Начало эпохи возрождения в европе. Культура западной европы в эпоху возрождения

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.


В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд" , которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 7666

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.


В социально-экономической и духовной жизни Западной Европы с XV в. произошел ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть Возрождение. В действительности ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры.

Возрождение было подготовлено всем ходом общеевропейского развития. Но на него оказывали сильное влияние исторические и экономические региональные особенности. В XIV-XV вв. широкое развитие получили товарно-денежные отношения, появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы. Италия первой вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Богатый, процветающий итальянский город стал базой культуры Возрождения, светской по своей природе и общей направленности.

Перемены в умонастроениях общества были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации - освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство. Вначале этот процесс протекал очень медленно и в разных странах по-разному.

Идеологией Возрождения стал гуманизм, означавший на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе. В последующие века содержание «гуманизма» значительно расширилось, усложнилось. Рождение гуманизма произошло раньше всего в Италии - Флоренции, Неаполе, Риме, где возникли кружки гуманистов, а затем оно распространилось по всей Европе. Виднейшими представителями гуманизма были Леон Альберти (1404-1472), Леонардо Боуни (1370-1444), Джованно пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469-1539), Иоганн Рейхлин (1455-1522).

Развитие гуманистических идей в Италии, усилившееся в первые десятилетия XVI в. благодаря книгопечатанию, прервала католическая церковь, отношение которой к ренессансной культуре в этот период резко изменилось. Если вначале римско-католическая церковь покровительствовала новому искусству и не препятствовала гуманистическому движению, то с середины XVT в. она выступала как ярый враг и душитель культуры Возрождения. Столь резкий поворот в позиции церкви был неизбежен, поскольку новая идеология и культура во многом противоречили принципам религиозно-теологического мировоззрения, церковной идеологии и культуре.

Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека противоречила проповедуемым идеям пассивности и терпеливого ожидания милости Божьей. Знание как основа творчества провозглашалось гуманистами главной целью человеческого бытия. Система церковных добродетелей во главе с верой уступила место добродетелям разума - знанию, мудрости, благоразумию.

Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма. Идее пренебрежения плотью во имя свободы религиозного духа противопоставлялись теории гармонии тела и души, чувств и разума во имя совершенства человеческой природы, ради высшего проявления творческих способностей человека. Формировалась мораль, оправдывавшая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха считался высокий престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Все гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. Гуманисты, желая того или нет, являлись последовательными критиками господствовавших в то время сословных, т.е. феодальных, взглядов на многие этические категории и нормы.

Но если новое мировоззрение противоречило многим важным принципам господствующей католической идеологии, то отношение гуманистов к религии и церкви далеко не всегда находилось в соответствии с их идеями. Большинство итальянских гуманистов никогда не порывало с католической церковью и проявляло полную лояльность к ней в повседневной жизни. К вопросам культа и веры они относились с полным равнодушием.

Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую Средневековье от Нового времени. Объективно его задача состояла в том, чтобы подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии, освободить человека от тесных рамок средневековых запретов, обеспечив тем самым социальный и экономический прогресс в странах Европы. Однако завершился этот процесс лишь в эпоху нового времени - в XVII-XVIII вв. - и не в Италии, где он был прерван католической реакцией и общим упадком страны, а в других странах, вставших на путь капиталистического развития.

XV-XVI вв. - время создания централизованных государств в Западной Европе, время, когда католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызвало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. Особенно остро эти проблемы проявились в Германии. В политически раздробленной Германии представители высшего католического клира чувствовали себя полными хозяевами. Светские князья желали ограничить всевластие князей церкви, но не имели для этого, ни реальной силы, ни необходимой твердости. Вопрос об освобождении Германии от папского произвола стал национальной задачей. Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.

Сложное внутреннее положение Германии, проявлявшееся в бурном экономическом и социальном подъеме в обстановке неблагоприятных условий национального развития, явилось причиной Реформации, которая стала обидим событием для большинства европейских стран, но в Германии приняла характер широкого общественного движения.

Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546), бросивший вызов католической религиозной концепции в «Тезисах против индульгенций» (1517). Лютер критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел.

На первом этапе Реформации оппозиция в Германии объединилась вокруг Лютера, превратившись в мощную революционную силу. Лютер стал выразителем общенациональных интересов.

В 1520-е г. положение изменилось. Единая оппозиция начала распадаться. Каждое сословие определило свои цели в общей борьбе, свое понимание характера Реформации. Оформилось два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация во главе с Т. Мюнцером и М. Гайсмахером.

Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Задачи Реформации он видел не в установлении новой церковной догмы, а в осуществлении социально-политического переворота, который должны провести крестьяне и городская беднота. Выступая против угнетения народа, Мюнцер выступал за такой общественный строй, в котором отсутствовали бы классовые различия, частная собственность и чуждая обществу государственная власть.

Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг., в ходе которой усилилась княжеская власть. Ее орудием была лютеровская реформация, продолжившая путь к секуляризации церковных земель. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами».

В 1555 г. протестантские и католические князья Германии заключили между собой и с императором религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет объявлялся незыблемым и распространялся на религиозную область. Религиозная принадлежность подданных теперь определялась верховным правителем, на землях которого они проживали. В результате договора в Германии образовались католические и протестантские княжества, отличавшиеся не только религиозной, но и политической ориентацией. Таким образом, Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности страны, что обусловило застой и упадок хозяйственной жизни.

Германия с середины XVI в. постепенно теряла свое место на внешних рынках. Более того, купцы других стран стали вытеснять немцев с местных рынков. Переживала упадок горная и металлургическая промышленность, разорялись торговые фирмы, сократились капиталовложения в промышленное производство. Ухудшившееся положение городов, горнодобывающих и металлургических районов вело к сокращению внутреннего рынка. Ощутимый удар был нанесен сельскому хозяйству запада и юго-запада Германии, ориентированному на выращивание огородных, винодельческих и технических культур для нужд бурно развивавшихся городов. Со второй половины XVI в. перспективными оказались в основном те отрасли, продукция которых вывозилась за границу, т.е. в страны растущего капитализма. Набирала силу тенденция к усилению закрепощения крестьян, прежде всего восточных земель, где существовали благоприятные условия для развития экспортного зернового производства. В западных землях сохранилась система мелких крестьянских хозяйств, плативших феодалам денежный и натуральный оброк.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509-1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин считал, что заранее предопределено, кому после смерти идти в рай, кому - в ад. Но никто не может знать и никогда не узнает своего приговора, поэтому «Бойся бога, служи ему всей душой и надейся, что твой приговор будет милосердным». Главная обязанность христианина - делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каждый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распространилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидерландах кальвинизм стал идейной основой революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Скандинавских странах более привлекательным оказалось учение Лютера. Всех сторонников Реформации с этого времени стали называть протестантами.

Великие географические открытия: предпосылки и экономические последствия. Большую роль в разложении феодализма и генезисе капитализма сыграли географические открытия конца XV -середины XVII в., когда европейцы активно осваивали «новые» регионы Земли. Открытия этого периода принято называть Великими благодаря их исключительному значению для судеб Европы и всего мира.

Эпоха Великих географических открытий делится на два периода:

Испано-португальский период (конец XV - середина XVI в.), включавший открытие Америки (первая экспедиция Колумба в 1492 г.); португальские плавания к Индии и берегам Восточной Азии начиная с экспедиции Васко да Гамы; испанские тихоокеанские экспедиции XVI в. от первого кругосветного плавания Магеллана до экспедиции Вильяловоса (1542-1543);

Период русских и голландских открытий (середина XVI - середина XVII в.). К нему относятся: открытие русскими всей Северной Азии (от.похода Ермака до плавания Попова-Дежнева в 1648 г.), английские и французские открытия в Северной Америке, голландские тихоокеанские экспедиции и открытие Австралии.

Во второй половине XV в. феодализм в Западной Европе находился на стадии разложения. Росли крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко увеличилась. В Европе сильно возрос спрос на золото, что усилило стремление к «Индиям - родине пряностей», где, по мнению европейцев, было много золота, серебра, самоцветов и пряностей. Но путь в Индию стал для европейцев недоступным в результате турецких завоеваний в Малой Азии и Сирии. Монополия итальянских купцов в европейской торговле восточными товарами перекачивала золото из Европы на Восток. Нехватка драгоценного металла затрудняла развитие торговли и товарного производства западно-европейских стран. Поисками южных морских путей в Индию первой начала заниматься Португалия. Отвоевав территорию у арабов в XIII в. и продолжив войны с арабами в Северной Африке, в XIV-XV вв. Португалия создала сильный флот. Уже в 20-30-е гг. XV в. португальцы открыли остров Мадейра и Азорские острова, продвинулись далеко на юг вдоль западного побережья Африки. Открытие в 1486 г. мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки создало реальную возможность для подготовки экспедиции в Индию.

Одной из важнейших причин, обусловивших активность Португалии, а затем Испании в географических открытиях, стал кризис феодальной системы хозяйства, выразившийся в дроблении феодальных владений и разорении феодалов. Португальские и испанские дворяне, с презрением относившиеся ко всем видам деятельности, кроме войны, после победы над маврами остались без дела и очень скоро оказались в долгах у ростовщиков. Они мечтали о земельных владениях за океаном, но еще больше о золоте и драгоценностях, чтобы расплатиться с ростовщиками.

Другая причина заокеанской экспансии состояла в заинтересованности усиливавшейся королевской власти, мечтавшей об увеличении доходов для казны. В новых землях была не менее заинтересована городская буржуазия и церковь. Буржуазия стремилась расширить источники первоначального накопления, церковь - расширить свое влияние на языческие страны. Стремление к наживе прикрывалось религиозным фанатизмом - привычной и удобной маской, под которой скрывалось стремление к власти и личной наживе.

Возможности для длительных путешествий создавались успехами в науке и технике, развитием кораблестроения и мореплавания. С начала XVI в. во всеобщее употребление входит компас, который в сочетании с астролябией сыграл важную роль в развитии мореплавания. Возродилась античная идея о шарообразности земли. В XV в. была создана предназначенная для океанского плавания каравелла - быстроходное судно с вместительными трюмами. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия. До конца XV в. впереди других стран шли португальцы. Полученные ими знания дали мореплавателям других стран новую информацию о морских приливах, отливах, течениях, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии.

С конца XV в. к поиску морских торговых путей в Индию приступили испанцы. В 1492 г. ко двору испанских королей прибыл генуэзский мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506). Колумб предложил испанским монархам свой проект - достичь берегов Индии, плывя на запад через Атлантику. До этого Колумб предлагал свой план королям других стран, но получил отказ. Франция и Англия не располагали необходимыми средствами и флотом. Португальцы к этому времени уже были близки к открытию пути в Индию вокруг Африки и не нуждались в чужих услугах. В Испании сложилась более благоприятная обстановка для осуществления замыслов Колумба. После завоевания в 1492 г. Гранады и завершения последней войны с арабами экономическое положение испанской монархии было очень тяжелым. Казна опустела, корона больше не имела в распоряжении свободных земель для продажи, доходы от налогов на торговлю и промышленность были незначительными. Огромное число дворян осталось без средств к существованию. Кроме того, испанская промышленность нуждалась в рынках. Все эти обстоятельства оказались решающими для принятия испанским двором проекта Колумба. Идея заокеанской экспедиции была поддержана верхушкой католической церкви. Между испанским королем и Колумбом был заключен договор, по которому великий мореплаватель назначался вице-королем вновь открытых земель, получал чин адмирала, право на "/ 10 часть дохода от новых владений и Vg часть прибылей от торговли.

Третьего августа 1492 г. из гавани Палое отплыла флотилия из трех каравелл, взяв курс на юго-запад. 12 октября 1492 г. корабли подошли к Багамским островам. Позже был открыт остров Куба и исследован его северный берег. Приняв Кубу за один из островов у берегов Японии, Колумб продолжил плавание на запад и открыл остров Гаити, на котором было больше золота, чем на уже открытых островах. У берегов Гаити Колумб потерял самый большой корабль и был вынужден оставить часть экипажа на острове. Здесь был сооружен форт. Крепость Навидад стала первым испанским поселением в Новом Свете.

В 1493 г. Колумб вернулся в Испанию, где был принят с большим почетом. Открытия Колумба обеспокоили португальцев. В 1494 г. при посредничестве римского папы был заключен договор, по которому Испании передавалось право владеть землями к западу от Азорских островов, а Португалии - к востоку. Колумб совершил еще три путешествия в Америку, во время которых были открыты Малые Антильские острова, Пуэрто-Рико, Ямайка, обследовано побережье Центральной Америки. Колумб до конца своих дней полагал, что нашел западный путь в Индию. В 1500 г. Колумб был обвинен в превышении власти и в кандалах отправлен в Испанию. Однако появление в Испании знаменитого мореплавателя в оковах вызвало возмущение. Вскоре Колумб был реабилитирован.

К 1502-1503 гг. относится четвертое плавание Колумба в Новый Свет с целью найти выход в Индийский океан и совершить кругосветное путешествие. Во время последнего путешествия Колумб обнаружил побережье материка к югу от Кубы, обследовал юго-западные берега Карибского моря. Через две недели после его возвращения умерла королева Изабелла, покровительствовавшая Колумбу. Он потерял поддержку при дворе. Умер Колумб в 1506 г. всеми забытый, в полной нищете.

Трагическая судьба Колумба во многом объясняется успехами португальцев. В 1497 г. для разведки морского пути в Индию вокруг Африки была послана экспедиция Васко да Гамы. Обогнув мыс Доброй Надежды, португальские моряки вышли в Индийский океан и в мае 1498 г. достигли индийского порта Каликут. Закупив большой груз пряностей, экспедиция отправилась в обратный путь.

Успех экспедиции Васко да Гамы произвел огромное впечатление в Европе. Перед португальцами открывались огромные возможности для торговой эксплуатации Индии. Благодаря превосходству в вооружении и морской технике им удалось вытеснить из Индийского океана арабских купцов и захватить в свои руки всю морскую торговлю с Индией, а затем Малаккой и Индонезией. Попытки арабов вытеснить португальцев из Индийского океана не увенчались успехом.

В Индии португальцы не захватывали обширных территорий, а лишь создавали опорные пункты на побережье, позволявшие контролировать все торговые отношения между отдельными районами побережья Индийского океана. Эта торговля давала огромные прибыли. Продвигаясь дальше на восток по побережью, они подчинили себе транзитные пути торговли пряностями. Торговля с Индией была объявлена монополией португальского короля.

Захватив контроль над торговлей с Индией, португальцы упорно искали и западный путь в эту страну. В конце XV - начале XVI в. в составе испанских и португальских экспедиций путешествия к берегам Америки совершил Америго Веспуччи, который доказал, что Колумб открыл не побережье Индии, а новый материк, названный впоследствии Америкой.

Участник португальских экспедиций Фернандо Магеллан предположил, что можно достичь Индии, двигаясь на запад и огибая вновь открытый континент с юга. Испанское правительство, не получавшее в то время больших доходов от вновь открытых земель, с интересом отнеслось к проекту Магеллана. Согласно заключенному испанским королем договору с Магелланом мореплаватель должен был проплыть до южной оконечности американского материка и открыть западный путь в Индию. Ему жаловались титулы правителя и губернатора новых земель и 20-я часть всех доходов, которые будут поступать в казну.

20 сентября 1519г. эскадра из пяти кораблей взяла курс на запад. Через месяц флотилия достигла южной оконечности американского континента и три недели двигалась по проливу, который теперь носит имя Магеллана. 6 марта 1521 г. мореплаватели достигли трех маленьких островов из группы Марианских. Продолжая путь на запад, Магеллан достиг Филиппинских островов, где погиб в стычке с туземцами.

Новые открытия привели к обострению прежних противоречий между Испанией и Португалией. Долгое время эксперты обеих стран не могли точно определить границы испанских и португальских владений из-за отсутствия точных данных о долготе вновь открытых островов. В 1529 г. соглашение было достигнуто. Испания отказалась от своих притязаний на Филиппинские острова. Однако в течение долгого времени никто не решался повторить путешествие Магеллана, и путь через Тихий океан к берегам Азии не имел практического значения.

С 1510 г. началось завоевание Америки - колонизация и освоение внутренних областей континента, становление системы колониальной эксплуатации.

В 1517-1518 гг. отряды Эрнана де Кордобы и Хуана Гримальвы столкнулись с древнейшей цивилизацией - государством майя. К моменту появления испанцев территория Юкатана была поделена между несколькими городами-государствами. Не только превосходство в вооружении, но и внутренняя борьба между городами-государствами облегчила испанцам завоевание майя. От местных жителей испанцы узнали, что драгоценные металлы привозятся из страны ацтеков. В 1519 г. на завоевание этих земель отправился испанский отряд во главе с Эрнаном Кортесом.

Государство ацтеков простиралось от побережья Мексиканского залива до Тихого океана. Здесь жило многочисленное земледельческое население, трудом многих поколений была создана совершенная система искусственного орошения, выращивались высокие урожаи хлопка, кукурузы, овощей. Хозяйственную основу составляла соседская община. У майя существовала система трудовой повинности. Население использовалось государством при строительстве дворцов, храмов и т.д. Ремесло еще не отделилось от земледелия, в общине жили как ремесленники, так и земледельцы. Начала выделяться прослойка представителей знати и вождей - касиков, которые имели большие участки земли и использовали труд рабов.

В отличие от майя государство ацтеков достигло значительной централизации, постепенно осуществляя переход к наследственной власти верховного правителя. Однако отсутствие внутреннего единства, междоусобная борьба за власть среди представителей высшей военной знати и борьба покоренных племен против завоевателей облегчили победу испанцев. Мексика оправдала надежды завоевателей. Здесь были найдены богатые залежи золота и серебра. v

Второй поток колонизации шел с Панамского перешейка на юг Тихоокеанского побережья Америки. Завоевателей влекла сказочно богатая страна Перу с плодородными густонаселенными землями. Население занималось земледелием, разводило стада лам. С древнейших времен территорию Перу населяли индейцы кечуа. В XIV в. одно из кечуанских племен - инки завоевали многочисленные индейские племена. К началу XVI в. в состав государства инков входила часть территории Чили и Аргентины. Из племени завоевателей сформировалась военная знать. Центром инкской державы был город Куско. Основной ячейкой общества у инков, так же как у майя и ацтеков, была соседская община. Из общинных земель выделились поля знати и старейшин, находившиеся в их собственности. Эти земли они имели право передавать по наследству.

Завоевание территории Перу испанцами растянулось более чем на 40 лет. Если на первом этапе завоеватели захватывали драгоценные металлы, накопленные в предшествующие времена, то с 1530 г. в Мексике и на территории Перу началась систематическая эксплуатация богатейших рудников. С этого момента изменился характер колонизации. Завоеватели отказались от хозяйственного освоения новых земель. Все необходимое для испанских переселенцев стали привозить из Европы в обмен на золото и серебро Нового Света. Дворянский, феодальный характер колонизации предопределил то обстоятельство, что золото и серебро Америки попадало главным образом в руки дворянства. Все завоеванные земли становились собственностью короны. Начиная с 1512 г. издавались законы, запрещавшие обращать индейцев в рабство. Формально они считались подданными испанского короля, платили специальный налог и отрабатывали трудовую повинность.

В первой половине XVI в. в общих чертах сложилась система управления испанскими колониями в Америке. Колониальная торговля была поставлена под контроль Севильской торговой палаты (1503), осуществлявшей таможенный досмотр всех грузов, собиравшей пошлины, державшей под наблюдением эмиграционные процессы. Главной отраслью хозяйства в испанских колониях была горная промышленность.

Колониальная система, сложившаяся в португальских колониях, отличалась от испанской. С 1500 г. главным объектом колонизации стала Бразилия, где не было оседлого земледельческого населения, а малочисленные индейские племена, находившиеся на стадии родоплеменного строя, были оттеснены в глубь страны. Отсутствие месторождений драгоценных металлов и значительных людских ресурсов определило торговый характер первоначальной колонизации Бразилии.

С 1500 г. началось хозяйственное освоение прибрежных районов Бразилии. Побережье поделили на 13 капитаний, владельцы которых обладали всей полнотой власти. Но в Португалии не было значительного избыточного населения, поэтому заселение колоний шло медленно. Отсутствие крестьян-переселенцев и малочисленность коренного населения сделали невозможным развитие феодальных форм хозяйства. Наиболее успешно развивались районы, где возникла плантационная система, основанная на эксплуатации негров-рабов из Африки. Начиная со второй половины XVI в. быстрыми темпами рос ввоз африканских невольников. Белые поселенцы жили преимущественно в прибрежной полосе замкнутыми группами, занимаясь торговлей и ремеслом.

Во второй половине XVI - начале XVII в. "испанские мореплаватели совершили ряд тихоокеанских экспедиций с территории Перу, во время которых были открыты Соломоновы острова, Южная Полинезия и Австралия. Однако Испания не имела сил и средств для освоения новых земель. Поэтому испанское правительство в течение целого столетия держало в тайне все сведения об открытии, опасаясь соперничества других держав. Только в середине XVII в. исследование побережья Австралии начали голландцы.

Последствия Великих географических открытий. В первый период Великих географических открытий, когда главные торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантический океан, в торговле господствовали Португалия и Испания. Однако основными производителями промышленных товаров были Нидерланды, Англия и Франция, что дало возможность буржуазии этих стран быстро богатеть, перекачивая золото и серебро из пиренейских стран в обмен на промышленные товары. Постепенно они вытесняли конкурентов с морских путей, а потом из их заморских колоний. После разгрома «Непобедимой Армады» (1588) испано-португальскому могуществу (в те годы обе пиренейские державы составляли единое государство) был нанесен сокрушительный удар. В частности, в исследованиях Тихого океана и южных морей на рубеже XVI и XVII вв. инициатива перешла к Нидерландам, а в 40-е гг. XVII в. буржуазная революция в Англии вывела и эту страну на арену борьбы за рынки сбыта, господство на морях, колониальные владения.

Одним из последствий Великих географических открытий стало усиление новых тенденций в экономической политике европейского абсолютизма, которая приобрела ярко выраженный меркантилистский характер. Правящие династии в Испании, Франции, Англии всеми способами поощряли торговлю, промышленность, судоходство, колониальную экспансию. Меркантилизм был порожден развивавшимся капитализмом, но он отвечал и интересам дворянства. Национальная промышленность и торговля предоставляли средства для поддержания феодального государства, а значит, и для сохранения социального господства дворян. Открытие новых торговых путей и неизвестных ранее стран и континентов, установление стабильных связей между Европой и другими частями света в относительно короткий срок позволили европейским странам приобрести огромные ресурсы.

В результате Великих географических открытий появилась система колониального господства и колониальной эксплуатации.

Первоначально основным методом эксплуатации колоний был открытый грабеж. Впоследствии широкое распространение получила налоговая система. Но главные доходы от эксплуатации колоний приносила торговля. Возвышение Испании и Португалии как колониальных государств было относительно недолгим. Полученные от колоний богатства тратились феодальной знатью непроизводительно, в то время как в Англии и Франции поощрялось развитие промышленности и торговли. Позиции Англии, Франции и Нидерландов на колониальных рынках укреплялись. Они смогли более эффективно использовать географические открытия для развития капитализма и создания собственных колониальных империй.

Важнейшим следствием открытия и колонизации новых земель явилась «революция цен», которая дала мощный импульс первоначальному накоплению капитала в Европе. Она ускорила формирование капиталистического уклада в хозяйстве. «Революция цен» выразилась в необычайно быстром повышении в течение XVI в. цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. Если до XVI в. цены были в основном стабильными, то за 70 лет - с 30-х гг. XVI в. и до конца столетия - они выросли в 2-4 раза. Такое движение цен современники связывали либо с большим притоком драгоценных металлов в Европу, либо с их утечкой. Однако настоящей причиной «революции цен» было падение стоимости драгоценных металлов как товара. «Революция цен» способствовала обогащению зарождавшейся в эту эпоху промышленной буржуазии и обнищанию мануфактурных рабочих. Уровень жизни наемных рабочих снизился, поскольку подорожание сельскохозяйственных продуктов и предметов широкого потребления привело к падению реальных доходов населения. «Революция цен» способствовала ускоренному обогащению зажиточной части крестьянства, образованию сельской буржуазии, поскольку снижалась реальная заработная плата сельскохозяйственных рабочих, а с падением покупательной силы денег уменьшались реальные размеры денежного оброка или арендной платы, взимаемых землевладельцами, цены же на сельскохозяйственные продукты росли. Одновременно пострадали феодалы, получавшие фиксированную денежную ренту. Итогом «революции цен» явилось общее ухудшение экономического положения феодалов и наемных рабочих, укрепление позиций буржуазии. Она ускорила формирование капиталистического хозяйства и падение феодальной системы.

Таким образом, Великие географические открытия создали базу для возникновения международного разделения труда, мирового хозяйства и рынка, изменений в организации торговли, кредита, промышленности, подъема сельского хозяйства европейских стран.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV -- последняя четверть XVI века Отличительная черта эпохи Возрождения -- светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» -- так и появился термин.

Термин Возрождение встречается у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны.

Формирование новой культуры стало делом, прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества, в том числе характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». При всем идейном разнообразии в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономерности развития самой культуры. В Италии ее осуществлению помогла сложившаяся в городах разнообразная структура образования.

Цель данного реферата заключается в том, чтобы посмотреть жизнь Италии в период эпохи Возрождения.

1. Прогрессивные изменения в экономике, политике, культуре XII-XIII вв.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы -- Италия в XIV--XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы. Свободные итальянские города-государства в условиях политического партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословиям феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства, границы между которыми были размыты. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества. Характерным примером могут служить деловые книги, семейные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств Флоренции, Венеции, других городов -- в так называемой купеческой литературе ярко отразились умонастроения, как патрициата, так и пополанской среды. Показательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального слоя города.

Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии одной из важнейших была широкая система образования -- от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин» расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, немалую роль сыграла в Италии и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией -- не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Восстановление преемственности с античной культурой -- задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью се собственного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиции предков.

Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневековой культуре Европы XII--XIII вв. Их можно видеть в провансальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Шартрской школы, Пьера Абеляра, Иоанна Солсберийского. Светские мотивы, характерные для рыцарской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и ряд других черт средневековой культуры, -- все это готовило почву для культуры Возрождения с ее нетрадиционными, хотя и остававшимися в рамках христианского мировоззрения, представлениями о мире и человеке. В Италии новые веяния наметились в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» -- поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие сочинения великого флорентийца (трактаты «Пир» и «Монархия», поэтический цикл «Новая жизнь»), содержат немало идей, воспринятых и развитых позднее гуманистами. Это и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в «Божественной комедии», и обращение к античному наследию как важному источнику знания.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии повлиял и психологический климат городской жизни, изменения в менталитете различных слоев общества. В этом отношении городская среда отнюдь не была чем-то однородным. В предпринимательских кругах ценилась трезвость практического мышления, деловой рационализм, высокое качество профессиональных знаний, широта кругозора и образованности. Принципы корпоративного сознания постепенно уступали место индивидуалистическим тенденциям. Наряду с нарастанием апологии обогащения сохранялись понятия групповой и личной чести, уважение к законам, хотя типичный для итальянских городов культ коммунальных свобод уже начал сочетаться с попытками аргументированного оправдания обмана государства в пользу семьи, рода при уплате налогов. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы -- идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической этики, резко осуждавшей стяжательство, стремление к накопительству.

В среде нобилитета, особенно у старинных аристократических родов, прочно сохранялись традиционные представления о феодальных доблестях, высоко ценилась фамильная честь, но и здесь появились новые веяния, не без воздействия купеческо-пополанской среды. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило, как правило, торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения -- служение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть.

Основная масса пополанства -- купечество средней руки и цеховые мастера, а также представители традиционных интеллектуальных профессий (духовенство, теологи, юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города государства, сближаясь в этом отчасти с «деловыми людьми». Здесь традиции корпоративизма были более прочными.

В низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального протеста, складывались свои представления о справедливости, греховности и воздаянии, далекие от настроений не только правящей верхушки общества, но подчас и от менталитета ремесленной среды пополанства. Крестьянство, в массе лично свободное и достаточно мобильное, в специфических условиях итальянского феодализма было тесно связано с городом и пополняло ряды его неквалифицированных рабочих. Эта среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала определенное воздействие на культуру Ренессанса.

2. Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира

Эпоха Возрождения означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом -- от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. Начался процесс секуляризации как тенденция постепенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и становления светской культуры. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождавшейся в ту эпоху систематической наукой. И, в-третьих, нараставшим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль общества.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (теоцентризма). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» -- этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения.

Весьма важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм -- зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире.

Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально-политической проблематике, к теме государства. В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизма), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично.

3. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был, прежде всего, Космос, а в средние века -- Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался гуманизм -- идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинстоинства, права на свободу и счастье.

Гуманизм как течение формировался в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гораций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетней ночи» (средние века). Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265--1321 гг.), «последний поэт средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по природе своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни. И этой поэме Данте отвергал аскетизм и проповедовал разумный образ жизни. Герои поэмы -- живые люди, ищущие и страдающие, творящие собственную судьбу. Автор произведения подчеркивал, что итог человеческой жизни зависит от деяний самого человека, от его умения избрать разумный путь и не сойти с него. Со временем тема свободы как самоопределения человека стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304--1374 гг.), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Как и большинство людей своего времени, Петрарка был верующим. Однако он весьма критически относился к схоластике средних веков, видя в ней псевдоученость и надуманные формулы. В своих произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные устремления, на любовь к другим людям. Он старался придать своей философии моральную направленность и для этого восстанавливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала, прежде всего, тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Жизнь человека -- это всегда постоянный поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено с мучительными страданиями, с душевным беспокойством.

Становлению итальянского гуманизма способствовал и Джованни Боккаччо (1313--1375 гг.), выступавший в своем произведении «Декамерон» с позиций критики духовенства и поддержки передовых умонастроений городского населения. Гуманистические мотивы имели место также в творчестве других авторов того времени. К их числу следует отнести Колюччо Салютати, являвшегося одно время канцлером Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латинский язык ряд работ Платона и Аристотеля, Плутарха и Демосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, живописца Леона Батиста Альберта служителя церкви Марсилио Фичино.

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был профессор Римского университета Лоренцо Валла (1407--1457 гг.). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Валла был противником светской власти римских пап, резким критиком аскетизма и связанного с ним монашества. По его убеждению, схоластика является праздным и иррациональным занятием. Итальянский гуманист старался восстановить подлинное учение Эпикура, находившееся под запретом в средние века. По его убеждению, эпикурейство наиболее полно утверждает идею полноценности жизни человека, проповедует чувственную деятельность и телесное благополучие. В своем трактате «О наслаждении» ученый утверждал, что основным законом человеческой природы является наслаждение как подлинное удовольствие души и тела. Он провозгласил: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!» Лоренцо Валла полагал даже, что наслаждения должны продолжаться и в посмертной жизни человека. Его учение было позитивным, поскольку восстанавливало естественное право человека на полноту своего существования и индивидуальное счастье в жизни.

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463--1494 гг.) В своей «Речи о достоинстве человека» он подчеркивал важнейшее свойство человека -- его свободу. По мнению Пико, человек представляет собой четвертый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. На земле человек является великим существом, которое обладает умом и душой. Дух человека определяет свободу его воли и, следовательно, всего жизненного пути. Сотворив человека, Бог якобы вложил в него «семена» разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода -- это бесценный божий дар, составляющий внутреннюю сущность человека. Эта свобода дает человеку возможность проявить активность и «возвыситься над небесами», стать творцом своей судьбы.

4. Внутренние противоречия в культуре Возрождения

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности -- абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и последовавшей за ней Контрреформацией.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные общественные группы -- средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавшаяся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Заключение

Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире -- быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф. Энгельса, «эпоха гигантов» -- «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессивного поворота в истории человеческой цивилизации.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира. Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах.

В период Возрождения на первый план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами.

В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания -- размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души -- молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды; осознает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире -- самого себя.

Список использованной литературы

культура ренессанс теоцентрический

1. Л.М. Брагина "Социально-этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.

2. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.

3. Искусство раннего Возрождения. -- М.: Искусство, 1980 г.

4. История искусства: Ренессанс. -- М.: АСТ, 2003 г.

5. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. -- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Прогрессивные изменения в экономике, политике, культуре в эпоху Ренессанса. Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира. Идеи гуманизма в творчестве Данте, Петрарки, Бокаччо, Мирандолы. Внутренние противоречия в культуре Ренессанса.

    реферат , добавлен 08.01.2010

    Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Развитие ренессансной культуры в Испании. Архитектурный стиль платереско. Эскориал – жемчужина испанской ренессансной архитектуры. Ренессанс в живописи.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Характеристика культуры западноевропейского Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Тема возрожденческого гуманизма. Описание внутренних противоречий Ренессанса. Самоценность человеческой личности в искусстве.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2016

    Культурно-историческая эпоха Возрождения (Ренессанс). Ренессанс как "итальянское явление" на первом этапе развития. Источники культуры Возрождения: античное классическое наследие и средневековая культура. Достижения культуры Ренессанса в разных областях.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. Братства и их роль в развитии культуры.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

    Ориентиры и принципы культурного развития Европы. Общая характеристика культуры Ренессанса как времени духовного подъёма и расцвета всех сфер человеческой деятельности. Развитие гуманитарного знания, индивидуализма и антропоцентризма эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2012

    Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения культуры Возрождения. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. Внутренние противоречия в культуре.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2012

    Возрождение (ренессанс) как эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков, его общая характеристика. Каноны культуры и искусства, общественно-политический строй того времени. Видо-жанровые особенности литературы и музыки.

    презентация , добавлен 02.12.2013

    Ренессанс как эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI вв. Обожествление каждой травинки северного пейзажа, копирование мельчайших деталей быта в творчестве нидерландских художников. Творчество Яна ван Эйка, Хиеронимуса Босха и Питера Брейгеля.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Изучение основных исследователей эпохи Возрождения. Сравнение их методов. Ренессанс - революционный переворот в истории, его влияние на все сферы культуры. Возникновение гуманизма, новой концепции личности, изменение статуса художника. Ренессанс в России.

Эпоха Возрождения (Ренесанс)

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Искусство эпохи Возрождения.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.



На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера, непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра, Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.