Архитектура шумерской цивилизации. Культура двуречья Бронзовый век на Ближнем Востоке

Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд , по имени которого получил наименование и весь период . (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли », образовались от накопления строительных остатков.)

Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша , верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях . Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад , Иракский музей; Лондон , Британский музей ; Берлинский музей).

Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.

Культура шумерийцев второй половины IV тысячелетия до н. э.

Храм в аль-Убайде

Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 год до н. э.) Он находился на искусственной платформе (площадь 32x25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы по древнешумерийской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом , а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия - цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене, как уже указывалось, на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоские, инкрустированные по чёрному шиферному фону белым перламутром . На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло (Багдад, Иракский музей). На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону изображения белых голубей и коров, обращённые ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, составляя единое, целостное цветовое решение.

По сторонам входа были помещены две статуи львов (Багдад, Иракский музей), сделанные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность.

Над входной дверью был помещён медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда , держащего в когтях двух оленей. Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа, повторяющаяся с небольшими изменениями в целом ряде памятников середины III тысячелетия до н. э. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены - Париж , Лувр ; печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша - Париж, Лувр), и была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу .

Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни - цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.

Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храм представлял небольшое, но нарядное сооружение.

Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже.

Зиккурат

В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки - зиккурат , который на протяжении тысячелетий играл, как и пирамида в Египте , очень большую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.

Скульптура

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Зданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице , изображали человека в позе молящегося.

Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (высота - 39 см; Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящей из Лагаша (высота - 26,5 см; Париж, Лувр). В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства. Это типичные образы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами.

В центрах северного Двуречья пластика развивалась в общем по тому же пути, но имела и свои специфические особенности. Очень своеобразны, например, статуэтки из Эшнунны, изображающие адорантов (молящихся), бога и богиню (Париж, Лувр; Берлинский музей). Для них характерны более вытянутые пропорции, короткие одежды, оставляющие открытыми ноги и часто одно плечо, и огромные инкрустированные глаза.

При всей условности исполнения посвятительные статуэтки древнего Шумера отличаются большой и своеобразной выразительностью. Так же как и в рельефах, здесь установились уже определённые правила передачи фигуры, поз и жестов, которые переходят из века в век.

Рельеф

В Уре и Лагаше найден ряд вотивных палеток и стел . Наиболее важными из них, середины III тысячелетия до н. э., являются палетка правителя Лагаша Ур-Нанше (Париж, Лувр) и так называемая «Стела коршунов » правителя Лагаша Эаннатума (Париж, Лувр).

Палетка Ур-Нанше очень примитивна по своей художественной форме. Сам Ур-Нанше изображен два раза, в двух регистрах: на верхнем он идет на торжественную закладку храма во главе процессии своих детей, а на нижнем - пирует среди приближенных. Высокое общественное положение Ур-Нанше и его главная роль в композиции подчеркнуты его большим по сравнению с другими ростом.

«Стела коршунов».

В повествовательной форме решена также «Стела коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (XXV век до н. э.) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем . Высота стелы всего 75 см, но она производит монументальное впечатление благодаря особенностям рельефа, покрывающего её стороны. На лицевой стороне огромная фигура бога Нингирсу , верховного бога города Лагаша, который держит сеть с маленькими фигурками побеждённых врагов и палицу . На другой стороне, в четырёх регистрах, несколько сцен, последовательно рассказывающих о походах Эаннатума. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило, или религиозно-культовые, или военные.

Художественное ремесло Шумера

В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука - Джемдет-Насра. Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь , но и золото , и серебро , сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, умели изготовлять изделия с филигранью и зернью . Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» - захоронений правителей города XXVII-XXVI веков до н. э. (I династия города Ура).

Гробницы представляют собой большие ямы прямоугольной формы. Вместе с погребёнными знатными лицами в гробницах много убитых членов их свиты или рабов, рабынь и воинов. В могилы было положено большое количество разнообразных предметов: шлемы, топоры, кинжалы, копья из золота, серебра и меди, украшенные чеканкой, гравировкой, зернью.

Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей) - две доски, укреплённые на древке. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами - фигуры и лазуритом-фон) выложены сцены сражения и пира победителей. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определённый шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки).

Замечательными изделиями ювелиров являются найденные в «Царских гробницах» золотой кинжал с рукоятью из лазурита, в золотых ножнах, покрытых зернью и филигранью (Багдад, Иракский музей), золотой шлем, выкованный в форме пышной прически (Лондон, Британский музей), фигурка осла, сделанная из сплава золота и серебра, и фигурка козы, щиплющей цветы (из золота, лазурита и перламутра).

Красочным и высокохудожественным решением отличается арфа (Филадельфия , Музей университета), открытая в захоронении знатной шумерийки Шуб-Ад. Резонатор и другие части инструмента украшены золотом и инкрустацией из перламутра и лазурита, а верхняя часть резонатора увенчана головой быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, производящей необычайно живое впечатление. Инкрустация на передней стороне резонатора составляет несколько сцен на темы народного сказания Двуречья.

Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII-XXI веков до н. э.

Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев - племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру .

Лагаш времени Гудеа

Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси ») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.

Скульптура времени Гудеа

При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита , привезённого издалека.

В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму . Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи .

Архитектура Ура III династии

В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата , который был сооружен в XXII-XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом , верхний - побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича . Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.

Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени - стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше , а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

Литература

  • В. И. Авдиев. История Древнего Востока, изд. II. Госполитиздат, М., 1953.
  • Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • М. В. Доброклонский . История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина., 1961.
  • И. М. Лосева. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.
  • Н. Д. Флиттнер. Культура и искусства Двуречья. Л.-М., 1958.

Искусство Шумера и Аккада

О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства… Художник не способен оставаться вне окружающей жизни. Он не только отражает эту жизнь, но и обнажает ее сущность, проявляет ее характерные черты и, по возможности, ее внутренний смысл».

Однако шумерские и вавилонские художники вряд ли руководствовались этими соображениями. Им давали заказы храм и дворец, и они выполняли их, следуя жестким канонам. «Получив необходимые указания от властей, скульптор брал резец и принимался за работу. Ему нужно было изобразить бога или царя, которые должны были отличаться от простых людей, выглядеть могущественными повелителями, величественными и грозными. Понять ценность шумерских, вавилонских и ассирийских скульптур можно, только осознав, к чему стремились их создатели. Они изображали сверхчеловека согласно своим представлениям о нем – отсюда и огромные, широко раскрытые глаза, длинные бороды, волнами ниспадающие от сжатых, непреклонных губ, широкие плечи. Все это производит впечатление абсолютного спокойствия и величия… Изображения царей передают представление об их земном могуществе; у них, как у представителей бога на земле, тоже длинные и пышные бороды, широкие плечи и т. д… Таким образом, изображая бога или человека, древние мастера пытались найти не портретное сходство, а искали идеальный образ».

Это высказывание зарубежного автора может считаться приемлемым лишь в самом общем плане. Во-первых, в Раннединастическом периоде (особенно в раннюю эпоху – до середины III тыс. до н. э.) каждый «ном», каждый крупный городской центр имели ярко выраженные локальные особенности в архитектуре, скульптуре и иных областях искусства. Во-вторых, Аккадский период – время господства династии Саргонидов в Месопотамии – отличается многими важными нововведениями в официальном искусстве и идеологии. И наконец, времена правления царей III династии Ура также отличаются известным своеобразием в отношении многих видов искусства.

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

«Открытие» Шумера И вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком, увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии, является… шумерский! А это значит, что должен был

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

«ОТКРЫТИЕ» ШУМЕРА И вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком, увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии, является… шумерский! А это значит, что должен был

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Возвышение Аккада. Саргон I (2369–2314 гг. до н. э.) Между семитскими племенами, которые со времён глубокой древности населяли среднюю Месопотамию, так называемый Аккад, и шумериискими племенами юга шла в течение веков длительная и упорная борьба за преобладание и господство

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

автора Гуляев Валерий Иванович

Пантеон богов Шумера и Аккада В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Искусство Аккада Для Аккадского периода (XXIV–XXII вв. до н. э.) более всего характерна идея обожествления царя, которая сначала воплощается в титулатуре, вводимой по царской воле, а затем и в идеологии и в искусстве.«В искусстве, – отмечает И.М. Дьяконов, – это мужественный

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 5. Двуречье в период господства Аккада и Ура Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в дальнейшем развитии искусственного орошения являлась

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Расцвет Аккада Расцвет Аккада наступил во время длительного царствования Нарамсина (2290–2254 гг. до н. э.), сына Маништусу. Он затмил двоих своих предшественников и в поздневавилонской традиции считался не внуком, а прямым наследником - сыном Саргона.Центром государства

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Падение государства Аккада Наличие масс рабов и поденщиков, вопреки ожиданиям царя, стало серьезной опасностью для богатого рабовладельческого государства Аккада. Воинственные племена гор на востоке и степей на западе давно уже хотели завоевать эту страну, видя в войне

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу

Из книги Древний Восток автора

Крах Ура и закат Шумера и Аккада Держава Ура включала (с разной степенью подчинения) Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, Сирию и часть Финикии с Библом, горы Загроса, Элам и даже некоторые районы, лежавшие к востоку от Загроса по направлению к Каспийскому морю (здесь подданными

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Первые деспотии Месопотамии. Державы Аккада и Ура Мелкий придворный убитого Лугальзагеси царя Киша, по происхождению аккадец-простолюдин (по позднейшему преданию, он был подкидышем: мать пустила его, новорожденного, по Евфрату в тростниковой корзинке, его подобрали и

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ (МЕСОПОТАМИИ)

Месопота́мия (араб. Эль-Джезира) - историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Современные государства, включающие земли Месопотамии - Ирак, северо-восточная Сирия, частично Турция и Иран. Встречаются альтернативные обозначения региона: Двуре́чье и Междуречье. Месопотамия - родина одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древней Месопотамии.

Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура Месопотамии, которая просуществовала с 25 по 4 тысячелетие. Сменявшие друг друга государства, в которых складывалась ассиро-вавилонская культура – Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Урарту и др., внесли свой вклад в культуру мировой цивилизации.

Искусство Месопотамии глубоко символично . Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система понятий: добро и зло, жизнь и смерть и т.д.

В Месопотамии, как и в Египте, главную роль играла монументальная архитектура. Вместе с тем, многие черты отличают искусство Междуречья от египетского. Различия связаны, прежде всего, с природными условиями. Разливы рек заставили зодчих возводить здания на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из кирпича-сырца. Сложилась архитектурная форма с простыми кубическими объемами, с вертикальными членениями плоскостей стен – нишами и выступами. Мессопотамцы использовали яркую, цветную отделку.

Памятники искусства народов Передней Азии сохранились до наших дней в значительно меньшем количестве, чем египетские. Войны, пожары, непрочность материалов способствовали их разрушению.

Народы Междуречья достигли высокого совершенства в искусстве глиптики – художественной обработки драгоценных камней, самоцветов и стекла. Глиптика возникла в Месопотамии приблизительно в 5 тысячелетии до н.э.. Вначале использовались штемпельные, затем цилиндрические печати-амулеты. Их покрывали тончайшей резьбой с изображением животных, людей, фантастических сцен. Получались миниатюрные рельефы с тщательно выстроенной композицией. Для жителей Месопотамии печати были не просто знаком собственности, а предметами, обладающими магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в могилу к усопшим.



ИСКУССТВО ШУМЕРОВ (27-25 вв. до н.э.)

27-25 вв. до н.э. на территории Египта существовало множество отдельных племен и народностей, которые придерживались общинного и рабовладельческого строя. Рабы появились в результате войн – военнопленных больше не убивали, а делали рабами. Это были города-центры (с прилегающими сельскими поселениями). Между этими городами шли бесконечные войны: за территорию, рабов, скот, право пользоваться водными каналами (как транспортными путями).

Одним из самых влиятельных народов стали Шумеры. Шумеры – пришлое племя неизвестного происхождения. Но вплоть до 3-2 тысячелетия до н.э. шумеры оставались самыми влиятельными племенами в Двуречье. Поскольку к концу 4 тысячелетия до н.э. уже начала появляться письменность (клинопись), мы имеем представление об их культуре и мифологии. Своим богам шумеры писали гимны, пословицы, поговорки. В целом, эти письменные источники похоже на более поздние мифы Греции. Герои-боги влюбляются, женятся, теряют близких, спускаются в подземное царство и снова возвращаются на землю. То есть жизнь – смерть – жизнь.

В архитектуре сложились основные типы зданий, в искусстве – сформировался типичный для культуры Междуречья рельеф, круглая скульптура, ремесло (обработка стекла и керамики).

Вначале (4 тыс. до н.э.) архитектура Шумеров была простой. Жилища строились круглые или прямоугольные в плане, из стеблей тростника, верхушки связывались пучком. Тростниковые дома обмазывались глиной для сохранения тепла. Постепенно во всем мире Двуречья (до Египта) развивается мощная монументальная архитектура, которая становится главным видом искусства.

Архитектура. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Древние города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных богам стихий, плодородия и небесных светил («Храм Солнца» и «Храм Луны»). Самыми значительными из дошедших до нас построек (сохранились только фрагменты) считаются Белый Храм и Красный дворец .

Для архитектуры Шумеров были характерны :

Здания строились на искусственной насыпи (утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений);

Внутри постройки был открытый двор (световой колодец), все комнаты располагались вокруг этого двора;

Использование цвета в архитектуре (стены платформы, также как и стены здания, красили, отделывали мозаикой).

Приподнятый над жилой частью города храм напоминал жителям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Наверх вели длинные пандусы (пологие наклонные площадки). Храмы строились из кирпича-сырца, иногда использовался камень. Храмы были прямоугольные в плане. Но по центру оставался открытый дворик. Окон не было – свет проникал в помещение через проемы под плоскими крышами и через входы (в виде арок).

В 3-м тысячелетии (30 веков) до н.э. возник новый тип храма – зиккурат . Зиккурат постепенно становится главным типом культового сооружения. Храм-зиккурат представлял собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Обычно зиккурат состоял из нескольких (от трех до семи) огромных платформ прямоугольной или усеченной формы, выложенных из кирпича-сырца и помещенных уступами одна на другую. Террасы соединялись гигантскими наружными пандусами.

Террасы зиккуратов были окрашены в основные цвета: нижний ярус – в черный (битум); средний ярус – в красный (облицовка обожженным кирпичем); верхний, соединявший землю и небо – в белый цвет (известняк) . Зиккурат венчало небольшое святилище, часто декорированное синей глазурованной плиткой. Эта цветовая гамма, согласно мифологическим представлениям, символизировала связь земного и небесного миров. Зиккураты напоминали ступенчатые пирамиды.

Во второй половине 4 тысячелетия зарождается письменность - клинопис ь. По преданию, письменность была подарена жителям Шумера легендарным героем Гильгамешем.

В скульптуре появляются первые многофигурные композиции (например, подношение даров богине). Это легло в основу будущего стиля Египта. Изображение создавались на плоскости, в профиль. Именно тогда зародилась традиция изображать голову и ноги в профиль, а туловище в фас. Скульптура развивалась намного медленнее, чем архитектура - потому что у Шумеров не было такого развитого заупокойного культа, как у египтян (не было и необходимости в создании культовых изображений).

Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант («поклоняться»). Адорант представлял собой статую молящегося – фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека. Эти статуэтки приносили в дар храму. Огромные глаза адорантов часто инкрустировали.

Главная черта шумерской скульптуры – условность изображения, отсутствие портретного сходства.

Шумеры были крайне воинственным народом. Главными были жрецы, которые имели собственные дружины. Воевали шумеры не меньше, чем занимались мирными делами. Для боев они использовали четырехколесные боевые колесницы. Воины вербовались – человек получал землю, но за это был обязан идти на войну. В 3 тысячелетии до н.э. Шумеры объединяются с Аккадами. Был впервые зафиксирован официальный документ-договор о военной взаимопомощи.

АККАДЫ (24-23 вв. до н.э.)

Название «аккадцы» связано с Аккадским царством, название которого в свою очередь восходит к городу Аккаде - столице этого образования. Самоназванием аккадцев (как и шумеров) было «черноголовые».

В искусстве аккадцев больше реализма.

Стелла царя Нарам-сина. (2 метра в высоту). Стела была создана с целью увековечить военный триумф аккадского царя Нарам-сина над горным племенем луллубеев. Нарамсин был внуком Саргона, основателя аккадской империи (2254 - 2218 гг. до н. э.). В этот период аккадская империя достигла своего расцвета. Блестящее правление Нарамсина отражено в искусстве скульптора. Появляется единство и ясность композиции. Нет «поясов», делящих изображение на ярусы. Реалистичное изображение человека. Художник объединяет всю композицию вокруг фигуры правителя. Центром композиции является массивная фигура царя, ведущего свою армию в атаку. Царь попирает ногой тело врага. Солдаты аккадской армии карабкаются на крутые горные склоны, сметая на своем пути всякое сопротивление врагов. Побежденные луллубеи всем своим видом выражают покорность. Традиционно, фигура царя превосходит по размерам фигуры остальных персонажей. Сам Нарамсин держит в руках большой лук и топор, на голове у него конический рогатый шлем - символ принадлежности богам. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены также знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств - покровителей царской власти.

В предметах, найденных в храме Абу (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники: как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, вписанных в треугольники, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.

К числу шедевров аккадского искусства относятся скульптурные головы, достаточно точно передающие этнический тип.

Белый храм . Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.

Шумеры влились в аккадскую культуру, перенимая многие ее черты.

ВАВИЛОН (19 – 12 в.в. до н.э.)

Шумеро-аккадское царство завоевало царство Вавилона в 19 веке до н.э. Вавилонская культура впитала и развивала в себя все, что было до этого. Вавилонская письменность развилась и распространилась по всей передней Азии. Появились героические эпосы. Развивалась астрономия. Вавилонское искусство почти не дошло до нас. Но в целом вавилоняне не придумали ничего нового, а развивали старые достижения. Архитектура осталась прежней, но стала более масштабной. Дворцы строились так же – помещения группировались вокруг открытого двора. На стенах делали росписи: сценки из жизни (сбор фиников, военные победы). Сами рисунки были схематичны и примитивны. Но отличались богатством красок.

Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон в 12 веке до н.э. был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.

С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар. Иштар –богиня плодородия и войны. Ворота были в виде четырех, квадратных в плане, башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль - дорога процессий, считавшаяся священной, так как вела к главному храму Вавилона, посвящённому богу Мардуку. Ворота виднелись издалека и поражали взор густой синевой израсцов, на фоне которых ярко выделялись ритмично чередовавшиеся белые и желтые звери. Четкие интервалы между фигурами животных настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

Дорога была замощена плитами известняка с инкрустацией из красного камня. Городская стена, башни ворот, стены по сторонам дороги были сложены из обожжённого кирпича, причём на отдельных кирпичах были сделаны рельефным штампом фигуры идущих львов, быков и драконов - символы божеств. Рельефы были покрыты цветной глазурью.

ХЕТТЫ (18-8 вв. до н.э.)

2 тысячелетие до н.э. было очень насыщенным, но малоизученным временем. В это время приходят в движение степные скотоводческие народы. Хетты – общее собирательное название для этого объединения народов. Состав хеттов был неоднороден. Поэтому и искусство было очень разным. Хетты строили круглые или цилиндрические в плане города. Вокруг города воздвигалась крепостная стена. В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие монументальная скульптура. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов – это перешло и в более позднее время. Эти огромные страшные звери должны были устрашать своим видом зрителей. В своих рельефах хетты пытаются передать ритм и движение.

АССИРИЯ (9 - 7 вв. до н.э.)

Ассирийское государство было очень древним. Появилось еще 30 тысяч лет до н.э. Но стало заметным и могущественным только около 10 века до н.э. Ассирия была крупной военно-деспотической державой. И претендовала на мировое господство. Поскольку в это время, Ассирия уже соприкасалась с культурой Греции, то искусство тоже не могло избежать греческого влияния. Ассирийцы массово порабощали людей и эксплуатировали их. Военизированный характер государства проявился в зодчестве. Искусство должно было прославлять военные походы и воинскую доблесть. Особенной популярностью стали пользоваться рельефы. Несмотря на развитую и влиятельную религию, искусство Ассирии было светским. В архитектуре преобладала не культовая, а дворцовая архитектура. Был создан новый тип города – город-крепость. Крупнейший памятникдворец Саргона. Общий план не сильно отличается от уже традиционного (вокруг двора, на насыпи). Но этот дворец был невиданного размера. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственной насыпи, облицованной огромными плитами. И был ассиметричным – это было очень ново. До этого никто не делал ничего ассиметричного. Дворец был окружен стеной, защищая не только от врагов, но и от города в случае восстания. Дворец делился на 3 части: приемную, жилую и храмовую. Состоял из 7 ярусов. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки.

Шеду – крылатый бык на воротах. По сторонам огромных массивных ворот парадного входа были расположены фигуры быков – «шеду» с головами людей и крыльями орлов. У шеду было пять ног, поэтому человеку, идущему через ворота, казалось, что навстречу ему движется могучий страж, готовый преградить путь врагу. Подобные быки стояли у входов почти всех ассирийских храмов.

Дворцы украшались рельефом (иногда раскрашенным) и росписями на стенах. Роспись была наверху, внизу – рельефы. Рельефы на уровне человека тянулись несколько сотен метров, по всему дворцу. Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

Зрелое мастерство ассирийских художников особенно проявилось при передаче эмоций. Художники подмечали страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены поразительного драматизма (рельеф «раненая львица»).

В 9 веке – наивысшей точке развития – искусство стало простым, четким и торжественным. Почти полностью отсутствует пейзаж. Фигуры людей потеряли реалистичность, вернулись к условности.

В 8 веке до н.э. художники больше смотрят на личность человека. Меньше преувеличивают мускулы. Пытаются передать личные черты. Прорабатывают складки, кожу. К концу 8 века рельефы усложняются, перегружаются деталями, не имеющими отношения к сюжету. Но размеры изображений уменьшаются, изображение снова делится на ярусы.

Расцвет – 7 в. до н.э. Сцены и темы все те же. Войны и прославление царя. Но усиливается реалистичность. Динамичность композиции. Появляется разнообразие сюжетов. Появляются сюжеты охоты. Звери всегда ранены или убиты. Тем не менее, появляется какая-то декоративность в рельефе.

Ассирия развивала и обогащала клинопись, науки. Оказала воздействие на многие соседние государства. Но все соседи-враги Ассирии объединились и в 6 веке она пала.

Древние Шумеры – это народы, которые заселяли территорию Южного Междуречья (земли между реками Тигр и Евфрат), на самой заре исторического периода. Шумерская цивилизация считается одной из самых древней на планете.

Культура древних шумеров поражает своей многогранностью – это и самобытное искусство, и религиозные верования, и научные открытия, которые поражают мир своей точностью.

Письменность и архитектура

Письменность древних шумеров представляла собой выведение письменных знаков с помощью тростниковой палочки на табличке, изготовленной из сырой глины, отсюда она и получила свое название – клинопись.

Клинопись очень быстро распространилась на окружающие страны, и стала фактически основным видом письменности всего Ближнего Востока, вплоть до начала новой эры. Шумерская письменность представляла собой набор определенных знаков, благодаря которым обозначались те или иные объекты или действия.

Архитектура древних шумеров представляла собой религиозные сооружения и светские дворцы, материалом для строительства которых была глина и песок, так как в Междуречье был дефицит камня и древесины.

Не смотря на не слишком прочные материалы, строения шумеров обладали высокой прочностью и некоторые из них сохранились до наших дней. Культовые сооружения древних шумеров имели формы ступенчатых пирамид. Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской.

Религия древних Шумеров

Немаловажную роль в шумерском обществе играли и религиозные верования. Пантеон шумерских богов состоял из 50 главных божеств, которые, согласно их верованиям, вершили судьбу всего человечества.

Подобно греческой мифологии, боги древних шумеров отвечали за различные сферы жизни и природные явления. Так самыми чтимыми богами были бог неба Ан, богиня Земли – Нинхурсаг, бог воздуха – Энлиль.

Согласно шумерской мифологии, человек был создан верховным богом- царем, который смешал глину со своей кровью, слепил из этой смеси фигурку человека и вдохнул в нее жизнь. Поэтому, древние шумеры верили в тесную связь человека с богом, и считали себя представителями божеств на земле.

Исскуство и наука Шумеров

Искусство Шумерского народа современному человеку может показаться весьма загадочным и не совсем понятным. На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров.

Шумерская культура потрясает современный мир также своими достижениями в области астрологии. Шумеры первыми научились наблюдать за движением Солнца и Луны и открыли двенадцать созвездий, которые составляют современный Зодиак. Шумерские жрецы научились вычислять дни лунных затмений, что не всегда удается современным ученым даже с помощью новейшей астрономической техники.

Древними Шумерами были также созданы первые, организованные при храмах, школы для детей. В школах учили письменности и религиозным основам. Дети, которые показали себя прилежными учениками, после окончания школы имели возможность стать жрецами и обеспечить себе дальнейшую безбедную жизнь.

Все мы знаем, что Шумеры были создателями первого колеса. Но сделали они его отнюдь не для упрощения рабочего процесса, а как игрушку для детей. И только со временем, увидев его функциональность, стали применять его в хозяйственных работах.

Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — этого уже достаточно, чтобы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.