Какие они - типичные французы.

Во времена средневековья население Франции делилось на регионы, в которых жили отдельные народности: пикардцы, гасконцы и другие. Также народ делился на языковом уровне - на тех, кто говорил на языках ланг д"ойль и языках ланг д"ок.

Несмотря на то, что оба языка берут свое начало во времена Римской Галлии, народ все же предпочел обособленность.

Северные регионы Франции были населены галлами, римлянами и германцами. Центр и Запад принадлежал галлам и римлянам. На юге чаще всего встречались римляне, но жили и галлы и греки.

Только после того, как Франция была централизована, все ее население стало называться французами.

Смешение племен сильнее всего затронуло басков, германских эльзасцев, евреев, лотарингцев и фламандцев. Под влияние объединенной Франции также попали итальянцы, испанцы и поляки.

Народы, населяющие Францию

Франция является достаточно однородной страной, практически все ее жители коренные французы. Но все же, еще с исторических времен, она делится на расовые группы - средиземноморскую, центральноевропейскую и североевропейскую.

Представители первой группы отличаются низким ростом, худощавостью, темными волосами и карими глазами.

Центральноевропейскую группу представляет невысокое население с достаточно крепким телосложением и русыми волосами.

А североевропейское население отличается высоким ростом, крупным телосложением и светлыми волосами, кожей и глазами.

Государственным языком является французский, и лишь некоторые народные группировки говорят на других языках и диалектах.

Такими меньшинствами являются: бретонцы, эльзасцы, фламандцы, корсиканцы, баски, каталонцы.

Эти народности говорят на своих родных языках - эльзасцы на эльзасском, бретонцы на бретонском, корсиканцы на корсиканском и так далее.

Такие группы пытаются сохранить все, что им передали предки, поэтому обучают языку и традициям своих потомков. Но это не значит, что эти люди не знают французского языка. Они используют его при обучении, на работе, в социальной жизни.

Из представителей иностранных государств во Франции можно встретить португальцев, испанцев, итальянцев, марокканцев и тунисцев.

Культура и быт народов Франции

Дома французов чаще всего являются съемными. Чтобы купить свою собственность, нужно хорошо и долго зарабатывать. Частных домов во Франции не так уж и много, чаще всего люди живут в квартирах. Размер и состояние жилища зависит от материального состояния владельца. Но во всех квартирах есть одна особенность - очень маленькая кухня.

Семья для французов важна, как и для большинства национальностей. Но у них есть своя особенность воспитания - они воспитывают не талантливую индивидуальность, а идеального члена общества. Ребенок должен с детства понимать, что такое закон и общепринятые нормы. Во Франции именно так выражается любовь к детям.

Это касается и образования. Каждый родитель считает должным дать ребенку достойное образование, которое поможет ему добиться успехов в будущем и иметь какой-то социальный статус. Поэтому обучение малышей начинается еще в детском саду.

Большую часть жизни французы проводят на работе. Но это не доставляет им особых хлопот, потому что во Франции достаточно мягкий рабочий график с 2 часовым перерывом на обед.

Вечера люди проводят в семейном кругу или в одиночестве. И лишь в выходные французы позволяют себе вырваться из дома и отдохнуть с друзьями.

Традиции и обычаи народов Франции

Если говорить о традициях, обычаях и привычках французов, то стоит отметить то, что они категорически не принимают английский язык. Не принимают до такой степени, что даже зная этот язык, француз сделает вид, что не понимает собеседника.

Во Франции принято извиняться по любому поводу, даже если человек просто случайно коснулся руки другого. А вот сидячие места в общественном транспорте никто не уступает. Это просто не принято, так же как и спрашивать: "Вы выходите на следующей?".

Франция - страна без дресс-кода. Люди могут пойти в джинсах и толстовке хоть в ресторан, хоть в театр.

Традиционными французскими праздниками являются: Новый год, Рождество, Пасха, День Труда, День победы, День взятия Бастилии, День всех святых и другие.

Есть и такой праздник, который не относятся к особо важным, но все же от души отмечается французами - 1 апреля. До введения григорианского календаря Новый год праздновался в конце марта. Но с введением календаря праздник был перенесен на 1 января. А так как в те времена новости разносились очень медленно, некоторые так и праздновали Новый год с 25 марта по 1 апреля в течение нескольких лет. Так и появился День Смеха.

ФРАНЦУЗЫ, франсе (самоназвание), народ, основное население Франции (56,3 млн. человек). Живут также во владениях Франции (Гвиана, Новая Каледония , Реюньон, Французская Полинезия), в Алжире, Тунисе , Марокко , на Мадагаскаре . Крупные группы французов сосредоточены в США (650 тыс. человек), Италии (320 тыс. человек), Бельгии (132 тыс. человек), Швейцарии (80 тыс. человек) и др. Общая численность французов 59,4 млн. человек. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие - в основном католики, есть кальвинисты-реформаты (преимущественно в Париже, в Пиренеях, в бассейне Роны, в районе Марселя, в Нормандии).

Автохтонное население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине 1-го тысячелетия до нашей эры они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции . На средиземноморском побережье были основаны также финикийско-карфагенские и греческие колонии, главная из них - Массилия (современный Марсель) - в 600 до нашей эры. Со II века до нашей эры сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну - Галлией. Римское завоевание Галлии привело к романизации её населения (особенно на юге страны) и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Во время Великого переселения народов (V век) в Галлию вторглись германские племена вестготов (на юг и юго-запад), бургундов (на восток и юго-восток) и франков (на север и северо-восток). В начале VI века франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 завоевали королевство бургундов. С середины VI века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу IX века народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Следствием неодинаковой степени романизации севера и юга Франции стало сложение двух этнических общностей: северофранцузской (к северу от реки Луара) и южнофранцузской. Их языки назывались по характерному различию в произношении слова «да»: ланг д"ойль (от oil) на севере и ланг д"ок (от oc) на юге. Северные диалекты первоначально оставались лишь разговорными, в то время как на юге уже к XI веку начал складываться литературный язык (провансальский). На особых языках говорили народы, обитавшие на западных окраинах империи. У подножий Пиренеев ещё с доримских времён жили баски - народ неизвестного происхождения, устоявший перед романизацией. В конце VI века из-за Пиренеев пришли на юго-западное побережье Франции васконцы (предки гасконцев), скорее всего иберийского происхождения. В V-VI вв. началось переселение с Британских островов на Северо-Запад Франции (современный полуостров Бретань) кельтских племён бриттов (предков бретонцев). С VIII века с севера на франкские земли стали прибывать скандинавские племена норманнов. Формированию единой общности способствовало политическое объединение французских земель вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже (с конца X века). К началу XIV века под властью французских королей была объединена большая часть Франции . На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила в Северной Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу XV века начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становится общефранцузским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в XVI веке усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного делопроизводства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса. В XVII-XVIII вв. утвердилась гегемония Франции в Европе. Французский язык служил языком дипломатии и аристократии европейских стран. Решающим фактором в формировании французской нации стали эпоха Просвещения и Французская революция конца XVIII века. Философия французских просветителей, французская классическая литература сыграли большую роль в распространении французского литературного языка в провинциях, где до того времени стойко держались местные говоры. Административные реформы эпохи революции (уничтожение провинций с их таможнями, учреждение департаментов, введение всеобщей воинской повинности), реформа школьного образования и т. п. способствовали стиранию областных различий и слиянию французского народа в единую нацию.

В условиях современной общенациональной нивелировки культуры среди французов ещё удерживается сознание принадлежности к определенным историческим областям (нормандец, пикардиец, бургундец, овернец, гасконец и т. п.) с местными особенностями культуры.

При высоком промышленном развитии во Франции сохраняется значительная роль сельского хозяйства. Главная отрасль - животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица); существенное место занимает земледелие (основные культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, сахарная свёкла, табак и др.). Развиты также традиционные виноградарство и виноделие. Традиционные ремёсла (резьба по дереву, изготовление расписной керамики, плетение кружев) утрачивают значение. Однако некоторые из них (лионские шёлковые мануфактуры, севрский фарфор, парфюмерное производство Граса близ Канна и др.) превратились в промышленные отрасли и приобрели мировую известность.

Бульшая часть французов живёт в небольших городах (20-30 тыс. жителей) и нескольких крупных городах-агломерациях. Маленькие города с населением менее 20 тыс. жителей сохраняют средневековую радиальную планировку с замком или монастырём в центре, с главной площадью, где расположены церковь, мэрия и рынок.

Среди сельских поселений преобладают небольшие деревни с несколькими десятками или сотнями жителей либо совсем мелкие, состоящие из 5-10 дворов; встречаются также фермы-хутора. Планировка поселений в основном линейная. Традиционные сельские жилища имеют несколько типов по планировке и принципу конструкции. Основной тип - одноэтажные каменные или глинобитные на деревянном каркасе постройки, где под одной крышей объединены жилые помещения и примыкающие к ним конюшня, стойло, амбар и погреб для вина. Двускатные крутые крыши старинных домов Северной и Центральной Франции крыты шифером, черепицей и др. На крупных фермах Северо-Восточной Франции , Парижского района, Пикардии и Фландрии жилые и хозяйственные постройки с четырёх сторон замыкают двор с колодцем или прудом посередине. В горных областях (Альпы, Пиренеи) распространён альпийский тип дома - двух- или трёхэтажный, с нижним каменным и верхним срубным этажом. На юге Франции (Аквитания, долины Роны и Соны, остров Корсика) характерны небольшие двухэтажные дома под низкими черепичными крышами, каменные или глинобитные, второй этаж жилой, иногда деревянный, с галереей, на которую ведёт внешняя каменная лестница. Крестьянский дом состоял обычно из общей комнаты, служившей кухней и столовой, и одной-двух спален. Жизнь семьи сосредоточивалась в общей комнате с камином в нише у фронтонной стены. В нём на чугунном треножнике готовили пищу, на полках перед ним хранилась кухонная утварь. Современное крестьянское жилище лишь частично сохраняет традиционный интерьер.

Народный костюм перестали носить уже в XIX веке. В основе женского традиционного костюма - широкая юбка со сборками, кофта, корсаж, передник, чепец или шляпа. Мужской костюм - штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка или широкая блуза, головной убор - берет или шляпа. Старинная обувь - деревянные сабо. Разные провинции имели различные мотивы вышивки, формы чепцов, покрой и украшение корсажа и передника.

Для традиционной пищи характерны овощные и луковые супы (чаще протёртые), бифштексы (из говядины; в деревнях многие блюда - из свинины) с жареным картофелем, баранье рагу под различными соусами, омлеты с ветчиной, грибами (трюфелями и шампиньонами) и другими приправами, рыбные блюда; широко употребляется сыр (остальные молочные продукты французы едят меньше, чем другие европейские народы). Потребляется много овощей, фруктов, устрицы, лангусты, крабы, морские ежи, моллюски. Традиционные центры виноделия - департамент Жиронда, области Бургундия и Шампань. Режим питания в деревнях зависит в значительной мере от сезона и характера сельских работ, а горожане в своём большинстве строго соблюдают традиционные часы раннего лёгкого завтрака (кофе, тосты или булочки с маслом, вареньем, мёдом), второго завтрака (мясное блюдо с овощами, закуски, кофе с десертом) и позднего обильного обеда.

Главный праздник - Рождество (25 декабря) - отмечают в семейном кругу. В деревнях к Рождеству откармливают гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на рождественском столе считается залогом благополучия. Обычай украшать ёлку распространился в городах в XIX веке, но почти не проник во французскую деревню. Рождество, Новый год и День королей (6 января) составляют зимний цикл праздников («двенадцать дней»). Праздник конца зимы (карнавал) теперь отмечается главным образом в городах южных провинций, в частности в Ницце; процессия с чучелом Карнавала сопровождается театрализованными действами. На Пасху, Троицу, в престольные праздники устраивают ярмарки, народные гуляния, шуточные состязания. На Пасху выпекают особые хлеба, подают омлет с мясом. День Всех святых (1 ноября) отмечается как день поминовения умерших. На могилы родственников ставят горшочки с хризантемами. Главный национальный праздник - День взятия Бастилии (14 июля) отмечается военным парадом, вечером - народными гуляниями с песнями и танцами на площади Бастилии. Помимо общенациональных отмечаются и местные праздники. Из национальных игр самая популярная - игра в шары (були). Сохраняются местные традиционные зрелища и игры: на юге - бои быков и бега коров, в баскских областях - игра в мяч, в Лангедоке - состязания борцов на лодках и т. п.

Фольклор на протяжении веков питал французскую литературу, музыку, театр. Особым видом городского фольклора, подвергшегося литературной обработке, стали песни, исполняемые профессионалами-шансонье. Традиционные танцы (фарандола, гольярда, менуэт, бурре, гавот и др.) исполняются во время фольклорных фестивалей под аккомпанемент народных инструментов (волынка, тамбурин, виола, фасита).

С одной стороны, понятие принадлежности к стране (гражданство, подданство) может основываться на кровном родстве. Это понятие органически вытекает из определения «страны - нации», определившей политическое деление Европы в XIX веке . Впервые правило было сформулировано во Франции, в 1803 году, в гражданском кодексе Наполеона I . Впоследствии это правило было принято большинством европейских стран, в том числе Россией (1964 год).

С другой стороны, принадлежность к стране может основываться на месте рождения. В силу ряда причин , в 1889 году Франция принимает закон, согласно которому любой человек, рождённый на французской территории, может претендовать на французское гражданство по достижении совершеннолетия. При этом сохранялось и старое правило: ребёнок двух французских граждан автоматически становился французом, вне зависимости от места рождения.

Третья возможность получения гражданства - принятие его спустя некоторое время проживания в стране - появилось во Франции в 1927 году, вследствие большого потока иммигрантов, в том числе первой волны русской эмиграции .

Таким образом, принципы получения французского гражданства существенно отличаются от принятых в России .

Этногенез и развитие

Современные мифы об античных предках

Французский национальный миф начинается с кельтов (галлов) - наиболее западной индоевропейской группе, рано отделившейся от праиндоевройцев и создавшей самобытную культуру за несколько веков до завоевания Цезарем . К наиболее могущественным племенам относились арверны (в гористой местности современной Оверни) и эдуи (между Соной и Луарой). Индоевропейские кельты вытеснили на юг более древнее население (к примеру, неолитических лигуров), лишь одна из ветвей иберов - аквитаны сохранились в небольшом количестве в западной части Пиренеев . Название исторической местности Гасконь напоминает о старом ареале басков , которые, однако, в отличие от Испании не сохранили здесь особый национальный статус.

Смешения эпохи Великого переселения народов

В ходе Великого переселения народов христианизированное галлороманское население было потеснено на юго-востоке бургундами , на юго-западе вестготами и в конечном итоге было подчинено салическими франками . Победа франков над алеманами в битве при Толбиаке позже преподносилась [кем? ] как начало французской истории. Несколько сотен тысяч языческих франков, составлявших высший слой общества, правили над католическим большинством галлороманов, насчитывавших 6-10 миллионов человек. После крещения короля франков Хлодвига I его соплеменники постепенно смешались с местной знатью. К германским народам эпохи Великого переселения в X веке добавились норманны . Способность галлороманского культурного большинства ассимилировать пришельцев в данном случае проявилась ярче всего: в течение всего нескольких поколений норманны стали полными франкофонами , завоевав впоследствии Англию и юг Италии . В отличие от них, переселившиеся с Британских островов в V веке кельтские бретонцы , сохранили свою культурную идентичность до наших дней.

В ходе образования могущественного Франкского государства в период правления Карла Великого галлороманская культура получила космополитический оттенок. После разделения государства в 843 году в появлении нового языка проявилось единство галлороманской нации. Тогда как в Восточно-Франкском королевстве (будущей Германии) доминировал германский язык, в Западно-Франкском королевстве (будущей Франции) доминировал галлороманский. До X века как со стороны западнофранкских каролингов , так и со стороны восточнофранкских правителей по крайней мере теоретически сохранялась идея единства Франкской империи. Поэтому появление первого французского государства большинством историков датируется 987 годом, начиная с коронации Гуго Капета .

Народ и государство в Средние века

Национальное сознание Нового времени

Религия, культура, искусство

Культурно-языковые группы французского происхождения

Язык

Франкофонные (говорящие по-французски) меньшинства других стран (например, валлоны в Бельгии или швейцарцы) французами не являются.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.

Франция… Она такая загадочная и привлекательная, аристократическая и манящая… Наверное, каждый признаёт, что эта страна – законодательница мировой моды, а Париж – синоним изысканности. А уж об изяществе и шарме ее жителей ходят легенды. Мы уверены, что француженка должна быть непременно утонченная, стильно одетая, стройная мадемуазель на высоченных шпильках и в кокетливой шляпке.

Ах да, и непременно сумочка от кутюр. Француз же – невероятно обаятельный мужчина, темпераментный, любвеобильный, галантный. Он готов писать даме сердца стихи и отдать жизнь, защищая ее достоинство.

Франция – это Коко Шанель и Жан-Поль Готье, Александр Дюма и Виктор Гюго, Эдит Пиаф и Патрисия Каас… Великая родина великих людей.

Чем же французы отличаются от нас, славян? Почему даже в анекдотах французская женщина – тонкая и звонкая, в коротком кружевном пеньюаре, томно едящая с фарфоровой тарелки листики салата, а русская – этакая гром-баба в фартуке и со скалкой в руке, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу запросто войдет? Почему, защищая свою честь, француз из книжных романов, изящно двигаясь, дерется на шпагах, а русский мужик закатывает рукава, снимает лапти и начинает кулачный бой? В чем разница между французским менталитетом и нашим? Попробуем сравнить и разобраться.

Гордость и предубеждение

Французы, особенно парижане, очень любят себя. Они гордятся тем, что они – французы, и считают свою нацию самой прекрасной в мире. На порядок лучше всех остальных. Создается впечатление, что чувство собственного достоинства и уважения к себе они впитывают с материнским молоком. Француз знает, что заслуживает всего самого лучшего только потому, ведь он родился французом. Взять хотя бы церемонию приема пищи. Стол обязательно должен быть красиво сервирован, порция, пусть и небольшая, но изысканно украшена, все ингредиенты выложены со вкусом, каждый на своем месте. Французские десерты шедевральны – в крошечное пирожное шеф-повар, не жалея себя, вкладывает многие часы труда, хотя великолепно знает, что немногим позднее кондитерское чудо будет съедено за считанные минуты.

Здесь человек – в центре всего, а все делается для него и ради него. Если при школе находится детский парк, то, будьте уверены, это именно парк, а не место для выгула собак, распития пива и курения травки. Восхитительные цветы и свежеокрашенные лавочки, красивые фонтанчики с водой, пригодной для питья, и ухоженные дорожки. И даже специальный жандарм, совершающий обходы. Кроме этого, есть ворота, закрывающиеся на ночь на засов. Словом, все для маленьких парижан. Городские автобусы ездят четко по расписанию, которое, кстати, можно получить в любом киоске, а поезда метро в час пик ходят каждую минуту. Государство работает для людей, ни в коем случае не наоборот.

Умение жить и наслаждаться жизнью

Вторая черта французов – умение брать от жизни все. Так называемое «savoir vivre». Это очень многогранное и многокомпонентное понятие, осягнуть которое полностью под силу, наверное, только истинному сыну Франции. Это умение жить качественно, получая удовольствие от каждой минуты. Хорошие манеры, вежливость и элегантность во всем. Изысканная одежда – о, настоящий парижанин никогда не приобретет обновку, прибывшую из Китая! Это правила хорошего тона – настоящая парижанка никогда не станет прилюдно поправлять макияж.

Соблюдение этикета – мужчина во время встречи никогда не позволит себе снять пиджак или ослабить галстук. Это тонкое чувство юмора – каждый француз обязан уметь разрядить напряженную ситуацию остроумной шуткой. И, конечно, это чрезмерная французская учтивость. Ни в коем случае, даже будучи мертвецки пьяным, даже находясь при смерти, нельзя забывать об основах вежливости – здороваясь, пожать руку каждому мужчине; тепло поблагодарить за оказанную услугу; выражая просьбу, не забывать сказать «пожалуйста»; а уходя, пусть даже и в спешке, нужно обязательно со всеми распрощаться и поцеловать руки дамам. Иначе вас могут запросто перестать принимать в обществе. Проще говоря, savoir vivre – это умение жить со вкусом. Именно оно придает Франции столь сильную притягательность, настоящий магнетизм.

Свободолюбие и склонность к монументализму

Истинный парижанин считает себя свободным – в том смысле, что ставит свои интересы выше всего остального. Он может переходить дорогу на красный или подойти к кассе без очереди. Он с легким чувством собственного превосходства относится к представителям других национальностей. Британцы для него слишком скучны, славяне – дурно воспитаны, американцы – скупы и лицемерны. Как же, ведь он – парижанин, он – голубой крови! Он умеет вести переговоры и защищать свое мнение.

Однако при этом французская свобода подразумевает ответственность за свои поступки, в отличие от свободы русской, которая почти всегда равна анархии и хаосу. И, к сожалению, мало какой русский воспитывается в духе любви и уважения к себе – скорее это постоянное недовольство собой, неверие в свои силы, разочарованность и чувство неудовлетворенности.

Мы с благоговением относимся к европейцам, в то время как французы смотрят на всех, кроме себя, снисходительно и немного свысока. Может быть, поэтому парижские архитекторы страдают гигантоманией? Впрочем, даже ей присущи истинно французские черты – новые здания настолько хорошо вписываются в ландшафт и выглядят так эстетично, что порой и не поймешь, двести ему лет или пару десятков. И никакой нелепой безвкусицы, портящей пейзаж, – только утонченность и стиль.

Политкорректность

Французы очень щепетильны во всем, что касается политкорректности. Если в Париже орудует банда, в составе которой есть африканцы или арабы, на этом ни за что не сконцентрируют внимания! Скорее сосредоточатся на белых, даже если их там меньшинство. Постепенно подобное поведение привело к тому, что эмигранты стали все более разнузданными, они практически безнаказанно грабят и убивают, а французская пресса только укоризненно грозит пальчиком и объясняет все это пороками буржуазного общества.

Какой же он – портрет истинного парижанина?

Согласно романтическим стереотипам французы – большие дамские угодники и неутомимые любовники, они обольстительные и по-рыцарски вежливые, обходительные и остроумные, смелые и честолюбивые. Однако по большей части эти образы навеяны нам фильмами о Франции и героями романов Александра Дюма. На самом же деле не все так радужно. Среднестатистический француз в наше время достаточно нервный и раздражительный. Те, кому зарплата кажется низкой, постоянно недовольны, что ее не повышают. Те, у кого заработок достойный, жалуются, что его понижают.

Крестьяне бастуют из-за того, что в страну завозят огромное количество более дешевого иностранного продовольствия. Мелкие лавочники ругают супермаркеты, из-за которых их бизнес не выдерживает конкуренции и приносит убытки. Стабильно неплохую зарплату имеют государственные служащие, но и те не вполне удовлетворены – их не устраивает количество положенных им привилегий. Молодежь боится остаться без работы – хорошее место не гарантирует даже красный диплом.

Школьники курят и балуются спиртным. Не правда ли, знакомая картина? Франция тоже находится на распутье, однако люди не сдаются и ищут выходы. Ставка делается на развитие и продвижение высоких технологий в промышленности. Поэтому сегодня портрет успешного, самореализовавшегося француза таков: это квалифицированный специалист, сотрудник крупной международной компании, элегантно и дорого одетый, не расстающийся с ноутбуком и телефоном. Плюс ко всему он – вопреки всем представлениям о французах – примерный семьянин и заботливый отец. Сейчас во Франции это считается хорошим тоном.

Вот такие они, французы. Кое-чему, возможно, у них стоит поучиться, кое в чем – взять с них пример, не забывая о том, что каждая нация – по-своему прекрасна и неповторима!

Самоназвание “франсе”. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие, в основном католики, есть кальвинисты-реформаторы.

Этногенез

Население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца второго тысячелетия до н.э. начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине первого тысячелетия до н.э. они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. Присредиземноморскую полосу заселяли иберы (юго-запад), позже здесь оседали лигуры (юго-восток). В 7-6 вв. до н.э. финикийцы и малоазиатские греки основали здесь многочисленные колонии, от которых ведут свое начало города Марсель (древняя Массалия), Ницца, Антиб, Арль и другие. Со 2 в. до н.э. сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну Галлией. Римское завоевание Галлии в 58-52 гг. до н.э. привело к романизации ее населения, которая интенсивно проходила вплоть до конца существования Римской империи, и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Немалую роль в превращении этих этносов в романоязычных сыграла с 3 веке христианская церковь Рима, официальным языком которой всегда была латынь, повлиявшая на появление французского языка. Во времена Великого переселения народов в 5 веке в Галлию вторглись германские племена вестготов на юг и юго-запад, бургундов на восток и юго-восток, и франков на север и северо-восток и гуннов. В начале 6 в. франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 г. завоевали королевство бургундов. С середины 6 века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу 9 в. народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Так как романизация севера и юга Франции шла неодинаково, сложились две этнические общности: северофранцузская и южно-французская, языки которых назывались ланг д"ойль и ланг д"ок. На юге к 11 в. стал складываться литературный Провансальский язык.

К 10 веку формировалась единая политическая общность, объединяясь вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже. К началу 14 века под властью французских королей была объединена большая часть Франции. На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила на севере Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу 15 в. начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становиться общим французским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в 16 в. усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного производства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса.