Рассказ когда бывает роса на траве. "Какая роса бывает на траве"

Текстовая часть публикации

Урок литературного чтения в 3а классе

Тема «Какая бывает роса на траве? Сравнение текстов».

Цель урока:
знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.
Задачи:
1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. 2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, эпитеты), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности. 3. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво. 4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.
Формирование УУД
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из символов, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы таблицы 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Огрмомент. Оргмомент. Вхождение в урок. На уроке разговор свой поведем О прекрасном человеке. Жил он в 19 веке. Знают это имя в мире, Не молчала его лира. Он писал, мечтал, учил. В крымский он поход ходил. Был учёный он и пахарь. За работу брался смело, Создавал, творил умело. Очень Родину любил, И о детях не забыл. Школы он в селе открыл. Детей грамоте учил И велик он, и простой, Имя его… Посмотрите на тему, записанную на доске. Попытайтесь поставить цель урока. (выслушиваются ответы учащихся, ставится цель урока). Систематизация изученного материала. - А сейчас я предлагаю вам рассказать биографию писателя, используя числа: 1828, полтора года, 5, 13, 22, 1859, 26, 1870, 1910, 82. (ответы учащихся) - Как Лев Толстой в детстве называл свою семью? Почему? - С какими литературными жанрами писателя мы познакомились? Приведите пример. - Какой вид этих текстов? Что характерно для текста повествование? - Что такое быль? - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Лев и собачка»). - С какой целью написал автор для нас эту быль? - Кто главные герои? - Зачитайте, как появилась собачка. - Как отреагировал лев. - Расскажите как разворачиваются события в тексте. - Какова главная мысль? -С какой целью написал автор эту быль? -Какой вид текста? Докажите?
Введение в новую тему.
- А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли писателей.
- У вас на парте лежат листы, в которых написано слово роса. Рядом в колонке, запишите что такое роса, какой вы её представляете. Составьте небольшой текст о росе. Самостоятельная работа. -Выслушиваются ответы детей. - Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. - Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? (Капля воды или роса) - Наблюдали ли вы это явление природы? (Выслушиваются ответы детей) - Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)
Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими

водяными каплями.

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при

наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Словарная работа.
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)
(Слайд 7) Алмазы (словарь в учебнике с.220)
- прозрачные драгоценные камни. - А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова)
- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. - Какие еще сравнения вы нашли в тексте?
(Слайд 8)
-Определите тип этого текста. (описание) - Вывешиваю таблицу:
« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой?

как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»
5.
Обобщение. Сходство и различие текстов (3-5 мин.).
6. Рефлексия Составление синквейна со словами текст, роса. 1. Существительное – роса
2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная 3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается 4. Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами 5. 6.
Домашнее задание (1-2 мин.).
Стр. 162  «5» - наизусть стихотворение о росе, чтение и пересказ текста.  «4» - чтение и пересказ близко к тексту.

Духанина Т. Б., учитель начальных классов

МОУ «Гимназия им. И. С. Никитина» г. Воронеж.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Тема: Толстой Л. Н. «Какая бывает роса на траве».

Цель: Формировать технику чтения и приёмы понимания текста, способствовать развитию связной речи.

Задачи: 1. Углубить представление детей об изобразительной природе художественного текста; показать, что автор может изобразить всё, что нас окружает; начать работу над средствами изображения; дать представление о «рисующих» словах.

2. Учить умению воспринимать красоту природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с видами природы, портрет Л. Н.Толстого, С. И. Ожегов «Толковый словарь», Л. Н. Толстой «Рассказы для детей», кусочек бархата или бархатной бумаги, музыкальное сопровождение: Э. Григ «Утро».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим работать над художественным текстом. Родственное слово к слову «художественный» - «художник», человек, который рисует красками, карандашами. А мы будем говорить о писателях, которые «рисуют» словами.

III. Работа над темой урока.

1. Введение.

Учитель: Ребята, внимательно рассмотрите слайды и послушайте музыку.

(Звучит музыка: Эдвард Григ «Утро»; на экране слайды: виды уголков природы, летнего утра.)

Учитель: Что вы увидели?

(Лес, траву, луг, поляну, солнце.)

Учитель: Какое это время года? Почему?

(Лето. Всё зелёное, светит солнышко, цветут цветы.)

Учитель: Какое это время суток? Почему?

(Скорее всего, это утро, встаёт солнышко.)

Учитель: Какие явления природы мы наблюдаем летним утром?

(Восход, роса.)

Учитель: Сейчас я прочитаю рассказ об одном из явлений природы. Попробуйте догадаться, слушайте внимательно.

2. Работа над рассказом Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

1). Чтение учителем отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

(Этот рассказ о росе).

Учитель: Правильно. Эту картину нарисовал Лев Николаевич Толстой в своём произведении «Какая бывает роса на траве».

2). Физкультминутка.

(Учитель показывает портрет писателя.)

Учитель: Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все были неграмотными. Осенью 1859 г. писатель Л. Н. Толстой открыл в принадлежащей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую. В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по рисованию и пению. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют его выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес. В то время для детей книг было мало, и вот известный на весь мир писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году.

Ребята, посмотрите на эти книжки. (Учитель показывает книги Л. Н. Толстого). Их для детей написал Л. Н. Толстой. Вы их уже можете прочитать сами, узнать о том, как жили в те далёкие времена дети, во что играли, чем занимались.

4). Чтение текста.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». А что вы знаете о росе? Что такое роса? Откуда она берётся?

(Роса – это капельки воды на листьях).

Учитель: Правильно. Давайте теперь прочитаем, что написано о росе в толковом словаре.

(Учитель предлагает найти определение в словаре, где заранее сделана закладка).

(Роса – это вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах, крышах зданий).

Учитель: Слово «роса» происходит от древнеславянского слова, означающего «вода». Этот смысл сохранился в словах: орошать, русалка, русло.

5). Анализ художественного произведения.

а) Фонетическая подготовка.

(Слова высвечиваются на экране).

пе-ре-ли-ва-ют-ся

раз-гля-дишь

со-бра-лись

тре-у-голь-ник

ал-маз

бар-хат

(Учитель даёт определение слов: алмаз-драгоценный камень, бархат- вид ткани с коротким ворсом. Учащиеся читают слова по слогам хором и выборочно.)

б) Выразительное чтение отрывка учителем или хорошо читающими детьми.

в) Актуализация знаний.

(Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)

Учитель: А с чем ещё можно сравнить капли росы?

(С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)

Учитель: Молодцы! Давайте ещё раз прочитаем, как писатель «рисует» росу.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Как вы думаете, когда писатель увидел росу?

(Утром.)

Учитель: Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите Доказательство в тексте.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.

(Выборочное чтение.)

(Учитель передаёт по рядам кусочки бархата или бархатной бумаги.)

(У листочков тоже есть ворсинки.)

Учитель: Попробуйте дома узнать, почему капли росы не мочат листики травы, а скатываются с них? А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу. Расскажите, как выглядит трава и капельки росы на ней.

(Высказывания детей.)

Учитель: Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро?

(Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

(Восхищается, любуется, очаровывается, поражается.)

6).Физкультминутка.

7). Чтение учащимися произведения ещё раз.

Учитель: Обратите внимание на знак, который стоит в конце последнего предложения. Это многоточие. Этот знак ставится, когда предложение или произведение не закончено, а требует продолжения. А как бы вы закончили рассказ?

(Высказывания детей.)

Учитель: Хотите узнать, как Л. Н. Толстой продолжает свой рассказ? Тогда слушайте.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Учитель: Знаете ли вы народные приметы: обильная роса – к ясному дню, тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя?

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: С какими картинами природы вы познакомились на прошлом уроке?

(Мы познакомились со стихотворениями, которые «рисуют» зиму, берёзу.)

Учитель: Прочитайте их выразительно.

(Учащиеся читают стихотворения А. С. Пушкина и Г. Новицкой.)

(Учитель оценивает чтение детей.)

V. Рефлексия.

Учитель: Дети, как вы думаете, картины зимы, берёзки, летнего утра были нарисованы?

(Учащиеся, возможно, ответят утвердительно.)

Учитель: С помощью чего нарисованы эти картины?

(Эти картины «нарисованы» с помощью слов.)

Учитель: Правильно. Художник может нарисовать картину красками, карандашами. А писатель, поэт может такую же картину «нарисовать» словами. Такие художественные тексты называют описанием. А слова, которые помогают представить нам эти картины можно назвать «рисующими».

VI. Релаксация.

Учитель: Послушайте ещё раз музыку Э. Грига и насладитесь картинами родной природы, вспомните лето.

(Звучит музыка, учитель показывает слайды.)


Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывает, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

В ясные ночи при слабом ветре на стеблях и листьях растений, на траве образуются капли росы. Появление росы - результат охлаждения приземного слоя воздуха. Водяной пар, содержащийся в нем, осаждается в виде мелких капелек воды. Они постепенно сливаются вместе в крупные капли, которые и называют росой. Роса нередко бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. «Утренняя роса добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
Летом очень сильная роса предвещает ясную погоду без осадков. Это нашло отражение в приметах: «Ранняя и вечерняя роса летом - к ведру», «Ночная роса - к ясному дню», «Роса сильная - к хорошей погоде», «Сухорос (то есть отсутствие росы) - к дождю». Ясная сухая погода переходит в неустойчивую с дождями и грозами, если вечером не выпадет роса: «Тихая, светлая ночь без росы - ожидай дождя», «Трава сухая - ожидай дождя». Выпадение росы задерживает образование заморозков, способствует произрастанию растений. Поэтому возникли приметы: «Обильные росы предвещают урожай», «Без росы и трава не растет». Французы говорят: «В апреле и мае росы - в августе и сентябре богатые покосы».

Роса - это чистая космическая энергия звезд, отраженная на земле. Чем хороша роса? Тем, что никого не надо убеждать в ее магической силе. Достаточно один раз попробовать - и все тело начинает гореть и пульсировать, ведь энергия звезд и земли желает добра своим детям; утренняя роса буквально проникает во все поры. Уходят болезни, особенно кожные, грибковые, сосудов ног, а также снимается сглаз и некоторые виды порчи, к примеру, наведенная посредством крученого волоса. Утренняя роса буквально запоминает биологически активные молекулы всех трав, поочередно вбирая силу Луны и утреннего Солнца; впитывает голоса птиц, ветра, шелест листьев, теплоту земли, вообще дублирует энергоинформационное поле, которое подпитывает все живое и начинает подниматься снизу вверх, затем опускаясь вниз, ведь утренняя роса - это кожа матери-земли.


Как известно, наш организм состоит на 70% из воды, и утренняя роса, воздействуя на человека, реагирует с его внутриклеточной жидкостью и особенно с кровью и лимфой. Роса одинаково хорошо впитывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому, прежде чем окунуться в росистый луг, обязательно прогоните прочь дурные мысли. Росу можно пить. Для этого применяется метод ускоренного сбора, который немного снижает живительную силу росы, но потерю качества компенсирует количество. Берется белая новая простыня и один день выветривается на солнце. Перед рассветом ее стелят на луг, после чего отжимают в тазик впитавшуюся влагу (в крайнем случае подойдут и несколько льняных белых полотенец, куски марли и т. п.).


А теперь более кропотливый, но качественный метод сбора утренней росы - ее можно собирать пипеткой. Если повезет, то на лугу можно встретить растения с углублениями, в которых содержание росы максимально, но и в этом случае процесс сбора остается хлопотным. Целебная сила росы, запасенной впрок, сохраняется 42 дня. Так же полезно и купание в росе. К нему нужно приступать не спеша, «начала босыми ногами, через четыре минуты окунуться по пояс, еще через девять минут начинать кататься по росе (семь минут), и последний этап - омовение лица и волос - на протяжении четырех минут. В итоге вся процедура должна составлять 24 минуты. Думаю, что никто не сомневается, что росинки защищают человека, снимают порчу, наветы и прочую нечисть, очищают от недугов и придают силы

Откуда такая вера? Из опыта, накопленного тысячелетиями.
Вода, собранная с утренних лугов, издревле считалась чистой, чуть ли не святой. А особо чудодейственные свойства до сих пор приписывают росе, появившейся в первый день августа (по старому стилю), на Мокрый Спас. За ней приходят загодя, стараются собрать раньше других. Такая роса называется «непочатой» или «непитой» водой.

Даже в пустынях, где нет ни травы, ни деревьев, люди собирали росу на специально расстеленных полотнах и выжатую из них влагу употребляли в лечебных целях.
Огромную пользу для ног приносит постоянное хождение по утренней росе.

Для того чтобы снять порчу, наведенную крученым волосом, надо семь дней подряд держать ноги в подогретой теплой утренней росе (кипятить ее ни в коем случае нельзя). Каждый раз из ног будет выходить какая-то слизь, а в конце концов на дне таза появится что-то похожее на черный волос. И если он растворился на ваших глазах, значит, порча ушла и через несколько дней с ваших ног сойдет старая больная кожа, а на ее месте вырастет новая. Бот так чудотворная роса способна вытягивать всю порчу и сглаз. В заключение хочу сказать, что купание и катание в утренней росе избавляет женщин от фригидности, а мужчин - от импотенции.

Окунитесь в эту живительную влагу, и вы убедитесь сами в ее целебности.

Конспект урока

Дата: 18.02.2015 Класс: 2 «А»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».

Цель: п ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.

Задачи:

Формировать навык беглого, осознанного чтения;

- Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать речь, воображение, внимание.

Прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном;

Воспитывать трудолюбие, внимательность, бережное отношение к природе, доброту,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, презентация;

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Малютка верблюжонок» стр.120.

Чтение пословиц о животных.

(просмотр видеофрагмента о животных)

Ребята, чему учит стихотворение?

Как мы должны относиться к животным?

Почему, писатели, поэты призывают нас к хорошему, доброму отношению км животным?

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Сегодня, мы познакомимся с вами с рассказом Льва Николаевича Толстого.

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Рассказ о жизни и творчестве писателя. (по слайду.)

Что нового вы узнали о писателе?

Какой это был человек?

Почему Л.Н. Толстой много трудился, и не боялся никакой работы?

(рисование солнышко-открытия)

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование?

Повествование

Что произошло?

Что случилось?

Рассказывает о событии, явлении природы.

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2 . Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

«Просмотр видеофрагмента роса»

(Слайд)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве».

V. Первичное чтение учителем стр. 121

Понравилась ли вам описание росы?

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

VI. Самостоятельное чтение учащимися

Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

VII. Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

(Слайд 17) Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? (Слайд 18)

Определите тип этого текста (описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Слайд 19) (Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Сравнения, метафоры)

Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

напитка кажется»)

VIII. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

(Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся?

IX. Обобщение

Составление синквейна

    Существительное – роса

    2 прилагательных – утренняя, алмазная

    3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

    Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

X . Подведение итога урока

Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке. Выставление оценок.

Домашнее задание

1) стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

2) развитие сенсорной памяти;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшеб­ных бусинок. Посмотрите, у меня на ладошке лежат бусинки разного цвета и размера. Выберите себе ту, которая вам больше всего понра­вится. - Дети выбирают бусинки и кладут их себе на ладошки. - А теперь шепните своей бусинке: "Дай мне, пожалуйста, волшебной силы". Теперь крепко-крепко зажмите ее в ладошке. Почувствуйте, как от маленькой бусинки идет тепло. Это волшебная сила необыкновен­ной бусинки. Когда вы почувствуете, что силы вам уже достаточно, можете положить бусинку в эту волшебную шкатулку».

З.Цветотерапия «Цветок настроения»

Звездочет: «Сейчас каждый из вас возьмет по одному лепест­ку любого цвета, Это, который вам сейчас больше всего нравится».

Дети выбирают лепестки и общими усилиями выкладывают из них разноцветный цветок. Психолог обращает внимание на цвета, которые! выбрали дети.

Звездочет: «Замечательный цветок у вас получился. А вы были когда-нибудь в поле утром? Однажды утром, взглянув в свою подзорную трубу на утренний луг, я чуть не ослеп. Весь луг сверкал. Как вы думаете почему?

Вот послушайте».

4. Рассказ «Какая бывает роса на траве» (Л. Тол­ст о й)

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. - Что за алмазы можно увидеть утром на траве? Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли ката­ются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатит­ся, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и вы­пьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

5. Визуализация «Напиток из росинок» Звездочет просит детей вообразить, что в руках у них маленькие чашечки. И в эти чашечки Звездочет наливает из воображаемого вол­шебного сосуда свежую, только что собранную росу: «Она еще пахнет цветами. Попробуйте, какая она на вкус. Пейте ее маленькими глотка­ми. Когда вы допьете последнюю росинку, можете поставить вообра­жаемые чашечки на стол. Я тоже попробовал волшебного напитка из росинок, набрался волшебной силы, и теперь мне пора возвращаться на свою Планету».

6. Проблемные вопросы

Психолог предлагает детям вопросы для обсуждения:

Как появляется роса?

Кому хорошо, что появляется роса? Почему?

Кому плохо? Почему?

Куда потом девается роса?

Кого можно напоить одной маленькой росинкой?

Как можно использовать росинки?

Если бы росинки были размером с воздушный шарик, с пяти­этажный дом?

Если бы роса была из молока?

7. Ароматерапия

Психолог просит детей потереть ладошка о ладошку, затем капает им на ладошку капельку масла лаванды. Дети растирают масло в ла дошках и в течение нескольких минут вдыхают аромат лавандового масла.

8. Упражнение «На что похожа росинка»
Психолог предлагает детям найти, на что похожа росинка.

9. Сочинение сказки «Росинка - путешественница»

Психолог говорит детям, что сейчас им нужно придумать сказку, как росинка попала на луг и решила она попутешествовать по белу свету. А дальше с ней произошло вот что...

10. Ре флексия

11.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения или сказки на тему «Путешествие ро-синки».

Занятие 27 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЯЦ

2) развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества;

3) гармонизация эмоционального состояния.

1. Приветствие

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы с вами попадем в удивительную сказ­ку. Но, чтобы попасть туда, надо настроиться на ее лад. А поможет вам попасть туда ваш внутренний телевизор, который может показать лю­бые воображаемые вами картинки. Закройте глаза и представьте себе луг. В вашем воображении возник какой-то уголок знакомого вам луга. Помогите себе увидеть его. Вспоминайте образы и звуки. Зеленая лу­жайка... Ветер качает травы... Они колышутся, как большое зеленое море... Прислушайтесь, как стрекочет кузнечик. Где-то далеко слышна песня жаворонка... А теперь откройте глаза. Все смогли очутиться в сказке? Ведь именно на лугу и произошла та необыкновенная исто­рия, которую я вам расскажу. И каких только чудес на свете не бывает в удивительном мире сказки».

3. Сказка «Зеленый заяц» (Г. Цыферов) Летом было все зеленое на лугу: зеленая трава, зеленые листья, зе­леные деревья. По зеленой траве скакали зеленые лягушки и громко кричали: «Квак- квак».

Ну а потом на эту зеленую лужайку пришел серый заяц. Его увидел лягушонок и начал говорить:

Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеле­ным. Ступай и перекрасься.

Пошел заяц, перекрасился в зеленый цвет. И никто его не узнал.

Только все сказали:

Посмотрите, какая смешная лягушка. У нее очень длинные уши.

Звездочет: «Вот такая история может произойти с тем, кто пе­рестанет быть самим собой. А еще я принес с собой волшебные стек­лышки, которые превращают обыкновенный мир в зеленый».

4. Цветотерапия «Зеленый мир»

Звездочет предлагает детям с помощью волшебного зеленого стек­лышка оказаться в зеленом мире.

Дети рассматривают все предметы в комнате через зеленое стек­лышко.

Звездочет: «Ребята, мне пора улетать. А вы, пожалуйста, при­думайте для моей волшебной книги зеленые сказки».

5. Упражнение «Сочини сказку»

Психолог раздает детям карточки, на которых нарисованы солныш­ко, дождик, снег, девочка и т. п., и предлагает детям придумать сказку, как в один прекрасный день какой-то предмет или персонаж стал вдруг. зеленым и что с ним могло произойти.

6. Рисование «Нарисуй свою сказку»

Используя как можно больше оттенков зеленого цвета, дети рис ют свои зеленые сказки.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Проводится так же, как и на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о зеленом зайце.

Занятие 28

ПРОЩАНИЕ Q ПЛАНЕТОЙ ЧУДЕС

1) стимулирование творческого самовыражения;

2) развитие вариативности и оригинальности мышления;

3) развитие коммуникативных навыков.

1. Приветствие

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшеб­ного колечка. Его надо надеть на палец и сказать: "Кто колечко повер­нет, тот и в сказку попадет"». Дети, передавая кольцо по кругу, надева­ют его, поворачивая вокруг пальца.

Звездочет: «Сегодня мы встречаемся с вами последний раз. За время наших встреч вы многому научились. - Звездочет подводит детей к столу, на котором лежат оформленные в виде книжек сказки и стихи, сочиненные ими во время занятий и дома. - Посмотрите, ка­кие замечательные книжки получились. В них все ваши рисунки. Я думаю, у меня появится еще одна волшебная книга, которую я буду читать другим детям. А еще вы научились находить выход из самых необычных ситуаций. Я думаю, что вы догадались, что необычное можно найти в любом предмете, ведь сказка живет не только на Пла­нете чудес, но и на планете Земля. Главное, научиться находить ее в окружающем вас мире. И вы научились видеть, слышать, наблюдать, быть внимательными. Вы научились творить. И это обязательно помо­жет вам в жизни. А сейчас мы с вами напишем Гимн Планете чудес. Для этого каждый из вас скажет что-то сказочное об этой Планете».

З.Гимн Планете чудес

Первую строчку придумывает психолог, а дети по кругу продолжа­ют. Например:

■- Что такое Планета чудес?

Это мир, где сказки живут.

Это страна волшебная.

С волшебными деревьями и цветами, со сказочными домами.

Там бродят звери волшебные.

И птицы летают расчудесные.

И бегают слонопотамы.

И мы не боимся их, потому что они добрые.

А еще там живет Звездочет.

Он знает много сказок.

Мы ждем, когда он придет опять.

4. Рсунок «П л а н е т ы чудес»

Звездочет: «Молодцы! Замечательно получилось! А теперь нарисуйте мне, пожалуйста, все вместе рисунок под названием "Пла­нета чудес". Сначала обсудите, кто и что будет рисовать, и присту­пайте».

После окончания работы дети рассказывают, что каждый из них нарисовал на рисунке.

5. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

б.Ритуал прощания

Проводится так же, как и на первом занятии.