Да винчи леонардо. Живопись

Имя гения итальянской эпохи Возрождения Леонардо да Винчи знакомо всем, от мала до велика. Ученый, писатель, изобретатель, художник и скульптор оставил после себя множество великолепных произведений искусства. Мистики, астрологи, историки и обыватели ищут в них скрытые знаки и смыслы вот уже несколько столетий. Мы же предлагаем вам просто насладиться их великолепием.

Перед вами выдающиеся работы эпохи Ренессанса, картины Леонардо да Винчи с названиями и кратким описанием истории их создания, шедевры, которые по праву считаются лучшими в галерее великого мастера.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.

Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.

В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, - религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев - его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

«Благовещение»

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

«Иоанн Креститель»

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг - паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане - развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа - это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

Мадонну с цветком Леонардо Да Винчи изобразил еще в молодом возрасте. В это время на его картины влияли работы Верроккио, который был его учителем. Это первое независимое творение художника. Современник подметили выразительную […]

“Мадонна с гранатом” является самой ранней, довольно таки трогательной и непосредственной Мадонной, которая была создана великим живописцем и мастером Леонардо. Каждая из последующих изображений с Мадонной будут очень близки своей композиционной и […]

Многочисленные исследования картин Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, что отдельной темой в творчестве художника была тема матери и ее ребенка. Зачастую на его картинах встречаются изображения молодой женщины, выражающие заботу и […]

Достаточно долгое время длились споры по поводу авторства этой картины. Некоторые эксперты полагали, что «Благовещение» было написано Гирландайо, а другие считали что картина принадлежит кисти молодого Леонардо Да Винчи. Однако, спустя некоторое […]

Мадонна с цветком является одной из первых произведений искусства Леонардо. Да Винчи изобразил Мадонну в комнате с полутемным видом, в которой в виде единственного источника света является изображение в глубине двойного окна. […]

«Автопортрет» Леонардо Да Винчи – это одна из известнейших работ художника, которая, возможно дает зрителям представление о том, как выглядел знаменитый художник эпохи Возрождения. Однако некоторые эксперты считают, что это совершенно другой […]

В 14 лет он начал учиться художественному искусству в мастерской Вероккьо, а спустя всего пять лет его самого уже называли настоящим мастером. Признанный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) был не только талантливым художником. Он в совершенстве овладел игрой на лире, и многие говорили о том, что и живописи юноша научился сам у себя.


Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Он оставил своим потомкам загадочные и блестящие идеи, сделал открытия во многих ныне существующих науках, а эскизы и картины да Винчи стали своеобразным доказательством уникального гения художника. Область применения его талантов была поистине безгранична: конструкции арочных мостов, системы осушения заболоченных местностей, ткацкие станки, текстильные машины и даже мощные подъемные краны, о создании которых ранее никто не мог и помыслить.

Большой резонанс вызывают не только уникальные изобретения, но и картины да Винчи, до сих пор поражающие самых искушенных любителей искусства.

Живопись величайшего мастера кажется невероятной, а картина да Винчи «Портрет самого себя в старости» считается одной из «неземных» работ художника. По мнению экспертов, это полотно Леонардо да Винчи создал приблизительно в 1512 году, когда ему было 60 лет. Чтобы увидеть шедевр собственными глазами, вам придется побывать в Королевской библиотеке Турина.



Особенность загадочной работы заключается в том, что зритель смотрит на одного и того же человека, у которого в зависимости от угла наблюдения меняются выражение и черты лица. Герой автопортрета выглядит то решительным стариком, то надменными и высокомерным пожилым человеком, то испуганным, дряхлыми и слабым старцем.

Всемирную известность получила загадочная картина да Винчи , она же «Мона Лиза», она же «Джоконда». Хитрая улыбка и вездесущий взгляд девушки с портрета не давал покоя разным исследователям на протяжении нескольких столетий. Так же, как и не оставляла в покое сама личность модели. Но классическая версия гласит, что Леонардо да Винчи изобразил супругу торговца шёлком из Флоренции, Лизу Гирардини.

Не менее популярными стали такие картины да Винчи, как «Мадонна с цветком» и , которую художник посвятил одному из главных событий «Нового завета». Но у Леонардо да Винчи есть произведения, которые знакомы только немногим самым преданным поклонникам его творчества.

В Виндзоре находится полотно, на котором мастер изобразил некое загадочное существо неземного происхождения. От времени эта картина да Винчи значительно пострадала, но различимыми остались широко расставленные огромные глаза нарисованного на ней существа. На всех зрителей они производят буквально парализующее впечатление, а вот мнения экспертов по поводу того, кто изображен на полотне не совпадают. Одни из них полагают, что Леонардо да Винчи изобразил образ Беатриче, так нежно любимой Данте. В то же время другие твердо убеждены: земная женщина анатомически не может иметь таких черт лица.



В жизни художника был определенный период, когда он на время отказался от искусства, отдав предпочтение науке. Фра Новеллара, ближайший друг Леонардо да Винчи, замечал, что занятия математикой настолько отдалили мастера от живописи, что один только вид кисти мог привести его в бешенство.

Но продолжалось это недолго, и Леонардо да Винчи создал еще несколько всемирно известных картин и расписал флорентийский зал большого Совета в палаццо Веккьо. К сожалению, эта роспись начала разрушаться уже в то время, когда художник еще трудился над ней. А до нашего времени от нее остались только несколько набросков и эскизов, над которыми работал легендарный да Винчи.

О гениальном художнике нередко говорили, что он был посланником будущего или «инопланетянином», прибывшим к нам из более развитой внеземной цивилизации. И легендарные картины Леонардо да Винчи, заставляют в это поверить, не так ли?

Гениальность загадочного итальянского живописца, архитектора, ученого и изобретателя продолжает восхищать и интриговать целые поколения людей. Леонардо да Винчи ярко воплотил в себе образ «универсального человека» эпохи Возрождения, достигнув удивительных высот в различных сферах искусства и науки. Полотна художника являются уникальными шедеврами живописного искусства и прославленны во всем мире. Рассмотрим самые известные картины Леонардо да Винчи .

Мадонна с гвоздикой 1480 год

«Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Леонардо написал это полотно во время обучения в мастерской художника Верроккио, но на нем уже ярко проступил его своеобразный индивидуальный стиль. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними. Трагизмом проникнут и сюжет картины: Мадонна протягивает ребенку гвоздику, символ будущих Страстей Господних.

Мадонна с веретеном 1501 год

«Мадонна с веретеном» 1501 - одна из самых известных утраченных картин Леонардо да Винчи — сохранились лишь копии оригинальной работы, написанные художником совместно с его учениками. Сюжет картины посвящен будущим страданиям Христа, жесты и позы фигур полны символизма и глубокого смысла. Лицо юной Мадонны выражает любовь и нежность, она словно старается отвлечь младенца, но тот отвернулся от матери и печально смотрит на веретено в своих руках, по форме напоминающее крест для распятия.

Портрет Джиневры де Бенчи 1476 год

«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 - портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Портрет отличается психологической достоверностью и новаторством — художник не стал изображать девушку по привычным канонам, на ней нет драгоценностей и тяжелых дорогих тканей, главное ее украшение — одухотворенность и ум, отраженные в глубоких глазах. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины.

Иоанн Креститель 1508 год

«Иоанн Креститель» около 1508 - эта картина Леонардо да Винчи известна своей необычностью и загадочностью. Полотно относится к позднему периоду творчества художника и значительно отличается от его обычного стиля. Отсутствует привычный пейзаж на фоне, обнаженную фигуру Иоанна Крестителя словно обволакивает мрак. Юноша улыбается, одной рукой прижимая к груди распятие, а другой указывает на небо. Его жестам и ироничной улыбке некоторые искусствоведы приписывают двусмысленность и эротический подтекст.

Благовещенье 1475 год

«Благовещенье» 1475 - картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Несмотря на недостаток эта картина Леонардо входит в число самых знаменитых, благодаря удивительному совершенству деталей и особенно ботанических мотивов — превосходно выписана трава и цветы на переднем плане, и деревья в гавани на фоне. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.

Дама с горностаем 1490 год

«Дама с горностаем» 1490 - один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи, изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Ее голова повернута, словно что-то за пределами видимости привлекло ее внимание — это движение оживляет портрет и придает ему загадочности. Изящная кисть девушки касается спины зверька, пальцы поглаживают мягкий мех — изображение руки выполнено с потрясающим мастерством. Фон портрета непроницаемо черный, вызывает ощущение тайны и направляет внимание зрителя к деталям лица и одежды девушки. Специальное рентгеновское исследование показало, что художник несколько раз переписывал картину, и в одном из вариантов на фоне располагалось открытое окно.

Тайная вечеря 1495 год

«Тайная вечеря» 1495 - эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Картина изумляет тщательностью проработки деталей и разнообразием выразительных поз и жестов персонажей — для работы над фреской Леонардо сделал множество зарисовок с натуры. Необычна горизонтальная композиция с фигурой Христа в центре, уравновешенная совершенной перспективой, создающей иллюзию что помещение трапезной продолжается пространством картины.

Мадонна в гроте 1486 год

«Мадонна в гроте» 1486 - полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Расположение фигур Марии, Иоанна Крестителя, Христа и ангела формирует поразительно гармоничную композицию в виде пирамиды. Картина представляет один из самых ярких примеров мастерства Леонардо в работе со светом и формировании светотеневой перспективы. Сюжет разворачивается внутри тенистого каменного грота, фигуры персонажей освещены лишь слабыми лучами, проникающими в пещеру через нагромождения скал. Глубоко таинственная и мрачная атмосфера, множество неявных символов и деталей и тут отличает стиль художника.

1495 год

«Мадонна Литта» 1495 - сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Мадонна бережно поддерживает младенца, которого кормит грудью, обращенное к нему лицо озарено глубокой нежностью и любовью. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий — это символ чистоты и святости, а ярко алый — символ грядущих страданий Христа. Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии.

Мона Лиза 1515 год

«Мона Лиза» 1515 - конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ, и изображение женщины выглядит странно живым. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году, 15 апреля. Умер он в 1519-м, 2 мая. Этого человека, безусловно, можно отнести к уникальным дарованиям нашей планеты. Он известен не только как один из самых великих скульпторов и художников Италии, но также как поэт, музыкант, философ, ботаник, анатом, химик, инженер, исследователь, ученый. Его открытия и творения опередили время не на одну эпоху. Основные картины Леонардо да Винчи с названиями мы опишем в этой статье.

"Портрет Джиневры де Бенчи"

Выполнено данное произведение примерно в период с 1474-го по 1478 год. Эта ранняя работа изображает флорентийскую поэтессу, жившую в 15-м веке. С нее мы начнем представлять вам картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.

Вероятно, произведение это можно считать первым психологическим портретом в истории живописи. На нем выражено отчетливо настроение грусти, связанное, возможно, с разрывом отношений этой девушки с Бернардо Бембо, венецианским послом, ее возлюбленным. Бледное лицо Джиневры с узким разрезом глаз и широкими скулами выделяется контрастно на фоне природы - вечернего ландшафта. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Это тонкий намек на имя девушки. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. При этом автором была нарушена существовавшая в то время ренессансная традиция в изображении портретов. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света.

Эмблема находится на обороте этого произведения - ветвь можжевельника, помещенная внутрь венка из пальмовой и лавровой ветвей. "Красота - украшение добродетели", - гласит выполненная на обвивающей их ленте латинская надпись.

"Святой Иероним"

Продолжаем описывать картины Леонардо да Винчи с названиями. Следующая работа была выполнена художником в 1482 году. Хранится она в К сожалению, некоторые картины этого великого художника, мыслителя, ученого эпохи Возрождения не были закончены. К ним принадлежит и интересующее нас полотно. Однако оно является произведением, в котором виден уже целиком авторский замысел. Картина "Святой Иероним" выполнена была на уровне подмалевка.

Описание картины

На ней представлен святой Иероним - переводчик на латинский язык Библии, религиозный мыслитель, подвижник и аскет, который удалился в пустыню, где провел несколько лет. Этот человек изображен кающимся. Полны мольбы его глаза. Он отодвигает одной рукой плащ, перекинутый через плечо, а другую отводит назад, размахиваясь, чтобы ударить себя в грудь камнем. Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Сплошным воплем о прощении является Иероним. На переднем плане мы видим льва, который сопровождал, по легенде, этого святого с тех пор, как он, встретив его в пустыне, вылечил зверя. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима.

"Мадонна с младенцем и святой Анной"

Эта хранящаяся сегодня в Лувре работа выполнена была примерно в 1510 году на популярный сюжет. На ней изображен младенец Христос со святой Девой и Анной, ее матерью. От более ранних композиций, которые являлись статическими, отличается расположение фигур в этой группе. Леонардо да Винчи все первые годы 16-го века работал над различными вариантами данного сюжета. Так, например, сохранился рисунок, на котором представлена несколько иная трактовка, включающая Иоанна Крестителя в младенческие годы.

Хотя изображена св. Анна на месте, обычном для нее, то есть позади святой Девы, очень реалистичны и живы все три фигуры. Леонардо да Винчи, отойдя от существовавшей в то время традиции изображать Анну в виде пожилой матроны, написал ее неожиданно привлекательной и молодой. Она при виде младенца едва сдерживает ликование. Аллюзией на будущую роль невинной жертвы, агнца божьего во искупление грехов является ягненок в объятиях Христа.

"Мадонна с младенцем"

Эта картина выставлена в Эрмитаже. Годы ее создания - 1490-1491. Она имеет также второе название - "Мадонна Лита" по фамилии одного из владельцев этого полотна Леонардо да Винчи. Название картины "Мадонна с младенцем" подсказывает нам сюжет. У всякого человека, который смотрит на полотно, возникает ощущение возвышенного покоя, созерцательной одухотворенной тишины. В образе Мадонны да Винчи объединил земное, чувственное, духовное и высокое в один непоколебимый гармоничный образ красоты. Ее лицо безмятежно, и, несмотря на то, что нет улыбки на губах, поза и наклон головы выражают по отношению к ребенку бесконечную нежность. Мадонна кормит младенца грудью. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души.

"Мадонна Бенуа" ("Мадонна с младенцем")

Существует две картины Леонардо да Винчи с названиями (фото одной из них было представлено выше), похожими друг на друга. - это и "Мадонна Бенуа", и "Мадонна Лита". С последней мы уже познакомились. Расскажем вам о первой. Работа эта также хранится в Эрмитаже. Выполнил ее художник в 1478 году.

Эта картина является одной из знаковых в его творчестве. Центром композиции служит цветок в руках Марии, к которому тянется Иисус. Мастер помещает одетую по флорентийской моде, существовавшей в 15-м веке, Мадонну, а также младенца в комнату, освещенную лишь окном, находящимся в глубине помещения. Но мягкий, иной свет льется сверху. Он игрой светотени оживляет полотно. Это придает объемность фигурам, выявляет моделировку формы. Картина имеет чуть приглушенный, неяркий колорит.

"Мона Лиза"

Продолжаем описывать картины Леонардо да Винчи с названиями и годом. Следующая интересующая нас работа находится сейчас в Лувре. Написана она была в период с 1503-го по 1505 год. В записях самого художника не находится ни одного упоминания об этой работе. Речь идет, пожалуй, о самом известном полотне Леонардо да Винчи - картине "Мона Лиза".

Кто же изображен на этой картине?

Есть много версий того, кто на самом деле изображен на картине. Высказывались предположения, что это автопортрет самого художника или его ученика, изображение его матери или же просто собирательный женский образ. По официальному мнению, представлена на картине жена одного флорентийского купца. На губах этой женщины застыла придающая ее лицу очарование и загадку знаменитая улыбка. Создается впечатление, что не зритель на нее смотрит, а она за ним наблюдает все понимающим, глубоким взглядом.

Необычайно тонкими, почти прозрачными слоями выполнена картина. Кажется, что она живая, а не написана красками. Настолько мелкими являются мазки, что ни лучи рентгена, ни микроскоп не обнаруживают следов работы художника и не могут определить количество слоев на картине. Необычайно воздушна "Джоконда". Легкой дымкой наполнено пространство картины. Оно пропускает рассеянный свет.

"Благовещение"

Основные картины Леонардо да Винчи с названиями, которые мы представили в данной статье, завершаются описанием следующего полотна. Этой работой можно полюбоваться в Написана она была в 1472 году.

Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. Художник должен был довести до конца это полотно, начатое другими учениками, а также исправить их ошибки. Леонардо выполнил несколько эскизов, на которых был изображен плащ Марии, а также одеяния архангела Гавриила. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Они легли в результате объемными складками. После этого мастер заново написал голову Гавриила, немного наклонив ее, однако в изображение Марии изменения внести не успел. Поза ее выглядит не вполне естественно. Вероятно, тот, кто работал над полотном до Леонардо, не очень хорошо знал законы перспективы. Однако неожиданным образом все эти ошибки показывают, насколько непростым было овладение реалистической живописью.

Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Мы постарались вкратце рассказать о них. Конечно, название картин Леонардо да Винчи на английском языке звучит иначе, как и на итальянском, языке самого художника. Однако каждый человек, независимо от национальности, способен проникнуться этими великими работами. Многим англичанам, например, совсем необязательно видеть название картин Леонардо да Винчи на английском языке. Они и так знают, что это за работа. Произведения великого художника настолько популярны, что зачастую не нуждаются в представлении.