Еще раз о Вере и ее товарищах…. «Герои не умирают» (к годовщине освобождения Сокирянщины)

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами (обе эти ветви признаны незаконными на территории РФ ). Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий - религиозную рознь. Лента.ру постаралась выяснить, какое влияние на ситуацию в регионе оказывает раскол между суннитами и шиитами и в чем его причины.

Шахада

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха», - так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али - друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб - один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину - умму - на суннитов и шиитов.

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат - форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

Фото: Unknown / Brooklyn Museum / Corbis / EastNews

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских "хусейниях" очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку - прим. «Ленты.ру» ) установлены зеркала», - рассказал Игнатенко.

Эхо раскола

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм - персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Фото: Morteza Nikoubazl / Zuma / Global Look

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран - за исключением Бахрейна и Ирака - преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Йеменский кризис

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Фото: Khaled Abdullah Ali Al Mahdi / Reuters

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны - Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе - столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Союзники поневоле

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, - это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» - в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», - подчеркнул Попов.

Ближневосточный клубок

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий - религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, - отмечает Игнатенко, - в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия - лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

Хайрутдинов Мингас Хайрутдинович – командир орудия 2-го дивизиона 597-го артиллерийского полка (159-я Витебская Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени стрелковая дивизия, 45-й Неманский стрелковый корпус, 5-я армия, 3-й Белорусский фронт), сержант.

Родился 15 августа 1905 года в селе Новоякупово ныне Абдулинского района Оренбургской области в крестьянской семье. Татарин. Работал в домашнем хозяйстве, затем – в колхозе. Перед войной был председателем колхоза.

С февраля 1943 года – в Красной Армии. В действующей армии – с 20 мая 1943 года. Воевал на Западном (с 19 апреля 1944 года – 3-й Белорусский) фронте в должностях орудийного номера и командира орудия. Принимал участие в Смоленской, Оршанской, Витебской, Минской, Вильнюсской, Каунасской и Восточно-Прусской наступательных операциях, ликвидации Земландской группировки немецких войск.

Особо отличился в ходе Каунасской наступательной операции. В период с 7 по 16 августа 1944 года орудие М.Х.Хайрутдинова, сопровождая наступление стрелковых подразделений, уничтожило 3 танка, 15 огневых точек и более роты живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство сержанту Хайрутдинову Мингасу Хайрутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Принимал участие в советско-японской войне. В 1945 году старшина М.Х.Хайрутдинов демобилизован. Вернулся в родное село, работал в колхозе.

Награжден орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 2-й степени (18.02.1945), Красной Звезды (02.10.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (02.08.1944).В ходе Каунасской наступательной операции при прорыве обороны противника в районе населенного пункта Тауракемё (ныне Каунасский район Каунасского уезда, Литва) 29 июля 1944 года расчет М.Х.Хайрутдинова точным огнем уничтожил 2 станковых пулемета и вместе с другими орудиями подавил огонь минометной батареи противника, обеспечив успех атаки на своем участке. Приказом командира полка М.Х.Хайрутдинов был награжден медалью «За боевые заслуги».

Продолжая наступление, артиллеристы отражали контратаки противника и уничтожали его резервы на промежуточных оборонительных позициях. В районе населенного пункта Блювы-Войтышки орудие М.Х.Хайрутдинова уничтожило 3 станковых и 2 ручных пулемета противника, обеспечив овладение опорным пунктом и дальнейшее продвижение стрелковых подразделений, а при отражении контратаки немцев артиллеристы уничтожили танк и до 20 вражеских солдат. Приказом командира дивизии М.Х.Хайрутдинов был награжден орденом Красной Звезды.

Из наградного листа на М.Х.Хайрутдинова:

«В предыдущих боях тов. Хайрутдинов проявил исключительную стойкость и отвагу, не раз оставляя перед орудием горящие танки и десятки трупов немецких солдат. Так, по дороге на Гришка-Буда наши части были контратакованы самоходными орудиями и автоматчиками. Двигаясь в боевых порядках пехоты, тов. Хайрутдинов не растерялся, развернул среди дороги орудие и открыл уничтожающий огонь. При этом было уничтожено до взвода пехоты противника и подбита одна самоходная пушка.
В бою в районе в районе дер. Вишпин 7.8.44 г. перешедший в контратаку противник при поддержке танков и до батальона пехоты стал теснить наши подразделения. Тов. Хайрутдинов, ведя огонь на уничтожение, 1 танк сжег и 1 подбил, рассеял и частично уничтожил до взвода гитлеровцев.
В боях с 15 по 16.8.44 г. отважный артиллерист проявил снова образец стойкости и геройства. 16.8.44 г. в районе дер. Крикис противник предпринял контратаку силой свыше батальона при поддержке до 30 танков и самоходных орудий. Тов. Хайрутдинов, действуя хладнокровно, подпустил вражеские танки на расстояние прямого выстрела и открыл уничтожающий огонь. В результате через 2-3 минуты запылали 2 вражеских танка, а пехота была отброшена с большими для нее потерями. За 3 дня боев орудие т. Хайрутдинова уничтожило 15 огневых точек и истребило свыше роты гитлеровцев. Ожесточенно сопротивляющийся противник был отброшен и нашей пехоте был обеспечен успех для продвижения вперед.

За героизм и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, тов. Хайрутдинов достоин правительственной награды – присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 597 артполка
Герой Советского Союза гв. подполковник Осипов

В ходе боев на территории Восточной Пруссии М.Х.Хайрутдинов неоднократно эффективно вел огонь по огневым средствам и живой силе противника, обеспечивая успешное наступление стрелковых подразделений. На подступах к населенному пункту Ратшен подразделения 491-го стрелкового полка залегли под сильным пулеметным и автоматным огнем противника, который велся из укрепленных домов на окраине населенного пункта. Быстро развернув орудие, М.Х.Хайрутдинов открыл огонь и уничтожил огневые точки противника, чем способствовал успешному овладению пехотой населенным пунктом. 19 января 1945 года в районе населенного пункта Ревизе при отражении контратаки на боевые порядки 631-го стрелкового полка артиллеристы подбили 2 штурмовых орудия, уничтожили автоматическую пушку и рассеяли до взвода пехоты немцев. Командиром полка М.Х.Хайрутдинов был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом командира 45-го Неманского стрелкового корпуса награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Территорию нынешней Сокирянщини были одновременно высажены две группы организаторов партизанского движения: партизанско-организационная группа имени Сергея Лазо в составе 8 человек под руководством Ф.Г. Хайрутдинова высадилась в районе с. Романковцы. Вторая партизанско-организационная группа имени В.И. Чапаева, под командованием И.К. Примака, также в составе 8 человек, высадилась в районе сербичанско-гвоздовецкого леса.

Но почти все десантники с обеих групп погибли. Для уничтожения десанта румыны пригнали на перегон между станцией Сокиряны и селом Сербичаны целый эшелон солдат.

Наиболее яростные и продолжительные бои советских десантников из этих двух групп произошли в лесу между Гвоздовцами и станцией Сокиряны, между Гвоздовцами и селом Романковцы (в гвоздовецком урочище Роздышия), а также за селом Сербичаны (поле имени Веры Бирюковой). В ходе безпрерывных боев в течение 13 — 15 января 1944 г. ими було уничтожено около сотни вражеских солдат и офицеров.

И хотя о подвиге отважных десантников, наверняка, известно всем жителям Сокирянщины, о героях в целом не забыли, ежегодно поминают их, но так сложилось, что сегодня подавляющему большинству населения, пожалуй, известно имя только одной из бойцов этих двух групп — замученной румынскими захватчиками Веры Бирюковой. Благодаря памятнику в г. Сокиряны, кое-кто знает еще одну из десантниц — Зою Зародову.

Поэтому, мы хотим этой публикацией напомнить всем жителям Сокирянщины и прочим посетителям сайта имена отважных бойцов.

Но начнем мы с уже исторической публикации — статьи «Герои не умирают», которая была впервые опубликована в Сокирянской районной газете «Дністрові зорі» еще в 1969 году.

**********************************

Приятно поскрипывает под ногами снег, дружно шагают школьники райцентра. С венками они идут к братской могиле, чтобы почтить тех, кто отдал свою жизнь за счастье и волю нашего края. В настоящее время в актовом зале Сокирянской средней школы № 1 возле стенда «Никто не забыт, ничто не забыто» замерла почетная стража. Пылают красные галстуки. Торжественны юные лица.

Вечер, посвященный оказанию почестей светлой памяти героев —
десантников из отряда им. Чапаева, открыл директор школы Иван Андреевич Мех. Он представил слово для доклада «Мы помним вас, мужественные воины — партизаны» ученику 8-А класса Юре Сопильныку.

— Буйно процветает буковинский край, — говорит Юра. — А было… — И он коротко рассказал о былой нищей жизни наших земляков, о том, как за землю брат шел на брата, как паны издевались над простым людом. — И желанное пламя свободы пришло и к нам, — говорит он. Оно пришло с Востока. Горячую надежду трудящихся отстаивали в неравных боях с эксплуататорами народные мстители, за это боролись хотинские повстанцы. В июне 1940 года румынской оккупации пришел конец. Все, что принадлежало капиталистам, помещикам и кулакам, стало всенародной собственностью.

Но недолго сияло солнце свободы над освобожденным краем. Война!.. — стоголосо прозвучало повсюду. Война! Это слово ворвалось в каждую хату, в душу каждого буковинца. Мужественно бились наши посланцы на фронтах Великой Отечественной войны. Не повиновались буковинцы оккупантам. Уже в августе 1941 года начали действовать хотинские молодогвардейцы, подпольные организации в Кельменецком, Новоселицком, Вашковецком и других районах.

В апреле 1943 года комсомольцы Чепурняк и Рудый из с. Иванкивцы установили связь с посланцем Украинского штаба партизанского движения разведчицей Бережной, которую детально информировали о размещении сил немецко-фашистских группировок в районе Могилева-Подольского и Атак Молдавской ССР.

В суровую морозную ночь 1944 года решением штаба партизанского движения 3-го Украинского фронта, на помощь местным мстителям в районе села Белоусовка был сброшен десантный отряд им. Чапаева. Партизаны разделились на две группы. Одной из них, в которую входили Вера Бирюкова, Зоя Зародова, начальник штаба М.В. Козлов, комиссар В.И. Бутенко, разведчики Саша Дидусенко, Василий Штомпель и прочие, командовал Иван Кузьмич Примак. Приземлились партизаны в районе Сербичанского леса. Вера Бирюкова успела передать на Большую землю радиограмму о благополучном приземлении. Но десантников заметили румынские жандармы.

Взволнованно слушали присутствующие рассказ очевидца событий, директора Сербичанской восьмилетней школы Василия Ивановича Маковея о том, как мужественно оборонялись посланцы Большой Земли, о добрых людях Сокирянщины, которые помогли спастись членам этой группы Штомпелю и Бутенко.

Выступает 86-летний житель села Роскопинцы Михаил Степанович Репеха. Это он подал руку помочь Бутенку, перевязал его раны, снарядил продовольствие на дорогу, посоветовал куда пойти, чтобы обойти жандармские посты.

Слово предоставляется ученицам Светлане Слушной и Екатерине Гуске. Они высказывают искреннее восхищение подвигами героев — десантников, которые смело бились на фронтах Великой Отечественной войны (о чем свидетельствуют письма, воспоминания их родных и близких), достойно сумели уйти из жизни, оставив по себе бессмертную славу.

Хайрутдинов Ф.Г.

Проходят года. И хотя с тех пор минуло четверть столетия, герои живут. Сокирянщина свято чтит память о десантниках, низко кланяется своим освободителям.

Вручая гостям памятные подарки, дети клянутся некогда не забывать дорогу к братской могиле, прилагать все усилия, чтобы неизвестные герои стали известны.

Вечер оказания почестей памяти партизан — десантников из отряда им. Чапаева закончился концертом.

Л. Полевая

«Дністрові зорі» — орган Сокирянского районного комитета КПУ и Сокирянского районного Совета трудящихся, суббота, 18 января 1969 года, № 8 (2618).

***********************************************

Погибшие бойцы из состава групп Примака И.К. и Хайрутдинова Ф.Г.

  • капитан Хайрутдинов Фахрутдин Гайфутдинович , 1902 года рождения, погиб в бою 14.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны
  • старший лейтенант Примак Иван Кузьмич
  • старший лейтенант Колесник Василий Степанович , 1911 года рождения, погиб в бою 14.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны
  • старший лейтенант Ковалев Виктор Иванович , 1921 года рождения, погиб в бою 16.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны
  • лейтенант Козлов Николай Васильевич , 1916 года рождения, погиб в бою 14.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны
  • младший лейтенант Бирюкова Вера Александровна , 1922 года рождения, погибла 14.01.1944 г., похоронена в братской могиле в г. Сокиряны
  • сержант Дедусенко Александр Терентьевич
  • сержант Моргун Дмитрий Петрович , 1919 года рождения, погиб в бою 14.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны
  • рядовой Золот Иван Федорович , 1925 года рождения, погиб в бою 14.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны
  • рядовая Зародова Зоя Ивановна , 1922 года рождения, погибла в бою 14.01.1944 г., похоронена в братской могиле в г. Сокиряны
  • рядовой Смородинов Иринарх Трофимович , 1921 года рождения, погиб 14.01.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Сокиряны.

Фото из издания «Історія міст і сіл України». Т. 26 «Чернівецька область», К., 1969.

К сожалению, о большинстве из десантников сведений в настоящее время не много. Но все же известно, что один из руководителей партизанско — организационных групп — Примак Иван Кузмич, был довольно легендарной личностью еще до заброски в наш край.

Родился Иван Кузьмич в 1916 году. В Красной армии — с сентября 1937 года. Сначала политрук, потом — старший лейтенант. С 20 сентября и до 10 октября 1941 года принимал участие в боях на Мелитопольском направлении. Был ранен. С 1 декабря 1941 г. — организатор и руководитель подпольно-партизанского центра в селах Мироновского р-на Киевской обл. К июню 1943 г. объединил несколько таких центров в 8-е партизанское соединение им. В.И. Чапаева штаба партизанского движения 3-го украинского фронта, стал его командиром. Это соединение оказало значительную помощь советской армии в захвате известного Букринского плацдарма под Киевом.

Еще 11 декабря 1943 года он был награжден Орденом Красного Знамени. В наградном листе указано: «Тов. Примак, находясь в тылу противника, с 1 декабря 1941 года был организатором и руководителем подпольно — партизанского центра в селах Мироновского района Киевской обл. К июню 1943 г. объединил ряд таких подпольных центров, на базе которых организовал 8-е партизанское соединение им Чапаева, приняв на себя командование этим соединением.

Тов. Примак, командуя партизанским соединением, показал себя смелым, мужественным, бесстрашным командиром, беспощадным в борьбе с врагом.

Партизанским соединением под командованием тов. Примака проведена большая боевая работа: пущено под откос 4 воинских эшелона – уничтожено 3 паровоза, 32 вагона. Временно выведено из строя 25 паровозов в депо Мироновка. Взорван и потоплен один пароход на р. Днепр. Уничтожено в боевых операциях около 500 немецких солдат, офицеров и изменников Родины. Разгромлено 7 полицейских комендатур. Разгромлена немецкая комендатура связи в г. Ходоров. Разгромлен немецкий гарнизон в с. Хоцки, численностью 200 чел., при этом освобождено 1500 чел. военнопленных. Взорвано 2 деревянных моста по 70 метров через р. Рось в районе с. Михайловка. Полностью уничтожена немецкая часть № 102, численность 47 ч., в том числе 6 офицеров – захвачены важные документы. Уничтожено 80 молотилок, 15 двигателей и 20 тракторов, потоплено 6 барж, груженых 188 пудов зерна, чем сорвана вывозка немцами хлеба из районов действия соединения. Отбито у немцев более 6 тис. голов крупного и мелкого рогатого скота, часть которого передана Красной Армии, а остальной сдан местным властям по освобождении территории от немцев.

Тов. Примак делу партии Ленина – Сталина и социалистической Родине предан, заслуживает награждения Правительственной наградой – орденом «Красное знамя».

Зам. нач. штаба партизанского движения 3-го Украинского фронта гвардии подполковник Носков. 5 ноября 1943 года.»

Публикация подготовлена по материалам книги О. Кучерявого и А. Мандзяка «Гвіздівці – шлях скрізь століття», которая готовится к изданию.

Перевод на русский язык – сайт «Гвіздівці».

Документы — из Центрального архива Министерства обороны РФ.

___________________________________________________

Публикация — 2013 год.