срока 22 мая года его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, иером. Никон попросил совета у отца Агапита , сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и о. Никон смирился.

16 августа года перемещен из Архангельска в город Пинегу . Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола . Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.

В Юрьеве-Польском — под сенью — родился и вырос Никон Радонежский , ученик и один из самых известных — после Сергия, разумеется, — игуменов Троицкой Лавры, выдающаяся и деятельная .

Согласно данным Жития, преподобный Никон Радонежский:

«рождение и воспитание имяше град, Юрьев зовом: сын родителю христиану, паче же благоверну и благочестием сиаюгцу: от юнаж возраста и от младых ногтей изволи Богу работати».

Еще в очень нежном возрасте он услышал о том, что неподалеку живет равноангельной жизнью игумен Сергий с братией, и пришел к нему, прося принять его в монастырь.

Преподобный Сергий, увидев перед собой почти мальчика, «голоуса суща», рассудил за лучшее испытать его и отослал к своему другу, преподобному Афанасию Высоцкому:

«мужю добродетелну сущу и зело искусну иноческаго пребываниа».

Афанасий принял отрока «не гладостне, ниже сладце». На просьбу «сотворить его иноком» он сурово отвечал: «Не можеши», — и стращал пришлеца жестокостью монашеского жития. Никон в ответ только плакал и смиренно просил не прогонять его.

Испытав Никона «на прочность», прп. Афанасий все же совершил над ним постриг и некоторое время руководил его духовным возрастанием, «соблюдая его отечески». Когда же Никон пришел в совершенные лета, он благословил его принять священный сан и отпустил к прп. Сергию.

Никон - второй игумен Радонежский

«Добре пришел еси, чадо Никоне!», — встретил его игумен Радонежский и поставил служить братии, что тот исполнял со всяческим прилежанием, радуясь такой возможности. Радовался и Сергий, глядя на его житье.

В скором времени он повелел Никону Радонежскому «во единой келии с собою пре-бывати, яко да и причастника того сотворит деланий духовных восхо-ждениа». Так Никон стал ближайшим учеником Сергия Радонежского.

Сергий готовил Никона к исполнению настоятельских обязанностей. И действительно, после кончины учителя прп. Никон принял на себя бремя игуменства и самоотверженно нес его, неустанно заботясь о братии. Вскоре слава о его добром настоятельстве вышла за пределы монастыря.

«И бе Никоново имя, — говорит агиограф, — яко свягцение некое, обносимо и всякими усты человечьски-ми хвалимо. И от прочих стран, градов же и весей, мнози благоговеинии и благороднии прихождаху к нему, ползы ради».

Но не радость приносили святому похвалы. Он скорбел о том, что не может вести, как прежде, уединенное житие, и в конце концов решил оставить игуменство и подвизаться в безмолвии. Троицким монастырем управлял некоторое время вместо него прп. Савва, будущий основатель Саввино-Сторожевской обители.

«Не скорби, но мужайся...»

Когда Савва ушел от Троицы, братия умолили Никона вновь быть у них настоятелем. Преподобный вынужден был согласиться, но теперь он отделял себе ежедневно некоторое время для безмолвия и молитвы.

В 1408 году монастыря достиг слух, что в русские пределы вторгся хан Едигей. Преподобный Никон встал на молитву. И в тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий, а с ними преподобный Сергий, предупредившие его о разорении обители. Но еще они пообещали, что место сие не запустеет, и монастырь возродится.

Перед приходом Едигея иноки скрылись в леса, забрав святыни и келейные вещи. Вернуться им предстояло на пепелище. Но Никон твердо помнил обращенные к нему слова Петра, Алексия и Сергия:

«Ты же, чядо, не скорби: но мужайся и да крепится сердце твое»

— и ревностно взялся за восстановление обители. В 1411 году вырос новый деревянный храм во имя Троицы Живоначальной, а через некоторое время игумен приступил к строительству каменной церкви над гробом преподобного Сергия. И здесь братию ждала великая радость: когда копали рвы под фундамент, обрели нетленные мощи основателя Троицкого монастыря. Было это в 1422 году.

Смерть преподобного Никона Радонежского

Строить каменный собор Никон пригласил «отвсюду зодчиа и каменосечца мудры и плинфотворителя», а украшали его прпп. Даниил Черный и . Тогда-то Андрей Рублев и написал дивную икону Пресвятой Троицы, являющуюся символом древнерусского искусства — и, добавим, древнерусской святости. Сквозь икону эту действительно что-то просвечивает, она являет собой не только недостижимо-высокий шедевр иконописи, но предельную богословскую высоту. Когда-нибудь, Бог даст, нам придется поговорить о рублевской «Троице» подробнее, но сейчас, увы, за недостатком места мы не можем с должным вниманием отнестись к этому «откровению художественного Боговидения».

После постройки собора игумен Никон недолго потрудился на земле. 17 ноября 1426 года, он, напутствовав братию и причастившись Святых Таин, мирно отошел ко Господу со словами:

«Изыди, душе моя, идеже ти уготовася: поиди радующеся, Христос зовет тя».

Погребли преподобного рядом с его учителем, мощи его почивают под спудом по сей день. Никон очень почитаемый .

Преподобный Никон Радонежский – одна из самых удивительных личностей в истории русского православия. Совершенный ученик совершенного учителя – так теперь называют его потомки. С первых же дней своего решения прийти в обучение и следовать духовному подвигу великого святого учителя русского христианства Сергия Радонежского он неукоснительно являл пример смирения перед Господом, перед своими учителями, подавая его братии Троицкой обители (нам она теперь известна как Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Преподобный Никон родился в 1350 году в Юрьеве-Польском. Он происходил из благочестивой и богопочитающей семьи и с детства усвоил все христианские добродетели.

Поскольку Юрьев-Польский находится недалеко от Радонежа, где находилась обитель под игуменством преподобного Сергия, юноша с малых лет был наслышан о его духовных подвигах. Эта любовь, это желание во всем следовать преподобному были столь велики, что он молил Бога дать ему возможность увидеть святого Сергия и следовать ему в жизни как ученику во славу Божию.

Через некоторое время он оставил родительский дом и ушел в Радонеж, стремясь попасть в обучение преподобному Сергию. Но тут случилось непредвиденное – когда Никон упал в ноги к преподобному Сергию с просьбой постричь его в иноки и оставить в своей обители, его будущий учитель сразу в ученики его не принял. Конечно, старец в его святой прозорливости видел, что к нему пришел ученик с чистым богобоязненным и боголюбивым сердцем, однако понимал – чтобы находиться молодому человеку среди умудренной братии, надо, чтобы семена духовные легли в подготовленное к тому сердце. И он подверг его испытанию через смирение и послушание, отослав к другому своему ученику – Афанасию Высоцкому, который основал в свое время Серпуховской монастырь.

Смирение, с которым принял преподобный Никон такое разочарование в надеждах достойно называться духовным подвигом, – достойно подражания. Посмотрим на себя: как часто, не получив желаемого, мы раздражаемся, гневаемся. А юноша Никон беспрекословно удалился в Высоцкий (Серпуховской) монастырь к блаженному Афанасию.

Но и тот принял его не без испытаний. Он рассказал ему о трудностях и лишениях иноческой жизни, которые не всякий может выдержать, говорил, что иноки – добровольные мученики, что испытания духа тяжелей, чем испытания плоти. Юноша и сейчас не отступился от своего желания служить Богу, как ни уговаривал его святой Афанасий. И видя такое смирение и кроткое упорство, блаженный Афанасий согласился на постриг Никона. Так будущий преподобный ученик преподобного учителя получил иноческий сан.

Находясь в научении у Афанасия Высоцкого, Никон преуспевал во всем – изучении Священного Писания, в молитвах, постах, бдении. Афанасий полюбил его отеческой любовью и во всем помогал его духовному возрастанию.

После наступления совершеннолетия инока Никона и блаженный Афанасий, и вся монастырская братия решили, что он достоин принятия священнического сана. После рукоположения преподобный Никон стал являть еще большее подвижничество, но, пробыв еще немного в обители, опять загорелся желанием находиться рядом с преподобным Сергием Радонежским, чтобы во всем следовать ему. Он горячо просил Афанасия отпустить его из обители, и старец не стал его удерживать, а благословил и отпустил.

И снова пришел преподобный Никон к преподобному Сергию и, поклоняясь, просил оставить его при себе в Троицкой обители, и на этот раз преподобный согласился. Преподобный Никон так трудился во славу Господню, с таким рвением выполнял любое данное ему послушание, являл такие примеры смирения и преуспевал в молитвенном бдении, что преподобный Сергий взял его к себе в келью, где оба – учитель и ученик – проводили многие часы за беседами, в которых преподобный Сергий передал Никону едва ли не всё, чем владел сам, весь свой величайший духовный опыт, мудрость. Эти знания ложились в душу ученика, которому Господь в полной мере отпустил великий дар – дар ученичества.

За полгода до своего ухода из земной жизни преподобный Сергий удалился в затвор, оставив вместо себя преподобного Никона. Когда преподобного Сергия Радонежского не стало, и преподобный Никон недолго был игуменом. Вскоре он оставил братию на попечение преподобного Саввы Сторожевского, а сам, следуя примеру учителя, также ушел в затвор, для уединенных и безмолвных молитв.

Но через шесть лет звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын благоверного князя Дмитрия Донского, обратился к преподобному Савве с просьбой о переселении в Звенигород. Тот согласился, удалился в Звенигород, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия пришла в место, где находился в отшельничестве преподобный Никон, и начала уговаривать его вернуться к игуменству, говоря, что нехорошо печься только о своем спасении, что обитель нуждается в нем, и преподобный вернулся, как бы ни хотелось ему оставаться в молитве и безмолвии, и в этом тоже был подвиг послушания. Он продолжил труды в монастыре, как и прежде участвуя во всех делах наравне с другими монахами, обходя все места, где они трудились, наставляя в трудолюбии, порицая с печалью нерадивых, подбадривая всех и являя о братии отеческую любовь и заботу. Еще до затвора весть о новом игумене, как благословение над обителью, распространилась за стены монастыря, и к мудрому последователю преподобного Сергия приходили люди всех званий и сословий, и он никому не отказывал в пастырском слове и совете.

В 1406 году на Русь наступило воинство одного из самых жестоких ханов – Эдигея. Пожары и разорение были уделом мест везде, где появлялись варвары-захватчики. Преподобный Никон неустанно молился преподобному Сергию, чтобы тот молитвами своими защитил от нечестивых Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий, внимая молитвам своего любимого ученика, вместе со святителями Петром и Алексием явился ему, когда тот ненадолго присел отдохнуть и легко задремал, и поведал, что обитель будет разрушена, но чтобы преподобный Никон не предавался огорчению, а набрался мужества, потому что обитель не канет, а укрепится и будет еще шире и прекрасней, чем была.

Так и получилось. Варвары сожгли обитель дотла, а монахи удалились в леса, сумев спасти лишь книги и священные сосуды, которые можно было унести. Это было в 1408 году. Когда разрушители покинули эти места и были побеждены, братия вернулась на пожарище. Преподобный Никон не предавался отчаянию, он начал немедленное восстановление обители. Он собрал рассеявшуюся на время братию, и за три года были возведены все необходимые для жизни монастыря постройки, а к 1411 году возведен и в этот год освящен деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Затем преподобный с монахами лавры начал возведение каменного храма. Каковы же были чудо и радость, когда при раскопке каменного рва под основание будущего здания открылись мощи преподобного Сергия! Они открылись нетленными, как и одежда, в которую были облачены останки! С великой радостью мощи были подняты и после прославления их положены в раку, которую временно поместили в деревянном храме до построения каменного. Это происходило при большом стечении народа – и духовного, и мирян, а также в присутствии князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Как писал митрополит Филарет, обитель прошла огненное очищение, но восстала из пепла, и сам преподобный Сергий явился, чтобы навсегда пребывать здесь.

Каменный храм усилиями искусных архитекторов и строителей и по благословению Божию стал образцом средневекового православного зодчества. Он был богато украшен, а для росписи его были приглашены такие мастера русской иконописи, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Большинство исследователей русской иконографии придерживаются мнения, что знаменитая рублевская «Троица» написана им по заказу преподобного Никона в честь его наставника преподобного Сергия Радонежского. Новый храм во имя Живоначальной Троицы был достроен и освящен в 1422 году. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского была упокоена в нем, здесь она находится и по сей день.

Весть о возвращении преподобного Никона и восстановлении обители разнеслась быстро и далеко. В обитель стали приходить и иноки, и мирские жители. Всех здесь принимали с радостью добрым словом, обитель росла и крепла.

Однако преподобный Никон был уже стар. Он предчувствовал час своей кончины и в этот день собрал всю братию, чтобы дать ей последние наставления. Его завещание – беречь и соблюдать установленный порядок, чин молитвы дневной и ночной, быть трудолюбивыми, не забывать о добродетели безмолвия и нести в себе человеколюбие. Затем он причастился Святых Даров, благословил в последний раз братию и обратился к своей душе: «Изыди, душе моя, где тебе уготовано», осенил себя крестным знамением и отошел с миром ко Господу. Это было 17/30 ноября 1426 (по иным сведениям 1428) года.

Преподобного Никона Радонежского погребли рядом с ракой преподобного Сергия. Позже при митрополите Ионе Московском иеромонах Пахомий Логофет написал житие и акафист преподобному Никону Радонежскому.
В 1527 году митрополит Макарий установил его общецерковное почитание.

Какое чудо произошло

Еще в земной жизни преподобный Никон был награжден Господом даром прозорливости, но и после его преставления известны многие чудеса, связанные с его святым именем.

Вот некоторые из них.

Преподобные Сергий и Никон, будучи близкими в жизни учителем и учеником, и с чудотворением часто являлись вместе. Один москвич Симеон тяжело заболел, так что не мог ни есть, ни пить, ни спать, а только, будто замертво, лежал на постели. Так, лежа, он стал возносить святому Сергию молитву о помощи. Тут перед ним явились два старца, один из них был Никон, которого Симеон узнал, потому что встречался с ним при жизни. Другой был сам преподобный Сергий. Святой Сергий осенил больного крестом и велел преподобному Никону взять икону, которую когда-то Никон подарил Симеону. В этот момент Симеону показалось, что кожа его отстала от тела, а старцы в тот же миг стали невидимы. После этого сразу больной почувствовал, что к нему вернулись силы, он сел на постели и понял, что не кожа сошла с него, а оставила его болезнь. Выздоровевший Симеон горячо возблагодарил святых за чудесное исцеление.

Во время осады поляками и литовцами Троице-Сергиевой лавры ее преподобные игумены также часто являлись осажденной братии, укрепляя ее дух. Когда однажды во время осады среди монахов начались болезни, преподобный Никон явился пономарю Иринарху и сказал, что этой ночью выпадет снег. Пусть, кто болен, натирается этим снегом, и он выздоровеет. Иринарх наутро рассказал с трепетом о своем сновидении. Все, кто был болен, вышли на свежевыпавший снег, с молитвою натерлись им, и болезни их оставили.

Таких чудес было немало, и сегодня все, кто приходит с молитвой к раке преподобного Сергия, где рядом погребен преподобный Никон, по молитвам своим получают исцеление, к ним приходят нужные решения по святым незримым и неслышимым советам преподобных и их молитвам за нас.

Значение иконы

Икона Преподобного Никона Радонежского, с которой на нас смотрят мудрые глаза аскетического лика, напоминает о необходимости всегда и во всем следовать своему долгу, положась на Бога во всем. Даже когда всё происходит не так, как нам хотелось бы, к худшему для нас, когда мы, кажется, что-то теряем бесповоротно в «пожарищах» нашей жизни, надо полагаться на Бога и святых Его, которые и есть наши духовные учителя. А мы только можем у них просить редкостного дара, более редкостного, чем дар учительства, – дара ученичества. Не всем в земной жизни дано обрести своего духовника среди земного священства – об этом тоже приходится молиться, иногда долго и усердно. Но они, святые земли Русской, – всегда с нами, как с нами и преподобные Сергий и Никон Радонежские.