В третьяковской галерее открылся вернисаж "созвездие апшерона".

Третьяковская галерея представляет амбициозный долгосрочный проект — серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, ныне являющихся независимыми государствами. Последние 25 лет произведения из этого музейного фонда практически не выставлялись. Теперь, по прошествии десятилетий, настало время вдумчиво и непредвзято рассмотреть творчество шестидесятников, семидесятников и восьмидесятников из бывших советских республик.

Во второй половине ХХ века в собрание Галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2 000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феноменаизобразительного искусства национальных школ.

Первая выставка проекта, организованная при поддержке Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации, представляет творчество художников Азербайджана. Основным источником комплектования коллекции азербайджанского искусства в Третьяковской галерее с 1945 года были в первую очередь выставки: всесоюзные и последовавшие за ними региональные, республиканские, групповые и, наконец, персональные.

Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы. Важной чертой собрания является почти полное отсутствие произведений, отражающих идеологическую конъюнктуру своего времени. Выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи.

Собранные вместе, произведения живописцев разных художественных полюсов демонстрируют, сколь много у них точек соприкосновения. Они не противостоят, а, скорее, тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветностью колористической гаммы, особой пластикой. Эти явления представляют разные грани одного культурного явления — азербайджанской художественной школы.


Следуя характерным с конца 1950-х — начала 1960-х годов художественным поискам национальной идентичности, каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

В 1960-1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.

Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира. Характерные черты азербайджанской школы — стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма.


Лидер «Апшеронской школы» Джавад Мирджавадов сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов. Ашраф Мурад отличался от современников выбором тем и глубоким драматизмом своих картин. Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб.

Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде — мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Об одной из граней творчества Таира Салахова рассказывают его театральные эскизы.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.

Стоимость билетов:

  • взрослые — 500 рублей;
  • льготный — 200 рублей;
  • бесплатно — для лиц до 18 лет.

Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный.

В Москве открылась выставка, посвященная азербайджанской школе живописи 60-80-х годов ХХ века «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960-1980-х годов».

Выставка организована Государственной Третьяковской галереей при поддержке Фонда Гейдара Алиева, Фонда Марджани и Национального музея искусств Азербайджана. Торжественную церемонию открытия выставки посетили первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры России Владимир Мединский.

"Народы Азербайджана и России связывают тесные узы, и немалая доля из них приходится на культурные связи", - сказала Мехрибан Алиева, выступая перед собравшимися. Первая леди Азербайджана отметила, что выставка готовилась больше года и теперь открыта для всех желающих.

Настоящая выставка - это часть амбициозного и долгосрочного проекта Третьяковской галереи, задача которого познакомить с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, ныне являющихся независимыми государствами.

Выставка азербайджанских художников является первой в звене экспозиций, посвященных искусству республик пост-советского пространства.

Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы.

Выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако настоящий показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили соорганизаторами выставки и поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ.

Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец поздравила в своем выступлении коллектив Третьяковской галереи с замечательным проектом.

«Собрать и показать произведения лучших художников советских республик - это возможность для каждого из нас прикоснуться к славному прошлому», - сказала Ольга Голодец.

Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

Владимир Мединский вспомнил на церемонии открытия о своих поездках на Апшерон: "Земля Апшерона богата талантами. Я был там неоднократно. Там такая атмосфера, что самому хочется творить", - сказал министр.

В 1960–1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов. Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.






Выставка «Созвездие Апшерона» открылась в Москве

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Созвездие Апшерона», на которой представлено несколько десятков работ азербайджанских художников 1960–1980-х годов из собрания Третьяковки, а также государственных и частных коллекций Азербайджана.

Вице-премьер Ольга Голодец отметила большое число гостей вернисажа, добавив, что уже с первого дня заложен успех экспозиции. «Такое количество гостей демонстрирует живой интерес к культуре Азербайджана и к тому периоду, который представлен на выставке», - сказала зампредседателя Правительства РФ. «Сегодняшняя выставка - это совершенно новый взгляд на искусство Азербайджана и я уверена, что экспозиция не оставит никого равнодушным: тепло Азербайджана, его краски, колорит вы почувствуете в каждом произведении», - отметила Ольга Голодец, обращаясь к гостям.

Со своей стороны Министр культуры РФ Владимир Мединский призвал всех гостей Третьяковской галереи начать знакомство с культурой Апшерона с экспозиции на Крымском Валу.

«Апшерон - полуостров обладающий, как считают в Азербайджане, особой творческой энергетикой. Я бы хотел посоветовать всем гостям Третьяковки начать знакомство с его культурой, конечно, с посещения, этой замечательной выставки, а потом можно отправиться и в солнечный Азербайджан», - сказал глава Минкультуры России.

Как рассказала Президент Фонда Гейдара Алиева, Посол Доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева, выставка готовилась в течение года и охватывает период яркого всплеска азербайджанского искусства. «Здесь представлена целая школа, направление, которое нашло в последствии своих последователей. Сегодня в Азербайджане много молодых художников, чье творчество пронизано художественной эстетикой именно этого периода», - отметила она.

«Созвездие Апшерона» - первая экспозиция долгосрочного проекта, знакомящего с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР.

Коллекция произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик формировалась в Третьяковской галерее во второй половине 20-го века. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, насчитывающая более 2 тыс. произведений национальных художественных школ. Стоит отметить, что последние 25 лет произведения из этого музейного фонда практически не выставлялись.

Всего собрание Третьяковки насчитывает более сотни живописных произведений азербайджанских мастеров, а выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие из них. Кроме того, специально для экспозиции значительное количество работ было привезено из Азербайджана.

«Мы первый раз показываем вместе великолепную коллекцию азербайджанского искусства 50-80-х годов которая была аккумулирована в Третьяковской галерее и работы художников Азербайджана, хранящиеся в государственных и частных собраниях этой страны», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. По ее словам, одна из задач объединить в одной экспозиции полотна из коллекции галереи, выполненные художниками, которых условно можно назвать «официальными», и произведения из азербайджанских музейных и частных собраний кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы.

Сквозной темой экспозиции является тема Апшерона, которая познакомит посетителей с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Кроме того, особый интерес вызовут картины конца 1950-х – начала 1960-х годов, основная черта которых - поиск национальной идентичности. Каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры.

Среди работ, произведения представителей «Апшеронской школы» - Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Джавада Мирджавадова, Ашрафа Мурада, Камала Ахмеда и Фазиля Наджафова, а также Надира Абдурахманова, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Саттара Бахлулзаде, Фархада Халилова и многих других.

Выставка организована Третьяковской галереей совместно с Фондом Гейдара Алиева и Фондом Марджани при поддержке посольства Азербайджана в РФ.

Выставка «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» открыта до 26 февраля 2017 года.


Крымский Вал, 10, залы 80–82

Третьяковская галерея представляет амбициозный долгосрочный проект – серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, ныне являющихся независимыми государствами. Во второй половине ХХ века в собрание Галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2 000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феномена – изобразительного искусства национальных школ.

Последние 25 лет произведения из этого музейного фонда практически не выставлялись. Теперь, по прошествии десятилетий, настало время вдумчиво и непредвзято рассмотреть творчество шестидесятников, семидесятников и восьмидесятников из бывших советских республик. Специалистам Галереи представляется актуальной задача на основе музейной коллекции и произведений, привлеченных из других собраний, исследовать проблематику официального и неофициального искусства, выявить в нем наличие или отсутствие сущностных противоречий и общих черт, а также продемонстрировать поэтику, пластическое богатство и своеобразие живописи национальных школ.

Первая выставка проекта, организованная при поддержке Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации, представляет творчество художников Азербайджана. Основным источником комплектования коллекции азербайджанского искусства в Третьяковской галерее с 1945 года были в первую очередь выставки: всесоюзные и последовавшие за ними региональные, республиканские, групповые и, наконец, персональные. Наиболее плодотворный период комплектования совпал с заключительным этапом формирования азербайджанской национальной художественной школы, временем ее подъема, который пришелся на 1960–1980-е годы. Одновременно с пополнением коллекции шел процесс ее изучения, результатом которого стало издание в 2013 году седьмого тома каталога собрания Третьяковской галереи.

Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы. Важной чертой собрания является почти полное отсутствие произведений, отражающих идеологическую конъюнктуру своего времени. Даже социальная заостренность, присущая живописи "сурового стиля" начала 1960-х годов, не нашла значительного места в работах, поступивших в музей за 40 лет.

Выставка "Созвездие Апшерона*" включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако настоящий показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили соорганизаторами выставки и поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ. Задача выставки - объединить в одной экспозиции полотна из коллекции Галереи, выполненные художниками, которых условно можно назвать "официальными", и произведения из азербайджанских музейных и частных собраний кисти тех живописцев, кто в советское время был лишен возможности широко выставлять свои работы. Такой разносторонний показ являет картину художественного процесса в Азербайджане во всей полноте. Кураторы предлагают отказаться от принятых стереотипов. Собранные вместе, произведения живописцев разных художественных полюсов демонстрируют, сколь много у них точек соприкосновения. Они не противостоят, а, скорее, тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветностью колористической гаммы, особой пластикой. Эти явления представляют разные грани одного культурного явления – азербайджанской художественной школы.

Следуя характерным с конца 1950-х – начала 1960-х годов художественным поискам национальной идентичности, каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон - это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

В 1960–1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название "Апшеронская школа". Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.

Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира.

Характерные черты азербайджанской школы - стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма.

Лидер "Апшеронской школы" Джавад Мирджавадов сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов. Ашраф Мурад отличался от современников выбором тем и глубоким драматизмом своих картин. Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде - мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Об одной из граней творчества Таира Салахова рассказывают его театральные эскизы.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы

Фотография: DR

Третьяковская галерея представляет амбициозный долгосрочный проект - серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав СССР, а ныне являющихся независимыми государствами. Во второй половине ХХ века в собрание галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феномена - изобразительного искусства национальных школ.

Первая выставка проекта, организованная при поддержке Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации, представляет творчество художников Азербайджана. Основным источником комплектования коллекции азербайджанского искусства в Третьяковской галерее с 1945 года были в первую очередь выставки: всесоюзные и последовавшие за ними региональные, республиканские, групповые и, наконец, персональные. Наиболее плодотворный период комплектования совпал с заключительным этапом формирования азербайджанской национальной художественной школы, временем ее подъема, который пришелся на 1960–1980-е годы. Одновременно с пополнением коллекции шел процесс ее изучения, результатом которого стало издание в 2013 году седьмого тома каталога собрания Третьяковской галереи.

Насчитывающая более сотни живописных произведений, которые отличает исключительно высокий художественный уровень, коллекция дает представление об особенностях азербайджанской школы. Важной чертой собрания является почти полное отсутствие произведений, отражающих идеологическую конъюнктуру своего времени. Даже социальная заостренность, присущая живописи «сурового стиля» начала 1960-х годов, не нашла значительного места в работах, поступивших в музей за 40 лет.

Выставка «Созвездие Апшерона» включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Однако настоящий показ был бы невозможен без сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева и с Фондом Марджани, которые выступили соорганизаторами выставки и поддержали привоз из Баку значительного по количеству и художественному качеству корпуса работ.

Следуя характерным с конца 1950-х - начала 1960-х годов художественным поискам национальной идентичности, каждый из мастеров индивидуально воспринимал и перерабатывал народные традиции: фольклорные и мифологические сюжеты, орнаменты ковров, искусство миниатюры. Сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной у каждого художника была тема Апшерона. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон - это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.

В 1960–1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов. Творчество мастеров, входивших в это содружество, принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени. Вместе с тем азербайджанское искусство в этот период предстает явлением цельным, обладающим устойчивым набором признаков, отражающих особенности национального менталитета, мировосприятия, эстетического переживания окружающего мира. Характерные черты азербайджанской школы - стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма.

Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.