Павел дмитриченко встретил приговор улыбкой. Павел Дмитриченко возвращается в Большой театр Судебный процесс и версии мотива предступления

Имя Павла Дмитриченко в балет вписано жирным шрифтом. 33-летний артист снискал славу за яркие партии в блестящих спектаклях. Однако известны и непростые годы в биографии Павла Дмитриченко, которые связаны с покушением на художественного руководителя Большого театра. Известно, что эта история закончилась уголовным делом с отбыванием наказания.

Биография

Павел Витальевич Дмитриченко родился в семье артистов 3 января 1984 года. Его родители Виталий Павлович и Надежда Алексеевна работали в Ансамбле народного танца Игоря Моисеева. Павел был третьим, поздним ребенком в семье и первым мальчиком, поэтому его отец посвящал много времени единственному сыну и развивал в нем исключительно спортивную личность.

Павел Дмитриченко занимался футболом, хоккеем, единоборствами; о балете не было мыслей. Друг семьи и прославленный хоккеист СССР Владимир Лутченко готов был взяться за мальчика и готовить в профессиональные спортсмены. Однако мама прочила сыну будущее танцовщика, и ее мнение определило дальнейшую судьбу будущего артиста балета Павла Дмитриченко.

Начало карьеры

В 1993 году Павел поступил в Государственную академию хореографии, где его наставниками стали выдающиеся в прошлом артисты Большого театра Юрий Васюченко и Игорь Уксусников.

Упорство и присущее танцору трудолюбие помогли окончить в 2002 году вуз с отличием. Балет для Дмитриченко Павла становится делом всей жизни, его приглашают на работу самые лучшие театры, но он отдает предпочтение Государственному академическому Большому театру (ГАБТ). Репетициями руководили Василий Ворохобко и Александр Ветров. Поначалу Дмитриченко исполнял небольшие партии, был артистом кордебалета, но даже это требовало много отдачи, в том числе здоровья.

Работа в Большом и основные роли

Проработав лишь год в Большом, в 2003 году Павел Дмитриченко сталкивается с серьезными проблемами со здоровьем. Надо отметить, что в юности артист перенес операции, связанные со спортивными травмами. Очередное хирургическое вмешательство было сопряжено с врачебной ошибкой. Начавшийся абсцесс в области ахиллесова сухожилия экстренно прооперировали повторно. Долгая реабилитация, строжайший запрет врачей продолжать танцевать, каждый шаг давался через адскую боль - все это могло поставить в биографии Павла Дмитриченко как артиста балета жирную точку. Сильное обезболивание и целеустремленность танцора не только помогли справиться с недугом, но и привели к первым заметным ролям в ГАБТ.

В том же 2003 году Дмитриченко утверждают на роль отца Монтекки в постановке "Ромео и Джульетта", а в 2004 году Павел солирует в спектакле "Палата № 6". В этот период ему проводят решающую операцию на стопе, доктора возвращают почти полную ее подвижность.

2005 год знаменуется двумя событиями: получением диплома по специальности "хореограф-постановщик" и знакомством со светилом русского балета Юрием Григоровичем. Мэтр замечает юношу во время разучивания партии Яшки - центральной фигуры в спектакле "Золотой век". Можно сказать, что в творческой биографии Павла Дмитриченко этот спектакль был судьбоносным. Артист входит в число любимчиков Григоровича. В послужном списке появляются балеты "Жизель", "Эсмеральда", "Дон Кихот". В 2007 году Дмитриченко исполнил партию Злого гения в постановке "Лебединое озеро". Сразу две важные и сложные роли приносит 2008 год. Главные партии в спектаклях "Раймонда" и "Спартак" отдали талантливому артисту. После длительной реконструкции Большого театра на его сцену решили вернуть "Ивана Грозного", в 2012 году состоялась премьера спектакля с Дмитриченко в роли царя.

Перепитии Большого

Балет, как и любое творческое сообщество, имеет свои интриги, трения, соперничества внутри труппы и непонимание между артистами и руководством. Скандалы зародились в Большом с начал нулевых, они были связаны с Анастасией Волочковой, Цискаридзе. Были и проверки, связанные с распределением средств, направленных на реконструкцию театра. Самым громким и неспокойным для труппы временем стало пребывание на посту художественного руководителя Сергея Филина. Причин недовольства новым худруком было много.

Его обвиняли в требовании денег за определенные роли, в притеснении в творческом плане некоторых артистов балета. Труппа раскололась на два лагеря: тех, кого все устраивало, и тех, у кого были вопросы к руководству. Противоборство в итоге вылилось в трагедию и уголовное дело, которое облетело все мировые СМИ.

Покушение на худрука

Вечером 17 января 2013 года, когда подходил к дому, его окликнул неизвестный. Молниеносно плеснув в лицо художественному руководителю обжигающим реактивом, злоумышленник скрылся. У Филина диагностировали сильнейший ожог и госпитализировали в Германию. По делу о покушении на человека было заведено уголовное дело, Следственный комитет определял круг причастных лиц, о которых заявлял сам потерпевший, находясь на лечении. Филин обвинил в причастности Николая Цискаридзе как влиятельного и ярого противника театральной политики Сергея Филина. Ситуация вокруг именитого танцовщика, во всю нагнетаемая СМИ, в итоге прояснилась. Цискаридзе был вызван на допрос, где следователи не нашли Николая причастным к нападению. Также были допрошены и другие артисты.

Судебный процесс и версии мотива предступления

Спустя некоторое время следователи пришли и к Павлу Дмитриченко домой с обыском. Проанализировав звонки на мобильный, происходившие тем злополучным вечером, вскоре удалось выйти на след непосредственного исполнителя покушения. Им оказался ранее судимый безработный Юрий Заруцкий. Также задержали Андрея Липатова, который доставлял преступника до места покушения.

Всех троих фигурантов дела арестовали. С марта 2013 года в биографии Павла Дмитриченко начался новый, тяжелый виток.

Приговор "виновен"

Как выяснило следствие, Заруцкий был соседом Дмитриченко по даче. В разговоре о ситуации в театре Павел посоветовал обратиться к Филину. В результате, со слов Заруцкого, Дмитриченко попросил избить художественного руководителя, предварительно купив телефоны исполнителям и профинансировав преступную операцию.

На допросе Дмитриченко отрицал, что готовил тяжелую расправу кислотой. Сам Заруцкий полностью признал свою вину и уточнил, что о способе покушения на Филина не знал ни танцовщик, ни водитель Липатов. Однако гособвинители и адвокаты Филина настаивали на тщательном расследовании и поиске неопровержимого доказательства вины Павла Дмитриченко.

Рассматривали основные мотивы, среди которых были желание Дмитриченко занять пост художественного руководителя, месть за притесненную балерину и гражданскую жену Дмитриченко - Анжелину Воронцову. Снова всплывала фамилия Цискаридзе, с которым якобы был в сговоре Дмитриченко. Также характеристика Павла как вспыльчивого "правдоруба" и говорила о том, что он вполне способен на такое преступление. Все мотивы были опровергнуты, труппа театра во главе с Цискаридзе неоднократно писала письма в защиту Дмитриченко.

Двадцать восемь судебных заседаний, и приговор был вынесен по статье 111 Уголовного кодекса ("Причинение тяжкого вреда здоровью по предварительному сговору"). Заруцкий и Липатов получили по 10 лет и 4 года лишения свободы соответственно. Дмитриченко Павел Витальевич был осужден на шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима. Все трое также были обязаны выплатить Филину компенсацию в размере 3 млн рублей.

Тюремная свадьба и досрочное освобождение

Наказание Дмитриченко отбывал в Рязанской области. На протяжении всего времени он продолжал по мере возможности поддерживать себя в форме. Об артисте не забывали коллеги, постоянно писали письма, подбадривали. Был у Павла особо дорогой адресат, которому он отправлял письма и ждал с нетерпением ответа. Это была давняя знакомая Яна Фадеева. Девушка начала ездить вместе с родителями Павла на свидания в тюрьму. После очередной встречи артист сделал предложение Яне. 3 июля 2014 года девушка стала женой Павла Дмитриченко. Пара поженилась прямо в тюрьме.

Защита Дмитриченко направляла несколько ходатайств о досрочном освобождении артиста. 31 мая 2016 года танцовщика освобождают из-под стражи за примерное поведение. В колонии Павел отсидел три года.

Возвращение к балету

Вернувшись на свободу, артист сразу поблагодарил всех, кто поддерживал его на протяжении долгих трех лет. Сложности в биографии Павла Дмитриченко закончились. Пора было снова задуматься о любимой работе.

Нужно отметить, что Павел Дмитриченко вернулся в Большой театр, правда только с целью тренировок и восстановления необходимой формы для балета. У танцовщика также есть диплом хореографа-постановщика, который он собирается применить в будущем, так как "пенсионный" возраст артиста не за горами. Директор ГАБТ Владимир Урин заявил, что допускает то, чтобы Павел Дмитриченко вернулся в Большой театр. Но артисту придется поступать на конкурсной основе и при наличии свободных мест.

После освобождения Павла история о покушении снова стала активно подниматься СМИ. За что сидел Павел Дмитриченко, вызывает массу вопросов у наблюдателей процесса. Сам артист уверен, что раскрытие правды и истинных причин - дело времени. Пока радуют Павла Дмитриченко жена, родители, верные друзья и сила духа, которую он приобрел в результате этого испытания.


Павел Дмитриченко родился в семье танцоров – родители его выступали в Государственном академическом ансамбле народного танца; именно по воле родителей Павел и сам занялся танцами. Сам Дмитриченко в детстве особой любви к танцам не испытывал, однако способности и впрямь демонстрировал неплохие.

Окончив Московскую академию хореографии, Павел поступил в труппу Большого театра. Изначально Дмитриченко планировал задержаться в Большом – да и в балете в целом – от силы на два года; за эти два года, однако, Павел сумел добиться довольно впечатляющих результатов и решил задержаться на сцене.

Молодого Дмитриченко называли чрезвычайно талантливым и перспективным танцором; ему регулярно доставались ведущие партии в довольно крупных и престижных спектаклях. К 2011-му Дмитриченко стал, фактически, ведущим солистом Государственного Академического Большого Театра.

в Большом Дмитриченко познакомился с балериной Анжелиной Воронцовой. Официального подтверждения многочисленным слухам о якобы завязавшемся между ними романе нет, однако многие знакомые танцора склонны считать, что определенная почва у этих слухов все же имелась.

Карьера Воронцовой сложилась не так хорошо, как у Дмитриченко; в 2009 году скончалась наставница балерины, Екатерина Максимова, после чего Анжелина перешла "под крыло" к Николаю Цискаридзе. Увы, особых плодов это сотрудничество не дало; некоторые склонны считать, что Воронцова смогла бы добиться куда большего, выступая под началом преподавателя женского пола. По одной из версий, именно сравнительно невысокий класс, демонстрировавшийся Анжелиной в последних её выступлениях, и стал причиной её конфликта с Сергеем Филиным; другая версия гласит, что Филин невзлюбил Воронцову еще в 2009-м, когда она отказал

ся поступать в его труппу. Так или иначе, отношения с Филиным у Воронцовой несколько не сложились.

Поздно вечером 17 января 2013-го на Сергея Филина было совершено нападение – некто неизвестный плеснул ему в лицо кислотой. Главным подозреваемым народная молва практически сразу сделала Николая Цискаридзе, нередко критиковавшего руководство театра и бывшего руководителем Воронцовой. Вскоре, однако, следствие установило, что вечером 17 января некто Юрий Заруцкий звонил от дома Филина Павлу Дмитриченко. Заруцкий уже был неоднократно судим и выглядел вполне подходящим кандидатом на исполнение подобного рода покушения. Позже следствие обратило внимание на еще одного телефонного собеседника Заруцкого – некоего Андрея Липатова.

В ночь с 5 на 6 марта Заруцкий, Липатов и Дмитриченко были задержаны. Все трое дали признательные показания сразу же; как оказалось, первый

собственно произвел нападение, второй выступил в качестве его водителя. Дмитриченко признался в том, что "заказал" Филина, хотя и оговорился, что нападение прошло не так, как он планировал. Наиболее вероятным мотивом считается обида за несправедливо притесняемую Воронцову – знакомые описывали Дмитриченко как человека чрезвычайно импульсивного, темпераментного и вполне способного на нечто в этом роде исключительно ради одной лишь мести.

Юристы утверждают, что определенные шансы избежать тюремного заключения у Павла Дмитриченко имеются – при определенных стараниях адвокаты его могут свести дело к менее тяжкой статье; на руку им играет прежде всего то, что повреждения Филин получил далеко не смертельные. Балетная карьера Павла, однако, закончена с вероятностью практически стопроцентной – и уже никакие врожденные способности не смогут вернуть Дмитриченко на сцену.

В мае 2016 года Дмитриченко освободили из колонии по УДО. Своей вины в кислотной атаке на Сергея Филина он не признал, а дело назвал сфабрикованным. Версия, что Павел мстил худруку балета за притеснения своей девушки Анжелины Воронцовой, в суде не сыграла.

Вскоре после освобождения в интервью BBC Павел Дмитриченко не исключил возможности вернуться в Большой театр.

У меня очень много предложений, но я все равно считаю своим домом Большой театр, и господин директор официально сказал, что я могу спокойно вернуться в Большой театр. Это не было официальным приглашением, но я могу поступить на общих основаниях. Я в форме, у меня большой опыт, я 10 лет работал на сцене Большого театра, - сказал танцовщик.
По его словам, он активно поддерживал физическую форму в колонии. А в конце сентября, сообщает МК, Дмитриченко приступил к занятиям у педагога Владимира Никонова, к которому он ходит на утренние классы в Большой театр.


Получить постоянный пропуск в театр невозможно без ведома генерального директор Владимира Урина. В недавнем интервью британскому журналу Dancing Times Урин сказал: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведенных в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой - это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».

В труппе к появлению Дмитриченко в стенах театра отнеслись, скорее, благожелательно. Но профи прекрасно понимают, насколько трудно будет танцовщику вернуть былую форму. Тот же Николай Цискаридзе не так давно выразил большие сомнения в счастливом сценарии для Павла Дмитриченко. А вдруг? Характер у Павла бойцовский. В профессию он в любом случае вернётся. Сцены множества театров для него открыты. Но он нацелен на Большой.


P.S. 21 сентября 2015 года Анжелина Воронцова вышла замуж за Михаила Татарникова, главного дирижёра и музыкального руководителя Михайловского театра. Там она сейчас в штате в качестве ведущей балерины.

Наверное, самая неприятная история в современной истории российского балета получает продолжение - появилась информация, что Павел Дмитриченко, который в 2013 году был приговорён к лишению свободы за организацию нападения на Сергея Филина, вернулся в Большой театр.

Правда, речь идёт, конечно, не о вступлении в труппу Большого и уж тем более не об участии в постановках, а об утренних тренировках у педагога Владимира Никонова. Из российских СМИ внимание этому факту уделила лишь интернет-версия Mk.ru - издание приводит слова одного из солистов Большого театра, пожелавшего остаться неизвестным:

"Многие, конечно, когда видели его первый раз после долгого отсутствия, не могли скрыть удивления. Я знаю, что он сам некоторое время боялся прийти в театр… Ещё летом до окончания прошлого сезона он несколько раз приходил к служебному подъезду, встречался с друзьями, но в сам театр не заходил, потому что волновался, как встретит его коллектив. И был приятно удивлен доброжелательным к нему отношением. Никакого негатива нет к нему абсолютно. Может, единицы и восприняли это не слишком хорошо… Но я таких даже не знаю…".

Вот лишь некоторые из них (орфография и пунктуация сохранены):

"Дорогой Павел, Ваша жизнь, Ваша личность и то, что Вы делаете, необычайно вдохновляют. Начинаешь верить и в свои силы и в то, что всё плохое пройдет, а тяжелое - будет преодолено. А Ваша сила воли и характера, похоже, безгранична. С восхищением и пожеланием Удачи".

"Вы прошли через Ад....и победили! Наслаждайтесь жизнью, Вы Талант!! люди зависливы, но есть Танец, рядом с Вами прекрасный человек, настоящие друзья---много не бывает---Приезжайте в Boston! сделаем -Мастер классы--- выступления!".

Кстати, намного охотнее эту новость подхватили зарубежные издания, в том числе и столь авторитетные, как британское The Guardian, американские The New York Times и NBC, а также французское Europa Press.

Так, Reuters приводит слова пресс-секретаря Большого театра: "Дмитриченко действительно был выписан по его просьбе пропуск для утреннего посещения Большого театра... Это никоим образом не означает, что он будет работать в Большом театре в будущем".

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин также высказался по этому поводу: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведённых в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой — это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».


Павел Дмитриченко, 2013 год

Напомним, в 2013 году Сергей Филин, который тогда занимал позицию художественного руководителя балетной труппы Большого театра, подвергся нападению - артисту плеснули в лицо кислотой. Некоторое время Филин провёл в больнице, после чего он перенёс несколько операций и проходил длительную реабилитацию, по сведениям различных источников после этого случая он так и не смог полностью восстановить зрение. В декабре того же 2013 года суд признал артиста Большого театра Павла Дмитриченко виновным в нападении и приговорил к лишению свободы на шесть лет. Однако, Дмитриченко вышел по УДО в мае 2016 года.


Сергей Филин - в числе судей GallaDance Showcase Grand Prix в феврале 2016 года

Сейчас ему 32 года, судя по комментариям его коллег и фотографиям, Дмитриченко стал выглядеть массивнее, сам артист ранее заявил, что ежедневно выполнял физические упражнения, находясь в тюрьме. Сергей Филин же ещё в середине 2015 года в Большом театре. Тогда Владимир Урин отрицал наличие какого-то недовольства Сергеем Филиным, а в качестве причин расставания называл "внутренние факторы". В том же году Сергей Филин появился на телевидении в качестве постоянного члена жюри шоу "Танцы со звёздами", а сейчас он является руководителем мастерской молодых хореографов Большого театра.

фото на главной: страница Дмитриченко в Facebook

Мещанский суд Москвы приговорил солиста балета Большого театра 29-летнего Павла Дмитриченко, обвиняемого в организации нападения на своего худрука Сергея , к шести годам колонии строгого режима. Как уточнил корреспондент «Газеты.Ru» из зала суда, исполнитель нападения 35-летний безработный ранее судимый житель Рязанской области Юрий Заруцкий приговорен к десяти годам . Еще один фигурант — 32-летний безработный житель Подмосковья , который на машине доставил исполнителя на место преступления, получил четыре года строгого режима. Все они признаны виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном группой лиц по предварительному сговору в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности (ч. 3 ст. 111 УК).

Суд принял решение взыскать с фигурантов дела в качестве компенсации вреда Филину 3,5 млн руб.

Ранее Филин заявил гражданский иск о возмещении материального вреда в размере 508 тыс. руб. Половина этой суммы ушла на оплату перевода медицинских документов. Моральные страдания он оценил в 3 млн руб.

Нападение на Филина было совершено 17 января в Москве. В лицо худруку плеснули кислотой. Он попал в больницу с химическими ожогами третьей степени, включая ожог глаз. Чтобы сохранить зрение, Филин перенес 20 операций.

По версии следствия, инициатором нападения на худрука Большого театра являлся именно Дмитриченко, который был недоволен назначениями артистов балетной труппы на роли в постановках и «распределением между ними денежных выплат». «Для осуществления задуманного он привлек своих знакомых Заруцкого и Липатова и совместно с ними разработал план преступления», — говорится в сообщении .

Как утверждают следователи, 17 января Заруцкий вместе с соучастником Андреем Липатовым выехал в Москву для осуществления этого плана. Получив от Дмитриченко адрес Филина и дождавшись, когда артист сообщил по телефону, что руководитель балета выехал домой, Заруцкий стал караулить его возле подъезда. Когда Филин появился возле дома, Заруцкий плеснул ему в лицо кислотой из банки.

Сразу после задержания все трое подозреваемых признали свое вину. Тем не менее, когда решался вопрос об аресте Дмитриченко, его положительную характеристику для суда подписали 155 «членов трудового коллектива» Большого театра.

Во время избрания меры пресечения в суде Дмитриченко уточнил, что «не заказывал причинить вред человеку».

Исполнитель нападения Заруцкий, согласно показаниям артиста, сам предложил «подъехать к Филину и дать ему по башке». «Я согласился на его предложение», — подтвердил Дмитриченко. Однако он не знал, что Заруцкий собирается облить Филина кислотой. Заруцкий свою вину признал полностью, а в сентябре во время продления сроков ареста заявил, что совершил преступление исключительно по своей инициативе.

Адвокат Дмитриченко Сергей Кадыров уже сообщил, что будет обжаловать вынесенный во вторник приговор суда.

Ранее солист театра согласился, что с учетом чистосердечных признаний подсудимых и показаний свидетелей его можно привлечь к ответственности, но лишь по ст. 116 УК (побои).

Подробный репортаж «Газеты.Ru» из зала суда читайте в ближайшее время.