Над чем сейчас работаете? Иногда поступать "по своему хотению" довольно сложно….

Сегодня я нахожусь в гостях у одной из самых известных фигур на современной арт-сцене - Айдан Салаховой. Художник, галерист, преподаватель и общественный деятель, Айдан известна даже далеким от художественной среды людям, благодаря ее харизме и заслуженному авторитету, а отчасти и скандалам, связанным с характером и тематикой ее творческих работ.

В конце 2013 года состоялся наш совместный фотопроект : новая вариация серии работ «Предназначение», в котором Айдан с присущим ей изяществом снова исследовала тему гендерных ролей.

Тему мужчины и женщины мы несомненно затронем и в этом откровенном интервью

Полина Аскери : Айдан, я просмотрела большое количество публикаций о тебе и заметила множество скандальных историй. Скажи, почему так происходит? Может всему виной твоя бурная энергетика?

Айдан Салахова : Знаешь, когда я что-то делаю, то не думаю о скандале. Просто современное общество очень консервативно в своих взглядах на жизнь и искусство. Человечество в целом идет вперед, но реакция многих людей не меняется годами. К тому же в нашей стране нет хорошего культурного уровня, возможно, поэтому любой неоднозначный проект воспринимают данным образом. Люди не понимают язык актуального искусства, не понимают современный язык художественного высказывания.

Полина Аскери : Но так происходит не только в России. Твои скульптуры не допустили к выставке в павильоне Азербайджана на биеннале в Венеции. Чем закончилась эта история?

Айдан Салахова : Одну из скульптур взял в экспозицию итальянского павильона Викториус Гарбе. Это был «Черный камень». Изначально Викториус хотел взять скульптуру девушки в парандже, но поскольку она весила 1,5 тонны, пол павильона просто не выдержал бы. На самом деле, для меня загадка, почему мои работы запретили, поскольку никакой провокации в них заложено не было. Композиция состояла из девушки в парандже, стоящей перед Черным камнем, святыней Мекки. В этой работе я сделала точную копию обрамления Черного камня, и единственное изменение, которое я внесла, заключалось в том, что из-за людских страданий и молений камень превращается в слезу, которая вытекает из этой оправы.

Полина Аскери : Так зрители эти работы все же увидели?

Айдан Салахова : Как ни странно, этот скандал имел позитивные последствия. Благодаря ему на меня обратила внимание одна из ведущих галерей в Арабских Эмиратах. На Венецианской биеннале была также снята с показа графика, на которой женщина держит минарет. Эти же миниатюры были выбраны для выставки в OАЭ.

Полина Аскери : Расскажи о том, как ты начинала? У тебя замечательный отец, выдающийся живописец, повлиял ли он на тебя?

Айдан Салахова : В детстве я всегда рисовала, но не думала становиться художником, я хотела стать биологом. Потом родители уговорили меня поступить в художественную школу, и с 9 класса я так и не ушла с этого направления. Поскольку у меня все в семье художники, то мне казалось, что во всех семьях все всегда рисуют, и так и должно быть. Моя первая выставка, на которой был выставлен триптих «Cтальной оргазм на оранжевом фоне» состоялась в 1986 году.

Полина Аскери : Вот видишь, ты не изменяешь своей сексуальной теме.

Айдан Салахова : На самом деле, о сексе все думают, просто я честно и открыто о нем говорю.

Полина Аскери : Как прошла твоя последняя выставка в Дубае?

Айдан Салахова : Поскольку у меня была музейная выставка, то часть работ уже принадлежала частным коллекциям, другая часть была куплена сразу же после выставки.

Полина Аскери : У тебя есть клиенты, которые покупают твои работы постоянно, есть друзья, которые поддерживают, а как насчет новых почитателей?

Айдан Салахова : Конечно, есть и новые лица, например, галерея «Квадро» продала мои работы разным коллекционерам из Арабских стран. Конечно, у меня есть вещи, которые хотелось бы держать в поле зрения, поскольку они выставочные. Многие хотели купить скульптуры женщин в парандже. Но поскольку я хочу отдать их в хорошие руки, и только втроем, в полном комплекте, именно потому они все еще у меня (смеется).

Полина Аскери : А где изготавливаются твои скульптуры?

Айдан Салахова : Я делаю все в Италии. В районе Каррары, где добывают лучший белый мрамор, есть «Студия Николи», которая существует уже около 250 лет. Многие художники делают там свои скульптуры.

Полина Аскери : А тебе не жалко расставаться со своими работами?

Айдан Салахова : Ты знаешь, с какими-то жалко… Но заканчивая работу, ты уже сознаешь, что тебе придется с ней расстаться.

Полина Аскери : Какие планы у тебя на этот год?

Айдан Салахова : Я уже запланировала серию скульптур, но пока не буду озвучивать, в каком направлении. Я начну их делать в феврале-марте, думаю, работа займет полтора года.

Полина Аскери : Касательно нашего совместного фото-проекта, ты напечатаешь его, и что дальше? Наша презентация наделала много шума, у меня часто спрашивают, не хотим ли мы сделать серию совместных вечеринок?

Айдан Салахова : Да, действительно, наша с тобой работа, вызвала интерес у многих. Я планирую показывать проект на выставках.

Полина Аскери в проекте «Предназначение»

Полина Аскери : Все обсуждают, какой ты харизматичный и безумно энергичный человек. А какие тебе нравятся мужчины?

Айдан Салахова : Мне нравятся помоложе (смеется). Я очень активный человек, хожу на мероприятия, в ночные клубы, поэтому с молодыми мне гораздо интереснее.

Полина Аскери : Ты часто влюбляешься?

Айдан Салахова : Не часто, но сильно.

Полина Аскери : А почему ты не замужем?

Айдан Салахова : Я была замужем, и поняла, что это не совсем мое. Поскольку семья - это работа, причём не простая. Это целый тяжелый проект. Когда же мужчина понимает, что искусство я люблю больше, то начинается ревность. И когда ты начинаешь при этом метаться и пытаться быть на двух фронтах идеальной, то проигрываешь в обоих случаях. А что семья значит для тебя?

Полина Аскери : Для меня семья - это любящий и любимый мной мужчина и то место, куда ты хочешь возвращаться всегда. Для меня семья - это единое целое, моя помощь и поддержка.

Айдан Салахова : Еще раз повторю, это в первую очередь работа, причем 24 часа в сутки. Я растила ребенка одна, с тех пор как ему исполнилось два года. Но воспитание ребенка - это нечто другое... Мужчина требует большего внимания!

Полина Аскери : Ты встречаешься с мужчинами из творческой среды?

Айдан Салахова : Знаешь, у меня был муж из творческой среды, поэтому больше не хочу (смеется). Два художника не смогут ужиться вместе! Я думаю мужчинам со мной тяжело: я часто задерживаюсь в студии до 2 ночи, и ни одному мужчине это не понравится. Я не понимаю контроль и ревность, поэтому требую такого же отношения к себе. Не переношу, когда меня лишают свободы!

Полина Аскери : Ты с самого начала была такой?

Айдан Салахова : Я не ревнивый человек, что многие мужчины воспринимают как равнодушие. На самом деле я просто такой человек. Всегда нужно жить и делать то, что ты хочешь, все остальное - это социальные установки.

Полина Аскери : А были ли моменты, когда тебе нужно было выполнять эти социальные установки?

Айдан Салахова : Конечно, я просто со временем поняла, что так нельзя. С возрастом начинаешь ценить время и понимать, что нельзя делать того, что ты не хочешь. Все нужно делать в свое удовольствие! Я прочла когда-то книгу Самурая, где один из принципов гласит: «Ты должен воспринимать каждый день, как последний». И я стараюсь жить по этой концепции.

Полина Аскери : Что тебе больше всего нравится самой в себе?

Айдан Салахова : Я думаю спонтанность.

Полина Аскери : А что тебе больше всего не нравится?

Айдан Салахова : Моя лень, я очень долго собираюсь что-либо начать. (смеется)

Галерист и художник Айдан Салахова одной из первых официально ступила в неизвестную зону современного искусства, создав в 1989 году вместе со своими однокурсниками Александром Миттой и Александром Якутом «Первую галерею». При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Еще в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно. Участник проекта «Сноб» с апреля 2009 года.

Город, в котором я живу

День рождения

Где родилась

У кого родилась

Я родилась в семье художников, дома все рисовали — это было нормально. Отец, Таир Салахов, уроженец Азербайджана, великий живописец, один из основоположников «сурового стиля»; мать, Ванцетта Ханум, из Узбекистана, известный художник-живописец.

Где и чему училась

Суриковский институтМне повезло — я училась у своего отца, Таира Салахова.

Где и как работала

В 1989 году стала одним из организаторов и совладельцев «Первой галереи» на Якиманке. В 1992 году основала «Айдан-галерею». Преподаю в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова.

Ученые степени и звания

Награждена серебряной медалью Академии художеств РФ.Академик Академии художеств РФ.

Дела общественные

Три года была членом Общественной палаты РФ

Удачные проекты

В 1990 году мы участвовали в XLIV Венецианской биеннале, где я выступила и как художник, и как куратор. А получилось это так: нашу выставку в «Первой галерее» — «Раушенберг — нам, мы — Раушенбергу» — посетил легендарный Владимир Горяинов, сотрудник Министерства культуры, который двадцать два года подряд был комиссаром советского павильона на Венецианской биеннале. Год был 1990-й, требовалось показать в Венеции нечто кардинально новое, и Горяинов предложил наш проект для советского павильона в том случае, если Раушенберг напишет новую работу. Я, еще плохо говоря по-английски, позвонила Дональду Саффу, менеджеру студии, где печатал свои принты Раушенберг. Так можно было сделать, только не зная законов арт-бизнеса или по наивности. Но Дональд сказал мне: «О"кей, я поговорю с Бобом». И через какое-то время мне перезвонил Раушенберг и сказал, что он с удовольствием напишет работу для биеннале. Когда мы пришли в павильон, там уже висела его большая картина. Денег на вернисаж у нас не было, мы скупили все красные одноразовые скатерти, водку и банки с солеными огурцами. Получилась еще одна инсталляция. Открытие советского павильона получилось совершенно грандиозным. На нем были Раушенберг, Йоко Оно, галерист Лео Кастелли. Мы получили поощрительный приз за лучшую экспозицию.

; член-корреспондент ). Член Союза художников СССР с 1988 года .

За последние два десятилетия «Айдан галерея » стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова - широко известным в России и мире художником. Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай). Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника» .

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова .

Биография

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Еще в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество

Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан - участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.

Венецианский инцидент

Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень» , интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке . Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам . То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии . Например, женщина, держащая минарет , отчасти напоминающий фаллический символ . Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны .

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».

Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54-й Венецианской биеннале.

Персональные выставки

Айдан Галерея

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи

В 2012 году радио «Свобода » сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман . По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность - она с 2000 года преподает в МГАХИ им. Сурикова.

Источники

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. - 2001. - № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. - 2006. - 18 мая.

Примечания

  1. Пресс-материалы 54-й международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
  3. GiF.Ru - Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) - пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января - 8 февраля, с. 93
  10. «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. Хорошилова О. «Хабиби» - сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
Учёба:

Айда́н Сала́хова - российский художник, галерист и общественный деятель. За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова - широко известным в России и мире художником. Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда «Екатерина» (Москва); в частных коллекциях И.Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва). Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника» .

Биография

Венецианский инцидент

В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent два произведения Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства. Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрную мусульманскую одежду женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке .

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».

Персональные выставки

Айдан Галерея

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи

Художники, представленные в галерее

  • Белова Марина, Алексей Политов
  • Берг Елена
  • Березовская Елизавета
  • Гарунов Аладдин
  • Донцов Филипп
  • Доу Олег
  • Дэвис Ирина
  • Жёлудь Аня
  • Кириллов Виктор
  • Колесник Майя
  • Колесников Владимир
  • Латышев Константин
  • Магомедов Апанди
  • Мамедов Рауф
  • Мась Оксана
  • Мироненко Сергей
  • Овчинников Никола
  • Оссовский Сергей
  • Панова Татьяна
  • Погоржельская Мария
  • Полянский Павел
  • Розанов Михаил
  • Ротарь Леонид
  • Савко Александр
  • Тавасиев Ростан
  • Талинг Макс
  • Фролова Саша
  • Гор Чахал
  • Чуйкова Евгения
  • Шаблавин Сергей
  • Шурипа Стас
  • Фаиг Ахмед

Источники

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. - 2001. - № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. - 2006. - 18 мая.

Примечания

  1. Пресс-материалы 54-ой международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
  3. GiF.Ru - Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) - пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января - 8 февраля, с. 93
  10. «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. Хорошилова О. «Хабиби» - сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
  16. Асадуллин Ф. Москва мусульманская. М., 2004, с. 20
  17. Агунович К. Айдан Салахова
  18. Молок Н. Неотразимая Медуза Горгона // Известия, 2002, 6 апреля
  19. Харченко А. Феминизм в кубе // Коммерсант, 2002, 6 апреля
  20. Баг В. Аллах-женщина // Газета. ru, 2002, 9 апреля
  21. Епихин С. Айдан Салахова. Кааба // АртХроника, 2002, № 3, с. 105
  22. Кусакина Е. Айдан Салахова «Живые картины». Галерея Д-137 // АртХроника, 2001, № 4-5
  23. Тряпичкин И. Идеальная одалиска // Коммерсант (СПб), 2001, 19 мая
  24. Молок Н. Все лучшее // Известия, 2001
  25. Кабанова О. Отсчет художников // Известия, 2001
  26. Сурикова Л. Атмосфера загадочности и ожидания // Воскресная газета (Кемерово), 1999, 21 марта
  27. Вечерняя Москва (еженедельник), 1998, 27 апреля - 10 мая, с.55-56.Портнов Л. Ярмарка тщеславия
  28. Литературная газета, 1998, 12 декабря Сигалов М. Маленькие трагедии большого «Фотобиеннале»
  29. Известия, 1998, 8 мая, с. 1
  30. Боде М. Исследование картин Айдан в лучах XL // Коммерсант, 1996, 26 сентября
  31. Ковалев А. Искусство: способ употребления (Консумация или резистенция? Две выставки) // Сегодня, 1996, 26 сентября
  32. Сальников В. (итоги недели) // Сегодня, 1996, 1 октября
  33. Лернер Л. Рождение неоклассицизма из духа концептуализма // Независимая газета, 1996, 2 октября
  34. Лунина Л.Весенние игры в бисер // Столица, 1991, № 27/33
  35. Айдан Галерея | Галереи | Культура и искусство | Адреса и телефоны | Vizitor
  36. Статьи - Robb Report
  37. «Убыточный вклад в искусство» , Радио «Свобода» от 12.04.2012: «Ведущие российские галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман после почти 20-летней деятельности объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «