Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские сюжеты в живописи

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

Нет, они, конечно, не в том смысле "нелюбимые", что кто-то якобы к ним испытывает неприязнь, а в смысле противопоставления горячо любимым худониками. Например, масса есть картин на тему "Сусанна и старцы" или "Вирсавия" - может быть, из-за "клубничности" сюжета, или "Первородный грех Адама и Евы" - а где же еще прикажете средневековым живописцам голых людей изображать?! Еще любили художники рисовать Юдифь в процессе отпиливания головы Олоферна или сразу после него - эффектно же и со скрытым противоречием: нежная дама - и вдруг такие кровавые наклонности! И еще "Жертвоприношение Исаака", и "Возвращение блудного сына", и еще много разных других сюжетов.

Вот давайте посмотрим, к каким библейским сюжетам в изобразительном искусстве прибегали редко, и немного восстановим справедливость своим о них упоминанием.

"Сотворение Евы". Средневековая книжная миниатюра 14-15 века.

Конечно, не живопись пока, но вполне уже подробное изображение. Меня оно умиляет своей обстоятельной технологичностью - вот так вот взял Господь ребро Адама, и на конце его чудесным образом сначала образовалась женская голова, а потом и остальные части тела. Голова, скорее всего, стала тут же рекомендации давать: так, вот здесь побольше, повыпуклее, а вот тут чуток и убрать можно! На картинке бог словно грозит ей: ты это, не очень-то выступай!


"Бог приводит Еву к Адаму", византийская мозаика 12 века.

Адам недоумевает, конечно: вот, оказывается, какие занятные штуки можно из моих ребер делать! "Дайте две!"


"Ной выпускат голубя". Книжная миниатюра.

Про Каина и Авеля не упоминаю - их нередко изображали в момент братоубийства во всяких эффектных позах, так что перескочим через пару-тройку поколений. Итак, Ной.

Известно, что пока потоп шел полным ходом, Ной плавал на своем ковчеге с кучей всякой живности. Чтобы узнать, не пора ли выходить на землю, он трижды выпускал голубя. Первый раз птица вернулась ни с чем, второй принесла оливковый лист, давший понять, что где-то земля уже освободилась от воды, а в третий раз голубь не вернулся - осталася где-то вить гнездо. Ной понял, что бедствие кончилось и пора искать берег.


Еще один Ной с голубем. Мозаика собора святого Марка в Венеции (12-13 век)

Сначала, кстати, Ной выпускал ворона, но тот в воде нашел труп и тут же принялся угощаться, забыв о своем покровителе. Тогда пришлось прибегнуть к помощи "неплотоядного" голубя.


"Три ангела посещают Авраама", Аэрт де Гельдер

История о том, как праотец Авраам принимал в гостях трех ангелов, появившихся пред ним в обычном, человеческом обличье. Он вообще был человеком очень гостеприимным, даром что знатный и небедный старец, а в этот раз и вовсе в лепешку разбивался, словно чувствовал, что гости непростые: и сам за теленком лучшим бегал, чтобы приготовить его, и за столом без рабов прислуживал. В благодарность ангелы пообещали ему долгожданного наследника. Жена его, Сарра, даже засмеялась про себя - ведь ей уже 90 годков стукнуло, но ангелы попеняли ей за неверие. А ведь и вправду понесла старушка вскоре и родила сына Исаака, родоначальника иудеев. Нехорошо, правда, с наложницей Агарью получилось, той, которая давно уже родила Аврааму сына Исмаила - ее выгнали с приплодом в пустыню. Правда, оба выжили, и от них пошел род мусульманский. Правда, "Изгнание Агари" - это как раз горячо любимый художниками сюжет.


"Гибель Содома" Керстиан де Кейник.
Сюжет известный, а вот изображали его редко. На дороге слева и позади группы убегающих виднеется белая фигура - это чрезмерно любопытная жена Лота. Во время бегства из уничтожаемого ангелами Содома она нарушила наказ ангелов и обернулась - и тут же превратилась в соляной столп. Пришлось потом дочерям Лота подпаивать отца и по-очереди делать с ним детей (внуков?), чтобы род не прервался. Но это уже любимый живописцами "клубничный" сюжет.


Еще один Содом. Художник Питер Шоубрек.
Если помните, так же была уничтожена и Гоморра. Здесь, на картине, все уже убежали, остался только столп-жена и тонущие в огне крики погибающих содомитов.


"Летница Иакова", Микаэль Лукас Вильман
Очень странный мистический сюжет - Иакову приснилась лестница, ведущая на небеса, и ангелы, которые по ней поднимались и спускались. Такой себе тоннель в другое измерение.


"Иаков и Рахиль"Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио, 16 век

С Иаковом связана еще одна красивая истоия. Он с первого взгляда просто насмерть влюбился в свою кузину Рахиль. За право жениться на ней он отработал на ее отца, своего дядю Лавана, семь лет, "и показались они ему как несколько дней, ибо он любил ее". Дядя был тот еще фрукт, и подсунул Иакову в темноте, когда пришло время, старшую свою дочь, менее красивую, Лею. Когда обман обнаружился, Иакову было предложено отработать еще семь лет, раз он берет двух дочерей Лавана. То есть, если он влюбился в 17-летнюю девушку, то получил уже 31-летнюю женщину. И Иаков сделал это! Есть такой прекрасный роман "Как несколько дней". Почитайте, он замечательный! Библейскую легенду я узнала, когда читала эту книгу, хотя они почти никак не связаны.


"Иов на гноище". Фреска 14 века, Сербия.
Иов - праведник-приправедник, которого бог решил испытать и даже договорился об этом с дьяволом. У бедняги-Иова отняли состояние, детей, жилье, "наградили" его проказой. И сидел он на куче навоза, соскребая глиняным черепком струпья со своей воспаленной кожи. Жена его, конечно, ворчала и роптала на бога, который подверг ее мужа-правдедника таким испытаниям, но кормить бедолагу своего не переставала. На фреске очень интересно изображена техника кормления - при помощи такой вот лопатки (милосердие милосердием, а лепра - это вам не шуточки!). Я из-за такой необычной детализации и поместила сюда это изображение, а вообще Иова на гноище изображали часто. Он, если помните, остался верен господу, за что ему вернули здоровье и богатство, и дети новые родились в том же количестве.


"Дочери фараона приносят младенца Моисея", фреска 3 века в синагоге Дура-Европос, Сирия

Очень необычное архаичное изображение. Царевна и ее служанки изображены не в привычных нам классических традициях, мы видим их настоящими восточными женщинами, какими они и были на самом деле. Одной служанке, как видите, пришлось полностью раздеться и войти в воду, чтобы изловить корзину с ребенком. А сюжет был всегда довольно популярен.


"Испытание младенца Моисея", Джорджоне

Когда дочь фараона принесла показать найденного младенца своему отцу, малыш схватил с его головы царский венец и бросил его на землю. Это не понравилось фараону и он решил испытать Моисея. Малышу принесли блюдо с угольями и блюдо с золотом и драгоценными камнями. Ангел направил ручку малыша, и тот схватил уголек и сунул себе в рот. С тех пор многие евреи слегка картавят. Подозрения фараона развеялись, ребенка (на свою голову) оставили во дворце.


"Моисей спасаеет дочерей Иофора", Россо Фиорентино

Дочери священника Иофора (числом семь) хотели напоить своих овец из источника, но их грубо прогнали пастухи. Молодой Моисей заступился за девушек. Поздне на одной из них он женился. Такая себе скучноватая история, обычная бытовая сцена, но на картине изображена, как грандиозное побоище.


"Самсон с ослиной челюстью". Соломон де Брай

Вообще, у древних челюсти копытных были популярным оружием, ведь и Каин убил Авеля такой же. Самсон в живописи "прославился" раздиранием пасти льва, разрушением храма филистимлян и непредусмотрительным отдыхом на коленях у вероломной Далилы, обрезавшей его волосы, в которых хранилась сила удальца. Еще он известен тем, что 1000 филистимлян убил ослиной челюстью. Вот таким, тихим, домашним, любовно поглаживающим свое оружие, его изображали редко.


"Саул мечет копье в Давида", Гверчино

Саул - это такой древний иудейский царь. Поначалу вроде нормальный был человек, а потом начал чудить. Юный Давид, убивший великана Голиафа, был очень популярен в народе, а Саул ему завидовал и еле юношу терпел. Во время одного из праздненств во дворце он не удержался, и метнул копье в Давида, когда тот услаждал слух окружающих песней. Парень еле успел сбежать.


"Гибель Авессалома", Франческо Песеллино

Давид, словно назло своему обидчику Саулу, со временем все-таки стал царем. У него был сын Авессалом, который вздумал бунтовать против отца и поднял на него свое войско. Его армия была разбита, а сам он бежал, но во время погони зацепился длинными волосами за сучья дуба. В этот момент один из военачальников Давида метнул в него три копья. Обычно художники изображают, как он все три копья сразу и бросает. Не смотря на предательство сына, Давид горестно его оплакивал.


"Смерть Сисеры" Артемизия Дженилески

Вот эта милая девушка, которая так спокойно и деловито забивает в голову спящему кол для крепления шатра - Иаиль из рода кенеев. Процедуре прибивания головы к полу подвергся ханаанский военачальник Сисера, гонитель иудеев, нехорошийй, как говорят, человек. Вообще, Артемизия Дженилески любила подобные сюжеты, в которых мужчины попадали в разные нехорошие ситуации. Сама она от мужчин пострадала и видимо мстила подобным образом. Известна прискорбная история, когда она подала в суд на своего учителя живописи за то, что он ее изнасиловал. Учителя осудиди, но почти сразу оправдали и выпустили из тюрьмы. Поговаривали, что он попросту был любовником Артемизии и обещал жениться, но не сделал этого, так как уже был женат.


"Покарание Иезавели" Андре Челести, 17 век

Иезавель - подлая дочь сидонского царя, злая правительница и угнетательница иудейского народа, пытавшаяся искоренить его религию. С ней боролся пророк Илия. За все свои злодеяния Иезавель получила сполна - ее в конечном итоге выбросили из окна, ее тело растоптали лошади и растерзали псы. Видите, на картине собачки доедают пожилую леди? Это и есть злокозненная Иезавель.


"Иона и кит" Ян Брейгель старш.

Ионе бог приказать ехать в языческие земли и проповедовать, но пророк решил избежать опасной миссии и хотел уплыть на корабле в совсем другом направлении. Тогда на море поднялась страшная буря, корабль кидало из стороны в сторону, и моряки стали бросать жребий, чтобы узнать, кто прогневил бога. Жребий пал на Иону. Пророк понял, что тяжкой участи ему не избежать, и кинулся в пучину морскую, где его поглотила большая рыбина (кит, как, пишут в некоторых источниках). Через несколько дней кит выплюнул Иону невредимого, и пришлось ему все-таки отправляться, куда было приказано, и проповедовать. Закончилось все успешно: Ионе удалось обратить в истиную веру целый народ.

Это были ветхозаветные сюжеты, а теперь давайте обратимся к редким новозаветным.


"Святое семейство" Бартоломе Эстебан Перес Мурильо, 17 век
Нечасто вот так изображали маленького Христа, святого Иосифа и Деву Марию. А очень симпатично же!


"Детство Христа в доме Иосифа" Геррит ван Хорст, 17 век.
Здесь тоже редкий сюжет - Иосиф обучает Иисуса мастерству плотника, мальчик помогает ему, держа свечу. Есть такая картина и у Караваджо.


Очень редкая греческая икона - Первые шаги Иисуса Христа (прим 15-16 век). К сожалению, она сильно повреждена; чтобы понять ее иконографию, привожу более позднюю подобную икону:


Первые шаги Иисуса Христа. Греция



"Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами" Ламберт Ломбард, 16 век

Легенда известная, а вот изображали ее редко.


"Не прикасайся ко мне!" Лавиния Фонтана

Такие работы были, конечно, но их немного (у Джотто, например). Это первое явления Христа людям после Воскресения, его увидела Мария Магдалина, но Христос запретил ей приближаться: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".


"Немилосердный должник", Доменико Фетти

Это уже пошли притчи Христовы. В одной из притч рассказывается, как некоего раба освободили, простив ему целую кучу денег долга. И первое, что он сделал, как только получил свободу, это вцепился в горло своему должнику, который должен ему был какие-то копейки.


"Притча о работниках виноградника" Рембранд
Рассказ о бунте виноградарей, которые возмутились, что одинаково заплатили и тем из них, кто пришел на работу первым и трудился весь день, и тем, кто успел поработать только последний час. Виноградник - аллегория веры, царства небесного. Не важно, кто и когда примет его, награда всем будет одна.

Вот такие нечастые сюжеты. Теперь будете знать, что изображено на некоторых непонятных картинах. А мы к этому, возможно, еще когда-нибудь вернемся.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.

«Библеские темы в изобразительном искусстве»

Стержневая основа урока :

Тип урока: комбинированный

Урок изобразительного искусства в 7 классе

по рабочей программы

(на основе программы Б.М. Неменского).

Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край


Цель урока:

Задачи урока:

  • Метапредметные

Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории

  • Личностные

Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.


Задачи

Результат

  • Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
  • Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах

Рубенса, Джотто, Боттичели.

По деятельности:

По деятельности:

  • овладение
  • уметь
  • умениями читать заложенную идею

в художественном произведении сообразную замыслу художника;

Анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)

- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;

Навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)


  • Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
  • Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).

Зрительный ряд :

авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».

Музыкальный ряд:

«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.


Драматургия

/Структурообразующие элементы урока/

  • Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
  • Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
  • Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.

  • Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
  • Отношение к учебно-творческой деятельности.
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности.

Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом

Иоанн Златоуст - христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…

«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».

Иоанн Златоуст


«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.

Андрей Рублёв «Троица». 1420г


Рассмотрите и проанализируйте….

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

«Владимирская икона

Божией Матери»

Фрагмент


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.


Леонардо да Винчи.

Автопортрет.

Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.

«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа»


Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.

Рубенс Питер Пауль

(1577–1640)

Леонардо да Винчи.

Родился в1452г

Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец

кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года

Рафаэль Санти

( 1430-1520) «Автопортрет»

Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

«Поклонение волхвов»

Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )


Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304-1306).

Падуя. Капелла Скровеньи.


Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов

1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.


Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »

(1606 – 1669)

«Поклонение

волхвов»


Леонардо да Винчи.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…

«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)


в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

«Поклонение волхвов»

художник Сандро Боттичелли

1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134



Критерии оценки детского рисунка:

  • Отношение ребенка к уроку.
  • Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).
  • Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
  • Качество детской продукции непосредственность, идея.

Задание на самостоятельную работу

  • на тетрадном листке выполнить эскиз;
  • перенести эскиз на лист;
  • уточнить композицию.


Рефлексия

До конца урока осталось 5 минут.

Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.

Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».


  • подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
  • на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему


Для своего рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов Библии - молитву..




Работы по библейским сюжетам. .



Рисунки на рождественскую тему .



Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские истории, любимые ангелы...







uh.ru 3D рисунки на асфальте.