Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств. Музейные программы для детей Государственный музей А.С.Пушкина
Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы . Программа «Волшебный мир искусств » является музейно -педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства .
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством . Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования . В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно- образовательному процессу , так как музей любого профиля , в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением . В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания . Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно . Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею , тем эффективнее будет педагогический результат.
Данная программа «Волшебный мир искусств » посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении . Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде .
Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды , помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.
Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства , но и искусства в целом .
Задачи программы :
1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.
2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами , запечатленными в произведениях искусства .
3. Развитие визуальной грамотности : формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении , обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия .
4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.
Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством . Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой , литературой, искусством театра , помогающий более полному раскрытию художественного образа .
Возраст детей : воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.
Срок реализации : программа разработана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий : занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее .
Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств » . Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве .
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .
Формы занятий : - Беседа об искусстве , природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие , проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде .
Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством , необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.
1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.
2. Принцип свободы : свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.
3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.
4. Вопросно-ответный метод ведения занятий : речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.
5. Наличие «проводника в искусство » , пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.
6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.
7. Индивидуальный подход к детям : учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.
8. Задача данной программы , а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.
Культурно-образовательные программы, проводимые Чувашским государственным художественным музеем:
- - воскресная студия культурно-эстетического воспитания детей и взрослых (ОРиЗИ, рук. Л.А. Макарова).
- Музей с 2015 года участвует в Федеральной программе экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки» и постоянно обменивается опытом с ведущими музеями Москвы по программе «Урок в музее». Урок в музее - это отдельное занятие или цикл занятий в одном из филиалов ЧГХМ в рамках предметов «Искусство», «Мировая художественная культура», «Культура родного края», «История», «Музыка», «Технология». Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он обязательно связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.
- Для детей разных возрастов (и интересующихся взрослых) музей предлагает серию тематических экскурсий по постоянной экспозиции - «Чувашское изобразительное искусство: Истоки. Развитие. Современность», включающие в себя не только рассказ о произведениях искусства, но и игры, творческие задания и другие элементы зрительской активности.
- В гостях у Музейки - День открытых дверей каждое последнее воскресенье месяца, для возрастной категории до 18 лет: встречи с ведущими художниками Чувашской Республики, композиторами, музыкантами, поэтами; разнопрофильные мастер-классы, концертные выступления учащихся ДМШ им. Максимова и ЧДШИ № 1 (ЧГХМ, рук. Л.И. Кадикина).
- - чтение, беседы, мастер-классы, просмотр видео- и део- фильмов для дошкольников и младших школьников (ЧГХМ, рук. М.В. Готлиб).
- Индивидуальные посетители с детьми могут воспользоваться «Музейным чемоданчиком» , чтобы знакомство с постоянной экспозицией ЧГХМ прошло в атмосфере исследовательской игры. Спрашивайте в кассе.
Квесты, игры творческие встречи на сменных экспозиция.
Несколько раз в месяц в отделах музея открываются сменные выставки, и для каждой из них мы разрабатываем детскую программу, возможна организация встречи с художниками и тематических мастер-классов. Смотрите в афишу и договаривайтесь с нами по телефонам: 62-42-57 и 89176773124.
Беседы о литературе (ЦСИ ЧГХМ, рук. В.А. Бамбурин).
Школа юного иллюстратора - программа, рассчитанная на детей 7-12 лет. С опорой на произведения современной и классической детской литературы знакомит с устройством книги и разными видами иллюстраций, предполагает изучение работ российских и зарубежных художников книги, освоение разнообразных живописных и графических техник. Педагог - художник Татьяна Лисицына. Запись на занятия по телефону 89373764916.
В 2017/18 учебном году Музеи Московского Кремля приглашают на семейные экскурсионные программы
, лекции и музейные занятия в студии «Светлица»
, а также в секциях Клуба любителей древностей
. Занятия проходят в экспозиции музеев и на территории Детского центра.
Третьяковская галерея
от 5 лет
с октября по апрель
стоимость: занятия от 650 руб., лекции от 120 руб.
Детей от 5 лет приглашают в творческие мастерские в Новой Третьяковке «Азбука красок»
(5+), «Мир музея»
(6+), «Мастерская художника»
(7+), «Стихи и краски»
(8+), «Про личности. Дело художника»
(9+). В лектории в Лаврушинском переулке можно посещать циклы лекций «За тридевять земель»
(6+), «Сказочная страна»
(7+) и «Сказки про животных. Мир книжной иллюстрации»
(7+). Посещать занятия можно как по абонементу, так и на разовой основе.
Московский Мультимедиа Арт Музей
от 6 лет
с сентября по май
стоимость: от 21000 руб./год, 10500 руб./полгода
Музей предлагает несколько детских курсов, ориентированных на изучение искусств. Детей ждут на занятиях «30 шедевров мирового искусства»
(6+), «Искусство древнего Рима и Византии», «История искусства: Барокко»
(7+), «Искусство Возрождения. Великая эпоха и великие имена», «История Древнего мира. Искусство Междуречья и Древнего Египта»
(8+). Также в МАММ проходит авторский курс Дарьи Невской «Диалоги о культуре»
, ориентированный на ребят 2-11 классов. Для участия необходимо приобрести абонемент на год или полгода занятий.
Музей декоративно-прикладного и народного искусства
от 5 лет
с октября по апрель
стоимость: от 3000 руб./абонемент, от 600 руб./разовое занятие
В Музее ДПНИ есть семейный абонемент «Русский дом»
для детей 5-6 лет. На семейных занятиях по музейной арт-терапии «Шаг за шагом»
ждут ребят 7-11 лет с родителями. Цикл занятий «Встречи в Доме Остермана»
(9-11 лет) знакомит детей с коллекцией фарфора и художественного стекла, а «Дом-Храм-Корабль»
(12-13 лет) — с историей и практикой русского зодчества. Посещать занятия можно как по абонементу, так и на разовой основе.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
от 5 лет
с октября по май
стоимость: от 3000 руб./абонемент
ГМИИ им. Пушкина приглашает в кружки Центра эстетического воспитания «Мусейон». Есть семейные группы для родителей с детьми 5–6 и 6–7 лет, а также студии «Беседы об искусстве»
для младших школьников (2-5 классы). Продолжить обучение можно на курсах Клуба любителей искусств
, адресованных средним школьникам (5-8 классы). Также в музее действуют студии, куда можно поступить только пройдя собеседование: курс «Компьютерная графика», Изостудия
(5–6 лет), художественные мастерские по керамике
(9+) и эстампу
(11+). В Клуб юных искусствоведов
приглашают подростков, которые всерьез заинтересовались историей искусства. Для занятий в кружках нужно приобрести абонемент.
Институт русского реалистического искусства
от 3 лет
с сентября по май
стоимость: 5000 руб./5 занятий, 15000 руб./15 занятий
В ИРРИ детей 3-5 лет с родителями ждут на семейном курсе «Первый шаг в искусство»
. Малыши также могут попробовать себя в разных жанрах на занятиях цикла «Арт-профи»
или с театральным искусством на курсе «Театр. Там, где живет волшебство»
. Для детей 8-14 лет запустили новую программу «Музей будущего»
, участники которой смогут почувствовать себя практикующими архитекторами. Мастер-классы проходят в трех форматах: курсы - интенсивы (3 дня), короткие и долгосрочные (5 и 15 занятий) образовательные программы. По окончанию курсов участникам выдают сертификаты от института.
Московский планетарий
от 5 до 8 лет
с сентября по декабрь/с октября по май
стоимость: 3500 руб./7 программ
В Планетарии малышей 5-8 лет ждут на занятиях «Театра увлекательной науки»
. Их ждет семь научных спектаклей, которые объясняют устройство мира: «Семья Солнышка», «Живые часы и компасы», «Проделки Луны», «Приключения Капельки воды», «Сказки Неба», «Путешествие солнечного лучика», «Секреты радуги». Для школьников 6-7 классов в Планетарии открыли бесплатный кружок астрономии
, который будет работать с октября по май. В программе: выездные наблюдения, экспедиции в обсерватории России, встречи с легендарными космонавтами и крупными учеными, интересные экскурсии. Еще один образовательный проект — , где с октября по декабрь школьникам 4-9 классов рассказывают о законах природы и их проявлениях на звездном небе.
Музей Востока
от 7 лет
с октября по май
6000 руб./15 занятий
Для младших школьников в музее открыт кружок «Юный Востоковед»
, где учеников 1-2 и 3-4 классов знакомят с культурой Востока и устройством музея посредством экскурсий, лекций и мастер-классов. Для школьников постарше (5-6 класс) проходит образовательная программа «Белый журавль»
, направленная на углубленное изучение культуры и искусства Древнего и Средневекового Востока. посещать занятия можно по абонементу.
Государственный музей российской литературы им. В.И. Даля (Гослитмузей)
от 5 лет
с сентября по май
стоимость: от 250 руб./занятие, от 1000 руб./абонемент — «Книжная полка», 500 руб./занятие, 3400 руб./7 занятий — «Сказка выходного дня»
Гослитмузей приглашает детей на занятия в двух своих филиалах. В , которая работает в Музее ХХІ века , действует несколько абонементов: основной абонемент для детей 5-9 лет, литературная мастерская Валентины Дёгтевой для детей 10-13 лет и Мастерская сторителлинга для детей 10-13 лет. Заниматься в студии можно как по абонементам (на полгода или год), так и посещая разовые занятия, тематика которых совпадает с занятиями по абонементу.
В Доме И. С. Остроухова в Трубниках действует — в течении года можно посетить каждый из пяти образовательных кружков по литературе и русскому языку. Есть программы как для малышей, так и для школьников: «Книжные истории» (5+), «Литературный календарь» (7+), «Сказки и мифы народов мира» (7+), «Занимательная филология» (12+).
Еврейский музей и центр толерантности
от 3 лет
с сентября по май
стоимость: от 3000 руб./абонемент, от 300 руб./занятие
В Детском центре музея с началом учебного года стартует множество кружков и студий. Например, развивающая программа «У ребёнка 100 языков»
для детей 3-4, 4-5 и 5-6 лет. Для детей 4-6 лет открыта студия английского «Little Bookworm»
и клуб «Научная нешкола»
. С 5 лет можно заниматься в Шахматном клубе
или в театральной мастерской «Театр в кармане»
. Для участников 8-12 лет работают студии Театр на английском «Drama people»
и Кинопроект «8»
. Для всех этих студий необходимо приобретать абонемент на месяц занятий. По воскресеньям в музее проходят занятия проектов Baby Parking
(3+), «Наука через искусство»
(3-5 лет) и дизайн-бюро «Простые формы»
(6+), которые можно посещать на разовой основе.
Государственный Исторический музей
от 7 лет
с сентября по апрель
стоимость: от 4200 руб./абонемент
В ГИМ работает множество кружков для школьников, а посещать занятия можно с родителями. Можно знакомиться с работой художников разных эпох в студии «Жар-птица», изучать историю Древней и Средневековой Руси, раскрывать тайны нумизматики, знакомиться с историческим театром кукол, старинным рукоделием или видами резьбы по дереву. Всего в новом сезоне будет работать 17 кружков
разной направленности. Для занятий необходимо приобрести абонемент.
Музей археологии Москвы
от 5 лет
с сентября по декабрь
стоимость: 450 руб./занятие
По воскресеньям филиал Музея Москвы на Манежной площади приглашают детей и родителей на ролевую программу «Играем в прошлое» и на занятия из цикла «Занимательная археология». В любой день, кроме понедельника можно посетить «Археологический практикум» и самому почувствовать себя археологом. Для посещения циклов занятий требуется предварительная запись.
Государственный Музей А.С. Пушкина
от 5 лет
с сентября по декабрь
стоимость: от 400 руб./занятия, от 1350 руб. абонемент
В Пушкинском музее для детей 5-7 лет с родителями проводят игровые тематические экскурсии «Играем сказки А.С. Пушкина»
, «Негде в тридевятом царстве»
и «Сказки Ученого Кота»
. Посещать их можно по предварительной записи. Также в музее действуют экскурсионные абонементы для школьников: «Поговорим о старине»
(1-5 классы) и «Привычки милой старины»
(3-5 классы).
Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 5 лет
с сентября по май
стоимость: от 150 руб.
По выходным в Биологическом музее имени Тимирязева действует программа «Семья в музее»
. Родителей с детьми ждут занятия «Смотри в оба!»
, на которых можно посмотреть на мир глазами насекомых через специальные очки и испытать на себе оптические иллюзии, занятия «Зоопарк в капле воды»
, на которых можно рассматривать под микроскопами мельчайших существ, «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»
и «Уроки географии»
, на которых мастерят из бумаги, клея, картона, пупырчатой плёнки и упаковок из-под яиц и слушают рассказы об окружающем мире.
Экскурсии по выставке «Лицом к лицу с природой»
«Путешествие с Аленкой»
Экскурсия по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди», путешествие с сестрицей Аленушкой по лесам, степям, рекам и озерам в поисках потерявшегося братца Иванушки.
«Лесная прогулка»
О многообразии мира природы таежной и лесостепной природных зон.
«Путешествие в страну мамонтов»
О животных ледникового периода, обитавших на территории Омского Прииртышья (возможно проведение выездного занятия).
Музейные беседы
«Здравствуй, музей!»
Знакомство с музейными терминами, правилами, профессиями, с разделами музейной экспозиции.
«Бабушкин сундук»
Беседа о старинных вещах и предметах повседневной жизни, вышедших из современного обихода
«Изобретатели далекого прошлого»
Беседа о наиболее значимых изобретениях первобытного человека на выставке «Археология Омского Прииртышья». Мастер-класс: придумай орнамент для горшочка.
«Как рос и строился Омск»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о походе И. Бухольца и основании первой Омской крепости. Мастер-класс в технике пластилинографии (возможно проведение выездного занятия).
«Кто здесь живет?»
Беседа о многонациональном составе населения и многообразии культур народов Сибири на примере различных типов жилищ (возможно проведение выездного занятия).
«Как хлеб на стол попал»
Беседа о тяжелом крестьянском труде в процессе выращивания зерна и о бережном отношении к хлебу (возможно проведение выездного занятия).
«Вышиваем полотенце»
Беседа о традиционном орнаменте с практической работой по оформлению бумажного полотенца (возможно проведение выездного занятия).
«Любимая игрушка»
Беседа о старинных и современных игрушках разных народов. Мастер-класс по изготовлению игрушки своими руками (возможно проведение выездного занятия).
«История глиняной посуды»
Беседа о появлении глиняной посуды, ее использовании, профессии гончара и гончарном круге (возможно проведение выездного занятия).
«Чем писали и пишут люди»
Беседа об истории письменных принадлежностей. Мастер-класс по письму пером (возможно проведение выездного занятия).
«Книжка с картинками»
Беседа об истории появления книги и видах книжной графики (возможно проведение выездного занятия).
«Волшебное превращение копейки»
Беседа об истории денежных знаков (возможно проведение выездного занятия).
«Здравствуй, лес!»
Беседа-знакомство (с использованием мультимедийной презентации) с природой родного края, лесными жителями Омской области, значением леса в жизни человека. Мастер-класс «Мой лес» в технике аппликации (возможно проведение выездного занятия).
«Камешки в песочнице»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о составе песка и его образовании с показом коллекции минералов (возможно проведение выездного занятия).
«История ложечки»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о возникновении знакомого предмета – ложки. Мастер-класс по изготовлению ложечки из газетных трубочек в технике плетения (возможно проведение выездного занятия).
«Эх, лапти, лапоточки...»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о традиционном виде обуви русских крестьян. Мастер-класс по плетению лаптей (возможно проведение выездного занятия).
«Страна Пионерия»
Беседа о пионерском движении, красном галстуке, торжественных линейках и бое барабана.
«Путешествие на ретромобиле»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о разных видах транспорта, сопровождающаяся фоторядом изображений видов города (возможно проведение выездного занятия).
«Детство, опаленное войной»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о жизни детей в тылу на примере нашего города, о детях-фронтовиках. Мастер-класс «Фронтовая открытка» (возможно проведение выездного занятия).
«Они помогли победить!»
Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о животных, помогавших человеку ковать победу на фронтах Великой Отечественной войны (возможно проведение выездного занятия).
Игровые занятия
Цикл «Один день лета весь год кормит»
«День огурца»
Об истории появления огурца в России, его полезных свойствах и приметах из русского земледельческого календаря. (возможно проведение выездного занятия).
«Томатина»
Об истории появления помидора в России, его полезных свойствах, о ежегодном «томатном» празднике, проходящем в испанском городе Буньоль. (возможно проведение выездного занятия).
«Картофелина»
Об истории появления картофеля на Руси, его полезных свойствах. Мастер-класс по изготовлению картошки-игрушки. (возможно проведение выездного занятия).
«День луковой слезинки»
Об истории применения лука в далеком прошлом, его полезных свойствах, русском земледельческом календаре, о празднике Вторые Осенины. (возможно проведение выездного занятия).
Цикл «Делу время, а потехе час»
«Сидел Фома на лавочке»
О детстве крестьянских детей, приобщении их к работе, а также о традиционной игровой культуре (возможно проведение выездного занятия).
«У медведя во бору»
О правилах поведения детей в лесу и его обитателях, рассказ о леших, водяных, болотных (возможно проведение выездного занятия).
«Как на наши именины»
О традиционных обрядах и обычаях, сопровождающих празднование именин, и тайне происхождения своего имени. Мастер-класс по изготовлению куколки «Кувадка».
Театрализованные мероприятия: музейные праздники
Новогодний утренник в музее.
«Масленица»
Традиции празднования русской Масленицы, особенности каждого дня масленичной недели, хоровод, детские игры и забавы, театр Петрушки.
«Сороки»
Традиционный праздник, отмечаемый в народной культуре, когда «зима кончается – весна начинается...». Гостей ждет театрализованная программа, игры, загадки, мастер-класс.
«Солнечная свадьба в купальский день»
Традиции празднования дня Ивана Купалы, беседа о русалках, нечистой силе, сборе трав и поиске цветка папоротника.
«День любви, семьи и верности»
Праздник, посвященный Дню любви, семьи и верности, который отмечается 8 июля. Дети узнают об истории праздника, семейных ценностях, традициях и обязанностях.
«День капусты»
О празднике Воздвижения, «капустных» вечерках, приметах и истории появления этой овощной культуры.