Уэлен как там живут. Путешествие на мыс Дежнёва

Поселок Уэлен причисляется к объектам, за которыми закреплено звание “самый-самый”. Это самая восточная точка Российской Федерации , населенный пункт, находящийся у мыса Дежнева – крайним восточным пунктом Чукотского полуострова и всей Евразии. Уэлен представляет собой косу, протянувшуюся на 200 метров, находящуюся на высоте 3 м над уровнем моря. Неподалеку расположен живописный скалистый обрыв высотой около 100 метров. До районного центра, Лаврентия, 140 км по суше. Между двумя населенными пунктами находится озеро Коолен. Археологические раскопки показывают, что эта территория была населена эскимосами, однако впоследствии их смогли вытеснить чукчи.

Странное название

Версий происхождения названия села существует две. По одной из них, Уэлен – это видоизмененное “Увэлен”, что в переводе с чукотского языка означает “черная проталина”. У подножия горы, поблизости от которой расположен населенный пункт, действительно можно увидеть черные валуны, служившие мореплавателям ориентирами. Вторая версия связана с чукотской легендой о силаче Увэлельыне. Будучи сиротой, ходя в лохмотьях, он был объектом насмешек и грубости со стороны своих соплеменников. Став взрослым, Увэлельын стал мстить, за что его было решено убить. Впоследствии жители стали заботиться о сиротах и всех обездоленных, дабы подобная история больше ни с кем не повторилась.

Жизнь на краю земли

Современный Уэлен хранит много запоминающихся моментов. Так, 8 августа 1987года пловчиха из США Линн Кокс вплавь пересекла расстояние, являющееся кратчайшим между Россией и США, и примыкающее вплотную к поселку. Спортсменке потребовалось 125 минут, чтобы преодолеть 7 километров при температуре воды в среднем +5 градусов, учитывая неслабое течение. Еще одной достопримечательностью Уэлена является известная по всему миру мастерская по резьбе по кости. Работы уэленских мастеров производили фурор и в Москве , и в Берне (Швейцария) .

Исходным материалом для поделок служит кость моржа, кита, рога оленя. Часто можно встретить вырезанные из кости фигурки чукотских божеств, например, бога достатка Пеликена. В классическом виде он изображен в виде улыбающегося мужичка с увесистым пузом, со сложенными на нем руками. Но косторезы, проявляя фантазию, часто добавляют каждый свои детали. Так, среди фигурок можно встретить шагающего Пеликена, Пеликена с бубном, и даже с виолончелью.

Стабильными покупателями изделий уэленских мастеров сегодня являются вертолетчики, зарабатывающие на перепродаже фигурок. Надо сказать, что местные китобои пользуются большим почетом и уважением. Тушу добытого животного вытаскивают на берег трактором, где их уже ожидает весь поселок. В разделывании кита участвуют все, даже дети, которые своими ножичками стараются успеть отрезать лакомые кусочки. Поселок Уэлен живет тем, что предоставляет море. Другие продукты не в почете, так как многое из того, что привозили сюда с большой земли, вызывало у местных жителей аллергию. Уэлен первым в стране встречает каждый новый день, и во многих других отношениях остается первым!

В ертолет, заваленный сумками, подпирающими обветренные скулы усталых пассажиров, начинает спускаться. В окна видна коса, уходящая острием в Чукотское море. «Все, прибыли, — вздыхает старик в оленьей шапке. — Три недели рейса ждали!»

Из-за непогоды рейса из Лаврентия в Уэлен приходится ждать и месяц. Хотя между поселками всего 100 км.

Одному богу известно, как поселок с населением менее тысячи человек, расположенный на полоске земли шириной 200 м, еще не смыло штормами. Но, столкнувшись с местным бытом, романтики затихают. Веками тут почти ничего не меняется, а здешние жители и не требуют перемен. Уэлен живет тем, что дает море. Охотники на китов — самые богатые и уважаемые люди. После удачной охоты они трактором вытаскивают тушу на берег, где уже в полном составе ждет весь поселок. Кита разделывают все. Особенно радует эта церемония детей. Они прибегают со своими ножичками и отрезают лакомые куски, самым шустрым достаются глаза. Ушные кости охотники отдают косторезам — это ценный поделочный материал.

Других продуктов в Уэлене мало, а те, что завозят, у местных жителей вызывают аллергию. В советские годы поселок жил благодаря косторезным мастерским. Летом сюда заходили теплоходы с турис-тами — товар шел нарасхват.

Сегодня основные скупщики уэленской кости — вертолетчики, которые подрабатывают на ее перепродаже. Из ста пятидесяти косторезов осталось не больше сорока. Иван Иваныч Сейгутегин, главный мастер и заслуженный художник СССР, режет кость на дому и очень переживает, что передать мастерство некому: молодые теперь работают не за совесть, а за деньги.

Фигурки Сейгутегина специалист легко отличит от изделий любого другого костореза Чукотки, ведь у каждого из них свой почерк. К примеру, смешной чукотский бог достатка по имени Пеликен в классическом варианте представляет собой мужичка с большим животом, широкой улыбкой и сложенными на брюхе руками. Но каждый косторез может внести что-то свое — так появились Пеликены шагающие, Пеликены с бубном и даже… с виолончелью. Уэленцы в один голос рассказывают историю, подлинность которой вызывает некоторые сомнения. Якобы в 70-е годы в Уэлене дал концерт Мстислав Ростропович, и директор мастерской был так потрясен его игрой, что за одну ночь смастерил в подарок Пеликена-виолонче-листа. Через год, гласит молва, Ростропович порадовал костореза письмом, в котором сообщил, что Пеликен уже объездил с ним полмира.



Во времена губернаторства Абрамовича в поселке соорудили несколько десятков канадских коттеджей. Выглядят они намного привлекательней советских построек, но уэленцы их не жалуют: коттеджи с чукотским климатом не дружат — при сильном ветре они начинают подрагивать, создавая у тех, кто внутри, ощущение, что их поселили в мчащийся поезд.

Как добраться

Рейс Москва — Анадырь. Потом надо несколько дней ждать рейса на поселок Лаврентия и лететь еще два часа. Летом до Уэлена можно добраться по морю. Зимой — на снегоходах или с вертолетом. Ранней весной, в сезон буранов, ждать вылета в Уэлен можно больше месяца.

Где остановиться

Негде. Приходится рассчитывать лишь на гостеприимство местных жителей, и этот расчет действует безотказно. Главное — избегать коллективного употребления спиртных напитков: организм северных народов реагирует на алкоголь неадекватно. Если позвали на застолье — лучше откажитесь.

Что купить

Cпросите первого встречного: «Где сувениры?» — и вас тут же и отведут домой либо к себе, либо к знакомым косторезам. Продают фигурки животных, людей, богов и резьбу по китовой кости, рогу оленя и кости, благодаря которой возникло словосочетание «хрен моржовый». Цена — от 500 рублей и выше.

Когда в России произошла революция, собрались береговые чукчи у старого китового черепа, где решались все важные дела, и стали думать, как сделать жизнь счастливее. Бедняки хотели выйти к черепу и рассказать, как построить жизнь, но богатые и шаманы запретили говорить — не надо другой жизни. Разгневаете духов, и они отберут у вас даже то, что есть.


Вдруг небо осветилось сполохами, и рядом с черепом появился большой и сильный человек из Москвы. Звали его Ленин.

— Не слушайте шаманов и богачей. Они хотят, чтобы у вас ничего не было и вы всегда работали на них.

Испугались шаманы и богачи Ленина, разбежались и попрятались. А он продолжал:

— Вы должны собраться вместе и дружно работать. И богатство ваше будет расти день ото дня. И будут у вас винтовки и лодки моторные.

Послушались береговые чукчи Ленина и сделали так, как он говорил. И было им счастье.

Дошла новость о Ленине и до оленных чукчей, взяли они газеты, увидели там портрет Ленина, и стали они на него долго смотреть. Ожил Ленин и говорит им:

— Вы будете пасти своих оленей, будете жить в хороших, просторных ярангах, если с такими же бедняками, как вы сами, будете честно и дружно работать, стадо большое колхозных оленей пасти. А русские люди вам помогут.

Сделали оленные чукчи все, что сказал им Ленин. И стала совсем другой жизнь в тундре. Вместе с колхозами светлая жизнь пришла, и крепко полюбили чукчи колхозы. И когда в тундру приезжал Ленин или Сталин, чукчи встречали их, точно брата родного, давали лучшую еду и теплую одежду, а если поехать куда надо — запрягали лучших оленей. Потому что они любят Ленина.



Вторник, 28 Февраля 2017 г. 21:30 ()

Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, — среди тех, кто их видел, равнодушных нет.

Чудовище Келе напало на чукотских девушек

Гравировку на моржовых клыках смело можно назвать первобытными комиксами: большинство рисунков представляют собой законченный рассказ. Иногда, правда, разгадывание изображенной истории напоминает головоломку, в которой без хорошего знания чукотского и эскимосского фольклора разобраться непросто.

На самом краю света, на косе, уходящей в Северный Ледовитый океан, стоят несколько одиноких домиков, образуя поселок Уэлен — главный центр косторезного искусства. "Только самолетом можно долететь" — это не про здешние места, самолеты летают лишь до Анадыря.

Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке — около трех с половиной тысяч лет.

Из Анадыря через несколько дней можно подобраться поближе — к поселку Лаврентия: оттуда до Уэлена остается всего сто километров, правда, без всяких дорог. Можно больше месяца ждать вертолета. А можно рвануть на попутном вездеходе — часов десять сплошной костотряски. Или морем — на моторке вдоль побережья. Зимой, понятное дело, лучше всего на снегоходах. Если, конечно, двигатель в пути не заглохнет.


Главный центр косторезного искусства

Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке — костяного наконечника гарпуна — около трех с половиной тысяч лет. Костяные фигурки, сделанные за тысячи километров к северу от полярного круга, попадали в Северную Америку, Восточную Азию и Японию.

Во времена коллективизации, докатившейся в 20-е годы прошлого века и до этих отдаленных мест, примитивное искусство, без изменений сохранившееся с каменного века, признали главным видом творчества местного населения. Из Москвы и Ленинграда на помощь морским охотникам были командированы профессиональные художники. Так возник уникальный художественный промысел, немыслимый в несоциалистическом мире.

Сегодня трудно понять, почему микроскопическое поселение береговых чукчей было выбрано Академией художеств и советской администрацией для организации центра национального искусства. В 1930-е годы ответ был очевиден: Уэлен лежал на пересечении первых трансарктических перелетов, в нем базировался Чукотский авиаотряд из нескольких гидросамолетов, располагалась торговая фактория, работала метеостанция, а к берегу иногда приставали американские пароходы с туристами.

Первым наставником-консультантом аборигенов стал искусствовед Александр Горбунков, познакомивший косторезов с карандашным рисунком и обративший их внимание на фольклорные сюжеты. Перемены в косторезном искусстве Чукотки в 1920—1930-е годы наиболее заметны в гравировке на моржовых клыках.

Чукотский божок-оберег Пеликен

Первоначально она была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными. Тщательно проработав поверхность клыка специальной миниатюрной зубчатой пластиной, художники втирали в кость графит цветных карандашей.

Классические сюжеты вращаются вокруг быта охотников на морских животных. С 1930-х годов появляются непривычные нам чукотские сказки и легенды, часто довольно жестокие и без счастливых концов. Интересно, что пересказ этих легенд на современных клыках подвергся внутренней цензуре: сегодня, за редким исключением, гравированные истории заканчиваются благополучно.

К счастью, некоторые сказки и истории сохранились в пересказе самих мастеров — такие клыки ценятся особенно высоко. Не могли не появиться и идеологические сюжеты, посвященные деятельности партийных и комсомольских ячеек, становлению чукотских колхозов. Отдельно стоят несколько шедевров, на которых запечатлены наивные чукотские "Легенды о Ленине" и "Сказки о сильном брате".

Переживая взлеты и спады, уникальное искусство дошло до наших дней. Как и полвека назад, чтобы попасть к коллекционеру, клыки проходят долгий путь через руки посредников и перекупщиков, как прежде, клыки — штучный товар, как прежде, добраться до Уэлена крайне сложно. Как прежде, гравированные истории практически вечны — клыкам не страшны и тысячелетия.

Уэлен: место на карте


nat-geo.ru

Среда, 13 Июля 2016 г. 11:40 ()


Весной 1942 война вплотную приблизилась к побережью Австралии. 19 февраля 1942 японские ВВС нанесли удар по городу Дарвин, разбомбив городок в пух и прах. Именно тогда, в австралийских водах оказался советский пароход "Уэллен", шедший из Новой Зеландии с важнейшим военным грузом шерсти и свинца на Иран. Иранский маршрут ленд-лиза только что открылся. Зачем на войне свинец - объяснять не надо. В австралийском Ньюкасле планировалось пополнить запасы топлива и пресной воды. Берег Австралии, район большого барьерного рифа.

Среда, 29 Апреля 2015 г. 08:44 ()

Альбом " Надежда - гонка на Чукотке "


Уэлен - самый восточный посёлок Чукотки, России и Евразии, уже в западном полушарии, 200 км восточнее 180-го меридиана. Посёлок вытянулся по косе, место удобное для береговой охоты на моржа. В нескольких километрах мыс Дежнёва, восточная оконечность Евразии. От Аляски отделяет узкий Берингов пролив. Когда-то в хорошие зимы чукчи и эскимосы России и Америки ходили друг к другу пешком по льду.


Уэлен известен своей косторезной мастерской, при ней ремесленным училищем и музеем. Из бивня моржа вырезают потрясающе красивые фигурки и даже художественные сцены из традиционной жизни.


Участок гонки посёлок Лаврентия - посёлок Уэлен более ста километров. Начало пути солнечное и тихое, хороший морозец за -20ºС. С первым же перевалом задуло сильной позёмкой. Видимость местами меньше 50 м. Жутко холодно, на вездеходе коркой намерзает лёд. Несколько перевалов, везде сильно метёт. С каждым кадром коченеешь, приходится плотно зачехлять куртку и капюшён, держать камеру в толстых перчатках.

Когда в России произошла революция, собрались береговые чукчи у старого китового черепа, где решались все важные дела, и стали думать, как сделать жизнь счастливее. Бедняки хотели выйти к черепу и рассказать, как построить жизнь, но богатые и шаманы запретили говорить — не надо другой жизни. Разгневаете духов, и они отберут у вас даже то, что есть.


Вдруг небо осветилось сполохами, и рядом с черепом появился большой и сильный человек из Москвы. Звали его Ленин.

— Не слушайте шаманов и богачей. Они хотят, чтобы у вас ничего не было и вы всегда работали на них.

Испугались шаманы и богачи Ленина, разбежались и попрятались. А он продолжал:

— Вы должны собраться вместе и дружно работать. И богатство ваше будет расти день ото дня. И будут у вас винтовки и лодки моторные.

Послушались береговые чукчи Ленина и сделали так, как он говорил. И было им счастье.

Дошла новость о Ленине и до оленных чукчей, взяли они газеты, увидели там портрет Ленина, и стали они на него долго смотреть. Ожил Ленин и говорит им:

— Вы будете пасти своих оленей, будете жить в хороших, просторных ярангах, если с такими же бедняками, как вы сами, будете честно и дружно работать, стадо большое колхозных оленей пасти. А русские люди вам помогут.

Сделали оленные чукчи все, что сказал им Ленин. И стала совсем другой жизнь в тундре. Вместе с колхозами светлая жизнь пришла, и крепко полюбили чукчи колхозы. И когда в тундру приезжал Ленин или Сталин, чукчи встречали их, точно брата родного, давали лучшую еду и теплую одежду, а если поехать куда надо — запрягали лучших оленей. Потому что они любят Ленина.



Вторник, 28 Февраля 2017 г. 21:30 ()

Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, — среди тех, кто их видел, равнодушных нет.

Чудовище Келе напало на чукотских девушек

Гравировку на моржовых клыках смело можно назвать первобытными комиксами: большинство рисунков представляют собой законченный рассказ. Иногда, правда, разгадывание изображенной истории напоминает головоломку, в которой без хорошего знания чукотского и эскимосского фольклора разобраться непросто.

На самом краю света, на косе, уходящей в Северный Ледовитый океан, стоят несколько одиноких домиков, образуя поселок Уэлен — главный центр косторезного искусства. "Только самолетом можно долететь" — это не про здешние места, самолеты летают лишь до Анадыря.

Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке — около трех с половиной тысяч лет.

Из Анадыря через несколько дней можно подобраться поближе — к поселку Лаврентия: оттуда до Уэлена остается всего сто километров, правда, без всяких дорог. Можно больше месяца ждать вертолета. А можно рвануть на попутном вездеходе — часов десять сплошной костотряски. Или морем — на моторке вдоль побережья. Зимой, понятное дело, лучше всего на снегоходах. Если, конечно, двигатель в пути не заглохнет.


Главный центр косторезного искусства

Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке — костяного наконечника гарпуна — около трех с половиной тысяч лет. Костяные фигурки, сделанные за тысячи километров к северу от полярного круга, попадали в Северную Америку, Восточную Азию и Японию.

Во времена коллективизации, докатившейся в 20-е годы прошлого века и до этих отдаленных мест, примитивное искусство, без изменений сохранившееся с каменного века, признали главным видом творчества местного населения. Из Москвы и Ленинграда на помощь морским охотникам были командированы профессиональные художники. Так возник уникальный художественный промысел, немыслимый в несоциалистическом мире.

Сегодня трудно понять, почему микроскопическое поселение береговых чукчей было выбрано Академией художеств и советской администрацией для организации центра национального искусства. В 1930-е годы ответ был очевиден: Уэлен лежал на пересечении первых трансарктических перелетов, в нем базировался Чукотский авиаотряд из нескольких гидросамолетов, располагалась торговая фактория, работала метеостанция, а к берегу иногда приставали американские пароходы с туристами.

Первым наставником-консультантом аборигенов стал искусствовед Александр Горбунков, познакомивший косторезов с карандашным рисунком и обративший их внимание на фольклорные сюжеты. Перемены в косторезном искусстве Чукотки в 1920—1930-е годы наиболее заметны в гравировке на моржовых клыках.

Чукотский божок-оберег Пеликен

Первоначально она была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными. Тщательно проработав поверхность клыка специальной миниатюрной зубчатой пластиной, художники втирали в кость графит цветных карандашей.

Классические сюжеты вращаются вокруг быта охотников на морских животных. С 1930-х годов появляются непривычные нам чукотские сказки и легенды, часто довольно жестокие и без счастливых концов. Интересно, что пересказ этих легенд на современных клыках подвергся внутренней цензуре: сегодня, за редким исключением, гравированные истории заканчиваются благополучно.

К счастью, некоторые сказки и истории сохранились в пересказе самих мастеров — такие клыки ценятся особенно высоко. Не могли не появиться и идеологические сюжеты, посвященные деятельности партийных и комсомольских ячеек, становлению чукотских колхозов. Отдельно стоят несколько шедевров, на которых запечатлены наивные чукотские "Легенды о Ленине" и "Сказки о сильном брате".

Переживая взлеты и спады, уникальное искусство дошло до наших дней. Как и полвека назад, чтобы попасть к коллекционеру, клыки проходят долгий путь через руки посредников и перекупщиков, как прежде, клыки — штучный товар, как прежде, добраться до Уэлена крайне сложно. Как прежде, гравированные истории практически вечны — клыкам не страшны и тысячелетия.

Уэлен: место на карте


nat-geo.ru

Среда, 13 Июля 2016 г. 11:40 ()


Весной 1942 война вплотную приблизилась к побережью Австралии. 19 февраля 1942 японские ВВС нанесли удар по городу Дарвин, разбомбив городок в пух и прах. Именно тогда, в австралийских водах оказался советский пароход "Уэллен", шедший из Новой Зеландии с важнейшим военным грузом шерсти и свинца на Иран. Иранский маршрут ленд-лиза только что открылся. Зачем на войне свинец - объяснять не надо. В австралийском Ньюкасле планировалось пополнить запасы топлива и пресной воды. Берег Австралии, район большого барьерного рифа.

Среда, 29 Апреля 2015 г. 08:44 ()

Альбом " Надежда - гонка на Чукотке "


Уэлен - самый восточный посёлок Чукотки, России и Евразии, уже в западном полушарии, 200 км восточнее 180-го меридиана. Посёлок вытянулся по косе, место удобное для береговой охоты на моржа. В нескольких километрах мыс Дежнёва, восточная оконечность Евразии. От Аляски отделяет узкий Берингов пролив. Когда-то в хорошие зимы чукчи и эскимосы России и Америки ходили друг к другу пешком по льду.


Уэлен известен своей косторезной мастерской, при ней ремесленным училищем и музеем. Из бивня моржа вырезают потрясающе красивые фигурки и даже художественные сцены из традиционной жизни.


Участок гонки посёлок Лаврентия - посёлок Уэлен более ста километров. Начало пути солнечное и тихое, хороший морозец за -20ºС. С первым же перевалом задуло сильной позёмкой. Видимость местами меньше 50 м. Жутко холодно, на вездеходе коркой намерзает лёд. Несколько перевалов, везде сильно метёт. С каждым кадром коченеешь, приходится плотно зачехлять куртку и капюшён, держать камеру в толстых перчатках.

Население села около 500 человек (2002), 720(2010), 670 (2015), большей частью эскимосы. Однако по переписи 2002г чукчи 80%.
Чукотский район.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 411 человек

Уэлен - самый восточный обжитой населённый пункт России и Евразии - расположен на стыке Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Расстояние до Уэлена от районного центра по суше около 140 км. Добраться можно вертолетом из Лав­рентия (20-30 мин.), вездеходом (5-7 ч.), морским путем, на арендованном вельботе (6-8 ч.). На середине пути между пос. Лаврентия и Уэленом находится одно из красивейших озер Чукотки - Коолен. Об этом озере местные чукчи сложили много легенд. В одной из них говорится, что в бездонном и богатом рыбой горном озере с незапамятных времен живет прожорливая рыба-великан. Она пожирает птиц, садящихся на озеро, похищает оленей, приблизившихся к воде. Перелетные гуси-лебеди облетали озеро стороной, а пешие охотники и пастухи не решались подходить к его берегам, чтобы испить холодной прозрачной воды. Озеро Коолен, необычайно глубокое и живописное, расположено высоко над уровнем моря. Это любимое место лаврентьевских рыбаков. В нем и вправду водятся редкие экземпляры крупной горбуши, гольца, чира и других рыб, достигающие 15 кг. Поселок вытянулся узкой полоской вдоль длинной галечной косы, отделяющей от Чукотского моря обширную лагуну. В наши дни население Уэлена со­ставляет немногим менее 800 человек. Живут здесь, главным образом, чукчи, а также эскимосы и русские. Современное название поселка происходит, по всей вероятности, от чукотского "увэлен", что означает "черная проталина". На склоне сопки, у подножия которой находится Уэлен, есть черные бугры, которые отчетливо видны в любое время года. В прежние времена они служили ориентиром путникам, подъезжавшим к селению со стороны тундры. Есть, впрочем, и другая версия, объясняющая происхождение названия "Уэлен". Согласно старинному чукотскому преданию, жил когда-то в поселке силач Увэлельын - "замарашка", "грязнуля". Такое имя он получил потому, что в детстве, будучи сиротой, ходил в старой, рваной одежде. Повзрослев, Увэлельын стал мстить соседям за прошлые обиды, и те были вынуждены убить силача. Для того чтобы подобная история не повторилась вновь, жители поселка, говорится в предании, решили впредь помогать беднякам и сообща воспитывать сирот. Вскоре за селением утвердилось новое название, в основе которого лежало имя Увэлельына. Уэлену не менее двух тысяч лет. Археологические раскопки, проводившиеся на территории поселка, свидетельствуют о том, что уже в первые века нашей эры здесь существовало большое поселение охотников на моржей, тюленей, китов. В ходе раскопок были обнаружены выдающиеся произведения древне-эскимосского косторезного искусства, многие из которых находятся ныне в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого. В 1912 г. в Уэлене разместилась русская администрация - управление Чукотского уезда. Население поселка насчитывало в то время около 300 человек. Все жители Уэлена входили в состав четырех больших патриархальных общин, под­разделявшихся, в свою очередь, на "малые семьи". У каждой общины были свой "семейный огонь", свои мясные ямы, в которых хранились запасы пищи для людей и собак, а также большое деревянное блюдо "кэмэны" для проведения ритуальной общей трапезы. Руководил совместными обрядами глава общины. Ему нередко приходилось выполнять и функции шамана. Так, например, перед началом нового промыслового сезона именно он "расспрашивал голову моржа" о том, где лучше вести охоту, и передавал своим сородичам "ответ духов". Помимо "малых семей", община включала в себя от двух до четырех ":байдарных артелей". "Байдарная артель" объединяла обычно восемь мужчин, приходившихся друг другу близкими родственниками. У артели была своя лодка - байдара или вельбот, - на которой зверобои вместе охотились на морского зверя. Начиная с 1910-х гг. Уэлен стал не только административным, но также важным торговым и культурным центром Чукотского полуострова. Сюда часто заходили шхуны русских и американских китобоев, в поселке находился продовольственный склад американского предпринимателя Свенсона, в 1920-х гг, здесь возник один из первых на Чукотке торговых кооперативов, объединивший местных жителей - чукчей и эскимосов. Заметными событиями в жизни уэленцев были в эти годы создание в поселке одной из первых в Российской Арктике полярной станции, строительство школы, открытие косторезной мастерской. В наши дни Уэленская косторезная мастерская представляет собой крупней­ший центр народного искусства чукчей и эскимосов. Миниатюрные скульптуры полярных животных, вырезанные уэленскими мастерами из моржовой кости и оленьего рога, многофигурные композиции, выгравированные на отполированных до блеска моржовых клыках, можно увидеть не только в музеях Анадыря и Хабаровска, Москвы и Санкт-Петербурга, но и во многих зарубежных коллекциях. Существующий при мастерской художественный музей обладает ценным собранием подобных изделий. В музее находятся произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из кожи и меха, предметы быта и традиционного охотничьего снаряжения морских зверобоев Чукотки. Художественное творчество играет большую роль в жизни уэленцев, однако главным занятием жителей поселка, как и сотни лет назад, остается охота на морских млекопитающих. Охотничий сезон длится здесь практически круглый год: зимой и весной уэленцы охотятся на нерпу, летом и осенью бьют моржей и китов. Когда охотники возвращаются в поселок, их встречают десятки людей. Они помогают разделывать звериные туши. Тут же на берегу, следуя старым законам Севера, каждый может бесплатно взять себе столько мяса, сколько нужно ему и его семье. Оружием морских арктических зверобоев, помимо винтовок и карабинов, по-прежнему остается гарпун. На промысел жители Уэлена отправляются на традиционных, обтянутых моржовыми шкурами байдарах и деревянных вельботах. Зримой приметой перемен, происходящих на Чукотке в последние годы, стали мощные моторные катера, позволяющие охотникам выходить в море даже в штормовую погоду. Большой популярностью у жителей села и особенно его гостей пользуются выступления национального ансамбля "Уэлен" под руководством Я.С. Тагьек, который был создан при уэленском доме культуры. В настоящее время в поселке на площади возле дома культуры возводится православный храм.

В поселке есть сотовая связь, по состоянию на 2016 год - оператор Beeline. Одно из немногих мест на Севере, где можно позвонить с проходящего мимо судна.