Кем на самым деле был Иван-дурак русских сказок. Проект "иван - дурак - герой русской народной сказки"

О сказке

Русская народная сказка «Иван-дурак»

Самые первые книги, с которыми ребёнок знакомится в детстве – это сказки. Это из них малыши узнают об окружающем их мире, о том, где-то далеко-далеко, за тридевять земель существуют чудесные сады и диковинные звери.

Русские народные сказки – это не только удивительные истории о чудесах и волшебстве. Немаловажную роль в этих повествованиях играют персонажи. Один из любимых героев русских народных сказок – Иван по прозвищу дурак.

«Почему дурак»? – могут спросить дети. Это обстоятельство много раз пытались разъяснить с точки зрения разных позиций. Искали созвучные слова в словах других народов. Или объясняли тем, что в сказках Иван-дурак обычно самый младший сын.

И слово «дурак» может быть растолковано как «глупый», «неопытный», «несмышлёный». Но, как бы там ни было, этот сказочный герой снискал и любовь и сочувствие у самих сказочников, так и у тех, кто их читает или слушает.

В одной из таких историй послали родители младшего сына Ивана пахать поле. А у несмышлёныша для этого и сил не хватало, и ума было маловато. Надоели ему комары, да мошкара, которые вились вокруг. Взял он хлыст, да убил одним махом штук сорок насекомых.

Поразило это событие Ивана-дурака. Возомнил он себя могучим богатырём. Ну, а раз так, то решил он свою силу попробовать вместе с другими богатырями. Так и случилось, что с Ильёй Муромцем, да Фёдором Лыжниковым отправился дурачок приключений искать.

И пришлось богатырям сразиться с самим Добрыней. Да только не справились с ним ни Илья Муромец, ни Фёдор Лыжников. А Ванька-дурачок случайно победу одержал. И был за это пожалован царской милостью. Отдали за него замуж царскую дочь и полцарства в придачу.

Почему вся слава, почести и богатство достались дураку? А может быть сказочник хотел на этом примере показать, что простоватый Иван, олицетворяющий собой русский народ, только с виду глупый и неказистый? А в трудной ситуации он сумеет проявить и смекалку, и сноровку. Сумеет постоять за себя, и за своих друзей. Чем не герой земли русской?

Читайте русскую народную сказку «Иван-дурак» онлайн бесплатно и без регистрации.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет!» Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех 1 пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов 2 и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки 3 сметы нет!».

Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог 4 и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик 5 наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас 6 ; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней 7 - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников 8 царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный 9 подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!

1 Мера земли.

2 Паут - слепень или овод.

3 Соха - мера земли, с которой платилось в старину. Выражение «мелкой сошки» означает здесь: низшего разряда.

4 Полог - толстая холстина, сшитая в несколько полос.

5 Тюрик - толстая холстина, сшитая в несколько полос.

6 Род одежды, подобной сарафану и названной так потому, что ее красят в дубовом листу.

7 Росстани - место, где одна дорога разделяется на две, перекресток.

8 Язычник (язык) - вестник.

9 Навершный - едущий верхом.

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей.

Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
- Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
- А чем? – спрашивает Иванушка.
- Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлебка!
Мужик приказывает:
- Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!

Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:
- Ну, вот, я гляжу за вами!
Посидели дети некоторое время на полу, – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал всё коромыслом и думает вслух:
- А кого крошить надо?
Услыхали дети – испугались:
- Он, пожалуй, нас искрошит!
И тихонько убежали вон из избы.

Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок, – соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»
Заглянул в кадушку и говорит:
- Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает – удивился, рычит:
- Эй, ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось, – Медведь сел на задние лапы и хохочет:
- Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
- Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
- Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
- Да брось ты ее! – говорит Медведь.
- Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!

Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:
- Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!

А Иванушка спрашивает Медведицу:
- Тетя, не видала ребятишек?
- Мои – дома, спят.
- Ну-ка, покажи, не мои ли это?

Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:
- Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
- Да ведь у тебя человечьи дети были!
- Ну да, – сказал Иванушка, – разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
- Вот забавный! – удивилась Медведица и говорит мужу: – Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
- Ладно, – согласился Медведь, – он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:
- Поди-ка набери малины лесной, – детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!
- Ладно, это я могу! – сказал Иванушка. – А вы дверь постерегите!
Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во всё горло:
Эх, как неловки
Божии коровки!
То ли дело – муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:
- Вот она, малина!
Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, очень рады!

А Иванушка, глядя на них, говорит:
- Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!
Медведь с женой хохочут.
- Ой, батюшки мои! – рычит Медведь, – да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!
- Вот что, – говорит Иванушка, – вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!
А Медведица просит мужа:
- Миша, ты бы помог ему!
- Надо помочь, – согласился Медведь, – уж очень он смешной!

Является Иван-дурак. На первый взгляд кажется, что какой-то деревенский лентяй и неумеха по счастливой случайности получает не только царевну в жены, но и половину царства. Если посмотреть внимательнее, то становится понятно, что моральные качества Ивана-дурака не так уж просты. На самом деле, он только прикидывается дурачком, а смекалка и ловкость являются чуть ли не основными его чертами.

Как появился образ

Откуда появились сказки про Ивана-дурака, до сих пор точно не известно. Фольклористы, которые вплотную занимаются исследованием народного творчества, считают, что в наши сказки этот колоритный образ пришел из древних мифов.

Согласитесь, удачливый, но при этом недалекий и смешной персонаж есть в сказаниях практически всех народов мира, но настолько популярен этот образ только в нашей культуре. Любой ребенок знает, кто такой герой сказок - Иван-дурак.

Почему любят Ваню

Народную любовь к этому персонажу достаточно легко объяснить: чем смешнее герой, тем сильнее любят его читатели. А так как сказками чаще всего увлекаются детишки, то для них Ваню еще более привлекательным делают печь, которая его возит, ведра, самостоятельно гуляющие по деревне, а также дубинка, раздающая тумаки налево и направо.

Волшебные качества Ивана

Некоторые специалисты утверждают, что у Ивана присутствуют некоторые качества жреца. Он младший из трех братьев, самый несмышленый и ленивый, но при этом только у него есть способность говорить загадками. И не только говорить - разгадывает он их тоже довольно успешно.

А все почему? Мало того, что Ивану-дураку помогает тотемное животное (например, щука), так еще и печь - не просто средство передвижения, а символ семейного уюта, очага в доме, «портала» к умершим предкам.

Персонаж Ивана имеет сходные черты со жрецами Древней Руси: он запросто общается с потусторонними силами, они помогают ему достаточно охотно. Таких персонажей называют трикстерами. Это балагуры, вруны и проказники, которые, как ни странно, несут людям пользу. Они совершают кучу глупостей, но именно это и придает им определенного шарма.

Почему «дурак»?

Очень тяжело назвать Ваню глупым, так как он часто использует в своих поступках хитрость и смекалку. Из любой, даже самой сложной ситуации Иван-дурак выходит победителем, а в конце сказки вообще женится на дочери царя и сам примеряет на себя титул правителя государства.

Существует несколько объяснений этого обидного прозвища.

  1. По семейным традициям тех времен младшему ребенку не оставляли наследства, то есть он оставался обиженным, обделенным.
  2. Дурак - это своеобразный оберег. В древние времена детям давали второе, «ненастоящее» имя, чтобы духи его не нашли. Ребенка с прозвищем «дурак» вообще искать никто не станет.

Самое интересное, что человек с такой обидной кличкой чаще всего прекрасно поет, владеет музыкальными инструментами и сочиняет рифмованные шутки.

Образ в сказках

О реальном происхождении персонажа можно только строить догадки. Специалисты в этой области так и не пришли к единому мнению, но основная версия, как уже говорилось выше, такая: авторы сказок про Ивана-дурака позаимствовали образ из древней мифологии.

Ваня является самым младшим из трех братьев. Он родился в семье крестьян, а этот факт предполагает наличие большого количества работы, но наш герой обычно ленится и ничего не делает. А вот его старшие братья - домовитые, работящие, настоящие хозяева.

Весь парадокс сказок про Ивана-дурака в том, что старшие братья так и остаются простыми крестьянами, а младший становится богатым и счастливым.

Первые сказки начали появляться еще в те далекие времена, когда люди верили в языческих богов. Тогда каждый герой представлял темную или светлую сторону. Иван-дурак, несомненно, является представителем добра.

Как воспринимают Ивана в России

В сказках герои-дураки чаще всего высмеивали не собственную глупость, а чужую, особенно отсутствие ума у тех, кто стоит у власти. Именно скоморохов и юродивых молва испокон веков возносила на пьедестал. Именно неказистым людям удавалось совершить подвиг, за который их причисляли к лику святых. Взять хотя бы известную новгородскую былину «Вавило скоморох». Именно в этом сказании встречается фраза «А скоморохи люди не простые - скоморохи люди святые».

Но все это совсем не значит, что русский народ питает особую любовь к глупости. В реальной жизни недалекие люди совсем не в чести, только о сказочном дураке принято говорить хорошо. Считается, что глупым он только притворяется для интриги.

Существует несколько типов дураков.

  1. Дурак-невежа. «Таскать вам не перетаскать!» - цитата Ивана-дурака. Только сказана она совсем не к месту - на похоронах. Такой герой не отличается особой грамотностью, а его поступки, как правило, вызывают только смех.
  2. Дурак-лентяй. Этот персонаж целыми днями не слазит с печи, ничего не делает, но ему несказанно везет. В кои-то веки пошел по воду и сразу щуку волшебную выудил. А из пня, который он стегал по глупости, вдруг золото посыпалось. С этого момента на Ваню падают все желаемые блага: и красота, и богатство, и невеста умница-красавица. В таком герое скрыто доброе начало. Его положительные качества просыпаются только тогда, когда для этого приходит время.
  3. Дурак исполнительный. О таких персонажах даже пословицу сочинили. «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет». Тут сразу в памяти всплывает герой, который дверь охранял, отдельно стоящую от дома.
  4. Дурак обыкновенный. Такой персонаж есть у любого народа. На фоне таких персонажей любой чувствует себя достаточно умным, так что посмеяться над этим героем любят и рассказчики, и слушатели.

Образ Ивана-дурака в сказках народов мира

Конечно, фольклор каждого народа самобытен и имеет свой национальный колорит, но если хорошо присмотреться, то в сказаниях разных стран можно отыскать очень похожих героев. Самое интересное, что в других странах нашего героя тоже зовут Иван. Английского дурака зовут Джон, французского - Жан, испанского - Хуан, немецкого - Ханс, итальянского - Джованни.

Французский Жан - просто эталон беспросветной глупости. Он свято верит в то, что купленная им свинья сама побежит домой, стоит ей показать дорогу. Тут дурак выступает примером обычной человеческой глупости, над которой можно долго смеяться.

Английские сказки отличаются тем, что они больше напоминают поучительные истории. Основными чертами героя являются порядочность и доброта, но при этом он не особо смекалист. Он очень исполнительный, поэтому приказы, отданные в шутку, воспринимает буквально, поэтому часто попадает в нелепые смешные ситуации.

Если брать более близкое зарубежье, то есть страны бывшего Советского Союза, сказки которых похожи не только одинаковыми именами героев, но и перекликающимися сюжетными линиями.

Тигиева Анна

Данная работа представляет собой теоретическое исследование вопроса: почему в русских народных сказках главного героя называют ругательным словом «Дурак». Цель исследования – выяснить происхождение и толкование этого слова, узнать, почему герой носит имя «Иван», а не какое-нибудь другое, а также, почему именно Иван - дурак, а не его умные старшие братья в конце сказки получают награду. Кроме того, ставилась цель выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака.

Работа отмечена дипломом 3 степени (с медалью) на Х Региональном конкурсе молодых исследователей "Ступень в науку" (январь, 2013 год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Х Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

СЕКЦИЯ: «ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА»

Тигиева Анна Андреевна

Место выполнения работы

МБОУ СОШ № 15, 3 «Б» класс,

г. Владикавказ

Научный руководитель:

Коломенская Виктория Григорьевна,

учитель начальных классов

Владикавказ, 2012-2013

1. Введение ________________________ стр.3

  1. Основная часть _____________________ стр.4
  1. Значение и происхождение слова «дурак» стр.4
  2. Имя «Иван» ________________________ стр.4
  3. Удивительные способности Ивана ______ стр.5
  4. Образ дурака в сказках других народов ___ стр.6
  5. Образ Ивана на телеэкране ______________ стр.6
  6. Чему учит сказка ____________________ стр.7
  1. Выводы ___________________________________ стр.7
  2. Используемая литература ____________________ стр.8

Введение.

Многие сказки имеют одинаковое начало: «Жили - были отец да мать, и было у них три сына, двое умных, а третий - дурак».

Мне стало интересно, почему главный герой - дурак. Над ним смеются, его ругают и обижают. Никому не хочется быть дураком. Ведь слово «дурак» - это ругательство. А в сказках ругательство становится именем героя. Сам герой про себя говорит: «Я - Иван-дурак». Почему?

Этому вопросу я посвятила своё исследование.

Основная часть.

В толковом словаре В.И. Даля я нашла объяснение слова ДУРАК:

1. Дурак - это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.

2. В старину так называли придворного или домашнего шута.

Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…

Я узнала удивительные вещи. По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.

Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.

А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына - Вторак, следующего - Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак встречается даже в церковных документах 14 - 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)

Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, - глупого человека. Потому что самый младший - самый неопытный и несмышлёный.

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.

Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «слуга Божий». Носить такое имя - великая честь для человека.

Вот так и получилось, что Иван - дурак это самый младший в семье мальчик, он - словно дар Божий, слуга Бога. Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки, умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать - сыра земля. То есть у Ивана - дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое - и стать красавцем. Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван - крестьянский сын встречает Чудо - Юдо и одним ударом срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар - птицу или волшебного коня Сивку - Бурку.

Иванушка - положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.

Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван - дурак жениться на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда не требует награды за свои подвиги.

Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».

Но не только в русских сказках есть герои - дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана - идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Образ Иванушки - дурака остаётся самым известным, о нём снимаются фильмы, мультфильмы, только облик немного поменялся. Например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил».

Поступки современных персонажей те же: они ставят цель, идут к ней, преодолевая препятствия - и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное - это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.

Старшие братья Ивана - Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам - урок».

Выводы.

Из всего этого я сделала несколько выводов:

  1. Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.
  2. Сказочный герой Иван - дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.
  3. Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.
  4. За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.
  5. Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана - дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.

Используемая литература, интернет - источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html