Строгановский дворец. Строгановский дворец - lizzy_darcy

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Строгановский дворец

Строгановский дворец

Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире. Правда, связывают не с этим восхитительным строением, а лишь с его кухней. Ведь по указу Строганова его повар придумал всемирно знаменитую говядину по-строгановски – бефстроганов.

А ведь Строгановский дворец – единственное здание на Невском проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически неизменным за всё время своего существования. Если не считать цвета стен.

Во времена Анны Иоанновны на этом месте находилось недостроенное архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии Михаилом Григорьевичем Земцовым деревянное здание. Участок принадлежал портному И. Нейману.

В 1742 году, уже при Елизавете Петровне, его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом.

На соседнем по Невской першпективе участке жил императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение. Однако, пусть бедное, но в центре столицы жильё сосед продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом.

Перестройкой дома Строганова в марте 1753 года занялся Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. На время работы зодчий поселился в первом этаже дома Строганова. Но после неожиданного пожара 1 ноября 1753 года повару всё-таки пришлось переселиться, так как деревянные дома и его, и его соседа неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей Григорьевич писал в письме своему сыну Александру: «Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями, что удивления достойно».

Строгановский дворец. Современный вид

Надо отметить, что участие Растрелли в строительстве частного здания является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов отблагодарил Растрелли в полной мере. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора.

Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1756 года здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения. Елизавета, как известно, любила всякие празднества. Современник писал: «В Обществе императрица появляется не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани самого нежного цвета, иногда белой с серебром. Голова ее всегда обременена бриллиантами, а волосы обыкновенно зачесаны назад и собраны наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами. Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, потому что предоставляет себе исключительное право его носить. Ни одна другая женщина в империи не смеет причесываться так, как она».

Новый дворец поражал современников. Простенки между окнами украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.

В 1756 году, после смерти Сергея Григорьевича, дворец перешёл во владение его сына, Александра Сергеевича Строганова. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств. Ему же приписывают изобретение знаменитого блюда – бефстроганов.

В 1787 году интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Фёдор Иванович разобрал во дворе все служебные постройки. Вместо них были построены два новых флигеля – южный и восточный. Таким образом, здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.

В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин. Он изменил не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой. В 1790-х годах в здании произошёл сильный пожар. Выгорел практически весь дворец. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только большой танцевальный зал с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж. Валериани. Это единственный в Санкт-Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли.

Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек – певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы. Однако здесь не было, казалось бы, главного помещения – спальни. Такая причуда объяснялась тем, что владелец привык спать в разных комнатах. Причём спал Александр Сергеевич в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати.

После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его единственного сына – Павла. После того, как Павел Александрович был убит в Краонском сражении во Франции, был учрежден маойрат Строгановых. Это означало, что неделимое имущество передавалось по наследству старшему в роду. После смерти Павла Александровича в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне. В 1818 году она выдала замуж свою старшую дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул.

Младшая дочь Софьи Владимировны Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820-х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П.С. Садовников. Им был создан арабесковый зал. Во дворе Садовников соорудил голубятню. Она просуществовала там до начала ХХ века. После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году дворец отошёл внуку – графу Сергею Александровичу.

В течение XIX века дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец – розовым.

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этим пользовались и небогатые граждане.

В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию. После 1917 года все Строгановы уехали из России. В 1918 году дворец был национализирован, здесь открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому музею, в доме расположилась Академия сельскохозяйственных наук.

В 1988 году здание передано Русскому музею. В 1991 году во дворце начал реставрироваться, а затем открылся филиал музея.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора

Строгановский дворец Имя русского вельможи, владельца этого дворца на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, знают во всем мире. Правда, связывают не с этим восхитительным строением, а лишь с его кухней. Ведь по указу Строганова его повар придумал всемирно

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

автора

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Ксеркса Дворец Ксеркса находится к югу от Тройного портала и тачары Дария. Он был сооружен на самом высоком месте террасы. Это значительно расширенный вариант дворца Дария. Например, в его Центральном зале имеется шесть рядов колонн, по шесть в каждом, а не

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Предыдущая фотография Следующая фотография

Строгановский дворец в центре Петербурга - уникальное здание в стиле барокко, построенное в 18 веке. Этот огромный дом принадлежал старинному купеческому роду Строгановых. История создания Строгановского дворца заслуживает особого внимания.

Строгановский дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна.

В 1742 году барон Сергей Строганов купил деревянный дом на Невском проспекте. По соседству с ним проживал господин Шестаков - повар императора. Строганов, мечтавший построить здесь большой каменный дом, все время просил соседа продать ему свой участок земли. Но Шестаков не хотел расставаться с жильем. Тогда Строганов решил просто перестроить собственный дом. Для этого он нанял самого известного петербургского архитектора - Растрелли. Чуть позже волею судьбы мечта барона осуществилась. Деревянные постройки на Невском пострадали во время пожара, и соседская земля все-таки досталась Строганову.

Растрелли никогда не занимался строительством частных домов, потому что был придворным архитектором. Но для Строганова было сделано исключение.

Дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна. Императрице роскошное здание, состоящее из 50 комнат, пришлось по вкусу. Интересно, что свой следующий день рождения она отметила у Строгановых.

Впоследствии Строгановским дворцом владели потомки Сергея Григорьевича. Его сыновья Александр и Павел вносили свои коррективы во внутреннее и внешнее убранство дома. Но в конце 18 века во дворце случился пожар, уничтоживший практически все. Уцелел лишь Бальный зал. Сегодня это единственное парадное помещение, созданное Растрелли, которое не пришлось восстанавливать. Постепенно Строгановский дворец возродили, и он вновь стал центром культурной жизни Северной столицы. На здешних балах и маскарадах бывали многие известные люди Петербурга - Крылов, Державин, Фонвизин. Кроме того, в Строгановском дворце хранились прекрасные произведения искусства - огромные коллекции картин и скульптур, а местная библиотека считалась одной из самых богатейших в стране.

Семья Строгановых жила на широкую ногу. Во дворце было очень много обслуживающего персонала - 600 человек. Кроме того, хозяева дворца были очень щедрыми людьми. Во внутреннем дворе они часто устраивали «открытые обеды», на которые могли прийти даже посторонние и небогатые петербуржцы. Во время таких трапез Строгановы угощали горожан вкуснейшими блюдами. Кстати, появлению популярного блюда русской кухни бефстроганов мы обязаны именно этой семье.

После революции Строгановский дворец национализировали, а его хозяева уехали за границу. Сначала в здании был открыт историко-бытовой музей, а спустя время сюда переехала Академия сельского хозяйства. Все коллекции Строгановых были переданы Эрмитажу , библиотека - Томскому университету. В настоящее время Строгановский дворец является частью Русского музея .

Практическая информация

Адрес Строгановского дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17, станция метро «Невский проспект».

Стоимость посещения дворца для взрослых - 420 RUB, для школьников и студентов - 200 RUB, для дошкольников - бесплатно. Комплексный билет на посещение Строгановского, Михайловского , Мраморного дворцов и Михайловского замка , рассчитанный на три дня, будет стоить 900 RUB. Для школьников и студентов - 450 RUB.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Строгановский дворец (дворец Строгановых) построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754. Ныне - филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.

Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом в стиле русского барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами, искусно выполненными из железа.
Дворец был построен "глаголем" (в плане дворцовое здание имеет форму буквы " Г"). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки. В конце XVIII - начале XIX века Андрей Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах - восточном и южном.

В 1842 году Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в "растреллиевском духе", придав парадному двору общее стилевое звучание.

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и др. К началу двадцатого века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик, а некоторые из них сохранили лишь отдельные его элементы.

В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в "Народный дом-музей (бывший Строганова)", формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был "Электромортрест" Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие "Эра" МСП СССР.

4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 "Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца".

Проведенные в период 1989-2003 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили возвратить Строгановскому дворцу, одному из немногих частных жилых строений, сохранившихся в историческом центре города, его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф. Б. Растрелли.

Теперь здесь открыт для посетителей Большой зал - единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Дж. Валериани "Триумф Героя".

Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленных самыми известными русскими архитекторами XVIII-XIX веков - Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.

В 1992 году по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа Сергея Александровича Строганова (1852-1923), в Нью-Йорке был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Задачей Строгановского фонда является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И ИНТЕРЬЕРЫ.

Ф.Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых. Растреллиевская галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой или Танцевальный зал, площадью 128 квадратных метров, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон "Триумф Героя", занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. Сюжетом является триумф мифологического героя, восходящего на Олимп. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х годов перестройкой дворца занимается "домашний" архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступает в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин вносит классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создает на месте Зеркальной галереи 1750-х годов Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию приема отражения в зеркалах, которыми отделана вся южная стена, включая простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-х годах воссоздать первоначальный замысел А. Воронихина.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер этого известного русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII века. Кабинет был выполнен А. Воронихиным в 1791-1792 гг. Он предназначался для размещения богатейшего книжного собрания графа А. С. Строганова - на нижнем ярусе и для экспонирования коллекции минералов - на верхнем.

Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: "Огонь", "Воду", "Землю" и "Воздух". Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX века предположительно П. Гонзаго. В середине XIX века зал был превращен в Бильярдную, а ярусы были отделены друг от друга, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х годах, из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана (Москва), в который в 1919 году была передана коллекция минералов из дворца Строгановых, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находилась знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Картинная галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Стены галереи были затянуты зеленым шелком, обрамленным золоченым багетом. (В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена - поверхность стен штукатурили и красили зеленой краской. Облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.)

Вдоль стен стояли несколько диванов и кресел с зеленой обивкой. Этот мебельный гарнитур находится сейчас в фондах Русского музея. Здесь же стояла великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и бронзовые трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф. Томиром.

При передаче Строгановского дворца Институту прикладной ботаники в 1929 году все предметы декоративного убранства были вывезены из Картинной галереи, большей частью в Эрмитаж, а в помещении устроили читальный зал института. Последняя реставрация галереи проводилась в 1964-1966 гг. В 50-60-х годах XX века здесь размещался актовый зал предприятия "Эра". В настоящее время этот ценнейший интерьер остро нуждается в очередной реставрации.

Александр Бенуа называл Картинную галерею "душой" Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1737-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. Этот своего рода музей западноевропейской живописи XVI-XVII веков, созданный замечательным русским меценатом, был открыт для всех любителей искусства.

Использованы материалы сайта http://rusmuseum.ru/

В 16-летнем возрасте А.Н. Воронихин приехал в Москву, где поступил в архитектурную школу московского Кремля. Был учеником В.И. Баженова, впоследствии много лет работал с английским архитектором Ч. Камероном. А.Н. Воронихин обладал многограннным талантом: выполнял очень модные в начале XIX в. росписи на фарфоре, миниатюрные портреты, писал иконы для Спасо-Андроникова монастыря, неподалеку от которого находилась дача Строгановых на Яузе – место проживания будущего архитектора, рисовал акварелью эскизы проектируемых архитектурных и ландшафтных сооружений.

Детские годы будущий архитектор провел в семье приказчика Строгановых Воронина, к дому которого была приписана и его мать. Вследствие этого соседи прозвали ее Ворониха, а ее сын был записан в метриках, как Воронихин.

Несмотря на переезд в северную столицу, А.Н. Воронихин по крайней мере дважды возвращался в Москву, где у него были друзья, в частности, В.И. Баженов, с которым А.Н. Воронихина связывало единство эстетических воззрений.

В 1775-76гг и в 1785г проездом в усадьбу Голицыных Городня Калужской обл. и по пути заграницу.

В 1790-х гг. А.Н. Воронихин работал в окрестностях Москвы в усадьбе Голицыных-Строгановых Братцево.

В 1782г. по приглашению графа А.С. Строганова А.Н. Воронихин переехал в Санкт-Петербург в знаменитый дворец Строгановых на Невском проспекте. А.Н. Воронихин считается незаконным сыном крепостной и камергера и генерал-майора барона А.Н. Строганова – двоюродным братом владельца дома на Невском – президента Академии Художеств, директора публичной библиотеки, коллекционера и мецената графа А.С. Строганова.

1790-е гг. стали временем наивысшего расцвета талантов А.Н. Воронихина - он стал домашним архитектором Строгановых, поручавших ему масштабные художественные работы по украшению дворца на Невском, а также в их загородных усадьбах Марьино и В новой деревне на Черной речке.

Заключительным этапом творческой деятельности А.Н. Воронихина стало воплощение его проектов в усадьбе Кузьминки. В 1804г скончался владелец имения князь М.М. Голицын и до 1816г усадьба перешла в руки его вдовы А.А. Голицыной (Строгановой), по свидетельству современников, признававшей А.Н. Воронихина (уже академика и кавалера многих орденов) своим кузеном. Исполнителем проектов А.Н. Воронихина стал итальянский архитектор Джовани Батиста Жилярди – отец Доменико Жилярди.

Можно предположить, что именно по ее просьбе архитектор спроектировал в 1806-12 годах в Кузьминках, по образцу модного в то время «помпеянского стиля», с постройкой краснокирпичной подпорной стенки, образованию 2 террас, на самой высокой точке усадьбы был сформирован господский двор, дренажный ров и арочный мостик через него, установлены чугунные решетки с переплетенными кольцами –стилизованное изображение цепи, в виде маленького замка со шпилем построен павильон «Мельничный флигель» с бельведером и «Мост на плотине» со скульптурами «Времена года», а также выполнены росписи в «воксале» -Египетском зале Померанцевой оранжереи.

Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в 1720-е гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 - 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.

В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.

В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в " Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 г. помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г. Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989–2014 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.

В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова (1852-1923), в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России. Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.

Архитектура и интерьеры

Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.

Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII - начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе - восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова (1736-1811). В 1842 г. Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.

Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи 1750-х гг. Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-2000-х гг. воссоздать первоначальный замысел.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг. Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.

Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место. Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.

Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.

Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. - Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления. Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана - в конце 1850-х гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С. Строганова (1818-1864), правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.

В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.

Владельцы

Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.

Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора. В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.

Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».

Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817) сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте. Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г. в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).

Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича - Наталье. Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это - знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья - Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).

Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов (1852-1923) , который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.