Франц шансонье. Список певцов шансона разных периодов


Шансонье

Символ элегантности тонкого вкуса, старшая из 14 детей в семье каменщика и Золотой голос Франции - вечно юная Мирей Матье недавно отпраздновала свой 66-ой день рождения. Для наших слушателей она навсегда стала одним из символов французского шансона. Шансон, шансонье... дух Парижа и сердце Франции.

Как музыкальный жанр шансон (chanson - песня) имеет два значения: светская многоголосная песня в стиле Средневековья и Возрождения или французская эстрадная песня - музыка кабаре. В классическом понимании шансона, главное - это текст песни, автор чаще всего был и исполнителем. Морис Шевалье , Эдит Пиаф , Анна Марли , Ив Монтан , Шарль Азнавур - громкие имена классического шансона. Но прошло совсем немного времени и к числу шансонье отнесли всех исполнителей франкоязычных эстрадных песен. Имена Мирей Матье, Джо Дассена, Далиды, Патрисии Каас стали для нас синонимом французского шансона.

Когда Мирей Матье в 1965 году впервые появилась перед телезрителями с песней Jezebel , ее выступление произвело настоящий фурор. Казалось, что возродилась Эдит Пиаф, ушедшая из жизни три года назад. Казалось, что ее голос вернулся в мир вновь в этой маленькой, хрупкой как и Эдит девочке. Сходство голоса и исполнения было поразительным. Но Джон Сарк, импресарио Мирей Матье, запретил ей даже слушать записи Пиаф, он считал, что тогда она не обреет свой стиль, а станет бледной тенью великой певицы.

Мирей Матье и Эдит Пиаф. Одна песня, одна музыка, две судьбы

***

Вот вы какая, милая малышка! И заметьте, я не добавлю "Пиаф". Потому что между вами обеими большая разница. Малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а вы, Мирей, пойдёте по солнечной стороне (Морис Шевалье)

Более 100 миллионов пластинок и тысячи песен на разных языках мира сделали Мирей Матье послом французской песни. Маленькая, хрупкая, элегантная, как нельзя больше подходящая нежному слову шансонье , Мирей Матье стала прототипом символа Франции - Марианны. В 2005 году в парижской Олимпии прошла серия концертов "40 лет любви и волнения".

Знаменитый дуэт Вечная любовь в исполнении Мирей Матье и Шарля Азнавура, признанного лучшим эстрадным исполнителем XX века.

Еще одно имя в Золотом списке французского шансона - Шарль Азнаву́р , французский шансонье и актёр армянского происхождения. Его настоящее имя Шахну́р Вахина́к Азнавурян. Сын армянских эмигрантов из Тифлиса, начавший петь в 9 лет, Шарль Азнавур создал более 1000 песен, исполненных им самим и около 60 ролей в кино. В 82 года он отправился на Кубу, где написал альбом Color Ma Vie . Мировая премьера новых песен состоялась у нас в Москве , где он дал единственный концерт.

Как говорить о французской эстраде и шансоне и не вспомнить это имя? Джо Дассен - Джо́зеф А́йра Дассе́н . Короткая человеческая жизнь, но долгая память о его песнях, которые продолжают жить. Голос Дассена - мягкий баритон, с легкой хрипотцой, его

удивительный артистизм, проникновенное исполнение и элегантность на сцене - настоящее мастерство выдающегося исполнителя шансона.

Шансон, шансонье... дух Парижа и сердце Франции.

Что такое шансон, история шансона

«Под эту песню мы впервые встретились глазами... Эта мелодия навсегда останется для меня воспоминанием о нашем первом поцелуе... А помнишь, как мы танцевали на выпускном под эти ритмы?» Песня - это воспоминания. Услышав любимые мелодии, мы плачем и улыбаемся, уносимся в прошлое, чтобы вновь прочувствовать всю гамму эмоций ушедших событий. Песня - это жизнь, заключенная в 7 нот. Особенно ярко это ощущаешь, когда слушаешь шансон. Судьба этого музыкального жанра полна невероятных моментов и открытий, которые мы предлагаем узнать прямо сейчас.

О превратностях культур

Если спросить русского человека, что такое шансон, то он наверняка ответит: «Блатные песни». Да, российская действительность оставила свой отпечаток на восприятии этого жанра. Но это мнение далеко от истины. Произнесите вслух слово «шансон». Мягкое, нежное, певучее, оно никак не ассоциируется с грубым «блатняком».


Родина шансона - Франция. С французского языка слово переводится как народная песня. Учитывая культуру страны, в которой зародился этот жанр, несложно догадаться, что для шансона характерен романтизм. Посмотрим, с чего начиналась история этого музыкального направления.


Это звучит невероятно, но своими корнями шансон уходит в 12 век. В то время во Франции стали появляться труверы или лирические поэты. Они сочиняли стихи, в которых воспевали самое трогательное чувство - любовь. Творчество труверов описывало простые сюжеты, что характерно для народной поэзии. На стихи накладывалась музыка, под которую пел и плясал народ. Песни были многоголосные. Их запевали сразу несколько человек, радуя окружающих своими произведениями.

В последующие века сюжетная линия обогатилась рыцарскими и религиозными мотивами, в общем, менялась жизнь вокруг - менялись и песни. Первоначально шансон был безликим. Найти какие-либо записи о первых шансонье невозможно. Позже стихи стали записывать с присвоением авторства. Одним из ранних представителей жанра считается Гийома де Машо.

Как музыкальный жанр шансон сложился лишь к концу 19 века. Народное творчество привело исполнителей в… кабаре. Именно здесь французы наслаждались трогательными и волнующими мелодиями, которые были неразрывно связаны с лирическими стихами.

Говоря о раннем развитии шансона, невозможно не вспомнить об Аристиде Брюане. Он выступал в знаменитом кабаре «Черный кот» и был известен не только своими песнями, но и запоминающимся образом: Аристид всегда выступал в черном пальто, поверх которого был накинут длинный красный шарф. Стоит отметить, что писал он на парижском арго - специфическом языке определенной замкнутой группы, со своей лексикой и фонетикой.

Вторая знаковая фигура - Жанна-Флорентина Буржуа. Эта романтичная певица выступала под псевдонимом Мистенгет. Ей довелось участвовать в шоу известного кабаре «Мулен Руж», художественным руководителем которого она стала в 1925 году. Самая знаменитая песня Буржуа была написана под влиянием чувств: расставание с Морисом Шевалье привело к созданию «Monhomme», которая хорошо знакома поклонникам французского шансона.

Музыка не статична. Она меняется под влиянием новых веяний. В начале 20 века мир стали покорять джазовые ритмы. Они непросто звучали отовсюду. Они создавали новую культуру, привносили нечто новое в уже сложившиеся музыкальные направления. Как итог - обновленный шансон, в котором явно звучали джазовые мотивы, и интересные дуэты. Так, известный французский шансонье Шарль Трене выступал с джазовым пианистом Джонни Хессом. Дуэт «Шарль и Джонни» радовал публику на протяжении трех лет. Первые концерты были даны в 1933 году, последние - в 1936. Почему музыканты прекратили сотрудничество? Все просто. В 1936 году Шарля Трене призвали в армию, где он написал самые проникновенные и лиричные песни, не без участия джазовых ритмов.

Кстати, начало 20 века примечательно не только влиянием других музыкальных направлений на развитие шансона, но и выходом этого жанра за пределы кабаре. Мелодичные песни начинают исполнять в концертных залах.


Стиль кабаре предполагает легкость и некую комичность, которая отмечалась во французских песнях того периода. Свой увеселительный, развлекательный характер шансон утратил после Второй мировой войны. Трагические события, захлестнувшие всю Европу, не прошли бесследно и для мира музыки. Для написания песен шансонье выбирают более глубокие, проникновенные сюжеты, которые в сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением заставляют пересмотреть взгляды на этот жанр. Характер шансона становится серьезным. Авторы-исполнители затрагивают в песнях жизнь простых людей, выражают недовольство властями. Делают это подчас смело и дерзко. Это характерно, например, для творчества Бориса Виана.

После окончания войны начинает выступать и Жорж Брассен. Его творчество примечательно тем, что он не писал собственных стихов. Жорж сочинял мелодии на стихи Виктора Гюго, Антуана Поля, Франсуазы Вийон и других поэтов.

Послевоенное время связано еще с одним именем в истории французского шансона - с именем . Она начинает активно гастролировать именно с середины 40-х годов. И ведь есть те, кто не знает, что популярные песни «Non, jeneregretterien» или «Padam… Padam…» - это и есть шансон. Благодаря Эдит Пиаф шансон этого периода получает название «женский».

Вторая половина 20 века - это, в некотором роде, новый расцвет жанра, который подарил миру Джо Дассена , Ива Монтана , Шарля Азнарвура , Энрико Масиаса, Лару Фабиан , Далиду , Мирей Матье и других исполнителей. Сложно найти человека, который хотя бы вскользь не слышал «Une Vie D`amour», «Les Champs-Élysées», «Pardone moi» или «La vie en rose». Даже не зная языка, понимаешь, что эти песни о любви - чувстве, которое хочется испытывать вновь и вновь. Стоит ли удивляться популярности классического французского шансона в настоящие дни? Нет.

Для современного шансона характерны два пути. С одной стороны, исполнители придерживаются традиций жанра, а звукозаписывающие компании выпускают диски с хитами ушедших десятилетий, с другой - чувствуется слияние с электронной музыки, как например, в творчестве Бенжамина Биоле, и другими направлениями. Так, смешивать жанры предпочитают Изабель Жеффруа , Камий Далме. Это так называемый «новый шансон», характерный для французской молодежи. В любом случае, жанр не теряет своего очарования, трепета и романтизма, чем и пленяет сердца меломанов по всему миру.

Возникнув как фольклорный или народный жанр, шансон претерпел значительные изменения. Он испытывал на себе влияние социальных событий, различных музыкальных течений. Он становился более профессиональным и безупречным. Средневековый и новый шансон - это уже два разных понятия, объединенные одной основой. О том, что ею является, мы сейчас и поговорим.

И все-таки, что же такое шансон?

Шансон - национальная черта французской культуры. Главный принцип этого жанра заключается в том, что песню обычно исполняет сам автор. При этом музыка неотрывна от текста, который представляет собой определенный сюжет. Каждая песня - своеобразная история, со своими эмоциями и образами.

Перечислим особенности французского шансона, чтобы еще лучше понять этот жанр:

    реалистичность - другими словами, это песни про жизнь. Если проследить биографии известных шансонье, то нетрудно выделить одну закономерность:исполнители перекладывают на ноты свою жизнь, свои удачи и несчастья, успехи и потери. Получается, композиции «заряжены» настоящими, искренними эмоциями, что подкупает миллионы поклонников;

    поэтичность. Для классического шансона характерно преобладание текста над музыкой. Последняя выступает как обрамление. Музыкальное сопровождение подчеркивает эмоциональную составляющая, создавая гармоничное произведение;

    содержательность и глубина текста. Легкие тексты, которые не несут глубоких переживаний и мыслей, обычно с натяжкой относят к шансону, ведь этому жанру присуща другая направленность. Легкость в большей степени характерна для эстрадной песни. Границы между этими жанрами весьма условны, но это не мешает называть современных французских исполнителей шансонье, хоть и с натяжкой. Кстати, за рубежом шансонье принято называть всех франкоязычных певцов.

Реалистичность, поэтичность и содержательность - вот та основа, которая не меняется со времен труверов. Чтобы ни происходило с музыкальным сопровождением, пальму первенства удерживает текст. Именно ему уделяется особое внимание в классическом шансоне.


Существует ли русский шансон?

Ошибочно считать, что так называемый «русский шансон» зародился в начале 90-х годов. Его развитие пришлось на конец 18 и начало 19 веков. В это времярусские исполнители под влиянием мелодичной французской песни распевали . Чуть позже они стали ассоциироваться с народными песнями, в них стал звучать колорит городской культуры, например, одесской и питерской, и национальной. Не прошла стороной русский шансон и ресторанная жизнь. Главной составляющей песни была смысловая нагрузка, как и у французов.

Вот и получается, что шансон на наш лад - это сочетание разрозненных культур в одном жанре. Сюда относят и городские романсы, и бардовские песни, и тот самый «блатняк». Но почему именно последний стал так явно ассоциироваться с русским шансоном?

Подмена понятий произошла в начале 90-х годов. Кризис, безработица, высокий рост криминала - так жила Россия в то время. Неудивительно, что музыка с неволи стала заполнять общественное сознание. Чтобы повысить продажи блатные песен, продюсеры стали называть их шансоном на французский манер. Все-таки «русский шансон» звучит куда благозвучнее и красивее, чем «блатняк». На смену утонченным и душевным песням пришла музыка сомнительного качества о жизни за решеткой.

Музыкальные исследователи рекомендуют разделять блатные, бардовские песни и романсы. Несмотря на общую составляющую - сюжетность - это разные жанры, которые характеризуют русскую культуру. А шансон был и остается французским, что не мешает нам наслаждаться трогательными и волнительными композициями со специфичным акцентом.

Будущее французского шансона рисуется по-разному. Одни считают, что он вполне может вытеснить поп-музыку, другие полагают, что жанр теряется на фоне современных звучаний. Спорить и разбираться, кто прав, а кто нет, можно долго. Вместо этого лучше включить записи французских исполнителей и окунуться в мир собственных переживаний и эмоций. Ведь именно для этого и был создан шансон.

Рожденный на сцене кабаре, шансон и сегодня остается неповторимым национальным способом доверительно и ярко говорить со слушателем о насущном и главном

В начале 2000-х, когда начался взлет FM-станции «Радио Шансон», русского интеллигента коробило использование знакомого и любимого слова не по назначению. За последующие 11 лет легитимизация жанра, прежде честно называвшегося «блатной песней» или попросту «блатняком», свершилась: протесты стихли, «русский шансон» стал одной из непререкаемых реалий культурного ландшафта страны. И все-таки до этого блатного триумфа было целое столетие, на протяжении которого слово «шансон» и для русского уха звучало совсем другой музыкой.

Что само это слово — chanson - и значит попросту «песня», знают все. Менее известно, что современный французский шансон, ставший в XX веке одним из главных символов культуры страны, прослеживает свою родословную со Средних веков. Точкой отсчета считается творчество труверов, поющих поэтов конца XI - начала XIV века, в особенности - великого Гийома де Машо, которого весьма ценил автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, а современники именовали не иначе как «богом гармонии». Впрочем, тот шансон имел свой, довольно сложный, канон и с нынешним состоит, мягко говоря, в непрямых родственных отношениях.

1. Ницца, февраль 1974-го: Жак Брель на съемках фильма Дени Эру, названного вполне в духе знаменитой песни русского шансонье Высоцкого про «не волнуйтесь, я не уехал»: «Жак Брель жив, здоров и живет в Париже». Брель, бельгиец и тонкий поэт, стал одной из икон французского шансона - уникального жанра, в котором равно востребованы талант стихотворца и предельная харизматическая искренность рок-звезды
2. 1961 год. На сцене Эдит Пиаф - «парижский воробушек», легенда не только шансона, но и галльской культуры вообще. О силе русской любви к Пиаф свидетельствует эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны» (1972), где советский разведчик Исаев (Штирлиц) в 1945-м слышит по радио ее песню и предсказывает певице великое будущее
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM (2)

Шансон, который мы знаем, сформировался в конце позапрошлого века в стенах театриков-кабаре. Тогда там не только танцевали канкан, но и пели. И тогда же оформился главный принцип шансона: это песня, исполняемая автором, как правило, в камерном помещении, песня, в которой музыка неразрывна с текстом, обычно сюжетным. Шансон становился песенным воплощением «идеального галльского характера» - романтического и взрывного, язвительного и максималистского, чуткого ко всякой несправедливости.

Первыми шансонье в нашем нынешнем понимании были Аристид Брюан (1851-1925) и Мистенгетт (1875–1956). Первый, артистический бездельник с Монмартра, пел на парижском арго едкие антибуржуазные песенки, на сцену выходил в эффектном «прикиде»: бархатная куртка, черные брюки, заправленные в высокие сапоги, на шее красный шарф. Таким его и изображал на афишах Тулуз-Лотрек (а сборники его песен иллюстрировал Теофиль Стейнлен, тоже художник не из последних). Псевдоним второй, как ни забавно, изначально был «англоязычным» (Мисс Тенгетт), но, слившись в одно слово, зазвучал франкофонно. Красивая дочь разнорабочего и портнихи, она начинала с юмористических песенок, снималась в кино, выступала на одной сцене с Жаном Габеном, пела в паре с Морисом Шевалье (они 10 лет были любовниками), а в связи с расставанием с ним исполнила песню Mon homme, и песня эта осталась в истории шансона навсегда. Это она изобрела головные уборы из перьев, которыми и поныне славится «Мулен Руж». Мистенгетт умерла в 80 лет, а со сцены ушла в 75.

Эпоха джаза изменила и французскую песню, которую в предвоенном Париже олицетворял Шарль Трене, выступавший в дуэте с джазовым пианистом Джонни Хессом. Манера Трене выглядит чем-то совершенно новым: он привносит во французский мюзик-холл ритмы джаза и гэги из американских комедий. Все еще плоть от плоти мюзик-холла, комик, энтертейнер, после Второй мировой Трене с лег костью завоевывает Америку. И когда в 1990-м Бернардо Бертолуччи в фильме «Под покровом небес» требуется музыкальная краска, характеризующая счастливую предвоенную жизнь, композитор электронного века Рюити Сакамото останавливается на Шарле Трене, на его знаменитой Je chante. После войны шансон становится серьезнее. Ему больше не нужны комикование и красотки в перьях, он хочет честного разговора со слушателем (а точнее, такого разговора хочет слушатель). В шансон приходят настоящие поэты и писатели - Борис Виан, скажем, тоже шансонье не из последних, хотя известен больше как джазмен и прозаик. Из Бельгии приезжает интраверт Жак Брель - единственный нефранцуз, ставший одной из главных икон шансона, большой поэт, писавший и живший на разрыв аорты. Берется за гитару Жорж Брассенс (во время войны бежавший с принудительных работ в Германии, сразу после ставший анархистом). Он сочиняет песни и на чужие стихи - и на чьи: Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго!.. Вообразим не то что нынешнего «русского шансонье», но хотя бы советского барда, кладущего на музыку стихи Тредиаковского или Державина… - нет, не выходит, не представить такой степени исторической непрерывности меняющейся культуры. Все дороги русского шансона, увы, ведут максимум к Есенину.

Мир же шансона французского безмерно разнообразен - и на уровне культурных связей, и на уровне лиц. Еврей Жан Ферра, чей отец погиб в огне холокоста, бескомпромиссный защитник рабочего класса, убежденный коммунист и при этом тонкий стилист. Любимец и автор песен самой Эдит Пиаф, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур - нежный и артистичный. Он вроде бы скорее эстрадник, чем шансонье, но все равно свой, все равно отсюда. Сама Пиаф, «парижский воробушек», легенда и боль Франции… Все они - и многие другие - люди шансона, представители единого стихотворного братства-сестринства, к которому с легкостью примыкают персонажи на поколение младше, кажущиеся поначалу чужими. Второй бельгиец в нашей истории, итальянец по крови Сальваторе Адамо, например. Его обвиняли в попсовости, пока не стало понятно, что Tombe la neige - это не просто заметки фенолога, а песня, мало уступающая великой брелевской Ne me quitte pas. Серж Генсбур, «гениальный хулиган», сыгравший «Марсельезу» в ритме регги, почти урод, «квазимодо», но разбиватель женских сердец, изменивший канон любовного шансона своей фразой Je t’aime... moi non plus («Я тебя люблю… я тоже нет»), близкий по духу и образу жизни (алкоголь и курево без меры) скорее к рокерам, - и он тоже из братства шансона.

Рамки раздвигаются все шире. Сегодняшний шансонье Бенжамен Бьоле использует электронику. Недавно умерший Мано Соло, тончайший поэт, играл панк-рок. В 1970-е никому не приходило в голову причислять к шансону главную рок-легенду Франции Джонни Холлидея - сегодня это кажется естественным. В новом шансоне нет стилистических ограничений, он впитывает в себя драм-н-бейс и босанову, ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон, например, вообще теперь поет по-английски и исполняет канонический электропоп, но то, что у нее по-французски, это шансон, и точка.

А русский шансон... если кого и вспоминать здесь, результат предсказуем: Окуджава и Высоцкий. И не потому даже, что первый пел о Франсуа Вийоне, а второму переводил песни на французский один из главных шансонье 1970-х, Максим Ле Форестье, - просто именно они по качеству стиха, степени искренности и актуальности, дистанции между автором и слушателем ближе всех к французскому образцу. Но даже они - это все-таки другая история. Шансон, «достояние республики», неотделим от культуры своей страны, в которой философские течения вызревали в бистро, а «новая волна» кино рождалась за барной стойкой. Это исключительно галльский способ говорить про жизнь, любовь, политику, счастье и несчастье. И, как бы ни менялись ритмы и моды, он не исчезнет, пока хоть кто-то на этой планете изъясняется по-французски.

Советские университеты французской песни

В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила две монофонические виниловые пластинки с песнями французских шансонье под общим названием «Под крышами Парижа». Этот сборник был на редкость репрезентативен - здесь были песни Иветт Гильбер, Мистенгетт, Шарля Трене, Жака Бреля, Шарля Азнавура (на фото вверху) и Жоржа Брассенса. В амплуа певцов здесь выступали известные у нас прежде всего как актеры Фернандель и Бурвиль. Не было в Москве 1970-х ни одного интеллигентного дома, где бы не оказалось хоть одной из этих пластинок.

Французский шансон! При этом слове перед глазами возникают удивительные люди - Серж Гензбур, Франсуаза Арди, Эдит Пиаф! Потрясающие исполнители, чьи великолепные песни глубоко вошли в мировую музыкальную историю и стали в некоем смысле гимнами ушедшего века! Их песни, ко всему прочему, прозвучали в любимых кинокартинах, с успехом прошедших на мировых киноэкранах. Да и поныне эти замечательные композиции часто звучат в современных фильмах.

Бесспорно, французский шансон бессмертен. Волшебное искусство заставляет сердце трепетать, предаваться светлой радости или лёгкой грусти по утраченной романтике ушедшей эпохи, прекрасным талантливым исполнителям, актёрам, музыкантам. Но когда мы вновь ставим затёртую пластинку, искусство вдруг таинственным образом опять оживает, наполняя мир вокруг своим удивительным шармом и очарованием.

Стоит упомянуть, что в России слово «шансон» трактуется несколько по-своему. Здесь в 90-е годы сформировался особый жанр музыки, который получил наименование «русский шансон». По большей своей части это была «блатная песня» - таким образом, сложное, насквозь криминальное время перестройки нашло своё отражение в творчестве, в частности, в музыке.

Аристид Брюан. Фото с сайта ru.wikipedia.org Но мы поговорим о французском шансоне в более глубокой интерпретации, в его истинном смысле. Он родился во Франции и блестяще был воспет, исполнен многочисленными талантливыми представителями! И эта великолепная музыка спасала жизни, заставляла сердца людей биться сильнее, помогала вновь поднять голову к солнцу и засветиться лучезарным улыбкам на устах. Пройдёмся же по вековым страницам истории шансона.

Не устаешь повторять, что шансон по своему истинному содержанию - изящная, глубоко поэтичная, величественная песня. Исторически шансон - это и французская эстрадная песня в стиле кабаре, и средневековая светская многоголосая песня. Каждая композиция - это в своём роде удивительный поэтический шедевр, своеобразный рассказ с глубоким внутренним содержанием. Давайте окунёмся в атмосферу французского шансона, раскроем для себя словно заново изящество и красоту этой великолепной музыки.

Мистингетт. Фото с сайта ru.wikipedia.org Свой путь французский шансон начал ещё с далёких средних веков. Можно сказать, что жанр пошёл с труверов. Труверы были поющими поэтами конца XI - начала XIV века. Особенно следует отметить удивительного Гийома де Машо, блестящего поэта и исполнителя, представителя эпохи Ars Nova. Разумеется, подобная музыка была немного отдалена от современного понимания термина «шансон». Тем не менее, его, несомненно, можно рассматривать как настоящего родоначальника жанра.

Более близкое и родное нам значение «шансона» сформировалось непосредственно в конце позапрошлого века. А началось всё с небольших творческих театриков и кабаре. Именно в них и сформировался основной смысл шансона: песня, исполняемая автором обыкновенно в камерном помещении, песня, неразрывно связанная с текстом. Песня, которая раскрывает собой истинный «галльский характер», наполненный романтикой и в то же время язвительностью, внутренней взрывной силой. И эта песня, надо признать, весьма восприимчива и неумолима к всевозможным несправедливостям.

Самые первые шансонье в XIX веке, признанные современностью как потрясающие представители жанра, были Аристид Брюан и, конечно же, Мистенгетт.

Шарль Трене. Фото с сайта ru.wikipedia.org Аристид Брюан являл собой яркий артистический образ с Парижского Монмартра. Он восхитительно исполнял на парижском арго пронзительные антибуржуазные композиции. На сцене Аристид запомнился как обладатель непревзойдённого стиля: бархатная куртка, чёрные брюки, заправленные в высокие сапоги. На его шее всегда красовался шикарный красный шарф. Удивительный образ Аристида Брюана неоднократно использовался в живописи, таким его изображали на плакатах. Именно в подобном амплуа он и запомнился благодарным слушателям, да и всем нам, почитателям и ценителям французского шансона!

Мистенгетт. Это имя - псевдоним, первоначально произошедший от английского имени Мисс Тенгетт. Мистенгетт была удивительной актрисой - певица, клоунесса-конферансье. Позже её псевдоним, слившись в одно слово, зазвучал более созвучно её творчеству и сценическому образу. Мистенгетт великолепно исполняла юмористические вещи, снималась в удивительном кино, выступала на сцене с блистательным Жаном Габеном, пела в дуэте с Морисом Шевалье. Именно её изобретением стали помпезные головные уборы из перьев, которыми так славится «Мулен руж».

Томительными волшебными нотами саксофона подступала эпоха джаза. В предвоенном Париже шансон представил Шарль Трене, который выступал с джазовым пианистом Джонни Хессом. Его удивительная манера несколько отличалась от классики. Он активно привносил в шансон ритмы джаза и гэги из замечательных американских комедий. Его потрясающая песня Je chante прочно вошла с сердца благодарных слушателей и стала всемирно известной. Также волнующе звучит композиция La Mer. Позже её исполнят Клифф Ричард и Далида. Кстати, известный американский исполнитель Бобби Дарин немного позже споёт её, превратив в свою легендарную и нашумевшую Beyond to sea.

После войны шансон становится всё более серьёзным, настраиваясь на социальную, общественную тематику, стремится вступить в прямой диалог со слушателем. В музыку приходят известные поэты и писатели. Борис Виан, талантливый поэт и прозаик. Бельгийский поэт Жак Брель, исполнивший знаменитую Ne me quitte pas, которую позже споют многие мировые исполнители. А талантливый Жорж Брассен создавал песни на стихи Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго.

Шарль Азнавур. Фото с сайта ru.wikipedia.org Мир французского шансона стремительно и неизбежно развивается! Появились новые исполнители - Жан Ферра, потрясающая Эдит Пиаф с её удивительными песнями Non, je ne regrette rien и La Vie en rose, которые знают во всём мире, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур, французский бельгиец Сальваторе Адамо, великолепнейший шансонье.

А ещё певица итальянского происхождения Dalida, которая спела вместе с Аленом Делоном свою знаменитую композицию - Paroles paroles. Шансон также блестяще исполняла талантливая актриса Катрин Денёв, сыгравшая главную роль в знаменитой кинокартине «Шербурские зонтики». И талантливая актриса, законодатель моды, певица, астролог Франсуаза Арди. Её превосходные песни: Tous les garçons et les filles, Le temps de l’amour глубоко актуальны и по сей день!

Особенно следует обратить внимание на удивительного исполнителя под псевдоним Серж Гензбур. Его настоящее имя Люсьен Гинзбург. Этот талантливый человек буквально изменил образ шансона, привнёс в него новые удивительные очертания и образы! Он ярко прожил свою жизнь, исполняя шансон и раскрасив его новыми музыкальными красками.

В 2010 году французский режиссёр Жоанн Сфара снял о Люсьене и его неподражаемом творчестве замечательный фильм Gainsbourg, vie héroïque (Генсбур. Любовь хулигана). В фильме прозвучали многочисленные потрясающие хиты Гензбура, прекрасно показана история его жизни.

Шансон стремительно набирает обороты, ему всё боле тесны какие бы то ни было рамки. И вот артист решает купить электрогитару . Смотрите, шансонье Бенжамен Бьоле уже активно использует электронику! Мано Соло - великолепный поэт, играет, по сути, настоящий панк-рок! Известная рок-легенда Франции Джонни Холлидей - новатор нового жанра.

Сейчас в шансон привносятся всевозможные крапления. Музыка соединяет в себе всевозможные стили, жанры, созвучия. Шансон активно насыщается жанрами драм-н-бейс и босанова, что ещё более раскрывает непередаваемое звучание музыки. Для примера можно взять ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон исполняет по-английски, а музыка представляет собой канонический электропоп. Но всё же перед нами всё тот же удивительный и волшебный шансон, исполненный ароматами и лазурными красками Франции.

В такие моменты понимаешь, что французский шансон - это не просто музыка, а целый удивительный мир! Это музыкальный рассказ о наших судьбах. Это и сугубо французское произведение: поэтичное, где сквозь слегка меланхоличный голос талантливого исполнителя мы слышим глубину жизни, её трагизм и в то же время радость, восхищение, волнительное наслаждение каждой секундой. Перед глазами стремительно пролетают образы, люди, жизни, ситуации, яркие мазки - всё сплетается в несколько минут звучания песни. В эти секунды понимаешь глубокую поэзию, красоту нашей обыденной жизни. Осознаешь её наивысшее Духовное начало!

При слове «шансон» некоторые вспоминают блатные песенки 90-х, исполняемые нашими соотечественниками. Однако какой новый мир возникает при воспоминании о французском шансоне! Ностальгия, радость, лёгкая грусть – вот что мы чувствуем, окунаясь в эту трогательную музыку, которую без преувеличения можно назвать бессмертной. В чём же заключается шарм подобных творений? Давайте разберёмся на примере конкретных исполнителей.

Аристид Брюан – считается одним из первых шансонье. В принципе, можно сказать, что предпосылки для формирования описываемого жанра зародились ещё в Средневековье. Тогда популярными были поющие поэты, которые достаточно тонко откликались на злободневные события. Но шансон в привычном для нас понимании подарил миру бездельник с Монмартра – именно так называли Аристида Брюана. На этого человека сложно было не обратить внимания – уж больно он выделялся, выходя в эффектной одежде и распевая антибуржуазные песенки. Таким же эффектным он и красовался на афишах от Теофиля Стейнлена, который, кстати говоря, был очень известным художником. Несмотря на яркость, пел он об уличной бедноте, передавая наиболее полно картину жизни ночного Парижа.

Мистангет – первая женщина-шансонье. Её творческий путь был весьма разнообразен и включал в себя исполнение на первых порах юмористических песенок, затем было кино. Выступать ей доводилось с такими легендами, как Жан Габен, Морис Шевалье. С последним женщину связывали и любовные отношения, после окончания которых она подарила миру композицию «Mon homme ». Этой песне суждено было войти в историю. А её знаменитые головные уборы из перьев увековечены в «Мулен Руж». Да-да, французский шансон имеет нечто общее и с кабаре помимо средневековых мотивов! Вот такое это удивительно явление – поэтический шедевр, в котором упор делается именно на содержание, а не на внешнюю форму.

Шарль Трене – а этот исполнитель привнёс в шансон немного джаза. В предвоенную эпоху сложно было удержаться от такого шага. Трене, к примеру, выступал в дуэте с Джонни Хессом, являвшимся известным джазовым пианистом. Кроме того, Трене привносил в шансон элементы гэги и хороший американских комедий – эта манера, безусловно, была необычна, но разве французский шансон обычен сам по себе? Тем более если зритель воспринимает её с восторгом – к примеру, так была воспринята песня «Je chante ». Чрезвычайно волнующей оказалась и «La Mer », которую в дальнейшем перепевали не раз.

Борис Виан – символизирует послевоенный шансон. Теперь шансон отказывается от задорных и юмористических нот, он предпочитает вести со своим слушателем честный и серьёзный разговор. Парадокс: при отношении шансона к зрителю, сам Виан написал свою первую песню забавы ради. И поначалу его «Дезертира» никто особо не хотел исполнять. Кроме, разве что, Мулуджи. Он и смог усмотреть в творении противоречие, после исправления которого композиция стала популярной. Главная ативоенная песня – как вам такое звание? Она была переведена на множество языков и исполнена множеством исполнителей.

Шарль Азнавур – скорее, относится к эстраде, но в шансоне всё равно «свой». Ирония, меланхолия, ностальгия – все эти темы прослеживались в его творчестве изначально, и изначально они считались принадлежащими к категории «табу». Путь к его признанию был долог и упорен, начиная с песни "Aprеs l"amour", но, в конце концов, успеха добиться удалось. Причём такого, что многим и не снилось. Проблемы людей, их трагедии – вот что волновало исполнителя по-настоящему и отразилось в творчестве.

Эдит Пиаф – вознеслась на вершины популярности благодаря целеустремлённости, трудолюбию, потрясающему драматическому таланту и необычному голосу. Истинная слава пришла к ней с песней «La vie en rose ». Слушать Эдит с одинаковым восторгом могли все – утончённая интеллигенция и обычные рабочие, даже королева Великобритании находилась в восторге от исполнительницы. Для миллионов людей именно голос Пиаф стал символом Франции. Чувствуется в её творчестве и неизменное очарование, которое выгодно выделяет «французского воробушка» из плеяды талантов шансона.

Серж Генсбур – и жизнь, и творчество этого человека наполнены красками. Он буквально изменил французский шансон! Новые образы, невиданные ранее очертания – вот чем обогатился жанр с появлением этого потрясающего человека. Уникальный голос и эксперименты в стиле как нельзя лучше способствовали этому. Парадоксом является то, что, будучи талантливым экспериментатором, Генсбур яростно отрицал свою причастность к поэзии. Но как иначе объяснить частое присутствие в его творчестве каламбуров, необычных рифм, если не талантом в поэтическом мастерстве? Старомодность, условности – со всем этим шансонье боролся как только мог. А вот использование английских речевых оборотов, переделанных на французский лад – это практиковалось.

Французский шансон – это целый мир, который не описать в двух словах, и представителей которого не перечислить в одной статье. Данный жанр воистину многогранен. Стоит лишь послушать что-нибудь из него – и вы сами в этом убедитесь. А чтобы еще и научиться понимать текст песен, приглашаем вас на .